На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жизнь и философия Сократа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Лишь  через сто лет после своего зарождения философия вступила в  наивысшую пору своего расцвета. Это  было время творчества трех лучших философов, которых когда – либо видел мир. Первым из них был Сократ, обладатель особого склада ума, который  так по долгу беседовал на улицах Афин с гражданами о философии, что у него не находилось и часа времени, чтобы записать.
    Сократ  разработал новый метод введения философской беседы, в рамках которого один из собеседников задавал подобные парадоксальные вопросы. Этот подход был назван диалектикой. Целью моего реферата есть раскрыть вопрос о жизни и философии Сократа.
    Жизнь и Труды Сократа
    Сократ  родился в 469г. до н.э. в деревне  на склонах горы Ликабэтт, оттуда в  то время можно было пешком за 25 минут  добраться до Афин. Его отец был скульптором, а мать повивальной бабкой. Сначала юный Сократ работал подмастерьем у своего отца; некоторые исследователи считают, что Сократ создал скульптуру «Три грации », которая украшала Акрополь. Затем его отправили учиться к Анаксогору.
    Сократ продолжил учебу у философа Архилая, который, как сообщает Диаген Лаэртский, автор биографий знаменитых философов, живших в III в. до н.э., «любил его в худшем смысле этого слова».
    Вместе  с Архелаем Сократ изучал математику, астрономию и учения древних философов. К тому времени философия развивалась уже не многим более столетия и была чем то вроде ядерной физики своего времени. И в самом деле, мир философии (который полностью состоял сначала из воды, потом из огня, затем из светящихся элементов и т.д.) имел такое же отношение к миру действительности, как мир современной ядерной физики относится сейчас к нашей собственной повседневной реальности.
    Вскоре  Сократ пришел к выводу, что размышления  о природе мира никакой пользы человечеству не принесут. Как это не удивительно для такого склонного к рассудочности мыслителя, Сократа парадоксальным образом можно считать противником науки. В этом на него наверняка повлиял один из величайших философов Парменид Элейский. Сократ в свои юношеские годы , говорят, будто бы встретил стареющего Парменида и «многому у него научился». Парменид разрешил яростный спор между теми, кто считал, что мир состоит из единого вещества (такого же как вода или огонь), и тех, кто, подобно Анаксогору, считал, что мир состоит из множества всевозможных веществ. В этом непримиримом споре победил Парменид: он просто не обратил на него никакого внимания.
    Во  многом благодаря тому, что Сократ занял позицию противника науки, немногие великие научные умы  Древней Греции предпочли творить вне рамок философии (Архимед в физике, Гиппократ в медицине и т.д.). Древне Греческие ученые знали, что земля круглая и вращается вокруг солнца и даже умели рассчитывать её окружность. Они имели дело с электричеством, им было известно, что земля обладает магнитным полем. Мы многим обязаны Сократу за то, что он поместил философию на устойчивое основание разума.
    Не  вся философия Сократа была посвящена  правилам рассуждений и методу анализа. В ней мы обнаруживаем так же ряд  позитивных положений, из чего можно  сделать вывод, что и ему, по всей видимости, доводилось на собственном опыте испытывать терпкий вкус своего собственного лечения критикой. Так будучи действующим лицом Платоновского диалога «Федон», Сократ выдвигает теорию форм, или идей. В «Федоне» Сократ описывает природу мира форм (или чисел или идей. Он использует греческое слово «Эйдос». Это – изначальный корень нашего слова «идея», а перевести его можно по-разному: форма, идея, или, скажем, фигура, - причем понятия числа и формы, по существу, совпадают). Согласно Сократу, мир форм недоступен нашим чувствам, а доступен одной только мысли человека. Мы можем думать о таких понятиях, как «округлость» и «краснота», однако мы их не ощущаем. С помощью наших чувств мы способны воспринимать лишь конкретный красный мяч. Он создан  из понятий «округлость», «краснота», «упругость» и т. д. как же это получается? По Сократу, отдельные предметы приобретают свои свойства от тех идей, которые их породили. Можно, например, объяснить это через образ гипсовой повязки, которая определяет определённую форму. Отвлеченные формы – иначе говоря, идеи – предают конкретному предмету очертания, размер и др. качества.
