На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Управленческие решения. Сущность управления. Цели и задачи управления.

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
 
        Управление в обществе как  вид деятельности существует  в форме синтеза науки и  искусства, причем удельный вес  научных знаний постоянно возрастает. Поэтому руководитель в процессе  принятия решений должен соединять  все последние достижения науки и техники, финансовые возможности, внешние и внутренние условия работы фирмы. Управление рассматривается как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, для достижения определенных результатов. Под управленческим решением понимается поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя. 
 
 
 

Тема 1      Сущность управления. Цели и задачи управления 

        Общество с момента  его возникновения нуждается в управлении всеми социальными процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни общества.
  Уже в первобытном обществе было необходимо организовывать, планировать и контролировать добычу и создание запасов пищи, строительство жилья, охрану племени, а также передавать знания, умения, навыки, традиции и обычаи. Этими функциями в обществе занимались определенные категории людей — вожди, старейшины, военачальники, жрецы. Со временем процессы управления стали все более организованными и обособленными, в них включились большие группы людей, осуществляющих специальные функции управления государством, экономикой, армией. Итак, дадим определение понятию «управление».
  Управление  — это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.
  Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, его экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.
  Объектами управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.
  Управление  как сознательная деятельность существует только в обществе. Ни природа, ни техника не имеют дела с управлением как сознательным процессом.
  В природе действуют естественные технологии, подчиненные законам природы; техника работает по принципам и программам, заданным сознательными существами.
  Процесс управления характеризуется рядом  особенностей.
    Управление — это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве. Охватывая все необходимое пространство, оно имеет место не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период времени.
    Управление — это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. 
    В результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Реальный результат практически всегда отличен от цели — чаще всего он ниже и лишь в отдельных случаях может превосходить цель. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.
      Управление в обществе означает  целенаправленную, точно скоординированную деятельность, когда воле одного лица подчиняется поведение многих людей — от нескольких человек до миллионов. В русскоязычной литературе термины «управление» и «руководство» часто синонимичны. Однако чаще термин «управление» относится к хозяйствующим субъектам, тогда как руководство может, например, осуществляться в политических, военных и некоммерческих сферах. Руководство осуществляется в войсковых частях, военизированных службах, полиции (где оно отождествляется с командованием), в больницах, госпиталях, поликлиниках, школах, в бюджетных учреждениях.
       Во всех выше названных видах  управления принимаются решения  на различных уровнях. Поэтому  управление состоит из периодически принимаемых решений руководителями различного уровня. 
 

    1.1. ЦЕЛЬ: ЕЕ СУЩНОСТЬ  И ХАРАКТЕР
        Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.
  Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель — это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего "уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.
  Всякая  цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.
  Принятая  и утвержденная авторитетом власти или собственным решением любая цель начинает, как закон, определять способ и характер действий не только отдельного человека, но и больших социальных групп, общества в целом. Если же в определении и постановке общественной цели доминирует субъективизм (желание руководителя, не совпадающее с реальными возможностями), это может привести к огромным общественным издержкам, торможению общественного развития, деформациям в обществе, разрушениям в коллективе.
  Поставленная  цель не может и не должна противоречить объективным законам развития природы, общества и мышления, условиям их протекания. Так, невозможно представить себе создание техники, противоречащей законам прочности, устойчивости, надежности, статики, динамики и т. д. Невозможно представить себе цель, состоящую в разрешении застарелых, многолетних социально-экономических проблем общества за сроки, составляющие сто, двести или даже тысячу дней.
  В определении, постановке самих целей  имеются глубокие объективные причины, связанные с недостаточностью познания законов общественного развития, законов развития объективного мира и обществом, и отдельной личностью. Поэтому степень познания этих законов и уважительного отношения к ним выступает как первооснова четкой постановки целей, а отсюда и эффективного управления. Чем более сознательно люди делают что-либо, тем меньше влияние на их деятельность непредвиденных последствий, неконтролируемых сил и тем точнее соответствует результат установленной заранее цели. 

