На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Танцевальная терапия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

 
     Танцевальная  терапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцетерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного, и многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.
     Самый широкий круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой терапией. При этом музыка вовсе не является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных.
     Целью данной работы является изучение танцевальной терапии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить понятие танцевальной терапии;
    рассмотреть истоки танцевальной терапии;
    изучить теоретические основы танцевальной терапии;
    рассмотреть танцевальную терапию в системе реабилитации психических больных;
    рассмотреть структуру и техники танцевально-терапевтических сессии.

    1. Понятие танцевальной терапии

 
       Танцевальная  терапия как понятие и целенаправленная форма психотерапии зародилась в США в 1940-х гг. В настоящее время танцевальная терапия активно распространяется по всему миру. Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
       В прошлом танец играл большую  роль в жизни человека. В народных обычаях сохранились ритуальные танцы. Они сопровождали человека на разных фазах его существования: рождение, вступление в брак, уход из жизни. Люди верили, что исцеляющая энергия танца приходит от богов, и те, кто исполняет танец, входят в контакт с ними. Постепенно возрастающая и доходящая до экстаза энергия танца приводит танцовщиков к катарсису. В то же время танец имеет собственный ритм и эстетическую форму, которые способствуют гармонизации энергетики человека. Эти две стороны танца оказывают лечебное воздействие. В течение многих лет люди инстинктивно этим пользовались, но только в наши дни терапевтическое воздействие танца получило научное подтверждение. Танец по своей сути - это движение, однако не каждое движение рождает танец. Танец - это, прежде всего, искусство, он придает движениям эстетическую форму. Танец имеет явную близость к музыке, он основан на ритмических движениях. Но и этого недостаточно для определения танца. Стереотипные, механические движения аутичных детей также имеют собственный ритм, но не могут быть названы танцем. Но как только ритмические движения приобретают чувственные выражения, рождается танец. Танец связан с интимными жестами. Жесты окружают мысли, чувства, желания и могут быть поняты без слов. Повседневные движения могут развиться до символических жестов, которые затем смогут передавать чувственные выражения, способные перейти в экстаз.
       Танец в значительной степени несет  коммуникативную функцию. Очень  часто танцовщик через контакт  с самим собой переходит к  контакту с публикой, а люди, которые танцуют в паре или в группе, вступают в тесную связь друг с другом на невербальном уровне.
       В основу танцевальной терапии положен  танец, художественная форма движений. Но это не означает, что танцевальный процесс сам по себе может производить терапевтический эффект. Например, техника Александера включает в себя специальные упражнения, направленные на работу с телесными напряжениями, дополненные дыхательными упражнениями. Эти техники нашли свое место и в танцевальной терапии. Танцевальная техника является формой танцевального искусства и имеет подготавливающую функцию. Но для того чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.

    2. Истоки танцевальной терапии

 
       После Второй мировой войны психиатрические  клиники в Европе и Америке были переполнены солдатами, имевшими не только физические, но и психические травмы. Существующие методы лечения для таких пациентов были явно недостаточными. Ни психоаналитическая психотерапия, ни другие методы вербальной психотерапии не могли достичь результата у большой части пациентов психиатрических отделений. И специалисты в США начали стремительно овладевать различными формами арт-терапии (рисунок, танец, драма и музыка). Вначале целью деятельности этих специалистов была организация занятости пациентов. Но довольно быстро врачи и другой медицинский персонал заметили, что развивающийся в рамках таких занятий креативный процесс оказывает позитивное действие, и тогда эти арт-терапевтические направления заняли определенное место в лечебной программе. Теперь танцевальная терапия рассматривалась как вспомогательный метод, способствующий снятию напряжения и актуализации чувств, самораскрытию пациента, этапом в формировании мотивации к вербальной терапии.
       Психиатрические клиники в США привлекли к  сотрудничеству музыкантов, художников, артистов и танцовщиков, которые взяли на себя задачу помогать и поддерживать вербальных психотерапевтов. Со временем танец стал рассматриваться как один из методов психологической коррекции. И хотя вначале относительно эффективности применения этого метода существовали сомнения, они быстро исчезли, поскольку лечебное воздействие танца находило подтверждение. Этим мы обязаны многолетней работе нескольких энтузиастов, пионеров танцевальной терапии: Мэриан Чейз Лилиан Эспенак, Труди Шуп и Мари Уайтхауз - профессиональным танцовщицам, хореографам и танцевальным педагогам, представительницам танца модерн. Все они были убеждены, что танец - это дорога для раскрытия чувств, это баланс между телом и душой. Стремясь реализовать свои взгляды на практике, они способствовали тому, что танец занял прочное место в лечебной работе с психосоматическими больными. Неоднократно им приходилось доказывать персоналу больниц и клиник, что необходимо овладеть тем языком, на котором легче говорить таким пациентам. Свой практический танцевальный опыт они комбинировали с теоретическим изучением смежных дисциплин — педагогики, психологии, медицины, философии и религии, стремясь найти возможности их гармоничного и эффективного объединения. Расширение знаний помогало им глубже понять проблемы своих пациентов и параллельно направляло развитие танцевально-терапевтической методики.
       Замечая позитивные изменения в состоянии  пациентов, врачи стали более внимательно относиться к работе первых практиков танцевальной терапии. Постепенно разрабатываемое ими направление приобретало статус лечебной терапии, а они стали ведущими специалистами и учителями для своих последователей. Ими были проведены многочисленные курсы и семинары в США и Европе; в книгах и статьях нашли отражение их идеи и мысли о танцевальной терапии. Вместе они сформировали школу современной танцевальной терапии.
       Танцевальная  терапия сейчас - это вовсе не застывшая система, в ней можно выделить несколько различных направлений. И можно смело утверждать, что кто-то из терапевтов придерживается модели Чейз, а кто-то - модели Шуп.

