На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Манипуляция

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ………………………………………………………..…………………3
Манипуляция. Определение……………………………………………………...4
Психологическое воздействие…………………………………………………....6
Механизмы психологического воздействия…………………………………...10
Виды манипуляций……………………………………………………………....12
Нейтрализация манипуляций…………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    В процессе коммуникации люди, сами того не осознавая, часто используют манипулятивные методы, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. И в то же время любой человек может стать объектом или «жертвой» манипуляции.
    При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению  к другому человеку не совпадает  со смыслом внутренним. Внешний смысл  слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления  потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым  манипулируют, делает то, что нужно  его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным  и неосознанным. Поэтому любому необходимо знать, что собой представляет манипуляция и какие существуют способы ее нейтрализации.
    В данном реферате рассматриваются различные  определения манипуляции, виды ее психологических  воздействий на человека, механизмы  этого психологического воздействия, виды манипуляций и способы их нейтрализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Манипуляция. Определение.
Особое  место в системе профессиональных знаний, как общаться с людьми, отводится  механизму использования уловок—манипуляций, без которых практически невозможно представить деловые контакты.
Уловки—манипуляции  присутствуют практически во всех сферах взаимоотношений между людьми. Особенно они проявляются в спорах, полемике, дискуссиях, переговорах и т.п. Прежде чем давать характеристику уловок, которые возникают в межличностном  общении, кратко остановимся на разновидностях споров, поскольку не во всех из них  будут использоваться уловки и манипуляции.
Особенность манипуляции состоит в том, что  манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме  самого манипулятора, манипуляция выступает  скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его  действий, а не непосредственное усмотрение. В связи с этим возникает резонный вопрос: является ли манипуляция феноменом, то есть явлением, постигаемым в  чувственном опыте, объектом чувственного созерцания?
Таблица
Представления различных авторов
о понятии манипуляции
№ пп Авторы Определения
1. Бессонов Б .Н. Форма  духовного  воздействия   *  скрытого *  господства,   осуществляемая насильственным  петем
2. Волкогонов  Д. А. Господство  *  над  духовным  состоянием, *  управление   *  изменением  внутреннего мира
3. Гудин Р. (Goodin R. Е.) Скрытое  *  применение власти  (силы)  * вразрез  с  предполагаемой  волей  другого
4. Йокояма О. Т. (Yokovama О. Т.) Обманное   *  косвенное  воздействие   * в  интересах  манипулятора
5. Прото Л. (Proto L.) Скрытое   *  влияние   *  на совершение выбора
6. Рикер У. (Riker W. Н.) Такое  структурирование мира,   * которое позволяет выигрывать
7. Рудинов Дж. (Rudinow J.) Побуждение  поведения  *  посредством обмана   *  или  игрой   на  предполагаемых слабостях  другого
8. Сагатовский В. Н. Отношение  к  другому как  к  средству, объекту,   орудию
9. Шиллер Г. Скрытое  *  принуждение,   * программирование  мыслей,   намерений, чувств,   отношений,   установок,   поведения
10. Шостром Э. Управление  и   *  контроль,   * эксплуатация  другого,   * использование в  качестве  объектов,   вещей
11. Робинсон П. У. (Robinson P. W.) Мастерское   * управление  или   * использование
 
Существуют  обобщенные критерии, претендующие на то, чтобы войти в определение манипуляции: 1) родовой признак — психологическое воздействие, 2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей, 3) стремление получить односторонний выигрыш, 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность), 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях.
Используя эти критерии, можно получить несколько  опеределений манипуляции:
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет  к скрытому возбуждению у другого  человека намерений, не совпадающих  с его актуально существующими  желаниями.
Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения  в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые  имеются у адресата в данный момент.
Манипуляция — это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления  активности другого человека, выполненное  настолько искусно, что остается незамеченным им.
Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.
Манипуляция — это искусное побуждение другого  к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.
Психологическое воздействие
Психологическое воздействие играет важную роль в  осуществлении манипуляции.