  1.2. СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛИ И ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
  От  цели управления как некоего заранее  заданного идеального конечного результата всегда необходимо отличать реально достигнутый результат (эффект). Здесь могут быть следующие варианты. Во-первых, конечный результат может быть не только предельно близким к поставленной цели, но и даже в чем-то превосходить ее отдельные составляющие. Это возможно, например, при управлении созданием технических средств, конструкций, параметры которых при тщательных расчетах и творческих удачах способны даже превосходить предварительные наметки (например, надежность, производительность, разрешающая способность и т. п.).
  Значительно чаще возможен второй вариант —  достигнутый результат все же уступает поставленной цели. Поэтому для любого специалиста, для любого руководителя, для групп экспертов важно быть предельно самокритичным. Предварительные оценки цели — пессимистические и оптимистические — должны быть тщательно сбалансированы. Во многих зарубежных фирмах существуют штатные должности скептиков-консультантов, задача которых — искать контраргументы оптимистам. Это позволяет свести к минимуму финансовый риск.
  И, наконец, в управлении весьма часто  наблюдается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в явное противоречие с поставленными  ранее целями. Обычно изначально такие  цели имеют больше видимость позитивных, социально значимых, но достигнутые результаты часто оказываются прямо противоположными намеченным целям. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира борьба с алкоголизмом, коррупцией, бандитизмом, наркоманией и т. п.— имеющиеся проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются.
  Практика  показывает, что понятию цели и  условиям ее достижения необходимо уделить особое внимание. Цель любой деятельности человека всегда возникает и развивается как осознанная, сознательная цель. Сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека. Поставив себе определенную цель, человек обязан подчинить ей свои желания, волю, характер, интеллект. 

1.3   ЗАДАЧИ В СТРУКТУРЕ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

К числу основополагающих понятий в управленческой деятельности относится также категория задачи.
  Задача  — это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий, необходимых для этого решения.
  Конкретная  производственная ситуация обычно порождает ряд разнообразных задач, требующих решения. Если различные ситуации порождают в той или иной мере совпадающие задачи, это значительно облегчает выявление источников их возникновения и путей решения. Однако руководителю, как правило, приходится иметь дело с решением самых различных задач, и отнюдь не только в сфере управления. Требования к компетентности исследования источников происхождения задач, их характера и содержания, путей разрешения во всех сферах деятельности руководителя постоянно возрастают. Поэтому широта кругозора, эрудиция, накопление практического опыта становятся одними из важнейших качеств руководителя.
  Задачи, как и цели, подчиняются принципам  построения и функционирования БС: они могут быть подвергнуты декомпозиции, для них характерны свойства синергичности, неаддитивности, эмерджентности и т. д. «Дерево» задач, характеризующее задачу как БС, стоящую перед социально-экономической системой, также является важным элементом программно-целевого управления.
  Категорию задачи следует отличать от категории  проблемы, проблемной ситуации. Проблема может рассматриваться как основное противоречие между ситуацией и целью и как основное звено изменения ситуации в на правлении достижения дели. Категория проблемы в целом значительно шире, чем категория задачи. Задача более связана с самой деятельностью руководителей, потребностями и интересами, а проблема — с соответствием ситуации и цели. Одна и та же проблема может породить обилие задач. Например, проблема выхода из кризисного состояния экономики порождает задачи перед каждым субъектом хозяйствования, перед каждым 
производителем и потребителем. Решение задач связано с необходимостью выполнения сложной сети процедур, в процессе которых в движение приводятся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в процессе принятия и реализации управленческих решений. 
 