    3. Теоретические основы танцевальной терапии

 
       Танцевальная  терапия состоит из двух направлений, имеющих одинаковый вес: танец и терапия. Подобно терапевтам других направлений, танцевальный терапевт создает с пациентом контакт, который затем определяет рамки и границы терапии. В настоящее время уже бесспорно, что танцевальная терапия стала одним из методов психологической коррекции, которые могут применяться в работе с больными, страдающими различными заболеваниями, как психосоматическими, так и психическими. Танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии.
       Изучение  телесного языка оказало большое  влияние на танцевальную терапию. Вдохновение приходило от экзистенциальной философии и восточной мистики, от различных творческих методик. Описать все, что повлияло на развитие танцевальной терапии, очень трудно, поэтому здесь мы представим только наиболее известные персоналии, чьи научные и практические разработки способствовали становлению танцевальной терапии: Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Александр Лоуэн, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Дональд Вуд Винникотт, Карл Роджерс, Фриц Перлз, Пауль Шильдер.
       В соответствии с теорией объектных отношений (Д. Винникотт, М. Кляйн) танцевальная терапия работает над раскрытием внутренней индивидуальности больных и формированием независимой личности, что помогает им вступать в более устойчивые взаимоотношения с миром. Если развитие ребенка было дисгармоничным, то эмоциональные, когнитивные, личностные структуры могут не получить своего развития в процессе взросления — именно это мы обнаруживаем у больных с психотическими нарушениями и шизофренией в частности, у которых полноценное благополучное функционирование двигательной сферы затруднено, возможно, в силу нарушенных телесно-эмоциональных отношений с матерью. Формируясь в онтогенезе в процессе социализации, моторика является одним из проявлений телесности. У больных шизофренией происходит нарушение социализации, возможностей в процессе взросления тренировать и распознавать невербально-телесное выражение эмоций при контактах с другими людьми. Нарушение отношений проявляется в индивидуализме и эгоцентризме, замкнутости и скрытности, тенденциозной «кататимной» переработке впечатлений, недостаточно критическом отношении к себе. При различных формах клинической психопатологии происходит нарушение отношений, коррекция которых оптимальным образом может быть осуществлена с помощью групповой танцевальной терапии.
       Применяемая нами модель танцевальной терапии основана на психологической теории телесности. Психология телесности — наука о душевно-телесном соответствии, или наука о конгруэнтности биологических, психологических и смысловых аспектов телесности человека. Основой формирования телесности является единая двигательная память. Телесность проявляется в характерных движениях, позах, осанке, дыхании, ритмах. В отличие от тела индивидуума, присущего только ему, телесность видоизменяема, характер ее меняется в зависимости от обстоятельств. Формирование телесности зависит от внешних и внутренних условий: если эти условия гипертрофированы в зависимости от характера заболевания, то и телесность гипертрофируется. На состоянии телесности отражаются мотивации, установки, и в целом система смыслов индивидуума, она хранит обобщенное знание человека.
       Уровень развития телесности (диапазон) позволяет  человеку в той или иной степени  «резонировать» с миром. «Телесная  память» способна закреплять в физиологии человека любые реакции, в том числе и ответ тела на психические травмы. Формирующиеся в результате мышечные зажимы не позволяют человеку ощущать удовольствие в своей жизни, что ведет к поиску им средств, способных эти зажимы «снять». Основные психологические подходы к феномену телесности человека традиционно объединяются термином «образ тела» для обозначения суммы восприятий, установок, оценок, представлений индивида о своем теле. В процессе развития ребенка формируется моторное торможение на дистантный раздражитель. Это торможение является условием специальной дифференцировки слуха и зрения, на основе которой перестраивается тип движения, превращающегося в предметное действие. Вопрос о соотношении ощущений и движений на разных ступенях фило- и онтогенеза ставится конкретно, а ведущим отношением, согласно Б. Г. Ананьеву, все больше выступает отношение дистантрецепторов и кинестезии. Парность дистантрецепторов и кинестезии указывает на их связь с взаимодействием обоих полушарий головного мозга. Именно координационная работа правого и левого полушарий головного мозга у больных шизофренией оказывается заблокирована, на что указывает В. И. Лях. Принимая во внимание результаты наших наблюдений, экспериментальных исследований в области «внутреннего телесного опыта» пациентов, мы можем отметить некоторую фрагментарность телесной картины больных психотическими заболеваниями, что часто выражается в несвязности телесно-двигательного самовыражения, напоминающего непроизвольные движения маленького ребенка после того как его распеленали. Эти разорванные двигательные картины проявляются особенно четко в танце-импровизации.
       «Внутренняя телесность», на наш взгляд, - это сам субъект (область внутреннего мира), она служит отражением внешних стимулов, поступающих в замкнутое пространство. Если в довербальном периоде развития ребенка таких стимулов было недостаточно, то и последующее ощущение им своего внутреннего тела, знания о себе и своем внутреннем Я могут быть нарушены, как в случае с больными шизофренией.
       Применяемая в танцевальной терапии техника  тренировки цветового восприятия с больными шизофренией отражает мнение Б. Г. Ананьева, который связывал нарушение цветоразличения с особенностями заболевания, в частности, отмечая, что дифференцировка холодных цветов поступает значительно позже дифференцировки теплых цветов, а при затылочном синдроме легче всего поражается цветоразличение холодных цветов. В отличие от красного цвета, восприятие которого сохраняется даже при поражении центральных звеньев зрительного анализатора, цветочувствительность холодных цветов обладает значительной хрупкостью. Например, согласно данным Б. Г. Ананьева, уровень чувствительности к зеленому и синему цветам в состоянии гиподинамии сильно снижается. Опыт применения разработанной Н. Ю. Оганесян методики «Какого я цвета» и работа с рисованием образов релаксации в акварельно-холодных тонах подтверждают эти данные. Работа с растормаживанием телесных функций организма с помощью танцевальной терапии и психотерапевтического рисунка приводит, по нашему мнению, к развитию цветочувствительности.
       Техника работы с рисунком в структуре  танцевально-терапевтической сессии не является в полной мере арт-терапией, она применяется с целью вербализации танцевального катарсиса после направленной образно-тематической релаксации. Это скорее кататимное отреагирование образов с последующей их интерпретацией самими больными. Вместе с тем, при оценке рисунков мы ориентируемся на метод арт-анализа, описанный А. П. Коцюбинским.
       Техники танцевальной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.

