Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Естественные монополии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство Образования РФ
Псковский филиал  
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
Факультет экономики  и управления предприятием
городского  хозяйства
КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине “Экономическая теория”
Тема: “Естественные  монополии”                                                       
Выполнил: Гордиенко  Д.В.                                                       
Группа: 1350  
Руководитель: Дмитренко В.Н.
Псков
2002г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственногоконтроля……………………………………………… 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5
1.2. Государственное  регулирование и контроль в  сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9
1.3. Юридическая ответственность  за нарушение законодательства  о естественных монополиях………………………………………………..14
2. Глава: государственное  регулирование естественных монополий.. 17
2.1. История и перспективы  развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22
2.3. Регулирование  ценовой политики естественных  монополий……..28
Заключение………………………………………………………………  33
Список литературы……………………………………………………… 34
Введение.
Тема регулирования  естественных монополий особенно актуальна  в России, т. к. законодательная база в ней еще оченьслабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России вчастности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен надостижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественныемонополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве стран эти отрасли либоявляются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с цельюпомешать им, воспользоваться монопольной властью.
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимотстиот природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезныхископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное иследование иреформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитиеестественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов,нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственныхинтересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующийфактор развития экономики.  
От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитиеэкономики России и уровень ее благосостояния.
Цель работы: исследовать эту тему и изучить само понятие естественных монополий.
Задачи работы: рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самойзаконадательной базы, а также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю задеятельностью данных субъектов. 
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля.
1.1. Понятие и нормативно-правовая  основа.
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей производства (в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи, с чем спрос  на данном товарном рынке на них, в  меньшей степени зависит от изменения  цены , чем спрос на другие виды товаров.
Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и  выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли  инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Естественные монополии возникают  там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод, параллельно уже действующим.
Естественная монополия  существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма  может снабжать весь рынок, имея более  низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих  фирм. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного  пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении  продукта настолько велик, что для  получения низких издержек на единицу  продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между  многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие  цены, чтобы покрыть эти издержки.
Наряду с отмеченными  положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная  оборотная сторона - возможность  господствовать в соответствующих  рыночных отношениях, устанавливать  свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в  сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.
Исходное понятие  естественной монополии расплывчато  и не дает ясного представления. Поэтому  эта формула дополнена еще  тремя существенными компонентами.
Первый относится  к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному  процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное  удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.
Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих  нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста.
Третий по счету  компонент - главный по значимости с  точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов  рыночной экономики – цены: спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий,в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. 
Лишь все составляющие понятия, взятые вместе дают более или  менее полное представление о  естественных монополиях. Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий  можно отнести деятельность очень  многих предпринимателей. Взять для  примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и  продавцов. Чем больший объем  хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы  людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно  отрасли народного хозяйства  или отдельные виды хозяйственной  деятельности отнести к естественным монополиям. История российского  законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько  лет, но и за это короткое время  сферы естественных монополий уже  кардинально изменились и продолжают уточнятся в настоящее время.
Правовое понимание  естественных монополий предполагает обязательное выявление особенностей субъектного состава участников соответствующих общественных отношений. Одну сторону участников этих отношений  представляет субъект естественных монополий, – хозяйствующий субъект, занятый производством и реализацией  товаров в условиях естественной монополии. В качестве хозяйствующих  субъектов могут быть только юридические  лица. Граждане – индивидуальные предприниматели  таким правом не располагают. Юридические  лица в статусе хозяйствующих  субъектов делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
Вторая сторона  участников общественных отношений  в сфере естественных монополий  – потребитель. Им может быть как  юридическое лицо, так и физическое лицо, приобретающее товар, производимый и реализуемый субъектом естественной монополии.
Таким образом, в сферах естественных монополий прямо функционируют  два лица: субъекты естественных монополий  и потребители. Назначение государственно-прававого  регулирования – соблюсти, а при  необходимости уравновесить баланс их интересов. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, реальную доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров  для потребителей, а с другой –  эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов  естественных монополий. Кроме субъектов  естественных монополий и потребителей, в общественных отношениях участвуют  федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования  и контроля естественных монополий.