    1.4  КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ
        Подходы к классификации задач зависят  от целей анализа и последующих управленческих решений. Рассмотрим два наиболее перспективных подхода.
  При первом из них задачи классифицируются по признакам, связанным с технологическим разделением труда. К задачам такого типа можно отнести следующие:
    собственно управленческие задачи, связанные с оперативным управлением и руководством, реализацией руководителями функций управления, распределением прав и полномочий;
    организационно-экономические задачи, связанные с обеспечением единства и организационной целостности социально-экономических систем, достижением требуемых технико-экономических параметров систем, соблюдением финансовой дисциплины и т. д.;
 
    идейно-воспитательные задачи, связанные с формированием нравственных и мировоззренческих критериев и идеалов, соответствующих общественным взглядам и установкам, потребностям социально-экономического развития;
    социально-психологические задачи, связанные с совершенствованием многообразных взаимоотношений между членами коллектива, формированием и развитием психологического климата в коллективе, стиля управления, мотивации духовных стимулов, самоутверждения и самовыражения;
    научно-технические, технологические задачи, Связанные с обеспечением исследовательских, конструкторских, технологических решений.
  В той или иной мере каждый руководитель должен владеть широким кругом знаний, чтобы компетентно решать все эти типы задач (или организовывать их решение), а также иметь соответствующие правовые рычаги и стимулы. Естественно, что между содержанием задач нет резких, непроходимых граней — напротив, эти грани достаточно условны, подвижны, изменчивы. Обычно задачи, подлежащие решению, определяются экспертным путем.
  Задачи, стоящие перед руководителями, могут  быть классифицированы как задачи функционирования и развития. Если решение первых призвано обеспечить циклический характер деятельности производственных систем, выполнения плановых заданий, функционирования деятельности служб предприятия, то вторые связаны с включением в воспроизводственные процессы новых элементов и факторов производства, новых факторов научно-технической и социальной природы, что требует постоянного обновления и качественного совершенствования всей системы управления. 

    1.5  УПРАВЛЕНИЕ КАК  ПРОЦЕСС
    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ  ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ  И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
        Достижение поставленной цели требует предварительного решения комплекса определенных задач. Поскольку задача представляет собой единство вопросов и условий их разрешения, образуется логическая цепь «цель — задачи—результат», в которой задачи могут быть представлены для простоты как последовательность вопросов и условий.
  Достигнутый результат соизмеряется с ранее поставленной целью и служит основанием для постановки новой, уточненной цели, решения задач и получения нового результата и т. д. Этот процесс продолжается непрерывно — индивидуально, пока существует отдельный человек, общественно, пока существует общество.
  Весьма  важно, чтобы этот процесс сопровождался  самообучением — цели формулировались и ставились более четко, определенно, конкретно; задачи выявлялись в полном объеме; условия для их решения создавались наиболее благоприятные. Во многих случаях полезно осуществить декомпозицию целей, задач и результатов. Принято считать общую цель достигнутой, если достигнуты основные частичные цели, решены основные задачи, а результат отклоняется от цели в допустимых пределах. 

      ТЕХНОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ
 
      В настоящее время многие руководители увлекаются бесконечными перестановками кресел, сменой должностей и вывесок, удивляясь при этом тому, что повышения эффективности управления не происходит
      Разрабатывая схемы структуры управления, положения об отделах и должностные инструкции, мы принимаем за элементарный объект управления должность и сочетание должностей (бюро, отделы и т. п.), что противоречит системному подходу к управлению, так как слабо связано с истинными целями управления.
      Гораздо более передовым является метод детальной рационализации, основанный на технологическом подходе к совершенствованию управления. При этом элементарным объектом рационализации является не должность, а управленческий процесс. А процесс всегда имеет конкретную, формулируемую цель, что позволяет строго выдерживать методологию системного подхода. При технологическом, процессном подходе не наличие должностей диктует цели, а цель процесса и объемы циркулирующей информации диктуют количество и качество должностей.
     Умению правильно спроектировать технологию управления должно сопутствовать умение диагностировать ее недостатки — и это является одной из главных составляющих квалификации руководителя, организатора управления и консультанта по управлению.
  Технология управления только еще начинает оформляться как научное направление. В то же время расширяются практические работы по технологии управления, растут требования к их научному обобщению, к переходу от метода «проб и ошибок» к стройным методологическим правилам анализа и проектирования процедур управления. Поэтому изложение методов диагностики и совершенствования технологии управления приходится начинать с азов: с терминологии и классификации.
  В АО КАМАЗ была впервые создана  крупномасштабная система проектирования и внедрения технологических процессов управления (ТПУ), в которой участвовали тысячи людей, что и заставило привести в стройную систему терминологию и классифицировать сами ТПУ, чтобы участники работы могли говорить на одном профессиональном языке.
  Нашей целью было построение такой терминологии, которая бы была, прежде всего удобна для проектировщиков и пользователей технологии управления. Необходима минимизация языкового барьера чтобы облегчить изучение нового профессионального языка; термины должны быть производными от некоторых обшеупотребляемых и бесспорных терминов. В качестве таких основополагающих терминов мы предлагаем термины, определяющие основные элементы управленческой деятельности; «процесс управления», «участники процесса управления», «средства осуществления процесса», «предмет управленческого процесса», «цель управленческого процесса». В Большой Советской Энциклопедии дано следующее определение процесса: «совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата». Участниками процесса управления являются исполнители, контролеры и руководители. Средства осуществления процесса — это документы и технические средства приема, передачи, регистрации, хранения и т. п. информации. Предмет управленческого процесса - информация, а цель управленческого процесса -управление производственной (или другой управленческой) деятельностью.
  С этих позиций технология управления как процесс - это механизм, структура и последовательность взаимодействия во времени и пространстве людей посредством документов и технических средств при преобразовании информации с целью управления деятельностью.
А технология управления как наука - учение о закономерностях  построения рациональных технологических  процессов управления. Технология управления как документ - это зафиксированное на бумаге или в памяти ЭВМ описание процессов управления.
В основе технологического процесса управления лежит стандартное сочетание основных функций управления, образующих управленческий цикл (рис. 1).
  Некоторые из понятий, обозначающих основные функции управления, необходимо уточнить, так как их обычное толкование неоднозначно: учет предлагается понимать только как фиксацию фактов; контроль — как сопоставление учетных данных с плановыми; анализ – как установление причин и виновников отклонений от плановых величин; диспетчирование – как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом траекториях; регулирование –как коррекцию планов, норм и даже целей (в случае необходимости) 

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1
  
    
 

    

    

    
 
 

    

  
    
 

