На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Аудиту"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Исторические  предпосылки возникновения  аудита
 
    Согласно  существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.
    С самого начала древние правительственные  органы стремились к организации  учета своих доходов и расходов. При этом важной составляющей доходной части того времени были сборы налогов.
    Однако, несмотря на стремление государственных чиновников к совершенству учетной системы, существовала необходимость в четких контрольных мероприятиях, направленных на подтверждение тех или иных учетных показателей. Именно в этот период возникла необходимость снижения ошибок и особенно пресечения обмана со стороны как некомпетентных, так и нечестных чиновников.
    Известно, что уже в 700 гг. до н.э. в Древнем Китае, в период правления династии Чжоу (1122—256 гг. до н. э.), существовал пост Генерального аудитора, который обеспечивал и гарантировал честность правительственных чиновников, имевших непосредственный доступ к государственным финансам и иному государственному имуществу.
    В Афинах в V веке до н.э. существовали правительственные органы, занимавшиеся проверкой всей деятельности должностных лиц по завершении их полномочий.
    В III веке до н.э. в Римской империи стали назначать целый штат специальных контролеров (кураторов, прокураторов, квесторов), которые под наблюдением казначея занимались проверкой государственного бюджета.
    Первое  упоминание об этом в англоязычных странах можно отнести лишь к 1130г., о чем свидетельствуют немногочисленные записи в архивах Казначейства Англии и Шотландии.
    Приблизительно  с конца XIII века упоминания об аудиторах и аудите встречаются в Италии и Франции. В научных сочинениях того времени было рекомендовано проводить аудит счетов.
    В начале XIV века появилось значительное число документов, отражающих широкое признание значения аудита и регулярное аудирование сформированных отчетов муниципальных органов, частных землевладельцев и ремесленных гильдий.
    В это время в Великобритании существовал  аудит двух видов. В городах его  проводили публично, в присутствии правящих должностных лиц и граждан, посредством заслушивания аудиторских отчетов, читаемых казначеем. Отчеты о проведении аудита ремесленных гильдий заслушивались лишь членами этих гильдий.
    К середине XVI века аудиторы городов стали завершать свои отчеты примечаниями приблизительно следующего содержания: «Выслушано нижеподписавшимися аудиторами».
    Практика  «слушания отчетов» просуществовала  до XVII века, так как умением читать обладало в то время весьма незначительное число граждан. Сам же термин «аудит» происходит от латинского слова «audio» — «слышать».
    Однако  в исторических летописях существуют и свидетельства второго вида аудита, который представлял собой детальную проверку счетов уплат управляющими крупных поместий с последующим устным отчетом перед владельцем и Советом управляющих данного поместья. При этом аудитор являлся членом этого Совета и по своей сути был прототипом современного внутреннего аудитора.
    Примерно  в XVII веке в Шотландии принимается законодательный акт, запрещающий целому ряду должностных лиц занимать должность городского аудитора, т.е. в международную практику аудита вводится современное понятие независимости аудитора.
    Вторая  половина XIX века сопровождалась целым рядом законодательных актов ведущих государств мирового сообщества, повышающим значимость аудита как института рыночной экономики.
    В этот период Великобритания принимает законы об обязательном аудите британских компаний один раз в год, Франция — закон об аудите акционерных обществ и коммерческих банков, предписывающий обязательную аудиторскую проверку специальными ревизорами — «комиссарами по счетам».
    В то же время с усложнением и расширением сфер деятельности экономических субъектов усложнялся и бухгалтерский учет данной деятельности. Это требовало от аудиторов хорошей профессиональной подготовки. Так, в штате Нью-Йорк было законодательно регламентировано осуществление аудиторской деятельности бухгалтерами, получившими образование лишь в Нью-Йоркском университете и имевшими лицензию на право заниматься этой деятельностью.
    Кроме того, требовалась разработка единых для всех аудиторов основных рекомендаций для проведения как самого аудита, так и подготавливаемого на его основе аудиторского заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Основные этапы развития современного международного аудита
 
    До  начала XX века число научных источников по проблемам аудита было незначительным. В частности, в США использовались лишь источники, изданные в Англии. Поэтому первым и актуальным до настоящего времени научным трудом в этой области знаний было издание Р.Х. Монтгомери книги «Аудит: теория и практика». Ее появление было обусловлено прежде всего отличием американской практики аудита от английской, применяемой в США аудиторами, которые получили образование в Великобритании до рубежа XX столетия.
    В первые годы XX века заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) информации считали балансовый отчет основным показателем надежности любого экономического субъекта (компании, фабрики и пр.). По этой причине все аудиторы изначально уделяли особое внимание именно данной отчетной форме. Первое официальное постановление об аудите в США, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов, было посвящено «аудиту балансов» и опубликовано в 1917г.
    Разразившийся мировой экономический кризис 1929—1933 гг. вызвал пересмотр отношений к  деятельности аудиторов. В этот период резко возросли требования к качеству аудита.
    Во  время и особенно после окончания кризиса наметилось усиление акцента всех ведущих стран мирового сообщества на введении жестких требований к формируемой и представляемой заинтересованным пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности. Наряду с требованиями обязательной публикации отчетных данных появилась объективная потребность подтверждения их достоверности независимыми бухгалтерами-экспертами, т.е. аудиторами.
    Таким образом, аудит стал выполнять роль мощного заслона против различного рода мошенничества и фальсификаций со стороны экономических субъектов.
    С конца 20-х годов XX века в исследованиях и разработках в области аудита наметились два главных направления — создание стандартов аудиторской деятельности и разработка требований к ответственности аудиторов. В США появились нормы профессиональной этики, которых были обязаны придерживаться все практикующие аудиторы.
    Начиная с 1939г. Американский институт бухгалтеров-экспертов стал публиковать свои исследования в области аудиторских процедур в форме бюллетеней и отчетов. Это считается первым этапом на пути всеобщей стандартизации аудита.
