На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль аудита в оценке достоверности бухгалтерской отчетности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ 

    НОВОСИБИРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ» 

    Кафедра бухгалтерского учета 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа по теме:
    «Роль аудита в оценке достоверности бухгалтерской отчетности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила студентка
    группы  

    Проверил  преподаватель
    Яцюк  А. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Новосибирск 2010
 

 
 Содержание
 Введение  3
    Бухгалтерская отчетность в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета
 5
      Бухгалтерская отчетность и ее пользователи
 5
      Состав бухгалтерской отчетности, порядок её составления и классификация
 8
      Требования, предъявляемые к отчетности по российским и международным стандартам
 15
    Необходимость аудита и его значение
 23
      Сущность аудита, его цель и задачи
 23
      Процедуры аудита с целью подтверждения предпосылок подготовки бухгалтерской финансовой отчетности
 26
      Аудиторское заключение по результатам аудита
 31
 Заключение  38
 Список  использованных источников  40
 Приложения  42
 

 Введение
    Одним из важнейших условий функционирования экономики, её элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие объективной информации, позволяющей принимать ими обоснованные управленческие решения. Исторически и теоретически доказано, что такая информация создаётся в виде бухгалтерской отчётности (по западной терминологии – финансовой отчётности).
    Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в  бухгалтерском учёте формируются  показатели о финансовом, имущественном  положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности и их изменениях. Информация об имущественном и финансовом положении раскрывается в бухгалтерском балансе, о финансовых результатах деятельности организации в отчёте о прибылях и убытках, а информация о платёжеспособности, о происхождении денежного капитала организации и способах его коммерческого использования в отчёте о движении денежных средств. Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении обеспечивается единством указанных отчётов, а также рядом дополнительных показателей и соответствующими пояснениями.
    Значение  составления и представления  бухгалтерской отчётности определяется рядом законодательных и иных правовых актов. Так, ГК РФ определяет, что одним из двух признаков юридического лица является наличие самостоятельного баланса, т.е. формирование организацией бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчётности. Федеральные законы об организационно-правовых формах организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.) содержат множество норм, указывающих на важность наличия бухгалтерской отчётности, поскольку исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов и др.) производится только на основе бухгалтерской отчётности, а одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение бухгалтерской отчётности (для публичных компаний ещё и аудиторского заключений). Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» установлены состав бухгалтерской отчётности, обязательные адреса представления (учредители, участники и территориальные органы государственной статистики), сроки представления, публичность отчётности. НК РФ, КоАП РФ, УК РФ предусматривают налоговую, административную и уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц за достоверность бухгалтерской отчётности.
    В развитии процессов реформирования экономики России одно из центральных  мест отводится совершенствованию  национальной системы бухгалтерского учёта и отчётности, возможности которой позволяют обеспечить широкий круг хозяйствующих субъектов – участников рыночных отношений любым стоимостным показателем, характеризующим производственно- хозяйственную, инвестиционную или финансовую деятельность коммерческой организации. Эффективность такой деятельности в большой степени зависит от того, способна ли информация, формируемая бухгалтерским аппаратом, отвечать требованиям достоверного и прозрачного представления, составляющим основу качественных решений в области формирования, использования и распределения экономических ресурсов, контролируемых организацией.
    Повышение значимости роли специалистов в области  бухгалтерского учёта в управлении предприятием и доверия к их профессиональному суждению предполагает высокий образовательный уровень бухгалтерских кадров, поэтому их профессиональная подготовка должна строиться на основе понимания тех целей и задач бухгалтерского учёта, которые способствуют развитию рыночной экономики России и её дальнейшей интеграции в мировое сообщество.
    Целью данной курсовой работы является изучение роли аудита в оценке достоверности  бухгалтерской отчетности.
    Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
    изучение бухгалтерская отчетность в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
    выявление необходимости аудита и его значение.
