На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности тревожности в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

   В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В последнее время интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем [1].                               
   Некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению [2]. 
   Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.

  Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали. Важно помнить, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, мысли и поведение.
   Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Ролло Мэй.
  Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение.
     Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.
   Тема «Особенности тревожности  в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости» является актуальной, так как  тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.
    Цель исследования - изучить и выявить тревожность в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости.
    Объект исследования - тревожность как переживания эмоционального дискомфорта.
   Предмет исследования - уровень и вид тревожности, и уровень алкогольной зависимости в юношеском возрасте.
   Гипотеза - мы предполагаем, что существуют особенности уровней тревожности в юношеском возрасте в зависимости от уровня алкогольной зависимости:
    При  отсутствие алкогольной зависимости  преобладают «нормальный» и «умеренный» уровни тревожности.
    При втором уровне алкогольной зависимости «бытовое пьянство» преобладают «несколько высокий» и «умеренный» уровни тревожности.
    И по третьему уровню алкогольной зависимости «хронический алкоголизм» преобладают «несколько высокий» и «высокий» уровни тревожности.
   Задачи:
    Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме тревожности в психологии.
    Дать характеристику алкогольной зависимости в психолого-педагогической литературе.
    Выявить уровни алкогольной зависимости у лиц юношеского возраста.
    Выявить уровни проявления тревожности у лиц юношеского возраста.
    Выявить особенности проявления тревожности в юношеском возрасте с различными уровнями алкогольной зависимости.
    Составить комплекс игр и упражнений по профилактике алкогольной зависимости и тревожности в юношеском возрасте
  Методологическая основа:
  Наше исследование базируется на идеях и положениях  таких отечественных психологов ,как А.М.Прихожан понимающий  тревожность как «переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности…..», и  В.В. Давыдова трактующего тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
  Методы исследования:
    Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
    Эмпирические: «Опросник  для выявления ранних признаков алкоголизма» К.К. Яхина и В.Д. Менделевича; «Шкала личностной тревожности форма - Б» А. М. Прихожан; Опросник «Исследования тревожности старших подростков и юношей (ЛТ)» Ч. Д. Спилберга адаптированный Ю.Л. Хониным.
    Интерпритационные: количественный, качественный и сравнительный анализ полученных результатов.
  Теоретическая значимость состоит в том, что подобранный комплекс игр и упражнений направленный на профилактику алкогольной зависимости и тревожности в юношеском возрасте могут быть использованы педагогами и психологами в работе с лицами юношеского возраста с различными типами алкогольной зависимости.
  Структура и объем работы:
Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
 


Глава 1. Теоретические  основы изучения проблемы тревожности в  юношеском возрасте 

1.1.Психологическая природа тревожности 

  В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
   Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.
   В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
   По мнению Р.С. Немова [3], тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
   В.В. Давыдов [4] трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
   Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:
- психологическое  явление;
- индивидуальную  психологическую особенность личности;
- склонность  человека к переживанию тревоги;
- состояние  повышенного беспокойства.
   В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство» [5]. Рассмотрим сущность каждого.
   Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в  отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как  она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим  началом для страха и тревоги  является чувство беспокойства
   Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
   Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера.
   Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.
   Тревога имеет своим мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих.
      Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее; 2) тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх - флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт; 6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен; 7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [6].
   Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего материала мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.
   Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
   Ч. Спилбергер [7] выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
   Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
   Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
   А.И. Захаров [8] обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.
А.М. Прихожан [9] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
- с процессом  обучения - учебная тревожность;
- с представлениями  о себе - самооценочная тревожность;
- с общением - межличностная тревожность.
   Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.
   Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова [10] выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
   Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан [9], под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.
   Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
   Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
   Теоретически все конкретные страхи, на наш взгляд, можно разделить на три группы. Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу и физическому Я, этот страх можно назвать «быть ничем». Отправная точка развития страха «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым - страх смерти. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений - лишения общества людей, этот страх может быть назван «быть ни с кем». Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть несоответствие.
   Течение расстройства хроническое с обострениями в условиях социального стресса или соматических заболеваний. В катамнестическом периоде для больных характерны трудности профессионального приспособления, низкий уровень самоутверждения и повышенная соматизация.
   Страхи также могут усиливаться в результате неправильного воздействия родителей, либо в результате каких-то непредвиденных обстоятельств, либо в результате изоляции от сверстников [11].
   И наоборот, возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности у людей ослабевает в том случае, если они чувствуют поддержку от близких ему людей, которые принимают его таким, какой он есть и учитывают его индивидуальные особенности.
   Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте и со временем исчезает.
   Таким образом, психологическая природа тревожности имеется значительное количество исследований, что позволяет нам сделать вывод о том что на психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышения артериального давления, возрастания общей возбудимости, снижения порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. 
 

