На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Кредитная политика коммерческого банка Банка ВТБ 24 (ЗАО)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 11.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     
Введение Глава 1 Теоретические  и методологические основы кредитной  политики коммерческого банка 
      1.1Понятие кредитной политики и кредитного портфеля                 коммерческого банка
      Основные положения и принципы, учитываемые при формировании кредитной политики банка
      Основные виды кредитных операций коммерческого банка
Глава 2 Анализ кредитной  политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО)
      Краткая характеристика Банка ВТБ 24 (ЗАО)
      Анализ финансовых показателей и кредитного портфеля Банка ВТБ 24 (ЗАО)
      Анализ кредитной политики Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Глава 3 Совершенствование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО)
      Практические рекомендации по совершенствованию кредитной   политики в Банке ВТБ 24 (ЗАО)
      Минимизация кредитного риска и оптимизация доходов банка с помощь рейтинговой оценки кредитной заявки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
4 
7 

7 

12 

17 

22
22 

28
34 

53 

53 

69
73
80
 
 
 
 
     Введение 

    Актуальность  темы исследования. Мировой финансовый кризис со всей очевидностью свидетельствует о том, что кредитная политика, а в частности системы управления рисками, во многих кредитных организациях (и не только на территории РФ) далеки от идеала. Особенностями ситуации в финансовом секторе экономики Российской Федерации в настоящий момент является то, что кредитная политика практически всех российских коммерческих банков основана на соблюдении нормативов, рассчитываемых по методикам Банка России, и это считается собственно управлением рисками. Западные решения в этой области (а тем более возможность их применения в российских условиях) тоже теперь не вызывают доверия. В настоящий момент российская банковская система остро нуждается в научно обоснованных выводах и конкретных предложениях в части формирования кредитной политики, позволяющих реально оценивать риски, связанные с процессом кредитования именно на территории Российской Федерации.
     Актуальность  вышеизложенных проблем, их недостаточная  теоретическая и методологическая разработанность предопределили выбор  темы, цели, задач и основных направлений  этой работы.
     Банки представляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Будучи в центре экономической  жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между  промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это  атрибут не отдельно взятого региона  или какой-либо одной страны, сфера  их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ. Они играют важную роль в сохранении стабильности денежно-кредитной системы за счет тесного взаимодействия с государственными органами выполнения возложенных на кредитные учреждения контрольных и регулирующих функций. Поэтому трудно переоценить значение стабильности банковской системы.
     Банковская  система является одним из важнейших  секторов экономики страны. Во-первых, оказывая услуги юридическим и физическим лицам, банки вносят свой вклад в  создание валового национального продукта; во-вторых, направляя денежные потоки банки, являются ключевым звеном финансовой инфраструктуры народного хозяйства; и, в-третьих, чутко реагируя на изменения  экономической конъюнктуры, вызываемые действиями государственных органов  управления, банки являются проводниками стабилизационной экономической политики государства.
     Кредитование  является той банковской услугой, которая  приносит наибольшее количество прибыли. Между тем при совершении кредитных  операций у банка возникают высокие  риски.
     Банкам  приходится проявлять все большую  изобретательность в области  разработки новых методов кредитования, привлечению наибольшего числа  клиентов. Следовательно, перед банком встает вопрос о четко сформулированной и грамотной кредитной политики. Между тем в погоне за клиентами  необходимо также уделять внимание и состоянию просроченной задолженности  заемщиков банка. Ведь на состояние  кредитного портфеля влияет не только количество выданных кредитов и сумма  срочной задолженности, но динамика просроченной задолженности.
     Важность  исследования проблем формирования кредитной политики коммерческого  банка связана с серьезным  ее влиянием на устойчивость функционирования и результаты деятельности банка, тем  более в условиях финансового  кризиса 2008-2010гг. Несовершенная кредитная  политика или ее отсутствие ведут  кредитную организацию к серьезным  финансовым потерям и банкротству. Наоборот, эффективная кредитная  политика способствует повышению качества активов, их доходности и обеспечению  в итоге положительного финансового  результата.
     Таким образом, комплексная разработка теоретических  и практических вопросов формирования и реализации кредитной политики коммерческого банка является важной банковской проблемой, решение которой  позволит обеспечить внедрение системы  комплексного банковского обслуживания, адекватной современной экономической  ситуации в России, создать механизм для гармонизации этой системы с  международно-признанной практикой  обслуживания, а также существенно  повысить его качество. В этой связи  тема дипломной работы является весьма актуальной.
     Объектом  исследования, проведенного в данной работе, является ВТБ 24 (ЗАО).
     Целью дипломной работы является исследование кредитной политики коммерческого  Банка ВТБ 24 (ЗАО) – сокращенно ВТБ24.
     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, раскрыть сущность кредитной политики коммерческого  банка, функции, виды, цели, принципы и  роль, выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого  банка. Раскрыть методологию формирования кредитной политики, дать общую характеристику ВТБ24, изложить особенности кредитной политики ВТБ24, проанализировать качество кредитного портфеля и финансовых показателей, предложить пути совершенствования кредитной политики. Также предложить использование технологии кредитного скоринга, как способа снижения кредитного риска.
     В качестве источников, составивших информационную базу, использованы научные труды  отечественных и зарубежных ученых по проблемам анализа и финансового  направления, законодательные акты РФ, нормативные материалы Банка  России, фактические данные, полученные из официальных источников российской и зарубежной статистики, формы финансовой отчётности ВТБ24, материалы научных конференций. 
 
 

