На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безналичные расчеты в Казахстане

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     План:
    Введение ……………………………………………………..стр 3
    Сущность и организация безналичных расчетов
          2.1.   Понятие и значение безналичных расчетов…………стр 4
          2.2.   Принципы организации безналичных расчетов…….стр 6
          2.3.   Формы безналичных расчетов……………………….стр 8
    Безналичные расчеты в Казахстане
          3.1.  Платежные документы на территории РК………….стр 24
          3.2.  Проблемы и пути совершенствования безналичных расчетов стр 25
    Заключение…………………………………………………стр 30
    Литература…………………………………………………..стр 32
    Приложения…………………………………………………стр 33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. Введение 

     При товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий  и обязательств, а также распределения  и перераспределения денежных средств  возникают денежные расчеты.
     Основную часть денежных расчетов (70-80%) составляют безналичные денежные расчеты. Они возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований. Безналичные  расчеты используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.
     Тема  безналичных денежных расчетов в  настоящее время является актуальной. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной курсовой работы:
     - дать понятие безналичных расчетов  и их значения в денежном  обороте страны;
     - рассмотреть основные принципы  организации безналичных расчетов  и основные их формы;
     - рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы отдельных форм безналичных платежей. 
 
 
 
 

     2. Сущность и организация безналичных расчетов. 

     2.1. Понятие и значение безналичных расчетов.
     С совершенствованием платежно-расчетных  отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца 19 в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США  он составляет около 10%.
     Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных  учреждениях и зачетов взаимных требований.  Безналичные расчеты  имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.
     Особенности безналичных расчетов проявляются  в следующем:
     - в расчетах наличными деньгами  принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя;
     - участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
     - перемещения (перечисления) денег,  принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией.
     Безналичные расчеты обслуживают в основном сферу хозяйственных связей предприятий  и их взаимоотношения с финансово-кредитной  системой. Таким образом, сущность их в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.
     Значение  безналичных расчетов велико, так как:
    безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;
    безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;
    четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
     С одной стороны, развитие безналичных  расчетов приводит к сокращению потребности  в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее  платеж, тем сильнее проявляются  эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно.
     С другой стороны, безналичные расчеты  могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и имитирование банкнот.
     Таким образом, можно сказать, что безналичные  расчеты – совокупность безналичных  денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.  

     2.2. Принципы организации безналичных расчетов.
       Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.
     В соответствии с действующим законодательством, в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, а также расчеты векселями.
     Формы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно, предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах).
     Взаимные  претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в посменной форме в обслуживающий их банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.
     Банки осуществляют операции по банковским счетам клиента на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:
    плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;
    получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
     При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения. Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие реквизиты:
    наименование расчетного документа;
    номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
    вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно»);
    наименование плательщика, его регистрационный номер налогоплательщика и номер счета;
    наименование и место нахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;
    наименование получателя средств, его РНН и номер счета;
    наименование и место нахождения банка получателя, номер корреспондентского счета или субсчета;
    назначение платежа;
    сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
    очередность платежа;
    вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
    подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.
     Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению без печати, при наличии на первом экземпляре одной подписи. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. 

     2.3. Формы безналичных  расчетов
     Безналичные расчеты осуществляются в различных  формах, каждая из которых имеет  специфические особенности в характере и движении расчетных документов. В соответствии с действующим законодательством в современных условиях применяются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, расчеты по инкассо, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, вексельные расчеты. Применение той или иной формы расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Рассмотрим особенности каждой формы безналичных расчетов, применяемых в современных условиях. 

     Расчеты платежными поручениями 

     Можно сразу же отметить, что в настоящих условиях в Казахстане преобладающей формой расчетов является перевод, более того – кредитовый перевод. Он предоставляет плательщику (дебитору) возможность дать распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). Существенным свойством такой операции является ее простота, что, в частности, позволило банкам ускорить переход от почтовой и телеграфной к электронной форме перевода.
     Упорядоченность документооборота обеспечивается использованием платежных поручений о дебетовых списаниях. Платежное поручение – это поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении со своего счета определенной суммы на счет другого предприятия – получателя средств, в том же или другом учреждении банка.
     Применение  этого финансового инструмента может быть связано как с товарными, так и нетоварными операциями, причем нетоварные платежи, например в бюджет, осуществляются исключительно платежными поручениями.
     В качестве примеров нетоварных операций можно привести:
     - платежи в бюджет,
     - погашения банковских ссуд и процентов по ссудам,
     - перечисления средств страховым  органам государственного и социального  страхования, 
     - взносы средств в уставные  фонды при учреждении АО,
     - приобретение ценных бумаг, 
     - уплата пени, штрафов, неустоек  и т.п.
     Переводы  платежными поручениями для платежей за товары и услуги используются:
     - за полученные товары и оказанные  услуги (со ссылкой на номер  и дату товарно-транспортного  документа).
     -  порядке предварительной оплаты  услуг (со ссылкой на номер  договора).
     - для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям.
     - при расчетах по решению суда и арбитража.
     - для арендной платы за помещения.
     - в расчетах с коммунальными, транспортными, бытовыми предприятиями и т.п.
     Они могут быть как срочными, то есть сразу после отгрузки товара, так и долгосрочными или отсроченными в рамках договорных отношений.
     Для наглядного представления процесса документооборота (рис.1) удобно воспользоваться  схемой, в которой задействованы  следующие обозначения:
     F1 – предприятие-покупатель, F2 – предприятие-поставщик,
     B1 – банк покупателя, B2 – банк  поставщика.
     Операции  и возникающие в связи с  ними отношения будем изображать стрелками с цифрами, по которым  можно составлять цепочки отношений.
     
