На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и содержание крестьянской реформы 1861г

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
     Отмена  крепостного права в России явилась  условием, обеспечивающим утверждение  капитализма. Причиной, заставившей  правительство пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической  системы. Существование крепостного  права обусловливало экономическую  и политическую отсталость России. Развитие промышленности, подъем сельского  хозяйства были невозможны при сохранении крепостничества. Кризис феодально-крепостнической  системы вызывал обострение классовых  противоречий, что находило свое выражение  в развитии антифеодальной идеологии, в росте крестьянского движения, особенно в 50-е годы. Поэтому вопрос о крепостном праве и его ликвидации являлся центральной проблемой  общественно-идейной борьбы в первой половине XIX в. в России.
     Крымская  война, проигранная Россией и  обнаружившая с предельной ясностью всю отсталость крепостнического государства, заставила правительство Александра II вступить на путь  реформ. Большую  роль играла в этом боязнь крестьянского  восстания. Однако в тогдашних условиях отмена крепостного права революционным  путем была невозможна. Крестьянское движение представляло собой стихийную  борьбу, не освещенную никаким политическим сознанием. Других сил, способных бороться с самодержавием, не было. Так, в истории  России началась новая полоса, которую  современники впоследствии назвали  эпохой Освобождения или эпохой Великих  реформ.
     Буржуазия, экономически зависимая от царизма, хотя и была заинтересована в ликвидации крепостного права, но не отличалась той решительностью, с которой  в конце XVIII в. выступало третье сословие во Франции на борьбу с феодальным режимом. Российская буржуазия была неспособна на революционную борьбу с самодержавием. В силу этого  ее идеологи-либералы стояли на реформистских  позициях. Революционные демократы, отражавшие чаяния крестьянства, были очень немногочисленны и не представляли собой какую-либо реальную силу.
     Вследствие  этого революционная ситуация, сложившаяся  в России в конце 50-х — начале 60-х годов, не могла перерасти  в революцию.
     Отношение царизма к необходимости проведения крестьянской реформы было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра II весной 1856 года перед представителями  дворянства Московской губернии, суть которого состояла в том, что лучше  отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет само отменяться снизу. Насколько оправдан был такой подход к проведению крестьянской реформы? И почему реформа 1861 года разорила большинство крестьян и пустила по миру коренную Россию, ведь именно на этот период приходится начало обезлюживания центральных губерний – станового хребта русской нации? Да и как можно объяснить то, что сложились условия, при которых возник экономический спад?
     Все вышеперечисленные вопросы актуализируют  изучение предпосылок, обстоятельств  проведения и претворения в жизнь  крестьянской реформы 1861 года в России. Так, в представленной работе будут  проведены исследования теоретических  и практических аспектов проведения крестьянской реформы в 1861 году, с  точки зрения современных историков. Также в работе будет предпринята  попытка, объективно оценить обстоятельства, при которых проводилась данная реформа, и наступившие последствия.
     Основной  целью данной работы выступает –  исследование предпосылок, обстоятельств  проведения и претворения в жизнь  крестьянской реформы 1861 года в России, с целью оценить значение проведенной  реформы для российского государства  и наступившие после нее последствия. Для решения поставленной цели в  работе предстоит решить следующие  задачи:
     1. Исследовать экономические, политические  и иные предпосылки проведения  крестьянской реформы 1861 года  в российском государстве;
     2. Рассмотреть процесс подготовки  и проведения реформы;
     3. Изучить положения основных законодательных  актов реформы;
     4. Объективно проанализировать суть  проведенной реформы;
     5. Оценить и обобщить полученный  материал по данной теме в  работе.
     Объектом  исследования данной работы является крестьянская реформа 1861 года в России. Предметом изучения является политика, проводимая российским государством по претворению в жизнь преобразований согласно крестьянской реформе.
     Методы  исследования и изучения, используемые в работе:
    Рассмотрение теоретического исторического материала, документальных источников по изучению крестьянской реформы 1861 года в России;
    Диалектический метод (всеобщее познание объекта и предмета);
    Анализ полученных материалов и сведений по выбранной теме;
    Обобщение результатов в работе, выводы и заключения.
