На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Понятие и виды лицензий

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 01.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
    Понятие и виды лицензий.
    Порядок выдачи лицензий.
    Основание приостановления, переоформление и аннулирование лицензии.
    Лицензионные органы.
    Ответственность в сфере лицензирования.
    Лицензии на отдельные виды хозяйственной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Понятие и виды лицензий.
В настоящей  статье речь пойдет о лицензиях-разрешениях  на использование программ для ЭВМ  и баз данных, обычно заключаемых  в виде двусторонних соглашений –  лицензионных договоров.
Термин  «Лицензия» в российском законодательстве используется в двух значениях:
Лицензия  – разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенного  вида деятельности (из числа видов  деятельности, подлежащих обязательному  лицензированию);
Лицензия  – разрешение обладателя исключительных прав на объект интеллектуальной собственности (художественное произведение, программу  для ЭВМ, изобретение, товарный знак) использовать этот объект определенным образом.
Лицензии  в первом смысле данного термина  выдаются на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности» и ряда других федеральных законов. Использование  лицензий-разрешений на использование  объектов интеллектуальной собственности  регулируется законодательством об интеллектуальной собственности, в  частности, законами РФ «Об авторском  праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз  данных», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров», Патентным законом РФ.
В настоящей  статье речь пойдет о лицензиях-разрешениях  на использование программ для ЭВМ  и баз данных, обычно заключаемых  в виде двусторонних соглашений –  лицензионных договоров.
По договору о предоставлении исключительных прав на программу для ЭВМ или базу данных (лицензионному договору) правообладатель  передает другому лицу – пользователю – право использовать данный объект оговоренным с соглашении образом. Объем предоставляемых правомочий может быть различным и определяется соглашением сторон. Единственное ограничение по объему передаваемых прав вполне традиционно: правообладатель не может передать больше прав, чем имеет сам. Последнее особенно актуально, если права на объект интеллектуальной собственности возникли у правообладателя не непосредственно (в силу создания программы или базы данных), а были получены им по договору или по иным основаниям.
В законодательстве и практике выработаны различные  виды лицензий. Подробнее остановимся  на некоторых из них.
1. По  лицензионному соглашению могут  передаваться исключительные или  неисключительные права на программное  обеспечение (или, говоря более  корректно, исключительные права  могут передаваться на исключительных  или неисключительных условиях).
При передаче неисключительных прав правообладатель  предоставляет пользователю право  использовать программу для ЭВМ  или базу данных наравне с самим  собой или другими лицами, также  управомоченными правообладателем. Правообладатель тем самым не лишается возможности использовать программное обеспечение сам и предоставлять право использования данного программного обеспечения иным лицам.
При передаче исключительных прав на программное  обеспечение правообладатель передает пользователю имеющиеся у него исключительные права на программное обеспечение; при этом правообладатель не вправе осуществлять те правомочия, которые  были переданы пользователю по договору о передаче исключительных прав, а  также передавать эти полномочия иным лицам.
2. Следующее  деление лицензий имеет значение  только применительно к лицензиям  на программы для ЭВМ: программное  обеспечение может распространяться  на условии открытого кода (OpenWare), или же без такого условия.
При распространении  программного обеспечения на условиях открытого кода правообладатель, предоставляя пользователю право использования программного обеспечения, передает также исходные коды программы. При этом, как правило, пользователю предоставляется также право модифицировать исходные тексты, перерабатывая и совершенствуя их.
Дальнейшее  использование полученных в результате такой переработки программных  продуктов различается в зависимости  от вида лицензии. В настоящее время  практикой выработано два «семейства»  типовых лицензий на передачу программного обеспечения с открытым кодом: GNU GPL и FreeBSD. Основное их различие заключается в «наследуемости» свойства открытого кода: согласно условиям лицензии GNU GPL, все программные продукты, полученные в результате переработки или модернизации распространяемого на таких условиях программного кода, также могут распространяться далее только на условиях GNU GPL. Это, с одной стороны, способствует прогрессу в развитии программного обеспечения, с другой – нарушает имущественные интересы некоторых разработчиков, вложивших серьезные средства в модернизацию программного кода.
Бoльшую свободу в использовании передаваемого программного обеспечения предоставляет лицензия Free BSD. По условиям этой лицензии, программные продукты, полученные в результате переработки предоставленного программного кода, могут распространяться на любых условиях, в том числе и на возмездной основе.
