На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема самоконтроля в период юности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
Введение  ………………………...………………………………………………2
      Глава 1. Теоретические аспекты  изучения
      феномена самоконтроля…………………….……………..………………...4
           §1. Психологическая сущность самоконтроля………………………….4
           §2. Особенности самоконтроля в  период юности……………………..12
      Глава 2. Исследование самоконтроля  в период юности……….…………20
           §1. Анализ результатов исследования………………………………….20
           §2. Пути развития самоконтроля……….………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список  использованной литературы………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Данная  работа посвящена исследованию самоконтроля в период юношества. О феномене самоконтроля  писали такие учёные как З. Фрейд, А. Бандура, Б. Мишель, Г. Девидсон, Ф. Логан, Е. Торенсон, М. Махони, в нашей стране этому вопросу уделял немалое внимание Г. С. Никифоров.
Однако  проявление самоконтроля в юности мало исследовано, хотя эта проблема заслуживает рассмотрения. Это связано с тем, что именно в этом возрасте происходит переход на другую систему обучения (от школьного к вузовскому), которая предусматривает высокий уровень самостоятельности студентов, однако не всегда уровень самоконтроля соответствует требованиям.
     Объектом  курсового исследования обозначен  процесс формирования самоконтроля в период юности.
     Предметом – феномен самоконтроля.
       Целью данной работы является выявление особенностей самоконтроля в период юношества. Цель определяет следующие задачи:
      Осуществить теоретический анализ литературы, посвящённой проблеме самоконтроля
      Выявить особенности самоконтроля в период юношества.
      Предложить пути решения выявленных в результате исследования проблем.
     Исследование  самоконтроля мы осуществляли по методике разработанной Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой.
     Методика  представляет собой опросник, куда включены вопросы с вариантами ответов  для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль).
Курсовая  работа состоит из 1) введения; 2) теоретической части, где раскрывается психологическая сущность самоконтроля, даётся характеристика юности, как возрастного этапа, указываются особенности самоконтроля в юности; 3) практической части, включающей исследования самоконтроля студентов первого курса филологического факультета Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина, 4) выводов по главам и заключения и 5) списка литературы по данной теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена самоконтроля
     §1. Психологическая сущность самоконтроля
     Упоминание  о самоконтроле имеется уже у  Аристотеля, однако научное изучение этого аспекта самоуправления началась лишь на границе XIX – XX веков. Правда можно указать на работу Ч. Белла (первая половина XIX века), в которой впервые был поставлен вопрос о проприорецепции как обратной связи контроля за движениями. Позднее эта идея была высказана И. М. Сеченовым. Однако эти взгляды касались лишь узкого вопроса – управления и контроля движений, а не самоконтроля как принципа произвольного управления.
     Одним из первых, кто занимался этой проблемой  с психологических позиций, был  З. Фрейд. Чтобы объяснить способность человека контролировать своё поведение, он постулирует наличие в составе его психики некоторого внутреннего агента, который принимает решения, связанные с контролем поведения. З. Фрейд интерпретировал самоконтроль как инстинкт самосохранения «Я». Развитие «Я» автоматически ведёт к усилению самоконтроля.
     В дальнейшем усилия зарубежных психологов были направлены на установление того факта, что самоконтролю обучаются, что самоконтроль – это заученная  стратегия (А. Бандура, Б. Мишель, Г. Девидсон, Ф. Логан, Е. Торенсон, М. Махони и др.). Наблюдается тенденция размывания этого понятия, практическое отождествление самоконтроля с самоуправлением. Начиная  с 70-х годов понятие «самоконтроля» у западных психологов стало заменять понятие «воля» [11].
     В нашей стране проблемами самоконтроля занимался Г. С. Никифоров. Он отмечает, что самоконтроль является обязательным признаком сознания и самосознания и выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Г. С. Никифоров рассматривает самоконтроль как неотъемлемый компонент процессов самоуправления и саморегулирования  [11].
       Самовоспитание и самосовершенствование  личности, обучение и профессиональная  деятельность, поведение в обществе  предполагают непременную включённость  в них самоконтроля. Самоконтроль  относится к числу обязательных  признаков сознания и самосознания  человека. Он выступает как условие  адекватного психического отражения  человеком своего внутреннего  мира и окружающей его объективной  реальности. Самоконтроль является  одним из неотъемлемых компонентов  процессов самоуправления (саморегулирования)  систем различной качественной  природы, среди которых человек  представляет собой пример живой  и высшей степени сложной системы.