    Мир форм является единственным реальным миром, который к тому же обладает универсальностью. В нем каждая отдельная  форма отлична от другой. Этот мир форм обладает иерархичностью, которая достигает вершины в таких вселенских идеях, как Добро, Красота и Истина. Воспринимая конкретные предметы, мы получаем представления о таких абстрактных качествах, как доброта, красота и истина. Таково тайное – мистическое отношение к миру. Оно созвучно идее индусов, от которой, скорее всего, и произошло, - идее о том, что мир – это призрачное покрывало Майи, которое для хорошего человека становиться прозрачным. Согласно Сократу, эти универсальные идеи имеют для мира главенствующее значение, человек же воспринимает их через знакомство с реальным миром. 
    К счастью, такое запутанное учение, пренебрегающее спецификой того мира, в котором мы живем, не совсем лишено точности, так как число считается здесь синонимом этих возвышенных идей. Изучение числа как сущности объявляется главным делом. Так, математика рассматривалась греками как просветительская деятельность, хотя, конечно, лишь в одной своей чистой форме. Вычисление суммы углов многогранника было вполне принято. А вот выяснение того, сколько ведер понадобится, чтобы наполнить бак водой, считалось чем -то недостойным. В нашем материальном мире это вполне могло бы иметь практическую пользу. Подобное отношение с неизбежностью ориентировало науку на изучение тех аспектов действительности, которые мало связаны с практической стороной жизни. Такое положение сохранялось на протяжении всего развития западной культуры, а некоторые его проявления можно обнаружить даже сегодня.
    Сократ  вырос в век Перикла. В те времена Афины были самым сильным и цивилизованным городом-государством в эллинистическом мире, оказавшем огромное влияние на весь ход развития человечества. Кроме достижений в области скульптуры в эту эпоху наблюдался также расцвет демократии и становление математического и научного мышления. Появление Сократа ознаменовало собой наступление века философии.
    Эпоха относительного спокойствия, которым был отмечен век Перикла, подошла к концу. В 431 т. до н. э. началась Пелопоннесская война. Эта разрушительная борьба между почти демократической морской державой Афин и по-мещански ограниченной воинствующей Спартой длил ась более четверти века. Война и ее политические последствия оказались весьма продолжительными и сыграли роковую роль в жизни Сократа. Стоит вспомнить, что именно то самое, что кажется нам скучным и назидательным в его философии, зародилось в борьбе против постоянно меняющихся обстоятельств, на фон слепого фанатизма, софистики и страха. Поиски личностной истины велись Сократом в век возникновения новых ценностей и падения авторитетов. Что же касается нравственного климата той эпохи, то он был, с нашей точки зрения, слишком узнаваемым.
    Когда началась Пелопоннесская война, Сократ был призван на военную службу в качестве гоплита (рядового третьего класса, носившего щит и меч), Существует множество противоречивых свидетельств о жизни Сократа. Однако единственное, с чем все, похоже, согласны, - это внешность Сократа, который считался одним из самых уродливых мужчин в Афинах. У него были длинные, тонкие и к тому же кривые ноги, брюшко, волосатые плечи и шея, кроме всего прочего, он был лыс (за эту самую голову его называли уродцем). Еще он прославился вздернутым носом, глазами навыкате и толстыми губами.
    Помимо  того, что Сократ сам по себе был похож на философа, он еще и одевался как философ. Зимой и летом он всегда ходил в одной и той же потрепанной тунике, на которую был надет изношенный хитон вдвое короче обычного. К тому же в любую погоду он разгуливал босиком. По словам его коллеги софиста Антифона, «раб, которого заставили бы так одеваться, давно бы сбежал». Несмотря на все это, Сократ, видимо, был прекрасным воином.