    Первый  отчет Комитета по процедурам аудита отразил выработанные к тому времени семь основополагающих положений, которые легли в основу становления современного аудита.
    Кроме того, впервые было рекомендовано формировать аудиторское заключение в виде стандартного образца.
    Следующим, не менее важным этапом развития современного аудита является окончание второй мировой войны. В это время значительно увеличилось число общепринятых процедур как бухгалтерского учета, так и аудита. В 1948г. Американский институт бухгалтеров впервые утверждает «Общепринятые стандарты аудита», а Институт внутренних ревизоров публикует «Обязанности внутреннего ревизора».
    Начиная с 60-х годов XX века наметилась тенденция упрощения процесса бухгалтерского учета. Однако неудовлетворительность качества бухгалтерской (финансовой) отчетности продолжала существовать.
    В 1973г. созданное в США Бюро разработки стандартов финансового учета приступило к разработке проекта единой концептуальной основы (Conceptual framework) бухгалтерского (финансового) учета, призванной дать четкую, логически организованную систему взаимоувязки целей и основополагающих понятий бухгалтерского (финансового) учета и формирования на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Таким образом, аудит в США достиг качественно  нового уровня своего развития. Возникли два основополагающих направления регулирования аудита. В Западной Европе он жестко регламентировался правительствами государств, а в США и Великобритании — относительно самостоятельными общественными объединениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сущность  и цели международного аудита
 
    Комитет по основным принципам аудита Американской ассоциации по бухгалтерскому учету, а также Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров определяют аудит как «системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».
    Комитет по аудиторской практике несколько упростил данное определение, предполагая, что аудит есть не что иное, как «независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом».
    По  мнению видных американских ученых А. Аренса и Д. Лоббека, «аудит — это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям».
    Различные трактовки аудита свидетельствуют о том, что процесс его становления в настоящее время еще не завершен. Развитие бухгалтерского учета — процесс практически непрерывный и бесконечный, свидетельствующий о непрерывности совершенствования аудита и, как следствие, определения его сущности, целей и задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Значение  Международных стандартов аудита и факторы, влияющие на их разработку
    Международные стандарты аудита (МСА) являются общепризнанным механизмом регулирования существующих в мировой практике подходов к аудиту.
    Назначение стандартов состоит в описании, опираясь на единство методологии, основных принципов проведения аудита в целях выработки единого понимания его основной роли и значения, целей и задач, способов и процедур осуществления аудита, а также основных критериев для определения его качества, что, в свою очередь, позволяет заинтересованным пользователям бухгалтерской (финансовой) информации быть уверенными в ее достоверности после проведенного аудита.
    Однако  Международные стандарты аудита не могут учесть все национальные особенности организации и практики аудита различных стран. Это связано главным образом с рядом объективных и субъективных обстоятельств развития национальных экономик. Кроме того, ряд стран имеет свои стандарты аудита. Но в то же время при интеграции любого государства в мировую экономику и тем более глобализации рынков капиталов и ценных бумаг без единых для всех участников мирового экономического развития требований Международных стандартов аудита не обойтись.
    В ряде государств (Австралии, Бразилии, Голландии, России) МСА принимаются за основу при разработке национальных регламентирующих документов. Кроме того, существуют государства (Кипр, Нигерия и др.), где МСА приняты в качестве национальных. Потребность в Международных стандартах аудита возрастает с каждым годом, так как в мире существует тенденция интеграции в мировую экономику стран со своими системами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
    Следует отметить, что МСА должны применяться только к существенным аспектам. В ряде случаев мировая практика допускает возможность отступления от них в целях достижения наибольшей эффективности аудиторской проверки. Аудитор, использующий такую возможность, обязан обосновать сделанное отступление.
    Разработкой Международных стандартов аудита до 2002 г. занимался Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который являлся постоянно действующим комитетом в рамках Совета Международной федерации бухгалтеров. КМАП преследовал две основные цели:
    повышение уровня профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового;
    гармонизацию национальных правил и иных нормативных документов в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества.
    В 2002 г. КМАП был переименован в Международный  совет по стандартам в области  аудиторской деятельности, который в настоящее время состоит из 18 членов, представляющих 15 стран мирового сообщества.
      Классификация международных стандартов аудита
    МСА делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.
    В первую группу, которая именуется  «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано способствовать пониманию задач и методов работы КМАП, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания Международных стандартов аудита. Назначение глоссария — ввести единообразное толкование терминов, используемых в МСА. Термины в глоссарии расположены в, алфавитном порядке для английского варианта определения. Отдельные термины рассматриваются, в нескольких аспектах, определение каждого из них приводится после основного термина, например: аудитор — основное определение; его аспекты — постоянный аудитор, внешний аудитор, новый аудитор и др. В стандарте МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» описываются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА по отношению к услугам, предоставляемым аудиторами. Назначение основы — определение уровня уверенности аудитора и вида отчетности по отдельным видам услуг.
    Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.
    Третья  и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Система внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента; определения уровня существенности и аудиторских рисков.
    Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты, и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.
    Правила составления аудиторских заключений до результата аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах седьмой и восьмой групп — «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».
    В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур.
    Положения о международной аудиторской практике дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения международных стандартов аудита. 
 

      Связь МСА с национальными  стандартами аудита
    МФБ признает существование национальных Стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги аудиторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, автоматически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Если местные положения противоречат МСА, то организации — члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
    Страны  — члены МФБ, желающие принять  МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, определяющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если в МСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам, не освещенным в МСА.
    Российские  правила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном как аналог, МСА. На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых 31 документ был создан на основе аналогичных МСА, а остальные разработаны с учетом, специфики аудиторской деятельности в России по вопросам,, требующим дополнительной регламентации либо обособленного рассмотрения.
