На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные роли руководителя организации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

“Московский государственный  университет приборостроения  и информатики” 

Факультет (филиал) менеджмента 
специальность (направление) управление персоналом 
Кафедра менеджмента
 

      Дисциплина  «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

РЕФЕРАТ

на  тему: 

Социальные  роли руководителя организации 
 
 

      Студент___24.11.2011__________                              ___Борисенко А. С                                                                  подпись, дата                                                           инициалы и фамилия  

Группа________________________ шифр_____________________________  

Оценка______________ 

 Руководитель ___________________________________Денисов А.М._______
                                        подпись, дата                                       инициалы и фамилия
                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2001 г. 
 
 

Оглавление 

Введение 

Глава 1. Основные понятия руководства 

1.1. Социальные роли руководителя  

1.2. Функции руководителя  
 

Глава 2. Особенности управленческой деятельности в организациях 

2.1. Понятие и  виды социальных организаций 

2.2. Типология  организаций 
 

Заключение 
 

Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В современных  условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета  постоянно меняющихся условий жизни  и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам. 

Под управлением  принято понимать процесс организации  любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Управление является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.  

Руководство - это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.  

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем, поэтому руководители, хорошо владеющие искусством управления, - ценное общественное достояние.
Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность  в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же, как и любые отношения между  людьми, никогда не могут быть чисто  рациональными, только служебными или исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные качества, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя.
Общими  методами исследования, применяемыми в работе, выступают системный подход к изучаемым процессам, анализ и синтез, позволяющие сформировать наиболее существенные черты изучаемых процессов. 

При написании  работы использовалась литература отечественных  и зарубежных авторов. 
 

Глава 1.  Основные понятия  руководства 

1.1 Социальные роли руководителя 

Власть  — важнейшее средство управленческого  труда. Рассматривая руководителя как  пользователя властными полномочиями, необходимо сказать о развитости чувства и сознания меры властвования, об искусстве и профессионализме использования власти с учетом конкретных управленческих ситуаций, в том числе индивидуальности каждого человека и его ситуационного состояния. 

Характеристика  руководителя как субъекта управленческого  труда включает важную составляющую — структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения.
Каждая  объективно предписанная и ожидаемая  роль предполагает наличие у руководителя определенных способностей, навыков  и умений для эффективного ее исполнения . 

Представительская роль. Обязывает обеспечивать благоприятные взаимоотношения с внешней средой, достойно представлять свою организацию (и ее коллектив), и себя в том числе. Особо значимые качества: культура общения, умение слушать, говорить, убеждать. 

Роль  генератора идей и целевых установок, разработчика концепции управления. Эти функции руководителя — исходные в процессе управления системами любого масштаба. Необходимые качества: способность к творческому мышлению (креативность), широкий мировоззренческий диапазон, профессионализм в управлении 

Роль  аналитика. Объективная неизбежность иметь дело с управленческими  ситуациями (экономическими, технологическими, правовыми, социально-психологическими и др.) требует развитых способностей к аналитической работе, умений организовать и свою, и коллективную деятельность, предвидеть возможные последствия. 

Роль  принимающего решения и ответственность  за их последствия. Принятие решения  — ключевая и ответственная задача руководителя, определяющая многое в  жизнедеятельности системы управления. Необходимые качества: сдержанность, взвешенность, предусмотрительность, объективность, развитая воля, мужество, решительность. 

Роль  организатора объективна и естественна, поскольку само управление определяется как организующая деятельность в  целом. Управление включает, в том числе, организацию исполнения принятых решений. Соответственно требуется наличие развитых организаторских способностей, личная организованность. Неорганизованный «организатор» — нонсенс в теории и практике управления. 

Роль  коммуникатора выполняет важную социальную функцию — ориентирует поведение людей вообще и в рамках конкретной организации в частности . Из этого следуют следующие требования к способностям человека:
- быстро  и безошибочно воспринимать, анализировать  услышанное;
- владеть  словом, уметь построить, создать  организующую, мотивирующую речь;
- умение  осторожно пользоваться доверительной  информацией о сотрудниках;
- свободно  владеть техникой и методами  общения. 

