Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дивидендная политика фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление: 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
 
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………...
 
 
4
1.1. Особенности  акционерного капитала…………………………………… 4
1.2. Распределение  прибыли предприятия и понятие  дивидендной политики………………………………………………………………………..  
6
 
ГЛАВА II. ФАКТОРЫ И ВИДЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………….
 
 
11
2.1. Факторы,  определяющие дивидендную политику……………………... 11
2.2. Виды  дивидендной политики…………………………………………….. 14
 
ГЛАВА III. ВИДЫ И ПОРЯДОК ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ…………..
 
22
3.1. Виды  дивидендных выплат и их источники…………………………….. 22
3.2. Порядок  выплаты дивидендов………………………………………….... 26
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
 
28
 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
 
29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ 

     Устойчивому финансовому положению предприятия  во многом способствует предварительная  работа по планированию всех его доходов  и направлений расходования средств. Необходимость планирования продиктована многочисленными причинами, но представление о деятельности и ее результатах, вмещаемое в план, продиктовано прежде всего тем, что в сам процесс хозяйственного развития заложен значительный элемент неопределенности. Направленность плана задается общей стратегией предприятия, и именно поэтому он выступает руководством к действию.
     Актуальность  темы. Дивидендная политика  оказывает существенное влияние  на  цену  акций  предприятия.  Дивиденды  представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им  о том, что предприятие, в акции которого они  вложили  свои  деньги,  работает успешно.
     Текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данное предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.
     Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
     Целью данной курсовой работы является анализ оптимальной  дивидендной политики предприятия и направления ее разработки.
     Задачи  работы:
     - рассмотреть особенности формирования и распределения прибыли акционерного капитала;
     - изучить факторы и виды дивидендной политики предприятия;
     - привести виды и порядок дивидендных  выплат.
     Методологической  базой работы послужили материалы монографий и учебных пособий ведущих ученых – экономистов.
     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, содержит 31 страницу машинописного текста. 
 
 

    ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 

    1.1. Особенности акционерного капитала 

     В настоящее время в соответствии с действующим законодательством, в частности со ст. 85 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.
     Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Как видно из этого определения, Акционерное общество - это одна из организационно-правовых форм юридических лиц, выступающее как в роли, коммерческой так и некоммерческой организации. Оно создается путем централизации денежных средств (объединения капитала различных лиц) проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли1.
     В качестве участников объединения капитала путем создания акционерного общества (участников общества) могут выступать  физические и юридические лица.
     Уставной  капитал (объединенный вклад участников общества) на момент учреждения акционерного общества должен быть обеспечен имуществом общества. 

     В процессе создания общества его учредители объединяют свое имущество на определенных условиях, зафиксированных в специальном  соглашении - уставе общества. На основе такого объединенного капитала в дальнейшем и будет вестись хозяйственная деятельность с целью получения прибыли.
     Вкладом участника общества в объединенный капитал могут быть денежные средства, а также любые материальные ценности, ценные бумаги, права пользования природными ресурсами и иные имущественные права, в том числе право на интеллектуальную собственность.
     Стоимость вносимого каждым учредителем имущества  определяется в денежной форме совместным решением участников общества. Объединенное имущество, оцененное в денежном выражении, составляет уставной капитал общества. Последний разделяется на определенное количество равных долей. Свидетельством о внесении таких долей является акция, а денежное выражение этой доли носит название номинальной стоимости (номинала) акций.
     Таким образом, акционерное общество имеет  уставной капитал, разделенный на определенное количество акций равной номинальной  стоимости, которые эмитируются  обществом в обращение на рынок  ценных бумаг.
     Каждый  участник объединенного капитала наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной им доли.
     Владельцы акций, акционеры, являются так называемыми  долевыми собственниками, а по сути совладельцами акционерного общества. 
Акционерное общество - юридическое лицо2.

     Общество  обладает полной хозяйственной самостоятельностью в определении формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда и  распределения прибыли. 
Срок деятельности общества не ограничен или же устанавливается его участниками.

     Акционерное общество несет ответственность  по своим обязательствам всеми имеющимися активами. Однако по обязательствам отдельных  своих участников (акционеров) общество не отвечает.
     Со  своей стороны, акционер не принимает на себя ответственность по обязательствам общества и несет риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п.1 ст.85 ГК РК).
     После вложения своей доли в капитал, т.е. после приобретения акций, акционер не вправе требовать от общества возврата своего вклада, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или уставом общества.
     Акционерное общество создается и действует  на основе устава - и учредительного договора. Если АО учреждено одним  участником, то учредительным документом является только Устав. В этих документах определены предмет и цели создания общества, его устройство, порядок управления делами, права и обязанности каждого совладельца. 
Деятельность общества не ограничивается установленной в уставе. Любая сделка, не противоречащая действующему законодательству, признается действительной, даже если она выходит за определенные уставом пределы. 
Устав подготавливается учредителями и утверждается учредительным собранием.