     
    Бухгалтерская отчетность в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета
      Бухгалтерская отчетность и ее пользователи
    Согласно  российским стандартам бухгалтерская отчётность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учёта с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщённой информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определённых деловых решений.
    В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Эта целевая направленность является существенной в их деловой активности. Концептуальной основой бухгалтерской отчётности организаций в условиях рынка является формирование отчётных показателей для внешних пользователей. Поэтому бухгалтерская отчётность служит важной предпосылкой эффективных деловых связей всех участников рыночных отношений. Недостаток информации, представляемой пользователям отчётности, может существенно ограничить приток дополнительного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнёры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, платёжеспособности, перспективах развития организации.
    Кроме того, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчётности, необходима руководству организации для координации своей деятельности и принятия управленческих решений.
    Поскольку в условиях рыночных отношений бухгалтерская отчетность служит, с одной стороны, интересам организации, представляющей итоговую информацию о результатах своей деятельности, а с другой стороны интересам всех заинтересованных пользователей этой информации (инвесторов, кредиторов, банков, фискальных органов и т.д.), основными задачами отчётности являются следующие:
    составление отчётности всеми хозяйствующими субъектами разных организационно-правовых форм и видов деятельности;
    соблюдение субъектами при составлении отчётности базовых принципов и правил бухгалтерского учёта с целью получения достоверной итоговой информации;
    раскрытие в отчётности альтернативных способов и методов ведения бухгалтерского учёта, принятых в учётной политике и влияющих на финансовое состояние организации;
    соответствие международно признанным принципам бухгалтерской отчётности, особенно той, которая представляет интерес для зарубежных инвесторов.
    Согласно  Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу главная задача в области бухгалтерского учёта заключается в обеспечении относительной независимости организации учётного процесса от какого-либо определённого вида отчётности. В Концепции предусматривается формирование следующих видов отчётности хозяйствующих субъектов в зависимости от пользователей:
    индивидуальная бухгалтерская отчётность;
    консолидированная финансовая отчётность;
    управленческая отчётность;
    налоговая отчётность [13, ст. 6].
    Пользователь  бухгалтерской отчётности – юридическое  или физическое лицо, заинтересованное в информации об организаций [6].
    Работа  по анализу финансовой отчётности должна удовлетворять многим требованиям. Круг пользователей содержащейся в финансовых документах информации включает различные категории – от серьёзных аналитиков до случайных «любителей». Все они пользуются информацией об организации, но с разной степенью понимания и компетенции.
    Финансовая  отчётность в России представляет интерес для двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей.
    Внешние пользователи:
    Пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности организации;
    Пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.
    К первой группе внешних пользователей относятся следующие пользователи:
    государство, прежде всего, в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчётных документов, расчёта налогов, определяют налоговую политику;
    существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчётность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;
    поставщики и покупатели, определяющие надёжность деловых связей с данным клиентом;
    существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;
    внешние служащие, интересующиеся данными отчётности с точки зрения уровня заработной платы и перспектив работы в данной организации.
    Вторая  группа внешних пользователей финансовой отчётности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности организации, однако изучение отчётности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчётности. К этой группе относятся:
    аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчётности установленным правилам с целью защиты интересов инвесторов;
    консультанты по финансовым вопросам, использующие отчётность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;
    биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчётности, при регистрации соответствующих организаций, принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании, оценивающие необходимость изменения методов учёта и составления отчётности;
    законодательные органы;
    юристы, нуждающиеся в отчётной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
    пресса и информационные агентства, использующие отчётность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчёта обобщающих показателей финансовой деятельности;
    государственные организации по статистике, использующие отчётность для статистических обобщений по отраслям, а также сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
    профсоюзы, заинтересованные в отчётной информации для определения своих требований в отношении заработной  платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данная организация.
  К внутренним пользователям отчётности относятся:
    высшее руководство организации;
    управляющие соответствующих уровней, которые по данным отчётности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления дивидендной политики, составляют прогнозные формы отчётности и осуществляют предварительные расчёты финансовых показателей предстоящих отчётных периодов, оценивают возможности слияния с другой организацией или её приобретения, структурной реорганизации (Приложение А) [13, ст. 9-11].