      Российские  правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов среди МСА1 

      Наименование  правила (стандарта) аудиторской деятельности Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта)
      «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» Действующими регулирующими  документами аудиторам запрещено: — заниматься деятельностью, не связанной с аудиторской; — проводить проверку отчетности на предмет ее достоверности, если ранее оказывались несовместимые с-проверкой услуги. Правило (стандарт) определяет подробный перечень сопутствующих аудиту услуг, в. том числе несовместимых с проверкой
      «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» Наличие внутрифирменных  стандартов аудиторской деятельности согласно российскому законодательству является одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг
      «Права  и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» Правило (стандарт) регламентировало права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, так как до принятия соответствующего Федерального закона этим аспектам не было уделено должного внимания во Временных правилах аудиторской деятельности.
      «Порядок  заключения договоров на оказание аудиторских услуг* Поскольку аудит в  России находился на стадии становления, данное правило (стандарт) было призвано внести ясность в содержание договоров на оказание аудиторских услуг с учетом специфики предмета договора
      «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» Частично положения, аналогичные включенным в' данное правило (стандарт) аудиторской деятельности, имеются в МСА «Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление» и в ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента». Коренным отличием российского правила (стандарта) является требование предоставления информации в письменном виде. Это побуждает руководство более серьезно отнестись к замечаниям аудитора и. исправлению обнаруженных ошибок
      «Образование  аудитора» Требования к образованию и повышению квалификации аудиторов в России установлены законодательно, поэтому данное правило (стандарт) необходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должность аудитора и аттестованных аудиторов
      Методика «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» На современном  этапе развития аудита и налогообложения в России имеется существенная потребность в услугах аудиторов, связанных с проверкой налоговых расчетов и других вопросов, связанных с налогами
    Как видно из информации, приведенной в таблице, основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в Российской Федерации.
    В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то, чтобы закончить формирование нормативной базы российского аудита и привести ее в соответствие с международными стандартамиПосле завершения этой работы можно будет претендовать на мировое признание перехода российского аудита на международные стандарты. 
 
 
 
 

    Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита
    Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из комитетов МФБ — Советом по международным стандартам финансовой отчетности. Взаимосвязи международных стандартов отчетности и аудита проявляются в следующих направлениях:
    — единство терминологии, применяемой  в МСФО и международных стандартах аудита;'
    — использование аудиторами МСФО в  целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным  требованиям.
    Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому удается избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.
    Если  аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании практически всех введенных в действие стандартов финансовой отчетности. В международных стандартах аудита встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные СМСФО. 

    В процессе переработки МСА все большее внимание уделяется содержанию стандартов отчетности. Так, новая редакция МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия», которая применяется начиная с отчетности за 2000 г., включает ссылки на МСФО 1 по поводу определения допущения, уместности его приме нения и понятия «существенная неопределенность».
Взаимосвязь МСА и МСФО 

      Номер и наименование МСА Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО
      МСА 120 «Концептуальная основа МСА» В качестве основ  финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы МСФО.
      МСА 320 «Существенность в аудите» Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными СМСФО.
      МСА 550 «Связанные стороны» Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора
      МСА 560 «Последующие события» Типология последующих  событий определена МСФО 10 «Условные события и события происшедшие после отчетной даты»
      МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия». Использование допущения  непрерывности деятельности предусмотрено «Основами подготовки и представления финансовой отчетности». определение понятия  «существенная неопределенность»
      МСА 700 «Аудиторское заключение». Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными  основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО.
      МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать  оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Роль  Международной федерации  бухгалтеров в разработке современной нормативной базы международного аудита
    Согласно  Конституции Международной федерации бухгалтеров ее миссия заключается во «всемирном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководствующейся гармонизированными стандартами с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества». По этой причине при Совете МФБ был сформирован постоянно действующий Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который в 2002 г. был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности. Он осуществляет разработку и публикацию стандартов и положений аудита, а также сопутствующих услуг.
    Совет уделяет особое внимание особенностям национальных нормативных актов, что, в свою очередь, позволяет учитывать полученную информацию при разработке МСА.
    Процесс разработки Международных стандартов и положений аудита и сопутствующих  услуг заключается в следующем:
    Совет отбирает определенные темы для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели;
    Совет делегирует подкомитетам обязательства по предварительной подготовке проектов стандартов и положений аудита;
    подкомитет изучает предварительные информационные потоки, состоящие из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами МФБ, а также региональными и иными профессиональными организациями;
    подкомитет готовит проект стандарта или положения и передает его на рассмотрение Совета;
    после утверждения Советом проект передается на рассмотрение всех членов МФБ, а также международных организаций, не являющихся членами МФБ, но заинтересованных в принятии стандартов;
    полученные комментарии и предложения рассматриваются в Совете, который вносит в проект необходимые коррективы и изменения;
    новая редакция утверждается и издается в виде международного стандарта аудита либо положения о международной аудиторской практике, которые вступают в силу с указанной в них даты.
    Нормативные документы (стандарты, проекты и  положения) должны быть утверждены тремя четвертями голосов присутствующих на заседании членов Совета при условии, что в поддержку подано не менее десяти голосов. Утвержденный документ выпускается в качестве итогового на английском языке. 

      Концептуальная  основа Международных  стандартов аудита и сопутствующих аудиту услуг
    Концептуальная  основа Международных стандартов аудита — это согласованная система  взаимосвязанных целей и принципов, на основе которой возможна разработка непротиворечивых стандартов и которая определяет природу, функции и границы аудиторских услуг, предоставляемых аудиторами заинтересованным в них пользователям.
    Разработку  и совершенствование различных  основополагающих положений аудита можно осуществлять и без выработки концептуальной основы. Однако это, как правило, приводит к некомплексности и противоречивости таких положений. Поэтому Международная федерация бухгалтеров, прежде чем приступить к разработке стандартов и положений о международной аудиторской практике (ПМАП), выработала концептуальную основу, которая позволила четко разграничить собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги.
    В соответствии с предложенной концептуальной основой сопутствующие аудиту услуги включают обзорную проверку, согласованные процедуры, компиляции.