    Такие чудаковатые умники обычно не слишком популярны среди военных. Тем не менее Сократу отлично удавалось развлечь и позабавить солдатскую братию. Он принимал участие в осаде Потидеи, что в Северной Греции, где зимы бывают очень холодными, особенно когда с гор начинают дуть северные ветры. Зимой древнегреческие войска фактически превращались в разношерстный сброд. Солдаты кутались в шкуры, заматывали ноги кусками войлока и были мало похожи на стройных нагих юношей во время состязаний в том виде, в каком мы видим их на греческих вазах. Солдатам наверняка не раз приходилось, посмеиваясь, наблюдать за тем, как на параде Сократ в своем дырявом хитоне неуклюже топал босыми ногами по льду и снегу.
Но особенно забавно было смотреть на Сократа, когда он «думал». Алкивиад, служивший в Потидейскую кампанию вместе с Сократом, рассказывал, как однажды наш философ проснулся с утра пораньше и принялся обдумывать какой то исключительно важный вопрос. В течение долгих часов его товарищи наблюдали за тем, как Сократ стоял неподалеку в созерцательной позе, напрочь забыв об окружающем мире. Во время ужина он все еще стоял на том же месте. Несколько его соотечественников были столь озадачены, что решили спать не в палатках, а на воздухе, просто ради того, чтобы посмотреть, сколько же еще времени Сократ будет разыгрывать этот спектакль. Он простоял всю ночь, до рассвета. Затем подошел к своим, прочел молитву на день грядущий и, как ни в чем не бывало, занялся своим делом.
   Такова  лишь одна история об умении Сократа впадать в глубокий транс. Собственно, она-то и заставила некоторых комментаторов подозревать, что Сократ страдал некой особой формой каталепсии (столбняка). Есть еще одно свидетельство, будто Сократ слышал некие «голоса». Все это вместе может навести нас на мысль о его психическом нездоровье. Тем не менее все факты, дошедшие до нас о Сократе, подтверждают мысль о том, что он был в высшей степени здравым и уравновешенным человеком. По существу, его философия часто кажется не более чем блистательным применением здравого смысла, приправленного щепоткой природной хитрецы.
   Однако  человек, который мог впадать  в транс, когда окружающие томились от скуки военной жизни, при этом был отважным храбрецом, когда того требовали обстоятельства. По словам Алкивиада, Сократ однажды увидел, как он лежит раненый посреди кровавой сечи. Он поднял Алкивиада на плечо и, пронеся его сквозь строй вооруженных солдат противника, спас ему жизнь.
   у Платона есть рассказ о том, как юный Алкивиад однажды влюбился в Сократа. Представить себе это трудно, и можно лишь предположить, что у Алкивиада были нелады со зрением, хотя об этом нигде не упоминается. Алкивиад говорил: «Когда Я слушаю его голос, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов» (Платон, «Пир», 215е). Такая восторженность и в самом деле наводит на мысль, что впечатлительный юноша был поражен мудростью Сократа. Но это не так. В отрывке, столь любимом учениками классических гимназий (и подвергнутом суровой цензуре их учителями), Алкивиад описывает, как он пытался соблазнить Сократа.
   Сначала Алкивиад устроил так, что они с Сократом целый день провели наедине и Алкивиад «ждал, что вот-вот он заговорит с ним так, как говорят без свидетелей влюбленные с теми, в кого они влюблены». Однако Сократ упорно держался бесед об одной лишь философии. Далее Алкивиад пригласил Сократа в гимнастический зал. В те времена большинство атлетических мероприятий проводились В обнаженном виде, поэтому Алкивиад, должно быть, подумал, что все, похоже, складывается удачно, раз уж Сократ принял его предложение. Правда, тут жена ум приходит мысль, как же должен был выглядеть лысый, брюхастый, кривоногий Сократ, раздевшись догола в гимнастическом зале. Впрочем, Алкивиад, видимо, не разочаровался сим развевающим всяческие романтические иллюзии зрелищем, и ему даже удалось потягаться с Сократом в игре «кто кого положит одной рукой», когда рядом уже никого не было. «На том все и кончилось».