     В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и  учебные пособия российских авторов  по изучению крестьянской реформы 1861 года в России. Это работы таких авторов, как Зуев М.Н., Костомаров Н.И., Мунчаев Ш.М., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Соловьев, С.М., Шмидт С.О. и др. В книгах упомянутых авторов исследуются и анализируются экономические и политические предпосылки и сам процесс проведения крестьянской реформы 1861 года в России, изучаются последствия проведенной реформы, большое место отводится изучению политике государства по претворению в жизнь данной реформы. А так же настоящие очерки в книге Н.И. Суворовой «Трехсотлетие дома Романовых 1613-1913» дают читателям доступное изложение, краткую характеристику личностей государей и государынь из дома Романовых. Дается описание главных событий внутренней и внешней политике русского государства за последние три века.
     Поставленные  цели и задачи определили структуру  представленной работы. Структура работы следующая - работа состоит из введения, основной части, заключения, включает список использованной литературы. Основная часть состоит из трех разделов, каждый раздел включает в себя по одному подразделу. В первом разделе рассматриваются предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 г. В подразделе этого раздела говорится то, как готовилась данная реформа, план проведения ее. Следующий раздел повествует нам о самой реформе 1861 г., ее сущности, содержании. В подраздел данного раздела акцентируется отдельное внимание сохранению общины и крестьянскому самоуправлению. Последний разделу посвящено историческое значение крестьянской реформы 1861 г., а его подраздел называется «150 лет воли». Заключение, как правило, содержит выводы и итоги крестьянской реформы. Работа изложена на 34 страницах, для написания использовано 12 научных источников.
 

     
    Предпосылки проведения крестьянской реформы
     Крепостническая система организации сельского  хозяйства на рубеже XVIII—XIX вв. переживала период разложения и кризиса. Производительные силы в сельском хозяйстве к этому  времени достигли относительно высокого развития, показателем чего было применение машин, определенные достижения в области  агрономической науки, распространение  посевов новых трудоемких технических  культуру
     К середине XIX в. старые производственные отношения в России пришли в явное  несоответствие с развитием экономики, как в сельском хозяйстве, так  и в промышленности. Это несоответствие стало проявляться давно, и оно  могло бы тянуться еще очень долго, если бы в недрах феодальной формации не развивались ростки, а затем  и сильные элементы новых капиталистических  отношений, которые подрывали устои  крепостничества. В России происходили  одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течение первой половины XIX в. вызвало непримиримый конфликт между ними и в области  базиса - производственных отношений, и в области политической надстройки.
     Экономические противоречия были обусловлены ростом товарных отношений и тормозящим влиянием крепостничества. И помещичье, и крестьянское хозяйства были вынуждены  подчиняться требованиям всероссийского рынка. В экономику все более  проникали товарные отношения. Если в начале XIX в. вывоз товаров из России оценивался в 75 млн.руб., то в  середине века это уже было оценено  в 230 млн. руб., экспорт увеличился почти  в 3 раза. А внутренняя торговля росла  еще быстрее, только речные оптовые  перевозки грузов, не считая гужевых, с 1811 года по 1854 год увеличились почти  в 5 раз, в том числе перевозки  зерна возросли в 8 раз, муки и круп в 10 раз. [5].
     Рост  производства хлеба на продажу привел к значительным изменениям в землепользовании. В черноземной полосе помещики увеличивали  собственные запашки и за полвека  отняли у крестьян половину земель, бывших в их пользовании. Наступление  помещиков вызвало резкий отпор  со стороны крестьян. В нечерноземных  губерниях земля давала низкие урожаи, помещики были менее заинтересованы в увеличении своих посевов, они  больше могли получить дохода за счет оброка. К моменту отмены крепостного  права в черноземной полосе у  помещиков было 72 % всех земель, в  Среднем Поволжье 62 %, в нечерноземной  полосе 48 %. В первых двух зонах преобладала  барщина, и она увеличивалась, в  последней рос оброк. Менее заметным, но очень симптоматичным изменением в землепользовании была аренда и  покупка земли отдельными крестьянами: в 1858 году 270 тыс. домохозяев имели в  частной собственности свыше  миллиона десятин (1 дес.=1,1 га) земли, что  свидетельствовало о появлении  сельской мелкой буржуазии. [5].