     Человек может выступать в роле объекта  и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей своей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его  людей. Под контролем общества находятся  процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. С другой стороны, уже как субъект  контроля человек является сам носителем  контрольных механизмов. При этом направленность контроля может быть различной: во вне и на себя. В  первом случае объектом контроля для  человека выступает поведение и  деятельность других людей, характер протекания процессов в общественных, природных, технических системах. Но объектом контроля для человека становятся также  его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления. Именно в последнем случае, когда  человек контролирует свою психическую  сферу, мы имеем дело с самоконтролем.
     С одной стороны, самоконтроль не может  осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т. е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемых и эталонных составляющих решается посредством операции сличения. Если в результате её осуществления контролируемая и эталонная составляющие не совпадают, то на «выходе» самоконтроля будет иметь место сигнал рассогласования, отражающий степень их расхождения. Если же факт рассогласования не будет выявлен, то это означает, что контролируемая составляющая соответствует эталону.
     Самое общее определение самоконтролю может быть дано с позиции функционального  подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую бы сферу  психических явлений ни оказался бы он вовлечённым, его функция носит  проверочный характер и заключается  в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что  ещё только может быть или фактически уже имеет место. Содержание компонентов, входящих в состав самоконтроля, естественно, будет меняться в зависимости  от того, в каком контексте оно  проявляется. Так, например, в процессе опознания в качестве контролируемой переменной будет выступать  сформированный персептивный образ стимула, а роль эталона выполнит извлечённый из памяти образ уже ранее воспринятого стимула, меру схождения с которым  и будет помогать установить самоконтроль. С другой стороны, если обратиться к  сфере поведения, то там в составе  самоконтроля роль контролируемой переменной может выполнять намерение совершить  какой-то определённый поступок, а эталон-составляющая предстаёт как усвоенная в  процессе воспитания норма (образец) принятого  в обществе поведения в соответствующей  ситуации. Несмотря на очевидную разноплановость  приведённых примеров, в том и  в другом случае функция самоконтроля остаётся неизменной, а именно, она  будет заключаться в установлении степени совпадения сличаемых компонентов [9].
     Самоконтроль  неотъемлемо включён во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. К числу общих, т. е. не зависящих  от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов  самоконтроля можно отнести временный, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.
     В соответствии с временным принципом  следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (итоговый) виды самоконтроля. Объектом предварительного самоконтроля, включённого в процесс антиципации, является всё то, что ещё не вступило в фазу непосредственного осуществления, реализации. Например, предварительной  проверке с точки зрения правильности их выбора могут подвергнуться цель и программа ещё только предстоящей  деятельности. Трудно переоценить роль предварительного самоконтроля для  предотвращения возможных ошибочных  решений, действий, направленных поступков. Текущий самоконтроль сменяет предварительный  и, будучи включённым в процесс предварительной  деятельности, направлен на проверку правильности промежуточных результатов. Наконец, результирующий самоконтроль как бы подводит итоги проделанному и помогает ответить на основной вопрос: достигнута ли исходно поставленная цель?
     В соответствии с пространственным принципом  контролируемая составляющая, как, впрочем, и сам эталон, может поступать  в операцию сличения по каналам различной  модальности. В связи с этим различают  зрительный, слуховой, тактильный и  другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через  внешние каналы связи. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных  видах деятельности в поведенческой  практике. Например, идёт ли человек  пешком или пользуется транспортом, он проверяет правильность своего местоположения по отношению к предварительно намеченному  им маршруту и конечному пункту следования с помощью контрольной информации, поступающей к нему извне. Характерным  же примером поступления контролируемой переменной по внутренним каналам связи являются интроцептивные ощущения, на основе которых осуществляется психическая саморегуляция состояния.
     Согласно  структурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля иерархически организовано, а механизмы  самоконтроля имеют место уже  на клеточном уровне жизнедеятельности  человека.
     И наконец, по принципу произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки достижения поставленной цели при выполнении определённого вида деятельности.
     Для того чтобы понять, каким образом  осуществляется самоконтроль, необходимо сделать схематический анализ более  общих закономерностей его формирования и развития.
     Социальные  связи, в которые личность вступает на всем протяжении своей жизни, оказывают решающее влияние на формирование ее высших психических функций и, в частности, способности к саморегуляции. Имеется в виду известное теоретическое положение Л. С. Выготского о процессе иитериоризации личностью социальных отношений. Согласно Л. С. Выготскому, средство воздействия на себя первоначально является средством воздействия на других или средством воздействия других на личность. Мы могли бы сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». В настоящее время доказано, что процесс интериоризации внешних отношений — необходимое условие перехода от внешнего управления личностью к управлению внутреннему [7].