Роль  выразителя и защитника интересов  членов управляемой организации. Руководитель любого ранга может реализовываться эффективно только тогда, когда у него создана широкая и устойчивая социальная база. Основные требуемые качества: гуманизм, личная нравственная привлекательность, профессионализм, культурная просвещенность. 

Роль  «пахаря и сеятеля» предопределена тем объективным фактом, что и  руководитель, и сотрудники функционируют  в системе — конкретном социальном и культурном поле, в котором формируется  и самореализуется генотип личности данной организации и общества в целом. Очевидна всеобщая заинтересованность в том, чтобы поле было возделанным, окультуренным. Важно, чтобы, прежде всего, руководители проявляли себя активными «пахарями и сеятелями» Разумного, Доброго, Вечного, проявляли свою гражданскую озабоченность и ответственность за судьбы вверенных им сограждан, тружеников, соратников и социальных партнеров. 

Роль  инноватора расширяет ролевую структуру  личности руководителя и, в то же время, очерчивает более четко грани  его организационно-ролевого поведения в системе. Ожидается, что руководитель будет не просто выполнять какие-то рутинные процедуры управления, а серьезно заниматься и перспективами развития организации, проявляя при этом необходимые качества: дальновидность, понимание тенденций развития науки, техники, экономики и других сфер общественной жизни своей страны и за рубежом, осознание своей социальной миссии в конкретной системе управления . 

Роль  критика определяется спецификой собственно управленческого труда. Поскольку  руководитель призван критически оценивать результаты индивидуального и группового труда, общее состояние системы управления и реальное организационное поведение каждого сотрудника, то он наделяется правовыми полномочиями, которые обязательно должны дополняться нравственно-этическими личными достоинствами и умением осторожно пользоваться критическим словом в адрес других, быть самокритичным. 

Роль  эксперта-арбитра — органическая составляющая повседневной деятельности руководителя для согласования различных  точек зрения, идей, предложений по различным проблемам жизнедеятельности системы управления, согласования взаимодействия структур системы. Успешное выполнение этой роли предполагает наличие глубоких знаний в различных сферах профессиональной деятельности, навыков экспертного анализа. Особо значимо умение ценить, понимать и использовать разномыслие. 

Роль  психотерапевта обусловлена психологической  составляющей всех занятых в конкретной системе управления, их формального  и неформального взаимодействия, разнообразием их психического состояния и, соответственно, характером и направленностью их организационного поведения. Забота о психическом здоровье индивида и различных групп в системе, здоровом социально-психологическом климате в системе требует глубоких знаний о психике человека — самом тонком и сложном предмете управленческого труда. Умение не только использовать, но и обеспечивать приращение психологического потенциала каждого отдельно и всех сотрудников вместе свидетельствует о высокой степени управленческого профессионализма руководителя. 

Роль  педагога-воспитателя, хотя объективна, как и другие, однако в жизни  и реальной практике управления далеко не всеми признается и реализуется. Предпочтение отдается приказам, а  не умению объяснить, убедить в необходимости, социальной значимости той или иной управленческой задачи, цели. Неумение транслировать исполнителям свои намерения, цели управления свидетельствует о кризисе управленческого труда .
В частности, неумение работать, используя педагогические и воспитательные методы с конкретным предметом управленческого труда — психикой индивида или группы исполнителей, — свидетельствует о низком профессионализме. 

Роль  лидера — потенциально общественно  желаемая, интегрированная роль из перечисленных качеств всех предыдущих социальных ролей. Лидер появляется и утверждается по мере проявления умений управлять другими людьми, их вниманием, настроением, желанием работать. Лидер должен уметь донести до их сознания значение тех или иных начинаний, уметь создавать обстановку взаимного доверия между собой и сотрудниками, являться примером умения управлять собой. Люди всегда хотят, чтобы ими управляли достойные и профессионально квалифицированные люди, которых они могут наделять своим доверием и уважением, воспринимать как своих лидеров. Люди ценят успешного лидера, готовы помогать ему, поддерживают его.
Качества  личности, позволяющие успешно реализовать  названные роли, создают устойчивые предпосылки для результативного  выполнения еще одной стратегически  важной социальной роли — роли преобразователя  условий жизнедеятельности людей. 

Условия жизни людей — это предмет  управленческого труда, а прогрессирующее  развитие, улучшение этих условий  рассматривается обществом как  результат, продукт управленческого  труда, как критерий оценки качества этого труда. 