      Глава 1 Теоретические и  методологические основы кредитной
      политики  коммерческого банка
    Понятие кредитной политики и кредитного портфеля
      коммерческого банка
     Кредитная политика является внутренним документом банка, определяющим основные подходы  к кредитованию и требования к  заемщикам с учетом сложившейся  текущей экономической ситуации. Кредитная политика выражает философию (общий подход, концепцию) кредитной  деятельности банка, устанавливает  стратегические основы кредитной деятельности. Политика не отвечает на вопрос «как?», решению данного вопроса посвящены  инструкции и регламенты по кредитованию. Политика является общим руководством к действию в работе кредитной  службы банка.
     Цели  и задачи кредитной  политики: В качестве одной из главных целей кредитной политики выступает высокодоходное размещение пассивов (в том числе привлеченных вкладов и депозитов) банка в кредитные продукты при одновременном поддержании определенного уровня качества кредитного портфеля банка. На качество кредитного портфеля оказывает влияние текущий уровень проблемной и просроченной ссудной задолженности. Просроченной считается непогашенная в срок задолженность, не исполненные обязательства заемщика по кредиту. Проблемная задолженность – это задолженность с прямыми или косвенными признаками фактического наличия или вероятного возникновения проблем в обслуживании кредита заемщиком и своевременном исполнении обязательств заемщика перед банком-кредитором. Чем ниже доля проблемной и просроченной задолженности в кредитном портфеле банка, тем соответственно выше качество кредитного портфеля. Качественный кредит – это обеспеченный кредит, который будет погашен в установленный срок без возникновения проблем и затруднений у заемщика.
    Банку необходимо соблюдать разумный баланс между доходностью и риском. Кредитный риск, то есть вероятность полного или частичного невозврата выданных банком кредитов, а также причитающихся ему процентов, представляет наибольшую угрозу для жизнедеятельности кредитных организаций. Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что подавляющее число банкротств (порядка 70-80%) обусловлено неграмотной кредитной политикой, приведшей к резкому увеличению доли проблемных кредитов в портфеле ссудной задолженности банка. Как показывает международный опыт, именно ухудшение качества кредитов лежит в основе развития большинства банковских кризисов последних лет.
     Посредством разработки и соблюдения кредитной  политики банк стремится свести риски  к минимуму, получая при этом максимально  допустимую доходность операций.
     Кредитная политика принимается высшим руководством банка (советом директоров или правлением банка), через этот документ делегируются полномочия исполнителям – сотрудникам  кредитных подразделений. Соответственно в кредитной политике банка разграничен  уровень принятия решений, уровень  полномочий на проведение определенных действий, операций.
     Одна  из главных задач кредитной политики заключается в выработке единого  подхода к операциям кредитования, особенно в случае наличия филиальной сети у кредитной организации.
     Таким образом, кредитная политика устанавливает  подходы, определяет общие принципы кредитования клиентуры коммерческого  банка, определяет типы предоставляемых  кредитов (ссуд), полномочия различных  уровней банка по принятию этих вопросов, некоторые операционные детали кредитных  процедур.
     Содержание  кредитной политики. Кредитная политика банка, как правило, содержит обязательные требования к заемщику банка. Данные требования предъявляются на этапе рассмотрения заявления на получения краткосрочного или долгосрочного кредита (банковской гарантии / вопроса о пролонгации кредита). Требования, к примеру, могут включать в себя минимально допустимую степень финансовой устойчивости потенциального заемщика (требования к уровню кредитоспособности), достаточность собственного капитала заемщика, ограничения максимальной доли заемных средств в активах и выручке заемщика, и тому подобное. Могут быть обозначены предпочтения по видам деятельности потенциальных заемщиков банка.
     Также в политике содержатся требования к  структуре и предмету залога, к  примеру, оговорены допустимые случаи принятия менее ликвидного залогового имущества (например, товаров в обороте), прописана обязательная доля высоколиквидного залога в общей структуре обеспечения.
     В части определения параметров кредитования, в политике содержится ценовая стратегия  банка, то есть порядок установления и определения размера платы  за кредит - процентов и комиссий банка, возможность изменения ставок по действующим кредитным договорам  в зависимости от текущих изменений  ставок по новым кредитам. В политике могут быть обозначены предоставляемые  банком заемщику формы кредитования, цели кредитования.
     Кредитная политика может устанавливать предельные суммы лимитов кредитования заемщика (группы взаимосвязанных заемщиков). Банк стремится наращивать кредитный  портфель в разумных пределах, избегая  при этом неприемлемой концентрации кредитного риска, например, по отраслям, по территории, по виду, по цели. Здесь  тоже банк вырабатывает определенные подходы и устанавливает свои лимиты.
     Далее политикой может быть предусмотрен и отдельный порядок для проведения кредитных операций по отношению  к особым категориям заемщиков, например, имеющих косвенные признаки проблемности. Данная категория требует наиболее взвешенного подхода, в частности, при определении целесообразности дальнейшего кредитования.
     Кредитная политика также предусматривает  рекомендуемые требования к проведению работником банка текущего мониторинга ссудной задолженности заемщиков банка в целях раннего обнаружения активов, качество которых ухудшается, для своевременного принятия комплекса мер по санации задолженности (при необходимости) и для адекватной оценки уровня риска, соответственно размера формируемого резерва на возможные потери по ссуде.
     Требования  к кредитной политике банка. Кредитная политика должна соответствовать текущей рыночной ситуации. Для поддержания кредитной политики коммерческого банка в актуальном состоянии необходима регулярная проработка положений, изложенных в ней. Пересмотр политики кредитные организации проводят, как правило, не реже раза в год. В текущей достаточно стремительно меняющейся экономической ситуации, кредитная политика пересматривается даже чаще. Пересмотр возможен как «сверху», так и «снизу». Кто, как не кредитный работник, ежедневно сталкивающийся с различными, нередко нестандартными ситуациями в работе с клиентами, видит «тонкие» места политики и может внести рациональные предложения по ее корректировке. Банки стараются придерживаться максимально приближенной к реалиям современной жизни кредитной стратегии. Кредитная политика банка не должна противоречить действующему законодательству Российской Федерации и общему направлению экономического развития государства. Банк, при размещении кредитных ресурсов, должен следовать следующим критериям:
      требованиям Центрального банка и законодательства РФ,
      миссии и целям, принятым в банке,
      кредитной культуре банка,
      концепции по управлению рисками.
     Различия  кредитных политик коммерческих банков вытекают из особенностей целей  конкретного банка, направления  его деятельности, охваченного банком сегмента рынка, от размера банка-кредитора, опытности персонала, сложившейся  конкурентной ситуации и тому подобных факторов.
     Таким образом, кредитная политика является важной составляющей, точнее сказать, определяющей «активной» частью общей  банковской политики в плане размещения привлеченных ресурсов (пассивов) в  работающие отрасли экономики страны. По сути, кредитная политика определяет тот уровень риска, который готов принять на себя банк, предоставляя кредит (банковскую гарантию) заемщику.
       Кредитные операции коммерческих банков являются одним из важнейших видов банковской деятельности. Это основная операция, обеспечивающая доходность и стабильность существования банков. Активное развитие рынка кредитования оказывает положительное влияние на экономику страны. Кредитование является одновременно и наиболее доходной статьей активов кредитных организаций, и наиболее рискованной. В связи с этим актуальными становятся вопросы управления кредитным портфелем.
       Целью управления кредитным портфелем  является достижение им некоего оптимального состояния (оптимальный кредитный  портфель). Кредитный портфель характеризуется  качеством (риском) и доходностью. Общая  закономерность их взаимосвязи такова: чем выше доход, тем выше риск. Кредитный  портфель, реализующий оптимальную  комбинацию соотношения уровня рисков и доходности, и называют оптимальным  кредитным портфелем. Оптимальный  кредитный портфель является глобальной целью всей кредитной деятельности, определяющей (подчиняющей себе) все  остальные кредитные цели.
       Формирование  кредитного портфеля является одним  из основополагающих моментов в деятельности банка, позволяющим более четко  выработать тактику и стратегию  развития коммерческого банка, его  возможности кредитования клиентов и развития деловой активности на рынке. От структуры и качества кредитного портфеля в значительной степени  зависит устойчивость банка, его  репутация, финансовые результаты.
       Кредитный портфель - совокупность обязательств заемщиков по кредитным продуктам  перед банком, возникших в результате зачисления денежных средств на балансовые счета заемщиков, также в кредитный  портфель включаются следующие внебалансовые обязательства – гарантии/контргарантии и непокрытые аккредитивы.
     Анализ  и оценка качества кредитного портфеля позволяет менеджерам банка управлять  его ссудными операциями.
       Существенным  моментом определения кредитного портфеля является то, что выбор и формирование его напрямую зависит от определения  банком своего инвестиционного горизонта, набора стратегических и тактических  решений на определенный промежуток времени. В этой связи важно отметить, что кредитный портфель является не просто пассивно сложившимся набором  кредитных требований банка, а результатом  активных действий банка, направленных на формирование определенного соотношения  между совокупностью кредитных  инструментов. 