Тем не менее, хотя лицензии FreeBSD и GNU GPL и получили довольно широкое распространение, они не являются единственно возможными лицензиями на передачу программного обеспечения с открытым кодом. Правообладателем, при необходимости, могут быть выработаны собственные условия предоставления прав на такое программное обеспечение, в большей или меньшей степени ограничивающие права пользователя.
Лицензии  на распространение программного обеспечения, не содержащие условия об открытости исходных кодов, более разнообразны. Как правило, каждый правообладатель  вырабатывает свои собственные условия  предоставления прав на программный  продукт, в крупных компаниях-разработчиках  программного обеспечения даже существуют целые пакеты типовых лицензионных соглашений, варьируемых в зависимости  от программного продукта или типа пользователя. При этом практически  во всех таких лицензиях содержится запрет на любую модификацию программного кода, если только такая модификация  не разрешена прямо в законодательстве (например, адаптация программы).
3. Довольно  распространенным делением типов  программного обеспечения в зависимости  от условий лицензии является  их деление по критерию возмездности. В соответствии с этим критерием, программное обеспечение делится на бесплатное, условно-бесплатное и коммерческое. В некоторых случаях выделяют также программное обеспечение, распространяемое на специальных условиях.
Бесплатное  программное обеспечение (FreeWare) не следует путать с «открытым» программным обеспечением (OpenWare): как бесплатность распространения не означает открытости исходных кодов, так и открытость исходных кодов не влечет за собой безвозмездный характер распространения.
При предоставлении программного обеспечения на бесплатной основе правообладателем обычно оговариваются  некоторые специальные условия  использования программы. В частности, весьма распространенным условием является запрет на внесение любых изменений  в программный код, за исключением  прямо разрешенных законодательством. Кроме того, обычным условием «бесплатной» лицензии является оговорка об освобождении правообладателя от любых гарантий и обязательств, связанных с функционированием  программного обеспечения.
Условно-бесплатное распространение программного обеспечения  подразумевает, что пользователю предоставляется  возможность ознакомиться с программой, протестировать ее возможности при  решении задач пользователя. При  этом либо ограничивается срок бесплатного  использования программы, либо предоставляется  неполнофункциональная версия программного обеспечения. По ознакомлении с программой пользователь вправе либо отказаться от ее дальнейшего использования, либо оплатить программный продукт и приобрести права на него в полном объеме.
Коммерческое  распространение программного обеспечения  предполагает, что пользователь должен оплатить программы, только после чего он получает права на них. Обычно в  лицензионных соглашениях, предусматривающих  предварительную или последующую  оплату за передаваемое программное  обеспечение, содержится больший объем  гарантий и обязательств правообладателя, нежели в лицензиях на бесплатно распространяемое программное обеспечение.
В некоторых  случаях правообладатели, обычно распространяющие свое программное обеспечение на коммерческой основе, предоставляют  права бесплатно, или условно-бесплатно. Например, на таких условиях программное обеспечение предоставляется образовательным учреждениям, библиотекам и иным учреждениям науки и культуры, реже – государственным органам. Обычно соглашения о предоставлении программного обеспечения в таких случаях содержат набор дополнительных условий, ограничивающих (реже – расширяющих) права пользователей, а также предусматривающих пределы использования программных продуктов, например, студентами университетов или посетителями библиотеки. В некоторых случаях на такого рода «специальных условиях» поставляется особым образом доработанное программное обеспечение, специально предназначенное для нужд учреждений науки, образования, культуры, государственных органов.
4. Лицензионные  соглашения также можно подразделить  в зависимости от того, с кем,  и в каких целях они заключаются.  По этому критерию можно выделить  лицензионные соглашения с конечным  пользователем (EULA – End User License Agreement), и лицензии, предусматривающие возможность доработки программного обеспечения.
Типовой формы лицензионного соглашения с конечным пользователем в настоящий  момент практикой не выработано, различными правообладателями используются различные, хотя и близкие по содержанию лицензионные соглашения. Типовые лицензионные соглашения крупных компаний-разработчиков  программного обеспечения, впрочем, получили довольно широкое распространение  и зачастую служат образцом для лицензионных соглашений более мелких фирм (как, например, EULA компании Microsoft).
Лицензионные  соглашения с конечным пользователем  обычно предусматривают минимально возможный объем предоставляемых  прав, причем права никогда не предоставляются  на исключительных условиях. В таких  соглашениях устанавливаются также  пределы правомочий пользователя, гарантии правообладателя, определяются механизмы  технической поддержки использования  программного обеспечения.
