На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство образования РФ
ГОУ ВПО  ВСГТУ
Кафедра «Экономической теории национальной и  мировой экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
 по  дисциплине 
Экономика организации
на тему:
«Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Выполнила:
                                                                                 

                                                         Проверила: 
 
 
 

  
 

Улан-Удэ
2009
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Главные аспекты качества продукции…………………………………4
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………4
1.2 Качество и конкурентоспособность…………………………………………9
Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества………………14
2.1 Управление качеством продукции………………………………………….14
2.2 Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции…………18
2.3 Правовое регулирование качества продукции…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение 

          Рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров  и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем  цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
          Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост  благополучия, и работа по управлению качеством на фирме – альфа и омега для всего персонала – от руководителя до конкретного  исполнителя.
          Качество продукции – важнейший показатель деятельности  предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере  определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы  научно-технического прогресса, рост эффективности производства,  экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост  качества продукции – характерная тенденция в работе всех ведущих фирм мира, которая охватила европейские, американские и  азиатские предприятия. Качество выпускаемой продукции – основной фактор конкуренции между фирмами.
          Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.
         Достижение поставленной цели потребует решения определенных задач, таких как:
          1) рассмотреть основные понятия и определения качества продукции;
          2) проанализировать показатели качества;
          3) обосновать взаимосвязь таких понятий как «качество» и «конкурентоспособность». 

         Глава 1. Главные аспекты качества продукции
      Понятие и показатели качества продукции
          Что же такое качество продукции?  Данное понятие регламентировано  ГОСТ 15 467-79 «Управление качеством  продукции. Основные понятия. Термины и определения». Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. 
          Качество как фактор конкурентоспособности  распространяется  на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному  использованию ресурсов. Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы. 
          1. Экономические: 
          1.1. Потеря материальных и трудовых  ресурсов, израсходованных на  изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из  строя раньше плановых сроков физического износа.
          1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум – плохие дороги, плохой цемент – плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).
          1.3. Дополнительные затраты на  ремонт техники. 
          1.4. Дополнительные затраты времени  у населения на ремонт бытовой  техники. 
          1.5. Потери природных ресурсов  в результате применения низкокачественных машин, используемых для их добычи и использования.
          1.6. Недополученная валютная выручка  из-за низкой доли экспорта  готовой продукции. 
         1.7. Дополнительная потеря валютных  средств для импорта техники   и товаров широкого потребления.
         1.8. Дополнительные затраты материальных  и трудовых ресурсов на  осуществление  многозвенной и многоступенчатой  системы органов  технического  контроля качества.
         2. Социальные: 
         2.1. Дефицитность отечественной продукции. 
         2.2. Падение престижа продукции,  изготовляемой на национальных  предприятиях. 
         2.3. Недостаточное удовлетворение  потребностей производственно- технических  и личных.
         2.4. Снижение темпов роста благосостояния  населения.
         2.5. Нерациональная трата свободного  времени населения на устранение  дефектов изготовления товаров  широкого потребления. 
         2.6. Ухудшение морального климата в трудовом коллективе предприятия – изготовителя продукции (оказания услуг). 
         2.7. Уменьшение доли прибыли предприятия. 
          3. Экологические: 
          3.1. Дополнительные затраты на  очистку: воздушного бассейна,  водного бассейна, земельных ресурсов.
          3.2. Дополнительные материальные  затраты на меры по оздоровлению населения.
          3.3. Потеря продуктивности продукции  сельского хозяйства из-за  недостаточного  качества воздуха, воды и почвы. 
          3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные  затраты на ремонт  гражданских  зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной  среды.
           С понятием качества тесно  связано и понятие технического  уровня продукции – относительной характеристики качества, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих  техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями. 
          Качество продукции – это совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной  является классификация на десять групп свойств и соответственно  показателей. 
           Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область  применения готовой продукции. Для продукции производственно- технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем оцениваемой продукции может быть выпущен или какой объем производственных услуг  может быть оказан за определенный промежуток времени.
          Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности  могут использоваться как все четыре, так и часть из названных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и  единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных  судов безотказность – единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости – свойства изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортировки – применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость  играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость  технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в  заданное время. Долговечность определяется величиной  затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
           Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
           Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность  продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень унификации по сравнению с  другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные,  унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.  Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических,  физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение  руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и  водяных паров в продуктах сгорания и т.д.  Эстетические показатели – характеризуют информационную  выразительность, рациональность формы, целостность композиции,  совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
          Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции для транспортировки. Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным  фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в  изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.  Экологические показатели – это уровень вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или  потреблении продукции (содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении,  транспортировке и эксплуатации продукции).
          Показатели безопасности – характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала,  т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.  Совокупность перечисленных показателей формирует качество  продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те  потребности, для которых оно предназначено. Однако помимо всех  этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Наряду с ценой важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по  эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, то эти затраты вполне сопоставимы с ценой  изделия, а по некоторым изделиям –  существенно превосходят их  продажную цену.
          Под экономически оптимальным  качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно  выразить формулой:
  ,
 где  КОПТ – экономически оптимальное качество;
Q –  качество изделия;
 С? – затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, рублей. 
          Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество,  включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.
          Итак, качество продукции в условиях современного производства –  важнейшая составляющая эффективности, рентабельности  предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. 