     Большинство помещичьих хозяйств применяли барщину: на ней было занято около 70 % всех крепостных крестьян. В них кризисные явления  более всего проявлялись в  низкой производительности труда подневольных крестьян. Не заинтересованный экономически работник, по характеристике современника, приходит на работу “сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь  возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше - ему не дело делать, а день убить”. Помещики вели борьбу против этого путем усиления контроля и введения особых заданий - уроков. Но первое вело к удорожанию, так как управляющим и приказчикам  надо было платить, да они еще воровали продукты для себя. Система же уроков вызвала резкое ухудшение качества пахоты, уборки, сенокоса при выполнении количественных показателей. Помещики замечали, что при обработке своих  земель крестьяне работают гораздо  лучше, и поэтому старались полностью  отнять у крестьян всю землю, переводя их в разряд дворовых или в разряд месячников, получающих месячное содержание. Численность таких крестьян резко возросла к середине века, их число их дошло до 1,5 млн. человек.
     В нечерноземной полосе России преобладала  оброчная система в виде денежной и натуральной платы. Высокие  оброки были там, где крестьяне могли  хорошо заработать: около столиц и  крупных городов, в промысловых  селах, в районах огородничества, садоводства, птицеводства и т.п. Средние  размеры оброков выросли в  черноземной полосе в 2,2, а в нечерноземной  в 3,5 раза. В оброчных имениях наблюдались  часто кризисные явления, проявлявшиеся  в разорении крестьянских домов  тяжелыми поборами и в накоплении недоимок по оброчным платам, а чаще и в побегах крестьян.
     Помещики, несомненно, видели преимущества вольнонаемного труда по сравнению с крепостным. Те же самые крестьяне, которых они  обвиняли в лени, объединившись в  артели, за плату пахали землю, строили  дома и постройки со сказочной  быстротой. Современник писал о  вольнонаемной артели по уборке урожая: “Здесь все горит, …. времени они  проработают менее барщинного крестьянина, отдохнут более его, но наделают они  вдвое, втрое больше. Отчего?- охота  пуще неволи”. Но нанимать помещик  не мог, потому что его собственные  крестьяне тогда остались бы без  работы. По этой же причине он не был  заинтересован в покупке машин  и орудий.
     В помещичьи хозяйства проникали  элементы капитализма, что проявлялось  в усилении товарно-денежных отношений, связей с рынком, в отдельных попытках применения машин, наемных рабочих, улучшения агротехники. Однако в  целом хозяйство развивалось  не за счет вложения капитала, а за счет усиления эксплуатации “живой собственности”- крестьян и за счет расширения реализации юридического права собственности  на земли. Все резервы роста на этом пути были уже исчерпаны, многие помещики разорились, более 12% дворян-помещиков (мелкопоместных) продали свои имения. В 1859 г. в банках были заложены имения с 7 млн. крепостных (2/3 крепостного населения). Дальнейшее прогрессивное развитие помещичьих хозяйств в условиях крепостного права было невозможно, что поняли отдельные наиболее умные и образованные представители дворянства. [3].
     При этом надо, прежде всего, учитывать, что  крестьянские хозяйства к этому  времени представляли собой разные типы: полностью разоренные, обнищавшие, живущие впроголодь, а также среднезажиточные, более-менее сводящие концы с  концами и, наконец, по-настоящему зажиточные и даже богатые. “...Вся сущность капиталистической эволюции мелкого  земледелия,- писал В. И. Ленин,- состоит  в создании и усилении имущественного неравенства внутри патриархальных союзов, далее в превращении простого неравенства в капиталистические  отношения”. Уже в дореформенной  деревне отчетливо прослеживались разные стадии этих процессов. В центральных  губерниях Европейской России в  середине века наибольшее расслоение было среди промыслового крестьянства (половина дворов беднейшие, около 18 % зажиточные), но четко проявилось и среди земледельческих  хозяйств (около 28% беднейших и 15-23% зажиточных дворов). При этом доходы у беднейших  крестьян были в 2-3 раза меньше на один двор, чем у зажиточных, а оброк  и налоги они платили почти  поровну, что способствовало дальнейшему  расслоению. Выделение зажиточных и  беднейших дворов является наглядным  свидетельством проникновения капитализма  и в крестьянское хозяйство.
