Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья История развития медицины как науки

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  Государственный  Медицинский Университет 

Кафедра Биомедицинской этики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История развития медицины как  науки 
 
 
 
 
 

Студент 132 группы Московского факультета
по специальности  «Педиатрия»
Диланян Л. А.
Научный Руководитель:
Розанова  Инна Евгеньевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………........2 

Древняя медицина
Часть I: Первобытная медицина
    Глава 1: Появление начальных знаний…………………………………………...3
    Глава 2: Шаманство………………………………………………………………..4
    Глава 3: Стадия Врачей-Колдунов………………………………………………..5
Часть II: Медицина Вавилонян
    Глава 1: Краткий очерк……………………………………………………………5
    Глава 2: Врачи и ответственность………………………………………………...6
    Глава 3: Отношение к болезни…………………………………………………….6
Часть III: Медицина в Египте
    Глава 1: Боги – покровители  врачей………………………………………………7
    Глава 2: Теория и практика………………………………………………………...8
Часть IV: Медицина в Греции
    Глава 1: Истоки……………………………………………………………………...8
    Глава 2: Медицина при Гиппократе………………………………………………..9
    Глава 3: Медицина в древнем Риме………………………………………………...10 

Медицина  в эпоху Средневековья
Часть I: Византийская Империя……………………………………………………….11
Часть II: Медицина в Европе и в Эпоху  возрождения……………………………….12 

Современная медицина................................................................................................13
Вывод от проделанной работы………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Слово «Медицина» произошло от латинского слова medicari - назначать лечебное средство. Но медицина заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение с современной точки зрения гласит: Медицина есть наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу.  
    Однако, разбирая такой сложный и многогранный предмет как медицина, нельзя обойти стороной ее историю. Вообще, любая наука требует знания не только ее основной, практической части, но и знания ее истории, происхождения. Именно этому и посвящена данная работа. Ее цель показать то, как медицина проходила долгий путь от древних ритуальных обрядов и примитивных форм врачевания, до современных методов лечения и диагностики болезней. Во время этого вы заметите, как плавно эта наука претерпевает изменения, как меняются ее черты, покажет основные этапы ее развития. Говоря об используемой литературе, стоит заметить, что книги издательства «Вузовская книга» об Истории Медицины помогли наиболее широко раскрыть начальные этапы развития данной науки, а именно помогли подробней рассказать о Древней Медицине. Неоценимый вклад внесли также и учебники по Истории Медицины под редакцией Т. С. Сорокина и Ю. П. Лисицына. В стороне не остался Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Другие, менее значимые и менее известные источники явились некой соединительной тканью, переходным мостиком между различными частями текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Древняя Медицина
Часть I: Первобытная медицина
Глава 1: Появление начальных знаний
   Начало медицины, как и первые зачатки культуры вообще, теряется в глубине веков. О том, чем была медицина в самую первую эпоху существования человека, мы не могли бы составить и приблизительного представления, если бы не располагали следующими данными. От доисторического человека остались многочисленные костные остатки, и по тем или иным отклонениям от нормы в них мы можем судить о течении определенных болезненных процессов и лечении их.
    Картина этой примитивной медицины может быть очерчена следующим образом. Основанием всякой врачебной деятельности служат простые, инстинктивные действия. По своему характеру у первобытных людей они не отличаются от того, что мы видим у высших животных. Как собака, чувствуя тяжесть в желудке, ест траву, чтобы вызвать рвоту и опорожнить таким образом желудок, или обезьяна прибегает к помощи своей руки, чтобы извлечь из кожи осколок дерева или занозу, так и человек производит в аналогичных случаях ряд простых действий, мало углубляясь при этом в теоретическую сторону дела. Тот факт, что та или иная мера принесла пользу, устранив боль или уменьшив неприятные ощущения, заставлял прибегать в аналогичных ситуациях к тому же средству. Так в конце-концов сложился целый ряд простых лечебных средств и приемов. Первобытный человек научился принимать внутрь части тех растений, оказавшихся по его опыту целебными, пользоваться с лечебной целью силами природы (вода, солнце), прибегать в случае необходимости к тем или иным ручным приемам, растирая или разминая заболевшие части тела.
   Все эти знания переходили  от одного к другому и, таким образом, в незапамятные времена была заложена основа всего позднейшего развития медицины, при чем тогда сразу наметились те главные части, на которые расчленилось затем медицинское искусство.
    Переход к хирургии в собственном смысле этого слова представляют широко распространенные у диких народов методы кровопускания. Эти методы очень разнообразны: от простых кровососных банок до настоящего кровопускания. Одни ограничиваются расцарапыванием кожи при помощи какого-либо острого инструмента из камня, кости и т.п., - с последующим высасыванием крови ртом или каким-либо полым предметом; другие прибегают прямо вскрытию самого сосуда. Некоторые пользуются при этом очень странными приемами: папуасы из Новой Гвинеи вскрывают вену с помощью маленькой стрелы, пуская ее на близком расстоянии из туго натянутого лука.
    Весьма разнообразны и методы лечения ран. Применяются как сухие, так и влажные повязки из различных веществ, а также и затвердевающие повязки, материалом для которых обычно служит глина. Заживление ран предоставляется природе, но у некоторых племен мы находим уже употребление шва.
    Видное место в хирургической деятельности первобытных народов принадлежит извлечению из тела попавших в него инородных предметов как осколки, стрелы и т.д. Эти операции проводятся обычно очень ловко, при чем извлечение совершается или просто пальцами, или при помощи различных инструментов. Инородные тела извлекаются и в том случае, если они проникли глубоко в тело. Многочисленные костные остатки показывают, что доисторический человек умел справляться и с такими тяжелыми повреждениями, как ранения живота.
    Наряду с малыми операциями древняя медицина знала и такие операции, которые мы можем причислить к числу тяжелых. Речь идет о трепанации черепа, которая проводилась отчасти путем просверливания кости, отчасти путем постепенного соскабливания ее. Состояние черепов убеждает в том, что больные после подобных операций жили долго. Это лучше всего показывает, что самые серьезные операции можно предпринимать, мало зная о механизме их действия. Причину того, что такие операции все-таки могли проводиться с успехом, необходимо видеть в том, что у первобытного человека живущего в естественных условиях, тенденция к заживлению ран выражена резче, чем у культурного человека
    Как ни разнообразны описанные лечебные мероприятия, в них речь идет лишь об эмпирии. Из этой  эмпирии настоящее врачебное искусство в том виде, в котором мы его теперь понимаем, возникает в тот момент, когда у человека появляется стремление проникнуть в причинное взаимоотношение между тем или иным действием и влиянием его на организм, когда человек задает себе вопрос: «Как и почему»1 
 