    В результате обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанной на материалах проведенных опросов и аналитических процедур (которые, однако, не представляют доказательства, необходимые для проведения аудиторской проверки в полном объеме), аудитор, пытаясь охватить все существенные аспекты, может установить, что существует ряд признаков, позволяющих считать сформированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не соответствующей требованиям либо международных стандартов финансовой отчетности, либо национальных стандартов.
    Проводя обзорную проверку, аудитор не осуществляет оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также проверку бухгалтерских записей, сбор подтверждающих доказательств и иных процедур, которые обычно применяются при аудиторской проверке.
    Под согласованными процедурами понимается проведение аудитором процедур, заранее оговоренных с экономическим субъектом и любыми заинтересованными в них третьими лицами. При этом аудитор представляет отчет о сделанных им фактических выводах. Получатели отчета обязаны самостоятельно сформулировать окончательные выводы по отраженным в нем данным.
    И, наконец, под компиляцией подразумеваются сбор, классификация и обобщение бухгалтерской (финансовой) информации в удобной и понятной форме, осуществляемые профессиональным практикующим бухгалтером, без подтверждения ее достоверности.
    Предложенная  концептуальная основа не относит к сопутствующим аудиту услуги, связанные:
    с налогообложением;
    консультированием;
    рекомендациями по бухгалтерскому учету;
    рекомендациями по финансовым вопросам;
    прочими аналогичными экономико-правовыми аспектами.
    При этом следует отметить, что оказание сопутствующих услуг в виде согласованных процедур и подготовки финансовой информации не предполагает выражения аудитором уверенности. Для реализации такой уверенности аудитор проводит тщательную оценку собранных им доказательств и составляет аудиторское заключение. При этом степень уверенности определяется на основе всей совокупности проведенных аудиторских процедур.
    Если  осуществляется аудиторская проверка, то аудитор обязан обеспечить высокий, но не абсолютный уровень уверенности  в том, что проаудированные информационные потоки будут свободны от существенных искажений, способных оказать значительное влияние на различные экономические решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Цель  и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
    Методология аудита, как и любой науки, опирается на ряд основополагающих понятий, к которым, как правило, относят цель, задачи, принципы и методы. Исходя из этого КМАП разработал стандарт МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», который регламентирует общую цель, объем аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ответственность аудируемого экономического субъекта за формирование и представление этой отчетности заинтересованным в ней пользователям.
    МСА 200 под целью аудита предполагает предоставление аудитору возможности выразить свое мнение о том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена экономическим субъектом по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными требованиями. Однако пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности не может считать это мнение гарантией жизнеспособности экономического субъекта в будущем и эффективности ведения дел его руководством.
    При осуществлении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться в первую очередь этическими принципами, разработанными Международной федерацией бухгалтеров, которые позволяют оценить качество аудиторских услуг и повысить степень доверия к аудиту. К ним относятся:
    независимость;
    честность;
    объективность;
    профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;
    конфиденциальность;
    профессиональное поведение;
    следование техническим стандартам.
    Первым  основополагающим принципом, на котором  строится аудиторская деятельность, является принцип независимости. В традиционном понимании данный принцип предполагает обязательное отсутствие у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности как в делах экономического субъекта, так и в системе управления этого субъекта. При этом важно не допускать вмешательства любых лиц в определение объема аудита, в проведение аудиторских проверок, а также формирование выводов и отчетных форм. Под объемом аудита следует понимать объем аудиторских процедур, необходимых для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.
    Кроме того, представляется необходимым исключить материальную зависимость аудиторов, аудирующих то или иное направление деятельности экономического субъекта, от результатов этой деятельности.
    Важным  условием, способствующим повышению уровня независимости аудита, является исключение из его функций ответственности за организацию и проведение тех или иных корректировок управленческих решений, которые возможны после выявления отклонений.
    Принцип честности представляет собой не честность в обычном понимании этого слова, а, скорее, соблюдение аудитором его профессионального долга и общих норм морали, а также истинность суждений. Соблюдение данного принципа предопределяет доверие общества к аудиторской деятельности.
    Следующим принципом, который тесно связан с принципами независимости и  честности, является принцип объективности, который требует от аудитора беспристрастного и свободного отличных интересов и конфликтов сторон подхода к проведению аудирования любого направления деятельности экономического субъекта. По данному принципу аудитор не должен умышленно искажать существующие факты и формировать свое мнение, учитывая мнение других лиц.
    Принцип добросовестности предполагает обязательность проведения аудита на основе ответственного отношения аудитора к своим профессиональным обязанностям и выполнения своих функций с должной тщательностью, внимательностью и оперативностью. В то же время данный принцип не может гарантировать абсолютной точности результатов аудирования, он лишь уменьшает степень информационного риска, под которым понимается риск того, что любая информация, подвергаемая аудиту, несет в себе некоторую неопределенность, т.е. ряд искажений, возникающих вследствие тех или иных объективных и субъективных факторов.
    Задачи, решаемые аудиторами, затрагивают практически  все области деятельности экономического субъекта, поэтому исследуемая ими информация носит закрытый или, точнее сказать, конфиденциальный характер как для внешней среды, так и для ряда служащих субъекта, не имеющих по роду деятельности доступа к подобной информации.
    Принцип профессиональной компетентности предполагает выполнение аудиторами своих заданий на должном профессиональном уровне. Данный принцип предусматривает необходимость постоянного повышения профессионализма всех аудиторов, что обусловлено непрерывным изменением условий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, а также нормативно-правовой базы, являющейся основой аудиторской деятельности.
    Аудитор несет ответственность:
    за неосмотрительную оценку (в разумных пределах) объемов работ, необходимых для достижения поставленных перед ним целей;
    субъективную оценку сложности, существенности или значимости тех или иных аспектов, в отношении которых он формирует свои выводы;
    оценку адекватности и эффективности управления рисками, а также систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
    вероятность существенных ошибок;
    затраты на предоставляемую проаудированную информацию для системы управления экономическим субъектом, превышающие возможные экономические выгоды от управленческих решений, сформированных на ее основе.