   Наконец, Алкивиад решил пригласить Сократа отужинать с ним, чтобы напоить его. Сделать это ему не удалось (никому и никогда это не удавалось, сколько бы Сократ в себя ни вливал), однако Алкивиад «после ужина болтал с ним до поздней ночи, и когда он собрался уходить),.А.Лкивиад «сослался на поздний час и заставил его остаться). Потом, по словам Алкивиада (согласно Платону), «он лег на соседнее с моим ложе, на котором возлежал и во время обеда, и никто, кроме нас, в комнате этой не спал...). Под покровом ночи Алкивиад подкрался к Сократу и «обеими руками обнял его). Однако Сократ все еще не испытывал желания, и под конец они проспали вместе всю ночь в объятиях друг друга, «как если бы (он) спал с отцом или старшим братом). В соответствии с нравами того века умение Сократа совладать с напором такого миловидного юноши, как Алкивиад, рассматривал ось как почти сверхчеловеческая сдержанность.
Сократ  не был аскетом - об этом говорят как его внешность, так и исторические свидетельства других людей. К тому же его жизнь едва ли можно назвать легкой. Он постоянно был убит горем и грыз себя, так как отказывался работать. Он с завидным упорством посвящал все свое время от бога данному ему делу - разъяснял афинским гражданам всю глубину их невежества. Но он, похоже, получил крохотное наследство от своего отца, к тому же за ним хорошо присматривали его влиятельные друзья, которые часто кормили его. Наверное, Сократ умел прекрасно развлекать других во время обильных застолий. Непрерывно рассуждая, он охотно засиживался в гостях до самого рассвета, да и перепить он мог кого угодно. Эти встречи с обильными угощениями обычно представляли собой мальчишники, однако однополых проказ на них не бывало. Иной раз приводили гетер (куртизанок), и Сократ, похоже, находил в этом усладу, получая свою долю все равно чего, лишь бы оно доставалось бесплатно, - сверх закуски и выпивки.
   Согласно  Диогену Лаэртскому, часть своего времени Сократ уделял тому, что  вел непринужденные беседы во время занятий с группами молодых учащихся. Все это проходило в лавке некоего Симона - сапожника, у межевого камня Агоры.
   У края Агоры до сих пор есть Хорос с надписью « Я межевой камень Агоры». Камень стоит рядом со стеной небольшого древнего жилища. В ходе недавних раскопок у этой стены отрыли множество рассыпанных - сапожных гвоздей и чашу   V в. до н. э. С написанным на ней именем «Симон». Таким образом, чудом была обнаружена та самая лавка, в которой учительствовал Сократ. (1, с.17-41)
      Хронология  жизни Сократа
469г. до н.э. – совсем неподалеку от Афин родился Сократ.
Около 440г. до н.э. – Пифия Дельфийского оракула  провозгласила Сократа «мудрейшим из людей».
Около 430г. до н.э. – Сократ служит в качестве гоплита (обыкновенного солдата) на Пелопоннесской войне и спасает жизнь Алкивиада в битве при г. Потидее.
423г. до н.э.  – Аристофан высмеивает Сократа  в комедии «Облака».
Около 420г. до н.э. – Сократ женился на Ксантиппе. В  течение десяти лет у них рождается  трое сыновей.
406-405гг. до н.э. – служит членом законодательного совета.
404г. до н.э.  – отказывается выполнить приказ  Тридцати тиранов об аресте  Леонта Саламинского.
399г. до н.э.  – обвинен в поклонении «новым  божествам» и растлении юношества.  Суд над Сократом, по окончании которого его приговаривают к смерти. По приговору суда принимает чашу с цикутой и умирает. (1,с.83) 

             «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
    Автором этого изречения, начертанного на храме  Аполпона в Дельфах, по Традиции считался спартанец Хилон, один из семи греческих мудрецов.
    Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов. Считалось, что устами дельфийского оракула, пифии, пророчествует сам Аполлон, прорицая волю своего отца Зевса.