     Подрывался  также натуральный характер крестьянских хозяйств. Чтобы заплатить налоги, барщинные крестьяне должны были продать в среднем не менее  четверти собранного хлеба. В зажиточных крестьянских хозяйствах излишки хлебов составляли более 30% валового сбора. Именно эти крестьяне применяли наемный  труд и машины, теснее были связаны  с рынком, из их среды выходили торговцы, ростовщики, владельцы мастерских и  фабрик. Значительно шире и быстрее  все эти процессы протекали в  государственной деревне. Среди  государственных крестьян было много хозяев, которые засевали десятки, а некоторые - на Юге, в Сибири и на Урале - сотни десятин земли, имели образцовые хозяйства с применением машин, наемных рабочих, улучшенных пород скота и пр. Сами крестьяне изобретали улучшенные орудия и машины. На выставках в 40-х гг. XIX в. экспонировались молотилки и веялки крестьянина В. Сапрыкина, молотильная машина Н. Санина, сенокосная машина А. Хитрина, льнотрепальная машина X. Алексеева и др. В одной Вятской губернии в 1847 г. было несколько сот доходных крестьянских хозяйств. Значительно больше их было в Предкавказье, где государственные крестьяне производили хлеба в 20 раз больше, чем помещики.
     Крестьянское  хозяйство всех категорий к середине XIX в. сосредоточило 75% посевов зерновых и картофеля, давало 40% товарного  хлеба, большую часть товарной продукции  скотоводства, огородничества, садоводства. Это обстоятельство делало невозможным  безземельное освобождение крестьян. В то же время крепостное право, как  тяжелые путы, мешало развитию крестьянского  хозяйства, сковывало инициативу зажиточных, вело к разорению миллионов дворов, делало невыносимым гнет помещиков,
     С конца 30-х гг. в России начался  промышленный переворот, который проходил бурными темпами. В обрабатывающей промышленности число крупных предприятий  и рабочих с 1825 по 1860 г. возросло в 3 раза. При этом оснащенность предприятий  машинами и производительность труда  увеличивались быстрее в десятки  раз. Так, в 1828 г. применялись прядильные машины с 30 тыс. веретен, а в 1860 г. было 2 млн. веретен (рост в 66 раз).
     Применение  сложных машин на фабриках было невозможно при крепостном труде, так как  крепостные крестьяне нередко ломали и портили вводимые новые механизмы. Поэтому к таким машинам нанимали вольнонаемных рабочих (в 1860 г. в  обрабатывающей промышленности их было- 85%). [2].
     Но  дальнейший рост применения наемного труда, а значит, и всего производства тормозился крепостными отношениями. В стране не было свободных рабочих, большинство вольнонаемных работников были оброчными помещичьими или  государственными крестьянами. А фабрике  нужны были постоянные квалифицированные  рабочие. В большинстве крупных  стран Европы феодальные отношения  были к этому времени ликвидированы, и они стали обгонять Россию по развитию промышленности. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли одинаковое количество чугуна, то в 1850 г. соотношение  было 16 млн. в России против 140 млн. в  Англии. Расплата за отсталость не замедлила  сказаться: через 40 лет после блестящих  побед в Отечественной войне  Россия потерпела жестокое поражение  в Крыму. Крымская война обнажила противоречия, заставила царизм и  часть правящего класса задуматься. Все это наложилось на рост крестьянской борьбы, вызвавшей революционную  ситуацию в стране и привело к  падению крепостного права в  России.
      Планы проведения крестьянской реформы
     Подготовка  крестьянской реформы заняла 4 года.