    Кроме того, аудитор обязан на всех этапах своей деятельности, решая те или  иные поставленные перед ним задачи, исходить из известной позиции профессионального скептицизма, понимая, что вся информация, получаемая им из различных источников, может иметь некоторый уровень недостоверности.
    Согласно  МСА200 аудит должен проводиться в соответствии с требованиями всех Международных стандартов аудита.
    Аудитор самостоятельно определяет характер и объем проводимых процедур. При этом важной особенностью является соблюдение им основополагающих требований МСА и иных нормативных актов, регламентирующих данный вид услуг.
    В то же время аудиту в целом присущи и некоторые ограничения:
    использование тестирования;
    разнообразные ограничения и неопределенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
    • преобладание аудиторских доказательств, носящих, скорее, убедительный, нежели исчерпывающий характер;
    субъективность суждений самого аудитора;
    иные причины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Организационные и подготовительные мероприятия по проведению аудита и сопутствующих  аудиту услуг
    Перед проведением аудита или сопутствующих  аудиту услуг аудитор и экономический  субъект должны достичь определенного рода договоренности, которую необходимо отразить в достаточно полной мере в письменном виде.
    Соблюдение  данного требования, закрепленного  в МСА 210 «Условия аудиторских заданий», позволяет избежать целого ряда возможных  неопределенностей, возникающих в процессе оказания аудиторских услуг.
    Согласно  МСА 210 документальное отражение и подтверждение того, что аудитор соглашается с целями и объемом аудита или сопутствующих аудиту услуг, а также с объемом обязательств перед экономическим субъектом (клиентом) и формой отчетных документов, называется письмом о задании на проведение аудита или сопутствующих аудиту услуг.
    Письмо  о задании может иметь произвольный характер. Однако в нем необходимо отразить:
    цель аудита;
    ответственность руководства экономического субъекта за бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
    объем аудита;
    форму отчетных документов;
    факт существования ограничений аудита;
    существующую неизбежность риска необнаружения даже существенных искажений;
    требования свободного доступа к любой информации, необходимой для проведения аудита.
    Наряду  с перечисленными основными моментами в письме о задании допускается, хотя и не является обязательным, раскрытие ряда дополнительных сведений, которые, по мнению аудитора, необходимо согласовать с экономическим субъектом, например дополнительные договорные обязательства или основу исчисления оплаты услуг. Здесь же могут быть отражены условия договоренности о привлечении экспертов и иных аудиторов, а также любые другие дополнительные аспекты.
    При проведении повторных аудиторских проверок письмо о задании может не составляться, за исключением случаев, если:
    существует факт неправильного понимания экономическим субъектом цели и объема аудита;
    существует факт пересмотра договоренности или возникли особые условия;
    произошли изменения в составе управления экономическим субъектом;
    произошли значительные изменения как в характере, так и в масштабах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
    произошли изменения в требованиях законодательных актов.
    Когда в процессе проведения аудита или  оказания сопутствующих аудиту услуг клиент выдвигает требования о необходимости пересмотра условий договоренности, который в результате приведет к более низкому уровню существенности, аудитор обязан оценить целесообразность таких изменений.
    Подобные  требования могут возникать у  клиента в случае:
    изменения обстоятельств, влияющих на необходимость оказания аудиторской услуги;
    неправильного понимания характера аудита и сопутствующих аудиту услуг, оговариваемых изначально;
    ограничения объема договоренности, установленного руководящим звеном или вызванного дополнительными обстоятельствами.
    МСА 210 обязывает аудитора тщательно изучить причины возникновения вышеуказанных требований, а также последствия возможного ограничения объема договоренности.
    В случае изменения обстоятельств, влияющих на требования клиента, или выявления  неправильного понимания им характера  изначально запрашиваемой аудиторской  услуги данную причину следует считать  обоснованной. При этом аудитор обязан представить отчет, полностью отвечающий новым условиям.
    Если  аудитор не может принять изменения условий первоначальной договоренности и ему отказано в возможности продолжения работ согласно первоначальным условиям, то он должен отказаться от задания и оповестить об этом высшее звено системы управления экономического субъекта — клиента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Контроль  качества аудиторских  услуг
    В настоящее время в мировой  практике аудита не существует универсальных  рецептов контроля качества аудиторских работ. Т.к. невозможно полностью гарантировать отсутствие ошибок при выполнении аудиторами проверок и оказании сопутствующих аудиту услуг. Однако необходимость создания процедур и механизмов, позволяющих в значительной степени сократить вероятность ошибочных выводов и существенно повысить качество аудиторских услуг, потребовала их целенаправленной упорядоченности или, иными словами, — стандартизации.
    По  этой причине был разработан МСА 220 «Контроль качества работы в аудите», целью которого являются регламентирование и представление рекомендаций по контролю качества в отношении:
    политики и процедур аудиторской организации, применяемых к аудиторской работе в целом;
    процедур, направленных на контроль за работой ассистентов аудитора, выполняющих отдельные аудиторские проверки.
    Таким образом, требования стандарта направлены не только на применение единой политики контроля качества аудиторских проверок, но и на деятельность всех участников этих проверок.
    Политика  внутрифирменного контроля качества должна быть направлена:
    на соблюдение всем персоналом аудиторской организации этических принципов аудиторской профессии;
    владение сотрудников техническими стандартами и профессиональной компетентностью;
    поручение аудиторских заданий сотрудникам, имеющим профессиональные знания в данной области аудита; осуществление постоянного надзора и проверку выполнения работ на всех этапах и уровнях;
    проведение консультаций со специалистами, обладающими соответствующими знаниями;
    принятие новых и сохранение старых экономических субъектов — клиентов.
    мониторинг адекватности и эффективности самой внутрифирменной политики и процедур контроля качества аудита.
    Общая направленность политики и процедуры контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения всех ее сотрудников. Каждый аудитор организации обязан выполнять именно те процедуры контроля качества, которые относятся к его части аудиторской проверки.