1.2. Основные подходы к исследованию тревожности   в отечественной и зарубежной психологии 

   Тревожность - личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [12].
   Образно тревожность описал основатель гештальттерапии Ф. Перлз: «…формула тревоги очень проста: тревога - это брешь между сейчас и тогда».
   Традиционно отсчет исследований тревожности начинается с работ З. Фрейда. В ранних работах З. Фрейда обнаруживается два варианта объяснения тревожности: 1) как результат разрядки подавленного сексуального влечения; 2) как сигнала о наличии опасной ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления. Тем самым, по З. Фрейду, неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению по преодолению опасности. При этом важно отметить указания З. Фрейда на два источника угрозы - внешний мир и внутренние импульсы. При первом источнике возникает объективная реакция тревоги, которую он считал синонимом страха. В этом случае речь идет о достаточно адекватном восприятии внешней угрозы и эмоциональная реакция пропорциональна величине внешней угрозы. Это выражается в виде простой схемы из трех основных взаимосвязанных компонентов.
Объективная опасность - воспринимаемая угроза, равные тревоге.
   Впоследствии Анна Фрейд трактует тревожность как беспредметное состояние ожидания неопределенной угрозы, а Карен Хорни говорит об очевидной иррациональности тревоги и ощущении беспомощности тревожности. «Как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги в сущности ему не известны». Гарри Саливан считает это состоянием напряжения, но противоположным напряжению потребностей и активности, направленной на их удовлетворение.
   Альберт Эллис с коллегами различают у детей два вида страхов: страхи внешних объектов и страх собственной неадекватности. Второй вид страхов они и обозначают как тревожность. В последующих работах А. Эллис различает тревожность как состояние, основанное негативной самооценкой и ведущее к неадекватному поведению. При этом различаются два вида тревожности: тревожность дискомфорта и «Я - тревожность», причем последняя связана с предвосхищением недостаточного уважения и самоуважения.
    В последние годы предпочитают описывать тревожность как длящийся страх, когда ситуация опасности не снимается, или как совокупность трёх компонентов: 1) субъективное переживание «невыразимого и неприятного предчувствия»; 2) восприятие телесных реакций (потение, учащение дыхания и т. п.); 3) поведение, связанное с отстранением или избеганием [13].
   Социальная школа научения придает тревожности центральную роль в социализации индивида. В основе этих взглядов лежит представление о том, что исходно нейтральные стимулы могут через подкрепление и научение становится эмоциогенными и приобретать вызывающие тревожность свойства. В результате исследований было установлено, что тревожность, относительно легко возникая, в дальнейшем становится очень стойким образованием, с большим трудом поддающееся переучиванию. Причем она может способствовать выработке, как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость.
   По мнению О.Х. Маурера, тревожность наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основные эмоции подкрепления - тревожность и надежда.
      Б.Ф. Скиннер считает тревогу как негативное побочное явление, связанное с использованием наказания. Из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать - «эмоциональные эффекты». Если человек приобрел неправильные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью кого-то подкрепления и не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы. Данное социальное несоответствие может привести к тревоге [14].
   В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В последнее время интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.
   Российский исследователь М. Литвак считает, что тревога - это эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Если источник тревоги ликвидировать нельзя, тревога переходит в страх. В то же время крупнейший специалист в области психологии эмоции Кэрролл Изард полагает, что тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций, одной из которых является страх, а другими её компонентами, по мнению этого ученого, являются чувства печали, вины и стыда. Большинство авторов склонны рассматривать тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, тревога чаще возникает задолго до наступления опасности. Истоки тревоги часто не осознаются или не поддаются логическому объяснению и проецированы на будущее [12].