      1.2. Основные положения  и принципы, учитываемые  при
формировании кредитной политики банка 

     Кредитная политика – это лишь одна грань  широкого спектра политики, проводимой банком в его деятельности.
     В экономической науке устоялось  мнение, что кредитная политика соотносится с управлением движения кредита во всех его формах и разновидностях. Именно поэтому кредитная политика – это политика, как в области предоставления кредита, так и в области его получения.
     Однако  данное определение не позволяет  в условиях рыночных отношений достаточно полно оценить работу конкретного  коммерческого банка с точки зрения организации его кредитных взаимоотношений с клиентами. Поэтому сегодня особое значение приобретает оценка кредитной политики каждого коммерческого банка.
Основные  принципы при формировании кредитной политики банка:
    Обеспечение связи кредитной политики с общей стратегией его экономического развития. Кредитная политика должна рассматриваться как один из обязательных элементов общей стратегии экономического развития банка и требует согласования с его депозитной, процентной политикой, политикой управления банковскими рисками. Как один из крупнейших элементов, входящих в состав общей стратегии экономического развития, кредитная политика должна быть согласована по своим целям с общей стратегией и не вступать с ней в противоречие.
    Учета в процессе разработки кредитной политики состояния страны и ее развития в определенный период. Кредитная политика банка в значительной степени связана с внешней средой, которая определяется состоянием развития экономики государства. На этапе перехода Украины к рыночной экономике это среда подвергается существенной трансформации, которая определяет новые экономические возможности проведения отдельных направлений кредитной политики банка.
    Учета в процессе разработки кредитной политики прогнозирования конъюнктуры финансового рынка. При определении стратегических целей банка по поводу объемов его кредитной деятельности, формирования уровня кредитной ставки, форм и видов кредитования клиентов должны быть прогнозируемые и учтены некоторые изменения, которые ожидаются в данном периоде на финансовом рынке в целом и в тех его сегментах, в которых банк проводит (или собирается проводить) свою кредитную деятельность.
    Обеспечение соблюдения правовых норм государственного регулирования кредитной деятельности банков. Как и другие сферы экономической деятельности отдельных субъектов хозяйствования, кредитная деятельность банков подлежит активному регулированию со стороны государства. Формами такого регулирования выступают определенные законы, нормативные акты Национального банка Украины (например, установленные им экономические нормативы по осуществлению кредитных операций). Стратегические цели кредитной политики и механизм их реализации не должны вступать в противоречие с действующими нормами государственного регулирования кредитной деятельности.
    Учет внутреннего потенциала банка и возможности его развития. Объем кредитной деятельности банка, диверсификация ее направлений, возможности проведения отдельных операций и применения отдельных кредитных инструментов значительной мере определяются размером его уставного капитала, уровню развития материально-технической базы и инновационных технологий, квалификацией кредитных менеджеров, организационной структурой управления и некоторыми другими элементами, которые характеризуют его внутренний ресурсный потенциал.
     Рис. 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     На рисунке 1 представлены основные направления и принципы кредитной политики коммерческого банка.  Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка.
     Классификацию видов кредитной политики дает Г.С. Панова [22] в основу которой положены различные критерии (табл. 1).
            Таблица 1
            Виды  кредитной политики
     
по  субъектам кредитных  отношений политика по отношению к юридическим лицам  кредитная политика во взаимоотношениях с населением
по  формам кредита по предоставлению потребительского кредита по государственному кредиту по ипотечному кредиту по банковскому кредиту по международному кредиту
по  срокам в области краткосрочного кредитования в области долгосрочного  кредитования
по  степени рискованности агрессивная кредитная  политика; традиционная, классическая
по  целям по предоставлению целевых ссуд по предоставлению нецелевых  ссуд
по  типу рынка на денежном рынке на финансовом рынке на рынке капиталов
по  географии кредитная политика, проводимая банком: - на местном, региональном уровне
- национальном уровне
-   международном уровне
по  отраслевой направленности
кредитная политика по кредитованию: промышленных  предприятий (тяжелой, легкой, пищевой  промышленности);
- торговых организаций;
- строительных организаций;
- транспортных предприятий;
- сельскохозяйственных организаций;
- сбыто-снабженческих организаций;
-   предприятий связи и др.
по  обеспеченности по предоставлению обеспеченных ссуд по предоставлению необеспеченных ссуд
по  цене кредита кредитная политика по предоставлению: - стандартных ссуд
- льготных ссуд
-   проблемных ссуд (под повышенные проценты)
по  методам кредитования
при кредитовании по остатку при кредитовании по обороту
 
 
    Исходя  из отечественного и мирового опыта, требований оптимизации кредитной  политики в методологическом плане, можно рекомендовать следующую  схему формирования кредитной политики коммерческого банка.
    I. Общие положения и цели кредитной политики.
    II.Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка.
    III.Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора.
    IV.Банковский контроль и управление кредитным процессом.
    Данная  теоретическая модель, обусловленная  методологически обязательными  требованиями в процессе формирования кредитной политики и организации  кредитного процесса, выведена из необходимости  оптимизации кредитной политики коммерческого банка и должна включать: Общие положения и цели кредитной политики (I), определяющие стратегию коммерческого банка в сфере кредитования. Последующие направления определяют тактику банка в части управления кредитными операциями со стороны персонала банка (II); детализируют конкретные операции и подходы к организации кредитного процесса на различных этапах выполнения кредитного договора банка с клиентом (III); и, наконец, предусматривают систему мер по контролю и управлению кредитным процессом (IV). Каждое направление теоретической модели формирования кредитной политики тесно связано с остальными и является обязательным для формирования кредитной политики и организации кредитного процесса, необходимого для раскрытия сути оптимальной кредитной политики.
    Кредитная политика банка определяется, во-первых, приоритетами в выборе клиентов и  кредитных инструментов (сегментирование  рынка), во-вторых, нормами и правилами, регламентирующими практическую деятельность банковского персонала и реализующего эти приоритеты на практике. Следовательно, способность управлять риском (в  том числе кредитным) зависит, в третьих, от компетентности руководства банка и уровня квалификации персонала, занимающегося отбором конкретных кредитных заявок и выработкой условий кредитных соглашений.
    В целом кредитная политика в части  стратегии вбирает в себя приоритеты, принципы и цели конкретного банка  на кредитном рынке, а в части  тактики -финансовый и иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса. Таким образом, кредитная политика создает необходимые общие предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения банка, объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений. 