    Любое поручение ассистентам аудитора должно сопровождаться разумной уверенностью поручающего в том, что данная работа будет выполнена добросовестно и ассистенты обладают надлежащими профессиональными знаниями и навыками.
    Сотрудники  аудиторской организации, осуществляющие руководство ассистентами и надзор за их работой, в ходе аудиторской проверки должны выполнять следующие функции:
    контролировать процесс аудита с тем, чтобы выявлять, владеют ли ассистенты необходимыми навыками и достаточно ли они компетентны для выполнения порученных им заданий; ясно ли представляют себе ассистенты указания по проведению аудита; выполняется ли работа согласно общему плану и программе аудита;
    обнаруживать и анализировать информацию, связанную с существенными аспектами бухгалтерского учета и аудита, корректируя по необходимости общий план и программу выполнения работ;
    устранять возникающие неоднозначные трактовки в профессиональных суждениях сотрудников, определяя при этом уровень необходимых консультаций.
    Проверку  работы ассистентов должны выполнять  сотрудники, имеющие, как минимум, равный уровень компетентности. При этом важно выяснить:
    была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
    были ли надлежащим образом задокументированы как результаты работ, так и весь процесс их достижения;
    были ли охвачены и урегулированы все существенные аспекты аудита;
    были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
    являются ли выводы следствием результатов работы и служат ли они основой для выражения мнения аудитора.
    При проверках  необходимо акцентировать особое внимание:
    на общем плане и программе аудита;
    оценке неотъемлемого риска и риска системы контроля;
    документации, отражающей аудиторские доказательства;
    бухгалтерской (финансовой) отчетности с предлагаемыми аудиторскими поправками и самом аудиторском заключении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Рабочая документация аудитора
    Согласно  МСА 230 «Документирование» аудитор обязан вести документирование доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что сам процесс аудирования проводился в соответствии с Международными стандартами аудита.
    Термин  документация для целей МСА предполагает составление аудитором и для него рабочих документов по проводимому аудиту экономического субъекта, которые в дальнейшем хранятся у аудитора.
    Рабочие документы надо составлять в достаточно полной и подробной форме, что позволяет обеспечить общее понимание аудита. Кроме того, в них следует отразить информацию:
    о планировании работы;
    характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур;
    результатах аудиторских процедур;
    сделанных аудитором выводах, подтвержденных аудиторскими доказательствами.
    На  форму и содержание рабочих документов влияют:
    характер аудиторского задания;
    форма аудиторского заключения;
    характер и сложность бизнеса;
    характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
    необходимость в привлечении к работе ассистентов аудитора, проведения надзора и проверки их работы;
    конкретизация методов и приемов, применяемых при аудировании.
    В минимальный перечень сведений, отражаемых в рабочих документах, входят:
    информация об организационно-правовой структуре экономического субъекта;
    выдержки из основных юридических документов, протоколов и соглашений экономического субъекта или их копии;
    сведения об отрасли, а также внешней среде, в рамках которой осуществляет свою деятельность экономический субъект;
    документы, подтверждающие процесс планирования аудита;
    сведения о понимании аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
    сведения об оценке неотъемлемого риска, риска системы контроля, а также о любых корректировках данной оценки;
    аудиторские доказательства и выводы по вопросам анализа работы внутреннего аудита;
    анализ финансово-хозяйственных операций и сальдо счетов;
    анализ существенных для данного экономического субъекта коэффициентов и тенденций;
    данные о характере, сроках и объеме аудиторских процедур, а также их результатах;
    доказательства поднадзорности и проверки работы ассистентов аудитора;
    сведения о работниках, выполняющих аудиторские процедуры, и сроки их выполнения;
    подробные сведения о тех компонентах бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые аудировались другим аудитором;
    копии сообщений, направленных другим аудиторам и полученных от других аудиторов, экспертов и третьих лиц;
    копии писем или протоколов встреч, связанных с аудитом, включая все условия договоренности об аудите и существенные недостатки внутреннего контроля;
    письма-заявления экономического субъекта;
    выводы, сделанные аудитором по всем важным направлениям аудирования;
    копии бухгалтерской (финансовой) отчетности и самого аудиторского заключения.
    Вся информация должна быть обеспечена соответствующими процедурами конфиденциальности и сохранности. При этом все рабочие документы хранятся у аудитора и являются его собственностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Мошенничество и ошибки
    Под мошенничеством для целей МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности» и МСА 240А «Мошенничество и ошибки» понимаются преднамеренные действия, совершенные одним лицом или группой лиц руководящего состава, сотрудниками экономического субъекта, а также третьими лицами, повлекшие за собой искаженное представление результативных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    К таким действиям МСА 240 относит:
    манипуляцию, фальсификацию и изменение учетной информации или документов, связанных с этой информацией;
    незаконное присвоение активов;
    сокрытие или пропуск той или иной информации как в учетных регистрах, так и первичных документах;
    отражение в учетных регистрах несуществующих операций;
    неправильное применение учетной политики.
    Под ошибкой в МСА 240 понимаются непреднамеренные искажения, допущенные при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности:
    математические ошибки или описки в учетных записях или данных бухгалтерского учета;
    пропуск фактов или их неверная интерпретация;
    неправильное применение учетной политики.
    Аудитор в процессе планирования и проведения аудиторских процедур, а также  при оценке их результатов должен учитывать риск существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, который может возникнуть как в результате мошенничества, так и в результате ошибок.
    Несмотря  на то, что аудитор не несет ответственности за предотвращение фактов мошенничества и ошибок, так как эти функции возлагаются на руководящий орган экономического субъекта, проведение ежегодного аудита позволяет с некоторой степенью вероятности предотвратить вышеуказанные факты и способствовать повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    С этой целью еще на стадии планирования аудитор обязан оценить возможный риск существенных искажений вследствие мошенничества и ошибок. При этом он должен сделать запрос руководству экономического субъекта по вопросам наличия у него сведений о любых фактах мошенничества или ошибок, обнаруженных ранее.