 
 
      Состав бухгалтерской отчетности, порядок её составления и классификация
    Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и общие правила ее составления и заполнения отчетных форм: содержатся в Приказе Минфина РФ № 67н, а с 2011 г. Будет действовать приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. В приказе предусмотрена возможность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы формирования бухгалтерской отчетности.
    При подготовке указанного приказа учтены изменения в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету за период после принятия приказа Минфина  России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Кроме того, учитывая практику применения ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, в балансе появились графы для отражения показателей на 3 отчетные даты. В баланс включена графа для пояснений к содержащимся в отчетности показателям.
    В форме Отчета о прибылях и убытках  появился такой показатель как "совокупный финансовый результат периода", определяемый как сумма показателей "Чистая прибыль (убыток)", "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода" [18].
    В качестве приложений к данному нормативному документу приведены формы бухгалтерской отчетности, разработанные Минфином РФ.
    бухгалтерский баланс (ф. № 1);
    отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
    приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
    отчет об изменениях капитала (ф. № 3);
    отчет о движении денежных средств (ф. № 4);
    приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);
    отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6);
    пояснительная записка;
    аудиторское заключение – в обязательном порядке для организаций, подлежащих обязательному аудиту и при проведении добровольного аудита.
    В зависимости от объемов деятельности и в соответствии с указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности возможны три группы вариантов формирования этой отчетности с условными названиями:
    упрощенный – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций. При отсутствии соответствующих данных в состав бухгалтерской отчетности не входят:
    отчет об изменениях капитала;
    отчет о движении денежных средств;
    приложение к бухгалтерскому балансу.
    Некоммерческим  организациям рекомендуется дополнительно  включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств;
    стандартный – для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных. Он предполагает формирование бухгалтерской отчетности в полном составе по образцам форм (кроме отчета о целевом использовании полученных средств), а также перечень дополнительных данных, подлежащих раскрытию в качестве пояснений [2];
    множественный – для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных, имеющих несколько видов деятельности. При данном варианте количество форм бухгалтерской отчетности, а также вариантность представления отчетной информации значительно увеличивается, важную роль приобретает раскрытие информации по сегментам.
Бухгалтерскую отчетность классифицируют по различным признакам.
    В зависимости от периода составления и представления отчетность подразделяется на годовую и промежуточную.
В состав годовой включаются:
    бухгалтерский баланс;
    отчет о прибылях и убытках;
    приложения к. бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
    пояснительная записка;
    аудиторское заключение – подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудите.
    Месячная  и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
    Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит  из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
    В зависимости от объема информации, содержащейся в отчетности, она подразделяется на индивидуальную, т.е. отчетность отдельных организаций, и сводную. Различают два типа последней – в зависимости от объекта и способа их составления:
    в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № З4н (п. 91 и 92), «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственно бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчета таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, установленном Минфином РФ».
    «Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельную сводную бухгалтерскою отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли)».
    Приведенные в приложении к Приказу Минфина  РФ № 67н формы бухгалтерской отчетности носят рекомендательный характер. Организации могут самостоятельно разрабатывать собственные на основе образцов этих форм. При этом должны соблюдаться общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности и правила ее формирования:
    Не должно быть пустых строк. Организация изначально должна предусмотреть в формах только те статьи и строки, которые ей необходимы. Если же будут использоваться формы, разработанные Минфином РФ, то при составлении отчетности должны быть убраны те строки и статьи разделов, по которым нет соответствующих показателей.
    Статьи  бухгалтерской отчетности, по которым  отсутствуют в данном отчетном периоде  числовые значения показателей, должны прочеркиваться при заполнении.