    Согласно  мифу, святилище в Дельфах основал  Аполлон в честь своей победы над притеснителем его матери ужасным драконом Пифоном. Эллины верили, что в тамошнем источнике Кассотиде жил дух Аполлона, или что, по крайней мере, он являлся туда время от времени. «Существовало убеждение,- писал историк Ф. Г. Мищенко, - что дух-божество, вошедши в священную воду источника и в символический лавр, растущий здесь, переходил в тело женщины (пифии), которая пила эту воду или жевала листок священного лавра; после продолжительной борьбы дух будто бы уничтожал личную волю, женщины и пользовался ею как покорным орудием для своих откровений. Вопрошавшие созерцали с благоговейным ужасом пифию, которая восседала на большом бронзовом треножнике и как бы висела над священной пещерой; пифия погружалась в состояние бреда и произносила отрывистые речи. Верующие принимали ее изречения за голос самого божества, сливавшийся будто бы с шелестом лавра и звуками бубна, которым потрясала пророчица. Они имели перед собой состояние восторженности (мании), или сверхъестественного безумия, священного опьянения, то состояние истерического припадка, которое позднейшая философия греков именовала экстазом» 
    Сократ, подобно своим современникам, высоко чтил авторитет дельфийского бога и его оракула, верил в мантику и божественные прорицания, поскольку и в нем самом, как он полагал, звучал предостерегающий голос божественного демона.
    Согласно  приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы. Его взволновала и захватила  призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило  толчком к философствованию и предопределило основное направление ого философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к  познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.
    Сократовское  проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. В этой связи Цицерон метко заметил, что Сократ спустил философию с неба па землю.
    Конечно, к своим взглядам, относящимся  к позднему, наиболее известному нам  периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно поэтому предположить известную эволюцию в его философских воззрениях. Одною точных данных о начальных стадиях развития философской мысли Сократа, к сожалению, не имеется. 
    По  некоторым сведениям, приводимым, в  частности, Диогеном Лаэртским, молодой  Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из Клазомен, а затем и Архелая, который сам ранее учился у Анаксагора. Историческую достоверность подобных сообщений невозможно твердо установить или с определенностью опровергнуть. Видимо, элементы правды здесь вплетены в сюжет кочующей легенды о знаменитом «учителе» и великом «ученике». Для такого рода биографических легенд как раз весьма типично конструировать преемственность между знаменитостями. В этих целях даже случайная беседа может сойти за учебу, а простой слушатель - за ученика.
    Во  времена сократовской молодости  философия в Афинах была импортным продуктом. Афиняне были сильны в политике, искусстве, ремеслах, торговле, военном и морском деле, но не в философии. Своих философских школ, течений или даже просто заметных философов не имелось. Собственно первым философом-афинянином был упомянутый Архелай - удачное для легенды связующее звено между Сократом и прежними натурфилософами, а через них и «семью мудрецами».
    Правда, одним из этой «мудрой семерки» был  афинянин Солон, но прославился он, прежде всего как мудрый политик и  законодатель.
    О новых веяниях в философии  и успехах тогдашней науки афиняне и в «золотой век» Перикла узнавали по преимуществу от приезжих философов и учителей мудрости. В сократовское время Афины посетили такие знаменитости,  как глава элейской школы (Южная Италия) Парменид и его ученик Зенон, представитель ионийской философии Анаксогор из Клазомен (Малая Азия), софисты Протагор из Абдер, Горгий Леонтийскийф из Сицилии, Гиппий из Элиды, кеосец Продик, Эвен с Пароса и многие другие. Приезжие философы и софисты оказывались в центре духовной жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся большой любознательностью и. общительностью, проявлял глубокий интерес к их выступлениям. Со многими из них он имел обстоятельные беседы. В платоновском диалоге  «Протагор» Сократ даже называет себя «учеником» софиста Продика, у которого он за драхму выслушал урок. Занятие это, видимо, было кратким, поскольку за полное обучение Продик брал 50 драхм.
    В зрелом возрасте Сократ посылал к  этому учителю мудрости некоторых  своих слушателей, не отличавшихся особой одаренностью.
    Знакомство  молодого Сократа с основными  течениями тогдашней философии  сыграло, конечно, плодотворную роль в  становлении и развитии его собственных  представлений.