     Александр II высказал два исключающие друг друга положения, отнюдь не успокоившие  московских крепостников. С одной  стороны, царь заявлял о своем  нежелании отменить крепостное право, с другой - указал на необходимость  все же осуществить эту реформу. Однако это выступление нельзя рассматривать, как начало подготовки реформы. Во-первых, сам Александр II, понимая необходимость  отмены крепостного права, вместе с  тем всячески оттягивал это решение, и, во-вторых, приступить к подготовке отмены крепостного права без  согласия дворянства, интересы которого выражал царизм, было невозможно. В  результате всех этих причин на протяжении 1856 года ничего не было сделано по подготовке реформы, за исключением попытки  выяснить отношение к этому вопросу  дворянства и добиться того, чтобы  оно само ходатайствовало перед  царем об отмене крепостного права, но дворянство упорно уклонялось от ходатайств по этому вопросу.
     3 января 1857 года был открыт Секретный  комитет «для обсуждения мер  по устройству быта помещичьих  крестьян» под председательством  самого царя. При обсуждении вопроса  об отмене крепостного права  комитет отметил, что волнение  умов «при дальнейшем развитии  может иметь последствия более  или менее вредные, даже опасные.  Притом само по себе крепостное  состояние есть зло, требующее  исправления, для успокоения умов  и для упрочнения будущего  благосостояния государства необходимо  приступить к подробному пересмотру  всех до ныне изданных постановлений  о крепостных людях с тем,  чтобы при этом пересмотре  были положительно указаны начала, на которых может быть приступлено  к освобождению у нас крепостных  крестьян, впрочем, к освобождению  постепенному, без крутых и резких  переворотов, по плану, тщательно  и зрело во всех подробностях  обдуманному» . [11].
     В соответствии с этим решением 28 февраля  того же года была учреждена специальная  “Приуготовительная комиссия для пересмотра постановлений и предположений  о крепостном состоянии” в составе  Гагарина, Корфа, генерал-адъютанта  Ростовцева и государственного секретаря  Буткова. «Приуготовительная комиссия»  должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу, а также  различные записки и проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного  права. Однако члены комиссии, рассмотрев все эти материалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решению  и ограничились изложением личного  мнения по этому вопросу.
     В конце октября 1857 г. в Министерстве внутренних дел были разработаны  «Общие начала для устройства быта крестьян», предусматривающие:
     1. вся земля является собственностью  помещиков;
     2. ликвидация крепостной зависимости  должна происходить постепенно, в течение 8-12 лет;
     3. «ввидах предотвращения вредной  подвижности и бродяжничества  в сельском населении, увольнение  крестьян из личной крепостной  зависимости должно быть сопряжено  с обращением в собственность  их усадеб, находящихся в их  пользовании с небольшими участками  огородной и выгонной земли  всего от полудесятины до десятины  на каждый двор».[2].
     20 ноября 1857 года Александром II был  дан «высочайший» рескрипт Виленскому генерал-губернатору Назимову, в котором дворянству этих губерний разрешалось приступить к составлению проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян». Таким образом, подготовка реформы отдавалась целиком в руки дворянства. Составление проектов должно было осуществиться на основе следующих положений:
     1. Помещикам сохраняется право  собственности на всю землю,  но крестьянам оставляется их  усадебная оседлость, которую  они в течение определенного  времени приобретают в свою  собственность посредством выкупа; сверх того, предоставляется в  пользование крестьян надлежащее, по местным удобствам, для обеспечения  их быта и для выполнения  их обязанностей перед правительством  и помещиком, количество земли,  за которое они или платят  оброк, или отбывают работу  помещику.
     2. Крестьяне должны быть распределены  на сельские общества, помещикам  же предоставляется вотчинная  полиция.
     3. При устройстве отношений помещиков  и крестьян должна быть обеспечена  исправная уплата государственных  податей и денежных сборов. [5].
     Так, крестьяне должны были получить личную свободу, но остаться в полуфеодальной зависимости от помещиков. Рескрипт Назимову об открытии дворянских комитетов  не должен был распространяться на другие губернии - “Мера сия не только предупредит распространение вредных  толков и слухов, но и познакомит дворянское сословие внутренних губерний с теми подробностями, кои предписаны для трех западных губерний и кои со временем могут быть применены и к прочим губерниям России”.
