На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие налогов и сборов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     ГОУ ВПО «Марийский Государственный  Университет»
     Институт  экономики, управления и финансов
     Кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения
     Специальность: 080109-Бухгалтерский учет, анализ и  аудит 
 
 
 
 
 

     Реферат
     На  тему: «Понятие налогов и сборов» 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: студентка
                       группы БУ-12
                       Павлова Ю.Р. 

                       Проверила: Зав. кафедрой
                       Канд. экон. наук, доцент
                       Л.В. Николаева  
                   
                   
                   

Йошкар-Ола
                                                               2011
     Содержание
Введение  ………………………………………………………………………3
1.Характеристика налогов в Российской Федерации………………………6
  1.1 Система и принципы налогового законодательства………………6
    1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………………..10
        1.2.1 Федеральные налоги и сборы……………………………....12
        1.2.2 Региональные налоги и сборы……………………………...13
        1.2.3 Местные налоги и сборы…………………………………...14
    1.3 Классификация налогов и сборов…………………………………..15
    1.4 Субъекты и объекты налогообложения…………………………....18
    1.5 Условия установления налогов и сборов…………………………..20
    1.6 Налогоплательщики и плательщики сборов……………………….21
    1.7 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового                                                                                                        законодательства…………………………………………………………26
2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам………..29
Заключение……………………………………………………………………33
Список  использованной литературы и источников………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     На  протяжении десятка последних лет  налоговая система России постоянно  подвергается  изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов  находятся в постоянном поиске  оптимальных решений в сфере налогообложения.
     Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной  конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят  рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента  в издержках их производства.
     Наиболее  подвержен динамике такой элемент налоговой системы,  как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. А ведь данный элемент является основополагающим, и от него напрямую зависит достижение обоснованности и стабильности налоговой системы страны. Очевидно, что необходимость  совершенствования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.
     Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
     Чтобы государство существовало и нормально  развивалось каждый человек должен уплачивать налоги. Ни одно современное  общество не может обойтись без налогов, потому что налоги - это основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство в состоянии стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых льгот, что является важным для экономического развития страны.
     Во  всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.
     Меняются  ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
     Сбалансированность  и обоснованность системы налогов  и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку  ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Итак, актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
     Целью исследования является изучение системы  налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно  отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации  налогов, разграничение понятий  налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            1.Характеристика налогов в Российской Федерации
     1.1 Система и принципы  налогового законодательства 

     На  протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
     Для того, чтобы глубоко вникнуть в  суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе  налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
     1. Подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов  правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
     2. Налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
     3. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для  плательщика.
     4. Каждый налог должен быть так  устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства.
     Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали « аксиомами » налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.
     Современные принципы налогообложения таковы:
     Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
     Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой на НДС.
     Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа.
     Система и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными и  удобными для налогоплательщиков и  экономичными для учреждений, собирающих налоги.
     Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
     В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.
     Социально-экономическая  сущность налогов проявляется через  их функции.
     Налоги  выполняют три важнейшие функции:
    Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
    Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
    Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция );
     Все налоги содержат следующие элементы:
    объект налога - это движимое и недвижимое имущество или доход, подлежащие обложению;
    субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
    источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
    ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
    налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
     Налоги  бывают двух видов.
     Первый  вид - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Это подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм),так называемые социальные налоги, налог на собственность и другие.
     Второй  вид - налоги на товары и услуги. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара, услуги поэтому окончательными плательщиками косвенных налогов становится потребитель товаров. Это налог с оборота (в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость), НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другие.
     Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в первую очередь - это налоговые ставки, льготы, способы обложения, санкции и т.д. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Государство, распределяя накопленный капитал, может стимулировать или сдерживать воспроизводство продукции различных отраслей. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие налогов  и сборов 