    Организациям предоставлено право самостоятельного кодирования строк при разработке и принятии отчетных форм, тем самым реализуется возможность выбора разных подходов к раскрытию финансовой информации в формах бухгалтерской отчетности. Исключением является только бухгалтерский баланс, при разработке формы которого рекомендуется использовать коды итоговых строки коды строк разделов и статей бухгалтерского баланса» [2].
    В формах бухгалтерской отчетности организаций должны приводиться данные по каждому числовому показателю как минимум за два года – предшествующий и отчетный.
    Если  данные за период, предшествующий отчетному  несопоставимы с данными за отчетный период, то первые подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием причин (соблюдение принципа сопоставимости).
    Если показатель должен вычитаться из соответствующих данных при его исчислении или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель отражается в круглых скобках.
    Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, а при существенных оборотах продаж и объемах обязательств – в миллионах рублей без десятичных знаков.
    Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, в которой указываются:
    наименование отчета («Бухгалтерский баланс»);
    отчетный период во всех формах, кроме бухгалтерского баланса;
    отчетная дата – в бухгалтерском балансе
    наименование организации (полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами);
    ИНН, присвоенный налоговым органом;
    вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с ОКВЭД;
    ОПФ согласно ОКОПФ;
    единица измерения;
    местонахождение (адрес) – на бухгалтерском балансе;
    дата утверждения: годовая, бухгалтерская отчетность утверждается, в порядке, закрепленном учредительными документами организациями;
    дата отправки/ принятия (указывается конкретная дата отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).
    Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается день ее фактической передачи по принадлежности, дата почтового отправления либо дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи. Если дата представления приходится на нерабочий день, то сроком представления отчетности считается, первый за ним рабочий день.
    Бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером, организации (в конце каждой формы). После подписей проставляется фактическая дата подписания этой отчетности.
    Организация должна придерживаться принятых ею форы бухгалтерской отчетности последовательно – от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых форм возможно только в исключительных случаях (например, при изменении вида деятельности, появлении существенного нового типа активов или пассивов).
    Существенные  изменения в формах бухгалтерской  отчетности должны быть раскрыты в  пояснениях с указанием причин, вызвавших эти изменения,
    Отчетным  годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.
    Для вновь созданных (либо реорганизованных) первым отчетным годом считается  период со дня их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для созданных после 1 октября (включая эту дате) – с даты ее государственной регистрация по 31 декабря следующего года включительно.
    Годовая бухгалтерская отчетность организаций  представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а промежуточная – в течение 30 дней по окончании квартала.
    Конкретная  дата представления отчетности устанавливается  учредителями организации или общим  собранием. При этом годовая отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.
Организации представляют годовую бухгалтерскую  отчетность:
    учредителям (участникам иди собственникам ее имущества);
    органам Госстатистики по месту их регистрации;
    налоговым органам по месту их регистрации.
    Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия – органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
    В другие адреса (иным пользователям) бухгалтерская  отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.
    Бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, поставщиков, покупателей, кредиторов), которые могут знакомиться с ней и получать ее копии (с возмещением затрат на копирование) [6, п. 42].
    В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, обязаны опубликовать свою бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.
    Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям этой отчетности, либо распространении среди них брошюр и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам Госстатистики для предоставления заинтересованным пользователям [7, ст. 16].
     1.3. Требования, предъявляемые к отчетности по российским и международным стандартам.
    Работу  по созданию нормативных документов, раскрывающих требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию  получения важнейших учетных  характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам финансовой отчетности, который в дальнейшем стал называться Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Документы, разрабатываемые КМСФО, носят название международных стандартов финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS, русская аббревиатура – МСФО). В 1977 г. в Женеве была учреждена Международная федерация бухгалтеров (МФБ), основным направлением деятельности котором является установление единых профессиональных требований к бухгалтерской деятельности (и области образования, бухгалтерский этики), а также адаптация МСФО к применению в государственном секторе – экономики. Все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами МФБ, одновременно являются и членами КМСФО. На начало 2000 г. в этих международных организациях насчитывалось 153 члена из 112 стран (в 1973 г. учредителями КМСФО) выступили представители лишь 9 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии).