    4. Танцевальная терапия в системе реабилитации психически больных

 
       В системе реабилитации людей, страдающих психическими заболеваниями, используются различные методы психотерапии, в том числе арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, коммуникативно-активирующая психотерапия, психодинамическая психотерапия. Эти методы, как правило, взаимодополняют друг друга в процессе психотерапевтической работы. Целью применения танцевальной терапии является развитие таких функций, как психомоторные, коммуникативные и психоэмоциональные. У больных, страдающих психическими заболеваниями, в частности, шизофренией, в значительной степени нарушаются взаимоотношения с другими людьми. При этом наблюдаются трудности в контактах, как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Кроме того, анализ особенностей психопатологической симптоматики больных шизофренией указывает на выраженные изменения моторики, включенные в структуру основного психопатологического синдрома — моторная неловкость, скованность, манерность, навязчивые ритуальные действия. При этом нельзя не учитывать влияния действия нейролептиков, производящих затормаживающий эффект на коммуникацию и моторику больных.
       Концепция реабилитации психически больных была разработана в НИИ им. В. М. Бехтерева М. М. Кабановым в конце 60-х гг. прошлого столетия.
       В последующие десятилетия развития реабилитационного направления в числе методов невербальной психотерапии широко использовались такие методики, как пантомима и лечебная гимнастика, но дальнейшего развития и научно обоснованных исследований, к сожалению, не получили. В настоящее время все большее применение в реабилитации психически больных среди невербальных форм психотерапии находят арт-терапевтические методы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.