 

Глава 2: Шаманство
   В целом ряде встречающихся   явлений, первобытному человеку была ясна связь между причиной и следствием. Он без труда понимал, что за раной следует кровотечение, что паразит вызывает известные расстройства. В большинстве случаев, однако, первобытный человек не понимал сущности болезни. И вследствие этого к процессам в организме он стал применять то же объяснение, что и к явлениям природы. Перемены времен года, восход и заход солнца, перемены погоды, - все это, по мнению первобытного человека, зависит от воли, стоящей выше этих явлений, и к влиянию такой силы он стал сводить и процессы, совершающиеся в организме. Обладателями таких особенных сил являлись или другие люди или невидимые сверхъестественные существа, духи демоны. С этой точки зрения болезнь возникала или вследствие влияния злой воли другого, действующей на расстоянии, или вследствие непосредственного проникновения демона в тело человека. С возникновением этих представлений меняется и характер средств, применяемых против различных болезней. Больной стремится умилостивить причинившего ему зло человека или духа подарками и т.п. или пытается выгнать из своего тела засевшего в нем злого духа. Этой цели служат заклинания и иные мистические действия различного характера. Но и в самых на первый взгляд нерациональных, лишенных всякого смысла мерах и приемах внимательное изучение почти всегда обнаруживает разумное начало. Так, врачи у некоторых первобытных племен, заставляя своих пациентов глодать амулеты и сопровождая это самыми разнообразными фокусами, добиваются удачного эффекта, но лишь потому, что в бусах амулета содержится рвотное. С этой точки зрения и хирургическое вмешательство очень часто имеет вид действия, направленного в первую очередь против злого духа. Такова, например трепанация черепа.2
Глава 3: Стадия Врачей-Колдунов
   Разнообразие лечебных действий  и представлений, лежащих в основе их, повели к тому, что уже на заре культурной жизни создался особый класс людей, посвящавших себя медицине как профессии. Лица, которые, в силу их особенных способностей, выделялись из массы других и делались посредниками между сверхъестественными существами, демонами и человеком, вводили в круг своих занятий и врачевание.
   Лучшим примером подобного рода  специалистов являются индийские  врачеватели. До недавнего времени существовало убеждение, будто М. получила начало и развитие в Греции. В действительности же, индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий.3 Подготовка их к будущей профессии начинается с детства, и молодой человек, желающий быть принятым в союз «Mide», должен проделать предварительно длинный учебный стаж. От лица обладающего знаниями, он узнает все, что нужно для его будущей профессии. При этом его образование слагается из знания тех веществ, которые применяются для лечения, и способов их собирания и приготовления. Нередко после окончания учения производится форменный экзамен, и лишь сдав его, новичок допускается к исполнению своей профессии. Так же интересны и теоретические воззрения на болезнь у Индийских врачей. Они считали, что жизнью тела заправляют воздух, желчь и мокрота; из сочетания их происходят 7 веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости, костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка или излишка только что названных веществ; воздух вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.4
    В соответствие с двумя сторонами своей деятельности колдуны применяют наряду с действительными лечебными средствами, также массу приборов и предметов весьма оригинальной конструкции, действующих на фантазию больного. Среди этих приборов видное место занимают предметы производящие шум. Врачеватели с большим умением пользуются  всеми этими мистическими приемами, скрывая под ними различные рациональные мероприятия, как-то: массаж, втирание медикаментов, насечки и т.п.
   Таким образом, Древняя Медицина представляет собой пеструю картину, отдельные штрихи которой обнаруживают уже линии будущего ее развития.5 
 