    В 2001 г. КМСФО был преобразован в  Управление по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB), которое приступило к работе и составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Управление имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне. Принято решение изменить название стандартов на английском языке. Все новые стандарты обозначаются аббревиатурой IFRS – International Financial Reporting Standards, при этом в российской практике сохраняется употребление первоначального названия – Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards).
    Гармонизация  и стандартизация национальных систем бухгалтерского учета в последние  десятилетия стала доминирующей тенденцией развития методологии учета  и методик формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности во многих странах мира. Например, в Российской Федерации с 1994 г. разрабатываются и вводятся в действие положения по бухгалтерскому учету исходя из норм МСФО. В 1998 г. фирмой «Аскери-АССА» впервые был издан русский официальный перевод международных стандартов финансовой отчетности [14, с. 42].
    Необходимость широкого использования международных  стандартов обусловлена несколькими  причинами.
    Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО – это важное условие приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует полной открытости организации перед инвесторами. Если иностранный инвестор не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, любая страна останется зоной повышенного риска, что для фирм – резидентов этой страны выразится в увеличении стоимости предоставляемых им финансовых ресурсов с международных рынков, поскольку помимо «стандартного» процента инвесторы будут включать в цену ресурсов дополнительную «плату за риск». Таким образом, процент за пользование привлеченными средствами для организации, не руководствующейся МСФО при подготовке финансовой отчетности, при прочих равных условиях будет выше рыночного.
    Подтверждает  сказанное опыт крупнейшего российского акционерного общества «Газпром». Во второй половине 1996 г. Оно успешно вышло со своими акциями (посредством американских депозитарных акций) на Лондонскую фондовую биржу. Одним из условий, позволившим РАО «Газпром» получить доступ на этот рынок, стала подготовка сводной бухгалтерской отчетности за 1995 г. в соответствии с требованиями МСФО.
    Во-вторых, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается  как один из важнейших элементов  корпоративного управления. При разработке МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь акционеров (собственников) и инвесторов. При выборе в рамках стандартов определенного методического подхода для раскрытия организацией учетных данных предпочтение должно быть отдано тому из них, который позволит сформировать полезную для принятия экономических решений информацию. Число транснациональных корпораций, руководствующихся МСФО при подготовке своей публичной финансовой отчетности, неуклонно растет. Среди них «Renault» (Франция), «Nissan Motor» (Япония), «Wella AG» (Германия), «Fiat» (Италия), «Valmet» (Финляндия), «Nestle» (Швейцария). В России список таких компаний включает акционерные общества «Газпром», «Нефтяная компания «ЛУКойл», «Ростелеком», «Уралсвязьинформ», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Вымпелком» и др.
    В-третьих, использование МСФО позволяет значительно  сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они представляют собой результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и ученых, представителей различных научных школ. Стандарты учитывают опыт работы с отчетностью бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, финансовых мне гиту гон, профсоюзных федераций и межправительственных органов, представители которых с 1991 г. образуют Консультативную группу в рамках КМСФО.
В-четвертых, применение МСФО существенно расширяет возможности национальных систем учета. Крылатое выражение «бухгалтерский учет – язык бизнеса» обретаем интернациональный смысл, поскольку отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, становится понятной представителям деловых кругов самых разных стран. Это создает основу для укрепления и расцвета бухгалтерской профессии. Приобретение бухгалтером новых полномочий и обязанностей в управленческой структуре побуждает его расширять круг своих знаний и навыков. В свою очередь, общество в целом приходит к осознанию значения бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики, расширения мирохозяйственных связей [14, стр. 42- 46].
    Таким образом, становится очевидной роль МСФО как фактора повышения эффективности  работы отдельных компаний и рыночной экономики в целом, стимулирования экономического роста и развития международных финансовых рынков (Приложение Г).