     1.3 Основные виды  кредитных операций  коммерческого банка
     Кредитные операции являются важнейшей доходообразующей статьей в деятельности российских банков. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Кредиты банков служат основным источником пополнения оборотных средств. Кредитные операции, играя важную роль в развитии и банков и предприятий, определяют эффективность функционирования экономики страны в целом.
     Денежная  ссуда (кредит) - это банковская операция, при которой банк предоставляет заемщику некоторую сумму денег на определенное время. При этом должны выполняться основные принципы банковского кредитования, которые принято подразделять на две группы:
    общеэкономические принципы, присущие всем экономическим категориям (целенаправленность, дифференцированность);
    принципы, отражающие сущность и функции кредита (срочность, обеспеченность и платность).
     Целенаправленность  кредитования. Смысл этого принципа заключается в том, что ссуды должны выдаваться лишь на определенные цели, а именно на удовлетворение временной потребности заемщика в дополнительных средствах. В этом состоит отличие кредитования от финансирования (финансирование таких жестких целей не имеет). Если же ссудами будут покрываться потребности, не имеющие временного характера, то ссуженные средства не вернутся к кредитору и кредитование превратится в безвозвратное финансирование. На практике этот принцип осуществляется путем выдачи ссуд на конкретные цели. Целью кредитования выступают товарно-материальные ценности, затраты производства, средства в расчетах, потребность в средствах для текущих платежей при временных финансовых затруднениях, недостаток собственных оборотных средств и т.д.
     Дифференциация  кредитования. Она заключается в предоставлении кредита на различных условиях в зависимости от характера заемщика, направленности кредита, кредитного риска, срока кредитования, своевременности возврата и некоторых других обстоятельств.
     Срочность кредитования. Этот принцип означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться. Конкретный срок возврата кредита в конечном счете определяется скоростью кругооборота средств заемщика.
     Обеспеченность  кредита. Согласно этому принципу ссудами должно обслуживаться только движение реально существующей стоимости или создание новой. Иными словами, каждому рублю банковских средств, находящихся в хозяйственном обороте, должен противостоять рубль соответствующих материальных ценностей или полезных затрат. Возврат ссуд должен осуществляться за счет завершения тех хозяйственных операций, для проведения которых они были выданы.
     Платность кредита. Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.
Переход к конкретному банковскому сообществу, ориентирующемуся на рынок, на коммерческий успех, обусловил многообразие методов  и форм кредитования.
     Сегодня клиент банка может оформить краткосрочную  ссуду на неопределенный срок (в  пределах одного года) или до востребования. Ссуда до востребования не имеет  фиксированного срока, но банк имеет  право потребовать ее погашения  в любое время. При предоставлении ссуды до востребования предполагается, что клиент-заемщик сравнительно «ликвиден» и его активы, вложенные в заемные средства, могут быть в кратчайший срок превращены в наличность.
     Долгосрочные  ссуды (сроком свыше 1,5 года) в настоящее время предоставляются коммерческим банком очень редко. В зависимости от особенностей кредитуемого мероприятия по методу погашения выделяются ссуды, погашаемые единовременно и в рассрочку. В первом случае основной долг по ссуде погашается на одну конечную дату. Ссуды, погашаемые в рассрочку, предполагают периодическое погашение основной суммы долга.
При этом ссуды могут погашаться неравномерными периодическими и неравномерными платежами (возрастающими или снижающимися по мере погашения ссуды). Платежи  при этом могут осуществляться ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие  или ежегодно по долгосрочной ссуде. Такой порядок погашения более  выгоден для коммерческого банка, так как ускоряется оборачиваемость  кредита и высвобождаются кредитные ресурсы для новых вложений. Эти выгоды, а также особо доверительные отношения с заемщиком обусловили развитие в российской банковской практике возобновляемых (револьверных) ссуд, более известных под названием открытая кредитная линия. При этом кредит предоставляется заемщику в течение определенного периода, как правило, не более года, в пределах согласованного лимита. Каждая выдача кредита производится по мере необходимости, поэтапно, в сроки и в размере, определенном по согласованию сторон. Этот метод кредитования также экономит банку время на анализ кредитоспособности клиента. Некоторые московские банки, такие как Мост-банк, Элбимбанк, Кредобанк, Столичный банк сбережений, Кредит-Москва, Московский банк Сбербанка России, открывают клиентам 60-дневные (Standart) и 90-дневные (Gold) кредитные счета путем выдачи  пластиковых карточек. Максимальный размер ежемесячного расходного лимита по этим счетам - 10 и 50 тыс. долларов соответственно.
     Кредитное состояние платежной дисциплины в стране обусловило развитие в последнее  время такой формы банковского  кредитования, как вексельный кредит. При этом кредит выдается финансово-устойчивым предприятиям в форме простого или переводного векселя, выпускаемого банком. Предприятию это позволяет использовать его как средство платежа в расчетах. Банку это выгодно тем, что не требуется привлечения дополнительных денежных ресурсов, поэтому процентная ставка по вексельному кредиту намного ниже, чем при обычном кредитовании. Вексельный кредит заключается на срок до первой даты предъявления векселя в банк к оплате.
     Сегодня среди банковских кредитных операций выделяются также гарантийные кредитные операции. То есть это такие операции коммерческого банка, при которых банк не предоставляет заемщику денежной ссуды, а только обещает осуществить платежи, если заемщик не сможет оплатить свои обязательства. К этим операциям относятся акцептные и авальные кредиты. При акцептных операциях банк платит по обязательствам клиента, предварительно получив от него средства. При авальной операции банк осуществляет платеж лишь в случае банкротства должника.
Помимо  традиционных форм кредитования, в  российской банковской практике получили широкое распространение кредитные  операции, которые с правовой точки  зрения по общему признаку не являются договорами займа. Среди них можно  выделить учет векселей, лизинг, факторинг, форфейтинг.
     При учете векселей происходит трансформация коммерческого кредита в "банковский" путем дисконтирования. Банк покупает векселя до наступления срока их погашения, удерживая в свою пользу процент от суммы векселя за время, оставшееся до срока платежа (обычно 50% от номинала). Получаемый при этом дисконт в виде разницы между номиналом векселя и суммой его покупки составляет основной доход фондовых отделов банков.
     За  последние годы все шире стала  применяться такая форма банковского  кредитования, как форфейтинг, т.е. такая кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные импортером переводные векселя (тратты), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты тратт импортер погашает обычно полугодовыми платежами свою задолженность. Традиционно кредитованием внешнеторговых фирм на базе форфейтинга занимаются крупные банки. Сделка оформляется соответствующим индоссаментом (передаточной надписью). От учетной операции форфейтинг отличается тем, что на форфейтер (банк) переходит риск платежа по долговому документу, а срок платежа очень длителен (до 7 лет).
     В конечном итоге, выбор той или  иной формы кредитования каждый банк осуществляет в зависимости от своих  финансовых возможностей, проводимой им кредитной политики и контингента  обслуживаемых клиентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Анализ кредитной  политики коммерческого  Банка ВТБ 24 (ЗАО)
      Краткая характеристика Банка ВТБ 24 (ЗАО)
 
ВТБ сегодня  – системообразующий российский банк, построивший международную финансовую группу.
     Группа  ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая  насчитывает более 20 банков и финансовых компаний в 19 странах мира. ВТБ предоставляет  своим клиентам комплексное обслуживание в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.
     ВТБ стал ведущей международной финансовой группой российского происхождения.
     
