На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственные заимствования, их формы и методы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  дисциплине «Финансы» 

     НА  ТЕМУ: «Государственные заимствования, их формы  и методы» 
 
 
 
 
 

     Руководитель  курсовой работы
                 (ФИО и подпись)____________ 

                                                           ДОПУСКАЕТСЯ

     к защите
     Руководитель (подпись) ______________ 

     «___»___________200 г. 

     Москва 2010 
 
 
 
 
 

    План.
    Введение  …………………………………………………………………. ...3
Глава 1.Государственные заимствования, их формы и методы. 
1.1 Сущность  и обусловленность государственных  заимствований, государственные гарантии ………………………………………………………5
1.2 Формы  и методы государственных заимствований………………………..9
Глава 2. Рынок государственного долга, его формирование и развитие в России.
2.1 Анализ внутреннего долга России.…………………………………………15
2.2 Анализ  внешнего долга России……………………………………………24
Глава 3. Перспектива создания единой государственной системы управления долгом. Принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.
3.1 Перспектива создания единой государственной системы управления долгом. …………………………………………………………………………...28
3.2 Принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.…………………………...................................................................30
     Заключение …………………………………………………………….…34
Список  используемой литературы ……………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать  дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивать финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальных областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли большую роль в социально - экономическом развитии страны во второй половине ХIХ века, а в начале ХХ столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
    После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918 году Советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа ) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации и экономического роста. Однако в конце 20-х годов был осуществлен переход к размещению государственных займов  по подписке среди населения. Займы стали массовыми и принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В1957 году правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государства. После  этого в стране обращался только 3% внутренний выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по центрально устанавливаемым ценам.
    Важной  составляющей развития экономики любой  страны является государственный внешний  долг. Как правило, он формируется  путем осуществления внешних  заимствований у иностранных  государств, их юридических лиц и  у международных финансовых организаций. Особенностью внешнего долга РФ является то, что Россия унаследовала долги бывшего СССР и расплачивается по ним.
      Для современной России актуальными  становятся вопросы функционирования государственного внутреннего долга. В настоящее время государственные  внутренние заимствования в основном представлены облигациями федерального займа, а также новым финансовым инструментом – государственными сберегательными облигациями.
    В настоящее время Правительством Российской Федерации проводится политика, направленная на сокращение общего объема государственного долга. Вместе с тем, общее сокращение долговых обязательств происходит при сокращении внешних долговых обязательств и увеличении внутренних долговых обязательств. Это имеет под собой определенные основания, поскольку внутренний долг для государства менее рискованный и не зависит от курсовых колебаний.
    Постепенное увеличение внутренней составляющей в  объеме государственных долговых обязательств Российской Федерации и постепенное  уменьшение государственного долга  в условиях роста ВВП и доходов федерального бюджета способствует снижению удельного веса процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.
    В настоящее время создаются предпосылки  для возможного в дальнейшем увеличения объема долговых обязательств, при сохранении на безопасном уровне показателей долговой устойчивости, и использования средств, получаемых от государственных заимствований в инвестиционных целях.
    В то же время остаются нерешенными  некоторые проблемы, связанные с  осуществлением государственных заимствований, а также потенциально существует вероятность повторения ранее допущенных ошибок в управлении государственным долгом.
    Цель  курсовой работы – рассмотреть государственные  заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
   На  основе цели поставлены следующие задачи:
    рассмотреть формы и методы государственных заимствований   
 
    проанализировать  внутреннею и внешнюю задолженность  Российской    Федерации в настоящее время
    рассмотреть принципы долговой политики РФ в перспективе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.Государственные  заимствования, их формы  и методы. 
1.1.Сущность  и обусловленность государственных заимствований, государственные гарантии.
    Согласно Бюджетному кодексу  РФ1 Государственные заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
    Для чего необходимы государственные заимствования? Прежде всего, для покрытия государственного дефицита. Дефицит образуется в результате превышения расходов над доходами государства.
   Существует 2 два основных способа финансирования бюджетного дефицита:
1)Выпуск  новых денег, или эмиссионный  способ финансирования.
2)Займы  (внутренние и/или внешние), что  принято называть неэмиссионным
способом финансирования бюджетного дефицита.
        Но так как эмиссионный способ  финансирования приводит к инфляции, то есть  к  повышению общего  уровня цен, сопровождающейся  обесценением денежной массы2, а использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными ограничениями:
     1) ставки налогов не могут повышаться  беспредельно: в случае чрезмерного  повышения налоговых ставок неизбежно  наступает сворачивание деловой  активности, бегство капитала за  рубеж и т.п.;
     2) даже в случае принятия закона  о повышении налоговой ставки  налоговые доходы, рассчитываемые  по новым повышенным ставкам,  начнут поступать в бюджет, как  правило, не ранее чем через  год.
 то  заимствования остаются единственным  способом финансирования бюджетного дефицита – использование заимствований остается единственным разумным способом финансирования государственного дефицита.
   Государственные заимствования  также могут быть использованы  для финансирования государственного  бюджета либо для финансирования мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.
     Государственные заимствования обеспечиваются государственной  гарантией.
     Согласно  статье 116 БК РФ3, государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
     Письменная  форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной  гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
     В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.
     Срок  гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
     Общая сумма предоставленных государственных  гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. минимальных размеров оплаты труда.
     Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.
     При исполнении получателем государственной  гарантии Российской Федерации своих  обязательств перед третьим лицом  на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.
     На  основании данных этого учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.
     Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются  Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации  либо иной уполномоченный орган представляет Правительство Российской Федерации  на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.
В случае предоставления государственной гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации 
 