В нашей стране существует острый дефицит профессионализма в управлении. Среди практикующих руководителей мало людей с профессиональным управленческим образованием. Это объясняется отчасти ментальными особенностями нашего населения, а также существующей у нас реальной практикой менеджмента . 
 

1.2 Функции  руководителя 

Социальные  роли руководителя детализируются и  проявляются в его функциях. В  литературе существуют достаточно разнообразные  классификации функций руководителя. Основными функциями руководителя являются:
- оценка  ситуации, разработка, обоснование  (т.е. выяснение, насколько реальны,  понятны и контролируемы цели) и постановка целей; 

- определение  и подготовка мероприятий по  достижению целей; 

- координация  деятельности сотрудников в соответствии  с общими целями; 

- контроль  за персоналом и соответствием  результатов его деятельности  поставленным задачам; 

- организация  деятельности сотрудников, т.  е. использование существующих  и создание новых организационных  структур для руководства персоналом  и его деятельностью; 

- информирование  сотрудников; 

- интерактивное,  контактное взаимодействие (коммуникация) - деловое общение с целью получения  информации, консультирования, оказания  помощи и т.п.; 

- формирование  системы стимулирования сотрудников  и их мотивация; 

- делегирование  задач, компетенции и ответственности;
- предотвращение  и разрешение конфликтов; 

- распространение  специфических для организации  ценностей и норм; 

- забота  о подчиненных и обеспечение  их лояльности; 

- формирование  сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности; 

- ослабление  чувства неуверенности в действиях  персонала и обеспечение организационной  стабильности . 

Как видно  из приведенного перечня функций  руководителя, они значительно различаются  по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции:  

1) достижение  групповой цели;
2) сплочение  группы и забота о ее сохранении.  

Рассмотрим  эти функции несколько подробнее. 

1) Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:
- постановка  целей и определение ролей  отдельных членов команды; 

- выявление  проблем, возникающих при реализации заданий; 

- координация  действий группы; 

- планирование  и организационная подготовка  групповых собраний, включая определение  их состава; 

- формирование  «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами,  получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.); 

- выявление  и прояснение неясных вопросов; 

- контроль  за соблюдением временных планов  и обобщение промежуточных результатов; 

- проверка  правильности восприятия и интерпретации  информации, получаемой членами группы;
- методическая  помощь сотрудникам и содействие  развитию у них инициативы  и творческого подхода при  решении задач; 

- обеспечение  сотрудников будущей работой  с учетом их возможностей и  желаний; 

- развитие  взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях; 

- регулярное  подведение индивидуальных трудовых  итогов; 

- забота  о повышении квалификации и  овладении смежными профессиями; 

- развитие  внешних связей группы и подготовка  соответствующей информации; 

- приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов. 

2) Сплочение  группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции  входит решение задач, связанных  с обеспечением оптимальности  и постоянства состава членов  команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся: 

- обнаружение  и устранение эмоциональной напряженности  в групповых отношениях; 

- оповещение  о групповых нормах, правилах  игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них; 

- защита  и ободрение «тихих» членов  команды, торможение стремления  чрезмерно активных сотрудников  к доминированию и притеснению  более скромных; 

- разрешение  конфликтов; 

- защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство; 

- развитие  здорового коллективизма, взаимного  доверия и солидарности, доброжелательности  и стремления к поиску компромиссов; 

- всяческая  поддержка групповых собраний;
- внимательное  и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.); 

- мотивация  сотрудников; 

- инициирование  конструктивной критики. 

Функции руководителя выступают мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности . 

Глава 2.  Особенности  управленческой деятельности в организациях 

2.1 Понятие  и виды социальных организаций 

В подавляющем  большинстве случаев управление имеет дело с различными организациями. Оно, во-первых, осуществляется в самих  организациях - производственных, кредитно-финансовых, торговых, научных, образовательных  и т.п. Оно, во-вторых, может оказывать свое воздействие на множество более или менее однородных организаций, например, организации строительства или торговли, и тогда мы имеем перед собой феномен отраслевого управления. Оно может включать в свою орбиту и множество организаций, существенно отличающихся друг от друга своими целями, содержанием и способами деятельности, сущностью решаемых задач, положением, занимаемым в обществе и т.п. В таком случае речь идет о межотраслевом, в том числе и государственном, управлении. Однако в любом случае объектом управления чаще всего оказывается определенная социальная организация либо совокупность организаций . 