 

     Рис.1 процесс документооборота
     При этом банк покупателя производит списание средств со счета предприятия-покупателя F1, а банк поставщика производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2.
     Четкость  приведенной цепочки отношений  не гарантирует ее участников от возникновения рисков. Зачастую такая форма расчетов не полностью удовлетворяет поставщиков, так как они попадают в зависимость от предприятий-покупателей. Действительно, плательщик может в данном случае задержать выписку платежного поручения из-за отсутствия или недостатка средств. В таком случае банк покупателя не примет платежное поручение к исполнению.
     Кроме того, несвоевременное поступление  средств на счет поставщика может  произойти и по вине соответствующих  банков, или связанных с ними организаций (например, РКЦ).
     Тем самым уместно указать еще  раз на необходимость тщательной проработки условий расчетов, отражаемых в договоре, а также учета ответственности  банков за ненадлежащее исполнение поручения  в соответствии с законодательными нормами.
     Предприятие-покупатель должно учитывать риск несвоевременной поставки товара при досрочных платежах и риск отвлечения из оборота денежных средств.
     Акцепт  – согласие плательщика, указанного векселедателем в переводном векселе, оплатить вексель в срок на условиях, изложенных в тексте векселя. Акцепт совершается посредством проставления на векселе собственноручной подписи.
     Отечественная банковская практика знает разные формы  акцепта:  отрицательный, предварительный  и последующий, полный и частичный.
     Отрицательный — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцента. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
     Заявляемый  плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.
     Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.
     Как правило, мотив отказа от акцепта  должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между  поставщиком и покупателем. Никаких  споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права па заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.
     Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).
     При согласии оплатить полностью или  частично платежное требование-поручение  плательщик оформляет его подписями  лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:
     1-й  экземпляр служит основанием  для списания средств со счета  плательщика и остается в документах  для банка:
     2-й  экземпляр высылается в банк  поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика:
     3-й  экземпляр возвращается плательщику  как расписка в совершении  банковской операции по его  счету.
     При частичном отказе от оплаты в платежном  требовании-поручении в графе  «Сумма к платежу» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить. 

     Вексельные  расчеты 

     Рассматривая  разные финансовые инструменты, на которые  предприятие направляет свое внимание, невозможно обойти стороной вексель. Достаточно часто коммерческая деятельность бывает связана с такой ситуацией, когда возникает недостаток финансовых ресурсов и необходимо прибегнуть к отсрочке платежа за проданные товары. Речь идет, таким образом, о коммерческом кредите, который предприятие - поставщик может предоставить предприятию - покупателю с получением от него долгового обязательства. В качестве средства оформления обязательства, предоставляемого в товарной форме, выступает вексель.
     Вексель – это составленное по установленной  законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство или предложение уплатить определенную денежную сумму. Применительно к обещанию уплаты денежной суммы вексель называется простым. В случае предложения уплаты мы имеем переводный вексель.
     Простой вексель – документ, по которому заемщик (векселедатель) обещает, то есть обязуется, уплатить векселедержателю (бенефициару) или по его указанию третьему лицу определенную сумму в определенный срок. По существу простой вексель является долговой распиской.
     В нашей стране в основном используется форма простого векселя, в которой оплата производится теми же предприятиями, которые их выписали. Благодаря своей надежности и гибкости, за рубежом оказались более распространенными так называемые переводные векселя.
     Переводный  вексель представляет собой письменное предложение векселедателя (кредитора, именуемого трассантом), содержащее безусловный приказ другому лицу – заемщику (именуемому трассатом), уплатить определенную сумму третьему лицу, векселедержателю (именуемому ремитентом).
     Переводный  вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцепт векселя обычно отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами “акцептован”, “принят”, “заплачу” и т.п. Заметим, что акцептант переводного векселя является главным вексельным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.
     Содержание  и движение переводного векселя  может быть отражено, например, в  виде рис.2, на котором используются следующие обозначения:
     F1 – должник (векселедатель);
     B – кредитор (векселеполучатель);
     F2 – плательщик по переводному  векселю.
     