 

1.2. Формы и методы  государственных  заимствований.
     Государственные заимствования осуществляются через заёмно-кредитные механизмы, напрямую связанные с понятием государственного кредита.
     Государственный (муниципальный) кредит - это система  денежных отношений, возникающих в  связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) для временного использования и на добровольных началах свободных денежных средств физических и юридических лиц.
     Государственный кредит, как и любые другие кредитные  отношения, строится на принципах срочности, возвратности и безвозмездности. Однако государственный кредит имеет важные отличия от кредита частного. Они обусловлены особым правовым статусом государства, которое, несмотря на то что является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений.
     Государственные заимствования приводят к появлению  долговых обязательств Российской Федерации  как заемщика или гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками.
     Долговые  обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, являются государственным долгом Российской Федерации (статья 97 БК РФ). Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме (статья 98 БК РФ):
     1) кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской  Федерации как заемщика с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями;
     2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
     3) договоров и соглашений о получении  Российской Федерацией бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;
     4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
     5) соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет.
     Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Выделяют внешние и внутренние государственные заимствования.
     Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
     Под иностранной валютой понимают (статья 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О  валютном регулировании и валютном контроле"):
     1) денежные знаки в виде банкнот,  казначейских билетов, монеты, находящиеся  в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
     2) средства на счетах в денежных  единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
     Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, и по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.
     Под валютой Российской Федерации понимают (статья 1 названного Закона):
     1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Банка России и монеты;
     2) средства в рублях на счетах  в банках и иных кредитных  учреждениях в Российской Федерации;
     3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
     Государственные (муниципальные) заимствования используются как способ привлечения денежных средств для покрытия бюджетных  дефицитов на всех уровнях бюджетной  системы Российской Федерации - федеральном, региональном и местном.
     Существует  несколько классификаций государственных  заимствований в зависимости  от признака, положенного в основу данной классификации. Государственные  заимствования подразделяются на капитальные и текущие. Капитальные государственные заимствования - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
     Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только Правительства РФ, но и  органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.
     Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
     Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие  в иностранной валюте. Под государственным  внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
     С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.
     По  срокам погашения займы делятся  на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные ( до 5 лет), долгосрочные ( свыше 5 лет). Второй формой государственных заимствований  являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти для увеличения своих ресурсов. Международные финансовые организации предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6 БК РФ). Государственные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние — осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций являются самой выгодной формой внешних заимствований. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыдущих, с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.
     По  методам проведения государственные  и муниципальные заимствования  подразделяются на добровольные и принудительные. В условиях политической и экономической  стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы  и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке. К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Рынок государственного долга, его формирование и развитие в России.
2.1. Анализ внутреннего долга России.
    Как внутренний, так и  государственный  внешний долг может быть подразделен  в России в зависимости от его  происхождения. В Российской Федерации государственный долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
    Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и  выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.
      К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так далее.
    Основной  объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг.
    Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций  выпускаются в документарной  форме с обязательным централизованным хранением. Облигации федеральных  займов одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав. Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты). Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.
    Необходимо  рассмотреть следующие государственный  ценные бумаги, которые отражаются в структуре государственного внутреннего  долга.
    ОГНЗ – облигации государственных нерыночных займов по срокам обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
    ОГСЗ  – облигации государственного сберегательного займа. ОГСЗ создавались для мобилизации средств населения. Исходя из этого, были выбраны документарная предъявительская форма выпуска этой ценной бумаги, позволяющая получать сертификаты при покупке ОГСЗ, а также низкий номинал облигации (100 и 500 руб.). Однако в условиях низкой активности населения, а также при выбранной схеме размещения ОГСЗ (продажа облигаций Минфином России финансовым компаниям и банкам – андеррайтерам) значительная часть ОГСЗ находилась у институциональных инвесторов.
    ГСО – государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом.
      Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная процентная ставка на каждый купонный период) было проведено Сберегательным банком Российской Федерации по закрытой подписке в июле 2006 года. В декабре 2006 года был проведен аукцион по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная ставка по всем купонным периодам).
    ГКО – государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года.
    ОФЗ – представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги.
    ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.
    ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.
    ОФЗ-ФК – облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.