     Вся дальнейшая деятельность акционерного общества строится на безукоснительном выполнении регламентированных уставом положений. 
Устав и все вносимые в него, с согласия акционеров, изменения и дополнения должны быть обязательно зарегистрированы в уполномоченных на то государственных органах.

     Сущность акций. Ценные бумаги, будучи обобщенным понятием и существуя в различных видах, являются необходимым средством юридической техники в различных областях рыночной экономики. Они служат удобным инструментом в организации и функционировании коммерческих субъектов (акции), являются кредитными (облигации, векселя и др.) и платежными (чеки) средствами, используются в товарном обороте (коносаменты и др.), обеспечивая при этом, в отличие от общих правил гражданского права, упрощенную и оперативную передачу и осуществление прав на материальные и иные блага3.
       Согласно ст. 139 Гражданского Кодекса  РК, акцией признается ценная  бумага, удостоверяющая право ее  держателя на получение части  чистого дохода акционерного  общества в виде дивидендов, на  участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.
     Акции относятся к категории долевых  ценных бумаг. Они являются   частными   ценными   бумагами;   выпускаются   только негосударственными предприятиями  и организациями. Среди них - промышленные предприятия, коммерческие банки, инвестиционные компании и др. Как правило, акции выпускаются на длительные сроки (минимально более года), т.е. являются элементом рынка капиталов. Однако в отличие от облигаций и других, долговых ценных бумаг они не имеют установленных сроков обращения , т.е. обращается на рынке до тех пор, пока существует выпустившее ее предприятие. Большинство акций приносят изменяющийся (плавающий) доход.
     Различают обыкновенные (простые) и привилегированные. Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:
     а) они предоставляют право владельцу  участвовать в голосовании на собрании акционеров: такое право  возникает после полной оплаты акции;
     б) выплата по ним дивидендов и ликвидационной стоимости при ликвидации предприятия может осуществляться только после распределения соответствующих средств среди владельцев привилегированных акций.
     С точки зрения инвесторов выпуск обыкновенных акций имеет  некоторые преимущества. Во-первых, процветание предприятия ведет к повышению номинальной стоимости акций благодаря наращиванию стоимости имущества предприятий и высокому дивиденду. Во-вторых, обыкновенные акционеры имеют право голоса. Что дает возможность контроля над управлением предприятием. В-третьих. Если речь идет об акциях известных, стабильно работающих компаний, их легко при необходимости продать.
     Привлекателен вариант выпуска обыкновенных акций  и для фирмы-эмитента. Прежде всего, в отличие от обязательств по облигациям обыкновенные акции не требуют обязательной выплаты дивидендов, если дела у фирмы идут не важно или если руководство считает более целесообразным делать упор на финансирование развития предприятия.
     Вместе  с тем у обыкновенных акций  с точки зрения эмитента есть и  недостатки.
     Во-первых. Увеличение объема акционерного капитала ведет к росту числа его владельцев и соответственно к потенциальной возможности потери контроля над компанией со стороны учредителей.
     Во-вторых, практика показывает, что весь необходимый капитал невозможно получить с помощью выпуска обыкновенных акций.
     В-третьих, выпуск акций может со временем обернуться для предприятия большими издержками по сравнению с выпуском облигаций, поскольку, хотя размер дивидендов по акциям регулируется в зависимости от финансового состояния фирмы, они должны выплачиваться постоянно.
     При рассмотрении различных способов оценки акций следует помнить причину, по которой производится экспертиза. Для покупателя – это перспектива  получения части прибыли (доходов) предприятия, выраженная в форме  дивидендов либо льгот, предоставленных правлением компании (например, продажа продукции предприятия по индивидуальным расценкам). С точки зрения продавца – это не только потеря некоторой величины будущих поступлений, но также появление возможности вложения привлеченных средств в иные инвестиционные проекты.  
 

    1.2. Распределение прибыли предприятия и понятие дивидендной политики 

     Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:
     Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления - повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.
     Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. Реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.
     Характер  распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций. Кроме того, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов4.
     В процессе формирования политики распределения  прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям (рис. 1).
    