   По мнению А. Прихожан, на психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживания в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение.
   Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизировать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога).
   Существует предположение, что тревога определятся левой, рассудочной частью нашего мозга и, наконец, тревога носит социально обусловленный характер.
   Достаточно выраженная тревога включает два компонента: осознание физиологических ощущений (сердцебиение, тошнота, потливость и др.) и психологическое осознание факта тревоги. Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь») Важным аспектом «тревожного» мышления является его селективность: субъект склонен выбирать определенны темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или напротив, что его тревога напрасна и неоправданна.       Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий. (15)
   В дальнейшем было установлено, что тревожность как таковая не является лишь негативной чертой личности, провоцирующей более частое по сравнению с нормой проживание эмоции страха, а в определенных ситуациях даже может быть полезной для индивидуума и выполнения его социальных функций. Оказалось, что «высокотревожные» люди лучше справляются с выполнением не очень сложных логических заданий, а вот трудные задачи лучше решают «нетревожные» испытуемые. Как показали исследования Б.
   Вейнера и К. Шнайдера, успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожные» индивидуалов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, после сообщений об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи, желательно стимулировать сообщениями об успехах на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.
   Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году американский ученый Дж. Тейлор разработала тест, состоящий из ряда утверждений типа «Мне часто снятся кошмары» или «Меня легко смутить».
   Со временем исследователям стало ясно, что существует два вида тревожности: один - как более или менее устойчивая черта личности, и второй - как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь. Как указывает Х. Хекхаузен под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывает боязнь неудач, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работ. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая их деятельность.
   Для лучшего различия личностной и ситуативной тревожности Спилбергер обозначил первую как «Т - свойство», а вторую - как «Т - состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной системы, темпераметром, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний - так, перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни. Как правило, показатели личной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Исследователи показали, что чем настойчивее подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивидуума, тем хуже справляется с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это лишний раз подчеркивает социальную природу явления «тревожности». При этом отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счете, лучше приспосабливается к социальным требованиям и нормам [12].
   Ролло Мэй считает тревогу мрачным предчувствием, вызванное угрозой, какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности. Угроза может быть направлена на физическую или психическую, или на какую-либо другую ценность, которую индивид связывает со своим существованием (патриотизм, любовь другого человека, «достижение успеха» и пр.). Поводы для тревоги у различных людей могут быть настолько же разными, как и ценности, от которых эти поводы зависят.
   Р. Мэй различает два вида тревожности: нормальную и невротическую. Нормальная тревога отличается тем, что: 1) не является непропорциональной объективной угрозе; 2) не связана с подавлением или другими механизмами интропсихического конфликта; 3) ею не управляют невротические защитные механизмы, и поэтому ей можно конструктивно противостоять на уровне сознания; кроме того, она прекращает действовать, если объективная ситуация меняется [16].
  Таким образом, обобщая взгляды ученых можно сделать вывод, что тревога - это неопределенное предчувствие, она неконкретна, «неуловима», «беспредметна», может быть следствием неправильных навыков общения; особые свойства тревоги - чувства неуверенности и беспомощности перед лицом опасности. В самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. То, что тревога наряду со страхом и надеждой - особая, предвосхищающая эмоция, объясняет ее особое положение среди других эмоциональных явлений.  

