На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственное управление природопользованием

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………...3
    Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды.....5
    Цели, задачи и методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………..…………….……..…7
    Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды…………...……………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………………14
Список  литературы……………………………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  Охрана  окружающей природной среды –  одна из наиболее важных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
  В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
  Данная  тема контрольной работы является весьма актуальной. Так как природопользование – это одно из самых сложных объектов государственного управления. Поэтому немало важное значение приобретает исследование государственного управления экологическими процессами и природопользованием.
    Целью данной работы является исследование государственного управления в сфере экологии.
  Задачами  контрольной работы является изучение государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, целей, задач и методов государственного управления природопользованием, система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
  Предметом рассмотрения контрольной работы является государственное управление природопользованием.
  Экологическая функция — это одно из главных направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов международной конференции ООН по окружающей среде и развитию— или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация — является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Одна из них (разрушение озонового слоя планеты и “парниковый эффект”) ставят человечество на грань экологической катастрофы.
  Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства  принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль в международном  сотрудничестве государств по вопросам охраны природной среды играют ООН, а также Всемирная организация  здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Межправительственная океанографическая комиссия и другие международные специализированные учреждения.
  Экологическое и социальное значение управления в  рассматриваемой сфере в целом  и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования  и охраны окружающей среды от вредных  воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов  человека и гражданина.
  Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
    Право на благоприятную окружающую среду представляет собой нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.
 


    Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды
  Управление  в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении или восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, соблюдении, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний.1 Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
    Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
  Управление  природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
  -   создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  -   подзаконное нормотворчество;
  - координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  -   распоряжение (управление) природными ресурсами;
  -    планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
  -   экологическое нормирование;
  -   экологическая экспертиза;
  -   экологическое лицензирование;
  -   экологическая сертификация;
  -   экологический аудит;
  -   наблюдение за состоянием окружающей среды;
  -   учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
  -   экологическое воспитание и образование;
  -   контроль за использованием и охраной объектов природы;
  -   разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
  В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом. Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов.
 


    Цели, задачи и методы государственного управления природопользованием и охраной  окружающей среды
Цель  государственного управления природопользованием - обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Управление  природопользованием осуществляется Правительством РФ, министерствами и  ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией  природных ресурсов.
Государственное управление природопользованием осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.2
В государственных  программах охраны окружающей среды  и рационального использования  природных ресурсов определены главные  задачи в области охраны природы  и рационального природопользования и основные направления природоохранной  деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.
Для управления охраной природы и обеспечения  рационального использования природных  ресурсов образованны соответствующие  ведомства, на которые возложено  решение следующих задач:
-  осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;
-  разработка и проведение единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, координация деятельности в этой области;
-  государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых;
-  подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для включения их в Государственную программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы;
- разработка предложений по совершенствованию экономического механизма    природопользования,    утверждение    экономических    нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;
-  осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
-  совместно    с    территориальными    органами   управления    выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов,    на    выбросы    вредных    веществ    в    окружающую    среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование  для  проведения  геологоразведочных  работ,  утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
-  руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства,  а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги;
-  распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;
- планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.
Основные  направления развития управления природопользованием
В настоящее  время управление природопользованием  должно быть направлено на:
-  снижение загрязнения окружающей среды;
-  сокращение потребления природных ресурсов;
-  не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов;
-  формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
-  эффективное использование первичного природного сырья;
-  создание экономических условий для предпринимателей;
-  международное сотрудничество.
В управлении природопользованием используют различные  методы воздействия на коллективы предприятий  и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них  наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические  и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.
Административно-правовые методы управления заключаются в  разработке и издании правовых и  административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере  природопользования, права и обязанности  руководящих работников, должностных  лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству  природных ресурсов и обеспечению  равновесия в природной среде.3 Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.
Особое  место в системе рационального  природопользования занимают организационные  методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию на-рушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.
Социально-психологические  методы управления представляют собой  систему средств социального  и психологического воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  данного района с целью обеспечения  благоприятных погодных условий  проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности  жизни людей и способности  их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.
Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.
Система цен, тарифов, платежей и штрафов  призвана:
-  обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;
-  охрану и воспроизводство окружающей природной среды.
При использовании  экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.
Конечные  результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных  мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного  законодательства.
Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком  использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают  модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие  ситуации, анализировать влияние  различных проектов и решений  на состояние природной среды, вносить  коррективы и предложения по предупреждению последствий.
Предприятия вносят плату за природные ресурсы  согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату  за право пользования, за воспроизводство  и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и  т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи  взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.
Средства, взимаемые с предприятий и  организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование  природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.
Органической  частью системы государственного контроля за рациональным природопользованием является ведение постоянного статистического учета в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий.
Надзор  и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании. Согласно действующему законодательству в РФ ведутся кадастры природных ресурсов - земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.
 

    Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
Статьи 5 - 10 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года) закрепляют компетенцию законодательной и исполнительной властей Российской Федерации, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, компетенцию субъектов России, а также органов местного самоуправления.4 Для понимания экологической компетенции государственных органов и органов самоуправления первостепенное значение имеют конституционные нормы. Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со ст. 36 Конституции граждане и их объединения вправе иметь в частной  собственности землю.5 Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
-  вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
-  разграничение государственной собственности;
- природопользование;
-  охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- особо охраняемые природные территории;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Указ  Президента России о федеральных  природных ресурсах разграничивает государственную собственность  на природные ресурсы, определяет в  составе земель, вод, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. Это в конечном счете является определяющим в разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов, рассматриваемой в ст. 5 - 9 комментируемого Закона. К федеральным ресурсам, в частности, относятся виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров, водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты; иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов Федерации.6 В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об охране окружающей среды, о природопользовании, экологические, земельные, лесные и иные кодексы, что отчасти объясняется недостаточным учетом в федеральном законодательстве реалий сегодняшнего дня.
Охрана окружающей среды, отнесенная к совместной компетенции России и ее субъектов, нуждается прежде всего в федеральном регулировании (основанном на взаимодействии Федерации и ее субъектов), реализуемом с помощью комментируемого Закона: законодательные акты субъектов Федерации целесообразны и законны при неурегулированности экологических вопросов Российской Федерацией, при необходимости конкретизации, детализации предписаний федеральных законов или по вопросам самостоятельной компетенции субъектов Российской Федерации.
По Закону Российской Федерации о Совете Министров - Правительстве Российской Федерации  к его полномочиям относится  координация работы органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и  реализации крупных экологических  программ межреспубликанского (федерального) и международного значения.
Правительство Российской Федерации утвердило  ряд положений о полномочиях  отраслевых органов управления в  области использования природных  ресурсов и охраны окружающей среды. Это положения о горном и промышленном надзоре России; о Комитете Российской Федерации по рыболовству; о Комитете по водному хозяйству; о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию и др.
Особо следует остановиться на Указе Президента Российской Федерации "О структуре  федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1177в  соответствии со статьей 112 Конституции, которым Президент РФ постановил: в целях формирования указанной  структуры образовать Министерство природных ресурсов Российской Федерации  и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды на базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр;
Экологическая компетенция местных образований  уточнена Федеральным законом об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации.7 К ведению муниципальных образований отнесены вопросы местного значения, в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (землей, водами, другими природными ресурсами), комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки территорий, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение муниципального образования, регулирование использования местных водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства местных подземных сооружений.
Таким образом, предусматривается компетенция  городов, районов, поселков, станиц, сельских округов в области охраны окружающей среды, которые:
- осуществляют  управление и контроль в области  использования и охраны вод,  лесов, недр, атмосферного воздуха,  растительного и животного мира, других природных ресурсов на  территории; обеспечивают проведение  мероприятий по охране окружающей  среды, соблюдение природоохранительного  законодательства, соблюдение правил  охоты, рыбной ловли, сбора  дикорастущих растений, плодов, ягод;
- информируют  население об экологической обстановке, сообщают в соответствующие органы  о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу  окружающей среде, нарушающих  законодательство о природопользовании, принимают в соответствии с  законодательством решения о  наложении штрафов за ущерб,  причиненный природной среде. 
В соответствии с Конституцией практика вырабатывает различные формы реализации требований Закона об охране окружающей природной  среды: принимаются законы субъектов  Российской Федерации о природопользовании, заключаются договоры о передаче и разграничении экологических  функций, о порядке взаимодействия специально уполномоченных государственных  органов. 

Заключение
  Основные  мероприятия государства по реализации экологической функции выражаются в следующем.
  Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство  устанавливает нормативы предельно  допустимых выбросов в природную  среду (атмосферный воздух, водные источники  и почву) вредных веществ и  иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает  санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие  производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные  излучения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.