          1.2. Качество и конкурентоспособность
          В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить достижение цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема  продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их  предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Давая потребителю, право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям. 
          В России целенаправленная работа  в области защиты конкуренции  началась еще в конце 80-х  годов XX века, а в 1991 году был принят  Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который (с изменениями и дополнениями) действует до настоящего времени. 
          Формирование конкурентной среды  на потребительском рынке  сопровождается динамичными процессами, в ходе которых выявляется преимущество товаропроизводителей. Конкурентоспособность  организации (предприятия) следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что  на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. В целях исключения противоречия между показателями в процессе проверки  по разным критериям, обычно применяют систему предпочтительности одних показателей другим. При этом выбираются глобальный  и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности. 
          Глобальный критерий определяет комплексный механизм системы показателей конкурентоспособности предприятия. 
         Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как  отдельного элемента. 
         Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.
         Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор  развития конкурентоспособности.       
         Таким образом, существуют предпосылки  для создания целевой  функции,  способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностью предприятия. 
         Изучение конкурентов и условий  конкуренции в отрасли требуется  предприятию для того, чтобы определять  свои преимущества и  недостатки  и разрабатывать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
          Оценка конкурентной позиции  предприятия на отраслевом  рынке позволяет:
          • разработать меры по повышению  конкурентоспособности; 
          • выбрать партнера (партнеров)  для организации совместного   выпуска продукции; 
          • привлечь инвестиции в перспективное  производство;
          • составить программы выхода  предприятия на новые товарные  рынки сбыта и др.
          Достижение поставленной цели  возможно при наличии оперативных  и объективных методов оценки  конкурентоспособности,  одним из  которых является метод оценки  товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.  За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:
          КТ=К:Ц,
          где КТ – показатель конкурентоспособности товара;
          К – показатель качества товара;
          Ц – показатель цены товара. 
          Показатели качества могут измеряться различными способами,  например, по гарантированному сроку наработки технически сложного изделия на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата.      
          Чем больше разница между потребительской ценностью товара  для покупателя и ценой, которую за него платят, тем выше запас  конкурентоспособности товара для потребителя. 
          Достоинством матричного метода  по сравнению с другими является  то, что он учитывает наиболее  важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия,  –  конкурентоспособность товара.
           В соответствии с рассмотренным  методом наиболее конкурентоспособны  предприятия, где наилучшим образом  организована  работа всех подразделений  и служб. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия.
          1. Показатели, характеризующие эффективность  производственной деятельности  предприятия: 
          • издержки производства на  единицу продукции в рублях;
          • фондоотдача в стоимостном  выражении;
          • рентабельность товара;
          • производительность труда в  стоимостном выражении. 
          2. Показатели финансового положения  предприятия: 
          • коэффициент автономии, который  характеризует независимость предприятия от заемных источников;
          • коэффициент платежеспособности;
          • коэффициент абсолютной ликвидности; 
          • коэффициент оборачиваемости  оборотных средств. 
          3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения  товара: 
          • рентабельность продаж;
          • коэффициент затоваренности  готовой продукцией;
          • коэффициент загрузки производственной  мощности; 
          • коэффициент эффективности  рекламы и средств стимулирования сбыта.
          4. Показатели конкурентоспособности  товаров: 
          • качество товара, оцениваемое  методами квалиметрии и определяемое  как его способность удовлетворять  потребности в соответствии с  назначением; 
          • цена товара.  
          Каждая группа показателей оценивает  определенное направление деятельности  предприятия. Рассматривая их  вместе, можно получить полное  представление об эффективности  управления производственным процессом,  совершенстве технологии изготовления  товара, о качестве товара и др. 
          Комбинирование программных продуктов  и методов экономического моделирования  открывает возможности правильного  выбора  стратегии успеха, где  существуют два основных фактора  –  качество  и цена товара, на которых фокусируются интересы производителей и  потребителей, желающих повысить качество и понизить цену. Производитель получает выигрыш от увеличения спроса и объема поставок, а потребитель – от покупки за низкую стоимость более конкурентного изделия с отличными качественными показателями.
         Таким образом, в борьбе за  конкурентное преимущество, особенно  на международном рынке, предприятия  часто используют  методы защиты  коммерческих секретов, что затрудняет  мониторинг  коммерческой деятельности  конкурентов, повышая тем самым продвижение своего товара на рынок, доступного для потребителя по  ценовым критериям и имеющего положительные качественные показатели.   
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества
         2.1 Управление качеством продукции
          Управление качеством – действия, осуществляемые при создании,  эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. 
          К числу факторов, влияющих на  качество относятся:
         • станки, машины, другое производственное оборудование;
         • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников. 
          Условия обеспечения  качества более многочисленны. Сюда относятся:
          • характер производственного процесса, его интенсивность,  ритмичность, продолжительность;
         • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
         • интерьер и производственный дизайн;
         • характер материальных и моральных стимулов;
         • морально-психологический климат в производственном  коллективе; 
          • формы организации информационного обслуживания и  уровень оснащенности рабочих мест; 
          • состояние социально-материальной среды работающих. 
          Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте  управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают  как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. 
          Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.  Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания  на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть  программы управления качеством продукции. 
          Основной задачей каждой организации (предприятия) является  качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:
          • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
          • удовлетворяют требованиям потребителя; 
           • соответствуют применяемым стандартам и техническим  условиям;
          • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
           • предлагают потребителю продукцию по конкурентоспособным ценам; 
           • направлены на получение прибыли. 
          Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.  В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт  управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с  этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. 
           Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и  включать:
           • улучшение экономического положения предприятия;
          • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
          • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
          • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
           • освоение изделий, функциональные возможности которых  реализуются на новых принципах;
          • улучшение важнейших показателей качества продукции;
           • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.