На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие механизма государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Глава 1. Понятие  и содержание функции государства.    5
  Глава 2. Признаки  функций государства.     12
  Глава 3. Развитие  функций государства.     12 

Раздел II. Классификация  функций государства.     15 

  Глава 1. Критерии  классификации.     15
  Глава 2. Внутренние  и внешние функции государства.    19
    А) Подходы  к классификации внутренних и  внешних функций.  19
    Б) Внутренние  функции государства.  22
    В) Внешние  функции государства      25
  Глава 3. Эволюция  и особенности функций Российского  государства. 27 

Заключение. 33 
 

Список использованной литературы. 35 
 

Введение 

Глава 1. Понятие механизма государства.
    Понятие и значение функций государства.
    Формы и методы реализации функций государства.
    Основные внутренние и внешние функции государства.
    Заключение.
    Список  литературы.
Введение. 

       Вопрос о функциях государства  на любом этапе развития является  одним
из важнейших в общей теории государства.
       Это связано, во-первых, с тем,  что в  функциях  проявляется   сущность
государства, его  социальное  назначение.  Поэтому  познание  функций  служит
предпосылкой познания главного и  определяющего  в  государстве.  Во-вторых,
функции государства  определяют  его  структуру.  Иными  словами,  структура
государственной  деятельности   определяется   системой   тех   общественных
отношений, но которые  государство оказывает необходимое  воздействие,  и  её
невозможно характеризовать  в отрыве  от  системы  регулируемых  государством
общественных  отношений.  Изменение  функций  неизбежно  ведёт  к  изменению
структуры.
       Выбор  данной   темы   работы   также   обусловлен   ее   несомненной
актуальностью в  современный  период.  В  советской  юридической  науке  был
выработан  взгляд  на  проблему  государства,  служивший  в   течение   ряда
десятилетий  идеологическим  оправданием  тоталитарного  режима.  Обстановка
изменилась в  связи с официальным  признанием  необходимости  формирования  в
нашей стране правового  государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году  в
журнале «Государство и право»  появляется  знаменитая  статья  Л.А.Морозовой
«Функции российского  государства на современном этапе». Перед новой  Россией
стоят новые задачи и цели,  государство  приобретает  новые  функции.  Более
того, по сравнению  с 1993 годом  произошли  изменения,  требующие  выделения
новых функций, присущих современной России.
       И наконец, вопрос функций государства  остается и к настоящему времени
дискуссионным.   Существуют   различные   подходы   к   их   определению   и
классификации.   В   юридической   литературе    встречаются    во    многом
противоположные точки зрения по  этому  вопросу,  а  на  страницах  журналов
зачастую можно  обнаружить критические отзывы  о  вышедших  из  печати  новых
учебниках и монографиях.
       В советское время,  насколько   это  было  возможно,  данным  вопросом
занимались   многие   ученые.   Работы   М.И.Байтина,    Н.В.Черноголовкина,
В.В.Лазарева используются в моей работе. Именно в  период  СССР  зарождались
основные споры  по этому вопросу,  появлялись  первые  научные  исследования,
оформлялись точки  зрения. С  начала  90-х  гг.  XX  в.  своих  трудах  также
значительное  место  уделяли  проблемам  функций  государства  М.Н.Марченко,
С.А.Комаров,  А.Б.Венгеров.  Они  не  ограничивались  формальным  изложением
темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.
       Цель  моей  работы  –  наиболее  полно  раскрыть   понятие   «функции
государства»,  с  учетом  специфики  российского  государства,   и   условий
сложившихся к 2002 году.
       Достижение таковой цели возможно  при выполнении следующих задач: 

  - раскрытие  понятия функции  государства,  его  неоднозначности,  позиций
    различных  ученых в определении функций  государства;
  - раскрытие  сущности функций государства   с  учетом  тенденций  изменения
    самого  государства в последние десятилетия;
  - выделение  формальных признаков функций  государства;
  - характеристика  различных классификаций функций  государства,  спорных  и
    новейших  критериев  классификации;  отношение   современных  ученых   к
    общепризнанным  в советское время критериям  классификации;
  -  проследить  эволюцию   функций   советского   государства,   а   затем
    проанализировать  предложения  современных   ученых  о  выделении  новых
    функций,  характерных для России;
  - кратко рассмотреть  взгляды зарубежной юридической   науки,  на  понятие,
    сущность  и классификацию функций государства. 

      Данная  курсовая работа посвящена такой  теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
      Цель  данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
      Структура данной курсовой работы следующая: в  первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам.
      В процессе работы была использована научная  и периодическая литература.
      Думаю, что знание таких понятий, как  функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма. Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
      Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся  к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении.
      Это объясняется тремя основными причинами:
• Вопросы  сущности государства и его места  в политической системе прямо  и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий
• Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы
• Государство  само по себе является сложным и  неоднородным социально- политическим явлением.
      Развитие  общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам.
      Одним из проявлений действия этих законов  являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
      Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой  проблемы в рамках исследования по теории государства и права.
      Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические  основы вопроса о функциях и роли государства.
      Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
• дать общую характеристику самого понятий  "государство" и определить его содержание. Показать особенности функционирования государственного механизма.
• Дать представление об основных внутриполитических и внешнеполитических функциях современного государства. 