Существуют  следующие основные признаки психологического воздействия:
1)  это  одна из двух сторон единого  процесса взаимодействия;
2) при  рассмотрении воздействия в расчет  принимается лишь одностороннее  влияние, включенное в состав  целостного взаимодействия;
3)  результатом  воздействия выступают некоторые  изменения в психических характеристиках  или состоянии адресата воздействия.
Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько  широк арсенал используемых манипулятором  средств психологического воздействия  и насколько манипулятор гибок  в их использовании.
Основные  составляющие манипулятивного  воздействия
В процессе ознакомления с литературой по манипуляции  довольно скоро обнаруживается частый повтор одних и тех же тем, которые  в разных сочетаниях как лейтмотивы включаются в круг обсуждаемых авторами проблем. Совокупность этих тем можно  свести к нескольким группам (даны "в  порядке, соответствующем частоте  их упоминания): 1) оперирование информацией, 2) сокрытие манипулятивного воздействия, 3) степень и средства принуждения, применения силы, 4) мишени воздействия  и 5) тема роботообразности, машино-подобия  адресата воздействия.
1.Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства [Goodin 1980].
Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании —  сокрытии определенных тем. Гораздо  чаще используется метод частичного освещения или избирательной   подачи   материала  [Кассирер   1990;   Goodin  1980].
Способ  подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его  отправителю образом. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном  виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без  того безнадежные поиски смысла» [Шиллер 1980, с. 45]. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет  ею эффективно воспользоваться [Goodin 1980]. В обоих случаях тем не менее  заранее снимается упрек в  сокрытии тех или иных сведений.
2. Сокрытие  воздействия
Осуждению и развенчанию подвергается тайный характер манипулятивного воздействия. Правда, в литературе нет от-рефлексированного  различения между сокрытием факта  ма-нипулятивного воздействия, с  одной стороны, и сокрытием намерений  манипулятора — с другой. Тем  не менее, характер рассуждений таков, что наиболее тщательно скрываются именно намерения.
Важно отметить, что далеко не всегда манипулятор  намеренно скрывает свои цели и факт манипулятивного воздействия. Нередко  это происходит неосознанно и  для самого манипулятора, молчаливо, «наивным» де-факто [Шостром 1992; Lentz 1989; Robinson 1981; Yokoyama 1988]. В таком случае факт, несомненно, приобретает некий  извинительный с точки зрения морали оттенок.
3. Средства  принуждения
Часто обсуждаемая тема — характер применения силы (власти). Как правило, речь идет о силе властных политических структур или средств массовой информации].
Обсуждаются также степень принудительности силового давления, его, способы скрытого или явного принуждения , предпосылки силового давления.
4. Мишени  воздействия
В соответствии со своими намерениями и представлением о людях манипулятор более  или менее отчетливо представляет, какого рода воздействие потребуется  в том или ином случае. Каждое такое воздействие предполагает некоторые изменения адресата, соответствующие  интересам манипулятора. Все изменения  имеют определенную локализацию  в психическом мире адресата. Эта  определенность схватывается понятием мишеней воздействия.
В дополненном  виде классификация мишеней психологического воздействия выглядит следующим  образом:
1.  Побудители  активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.
2.  Регуляторы  активности: смысловые, целевые и  операциональные установки, групповые  нормы, самооценка, мировоззрение,  убеждения, верования.
3.  Когнитивные  (информационные) структуры: знания  о мире, людях, сведения, которые  обеспечивают информацией человеческую  активность.
4.  Операциональный  состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация.
5.  Психические  состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные и т. п.
5. Роботизация
Особо следует выделить определение роботоподобности, состоящий в том, что люди — объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток, управляемых власть имущими с помощью «ниточек» — средств массовой информации [Шиллер 1980; Goodin 1980]. На социально-ролевом уровне обсуждается зависимость подчиненных от давления организации, превращение служащих в... служащих (от слова «слуга») [Blegen 1989]. На межличностном уровне внимание привлекается к существованию запрограммированных действий в ответ на те или иные влияния со стороны партнеров по   общению   [Фромм 1989;   Gahagan 1984;   Sheldon 1982].