    Следует отметить, что распространение МСФО сталкивается с определенными трудностями, которые носят объективный характер. Прежде всего, МСФО используются в основном развивающимися странами, где экономика особенно сильно зависит от иностранного капитала. Ведущие мировые державы с исторически сложившимися национальными системами бухгалтерского учета отдают предпочтение своим внутренним стандартам, отражающим специфику и обычаи делового оборота конкретной страны. Например, из 960 официально зарегистрированных компаний, применяющих МСФО при подготовке отчетов, доля фирм США и стран Британского содружества составляет около 7%. Это связано с приоритетным использованием в указанных странах Общепринятой практики учета (Generally Accepted Accounting Principles – GAAP). Имеет значение и негосударственный статус КМСФО, а следовательно, рекомендательный характер международных стандартов. Так, европейские страны – члены Евросоюза при разработке национальных учетных правил руководствуются прежде всего обязательными для исполнения директивами ЕЭС: «О годовой отчетности компаний определенного типа» (Четвертая Директива от 25.07.78 г.) и «О консолидированной финансовой отчетности» (Седьмая Директива от 13.06.83 г.).
    В России, несмотря на принятое Правительством постановление «Об утверждении  Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»  от 06.03.98 г. № 283, процесс совершенствования порядка ведения учета и отчетности нельзя считать завершенным. Интересы государства как пользователя финансовой отчетности до сих пор преобладают над интересами частных инвесторов, сказываются и российские учетные традиции, среди которых: ориентация на единый План счетов и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, стремление использовать результаты финансового учета в основном для целей налогообложения, неразвитость профессиональных общественных объединений бухгалтеров [14, с. 46].
    В Законе «О бухгалтерском учете», Положении  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», а также  в Методических рекомендациях о  порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации сформулированы основные требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. К числу таких требований относятся:
    бухгалтерский учет имущества и обязательств общественных и хозяйственных организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях;
    имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;
    бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операции путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов бухгалтерского учета, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и статьям по счетам синтетического учета;
    все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких- либо пропусков или изъятий;
    в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно [7, ст. 8].
    В ПБУ 4/99 особо подчеркивается, что  при формировании бухгалтерской  отчетности организация не должна делать акцентов на удовлетворение интересов  одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
    Новым для российской практики является соблюдение общих требований к бухгалтерской  отчетности при разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской  отчетности на основе образцов форм: полноты, существенности, нейтральности и сопоставимости показателей отчетности [5].
    Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе  выделенных на отдельные балансы. При  этом под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное положение на отчетную дату для нужд управления организацией согласно порядку, установленному в учетной политике организации.
    Важно, чтобы организация придерживалась принятых форм и содержания бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также пояснений к ним последовательно в каждом отчетном периоде. Нарушение этого требования допускается лишь при изменении вида деятельности организации, обоснованность которого должна быть подтверждена независимым аудитором. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших его.
    Особое  значение имеет следующее требование: по каждому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) отражать в формах отчета данные за период, предшествовавший отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы сданными за отчетный период, то первые из названных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом существенные корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием их причин.
    По  статьям бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности, которые подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, в типовых формах следует ставить прочерк, а в формах, разработанных самостоятельно, эти статьи не нужно приводить [6].
    Важным  требованием является соблюдение в  течение отчетного года принятой учетной политики, изменение ее по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в текстовой части годового отчета.
    Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и подписана  руководителем и главным бухгалтером  организации. Требования Закона «О бухгалтерском учете» и других нормативных актов фактически являются основополагающими принципами, на которых базируются бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность во всех организациях на территории Российской Федерации. Так, принцип полноты при составлении годового бухгалтерского отчета должен обеспечивать охват всех учетных записей за истекший год.
    Как известно, в годовой бухгалтерский  отчет (по сравнению с промежуточной  отчетностью) приходится вносить коррективы, размер и характер которых выясняются из сравнения данных учета с наличной имущественной массой, выявляемой посредством годовой инвентаризации.