     Рис.2 движение переводного векселя
     1 – денежные средства, товары, услуги и т.п.;
     2 – переводной вексель;
     3 – предъявление переводного векселя для акцепта;
     4 – акцептованный переводной вексель.
     На  рис.2 «движение переводного векселя» видно, что В, располагая переводным векселем от F1, не может быть уверен в том, что платеж состоится, пока F2 не акцептует вексель (процедура акцепта на схеме не отображена).
     Помимо  рассмотренных, могут выделяться спецификой отличий друг от друга и другие виды векселей. Однако надо помнить, что, как бы то ни было, и несмотря на абстрактный  характер векселя, в его основе всегда лежит реальная сделка. Имея это в виду, отметим, что векселя, возникающие в процессе займов, часто называются финансовыми, а в результате реальных сделок – коммерческими или товарными векселями.
     Когда говорят о банковском векселе, то обычно имеют в виду вексель, выданный банком. В таком случае банк является векселедателем. Вообще говоря, банковский вексель может иметь финансовую природу или товарную. Первая представляется, например, выпуском векселя в качестве депозитного инструмента с целью привлечения денежных средств. Вторая возможность может быть реализована векселедательским кредитом.
     Знакомство  с операциями банков с векселями  может привести к пониманию того, как наиболее эффективно использовать финансовые возможности предприятия.
     Это следующие операции:
     -учет  векселей;
     -выдача  ссуд до востребования по специальному  ссудному счету под обеспечение  векселей;
     -принятие  векселей на инкассо для получения  платежей и для оплаты векселей  в срок.
     Учет  векселей состоит в том, что векселедержатель продает векселя банку до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом определенного процента от этой суммы. Этот процент называется дисконтом или учетным процентом.
     Предприятие, учитывая вексель, снимает целый  ряд проблем, связанных с возвратом  банку полученных по учету сумм. Ведь банк сам получает их непосредственно от векселедателей. Однако обращение к предъявителю все же возможно, например, при плохом финансовом положении векселедателя.
     Банк, осуществляя дисконтирование различных  векселей, может использовать разные учетные ставки в зависимости от множества дополнительных обстоятельств: известной практики других банков, уровня надежности плательщика по векселю, сроков векселей и т.п. Задача банка остается прежней – наиболее точно определить кредитоспособность предприятия, или, в терминах риска, - максимально снизить риск при учете векселей. Отказ банка в приеме векселей к учету не должен сопровождаться формальным объяснением причин такого решения.
     Кредиты по учету векселей делятся на: предъявительские и векселедательские. Первый вариант используют организации, обладающие большим количеством векселей, передаваемых на учет в банк. Второй связан с предприятиями, которые под него выдают векселя для оплаты товарно-материальных ценностей, работ и услуг других организаций.
     Для вексельно-кредитных операций в  банке учет векселей представляет лишь одну из форм осуществления. Другой формой является специальный ссудный счет под обеспечение векселей. В целях  гарантии своевременного погашения  ссуды в кредитном договоре оговаривается право банка обращать в погашение долга суммы, вносимые векселедателями для оплаты векселей.
     Каждая  из рассмотренных форм характеризуется  также размером получаемой суммы. При  осуществлении дисконтной операции предприятие получает полную сумму  векселя за вычетом процентов по учету. При кредитовании под залог векселей речь идет лишь о части общей суммы (обычно 60 – 79%). К тому же, вексель передается банку под обеспечение кредита лишь временно, а не в собственность.
     Определенный  интерес могут представлять и комиссионные операции банка, которые он может осуществлять с векселями по поручению предприятия-клиента. Их список может быть достаточно обширен и включать самые разные действия от контроля за поступлением сумм по векселям до их погашения. Сделки совершаются от имени банка, но за счет и в интересах предприятия.
     Так, при инкассировании векселей поручение  банку может заключаться в  получении платежей по векселям в  срок. Если при учете векселей банк идет на определенный риск, то при инкассировании он принимает на себя обязательство получить при наступлении срока соответствующий платеж и передать предприятию требуемую сумму. Роль банка сводится к точному выполнению инструкций. Выгода предприятия при этом заключается в том, что комиссионные за инкассо оказываются меньше требуемых расходов на надежное самостоятельное обслуживание всех необходимых действий вексельного обращения.
     Аналогичным образом банк может быть назначен не получателем платежа, как при  инкассировании, а плательщиком. Такое  поручение носит название домициляции. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова “платеж в …. банке”. За оплату векселя обычно насчитывают небольшую комиссию, а оплаченные векселя отсылаются предприятию. Для предприятий, имеющих в данном банке расчетный счет, оплата домицилированных векселей производится бесплатно. Они освобождаются, таким образом, от работы по контролю за сроками предъявления векселей к платежу, а сама процедура платежа упрощается и ускоряется. 

     Расчеты чеками, аккредитивами  и по инкассо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.