1. Понятие механизма государства.  

     Механизм  государства, охватывающий все государственные  органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его  реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма  нет и быть не может государства.
     Понятие “механизм государства” тесно связано  с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком и  более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных  органов совпадает с понятием механизма государства, идентично  ему. В более узком смысле под  государственным аппаратом принято  понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административного  права.
     В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма  государства.
     Выяснение понятия механизма государства  связано с раскрытием его характерных  черт или признаков, позволяющих  отграничить его как от негосударственных  структур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.
     Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и других федеральных законах.
     Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.
     Следует заметить, однако, что практическое осуществление лозунга “вся власть Советам” означало не что иное, как  всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший  рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии!
     В перестроечный и послеперестроечный периоды, в процессе демократизации Российского государства, в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.
     Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее изменений провозглашала, что “народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно”. При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.
     В столь же резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации | демократического принципа разделения властей.
     Эти противоречия устранила Конституция  РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней  впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной  власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.
     В ст. 11 Конституции РФ содержатся три  пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего  системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:
I. Государственную  власть в Российской Федерации  осуществляют Президент Российской  Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской  Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную  власть в субъектах Российской  Федерации осуществляют образуемые  ими органы государственной власти.
3. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.
Согласно  ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.
     В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
     В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.
Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет  прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
     Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства  понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь.
     Структура механизма государства включает в себя:
    1)   государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
      Особенностью  государственных органов является то, что они обладают государственно-властными  полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые  связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные  комитеты, губернаторы, администрации  краев и областей и т.п.);
    2)   государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
    3)   государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
    4)   государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
    5)   государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
    6)   организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
   Механизм  государства и его структура  не остаются неизменными. Они постоянно  изменяются, совершенствуются. На них  оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с  другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет  большую территорию, то и система  управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма  государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
Глава IV. Правовые формы выполнения функций 
3. Формы и методы осуществления функций государства

   Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными 
методами. 
 
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как 
одним из основных средств властвования. Через право государство 
проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, 
идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические 
нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, 
охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы 
осуществления функций: 
 
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в 
разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы 
деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. 
актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. 
 
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в 
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в 
издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только 
на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового 
акта по строительству, назначение гражданина на должность.) 
 
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная 
деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за 
соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер 
к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются 
юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами 
между отдельными лицами и т.д. 
 
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, 
охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной 
абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с 
момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются 
не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят 
другие, более сложные. 
 
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и 
определенные трудности, которые необходимо будет решать.  
 
Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство 
является не только аппаратом подавления, представителем интересов 
господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего 
общества. 

   Глава 2. Внутренние и внешние функции  государства. 
 

А) Подходы к  классификации внутренних и внешних  функций. 

       Наиболее  распространена   классификация   функций   государства   на
внутренние и  внешние, то есть на  определение  деятельности  государства  по
отношению к обществу, особой организации которого и является государство,  и
по отношению  к другим государствам. 

       Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось  столкнуться
с  проблемой  многовариантности  выделения подфункций  среди  внутренних  и
внешних функций. Фактически работало правило:  сколько  людей  –  столько  и
мнений.  Зачастую  отличие  классификации,  предложенной  одним  ученым   от
предложенной другим заключалось в том, что та или  иная  подфункция  является
составляющей другой подфункции, либо  наоборот  –  подфункция  разделена  на
более мелкие. Тем  не менее общий смысл разделения  функций на  внешние и
внутренние сохраняется у всех авторов. 

      Так, В.В.Лазарев к внутренним  функциям относит:
  - установление  и охрана правового порядка;
  - охрана прав  собственности, иных прав и  свобод граждан;
  - экономическая;
  - культурная;
  - социальная;
  - экологическая.
      Внешние функции:
  - поддержание  мира и мирного сосуществования;
  - обеспечение  делового партнерства и сотрудничества;
  - защита государственного  суверенитета от внешних посягательств;[35] 

      Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:
  - охранительная;
  - экономическая;
  - социальных  услуг;
  - обеспечения  и защиты граждан;
  - культурно-воспитательная;
  - природоохранная;
      Внешние функции:
  - защита государства  от вооруженных нападений других  государств;
  -  поддержание международных политических   отношений   (дипломатическая
    деятельность);
  - экономических  и культурных связей;
  - борьбы с  международными преступлениями; участие  в  международной  охране
    окружающей  среды.[36] 

       Что характерно,  все  авторы  классификаций  в  целом   отмечают,  что
объектом  воздействия  функций  государства  являются  крупные  сферы  жизни
общества  –  экономика,   социальная   сфера,   духовная   жизнь   общества,
сложившийся   общественный   порядок.   Таким   образом,   в   самой   общей
классификации   функции   могут   быть   экономическими,    идеологическими,
охранительными,  политическими  как во  внешней,  так   и   во   внутренней
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.