На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет - структура и назначение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.

    Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство  не смогло бы существовать. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия  Государственный бюджет: его сущности, доходов и расходов, дефицита, бюджетных  процедур, и других наиболее важных категорий.
    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций.
    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.
    Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных  путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и  бюджетного процесса) Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

                                            
 

1. Государственный  бюджет

1.1. Сущность государственного  бюджета

 
    В качестве более точного определения, согласно которому будет раскрываться содержание понятия “государственный бюджет”, я приведу следующее  “Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных  и административно-территориальных  властей…к бюджету относятся  также внебюджетные фонды или  денежные средства, имеющие целевое  назначение.”1.
    “Следует  обратить особое внимание на применение термина “бюджет” в экономической  литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов “форма образования и расходования денежных средств для обеспечения  функций органов власти”2; “основной централизованный фонд денежных средств”3; “…совокупность … денежных отношений … как основной финансовый план… как важнейший финансовый регулятор…”4 Как видно, авторы не соблюдают формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, объекту, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, – “термин”. При этом, никто не называет “финансами” одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы.”5
    Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся  в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
    Структура бюджетной системы той или  иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В  странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и  местный бюджет. В странах с  федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются  промежуточные звенья – бюджеты  субъектов федерации, штатов, земель.
Через бюджетную  систему реализуются функции  бюджета:
    1. Образование  бюджетного фонда (бюджетные доходы);
    2. Использование  бюджетного фонда (бюджетные расходы);
    3. Контрольная;
    Первую  функцию выполняют бюджетные  доходы, включающие: налоги с доходов  хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных  доходов – получение в результате первичного распределения чистого  национального продукта доходы хозяйствующих  субъектов, а именно:
    заработная плата работников;
    доходы лиц, работающих не по найму;
    предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);
    рента собственников земли;
    ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).
    Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития данной страны. Изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения связанные с  экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между  налогами и займами в сторону  увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение  соотношения между потреблением и накоплением.
    Вторая  функция бюджета принадлежит  конкретным целевым бюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает  экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные  расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве  требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических  районов (административных территориальных  образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.
    Структура бюджетных расходов подвержена ещё  более частым изменениям, чем структура  бюджетных фондов. Изменение соотношения  между расходами на военные и  социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о  тенденции спада экономического производства.
    Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает  возможность эффективного воздействия  государства на все экономические  процессы. При этом контроль и контрольная  функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для  осуществления контроля.
    Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении  национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда  учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве  рабочей силы.
    Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными  территориями.
    И наконец, различные хозяйствующие  субъекты могут получить бюджетное  финансирование. Таким образом, через  бюджет перераспределяется 30-40% национального  дохода.
Графически эти  процессы можно проиллюстрировать следующим образом (см. рис. 1). 
 

Валовый национальный продукт
Амортизационный фонд Бюджетные  
доходы
 
налоги 

сборы 

пошлины 

займы
Бюджетный фонд Бюджетные расходы 
финансирование 
 

финансирование 
 

субсидии,
трансферты
 
 
 
отраслей 
хозяйства 
непроизводственной  сферы 
 

администра-тивным и экономическим территориям
 
 
 
 
 
 Просвещение  Здравоохранение
 соц. обеспечение 
 управление
 оборона
Чистый  национальный продукт: 
заработная плата  работников;
доходы лиц, работающих по найму;
прибыль предпринимателей;
ренты землевладельцев;
ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков
 
 
 
Рис.1. Роль бюджета в  перераспределении 
валового национального продукта
 

    Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов, сдерживают экономическую  активность определенных отраслей. И  наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями  общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении  валового национального продукта между  территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального  развития.

1.2. Доходы бюджета.

    Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
    Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
    Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога — императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.
    Смена собственника – второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги -, отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов — денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.
    Важный  отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращаюся плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).
    Взносы  в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.
    Роль  налогов (т.е. результат их практического использования) значительно шире, многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.
    Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.
    Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в цену товара. Но налог будет переложен только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой цене (с налогом) требует и более высокого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении качества производимых товаров.
    Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую Деятельность или заставляют отказаться от нее.

1.3. Расходы бюджета.