1.3.Особенности  тревожности в юношеском возрасте
  
  Юношеский возраст - это, прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации, завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчины - с 21 года. Юношеский возраст - пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала [17].
   Возраст 18-25 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабильности характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Этот возраст характерен и тем, что этот период является сенситивным для развития интеллектуальных и физических сил.
  Изучением этого возрастного периода занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский, И.С. Кон и другие.
   Юношеский возраст является периодом жизни человека, обозначающий переход от зависимого детства к самостоятельной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости [18].
   Юность является этапом формирования самосознания, этапом человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными [19].
   В.И. Слободчиков считает, что юность является завершающей стадией ступени персонализации. В виде главных новообразований этого возраста он выделяет: саморефлексию, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
   Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу студенческого возраста. Юношеское самоопределение - исключительно важный этап формирования личности. В этом возрасте человек является взрослым и в биологическом и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализаций, сколько ответственного субъекта общественно - производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. В качестве главного результата самоопределения психологи (И. Кон, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и другие) выделяют потребность занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни[17].
   Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь: выбор профессии и своего места в жизни, жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Поступление в вуз укрепляет веру в собственные силы и способности, порождает надежду на интересную жизнь. [20].
   Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Юность - решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни они пытаются свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире.
   В этом возрасте заметно укрепляются те качества, которых не хватало в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
   К. Левин в своей концепции рассматривает юность как социально - психологическое явление, связывая психическое развитие личности юноши с изменением его социального положения [20].
   В концепции Э. Эриксона юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, непохожести на других. Э. Эриксон в своей теории ставил перед юношей задачу целостного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании своего «я». Юноша в этом возрасте должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений создают новую целостность личности.
   В юношеском возрасте проявляется кризис идентичности, состоящий из серии социальных и индивидуально - личностных выборов, идентификаций и самоопределений. В этом возрасте человек переходит к решению собственных взрослых задач на базе сформировавшейся идентичности, желание тесного сотрудничества с другими, неуверенный в своей идентичности, избегает межличностной интимности, скрывает свои мысли и чувства, на основе этого его отношения с другими становятся весьма стереотипными, а сам он приходит к одиночеству [21].
   Юношеский возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая сенситивность - чувствительность к оценки другими своей внешности, способностей, умений, и наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих.
   Юношам, как и подросткам свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, поведения, и движения. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера, способствующие снижению самооценки.
   Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желанием быть признанным, оцененным другими, с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием, считает А.Е. Личко [14].
   Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру, эмоции и чувства становятся разнообразнее. Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентаций и установок. В юношеском возрасте человек начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних обстоятельств, событий, а как состояние своего «я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой проявляется и чувство одиночества (другие меня не понимают, я одинок). Однако общее эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более ровным[22].
   Для юношеского возраста остается важным общение со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, солидарности, дружеской взаимопомощи создает чрезвычайное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытие своих переживаний - выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда возникает - эмоциональная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, паритетном, эмоционально насыщенном общении. Свободное общение не просто способ проведение досуга, но и средство самовыражения, установления новых контактов, поиск себя. Принадлежность к компании повышает уверенность студента в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения, способствует повышению самооценки [21].
   В юношеском возрасте появляется осознание своей необратимости, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Жизненный план начинает охватывать всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний; происходит осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана [23].
   Так же формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются студентом особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества.
   Юношеские самооценки часто бывают противоречивы. Самооценка студента - является регулятором его поведения и учебной деятельности. Под влиянием студенческой самооценки в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.
   На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнения других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юношей формируется самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «я» [20].
По мнению С. Куперсмита: «Самоуважение - это личное ценностное суждение, выражение в установках индивида к себе» [14].
   «Высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательными эмоциями, следовательно, мотив самоуважения - это личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе» - считает Г. Каплан.
   Морис Розенберг, в своих исследованиях, выявил, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, боятся выражать свои чувства перед окружающими. Такие люди особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих [24].
   Самосознание и самооценка в юношеском возрасте сильно зависят от стереотипных представлений о том, какие должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившихся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
   Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что юношеские годы - это очень сложный этап в жизни человека. На этом этапе окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируется личность и вся его дальнейшая жизнь. Для него в этом возрасте самое важное, чтобы его понимали, принимали и считались с его мнением, дали ему возможность проявить себя, считались с его эмоциями и чувствами. Самое главное чтобы он мог чувствовать себя значимым, общаться с людьми и эти отношения были продуктивные, качественные.
   Высокий уровень тревожности может помешать успешно пройти этот этап в жизни человека. Ведь замкнутый, малообщительный, постоянно ожидающий неудачу во всем человек не может чувствовать себя достаточно комфортно и организовывать продуктивные и качественные взаимоотношения.
   Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности [25].
   Обычно тревожные юноши это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
   Тревожные юноши, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнутые, малообщительные, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые, или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из - за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.
   Результатом безынициативности является то, что у сверстников появляется стремление доминировать над ним, что ведет к снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе[26].
   Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие юноши, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной деятельности и налаживании контактов с окружением [25].
   Таким образом, тревожным юноши чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнутые, малообщительные, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые, или озлобленные. А это способствует неполноценному развитию личности и отражается на его статусном положении . 
 