    Наряду  с несовершенством систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта на вышеуказанный риск оказывают влияние:
    сомнения в честности и компетентности руководства экономического субъекта;
    необычное давление, оказываемое как внутренней, так и внешней средой;
    необычные операции;
    возникновение проблем при сборе достаточных и уместных аудиторских доказательств (например, уклонение руководства от адекватных ответов на вопросы аудитора).
    Опираясь  на результаты оценки данного риска, аудитор разрабатывает на стадии планирования аудиторские процедуры, позволяющие сократить степень риска.
    Следует особо отметить, что риск необнаружения существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие фактов мошенничества значительно выше аналогичного риска вследствие ошибок.
    Если  аудитор предполагает, что существует вероятность наличия фактов мошенничества  или ошибок, то он обязан провести соответствующие специальные (модифицированные) или дополнительные аудиторские процедуры.
    В обязанность аудитора входит обязательное уведомление высшего руководства экономического субъекта о выявленных им фактах мошенничества или ошибок в кратчайшие сроки, если:
    существует всего лишь подозрение о наличии фактов мошенничества;
    мошенничество или существенные ошибки действительно имели место.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Учет  законов и иных нормативных актов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
    При планировании и осуществлении аудиторских  процедур, а также оценке их результатов  наряду с учетом существования риска мошенничества и ошибок аудитор должен реально сознавать, что несоблюдение экономическим субъектом законодательных и иных нормативных актов может существенным образом повлиять на результативные показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности этого субъекта.
    Исходя  из вышеизложенного КМАП разработал и принял МСА 250 «Учет законов  и нормативных актов при аудите финансовой отчетности», регламентирующий действия аудитора при обнаружении несоблюдения аудируемым экономическим субъектом нормативных актов.
    В то же время нельзя быть уверенным, что аудитор может гарантировать выявление всех фактов несоблюдения законодательных и иных нормативных актов. Если на каком-либо из этапов аудита такие факты будут выявлены, то независимо от их существенности возникнет сомнение в честности сотрудников и руководства экономического субъекта. Это, в свою очередь, потребует проведения анализа возможных последствий для дальнейшего аудита, принимая во внимание то, что проблемы несоблюдения нормативных актов скорее являются прерогативой юристов, а не аудиторов. Аудитору необходимо постоянно консультироваться с квалифицированным юристом по всем аспектам обнаруженных несоблюдений.
    Аудитор или аудиторская организация  не несет ответственности за несоблюдение руководством экономического субъекта требований законодательных и иных нормативных актов. За это отвечает руководящий орган экономического субъекта. Однако ежегодное проведение аудита позволяет предотвратить случаи такого несоблюдения.
    На  этапе планирования аудита аудитор должен изучить нормативные акты, применимые именно к аудируемому экономическому субъекту и к отрасли, к которой он относится. Кроме того, важно иметь представление о соблюдении субъектом всех требований названных актов.
    Знакомясь с законодательством, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, аудитору следует учесть, что ряд законов и иных нормативных актов оказывает существенное влияние на эту деятельность.
    На  этапе планирования аудитору необходимо:
    использовать всю имеющуюся информацию о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого экономического субъекта;
    выяснить у руководства данного субъекта существующую политику и процедуры, направленные на соблюдение требований и норм законодательных и иных нормативных актов;
    обсудить с руководством экономического субъекта действия субъекта, направленные на оценку и отражение в учете судебных исков и иных санкций;
    обсудить аналогичные аспекты с аудиторами дочерних предприятий.
    После предварительного ознакомления аудитору следует запросить и получить письменное подтверждение руководства экономического субъекта о том, что оно сообщило аудитору обо всех случаях несоблюдения нормативных актов, которые должны учитываться при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    При выявлении фактов несоблюдения руководством экономического субъекта законодательных и иных нормативных актов аудитор должен оценить степень их возможного влияния на результативные показатели, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности. С этой целью он:
    определяет возможные финансовые последствия (ущерб, пени, штрафы, вынужденное прекращение деятельности и пр.);
    ставит под сомнение достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, если финансовые последствия являются существенными;
    документирует выявленные факты;
    • обсуждает эти аспекты с руководством экономического субъекта.
    Если  аудитору не сообщены все сведения о несоблюдении нормативных актов, он обязан пересмотреть оценку аудиторского риска и достоверность полученной от руководства информации, а также в кратчайший срок проинформировать ревизионную комиссию, совет директоров и высшее звено управления экономического субъекта о выявленных им фактах несоблюдения законодательных и иных нормативных актов.
    При бездействии информированных лиц  аудитор вправе выразить условно-положительное или даже отрицательное мнение. МСА 250 рекомендует аудитору отказаться от проведения аудита, если экономический субъект не принимает никаких мер по сложившейся ситуации, т.е. выявленным фактам несоблюдения. Это возможно, даже если выявленные факты не оказывают существенного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Мероприятия по планированию аудита
    С целью повышения эффективности проведения аудита аудитор должен осуществлять планирование своей деятельности. Под планированием для целей МСА 300 «Планирование» понимаются разработка общей стратегии, а также детализация характера, сроков и масштаба аудиторской проверки.
    Надлежащее  планирование аудиторской работы позволяет  достичь понимания того, что всем важным аспектам аудита уделено должное внимание. Кроме того, планирование позволяет выявить возможные проблемы, чтобы работа была выполнена в наиболее короткие сроки.
    Процесс планирования дает возможность распределить поручения между ассистентами аудитора и проводить координацию работы других аудиторов и экспертов.
    На объем  планирования аудита влияют:
    размер экономического субъекта;
    сложность аудиторской проверки;
    опыт работы аудитора с аудируемым субъектом;
    знание бизнеса экономического субъекта.
    При разработке общего плана аудита аудитор обязан учесть в нем предполагаемый объем и процесс ведения аудиторской проверки. Детализация общего плана должна способствовать разработке программы аудита. При этом его форма и содержание зависят:
    от размера экономического субъекта;
    сложности аудиторской проверки;
    конкретных методик и технологических процессов, которые предполагается применять при аудите.