 
    Расходы бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям.
    Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами. В  основу концепции закладываются  три основных блока задач:
    сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
    определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
    создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
    Первая  группа задач реализуется уже  сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования  управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского  метода исполнения бюджета. Основу задач  формируемых по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию  средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей  территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации  и контролю за целевым и эффективным  расходованием выделенных бюджетных  ресурсов.
    Следует отметить, что в соответствии с  действующим законодательством  экономическую основу регионов составляет их собственность, например, экономическую  базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля,  недра  и т.д.
    Сложившаяся в нашей стране экономическая, в  том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам  власти и управления при бюджетном  дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных  налогов и сборов.
    Следует помнить, что расходы любого бюджета  осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло  на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
    Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую  природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.
       Многообразие конкретных видов  бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой  и функциями государства, уровнем  социально-экономического развития  страны, разветвленностью связей  бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
       Для выяснения роли и значения  бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют  по определенным признакам. В  теории и практике финансов  существуют несколько признаков  классификации расходов бюджета.
       В первую очередь расходы бюджета  подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства.  В этом случае выделяются текущие  и капитальные бюджетные расходы. 
    Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
      Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
    Важный  признак классификации расходов бюджета – предметный.
    При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:
    расходы по обслуживанию государственного долга;
    финансирование промышленного производства;
    финансирование обороны;
    содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
    финансирование социально-культурных мероприятий;
    финансирование науки;
    расходы по внешнеэкономической деятельности;
    создание резервных фондов;
    прочие расходы и выплаты.
    Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

1.4. Внебюджетные и  целевые бюджетные  фонды.

 
    Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы  России. В наибольшей степени это  относится к ее центральному звену — бюджету. “Из недр” бюджета появились внебюджетные фонды, среди них ведущее место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.
    История возникновения внебюджетных государственных  фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальные фонды или счета появились задолго до возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными: одни открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.
    Расширение  деятельности государства привело  к созданию большого количества специальных  фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому на основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом. Специальные фонды или счета существуют в Германии, во Франции, в Англии, в Японии, в США и целом ряде других государств. “Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов”6. За счет их средств в отдельные периоды финансировалось более 50% государственных расходов. Специальные счета создавались для правительственной предпринимательской деятельности, строительства, управления денежной системой и государственным долгом, национального страхования.
    Методы  формирования специальных фондов следующие: специальные налоги и сборы; ассигнования из центрального и местных (региональных) бюджетов; специальные займы; добровольные поступления.
Кроме, того, средства в фонды могут поступать за счет капитализации части временно свободных средств (покупка ценных бумаг, инвестиции).
    По  срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
    По  принадлежности различают государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.
    По  целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, экономические, кредитные, научно-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические, военно-политические фонды.
    В России, в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась  иная система осуществления государственных  расходов. Составлялись два вида бюджетов: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного. Бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

1.5. Регулирование дефицита  бюджета.

 
    Расходы и доходы государственного бюджета  не всегда совпадают. Чаще всего они  и не совпадают. Если доходы больше расходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
    Принято также различать фактический, структурный  и циклический дефицит государственного бюджета.
    Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
    Структурный дефицит – это разность межу доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.
    Циклический дефицит – это разница между  фактическим и структурным дефицитом  государственного бюджета. Циклический  дефицит представляет собой следствие  колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения  в налоговых поступлениях и государственных  расходов происходит автоматически. Графическое  изображение бюджетного дефицита и  бюджетного излишка (профицита) дано на рис 4.

          T,G

 
          E                    Профицит
                Дефицит 
 

Y
Рис. 4. Государственные  расходы, налоговые  поступления и  дефицит 
государственного бюджета