Участники группы ВТБ: Банки:
    ВТБ (ОАО)
    ВТБ 24 (ЗАО)
    ОАО «ТрансКредитБанк»
    ОАО «Банк Москвы»
Компании:
    ОАО «ВТБ-Лизинг»
    ЗАО «ВТБ-Девелопмент»
    ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами»*
    ЗАО ВТБ Регистратор
    ЗАО ВТБ Специализированный депозитарий
    ООО «МультиКарта»
    ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал»
    ООО СК «ВТБ Страхование»
    НПФ ВТБ Пенсионный фонд
    ЗАО ВТБ Долговой центр
    ООО ВТБ Пенсионный администратор
    ООО ВТБ Факторинг
 
 
                «Надёжный банк с государственным  подходом»
     Банк  ВТБ 24 – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Он входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируемся на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
     Сеть  банка формируют 530 филиалов и дополнительных офисов в 69 регионах страны. Он предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике.
     В числе предоставляемых услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское  кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы. Часть услуг доступна клиентам в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.
     Официальной датой рождения ВТБ 24 принято считать 1 августа 2005 года, когда в группе ВТБ был создан специальный розничный Банк — ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги, в обиходе сразу принявший название ВТБ РУ. Создан банк был на базе ЗАО «КБ "Гута-банк"», контрольный пакет акций (85,81 %) которого был приобретён ВТБ в 2004 году.
     12 июля 2005 года главой банка был  назначен бывший в 1997—1999 годах  министром финансов России Михаил Задорнов, а 18 октября 2006 года был запущен процесс ребрендинга группы ВТБ — переход на новый бренд всех банков, входящих в эту группу. ВТБ 24 являлся самым масштабным проектом в группе ВТБ.
     Коллектив банка придерживается ценностей  и принципов международной финансовой группы ВТБ. Одна из главных задач  группы – поддержание и совершенствование  развитой финансовой системы России.
     К числу основных операций Банка, формирующих  финансовый результат, относятся:
    кредитование клиентов Банка - физических лиц, включая потребительское и ипотечное кредитование, а также предоставление кредитов индивидуальным предпринимателям;
    кредитование клиентов Банка - юридических лиц, включая предприятия малого и среднего бизнеса;
    операции на фондовом и денежном рынках, включая брокерское обслуживание на ММВБ, МФБ и РТС, купля-продажа акций и векселей на внебиржевом рынке по заявкам клиентов;
    операции на международном валютном рынке (ForEx);
    расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц, денежные переводы;
    имущественное и личное страхование.
     По  итогам первого квартала этого года совокупный объем сборов «ВТБ Страхование» превысил 1,4 млрд руб., что на 51% больше аналогичного показателя прошлого года. Рост сборов отмечался в основном в добровольных видах страхования – имущественного и личного. Так, премии компании в этих сегментах достигли 551,7 млн руб. (прирост – 33%) и 857 млн (прирост – 66,5%) соответственно. Выплаты за этот же период составили 376,3 млн руб. Столь внушительных результатов удалось добиться, в частности, за счет активной региональной экспансии и использования возможностей группы ВТБ. Так, только за январь – март компания открыла 21 точку продаж на базе подразделений банка ВТБ24 в крупнейших городах России: Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Красноярске и других. Теперь страховые продукты продаются в 48 региональных подразделениях ВТБ24. К концу года число точек продаж должно превысить сотню.
      Организационная структура Банка ВТБ 24 (ЗАО) представлена в Приложении 1.
      Высшим  органом управления Банка является общее собрание акционеров Банка, принимающее  важнейшие решения.
      Ревизор Банка осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка.
      Совет директоров Банка, состоящий из пяти человек, осуществляет общее руководство  деятельностью банка, в функции  которого входит планирование, включающее выбор цели стратегии. Совет директоров Банка определяет приоритетные направления  деятельности банка, утверждает годовые  планы расходов и доходов, рассматривает  результаты деятельности банка, а также  утверждает внутренние документы банка  и т.п.
      Служба  внутреннего контроля является самостоятельным  структурным подразделением Банка  и действует на основании Устава Банка и Положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого  Советом директоров Банка.
      Служба  внутреннего контроля создается  для осуществления внутреннего  контроля и содействия органам управления Банка для обеспечения эффективного функционирования Банка.
      Кредитный комитет является основным органом, обеспечивающим реализацию политики Банка  и предоставлению кредитов.
      Планово-экономический  отдел осуществляет планирование показателей  финансовой деятельности Банка, организацию  денежного обращения в Банке  и контроль за соблюдением клиентами банка Порядка работы с денежной наличностью и т.п.
      Валютный  отдел осуществляет проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов, проводит операции по купле и продаже иностранных  валют за рубли, осуществляет учет средств  в иностранной валюте для обязательной продажи на валютном рынке.
      Главный бухгалтер осуществляет руководство  учетно-операционным отделом и отделом  внутри банковских операций. Главный  бухгалтер отвечает та формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное и достоверное  представление бухгалтерской отчетности, организует внутри банковский контроль.
      Учетно-операционный отдел функционирует как подразделение, обеспечивающее расчетное обслуживание клиентов.
      Отдел кассовых операций обеспечивает кассовое обслуживание клиентов и осуществляет прием наличных денежных средств  от юридических и физических лиц  в операционное и послеоперационное  время, своевременное и полное обеспечение  наличными денежными средствам  дополнительных офисов Каика, исходя из потребностей клиентов.
      Отдел автоматизации обеспечивает поддержку  программных средств, используемых в банке, разработку нового и совершенствования  используемого программного обеспечения, оказание методической помощи подразделениям  Банка по вопросам использования  установленных программных средств.
      Юридический отдел осуществляет правовое обеспечение  работа банка и защиту его интересов.
      Секретарь - инспектор по кадрам - осуществляет информационное, документальное - и  организационно - техническое обслуживание деятельности Банка, ведет кадровую работу.
      Служба  безопасности обеспечивает: экономическую  безопасность Банка» защиту информационных технологий, охрану Банка с использованием сил физической охраны и технических  средств, режим и внутрибанковскую безопасность, поддерживает и развивает связь с правоохранительными органами и т.п.
     Кредитное управление проводит единую кредитную  политику; формирует качественный и  высокодоходный кредитный портфель; разрабатывает рекомендации по совершенствованию  стратегии банка в области  размещения ресурсов, организует кредитование Банком в рублях и иностранной  валютах юридических и физических лиц.
     Отдел розничного кредитования - организует кредитование физических лиц в соответствии: с требованиями Положения о потребительском  кредитовании физических лиц, разрабатывает  и внедряет новые кредитные продукты, проводит единую кредитную политику, формирует качественный и высокодоходный кредитный портфель,
     Отдел коммерческого кредитования – проводит единую кредитную политику; организует и осуществляет кредитование Банком в рублях и иностранной валютах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, кредитных организаций и небанковских учреждений.
     Управление  корпоративного бизнеса и ритейла – обеспечивает выполнение Банком плановых финансовых показателей; руководит всеми структурными подразделениями Банка в части организации обслуживания клиентов, организует маркетинговую деятельность в Банке; осуществляет организацию и контроль работы дополнительных офисов Банка,
     Дополнительные  офисы Банка - являются внутренними  структурными подразделениями Банка. В своей деятельности руководствуется  «Положением о дополнительном офисе».
     Отдел розничного, бизнеса - осуществляет планирование деятельности дополнительных офисов Банка; разрабатывает и внедряет единые стандарты при обслуживании клиентов, контролирует их соблюдение, организует и проводит рекламные мероприятия  по продвижению услуг Банка, проводит регулярный мониторинг качества продаваемых  услуг.
     Инспектор по кадрам оформляет прием, перевод  и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами Председателя Правления Банка; ведет установленную  документацию по кадрам: принимает, заполняет, хранит и выдает трудовые книжки; ведет  табельный учет рабочего времени; осуществляет контроль за своевременным предоставлением  очередных отпусков, ведет учет работников Банка, в  установленном порядке  оформляет и хранит их личные дела.
     Административно-хозяйственный отдел - обеспечивает хозяйственное обслуживание клиентов и надлежащее состояние в соответствие с правилами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты зданий и помещений Банка в которых расположены подразделения банка, организует проведение ремонтных работ, несет ответственность за технику безопасности.
     Транспортный  отдел - обеспечивает перевозку работников Банка, осуществляет карьерные функции, производит текущий ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств.
     Каждое  структурное подразделение банка  осуществляет свою деятельность на основании  соответствующих внутрибанковских положений, содержащих основные функции, стоящие перед отделами, службами и внутренними подразделениями Банка и Советом директоров Банка. Сотрудники Банка осуществляют свою деятельность в соответствии с должностной инструкцией.
     Руководство текущей деятельностью Банка ВТБ 24 (ЗАО), в том числе принятие решений, издание приказов и распоряжений в рамках полномочий, определяемых Председателем Правления Банка, осуществляет Главный управляющий директор банка.
     ВТБ 24 - один из самых надежных российских банков. Это делает его привлекательным для всех, кто хотел бы сохранить и приумножить накопленные денежные средства, получить качественные банковские услуги. 