В отличие  от сравнительно единообразных лицензионных соглашений с конечным пользователем, лицензионные соглашения, предусматривающие  возможность доработки программы, могут значительно различаться.
Во-первых, такие лицензионные соглашения могут  входить в пакет документов, оформляющих  отношения дистрибьюторского или  франчайзингового типа. Согласно таким соглашениям, компания-правообладатель предоставляет компании-распространителю право распространять программный продукт, в том числе, и с возможной доработкой продукта под нужды конечного пользователя. Система лицензионных соглашений в этом случае будет двухуровневой: правообладатель программного продукта предоставляет лицензию как распространителю, так и (посредством распространителя) конечному пользователю. Права на произведенные распространителем изменения в программном продукте, как правило, сохраняются за распространителем и предоставляются им конечному пользователю по соответствующей лицензии.
Во-вторых, возможность доработки программного продукта может содержаться в  лицензионных соглашениях, являющихся частью партнерского договора. Таким  партнерским договором обычно оформляются  отношения по совместной разработке комплексных программных продуктов, где модули, написанные одними разработчиками, могут модифицироваться другими; при  этом каждый из разработчиков сохраняет  права на результат собственных  творческих усилий. Объем и пределы  осуществления предоставляемых  таким соглашением прав могут  различаться в зависимости от того, насколько тесными являются отношения между разработчиками.
Наконец, возможность доработки программного продукта предусмотрена в т.н. «свободных»  лицензиях, примерами которых являются рассматривавшиеся выше лицензии семейства GNU GPL и FreeBSD. В этом случае возможность последующей передачи прав на программное обеспечение не ограничивается, более того, в лицензиях семейства GNU GPL отсутствие ограничений на передачу прав является обязательным.
5. В  некоторых случаях, прежде всего,  когда речь идет о предоставлении  прав на программное обеспечение  конечному пользователю, можно говорить  о «связанных» и «независимо  предоставляемых» лицензиях (в  англоязычной терминологии –  поставка на условиях OEM/BOX).
В первом случае (OEM) права на программное  обеспечение предоставляются при  поставке программного обеспечения  вместе с компьютерным оборудованием (так называемое «предустановленное программное обеспечение»). Такие  лицензии предусматривают меньшее  лицензионное вознаграждение (обычно включаемое в стоимость оборудования), но при этом предусматривают меньший  объем правомочий пользователя.
При независимой («коробочной») поставке программное  обеспечение предоставляется на соответствующем материальном носителе, в сопровождении документации, необходимой  для установки, наладки и использования  программы; сам материальный носитель выступает в качестве резервной  копии дистрибутива. Объем предоставляемых  правомочий в этом случае несколько  больше, кроме того, возможно предоставление по одной лицензии возможности использования  программы на нескольких компьютерах (при условии соразмерного увеличения лицензионного вознаграждения). При такого рода поставках часто используется т.н. «оберточная лицензия»: пользователь признается заключившим лицензионное соглашение (напечатанное на обертке), если он вскрыл коробку с дистрибутивом.
Рассмотренные выше виды и разновидности лицензионных соглашений (лицензий) предоставляют  правообладателю достаточный набор  инструментов для эффективной реализации и защиты своих прав на программное  обеспечение. Грамотный выбор нужного  типа лицензии, а в некотором случае – формирование необходимого пакета лицензионных соглашений, является важным условием деятельности по разработке и распространению программного обеспечения. Использование правильно  составленного лицензионного соглашения (или пакета лицензионных соглашений) – хороший способ повышения эффективности  бизнеса, причем способ, которым не следует пренебрегать.
    Порядок выдачи лицензий.
Для того чтобы получить лицензию, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:  заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности; копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
В зависимости  от специфики деятельности в положении  о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено  представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным  лицензионным требованиям и условиям.
Так, например, для получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией в розницу, соискателем лицензии, наряду с документами предусмотренными выше, в соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, придется предоставить:  характеристику объекта лицензирования (вид объекта, специализация, занимаемая площадь); заключение органов санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым требованиям; справку о наличии контрольно-кассовой машины.
Но требовать  от соискателя лицензии представления  иных документов, не предусмотренных  Законом и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Все документы, представленные в соответствующий  лицензирующий орган для получения  лицензии, принимаются по описи, копия  которой направляется (вручается) заявителю  с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления  соискателя лицензии указанным органом  взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный  минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Размер  такой платы за рассмотрение заявления  соискателя лицензии устанавливается  Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений  соискателей лицензий зачисляются  в соответствующие бюджеты.