Что же представляет из себя организация? 

В социологии управления под социальной организацией подразумевается специально, для  достижения определенной цели созданная группа людей, выполняющая определенную общественную функцию. Поэтому организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы достичь индивидуально, поодиночке. Следовательно, цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа людей, работающая вместе и составляющая данную организацию.
В своей  повседневной жизни люди оказываются  втянутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два основных типа - формальные и неформальные.
Под неформальной организацией обычно понимается система  межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Именно такие организации чаще всего исследует социальная психология, хотя она интересуется и формальными организациями. Социология же, в отличие от социальной психологии, приоритетное внимание уделяет не таким неформальным организациям, а социальным организациям формального типа. 

Каковы  же существенные признаки формальной организации? К ним относятся  следующие ее особенности: 

1. Наличие  определенной цели (целей) действия  данной организации. 

2. Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях. 

3. Конкретное  воплощение соотношения этих  статусов (позиций) через распределение  отношений власти и подчинения. 

4. Совокупность правил и норм, регулирующих отношение между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней. 

5. Формализация  значительной части целей данной  организации и нормативная регуляция  поведения, отношений между членами данной организации. 

С социологической  точки зрения социальная структура  формальной организации определяется тремя основными факторами. Во-первых, она зависит от цели, для осуществления  которой создана данная организация. Во-вторых, она определяется ценностно-нормативными стандартами, которые регулируют распределение и взаимодействие социальных позиций (должностей) и присущих этим должностям ролевых предписаний. В-третьих, она обусловлена иерархической упорядоченностью и соподчиненностью названных статусов и ролей, связанных с ними уровней должностных обязанностей и ответственности, не зависящей (или мало зависящей) от личностных качеств и особенностей членов данной организации. 
 

Таким образом, формальная организация представляет собой специфическую социальную общность и объединена: 

- общими  целями; 

- общими  интересами; 

- общими ценностями; 

- общими  нормами; 

- совместной  деятельностью. 

Основной  функцией такой организации является достижение поставленной цели путем  повышения упорядоченности и  эффективности действий ее членов в  жизненно важных для индивидов или  общества в целом сферах жизнедеятельности. Одним из решающих условий успешного функционирования организации является хорошо налаженная система коммуникации между ее членами и связанное с этим упорядочение потоков информации, циркулирующей между различными звеньями данной организации, без чего невозможно эффективное управление организацией и рациональная координация деятельности людей, в нее включенных. Другим важным условием эффективного функционирования организации является создание реальных условий для служебного продвижения ее работников по иерархической лестнице должностей, так называемая "вертикальная мобильность" статусов и ролей в пределах данной организации. Третье существенное условие успешного функционирования организации составляет формирование и целенаправленное осуществление в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений и санкций, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей либо, наоборот, за неточное, безответственное выполнение порученного дела.
В процессе своего функционирования социальная организация  вырабатывает два ряда требований, один из них - это требование организации  к каждому входящему в ее состав индивиду, а другой - требование индивида к организации. Суть требований организации к индивидам можно свести к следующему: 

- активная  и эффективная деятельность, направленная  на успешное достижение цели, стоящей перед организацией; 

- требования  к индивидам, сформулированные  безотносительно к их личностным  особенностям, т.е. безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них); 

- требования  к индивидам как к членам  определенной социальной общности (скажем, требования к студентам  определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.д.) . 

В свою очередь, для успешного своего функционирования организация должна отвечать определенному  набору требований со стороны индивида. Они таковы:
- обеспечение  устойчивости социального положения  данного индивида;
- возможности  самоутверждения индивида в обществе  как члена данной организации  (члена партии, религиозной организации,  футбольного клуба и т.п.;
- обеспечение  условий для его саморазвития  как личности. От взаимодействия  и взаимоудовлетворения этих взаимных требований зависит устойчивость данной организации, ее динамика и эффективность ее деятельности.
Из изложенных особенностей функционирования формальной организации и ее взаимодействий как целостной общности со своими членами можно вывести ее характерные черты. 

Формальная  организация:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.