 

Глава 2. Теоретические основы алкогольной зависимости, как вида психологической аддикции 

2.1.  Алкогольная зависимость как вариант психологической  аддикции
   Злоупотребление спиртными напитками  и связанные с ним проблемы  оказались чрезвычайно серьезными  для современного человечества. В настоящее время в большинстве  регионов мира взрослые люди, как правило ,знакомы с алкоголем,  испытывали более или менее  выраженное состояние опьянения  .
   Первая встреча с алкоголем  может оказаться пусковым механизмом  развития алкогольной аддикции  в тех случаях, когда развившееся  опьянение сопровождается выраженными  эмоциональными изменениями. Эти  интенсивные эмоциональные переживания  остаются в памяти и провоцируют  стремление повторному употреблению  алкоголя.
   При формировании алкогольного  аддиктивного поведения появляется  новое отношение к алкоголю. Оно  заключается в ощущении нужности  его проиема для достижения  определенного желаемого эмоционального  состояния. Употребление алкоголя  перестает носить чисто символический  характер. Возникает четкое осознавание  особых «возможностей» ,связанных  с алкоголем ,открывающих дверь  в мир измененных интенсивных  эмоций. Постепенно содержание мышления  становится все более сконцентрированным  на этих состояниях и, следовательно,  на алкоголе как на веществе, прием которого позволит вызвать  снова эти состояния. Эффект  ожидания приобретает здесь большое  значение так как во многом  предопределяет содержание  переживаний  во время опьянения. Ожидание  определенного эффекта тог или  иного вещества в психологии  называется аперцепцией. Аперцепция  при употреблении алкоголя значительно  влияет на картину опьянения,  делает более вероятным проявление  определенного эффекта алкоголя. Следует  учитывать также возможность  изменения эффекта алкоголя, заключающегося  в том, что на определенном  этапе употребления алкоголя  происходит общая стимуляция, повышается активность и признаки опьянения как бы отступают на второй план. Характерно кратковременное ощущение повышения творческих способностей, работоспособности, своеобразный «допинг- эффект». Это состояние в дальнейшем сменяется чувством апатии ,психического дискомфорта, снижения настроения или сонливостью. Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его «воспроизведению», для чего усилено прибегает к алкоголю.
   Нередко аддиктивное стремление  такого содержания не ограничивается  одним человеком, испытывающим  его, но прослеживается тенденция  навязывать такой стиль поведения   своим знакомым и друзьям. При  этом совершенно отсутствует  осторожность , чувство опасности  формирования алкогольной зависимости,  развития аддиктивного поведения.
   Один из часто встречающихся  эффектов алкоголя, входящий в  структуру алкогольного аддиктивного  поведения «кэт- эффект», заключается  в чувстве психологического и  физического комфорта, своеобразной  релаксации, созерцательном отношении  к происходящему. Такое состояние  обычно сопровождается усилением  актуальности сиюминутных стимулов, что выражается в том, что  разговор с участниками выпивки  приобретает заостренный эмоциональный  характер. Несколько усиливается  воображение, сокращается дистанция  общения, преобладает психическая  пассивность. Состояние сопровождается  отчетливым желанием удержать  его как можно дольше, что оказывается  возможным при употреблении последующих  доз алкоголя.
   Следующим эффектом, с которым  связанно развитие аддиктивного  поведения, является «транквилизирующий  эффект», заключающийся в способности  алкоголя временно смягчать явления  эмоционального напряжения, психологического  дискомфорта. Необходимо, наконец,  учитывать и способность алкоголя  вызывать повышение настроения  «эйфоризирующий эффект», чувство беззаботности, повышенную самооценку, оптимизм.
   В формировании алкогольного  аддиктивного поведения имеют  значения факторы облегчающие  развитие алкогольной зависимости.  К ним относятся:
   - биологические;
   - психологические;
   - социальные.
Говоря  о значении биологических факторов, имеется в виду значение отягощенной  наследственности. К социально- психологическим  факторам формирования алкогольного аддиктивного поведения причисляют «алкогольную атмосферу», «питейные традиции», царящие  во многих социальных группах, в том  числе и в семьях, алкогольных  компаниях.[27]