     В экономической и юридической  литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.
     В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом  понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления* денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     Ст. 209, 294-296 ГК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     Налоги  зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий. Понятие «государственная пошлина» в НК РФ не раскрывается.
     Важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Французский ученый П.М. Годме указывал, что налог, возможность его взимания являются существенным выражением суверенитета государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудительном порядке. Установление и введение налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.
     Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов и сборов на развитие общества и государства.
     Одной из основных функций налогов и  сборов является фискальная (от лат. слова fiscus - государственная казна). Реализация фискальной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Не менее важной функцией налогов и сборов является регулирующая. Налоги как экономический рычаг широко применяются для управления обществом. Они используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания, с их помощью может регулироваться потребление населения и его доходы.
     Соотношение этих функций при взимании налогов и сборов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, от установления отдельных видов налогов и сборов. В литературе отмечалось также, что налогам, как и другим финансовым категориям, свойственна функция контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов и иными сферами общественной жизни. В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного управления обществом. 

1.2.1 Федеральные налоги и сборы 

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и взимаются  в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем  в отношении регулирующих налогов  определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. В частности, по налогу на прибыль с юридических лиц определена ставка до 30%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами 11% и 19% соответственно. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
     Федеральные налоги и сборы:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы;
    налог на доходы физических лиц;
    налог на прибыль (доход) организаций;
    налог на доходы от капитала;
    единый социальный налог (взнос);
    государственная пошлина;
    таможенная пошлина и таможенные сборы;
    налог на пользование недрами;
    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    лесной налог;
    водный налог;
    экологический налог;
    федеральные лицензионные сборы.
1.2.2 Региональные налоги и сборы 

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, устанавливаемых Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по конкретному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации изменяются и отменяются законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Не могут устанавливаться налоги и сборы субъектов Российской Федерации, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
     Региональные  налоги и сборы:
    налог на имущество организаций;
    налог на недвижимость; дорожный налог;
    транспортный налог;
    налог с продаж;
    налог на игорный бизнес;
    региональные лицензионные сборы.
 
 
1.2.3 Местные налоги и сборы 

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по конкретному местному налогу. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Не могут устанавливаться местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
     Местные налоги и сборы:
    земельный налог;
    налог на имущество физических лиц;
    налог на рекламу;
    налог на наследование или дарение;
    местные лицензионные сборы.
 
 
 
 
1.3 Классификация налогов и сборов 

     Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок, налоговых льгот и др. признаками. Прежде всего, налоги делятся на прямые и косвенные (по форме взимания).
     Прямые  налоги это налоги, взимаемые с  доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и  носитель налога одно лицо. К таким  налогам относятся, например, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и физических лиц и др.
     Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.
     Прямые  налоги в свою очередь делятся  на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного  налогоплательщиком дохода (прибыли). Реальными налогами облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый его доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.).
     Закрепленные  и регулирующие налоги. Закрепленными  называют налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного  бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета РФ. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц. Распределение сумм регулирующих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.
     Общие и целевые налоги. В зависимости  от направления использования собранных  платежей налоги делятся на общие  и целевые. Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо нужды, кроме указанных в законе.
     Например, НДС, налог на прибыль это общие  налоги, а налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы это целевой налог, который уплачивают пользователи недр. Целевые налоги могут вводиться государством также в особых случаях. Например, как это было с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства которого расходовались на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, а также на оказание помощи многодетным семьям.
     Кроме того, налоги классифицируют по степени  компетенции органов законодательной  или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения их в действие, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, льгот и др. Они делятся на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.
     По  степени обложения выделяют три  группы налогов:
     -пропорциональные, когда тяжесть обложения изменяется  пропорционально росту доходов  или величины объекта. К этой  группе налогов относятся, например, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц (с 2001 года) и др.;
     -прогрессивные,  когда тяжесть налогообложения  возрастает с ростом размеров  дохода или другого объекта  налогообложения. К данной группе  относятся подоходный налог с  физических лиц (до 2001 года), налог с наследств или дарений;
     -регрессивные, когда тяжесть обложения снижается  с ростом дохода или иного  объекта обложения. 
     По  времени уплаты налоги бывают регулярные и разовые. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог взимаются с определенной периодичностью. Уплата разовых (единовременных) налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящего в собственность в порядке наследования или дарения. Приведенная классификация налогов означает, что в экономической литературе можно встретить распределение налогов и по другим признакам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.