    
      

      
 
 
 

      
 

      

      
 
 

    
    
      
 
 

      
 

      
 
 
 
 
 

    Рисунок 1. Основные направления распределения прибыли
    Источник: Бланк И. А. Управление прибылью. Киев 2008, с 167.
 

    
     Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестируемого капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли – между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.
     Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки ее политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в процессе действия крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).
     При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли  в связи с корректировкой стратегии  развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из важных условий обеспечения «прозрачности» фондового рынка, формирующей реальную стоимость обращающихся акций.
     Оценка  эффективности разработанной политики распределения прибыли проводится с использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат; коэффициента участия персонала в прибыли и др. 

     Дивидендная политика оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров.
     С теоретической позиции выбор  дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
     В теории финансов получили известность  три подхода к обоснованию оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.
     Теория  иррелевантности дивидендов разработана  Ф.Модильяни и М.Миллером5. В своей статье, опубликованной в 1961 г., они доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью фирмы генерировать прибыль, и в большей степени зависит от правильности инвестиционной политики, нежели от того, в какой пропорции прибыль подразделяется на выплаченную в виде дивидендов и реинвестированную. Иными словами, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует в принципе.
       В развитие своей теории Модильяни и Миллер предложили начислять дивиденды по остаточному принципу. Обосновывая эту идею, они вновь указывают на приоритетность правильной инвестиционной политики, которая, в конце концов, и определяет достижение основной цели, стоящей перед компанией. Именно поэтому последовательность действий должна быть такой;
     а) составляется оптимальный бюджет капиталовложений и рассчитывается требуемая сумма инвестиций;
     б) определяется схема финансирования инвестиционного портфеля при условии максимально возможного финансирования за счет реинвестирования прибыли и поддержания целевой структуры источников;
     в) дивиденды выплачиваются в том  случае, если не вся прибыль использована в целях инвестирования.
     Таким образом, оптимальность дивидендной  политики может пониматься лишь в том, чтобы начислять дивиденды после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли и за счет этого источника профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем, напротив, если у компании нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на  выплату дивидендов. 

     По  мнению Модильяни и Миллера, дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс, полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для мобилизации дополнительных источников финансирования. В этом и проявляется иррелевантность дивидендной политики по отношению к рыночной стоимости фирмы.
     Представители второго подхода, являющиеся оппонентами  теории Модильяни-Миллера, считают, что  дивидендная политика существенна, она влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основными идеологами этого направления в решении проблемы выбора дивидендной политики считаются М. Гордон и Дж. Линтнер. Первые статьи по этому поводу были опубликованы ими во второй половине 50-х годов. Основной их аргумент выражается крылатой фразой: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» — не случайно теория Гордона и Линтера носит еще название теории «синицы в руках»  и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды доходам, лишь потенциально возможным в будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию; тем самым их удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, используемая в качестве коэффициента дисконтирования, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность увеличивается, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, т.е. к уменьшению благосостояния акционеров6. 

       Таким образом, основной вывод из рассуждений Гордона и Линтнера таков: в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение: увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости фирмы, т.е. увеличению благосостояния ее акционеров,
     В конце 70-х — начале 80-х годов  были опубликованы результаты исследований Н Литценбергера и К.Рамасвами, получавшие, а дальнейшем название теории налоговой дифференциации, согласно которой с позиции акционеров приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность. Объяснение этому достаточно очевидно — доход от капитализации облагался налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. Ставки налогообложения периодически менялись, однако в любом случае различие между ними сохранялось.7
     В соответствии с этой теорией, если две компании различаются лишь в способах распределения прибыли, то акционеры фирмы, имеющей относительно высокий уровень дивидендов, должны требовать повышенный доход на акцию, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным налогообложением. Таким образом, компании невыгодно платить высокие дивиденды, а ее рыночная стоимость максимизируется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА II. ФАКТОРЫ И ВИДЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ 