   Формирование алкогольного аддиктивного  поведения идет параллельно с  изменением личности и ее связей  с окружающим миром. Стираются  индивидуальные различия в образе  жизни, запросах, привычках, интересов,  мотивах деятельности. Лица с  алкогольным аддиктивным поведением  по мере его прогрессирования  становятся похожими друг на  друга. Аддиктивная алкогольная  мотивация становится главной  в жизни, она временно объединяет  алкогольных аддиктов в быстро  формирующийся с целью выпивки  и также быстрораспадающиеся  группы.
   В процессе развития алкогольного  аддиктивного поведения представляет  возможным выделить аддиктивные  мотивации , ведущие часто к  развитию определенной формы  алкоголизма:
   - аттарактическая мотивация;
   - субмиссивная мотивация;
   - гедонистическая мотивация;
   - мотивация с гиперактивацией  поведения;
   - псевдокультурная мотивация [27].
   Длительный прием алкоголя в  рамках алкогольного аддиктивного  поведения приводит к развитию  физической зависимости от алкоголя. Физическая зависимость от алкоголя характеризуется рядом признаков: повышение толерантности к алкоголю, невозможность воздержаться от приема алкоголя ,потеря контроля, явления алкогольной абстиненции.
    Наблюдения за алкогольными аддиктами  с потерей контроля показывает, что по мере того, как продолжается  злоупотребление алкоголем, в  состоянии опьянения все более  выступают явления тревоги. Одновременно  с усилением тревоги укорачиваются  интервалы облегчения ,которые приносит  употребление следующей дозы  алкоголя. Поведение во время  выпивки при потере контроля  типично, прием алкоголя носит  насильственный характер, человек  не в состоянии ждать, он  не соизмеряет прием алкоголя  с тем, как пьют другие, для  чего исчезают морально-этические  ограничения.
   Абстиненция развивается при  выходе из опьянения. Она выражается  в плохом физическом состоянии.  Характерны общая слабость, изжога, тошнота, боли в области желудка,  груди, сердцебиение, дрожание всего  тела. Беспокоит чувство тяжести  в голове, все окружающее раздражает, особенно громкие звуки, шум,  яркий свет, запахи. Характерны отвращение  к еде, неприятный вкус во  рту, жажда. Настроение снижено,  иногда с оттенком тревожности  или злобности. 
   Предложенная Ц. П. Короленко  и А. А. Диковским (1972) классификация выделяет формы алкоголизма на основании особенностей психической и физической зависимости от алкоголя. В этой классификации алкоголизм рассматривается как одна из форм аддиктивного поведения. К формам с психологической зависимостью относятся формы альфа, йота и эта.
   - Альфа форма- характеризуется  ориентацией на фармакологическое,  транквилизирующее действие алкоголя, который употребляется для снятия  эмоционального напряжения, для  отвлечения от неприятностей,  ухода из фрустрационных ситуаций, снятия эмоциональной боли. Все  эти состояния, снимаемые алкоголем,  не достигают выраженности, позволяющей  оценивать их как проявление  болезни. Они присутствуют в  жизни каждого человека. Это бытовые  проблемы, конфликты, недоразумения,  неудачи. Особенность заключается в том, что все эти состояния не решаются, а временно снимаются алкоголем.
   - Йота  форма-  напоминает альфа   форму в снятии напряжения  алкоголем, но в отличие от  альфа формы здесь алкоголь  снимает выраженные болезненные  проявления. У человека вне ситуации  приема алкоголя, присутствуют проблемы, требующие специальной коррекции  и снимаемые алкоголем, например, фобии, сексуальные расстройства, приступы страха смерти. Людей  с такой формой значительно  меньше, чем с альфа формой.      
   - Эта  форма-  относится к  комплексной аддикции, состоящей  из двух частей - алкогольной и  неалкогольной. Алкогольная часть  аддикции во многом находится  в подсознании, из сознания  она вытеснена и чаще всего  не учитывается. Поэтому эту  форму аддикции можно считать  замаскированной [27].
   Под алкогольной зависимостью мы понимаем заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю , психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков, несмотря на негативные последствия. Негативные последствия могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием.  
 