Средствами, с помощью которых производится разворачивание манипулятивного воздействия, являются следующие:
1.  Определение  вектора воздействия, исходя из  подзадач. Например, отвлечение внимания  адресата от некоторой области,  ограничение внимания на требуемом  содержании, снижение критичности  адресата, повышение собственного  ранга в его глазах, внедрение  в сознание адресата требуемого  желания, намерения, устремления,  изоляция от влияния со стороны  других людей, контроль других  возможных помех и т. п.
2.  Подбор  вида силы (оружия воздействия)  для оказания давления. Например, перехват инициативы, введение своей  темы, сокращение времени для  принятия решения, приведение  в состояние (или выбор момента), когда критичность адресата снижена,  рекламирование себя или намек  на широкие связи и возможности,  демонстрация (или имитация) собственной  квалификации, апелляция к присутствующим, создание мифического большинства  [Николаева, 1988] и т. п.
3.  Поиск  мотива, через который можно проникнуть  в психическую сферу, «влезть  в душу». Совсем не обязательно  это будет стремление к успеху, деньгам, славе или сексуальному  удовлетворению. «Струнами души»  может оказаться любой значимый  мотив: переживания из-за невысокого  роста (полноты, болезней, размера  обуви), гордость, что он интеллигент  в четвертом поколении (старший  сын, донской казак), хобби, любопытство,  нетерпимость к какому-то типу  людей и т. д.
4. Постепенное  наращивание давления по различным  линиям (если требуется):
•   повышение плотности (ряд близких  по содержанию или форме воздействий),
•   тотальность воздействия — его  разноплановость, разнообразие каналов  и мишеней воздействия,
•   постоянство — настойчивость,   доходящая  до  назойливости,
•   интенсивность — повышение силы влияния. 
 
 
 

  Механизмы психологического  воздействия
Психологические механизмы» — это такое понятие, в котором сливаются образно-метафорическое описание (ведущее свое начало от родового «механизм») и научное представление (кстати, тоже весьма метафоричное, в  словари еще не вошедшее) о внутрипсихических  процессах, обеспечивающих эффективность  — в нашем случае — психологического воздействия.
Средства  психологического воздействия, манипулятивного  в частности,— это приложение усилий со стороны отправителя воздействия.
1.Удержание контакта
Потребность адресата в объединении, в общении, которая эксплуатируется здесь  в первую очередь,— не единственная действующая сила. В большинстве  случаев не она одна обеспечивает устойчивый контакт. Другим источником желания поддерживать контакт выступают  предметные интересы. Со стороны манипулятора это в основном интерес, заключенный  в цели, которую он намерен достичь. В свою очередь адресат сам  чего-то добивается от манипулятора, возможно, последний чем-либо интересен для  него, или предмет их общения сам  по себе важен для адресата. Еще  один распространенный источник энергии  — принудительная сила обстоятельств, третьих лиц или самого манипулятора. Например: неудобно прервать контакт  в присутствии товарища, который  хотел бы сохранить эту компанию; невежливо уходить, не выдержав «положенного»  срока (сколько положено и кем  — неизвестно); из кабинета начальника без его разрешения не уходят и  пр. Во многих случаях энергия присоединения  заключена в имитации хорошего понимания  друг друга.
2. Психические  автоматизмы
Выше  уже шла речь о том, что элементы ситуации общения и приемы воздействия  оказывают весьма очерченный эффект: они характеризуются программирующим  влиянием на поведение человека —  иногда жесткое, иногда мягкое, но все  же определяющее высокую предсказуемость  того, как он себя поведет. Они оказываются  средством «включения» реакций  адресата. Слово включать предполагает наличие чего-то, к чему этот ключ подходит, во что его необходимо вставить. Это нечто обозначим  понятием психический автоматизм, который  определим как такое структурно-динамическое образование, актуализация которого с  высокой вероятностью приводит к  стандартному результату, будь то мотивационное  напряжение, или какое-то действие. Психические автоматизмы выступают в роли передаточных рычагов, благодаря которым энергия желания (воздействия) манипулятора превращается в энергию стремления (или действия) адресата.