    2.1. Факторы, определяющие дивидендную политику 

     Как известно, дивидендная политика представляет собой свод правил, в соответствии с которыми каждая компания решает для себя проблему распределения чистой прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности. Основная трудность при формировании дивидендной политики — найти оптимальные пропорции между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. Первая направляется на дивидендные выплаты акционерам, вторая может быть реинвестирована в бизнес.
     Так как стратегическая задача менеджмента  любой компании — максимизация богатства  акционеров, то и дивидендная политика должна строиться с учетом интересов последних. Однако было бы заблуждением считать, что наилучшим решением для владельцев акций является выделение на дивидендные выплаты большей части прибыли. Дело в том, что максимизация богатства акционеров предполагает не только увеличение их текущих доходов, но и долгосрочный рост стоимости компании. И здесь нужно вспомнить о том, что нераспределенная прибыль — важнейший источник собственного капитала, который можно вложить в развитие бизнеса.
     Право на получение дивидендов, т.е. на участие в прибыли компании, — одно из безусловных прав акционеров. В то же время нельзя забывать о том, что акционерное общество не берет на себя никаких обязательств в отношении регулярных выплат своим акционерам1. Ведь они являются совладельцами компании (в отличие от держателей облигаций — кредиторов предприятия), а значит, должны принимать на себя риск возможных убытков.
     В любой стране имеются определенные нормативные документы, в  той  или иной степени регулирующие различные стороны  хозяйственной  деятельности,  в том  числе  и  порядок  выплаты  дивидендов.  Кроме   того,   существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие  тенденции  в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые  другие  обстоятельства формального  и  неформального,  объективного  и   субъективного   характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них. 

     Инвестиционные  возможности компании. Финансирование инвестиционных проектов за счет нераспределенной прибыли может оказаться для акционеров более выгодным, чем получение дивидендов (т.е. фактически «проедание» прибыли). Если у компании много интересных (с точки зрения прибыльности) инвестиционных возможностей, то доля дивидендных выплат будет низкой, если мало — то, наоборот, высокой.
     Акционеры не должны однозначно воспринимать низкие дивиденды как слабость компании. С тем же основанием слабостью  можно считать и высокие дивиденды: за неимением возможности продуктивно  распорядиться чистой прибылью и инвестировать ее в рентабельные проекты предприятию ничего не остается, как отдать прибыль своим акционерам. Следует понимать, что направление чистой прибыли на финансирование инвестиционных возможностей, скажем так, в ущерб дивидендным выплатам создает для акционеров альтернативную цену неполученного текущего дохода.
     Нужно учитывать и сроки появления инвестиционных возможностей. Менеджменту компании в отсутствии рентабельных проектов на текущий момент нужно решить, что больше отвечает интересам акционеров: выплата дивидендного дохода, чтобы владельцы ценных бумаг самостоятельно распорядились им с выгодой для себя, или удержание чистой прибыли «про запас» в ожидании появления инвестиционных возможностей в будущем.
     Стоимость и возможность  привлечения внешнего капитала. Если распределять прибыль в пользу дивидендных выплат без оглядки на потребности фирмы в капиталовложениях, то может возникнуть ситуация, при которой собственного капитала окажется недостаточно для финансирования выгодных инвестиционных проектов. Тогда неизбежно встанет вопрос о привлечении внешних ресурсов. Это могут быть банковские кредиты, облигационные займы или дополнительные эмиссии акций. Но зачастую пользоваться «чужим» капиталом более затратно, чем собственным. Да и последствия такого шага могут быть весьма неприятными, а именно: значительное ухудшение показателя задолженности (в случае получения заемных средств) или размывание акционерного капитала и потеря контроля над компанией со стороны существующих акционеров (при дополнительной эмиссии акций). Кроме того, фирма в силу своей низкой кредитоспособности или малой известности у потенциальных инвесторов не всегда имеет возможность выйти на внешний рынок капиталов.
     Долю  прибыли, направляемую на выплату дивидендов, следует рассматривать через призму жизненного цикла предприятия. Фирмы на стадии зрелости, имеющие устойчивое финансовое положение и крепкие позиции на рынке, не испытывают потребности в значительных капиталовложениях, и поэтому основную часть прибыли могут распределять среди акционеров. Напротив, молодые компании, вступившие в фазу динамичного роста и еще не закрепившиеся на рынке, нуждаются в масштабных инвестициях на расширение и развитие бизнеса. Они не могут позволить себе щедрость при распределении прибыли среди акционеров. 