1.2. Государственное  регулирование и контроль в  сферах естественных монополий.
Для регулирования  контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные  органы исполнительной власти  по регулированию естественных монополий.
Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный  орган исполнительной власти может  регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные  органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.
Задачи органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, существенно отличаются от задач антимонопольных органов  при применении Закона о конкуренции. Важнейшая задача антимонопольных  органов поощрять и развивать  конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики.
Для сферы действия естественных монополий конкуренция  неэффективна либо невозможна в силу технологических и других причин. При неэластичности спроса на товары и услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность диктовать цены потребителю, устанавливать невыгодные условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования их деятельности. Поэтому в 1995 г. был принят Закон о естественных монополиях, предусматривающий прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов в этой сфере, жесткое регулирование цен, контроль над заключаемыми ими крупными сделками и капиталовложениями, влияющими на ценообразование.
Органы по регулированию  деятельности субъектов естественных монополий обладают следующими полномочиями:
·        полномочия, связанные с прямым регулированием деятельности субъектов естественных монополий;
·        полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях.
Закон о естественных монополиях предусматривает использование  следующих методов государственного регулирования:   
- во-первых, органы  регулирования естественных монополий  могут применять ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  цен или их предельного уровня. Государство не вправе использовать  ценовое регулирование в рыночных  отношениях. Согласно ст. 424 ГК РФ  исполнение договора оплачивается  по цене, установленной соглашением  сторон. И только в предусмотренных  законом случаях  применяются цены (тарифы, расценки, ставки и. т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.
Второй специфический  метод регулирования – определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые в них товары нередко  ограничены по своим ресурсам, а  то и вовсе исчерпаемы (полное использование  разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.
Решение о применении методов регулирования принимается  на основе анализа деятельности конкретного  субъекта естественной монополии. При  этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
-издержки производства (реализации) товаров, в том числе  заработная плата, стоимость сырья  и материалов, накладные расходы;
-налоги и другие  платежи;
-стоимость основных  производственных средств, потребности  в инвестициях, необходимых для  их воспроизводства, и амортизационные  отчисления;
-прогнозируемая прибыль  от возможной реализации товаров  по различным ценам (тарифам);
-удаленность различных  групп потребителей от места  производства товаров;
-соответствие качества  производимых (реализуемых) товаров  спросу потребителей;
-государственные  дотации и другие меры государственной  поддержки.
Сами органы регулирования  деятельности естественных монополий  строят свою работу в обстановке широкой  гласности. Они обязаны через  средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий, а также  о применяемых методах регулирования  деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях  и требованиях, предъявляемых к  ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют  доклад о своей деятельности. Через  средства массовой информации они обязаны  сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что  касается решений по делам, связанным  с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.
1.3. Юридическая ответственность  за нарушение законодательства  о естественных монополиях.
За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях»  виновные несут различную юридическую  ответственность.
Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими  этот Федеральный закон, причинены  убытки, в том числе от завышения  цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных  убытков может быть принято органом  регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании  убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект,  а любое другое лицо - субъект гражданского права.
Не освобождаются  от гражданско-правовой ответственности  и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом  принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в  результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков  в порядке, предусмотренном гражданским  законодательством.
Наиболее действенной  санкцией, применяемой органами регулирования  естественных монополий к нарушителям  Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о  наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к  административной ответственности  в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов  власти. В отличие от гражданско-правовых, административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения  законодательства, могут применять  только органы регулирования естественных монополий.
Субъекты естественных монополий несут ответственность  в виде штрафа за следующие нарушения:
-завышение цен,  установленных органом регулирования  естественной монополии, - в размере  до 15 тыс. минимальных размеров  оплаты труда;
- неисполнение решения  выданного органом регулирования  естественной монополии, в размере  до 10 тыс. минимальных размеров  оплаты труда;
- представление органу  регулирования естественной монополии  недостоверных сведений – в  размере до 1000 минимальных размеров  оплаты труда;
- непредставление  органу регулирования естественной  монополии уведомления для предварительного  контроля – в размере до 600 минимальных размеров оплаты  труда;
- непредставление  в срок по требованию органа  регулирования естественной монополии  документов или иной информации  необходимой для осуществления  его деятельности, - в размере  до 500 минимальных  размеров оплаты труда.