    Расхождения данных в ходе инвентаризации с данными  бухгалтерского учета должны быть отрегулированы в соответствующих учетных регистрах  до представления годового бухгалтерского отчета. Особое внимание обращается на то, чтобы суммы статей баланса  по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, банками и другими контрагентами рынка были согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим статьям не допускается. Завершением указанных работ является составление годового баланса и других форм бухгалтерского (финансового) отчета.
    Важным  условием достоверности годового отчета организации является обеспечение  сравнимости отчетных данных с показателями за соответствующий период прошлого года с учетом изменения методологии, если это имело место.
    В бухгалтерской отчетности не допускается  никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие  отчет с указанием даты исправления.  

 

       2. Необходимость аудита и его значение
       2.1. Сущность аудита, его цель и задачи
    Слово «аудит» латинского происхождения, возникло более двух тысяч лет тому назад. Первоначально оно означало «выслушивающий». В средневековой Европе грамотные, умеющие писать люди встречались крайне редко, поэтому аудитором стали называть человека, который должен был выслушивать отчеты должностных лиц. Позже его функции приобрели контрольный характер.
    Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [8, ст.1, п.3].
    Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
    Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
    Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
    Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
    1) постановку, восстановление и ведение  бухгалтерского учета, составление  бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
    2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового  учета, составление налоговых  расчетов и деклараций;
    3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
    4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или  их приватизацией;
    5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью,  включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
    6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
    7) оценочную деятельность;
    8) разработку и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;
    9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
    10) обучение в областях, связанных  с аудиторской деятельностью. 
    Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации [8].
    Целью аудита является выражение мнения о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
    Несмотря  на то, что мнение аудитора может  способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица [9].
    При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
      независимость;
      честность;
      объективность;
      профессиональная компетентность и добросовестность;
      конфиденциальность;
      профессиональное поведение.
    Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут  существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.
    При планировании и проведении аудита аудитор  не должен исходить из того, что руководство  аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
    Термин "объем аудита" относится к  аудиторским процедурам, которые  считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором  с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения [9, п. 3-5]. 

   
      Процедуры аудита с целью подтверждения предпосылок подготовки бухгалтерской финансовой отчетности
    Для достижения основной цели аудита –  формирования объективного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности – аудитор должен обеспечить получение достаточного количества необходимых аудиторских доказательств.
    Цель  состоит в том, чтобы аудиторская  компания получила понимание деятельности аудируемого экономического субъекта, включая его организационную структуру, систему бухгалтерского учета, активы, пассивы, обязательства, доходы и расходы, характер осуществляемых хозяйственных операций.
    Выполняемые при этом процедуры должны сориентировать аудитора о возможности возникновения рисков при несоответствии применения принципов и методов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Подготовленная таким образом информация будет влиять на перечень аудиторских доказательств.
    В требованиях правилами (стандартами) аудиторской деятельности № 5 уточнены объем и качество необходимых аудиторских доказательств и аудиторские процедуры для их получения. При этом эти доказательства должны включать информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях и быть обоснованными, достаточными и надежными, то есть отвечать качественным критериям.
    Объем предполагаемых аудиторских доказательств  зависит от риска искажения информации и отдельных подцелей аудита. При анализе достаточности важным является проявление профессионального скептицизма и профессионального суждения при оценке количества и качества аудиторских доказательств.
    Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности - сделанные руководством аудируемого лица в явной или  неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы:
    существование – наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;
    полнота – отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
    стоимостная оценка – отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;
    точное измерение – точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;
    представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
    Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание каждую предпосылку  подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылке, например, в отношении существования товарно-материальных запасов, не могут компенсировать отсутствие аудиторских доказательств относительно другой предпосылки, например, стоимостной оценки. Характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки. В ходе тестов аудитор может получить доказательства, относящиеся более чем к одной предпосылке, например, при проверке погашения дебиторской задолженности он может выявить аудиторские доказательства как относительно ее существования, так и относительно ее величины (стоимостной оценки).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.