     Всякие  межличностные отношения складываются в совместной деятельности людей, в процессе которой происходит распределение функций между отдельными членами группы. Это относится, в частности, и к распределению функций руководства и исполнения. Подобное распределение характерно и для учебной деятельности — таким образом строятся взаимоотношения ученика и учителя.
     Включаясь в те или иные ситуации совместной деятельности, каждый индивид занимает в них определенные функциональные позиции, выполняет разные роли по отношению к другим людям. Он является исполнителем, когда действует под руководством других людей. Однако он и сам активно воздействует на. других, используя для этого те средства, которые у него имеются.
     Как происходит переход от внешних, межличностных  отношений к отношениям «внутри личности». Приведем простой пример. В исследованиях Ж. Пиаже было показано, что маленькому ребенку чрезвычайно трудно оценить себя  с точки зрения другого человека. Ребенок с трудом может соотнести свою точку зрения с точкой зрения других. Поскольку ребенок еще не умеет ориентироваться   на   других,   он   не   чувствует   потребности   обосновывать свои утверждения, не задумывается о противоречиях в своей  логике. Он   мыслит, но не способен думать о своих, мыслях. Однако по мере активного и систематического общения с другими людьми, в особенности со взрослыми, ребенок все чаще ставится перед необходимостью принимать во внимание интересы этих других людей. Вступая в контакт с окружающими, ребенок вынужден строить свою речь так, чтобы она была понятна для другого. Он вынужден обосновывать свои утверждения так, чтобы они разделялись другим человеком. Возникающая потребность в том, чтобы успешно сообщать свои мысли другим, лежит в основе нашем потребности  проверять себя. Логическое рассуждение — это своеобразный спор, дискуссия, доказательство, которые мы ведем сами с собой и  которые воспроизводят черты  подлинного спора с другими [26].
     Таким образом, осознавая себя в системе  «я и другие», человек становится способным поставить себя на место другого, воздействовать на себя, как на другого человека.
     Механизм  самоуправления находит свое выражение  в том, что человек выступает  для себя и как объект управления (как «я-исполнитель») и как субъект управления (как «я-контролер»), который планирует, организует и анализирует собственные действия. Такое самоуправление можно назвать рефлексивным, поскольку оно основано на сознательном отражении человеком собственных действий, процессов, отражении личностью своего «я».
     Существуют  разные уровни рефлексивного отношения  личности к самой себе. Так, когда человек взаимодействует с реальным объектом, то в центре его сознания, как правило, находится сам этот объект и реальные действия с ним; процессы же возникновения целей и замыслов, процессы контроля и оценки в данный момент человеком не осознаются, хотя и реально функционируют. Однако при определенных условиях субъект может сделать объектом анализа также и свои проектирующие и контрольные действия, осознать их, а для этого нужна новая рефлексия, рефлексия более высокого уровня (так сказать, второго порядка).
     Осознание личностью своего «Я», происходящее на основе рефлексивного отображения внутреннего мира других людей и самого себя, ведет к фундаментальному изменению позиции человека по отношению к собственной деятельности. Теперь человек не просто предвосхищает результаты производимых им действий, но и начинает произвольно организовывать эти действия: формулировать и обосновывать цели, анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения. Теперь человек не просто действует на основе выработанных у него программ, но и начинает создавать новые способы осуществления своих действий. Теперь человек не просто контролирует свои действия путем сличения их результатов с прогнозом, но и начинает строить разнообразные критерии, эталоны, показатели контроля и оценки. Иными словами, человек начинает овладевать процессом управления собственной деятельностью [17].
     Важно, однако, заметить, что эти высшие рефлексивные процессы саморегуляции, связанные с формированием самосознания личности, не могут функционировать сами по себе. Они реализуются с помощью определенных нейрофизиологических механизмов, которые представляют собой сложнейшие функциональные системы, формирующиеся в человеческом мозге в процессе его биологического созревания и развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Особенности самоконтроля в период юности
     Во  все времена юность привлекала внимание поэтов, писателей, ученых. Поэты воспевали  ее как романтический период жизни  человека, период надежд, ожиданий. Много  содержится воспоминаний о юности в  мемуарной литературе. Кому не известны трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Семейная хроника» С. Т. Аксакова.