Нужно отметить, что лицензионные сборы  составляют не последнюю строку бюджета  Российской Федерации.
Итак, после  получения заявления, лицензирующий  орган принимает решение о  выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления  соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Более короткие сроки принятия решения  о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Стоит отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен. Так, например, при  лицензировании розничной торговлей  алкогольной продукцией, в случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный  срок после получения экспертного  заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления с  необходимыми документами. Также, в  отдельных случаях, в зависимости  от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководитель органа лицензирования, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может дополнительно  продлить до 30 дней, о чем сообщается заявителю.
После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить  соискателя лицензии о принятии решения  о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после  принятия указанным органом соответствующего решения.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме  с указанием реквизитов банковского  счета и срока оплаты лицензионного  сбора.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Выдача  документа, подтверждающего наличие  лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем  лицензии документа, подтверждающего  оплату лицензионного сбора.
В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную  лицензию.
Основанием  для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;  несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Соискатель  лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие  лицензирующего органа.
При обжаловании  в административном порядке соискателем  лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок  проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов  деятельности.
    Основание приостановления, переоформление и аннулирование лицензии.
Может случиться, что Вам необходимо будет  переоформить  документы, подтверждающие наличие лицензии.
Такое переоформление потребуется в следующих  случаях:
- реорганизации  юридического лица в форме  преобразования;
- изменения  его наименования или места  его нахождения;
- изменения  имени или места жительства  индивидуального предпринимателя; 
- изменения  адресов мест осуществления юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем  лицензируемого вида деятельности 
- и в  иных предусмотренных федеральным  законом случаях.
Орган, выдавший Вам лицензию, может и  приостановить ее действие.
Такое наказание может последовать  за нарушение лицензионных требований и привлечение Вас за это к  административной ответственности.
Приостановление производится на основании решения  суда и вступает в силу в течение  суток со дня вынесения такого решения. Срок приостановления определяет судом, и продляться не может. Возобновляется действие лицензии со следующего дня,  после истечения срока такого приостановления.
Однако  если в установленный срок Вы не устраните нарушение лицензионных требований и условий, которое повлекло за собой административное приостановление  деятельности, лицензирующий орган  обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании  рассмотрения такого заявления.
Окончательное прекращение действия лицензии происходит в двух случаях:
- со  дня внесения в ЕГРЮЛ или  ЕГРИП записи о ликвидации  юридического лица или прекращении  его деятельности либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- со  дня окончания срока действия  лицензии или принятия лицензирующим  органом решения о досрочном  прекращении действия лицензии (на  основании представленного Вами  в лицензирующий орган заявления  в письменной форме о прекращении  осуществления лицензируемого вида  деятельности, а также со дня  вступления в законную силу  решения суда об аннулировании  лицензии)
    4. Лицензионные органы.
Лицензия  выдается соответствующими государственными органами. Например, лицензирование розничной  торговли алкогольной продукцией в  соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления на территории, которых производится торговля этой продукцией.
Лицензирующие органы - федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством  о лицензировании осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.
Вообще, круг органов, осуществляющих функции  лицензирующих весьма широк. Законодателем  закреплены соответствующие функции  и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Примерно  обозначу круг лицензирующих органов. Как уже отмечалось выше сюда, включаются и органы федеральной государственной  власти, и другие государственные  органы, вплоть до органов местного самоуправления.
Это следующие  органы:
Министерство  топлива и энергетики Российской Федерации; Министерство здравоохранения  и медицинской промышленности Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство Российской Федерации  по атомной энергии; Министерство экономики  Российской Федерации; Министерство образования  Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство социальной защиты населения Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства  и продовольствия Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство строительства Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности; Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму; Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр; Комитет Российской Федерации по рыболовству; Российское космическое агентство; Федеральная авиационная служба России; Федеральная дорожная служба России; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Федеральная миграционная служба России;
Федеральная служба геодезии и картографии России; Федеральная служба лесного хозяйства  России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды; Федеральное агентство  правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; Государственная архивная служба России; Государственная инспекция по обеспечению  государственной монополии на алкогольную  продукцию при Правительстве  Российской Федерации; Комиссия по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур; Инспекция негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации; Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За каждым из перечисленных выше органов, законодатель закрепил виды деятельности, лицензирование которой они осуществляют.
Так, например, за Министерством юстиции Российской Федерации, закреплены:
платные юридические услуги.
А за Министерством  внутренних дел Российской Федерации:
деятельность  в области пожарной безопасности;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.