Изучая  прагматические аспекты лингвистических  конструкций, в частности вопросов, Р. Конрад вскрыл важность параметров ситуации для интерпретации предложения  как косвенного речевого акта: «Решающим  фактором косвенного осмысления вопросительных предложения является наличие типичных «схем поведения», очевидных и  естественных для обоих участников».
3. Мотивационное  обеспечение
способы управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая актуализация мотивов, простое обусловливание и  знаковое опосредствование.
1. Прямая  актуализация требуемого мотива  может происходить в ответ  на появление релевантных этому  мотиву раздражителей. Открытое  побуждение со стороны актора  нередко принимает форму соблазнения  — от вполне легального и  невинного до скрытого и злонамеренного.
2. Обусловливание  — перенесение побудительной  силы какого-нибудь мотива на  действия, к которым раньше этот  мотив не побуждал.
3. Мотивационное  опосредствование — аналогичное  обусловливанию эмоциональное переключение  «на основе представляемых, воображаемых, восстанавливаемых вследствие полученной  словесно информации событий», происходящее, однако, по социальным связям, которые  «предполагают высшие уровни  отражения и совершаются в  «образе мира», а не в образе  реально воспринимаемой ситуации»  [Вилюнас 1990, с. 74].
Механизмы, реализующие психологическое (манипулятивное) воздействие:
1.  Присоединение  к внутреннему миру адресата  — захват, плотное соприкосновение,  «сцепление». Включается в работу  в тех случах, когда структура  ситуации, проблемы или процессуального  паттерна (рисунка взаимодействия  между элементами структуры) оказывается  сходной по своим характеристикам  с соответствующей частью внутреннего  мира. Это сходство в случае  манипуляции нередко возникает  в результате моделирования (имитации, создания подобия) манипулятором  такой структуры (ситуации, проблемы  или процессуального паттерна), которая  актуализирует атакуемую часть мира адресата — мишень воздействия. Этот процесс перемещения активности извне вовнутрь (внутриличностная интервенция), ее воспроизведение на основе структурно-динамического сходства внешней и внутренней деятельности Д. Гордон назвал трансдеривационным поиском [«Терапевтические метафоры»]. Короче говоря, «подобное реагирует на подобное».
2.  Психические  автоматизмы в том значении, как  это было описано выше, то есть  сокращенные схемы внутриличност-ного  взаимодействия, обеспечивают каналы  быстрого, а главное — фиксированного, точно известного, перемещения активности  — энергии воздействия манипулятора  — к необходимым областям внутреннего  мира адресата.
3.  Подключение  «питания», обеспечение энергией  этих процессов. Происходит путем  заимствования побудительной силы  у мотивов, к которым в данный  момент имеется доступ.
4.  Присвоение  — загадка отождествления «Я»  адресата со своей активностью.  Субъектность, личностное начало  в человеке, по каким-то еще  мало понятным законам (то ли  иллюзии, то ли сущности) присваивает  психические процессы и содержания, придает им статус «моего».  Это личностное начало или  «Я», будучи обманутым, принимает  чужое желание за свое. Возможно, такое присвоение происходит  столь легко потому, что изначально  «своего» у человека всегда  гораздо меньше, чем заимствованного.  В таких условиях распознать  привнесенное от чужеродного  порой весьма трудно.
Именно  поэтому конечная направленность манипулятивного воздействия диктуется сремлением манипулятора переложить ответственность за содеянное по его же собственному наущению на свою жертву. По-видимому, именно это обстоятельство определяет негативное отношение к манипуляции, безошибочно угадывающее в ней наличие разрушительного начала.
Виды  манипуляций
Выделяют несколько видов манипуляции, различающихся как по средствам психологического воздействия, так и по характеру внутриличностных процессов: манипуляция образами, конвенциональная манипуляция, операционально-предметная манипуляция, эксплуатация личности и манипуляция духовностью.
1. Перцептивные  марионетки
То, что  образы обладают сильным потенциалом  психологического воздействия, общеизвестно. Во все времена и во всех психотехнических системах — религиях, мистериях, психотерапевтических школах, педагогической практике, искусстве  и пр.— оперирование образами составляло ключевые лементы используемых технологий: обрядов, ритуалов, методов, приемов. Механизм такого воздействия основан на ассоциации между образом и релевантной ему потребностью, устремлением или мотивационной установкой.