 
 

Часть II: Медицина Вавилонян
Глава 1: Краткий очерк
    В древней Месопотамии (или же Междуречье), которую по праву называют колыбелью нашей теперешней культуры, медицина представляла собой существенную часть общих проявлений жизни.
    Наши сведения о медицине у  древних вавилонян основываются  на небольшом количестве дошедших  до нас рисунков и немногочисленных  находках хирургических инструментов. Главным же источником этих сведений служат многочисленные клиновидные надписи, предметом которых являются медицинские вопросы. Из этих надписей наибольшее значение имеют клиновидные тексты из библиотеки Сарданапала. Они базируются целиком на более древних источниках и дают довольно хорошее представление о теории и практике вавилонских врачей6 
 
 

Глава 2: Врачи и ответственность
    Врачи сами собирали лекарства и сами их приготавливали. Это были представители эмпирической Народной медицины, хотя и они не могли отказаться от астральных представлений. Самым знаменитым памятником древней Месопотамии был базальтовый столб высотой 2,25 метров. На нем был высечен свод законов Хаммурапи - царя Вавилона.7 Тот факт, что такие законы были изданы и действовали свыше тысячи лет, говорит, прежде всего о высокой квалификации врачей.
    Некоторые статьи свода законов касаются правовых аспектов их деятельности. Они получили широкую известность, упоминаются практически во всех пособиях по истории медицины. Оплата труда врача и его ответственность строго определена имущественным положением пациента. Обычно ссылаются на статьи 215 - 220 свода законов Хаммурапи: «Если врач произведет у кого-нибудь серьезную операцию бронзовым ножом и причинит больному смерть, или если он снимет кому-нибудь катаракту с глаза и нарушит глаз, то он наказывается отсечением руки». Однако если пациент раб, то врач должен отдать раба за раба. «Если врач, снимая бельмо с глаза раба, повредит ему глаз, то должен уплатить половину стоимости раба». При удачной операции врач получит щедрый гонорар. «Если врач произведет у  кого-либо тяжелую операцию с помощью бронзового ножа и излечит больного, или если он снимет бронзовым ножом катаракту, излечив таким образом глаз, он может получить за это 10 сиклей серебра. 8 
 
 

Глава 3: Отношение к болезни
    Очень крупных успехов достигла вавилонская медицина, тесно связанная со знахарством и колдовством. Болезни считались наваждением демонов, и задача врача состояла в изгнании последних из больного с помощью заговоров, заклинаний и различных лекарств.9
    Также врачи большое внимание уделяли описанию признаков и характера течения болезней, определению их исхода
     В Вавилоне считалось, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано… если врач не узнает ее существа». Изучив ход течения болезни и приблизившись к установлению диагноза, врачи переходили к определению исхода болезни, т.е. к прогнозу. Осмотр применялся с целью выявления изменений формы, окраски и положения наружных частей тела, кожи, волос, ногтей и прочего. Ощупывание производилось для установления отклонений в положении, форме, напряжении, температуре отдельных органов и всего тела.10
    Таким образом, мы с вами  наблюдаем, как плавно медицина  претерпевает изменения. Меняются  нормы морали, методы лечения и диагностики, и отношение к врачам, выделение их как особого класса людей. Мы видим, как меняется сознание человека, его отношение к окружающему миру. Можно сказать, что определенную роль в этом сыграло любопытство человека, его стремление познать себя и других. Сейчас мы с вами не торопясь продвигаемся из глубины веков к современному времени, и очередным этапом на нашем пути будет медицина в Египте 
 
 
 
 
 

Часть III: Медицина в Египте
Глава 1: Боги – Покровители врачей
    Покровителем врачей и автором древнейших медицинских текстов в Египте считали Имхотепа. Согласно преданию, этот знаменитый архитектор и врач жил при дворе фараона Джосера в XXVIII веков до н.э. В его честь в Мемфисе, Фивах, Саисе и других городах были построены храмы, которые прославились своими медицинскими школами. Имхотеп был не только врачом, но и астрологом, строителем и архитектором. Именно ему приписывают руководство строительством первой из знаменитых египетских пирамид ступенчатой пирамиды Джосера.
    Говоря о египетских богах, необходимо упомянуть еще несколько ключевых фигур. Тот, которого обычно изображали с головой священной птицы ибиса, олицетворял божественный разум. Согласно преданию, он изобрел письменность, науки и искусства. Также стоит упомянуть богиню Изиду и львиноголовую богиню Сохмет.11 Изида - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора. Символом Изиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. Сохмет - богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха, являлась богиней войны и палящего солнца, и целительницей, обладавшей магической силой напускать болезни и излечивать их. Она также покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. 
 