    Возвращаясь к вопросу об отношениях между  Анаксагором и Cократом, следует отметить, что независимо от того, был ли Сократ его учеником или нет, Анаксагор - далеко не безразличная фигура в судьбе Сократа. Дело не только в том, что тридцать лет спустя после обвинения Анаксагора в безбожии и изгнания из Афин то же обвинение было выдвинуто против Сократа. Забегая вперед, заметим, что афиняне считали Сократа, как ранее Анаксагора, софистом и приписывали ему анаксагоровское положение: «Солнце - камень, а Луна – землю». Уместно в этой связи напомнить и о том, что задолго до официального обвинения Сократа его высмеял Аристофан в своей комедии «Облака» как натурфилософского безбожника и восхвалителя облаков. Эти нападки, видимо, были вызваны натурфилософскими увлечениями молодого Сократа, дальнейшая эволюция воззрений которого мало заботила его обвинителей.
    Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел  не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского «Федона» (96-97), молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников, в частности Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, пифагорейцев, чьи взгляды он хорошо знал. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворили молодого Сократа. Он разочаровался в прежней натурфилософии и вместе с тем пришел к самокритичному выводу о собственной непригодности к подобного рода исследованиям. Натурфилософская мудрость ускользала, и не давал ась ему. Из-за размышлений о причинах вещей и явлений, вспоминал позднее Сократ, он утратил даже свои прежние знания, перестал пони мать и то, что знал раньше.
    В пору этого разочарования натурфилософией и состоялось знакомство молодого Сократа с учением Анаксагора. Об этом времени Сократ вспоминает: «Но однажды мне кто-то рассказал, как он вычитал в книге Анаксагора, что всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной Ум; и эта причина мне пришлась по душе, я подумал, что это прекрасный выход из затруднений, если всему причина - Ум».
    Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который откроет  ему причину бытия. Однако вскоре он убедился в том, что Ум (Нус) у  Анаксагора не единственная причина явлений, поскольку для объяснения конкретных событий Анаксагор наряду с ним вводит еще и другие причины эмпирического, естественнонаучного характера.
    Подмеченная Сократом непоследовательность Анаксагора состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым Анаксагор, подобно другим натурфилософам, подменяет, по оценке Сократа, понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, по не ее источник
    Другими словами, Сократ понимал причину  как, духовное начало, которое не следует  путать и смешивать с природными явлениями. Причина выносится им за рамки бытия и не смешивается с ним. Но бытие подразумевает причину как свое определяющее начало, как божественный разум и божественную силу, которая «наилучшим образом устроила все, так как оно есть сейчас».
    В телеологической: трактовке Сократа  целесообразность, в природе обусловлена тем, что причина бытия - божественно разумное, справедливое, благое и должное начало. Причина и бытие соотносятся так же, как душа и тело. И вообще причину бытия он понимает как цель и замысел бытия в телеологической перспективе его благости и необходимости, но не как содержательную связь реальных явлений.
    Природа - сфера действия божественных сил. С этой точки зрения натурфилософские исследования, игнорировавшие божественную причину природных явлений, представляли собой бесполезную и суетную трату сил. «Сократ,- пишет Ксенофонт о сократовском отношении к натурфилософам,- наблюдал у них и вот что: как изучающие человеческое полагают, что изученное сделают и для себя и для кого пожелают, то и так ли исследующие божеское  надеются, доискавшись, что и по каким причинам происходит, сделать, когда пожелают, ветер, дождь, времена года, если они нуждаются в чем-либо подобном, или же они ничего подобного не ожидают и достаточно для них знать только, как все это происходит». В подходе натурфилософов Сократ довольно проницательно усмотрел стремление овладеть силами природы и управлять ими. Но подобные усилия, по его мнению, представляли бы собой тщетную попытку вмешаться в область божественных установлений и предопределений.
    Бытие само по себе, вне его причины,- это, по Сократу, лишенное разума и порядка вещество, которому нелепо приписывать, как это делает Анаксагор, роль Ума. Хотя причина есть источник бытия, но не сводима к нему.
    Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия в отвлеченных понятиях. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.
    Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в  новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключение из него. Сократовская философия имеет дело не с бытием, по со знанием о бытии.
    Знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.