2.2. Особенности алкогольной  зависимости в  юношеском возрасте. 

   В настоящее время стал очень  распространен юношеский алкоголизм. Существует мнение, что алкоголизм, начинающийся в юношеском возрасте, всегда протекает злокачественно вследствие быстрого формирования алкогольной деградации личности с эмоционально-волевыми и интеллектуально - мнестическими расстройствами (вплоть до слабоумия) и нарушения социальной адаптации. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска.  
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [28].  
    Клинические проявления, течение и исходы раннего алкоголизма имеют ряд особенностей. По мнению многих исследователей (И. В. Стрельчук, Э. А. Бабиян, Т. В. Морозов, В. С. Битенский, А. Е. Личко), он является злокачественным.

   Предрасполагающими к развитию  алкоголизма в раннем возрасте являются биологические, психологические и социальные факторы.
Среди биологических факторов следует  отметить экзогенные вредности, перенесенные в детстве: задержка физического развития, интеллектуальное недоразвитие, девиантное поведение, состояние психической заторможенности или возбуждения в детстве, сноговорение, снохождение, энурез, психическая и физическая астения.
    К группе психологических факторов относятся особенности характера. По данным А. Е. Личко, среди юношей-алкоголиков преобладают лица с чертами эпилептоидной и неустойчивой психопатии. Особенности характера определяют мотивы употребления спиртных напитков. Так, неустойчивые личности прием спиртного объясняют желанием повеселиться, гипертимные — бездельем, истероидные — привлечением к себе внимания, шизоиды — снятием робости и неловкости в общении, конформные — пить «за компанию».
   Среди социальных факторов, способствующих  развитию алкоголизма, прежде всего следует назвать микросоциальное окружение, отношение к спиртным напиткам в семье, алкоголизм родителей, алкогольные обычаи в компаниях, отсутствие контроля за поведением и обучением юношей.
В юношеском  возрасте повышена чувствительность к  спиртному, они пьянеют от меньших  доз по сравнению со взрослыми. Клиника  простого опьянения также имеет  ряд особенностей. У юношей более  выражена эйфория,  сопровождающаяся нецеленаправленной гиперактивностью, быстро снижается контроль за дозой спиртного, а также социальный контроль.
   Патологическое влечение к алкоголю  возникает за 1 — 1,5 года от  начала злоупотребления. Влечение  к алкоголю формируется тем  быстрее, чем раньше начато  его употребление, причем часто молодые люди  не осознают возникающего влечения. О неосознанном влечении свидетельствует оживленность больных при упоминании о выпивках, они охотно сообщают различные подробности выпивок, проявляют большую активность в стремлении добыть спиртное. Чем моложе больной, тем раньше влечение становится неодолимым, а эпизодическое пьянство кратковременно и быстро становится регулярным. Некоторые исследователи утверждают, что этап бытового пьянства у них практически отсутствует.
   Появлению индивидуальной зависимости  от алкоголя обычно предшествует  групповая психическая зависимость,  когда потребность выпивки возникает  только в «своей» компании. В  юношеском возрасте трудно разграничить  донозологические формы злоупотребления  спиртным и алкоголизм, а также  отдельные стадии алкогольной  болезни, так как многие симптомы ее незначительно выражены или отсутствуют, нет также четкого стереотипа ее развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.