      Анализ  финансовых показателей  и кредитного портфеля
    Банка ВТБ 24 (ЗАО)
     Несмотря  на то, что система страхования  вкладов в России существует уже  более шести лет, население при  выборе банков по-прежнему ориентируется  на их надежность. Например, согласно опросу маркетингового агентства Profi Online Research, надежность и стабильность кредитного учреждения важна для 64% вкладчиков. Последние вынуждены ориентироваться на те оценки, которые, по их мнению, являются признаком надежности. Это, в частности, объем привлеченных во вклады средств клиентов кредитных организаций или размер активов.
     Чтобы россиянам было проще выбрать  надежный банк, Журнал «Forbes» (№4, апрель, 2011года) составил рейтинг сотни самых надежных банков.
     Составители рейтинга сначала на основании данных рэнкинга "Интерфакс-ЦЭА" на конец прошлого года произвели отбор банков по размеру активов. Затем они разбили первую сотню крупнейших российских кредитных организаций на группы надежности, исходя из оценок трех международных рейтинговых агентств Fitch, Moody's и S&P на февраль 2011 года - от самой высокой (пять звезд, уровень ВВВ) до самой низкой (две звезды, уровень ССС). При этом при наличии у кредитного учреждения нескольких оценок выбиралась самая консервативная.
     Таблица 2. Самые надежные банки России
     
     Банк      Активы, $ млрд.      Средства  физлиц, $ млрд.
     Сбербанк  России      299,69      165,12
     ВТБ      97,56      0,36
     Росcельхозбанк      36,24      4,41
     Банк Москвы      31,67      5,86
     ВТБ 24      31,64      22,19
     ЮниКредит Банк      23,39      1,41
     Райффайзенбанк      16,79      5,52
     Ситибанк      8,79      1,56
     Нордеа Банк      6,62      0,18
     БСЖВ      4,85      1,01
     ИНГ банк (Евразия)      4,17      0,06
     РосБР      3,10      0,00
     Русфинанс Банк      2,89      0,06
     Банк Интеза      2,84      0,16
     БНП Париба      2,17      0,03
     ДельтаКредит      1,87      0,01
 
     Лидерами  рейтинга надежности российских банков стали вполне ожидаемые претенденты на звание самых надежных из надежных. В десятку, в частности, вошли крупнейшие государственные и частные банки с крупнейшими размерами активов. Самые верхние строчки, как и год назад, заняли три государственных банка - Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк.
    Чистая прибыль ВТБ по итогам первого квартала 2011 года составила рекордные 26,1 млрд рублей, увеличившись на 70,6% по сравнению с первым кварталом 2010 года. Уровень возврата на капитал составил 17,7% по сравнению с 11,9% в первом квартале 2010 года;
    Корпоративно-инвестиционный банковский бизнес и Розничный банковский бизнес внесли значительный вклад в результаты Группы, получив 23,2 млрд рублей и 8,2 млрд рублей доналоговой прибыли соответственно;
    Чистый процентный доход составил 46,0 млрд рублей, увеличившись на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
    Чистый комиссионный доход достиг 8,0 млрд рублей, увеличившись на 56,9% по сравнению с первым кварталом 2010 года;
    Чистая процентная маржа стабилизировалась на уровне 4,8% по итогам первого квартала 2011 года;
    Операционные доходы до создания резервов составили 72,9 млрд рублей, превысив на 25,5% показатель аналогичного периода прошлого года;
    Расходы на создание резервов под обесценение кредитов снизились до 1,1% от среднего кредитного портфеля по сравнению с 1,4% в четвертом квартале 2010 года;
    Коэффициент достаточности капитала и коэффициент достаточности капитала 1-ого уровня остаются на высоком уровне 15,5% и 13,2% соответственно.
     По  итогам первого квартала 2011 года ВТБ  Капитал сохранил позиции ведущего букраннера на рынках акционерного капитала России с долей рынка 24,5%, по данным Dealogic. Среди крупнейших сделок ВТБ Капитала – успешное публичное размещение 10% акций банка ВТБ на сумму 3,3 млрд долларов США в феврале 2011 года (ВТБ Капитал выступал в роли совместного глобального координатора сделки). В первом квартале 2011 года управление рынков акционерного капитала инвестиционного банка Группы также начало работу над первичными и вторичными размещениями акций ряда эмитентов, включая Номос-Банк, компании «Армада», «Эталон» и «Мечел» (сделки успешно завершены во втором квартале 2011 года).
     Финансовый  результат Розничного банковского  бизнеса был обусловлен высоким  уровнем процентной маржи, увеличением  объемов розничного кредитования, улучшением качества активов, а также существенно  возросшим объемом комиссионных доходов. По итогам первого квартала 2011 года прибыль до налогообложения  Розничного банковского бизнеса  составила 8,2 млрд рублей, увеличившись на 22,4% по сравнению с 6,7 млрд рублей в первом квартале 2010 года. Чистый комиссионный доход сегмента составил 3,2 млрд рублей, увеличившись на 45,5% по сравнению с 2,2 млрд рублей в первом квартале 2010 года.
     Совокупный  объем розничного кредитного портфеля Группы, включая кредиты ТКБ и  прочих сегментов, составил 555,3 млрд рублей по состоянию на 31 марта 2011 года, увеличившись на 2,5% с начала 2011 года. В связи с тем, что Группа по-прежнему отдает приоритет развитию высокомаржинальных кредитных продуктов, данная динамика в значительной мере была обеспечена ростом объемов потребительских кредитов на 6,2% с начала 2011 года. На 31 марта 2011 года портфель потребительских кредитов Группы составил 285,1 млрд рублей. Объем автокредитов Группы достиг 53,6 млрд рублей, увеличившись на 1,5% с начала года, а объем ипотечных кредитов составил 212,9 млрд рублей, снизившись на 2,0% с начала года. Вклад ТКБ в совокупный розничный кредитный портфель Группы составил 31,1 млрд рублей ипотечных кредитов и 32,7 млрд рублей потребительских кредитов.
     По  состоянию на 31 марта 2011 года доля потребительских  кредитов и автокредитов в розничном кредитном портфеле Группы составляет 61,0% по сравнению с 59,3% на 31 декабря 2010 года, доля ипотечных кредитов - 38,3% по сравнению с 40,1% на 31 декабря 2010 года.
     Объем средств розничных клиентов по итогам первых трех месяцев 2011 года увеличился на 4,5% до 781,2 млрд рублей, 67,7 млрд рублей из которых приходятся на средства розничных клиентов ТКБ. Важным и стабильным источником фондирования Группы остаются счета и депозиты состоятельных клиентов ВТБ24. В первом квартале 2011 года объем средств VIP-клиентов банка вырос на 9,1% до 99,6 млрд рублей, что составляет 12,7% общего объема средств розничных клиентов Группы.
       В сентябре 2011 года приступили к работе десять новых офисов ВТБ24 в Воронеже, Красногорске, Новосибирске, Норильске, Самаре, Ульяновске, Санкт-Петербурге и в Москве.
     Региональные  подразделения банка предоставляют  населению широкий спектр розничных  банковских продуктов и услуг: прием денежных средств во вклады, кредиты наличными, оформление дебетовых и кредитных карт, осуществление денежных переводов, прием наличных платежей, открытие банковских счетов.
     Таблица 3
     