t – налоговая ставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G 
 

      1.6. Регулирование бюджетных  потоков.
    Федеральный бюджет является вершиной бюджетной  пирамиды. Он главный регулятор восходящих и нисходящих денежных потоков. Можно  выделить два мощных нисходящих денежных потока: обеспечивающий финансирование предприятий и учреждений федеральной  собственности, социальные программы, управление, оборону и т.п.; поток, поступающий в бюджеты субъектов  Федерации в целях формирования их доходной базы. Разграничение их принципиально важно для эффективного управления централизованными финансовыми  ресурсами и преодоления структурного кризиса в экономике России.
    Денежный  поток, направляемый в предприятия  и учреждения федеральной собственности, зависит от масштабов этой собственности  и темпов ее приватизации, рентабельности производства, накопления капитала, потребности  в инвестициях. Минимизация его  может отрицательно сказаться на будущих прибылях и приоритетах  развития российской экономики, научных  достижениях и интеграции в мировое  экономическое сообщество. Тем не менее, необходима оптимизация такого потока путем стимулирования накоплений и инвестиционной активности субъектов  предпринимательской деятельности.
    Весьма  важным представляется разработка порядка, при котором выделение средств  из федерального бюджета на безвозмездной  основе на строительство, техническое  перевооружение и реконструкцию  предприятий и организаций предусматривает  увеличение (оформление) доли федеральной  собственности на таких предприятиях и в организациях путем получения  дополнительного пакета акций, подлежащего  в дальнейшем обязательной продаже. Это, по сути, приравнивает бюджетные  ассигнования к широко распространенному  способу инвестирования частного капитала, сопровождающемуся соответствующим  увеличением размеров уставного  капитала и изменениями в составе  собственников коммерческих организаций.
    Денежный  поток, обеспечивающий поступление  финансовых ресурсов из федерального бюджета в бюджеты субъектов  Федерации (без учета регулирующих налогов), должен быть обусловлен только необходимостью развития социальной сферы  и финансирования целевых и долговременных программ, имеющих как региональное, так и общегосударственное значение. Аналогично должны строиться взаимоотношения  между бюджетами субъектов федерации  и местными бюджетами, но с существенной оговоркой: местные бюджеты не должны иметь дефицит по статьям текущих  расходов.
    Самые негативные последствия связаны  с несвоевременным выполнением  обязательств перед бюджетом налогоплательщикам. Это имеет эффект блокировки бюджетных  потоков. Рост дебиторской задолженности  бюджетов всех уровней приводит к  соответствующему росту кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств. Все факты  оседания в денежном обороте предпринимательского сектора экономики средств, предназначенных  для уплаты в бюджет, означают построение пирамид из неплатежеспособных предприятий. Рост бюджетной дебиторской задолженности ведет к наращиванию государственного долга.
    В странах с рыночной экономикой несбалансированность доходной и расходной частей бюджета  явление обычное. Связано это  с тем, что существует рынок капиталов, на котором бюджет может выступить  в роли заемщика и гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов  функционирует по своим внутренним законам, один из которых – прибыльное размещение средств инвесторами  и кредиторами. Таким образом, становясь  участником рынка капиталов, бюджет подчиняется рыночным законам и  способен оплатить стоимость привлекаемых ресурсов.
    В процессе бюджетного регулирования  появляются дополнительные нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает  альтернатива в решении вопроса  о том, какой из методов их регулирования  более предпочтителен в складывающейся экономической ситуации, какой подход может быть реализован, безусловно, и с наименьшими потерями в  будущем. Следствие функционирования дополнительного восходящего бюджетного потока –  государственный долг, обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего бюджетного потока.
    Обозначим совокупный восходящий денежный поток  поступлений ? Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования ? Zij.
    Если  ? Qij –  ? Zij ? 0, то бюджет имеет дефицит  или сбалансирован, ? Qij –  ? Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при ? Qij –  ? Zij > 0 привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.
    Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает следующий вид:
    ? Qij + ? Xij = ? Zij + ? Y ij
    Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.

1.7. Основы организации бюджетного процесса.

 
    Определяющие  параметры федерального бюджета  формируются на основе принципиальных положений социально-экономической  и финансовой политики на следующий  год, на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Особенность современной  социально-экономической политики состоит в обеспечении роста  инвестиций в основные фонды и масштабной реструктуризации бюджетных расходов. В процессе ее реализации предполагается:
    • обеспечить высокие темпы роста инвестиций для динамичного развития экономики и структурных преобразований;
    • осуществить институциональные преобразования, необходимые для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивающие гарантии прав собственности, регулирование деятельности естественных монополий;
    • принять меры по укреплению законности и правопорядка, повышению результативности управленческой деятельности на основе создания системы государственного контроля за качеством управления и соблюдением законности;
    • обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в производстве и экспорте, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий.
    Бюджетная политика должна базироваться на принципах  реальности и открытости, должна быть направлена на недопустимость ситуации, когда принятые бюджетные показатели не реализуются. Проект федерального бюджета разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей. 
 

                                        2. Бюджет Российской Федерации.
    2.1. Бюджетная система  Российской Федерации.
    Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
    Бюджетное устройство организация бюджетной системы, принципы ее построения.
    Звеньями  бюджетной системы являются: федеральный бюджет;
    региональные  бюджеты субъектов  РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
    бюджеты местных административно-территориальных  образований районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.7
    Федеральный бюджет играет определяющую роль в  реализации социально-экономической  политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2. 
 

  На  рис. 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:
  • единства;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
    • адресности и целевого характера бюджетных средств. 
 
 

    Остановимся на некоторых из них более подробно.
    Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
    Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.
    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
    Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:
    • предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;
    • обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;
    • сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.
    Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.
    Однако  анализ бюджетной работы свидетельствует  о том, что принцип самостоятельности  не получает достаточного практического подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.
    Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
    Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
    Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
    Обобщая содержание принципов построения бюджетной  системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
    Федеральное законодательство предусматривает  обязательность финансового обеспечения  функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.