       Ограничения правового характера. Собственный капитал предприятия состоит  из  трех  крупных  элементов: акционерный  капитал,  эмиссионный  доход,   нераспределенная   прибыль.   В большинстве  стран  законом  разрешена  одна  из  двух  схем  - на  выплату дивидендов  может  расходоваться  либо  только  прибыль  (прибыль  отчетного периода  и  нераспределенная  прибыль  прошлых  периодов),  либо  прибыль  и эмиссионный доход.
       В национальных  законодательствах  имеются  и  другие  ограничения  по выплате дивидендов. В  частности,  если предприятие  неплатежеспособно  или объявлено банкротом, выплата  дивидендов  в  денежной  форме,  как  правило, запрещена.  Поскольку  налогом  облагаются  только  полученные   акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды  (нераспределенная  прибыль) налогом не облагаются, нередко компании  не  выплачивают  дивиденды  с  тем, чтобы избежать  налога.  В  этом  случае  по  усмотрению  местных  налоговых органов превышение нераспределенной  прибыли  над  установленным  нормативом облагается  налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости   защиты прав кредиторов и предотвращения возможного «проедания» собственного капитала предприятия.
     Согласно  законодательству РК процедура объявления дивиденда проводится в два этапа8: промежуточный дивиденд объявляется  директоратом  и  имеет  фиксированный  размер;  окончательно  - дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Величина окончательного дивиденда  в  расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию  директоратом  общества.
     Размер  дивиденда не  может  быть  больше  рекомендованного  директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается  фиксированного  дивиденда  по привилегированным  акциям,  равно  как  и  процента  по  облигациям,  то  он устанавливается при их выпуске. 

       Ограничения контрактного  характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов  регулируется специальными контрактами в том  случае,  когда  предприятие  хочет  получить долгосрочную  ссуду.  Чтобы  обеспечить   обслуживание   такого   долга,   в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже  которого  не  может опускаться  величина  нераспределенной  прибыли,  либо  минимальный  процент реинвестируемой  прибыли.   

       Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том  случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные  эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для  выплаты.  Теоретически  предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно  и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом,  предприятие может быть прибыльным,  но  не  готовым  к  выплате дивидендов  по  причине отсутствия реальных денежных средств. 
       Ограничения в  связи с расширением  производства. Многие предприятия, особенно на  стадии  становления,  сталкиваются  с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные  источники финансовых  ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства  высокими  темпами, для приобретения дополнительных  основных  средств,  так  и  предприятиям  с относительно  невысокими  темпами   роста   для   обновления материально- технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна  практика,  когда в учредительных  документах оговаривается минимальная доля   текущей   прибыли,   обязательная    к реинвестированию. 

     Ограничения в связи с интересами акционеров. Как  было  отмечено  выше,  в  основе   дивидендной   политики   лежит общеизвестный ключевой   принцип  финансового  управления   -    принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший  период складывается из суммы полученного дивиденда и  прироста  курсовой  стоимости акций.  Поэтому,  определяя  оптимальный   размер  дивидендов,  директорат предприятия и акционеры  должны  оценивать,  как  величина  дивиденда  может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности,  выражается  в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего  финансового положения  компании  на  рынке  товаров  и  услуг,   размера   выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.
     Имеются и  другие  обстоятельства,  увязывающие  размер  дивидендов  и интересы акционеров.  Так,  если  на  рынке  капиталов  имеются  возможности участия в  инвестиционных  проектах  с  более  высокой  нормой  дохода,  чем обеспечивается данным предприятием, его  акционеры  могут  проголосовать  за более высокий дивиденд (еще раз отметим, что  в  России  ситуация  несколько иная). Определенные противоречия могут  возникать  среди  самих  акционеров. Так, более богатые  акционеры  могут  настаивать  на  реинвестировании  всей прибыли  с  тем,  чтобы  избежать  налога;  другие  интересы  могут  быть  у относительно небогатых акционеров. 

       Ограничения рекламно-финансового  характера. В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний  тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами,  брокерами  и  др.  Сбои  в  выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной  компании практики могут привести к понижению рыночной  цены  акций.  Поэтому  нередко предприятие  вынуждено  поддерживать  дивидендную  политику  на   достаточно стабильном уровне, несмотря  на  возможные  колебания  конъюнктуры.  Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров  служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия. 