     Рейтинг банков по объему портфеля выданных кредитов малому и среднему бизнесу  на 1 июля 2011 года
     Банк      Портфель  выданных кредитов МиСБ на 1 июля 2011 года (млн. руб.)      Портфель  выданных кредитов МиСБ на 1 июля 2010 года (млн. руб.) Изменение (%)
     1 Сбербанк      545 521.27      493 865.17      10.46
     2 Уралсиб      76 477.55      63 035.85      21.32
     3 ВТБ 24      64 026.63      66 955.04      -4.37
     4 Возрождение      58 309.04      47 670.38      22.32
     5 Банк Интеза      41 745.52      40 882.46      2.11
                       
     59 Первобанк      356.73      166.00      114.90
                       
     71 Стройкредит      13.99      -      -
 
     С начала года ВТБ24 открыто 59 точек продаж, общее количество подразделений банка составило 589. На сегодняшний день сеть ВТБ24 представлена в 69 субъектах Российской Федерации.
     По итогам 9 месяцев 2011 года ВТБ24 получил чистую прибыль в размере 19,8 млрд. рублей, прибыль до налогов составила 24,9 млрд. рублей. Об этом сообщил на пресс-конференции 13 октября 2011 года президент–председатель правления банка Михаил Задорнов.
     Объем привлеченных средств населения  превысил 780 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 150 млрд. рублей. Объем розничного кредитного портфеля ВТБ24 по итогам 9 месяцев 2011 увеличился на 129 млрд. рублей до 586 млрд. рублей.
     В настоящее время кредитный портфель ВТБ превышает 380 млрд руб. Банк традиционно в течение нескольких последних лет является вторым, после Сбербанка, игроком на банковском рынке России. Причем с заметным отрывом от преследующих его конкурентов. Однако у ВТБ есть свои специфические ниши, где он является безусловным лидером. К примеру, в части позиций по внешнеторговому финансированию, обслуживанию экспортных контрактов и потоков. У ВТБ есть и другие, во многом уникальные преимущества, в том числе и возможности группы, наличие банков во многих точках мира — в Европе, СНГ, Азии, Африке. Это позволяет банку сопровождать своих крупных клиентов при их международной деятельности на различных рынках и является важной характеристикой его конкурентоспособности, позволяющей расширять его клиентскую базу. ВТБ уверенно позиционируется как кредитная организация международного уровня, способная обслуживать клиентов на различных рынках, обеспечивать консалтинг в области инвестиционных операций, внедрять новые инновационные механизмы финансирования клиентов с международных рынков.  
 
 