     После смерти Ростовцева, председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции  граф В.Н. Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы  чувствовали, что проект все более  сдвигается от “золотой середины”  в сторону ущемления крестьянских интересов. Тем не менее, обсуждение реформы в губернских комитетах  и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Милютин  и Самарин (главные разработчики реформы) поняли, что она не может  осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать  местные особенности. Так, в черноземных  губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноземных - крестьянский труд, овеществленный в оброке. Они  поняли также, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и крестьянское хозяйства во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Они  утвердились в мысли, что крестьяне  должны быть освобождены с землей, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений  о крестьянской реформе.
 


    Крестьянская  реформа 1861 года в  России
     Подготовка  реформы сначала велась тайно. Затем  к ней были привлечены широкие  круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где  не было крепостных крестьян) были созданы  выборные дворянские комитеты для составления  проектов реформы. Центральное руководство  подготовкой реформы сосредоточилось  в созданном в 1858 году Главном  комитете по крестьянскому делу. Для  сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционные комиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились к  тому, чтобы обеспечить свои собственные  интересы.
     Центральным вопросом реформы был вопрос о  том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу  шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально- бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых  базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся  помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и  либералы стояли за отмену крепостного  права при сохранении помещичьего  землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совсем без земли  было невозможно. Но помещики черноземных  губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным  наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло у помещиков почти  всю землю и обеспечивало их хозяйство  рабочими руками. Помещики нечерноземных  губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным  освобождение крестьянина с землей за высокий выкуп; так помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них  земле. [1].
     Существовала  также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских  комитетах и комиссиях не представлял  никто. Основная борьба вокруг реформы  велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих  выступлениях они призывали к  полной ликвидации крепостничества  и помещичьего землевладения, к  передаче всей земли крестьянам без  всякого выкупа. Борьба революционных  демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство  отказаться от наиболее реакционных  вариантов реформы и пойти  на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее  всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом  земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом. [9].
     В октябре 1860 г. Проект освобождения крестьян был уже готов и поступил в  Государственный Совет, состоялось заседание , которое сам император  открыл речью:
     «Я  в праве требовать» – сказал государь членам Совета, – «от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные  сановники, облеченные моим доверием…  Я надеюсь, что Бог нас не оставит  и благословит кончить это  дело для будущего благоденствия  любезного нашего отечества…» [12].
     Закон об отмене крепостного права (манифест об освобождении крестьян) – «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» - был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. За свою крестьянскую реформу Александр II был назван «Царем Освободителем».
     В отличие от других стран крестьяне  при освобождении получали землю. За землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству  же стоимость земли должны были выплачивать  сами крестьяне в течение 49 лет. 85 % крестьян выкупили землю за 20 лет. В 1905 году правительство аннулировало остающийся крестьянский долг. Крестьяне получили землю не в личную собственность, а в собственность «общины» (деревни, села). Община явилась маленькой демократической ячейкой. Все местные вопросы в ней решались большинством голосов. Важнейшей задачей в общине было справедливое распределение "общей" земли между отдельными хозяйствами. Большие семьи получали больше земли, маленькие - меньше. Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно часто перераспределять землю. Таким образом, крестьянские хозяйства не имели постоянной земли.
     Общие дела сельскохозяйственных районов  стали решаться выборными представителями  общин и помещиков. Такая организация  была названа «земством». Земства  проводили в деревнях большую  и полезную работу. Они строили  школы и церкви, открывали больницы, организовывали агрономическую помощь. Реформированы были также городская  администрация, система народного  образования и система призыва  в армию.
     Основой пирамиды дворянского самоуправления стали уездные дворянские собрания, на которых намечались кандидатуры  мировых посредников - лиц, которые  должны были осуществлять непосредственный и постоянный надзор над крестьянскими  общинами. Мировые посредники избирались только из дворян, нижний предел их земельного ценза был 150 - 500 десятин земли. Затем  списки мировых посредников представлялись губернатору и окончательно утверждались сенатом. Должн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.