  
   Понятие „управленческой процедуры" является одним из основных понятий технологии управления, под ним понимается совокупность взаимосвязанных управленческих операций, выполняемых над определенным видом информации и имеющих законченную (хотя и ограниченную) цель. При таком толковании термин «процедура» в технологии управления является синонимом термина «технологический процесс управления».
  При внедрении технологии управления на КамАЗе мы столкнулись с непониманием пользователями нашей документации слова «Процедура», которое пришло к нам с ВАЗа. Мы заменили его на термин «технологический процесс управления» (ТПУ), который помог нам преодолеть языковый (терминологический) барьер.
  Однако через несколько лет выяснилось, что термин «процедура» утвердился в специальной литературе и в обиходе специалистов по управлению, а на КамАЗ перешли работать многие бывшие работники ВАЗа.
  В результате мы вынуждены были пойти  на компромисс и ввести двойное название технологического документа, содержащее оба термина.
   Этот  случай показывает, что дело не в  точном (в лингвистическом смысле) применении термина, а только в том, чтобы данный термин получил однозначное толкование и широкое признание (стал привычным) в среде пользователей. Это также говорит о том, что, создавая что-то новое в науке и технике, надо по возможности избегать создания языковых барьеров для его внедрения и применять везде, где это возможно, старые устоявшиеся термины или близкие им слова.
  В конкретном случае разработки технологии управления как новой проектной дисциплины необходимо, прежде всего, учитывать тот факт, что большинство пользователи этой дисциплины прошли школу технологии производства, и поэтому нужно везде, где это возможно, прибегать к аналогии между этими дисциплинами и прежде всего для уточнения употребляемых понятий.
  Исходя  из этого нами была принята следующая  терминология структуры документа по регламентации технологии управления:
  технологический процесс (процедура) управления — как название всего документа:
  операция  — как название его составной части, раздела, описывающего взаимодействия людей посредством документов и технических средств;
  переход — как элемент операции технологического процесса, её  наименьшая, неделимая часть;
  инструкция  — как документ, поясняющий правила конкретного действия.
  Однако, несмотря на аналогию терминов «операция» и  «переход»  с терминами технологии производства, возникла необходимость дат им самостоятельное  определение.  Большинство авторов применяют термин «операция» для технологии управления, однако в его определении  существует  значительный разнобой.   Без упорядочения  этих формулировок четкое проектирование технологии управления наладить невозможно.
  В практике КамАЗа использовалась трехуровневая структура документа (по аналогии с технологией производства): процедура (ТПУ), операция, переход. При этом оказалось, что строгому определению поддается только переход, представляющий собой элементарную часть ТПУ. Операцию же удалось определить через понятие «переход».
  На  основании вышеприведенных соображений  в руководящих методических материалах КамАЗа под названием «Проектирование  технологических процессов (процедур) управления» (разработанных автором) установлены следующие определения понятий технологии управления.
    Технологический процесс (процедура) управления - документально зафиксированный процесс управления. Разделение технологии управления на отдельные   процедуры   условно и осуществляется по желанию проектировщика исходя из многих соображений как объективного,  так и  субъективного  характера.  Классификацию ТПУ см. ниже.
    Переход в операциях ТПУ — это действие, выполняемое данным исполнителем над данным документом (комплектом документов) до передачи его следующему исполнителю. Переход должен содержать следующее: исполнитель; срок или время исполнения; основание для действия; источник первичной информации; действие над информацией; применяемая форма отображения  информации   (документ, 
    машинный носитель, дисплей и т. п.) ео ссылкой на соответствующую форму документа в приложении, т. е. по какой инструкции совершается действие (ссылка на инструкцию в приложении); с кем и как 
    взаимодействует исполнитель (например, с кем согласовывает, кто утверждает и т. п.); кому и сколько экземпляров документа передается (или кому сообщается информация другими техническими средствами).

    Операция ТПУ — часть ТПУ, состоящая из нескольких последовательных  переходов,  дающая  определенный  промежуточный результат. Разбиение ТПУ на операции   условно и делается по 
    желанию проектировщика, исходя из многих соображений как объективного, так и субъективного порядка.

    Основные положения ТПУ — краткая пояснительная записка, излагающая   посылки,   принятые   при   разработке   данного   ТПУ, а именно:  цель,   условия   функционирования,   основные   отличия   алгоритма,  преимущества  над ранее применявшимся ТПУ.   При этом цель всегда должна формулироваться стандартно.
  Цель  настоящего технологического процесса управления — установить такой порядок взаимодействия служб и подразделений, участвующих в данном процессе (перечисляются службы и подразделения), по вопросам (перечисляются вопросы, которые описывает
данный  ТПУ), при котором обеспечивается критерий (формулируется один или несколько критериев качества процесса).
   В основных положениях кратко излагаются основы алгоритма ТПУ по фазам  управленческого цикла: целеуказание, нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, диспетчирование, регулирование, отчетность, стимулирование и основные структурные условия его функционирования.
  5. Инструкция. В традиционном понимании  термин «инструкция» обозначает  почти любой документ, регламентирующий  деятельность. Однако в языковой  практике наряду с этим термином  применяется и множество других, например «методика», «положение», «порядок», «процедура», «технологический процесс», «наставление» и т. п. Поэтому возникает необходимость в рамках системы терминов технологии управления сформулировать более узкое определение, которое отражает практику: инструкция — это составная часть технологического процесса управления, содержащая исчерпывающие указания для определенного исполнителя по обработке конкретного сложного документа или по работе с техническим средством обработки информации при выполнении действия, указанного в операции ТПУ. Она входит в приложения к ТПУ.
  Предлагаемая  система терминов технологии управления была использована на КамАЗе и доказала свое соответствие двум указанным выше критериям: удобство для проектировщиков и пользователей. Уточнение, стандартизация и классификация терминологии создали предпосылки для широкого внедрения технологии управления. 
 
 
 

  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.