      Анализ  кредитной политики Банка ВТБ 24 (ЗАО)
   Управление  анализа и развития кредитной деятельности ВТБ было создано в начале 2006 года. Оно является структурным подразделением департамента контроля кредитных операций и рисков ВТБ, во многом уникального для банка. Департамент фактически объединяет в себе весь middle-office, являясь своеобразной платформой, обеспечивающей прохождение всех операций банка, связанных с кредитными рисками, а также контроль за их соответствием нормативной базе и принятой кредитной политике.
   В структуре департамента управления анализа и развития кредитной деятельности — это своего рода аналитический координационный штаб, формирующий стратегию как самого департамента, так и банка, и всей группы ВТБ по ведению кредитных процедур и важнейшим вопросам организации кредитного процесса.
     Кредитная политика ВТБ24 строится не только с учетом соблюдения общепринятых основных принципов кредитования: срочность, платность, возвратность, обеспеченность, но и таких как:
     1. Формы предоставления кредитов. Основная форма - срочный коммерческий  кредит. К особым видам кредитования  относятся кредиты, предоставляемые  в форме кредитной линии и  кредиты в форме овердрафта. Кредитование  в форме открытия кредитной  линии кредитование в форме  овердрафта возможно при наличии  постоянных стабильных денежных  оборотов в Банке.
     2. Концентрация ссудной задолженности  по одному заемщику - рассчитывается  в зависимости от величины  капитала Банка с целью соблюдения  нормативов по определению размеров  кредитных ресурсов, предоставляемых  одному заемщику.
     3. Целевое использование - выдача  кредитов осуществляется с обязательным  указанием по тексту кредитного  договора целевого назначения  выдаваемого кредита, за которым  устанавливается постоянный контроль.
     4. Установление процентных ставок - ценообразование по ссудам осуществляется в зависимости от таких основных положений как: действующие ставки рефинансирования ЦБ РФ и межбанковского кредита, степень кредитного риска по конкретному кредитному проекту, ликвидность баланса заемщика, наличие имеющихся депозитов в Банке, стоимость осуществления мониторинга за кредитом со стороны Банка, наличие позитивной кредитной истории и стабильных денежных оборотов в Банке, стоимости привлекаемых ресурсов.
     5. Срок кредитования - обосновывается  технико-экономическими обоснованиями  и бизнес-планами заемщиков, но, как правило, краткосрочные кредиты  предоставляются на срок не  более 6 месяцев, среднесрочные  до 1 года, долгосрочные - не более  5 лет. Более длительные сроки  (свыше 5 лет) могут быть установлены  по проектам отдельных клиентов, имеющих комплексное взаимодействие  с Банком по разным операциям.
     6. Источники погашения - выдача  кредитов осуществляется только  при наличии реального первичного  источника погашения предоставляемого  кредита, а также с учетом  предлагаемой заемщиком формы  обеспечения возврата кредита  (вторичный источник погашения  в форме залога, заклада имущества).
     7. Кредитная информация - кредитными  договорами обязательно предусмотрено  реальное осуществление Банком  контроля за состоянием финансово-хозяйственной деятельности заемщиков и состоянием залогового обеспечения, с правом затребования необходимых бухгалтерских, финансовых или хозяйственных документов, на всем протяжении срока действия кредитного договора.
     8. Синдицированное кредитование - Банком  допускается участие в совместных  кредитных проектах (с участием  других коммерческих банков) по  кредитованию заемщиков с обязательным  соблюдением необходимых условий  такого кредитования.
     9. Приоритетное право получения  кредита - имеют предприятия и  организации, обслуживающиеся в Банке и являющиеся его постоянными клиентами или акционерами, а также прочие предприятия и организации, имеющие достаточные обороты по счетам в Банке.
     10. Взаимосвязь кредитных и депозитных  взаимоотношений - клиенты, имеющие  депозиты в Банке, также пользуются  приоритетом при рассмотрении  вопросов о предоставлении кредитов.
     Все вышеперечисленные принципы кредитования играют важную роль в дальнейшем процветании  и финансовой стабильности банка, который, в свою очередь, предлагает  огромный спектр услуг населению, среди которых: срочные кредиты; кредитные линии; кредиты по линии TUSRIF (Инвестиционный Фонд США - Россия); овердрафты по расчетному счету;  лизинговое финансирование; банковские гарантии; кредиты по линии  Европейского Банка реконструкции  и развития; документарные операции;  вексельное кредитование.
     Преимущества  кредитных карт ВТБ24:
      удобство оформления - возможность подать заявку на выпуск кредитной карты без подготовки пакета документов;
      отсутствие дополнительных комиссий - выплаты по кредиту в точности соответствуют расчетам;
     Существует уникальный набор страховых программ, которые позволят защитить не только кредит, но и личные средства на счете карты, а также оплаченные картой покупки.
     Можно использовать кредитные карты для размещения на них собственных средств. При этом деньги, находящиеся на счете карты, не нужно декларировать при выезде за границу.
     Для Состоятельных клиентов предлагается собрание особых продуктов и услуг банка ВТБ24, разработанных в соответствии с их целями, требованиями, статусом. Сегодня они воплощены в трех программах: «Приоритет», «Привилегия» и Private Banking, каждая из которых — это уникальный набор сервисов и условий, из которых можно выбрать подходящий.
     Получение кредита в ВТБ24 возможно после осуществления ряда процедур, заключающихся в анализе достигнутых потенциальным заемщиком финансовых показателей и бизнес-плана компании (в ряде случаев - технико-экономического обоснования получения кредита), анализе достаточности залогового обеспечения.
     Кредит  может быть выдан на следующие  цели: новостройки, вторичное жилье, нецелевые кредиты, рефинансирование, государственные программы - ипотечное кредитование; автокредит; персональный кредит.
     Для планирования конкретных действий по решению проблем клиента банковскими  аналитическими службами проводится бизнес-диагностика  клиента, с помощью, которой уточняется существующее положение клиента  на рынке, его потенциальные возможности, степень рациональности деятельности.
     Рассмотрение  вопроса о предоставлении кредита  в ВТБ24 предусматривается следующие стадии:
     Первый  этап. Оценка платежеспособности заемщика.
     При обращении клиента в ВТБ24 за получением кредита уполномоченный сотрудник  кредитующего подразделения (менеждер-консультант) выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита. Заемщик заполняет анкету по форме ВТБ24 (Приложение 3).
     Срок  рассмотрения вопроса о предоставлении кредита зависит от вида кредита  и его суммы, но не должен превышать  от момента предоставления полного  пакета документов до принятия решения 3 календарных дней – по кредитам на неотложные нужды и 7 календарных  дней – по кредитам на приобретение недвижимости.
     Заявление клиента регистрируется менеджером-консультантом  в журнале учета заявлений; на заявлении проставляются дата регистрации  и регистрационный номер.
     С паспорта (удостоверения личности) и других документов, подлежащих возврату клиенту, снимаются копии. На копиях, сделанных менеджером-консультантом  или сверенных им с подлинными документами, делается отметка «копия верна» за подписью менеджера.
     На  оборотной стороне заявления  или отдельном листе менеджер-консультант  составляет перечень принятых документов и копий.
     Далее менеджер-консультант производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный  размер кредита.
     При проверке сведений менеджер-консультант  выясняет с помощью единой базы данных кредитную историю Заемщика и  размер задолженности по ранее полученным кредитам; направляет запросы в учреждения, предоставлявшие ему ранее кредиты.
     Кредитующее подразделение направляет пакет  документов юридической службе и  службе безопасности ВТБ24.
     Юридическая служба анализирует представленные документы с точки зрения правильности оформления и соответствия действующему законодательству.
     Служба  безопасности проводит проверку паспортных данных (данных удостоверения личности), места жительства, места работы Заемщика и сведений, указанных в анкете (Приложение 3).
     По  результатам проверки и анализа  документов юридическая служба и  служба безопасности составляют письменные заключения, которые передаются в  кредитующее подразделение.
     В случае принятия в залог объектов недвижимости, транспортных средств  и другого имущества кредитующее  подразделение привлекает к работе по установлению оценочной стоимости  этого имущества специалиста  Банка по вопросам недвижимости или  дочернее предприятие. По результатам  оценки специалист (эксперт предприятия) составляет экспертное заключение, которое  передается в кредитующее подразделение.
     Менеджер-консультант  определяет платежеспособность Заемщика на основании справки с места  работы о доходах и размере  удержания, а также данных анкеты.
     Справка должна содержать следующую информацию:
    полное наименование организации, выдавшей справку, ее почтовый адрес, телефон и банковские реквизиты;
    продолжительность постоянной работы Заемщика в данной организации;
    настоящая должность Заемщика (кем работает);
    среднемесячный доход за последние шесть месяцев;
    среднемесячные удержания за последние шесть месяцев с расшифровкой по видам.
     Справка выдается администрацией предприятия, учреждения, организации по месту  работы (установлении пенсии) ссудозаемщика в одном экземпляре и предоставляется последним в кредитующее подразделение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.