     Юность  – это определённый этап созревания после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 16-17 до 21-25 лет). Это период, когда человек  может пройти путь от неуверенного, непоследовательного подростка, притязающего на взрослость, до действительного  повзросления и реальной самоактуализации, т.е. юность это переход от зависимого детства к самостоятельной и  ответственной взрослости, что предпологает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой достижение социальной зрелости [11].
     Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего  мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием  которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним  поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие —  самая распространенная форма юношеской  самокритики.
     Анализируя  познавательные процессы и умственные способности юношеского стиля мышления Ж. Пиаже указывает на сильную склонность к отвлечённому теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. [26].
     Широта  интеллектуальных интересов часто  сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.
     Объём внимания, способность длительно  сохранять его интенсивность  и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящем  от направленности интересов. Подростки  и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чём-то одном, рассеянность и хроническую  скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение  сосредоточиваться, переключаться  и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных  причин плохой успеваемости в ранней юности.
     Умственное  развитие юношей заключается не столько  в накоплении явлений и изменении  отдельных свойств интеллекта, сколько  в формировании индивидуального  стиля умственной деятельности. В  познавательных процессах он выступает  как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания  и мышления, за которыми стоят различные  пути приобретения, накопления, переработки и использования информации [12].
     О ранней юности говорят как о периоде повышенной возбудимости, эмоциональности, что зависит от гуморальных и эндокринных особенностей организма, индивидуально-типических свойств личности, обусловленных социальными факторами. Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют различные истоки. Подростковый синдром дисморфомании – озабоченности своим телом и внешностью – в юности обычно уже проходит. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, - часто не столько реакции на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.
     Самопознание в юности приобретает особое значение как условие становления индивидуальности. Информация, получаемая от других о самом себе, составляет источник размышления о себе, поэтому важно поведение наедине с собой. Потребность в общении с другими людьми связана с потребностью обособиться от других. Показателем степени развития индивидуальности является осознание своей принадлежности к определенному возрасту, полу [13].
     Для юношеского возраста особенно важны  процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов  «Я». Судя по имеющимся данным, все  подростки начинают с периода  относительно диффузного, расплывчатого  «Я». Затем они проходят стадию «ролевого  моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах  деятельности. Завершается же социально-психологическое  и личностное самоопределение уже  за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
       Уровень развития «Я» тесно  связан с развитием других  личностных особенностей. Юношеский  возраст — это пора выработки  взглядов и убеждений, формирования  мировоззрения, созревания его  когнитивных и эмоционально-личностных  предпосылок. 
     Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в  результате обобщения целей, которые  ставит перед собой личность, а  с другой стороны — это результат  конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого  слова возникает тогда, когда  предметом размышлений становится не только конечный результат, но и  способы его достижения.
     Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей [15].
       Изучая особенности общения юношей, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.
     В период юношества происходит социальное самоопределение личности. Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношению к труду и морального сознания.
     Юность  – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время  созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки.
     Мировоззренческие установки юности обычно весьма противоречивы. Юноша может, не замечая этого, в  течение одного и того же разговора  радикально изменять свою позицию, одинаково  пылко и категорически отстаивать прямо противоположные, несовместимые  друг с другом взгляды.
     Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание  себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального  положения и способов его достижения.
     Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в  результате обобщения целей, которые  ставит перед собой личность, как  следствие построения «пирамиды» её мотивов, становления устойчивого  ядра ценностных ориентаций, которые  подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны –  это результат конкретизации  целей и мотивов.
     Жизненный план в точном смысле этого слова  возникает только тогда, когда предметом  размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен  следовать, и те объективные и  субъективные ресурсы, которые ему  для этого понадобятся. В отличие  от мечты, которая может быть как  активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности.
     Главное противоречие жизненной перспективы  в этом возрасте – недостаточная  самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно  тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю  более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым  старшеклассникам более ясной и  отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от  них самих, что  во многом объясняется возрастными  особенностями, естественным юношеским  оптимизмом и т. п. [16].
     В данный возрастной период молодой человек  переживает определённый кризис своего развития: он начинает интенсивно опробовать различные роли взрослого человека, пробует себя в различных видах  деятельности, пытается адаптироваться к новому образу жизни, иногда стремиться построить собственную семью.
     Период  молодости – это период становления  взрослости, освоения новых «взрослых» форм поведения, адаптации к новым  социальным функциям
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.