Руководители субъектов  естественных монополий, должностные  лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность  за:
- неисполнение в  срок решения соответствующего  органа регулирования естественной  монополии – в виде предупреждения  или штрафа в размере до 50 минимальных  размеров оплаты труда;
- непредставление  документов или иной информации, затребованных органом регулирования  естественной монополии, либо  представление заведомо недостоверных  сведений – в виде предупреждения  или  штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.
Административная  ответственность самих исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том  числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной  власти и местного самоуправления –  из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в  доход федерального бюджета. Взыскание  штрафов с государственных органов  нередко означало бы «перекачку»  денег из федерального бюджета в  федеральный же бюджет.
Должностные лица органов  регулирования естественных монополий  за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том  числе  за разглашение  сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов  естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия  решения  о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате  чего было принято неправильное решение.
2.Глава: государственное  регулирование  естественных монополий.
2.1 История и перспективы  развития системы регулирования.
В последнее время  в России  были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий. В августе  1995г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования  на федеральном уровне.
В странах с развитыми  рыночными экономиками современная  концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
Применение экономического регулирования необходимо для:                       - обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
- стимулирования  предприятий к сокращению издержек  и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению  эффективности инвестиций и. т.  д. 
- определения структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей;
-создания условий  для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного  доступа конкурентов к информационным  сетям).
Классическими примерами  естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и. т. д.
В советской экономике  все цены устанавливались в плановом порядке, и, таким образом, не возникало  проблем со специальным выделением отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике  обусловил необходимость применения определенных методов регулирования  естественных монополий.
В 1994г. правительство  стало уделять большое внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи  с необходимостью остановить рост цен  в соответствующих отраслях. Идея состояла в том, чтобы регулировать цены (тарифы) лишь в отраслях, обладающих естественной монополией, оставив все  остальное ценообразование свободным рыночным процессам.
К 1995г. была сформирована только одна система регулирующих органов. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992г. для регулирования тарифов на электроэнергию.  Регулирование других естественных монополий осуществлялось соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей  сообщения, Минсвязи). Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.
Однако даже в электроэнергетике  до 1995г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный  контроль за хозяйственной деятельностью  естественных монополий был значительно  ослаблен в связи с преобразованием  многих предприятий  в  акционерные общества.
С общим сокращением  производства в России спрос на продукцию  и услуги отраслей – естественных монополий -, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли  являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит  постоянный характер. В результате быстро росла доля постоянных издержек в цене  единицы продукции.
В 1994-1995 гг. отраслевые цены российских естественных монополий  росли более быстрыми темпами, чем  в других отраслях экономики (см. табл. 1). Они приблизились к уровню мировых  цен, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли  их. Потребители начали оказывать  давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания  цен.
Табл.1 Цены  (тарифы) в отраслях естественных монополий.
  Декабрь 1994 г.
Август 1995 г.
Август 1995 г. к декабрю 1994 г. Декабрь 1994г. к декабрю 1993г.
Газ, цена за тыс. куб. м, руб. Электроэнергия, руб. (средний тариф закВт*ч)
Железнодорожн. тариф
Курс рубля  к доллару
Потребит. цены
73770  81,5 
3249
240550  260,4 
4405
3,26           3,19          
2,71          
1,35          
1,.96
3,4            2,7           
4,2             

2,6           
3,24
Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой  промышленности, отраслях связи и  на железнодорожном транспорте обусловил  необходимость постановки вопроса  об обоснованности издержек (расходы  на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о  соответствии качества предлагаемой продукции  и услуг уровню цен. Во всех  отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата заметно превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями (см. табл. 2).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.