 

Глава 2: Теория и практика
    Все открытия в медицине приписывались богам и богиням, а врачебное дело находилось в руках жрецов – пастофоров, которые принимали больных в храмах. Преподавание врачебного дела производилось в особых школах.
   Гигиена в Египте играла видную роль. Каждые 3 дня предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела, а в определенные промежутки времени назначался пост. Геродот свидетельствует: "Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь". Здоровье поддерживалось также различными играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, но для трупов царей возводились особые курганы в виде пирамид.
   Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Самое интересное, что лекарства давались всегда свежие и притом подогретые. Также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Средства лечения также были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, и т.п.
    Зубы пломбировались, а недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. Заклинания имели значение лишь для низших сословий, что показывает, насколько прогрессировал человек по сравнению со своими менее развитыми предками. Болезни кожи и особенно проказа встречались часто. Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно. 12 
 
 
 
 

Часть IV: Медицина в Греции
Глава 1: Истоки
    Медицина Древней Греции начинается с крито - микенского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о  высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.
    Гораздо более полные сведения  были получены в XII – IX веках да н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь, прежде всего, нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Гомер упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (в латинской версии – Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания. Асклепия обычно изображают в виде старца с посохом, обвитым змеей, и чашей – символом мудрости. У Асклепия все дети – врачи, его ученики. Гигея – богиня здоровья, Панацея – богиня лечения. От имени Асклепия произошли названия лечебниц при храмах – Асклепионы, в которых жрецы лечили своих пациентов. Врачей – жрецов, принимающих больных в Асклепионах, называли асклепиадами. Интересно, что своего рода истории болезни записывались прямо на колонах храмов, где вывешивали и слепки больных органов.
    В большей степени, чем религия, на медицину оказала влияние натурфилософия, как общее естественно научное и философское знание того периода. У греков в зародыше возникли почти все позднейшие типы мировоззрения. Греческие философы разных школ и направлений рассматривали происхождение всего физического мира и психического душевного мира человека из элементов космоса, находящегося в вечном движении. Философы, а правильнее – натурфилософы, так они занимались естествознанием, включая медицину, писали в своих сочинениях и об анатомии, патологии, даже об хирургических манипуляциях.13 
 
 

Глава 2: Медицина при Гиппократе
    В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя, ведь из нее вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу. Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, а следовательно и болезни. Философы освещали медицину с другой стороны, чем врачи-практики, а именно, они разрабатывали ее научную сторону. Они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики. Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицина изучалась с различных сторон.
    Значение Гиппократа состоит в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины. Его сочинения были предметом особого изучения, объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку.
    По его мнению, причины болезней разделяются на внешние и внутренние. К первым относятся: времена года, температура, вода, местность, ко вторым - индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений, под влиянием болезней, древняя медицина начала с жидкостей, именно поэтому патология Гиппократа называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом пeревaривaнии (кокции) жидкостей. Древние полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков. Пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития, когда же жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается.
    Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицины. Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. После этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приемы, описанные Гиппократом, применены современной медицине лишь недавно, например постукивание и выслушивание. Хирургия настолько законченная наука в гиппократовом сборнике, что невольно возбуждает удивление даже в наше время. К учению о переломах и вывихах, также о лечении ран современная медицина не может прибавить ничего существенного. Так же прекрасно разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки, прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону гиппократовой хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов. Оттого ампутации, вылущение больших опухолей и вообще операции с большой потерей крови не производились, и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы.14 
 
 

Глава 3: Медицина в древнем Риме
    Так как большая часть данной  работы и так посвящена древней медицине, про медицину в Риме речь пойдет только вкратце. Ниже будут освещены основные моменты.
    В древней Италии вплоть до II века до н.э. обходились без врачевателей-профессионалов. Греческая медицина считалась выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в немалой степени способствовала застою в развитии медицины в древней Италии. Первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта).
    В конце III - начале II века до н.э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в столице Римской республики.
    Мировоззрение римлян в значительной степени испытало влияние культуры и философии народов, входивших на определенных этапах истории в состав Римской империи. Прежде всего это справедливо в отношении древнегреческой философии.
    Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины. Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы потребовали большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах войск. Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей – архиатров. Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением.   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.