    2.2. Виды дивидендной политики 

     Реально корпорация выбирает конкретный вид  дивидендной политики с учетом низкого  или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию.
     1. Остаточная дивидендная политика. Эта политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. Дивидендный выход определяется следующим образом:
    определяется количество денежных средств, которыми может располагать корпорация без дополнительной эмиссии акций. Например, если получена чистая прибыль 100 млн. тенге и корпорация не выплачивает дивиденды, то максимальный рост капитала за счет собственных внутренних источников составит 100 млн. тенге. Если структура капитала сохраняется неизменной (например, финансовый рычаг D/V равен 0,33), чтобы максимизировать рыночную оценку капитала, то корпорация должна привлечь заемный капитал (облигационный заем или банковский кредит) в размере 50 млн. тенге (50/(100 + 50) = 0,33).
    В этом случае возможный размер нового капитала возрастет до 150 млн. тенге;
    возможный размер нового капитала сравнивается с инвестиционными возможностями через сравнение относительной ожидаемой величины дохода (внутренней нормы доходности проекта) и стоимости капитала. Если денежные средства, необходимые для реализации выгодных проектов (по которым внутренняя норма доходности превышает стоимость капитала), превышают размер располагаемого нового капитала, то дивиденды не выплачиваются, вся чистая прибыль реинвестируется, а недостаток денежных средств по проекту покрывается через дополнительную эмиссию акций или через возможное растяжение сроков осуществления проекта. Если денежные средства, необходимые по инвестиционной программе, меньше, чем располагаемый размер нового капитала, то дивиденды выплачиваются по остаточному принципу. Дивидендные выплаты (d) года t определяются как разница между чистой прибылью года t и нераспределенной прибылью, необходимой для финансирования инвестиционной программы данного года.
 
     Например, если ожидаемая чистая прибыль в следующем году 100 млн. рублей, структура капитала (которая максимизирует рыночную цену) включает 50% заемного капитала и 50% собственного и по инвестиционной программе на следующий год предполагается затратить 140 млн. тенге, то исходя из целевой структуры капитала 70 млн. тенге следует привлекать в виде заемного капитала и 70 млн. тенге собственного (прежде всего нераспределенная прибыль). Остаток чистой прибыли 30 млн. тенге следует направить на выплату дивидендов. Дивидендный выход составит 30/100 = 30%.
     Инвесторы предпочитают фирму, которая реинвестирует  прибыль вместо выплаты дивидендов, если доходность активов фирмы (рентабельность), полученная в результате реинвестирования, превышает ту доходность, которую инвесторы могут получить самостоятельно, инвестируя с аналогичным уровнем риска. Например, если фирма может реинвестировать в проект, обеспечивающий 30%-ную рентабельность, а наивысшая доходность среднего акционера на рынке по дивидендным выплатам составит 20%, то акции корпорации будут расти в цене.
     Таким образом, даже если инвестор оценивает  будущий рост более рискованно, чем получение текущей дивидендной доходности, высокая ожидаемая доходность по новым проектам компенсирует этот риск.
     2. Политика фиксированного дивидендного выхода. Корпорации могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде политика фиксированного дивидендного выхода не максимизирует цену акции. На практике в первые годы своего существования корпорация использует остаточную дивидендную политику, затем с учетом влияния различных факторов устанавливает оптимальное значение дивидендного выхода, но не следует ему слепо, а придерживается как ориентира. В конкретные годы дивидендный выход может отличаться от оптимального, но в среднем за рассматриваемый период — близок к нему. 

     Исследование  дивидендной политики американских корпораций в середине 50-х годов  позволило Джону Линтнеру сформулировать основные принципы дивидендной политики, основанной на постоянстве дивидендного выхода:
    менеджеры корпораций / обществ имеют целевое (оптимальное) значение дивидендного выхода, с учетом которого строят политику конкретных выплат;
    существует задержка по времени ответной реакции дивидендов на изменение прибыли. Увеличение прибыли в год t на 20% не приводит к автоматическому увеличению дивидендов на 20% за этот год. На размер дивиденда оказывают влияние общие изменения в размере прибыли за прошлые годы и перспективы роста. Снижение дивидендов нежелательно;
    самые сложные решения — это решения по изменению дивидендной политики. Менеджеры не склонны менять дивидендную политику из-за опасения невозможности следовать ей в течение большого периода времени. В дивидендной политике имеет место определенная инерционность. Рост чистой прибыли всегда опережает рост дивидендов. Только если менеджеры уверены в переходе на более высокий уровень прибыли, они меняют дивидендную политику.
 
     Линтнер предложил простую модель, которая отражает полученные выводы и позволяет найти значение дивиденда при фиксации дивидендного выхода. Предполагается, что корпорация имеет оптимальное значение дивидендного выхода ? и стремится не менять его. Это означает, что дивиденд на акцию da в текущем году t равен фиксированной доле от чистой прибыли ?а года t 

                                        d = (?)(?) и da = (?)(?а),                                         (1) 

    где: ?а — чистая прибыль на акцию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.