Простейшие  приемы выстраиваются на предъявлении таких стимулов, которые актуализируют  необходимую манипулятору потребность. На этом принципе строится подавляющее  большинство, например, сексуальных  уловок: обнажение участков тела, подчеркивание  эротически привлекательных форм, использование  движений и жестов, ассоциирующихся  с сексуальными играми и т. п.
Перцептивно ориентированное манипулятивное воздействие использует следующие средства:
•   основной действующий агент —  образ;
•   способы побуждения — прямая актуализация мотива, соблазнение, провокация, пробуждение  интереса;
•   мишени — желания, интересы,
•   автоматизмы — межмодальные ассоциации, релевантность образа мотиву, намеченному  в качестве мишени воздействия.
2. Конвенциональные  роботы
В процессе социализации ребенок приобретает  «совокупность привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий, представлений  и предубеждений, желаний и мнимых потребностей, каждая из которых отражает особенности семейной и социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки. Все это  составляет личность». (Гурджиев, цит. по [Орлов А. Б. 1995, с. 10]). Эти привнесенные — и присвоенные человеком  — элементы его внутрипсихического содержания в силу своей генетической связи с социумом чувствительны  к внешним запускающим стимулам. (Перечень таких стимулов как элементов ситуации подробно был обсужден в четвертой главе.)
Конвенционально ориентированное манипулятивное воздействие предполагает:
• основной действующий агент — социальные схематиз-мы: сценарии, правила, нормы;
•   способы побуждения — создание мозаики  ключевых раздражителей, определяющих особенности ситуации общения: распределение  ролей, расстановка сценарных идентификаторов, размещение напоминаний (о договоренности, о должном, о запретном, об ожидаемом...);
•   мишени — готовые образцы поведения;
•   автоматизмы — социально заданные и индивидуально усвоенные программы  жизни, принятые человеком сценарии поведения, личностно присвоенные  представления о должном и  пр.
3. Живые  орудия
Основная  идея эксплуатации психических механизмов данного вида состоит в опоре  на такие автоматизмы, как инерция, сила привычек, особенности распределения  внимания между элементами структуры  деятельности, навыки выполнения какой-то работы и т. п. Показательный пример использования подобных передаточных механизмов находим в басне И. А. Крылова «Ворона и Лиса». Задача Лисы не из легких: сделать так, чтобы  Ворона сама захотела... нет, не сыр отдать, а рот раскрыть. В этом-то и  обнаруживается гениальность замысла  плутовки — вывести операцию открывания рта из состава одного действия (отдачи сыра) и поместить ее в рамки  совсем иного действия, в данном случае — демонстрации Вороной своих  певческих достоинств.
Итак, операционально ориентированное манипулятивное воздействие  содержит:
•   основной действующий агент —  операциональные схемы деятельности, их инерция, привычки, логика исполнения действия;
•   способы побуждения — толчок, придание ускорения, разгон, врабатывание, привыкание;
•   мишени — способы поведения, структура  деятельности;
•   автоматизмы — инерция,   стремление   к   завершению
4. Управляемое  умозаключение
В данном случае речь пойдет об умозаключении  как ведущем автоматизме, который  обеспечивает необходимый манипулятору результат
Итак, в  ориентированном на умозаключение  манипуля-тивном воздействии обнаруживаем:
•   основной   действующий   агент  — когнитивная   схема, внутренняя логика задачи, стандартное умозаключение;
•   способы побуждения — намек, постановка задачи, имитация процесса решения  проблемы;
•   мишени — познавательные процессы,  когнитивные установки;
•   автоматизмы — управляемое   умозаключение,   снятие когнитивного диссонанса.
5. Эксплуатация  личности адресата
Невозможно  обойти вниманием то, какую роль в успехе манипулятивного воздействия  играют собственно личностные структуры  адресата — те, что определяют его  как субъекта принятия решения. Технологически манипуляция возникает из  признания  актором того,  что адресат  — тоже личность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.