    Разрабатывая  общий план аудита, необходимо иметь в виду следующие основные аспекты:
    сведения о бизнесе экономического субъекта, в частности внутренние и внешние факторы, влияющие на бизнес, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности;
    понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
    риск и существенность;
    характер, сроки и объем процедур;
    возможность координации, надзора и анализа работы, в частности, привлекаемых специалистов;
    прочие аспекты, в частности, то, что предполагаемое допущение непрерывности деятельности экономического субъекта может оказаться сомнительным.
    Программа аудита представляет собой прежде всего набор инструкций для ассистентов аудитора, а также является средством контроля выполнения работ.
    Следует особо отметить, что процесс планирования аудита осуществляется непрерывно на протяжении всего аудита в связи с возможными изменениями различных обстоятельств. При этом изменения должны быть задокументированы.
      Знание бизнеса
    Для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта аудитор должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые, по его мнению, могут оказывать существенное влияние на вышеуказанную отчетность, проверку и само аудиторское заключение.
    В то же время уровень знаний бизнеса  экономического субъекта у аудитора, как правило, значительно ниже, чем у руководства этого субъекта, поэтому МСА 310 «Знание бизнеса» регламентирует перечень вопросов, которые должен рассмотреть аудитор при проведении конкретной проверки:
    общие экономические факторы, в частности общий уровень экономической деятельности (спад или рост);
    отрасль деятельности субъекта и существенные условия, влияющие на его бизнес, в частности цикличная или сезонная деятельность, рынок, конкуренция и пр.;
    экономический субъект, в частности важные характеристики управления и структуры, финансово-хозяйственная деятельность (продукция, рынки и пр.), условия подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, законодательство или, иными словами, нормативно-правовое поле.
    Опираясь  на этот перечень, аудитор еще до заключения договора должен получить предварительные сведения о бизнесе экономического субъекта и определить адекватность уровня знаний для проведения аудита.
    После заключения договора необходимо расширить  знания о бизнесе экономического субъекта. При этом следует помнить, что приобретение аудитором знаний о бизнесе экономического субъекта является непрерывным процессом  и продолжается на протяжении всей проверки. При повторных проверках аудитор пополняет и обновляет эти знания.
    Источниками получения сведений о бизнесе  экономического субъекта, как правило, являются:
    предыдущий опыт работы как с данным экономическим субъектом, так и с его отраслью;
    беседы с сотрудниками субъекта;
    беседы с внутренними аудиторами и обзор их отчетов;
    беседы с иными аудиторами и другими экспертами, оказывающими услуги данному экономическому субъекту;
    публикации об отрасли;
    законодательство, оказывающее значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта;
    посещение как административных, так и производственных помещений;
    • документы экономического субъекта по различным аспектам, в частности протоколы заседаний, должностные инструкции, планы маркетинга и пр.
    Полученные  аудитором знания бизнеса служат основой, в пределах которой выражается его профессиональное суждение относительно значительного ряда аспектов как финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, так и непосредственно аудита его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Для приобретения знаний о бизнесе экономического субъекта аудитору необходимо изучить:
    общие экономические факторы;
    важные отраслевые условия, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта;
    экономический субъект: уровень и структуру собственности; ассортимент выпускаемой продукции; рынки сбыта; существующих и потенциальных поставщиков и подрядчиков; расходы субъекта; характер производственной деятельности; местонахождение производственных, складских и административных помещений;
    факторы, влияющие на финансовое положение и доходность экономического субъекта;
    факторы, влияющие на руководство экономического субъекта в процессе формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    соответствующие законодательные акты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Существенность  в аудите
    Согласно  «Принципам подготовки и составления  финансовой отчетности», разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, информация считается существенной, если ее пропуск или искажение в бухгалтерской (финансовой) отчетности оказали влияние на принятое экономическое решение. При аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности оценка существенности является предметом профессионального суждения аудитора.
    Учитывая  важность проблемы, Комитет по международным  стандартам аудита разработал МСА 320 «Существенность в аудите», целью которого признается установка требований и соответствующих им рекомендаций, связанных с концепцией существенности в ее взаимосвязи с аудиторским риском.
    Разрабатывая  общий план аудита, аудитор обязан установить приемлемый уровень существенности для выявления искажений. При  этом необходимо учитывать как количественные (объемные), так и качественные (недостаточное или несоответствующее описание учетной политики, приведшее в заблуждение заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пр.) характеристики искажений.
    Аудитору  необходимо учитывать и искажения, возникающие в сравнительно небольших  суммах, которые в своей совокупности могут оказывать существенное влияние на результативные показатели, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор должен рассматривать существенность на уровне:
    бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    отдельных сальдо счетов;
    классов операций;
    раскрываемых сведений.
    В результате влияния различных факторов он может получить различные уровни существенности в зависимости от рассматриваемых аспектов бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Аудитор оценивает существенность:
    при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур;
    оценке последствий искажений.
    На  этапе планирования аудита аудитор  исследует вопрос о том, что может  повлечь за собой существенное искажение  бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Оценка  существенности по отдельным сальдо счетов и классам операций позволяет выявить и решить, что подвергать аудиторским процедурам, а что нет. Кроме того, эта оценка помогает установить как характер, так и объем необходимых для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности данного экономического субъекта аудиторских процедур в целях снижения аудиторского риска до приемлемого уровня.
    Между существенностью и аудиторским  риском существует обратная связь: чем  выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот.
    После завершения аудиторских процедур и  подведения итогов оценка существенности и аудиторского риска может отличаться от оценки, проведенной на начальной  стадии планирования. Причиной такого отличия являются:
    изменение обстоятельств в результате проверки;
    изменение информированности аудитора.
    Важный  момент аудита — проблема оценки объективности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для этого аудитор должен определить, является ли совокупность всех неисправленных искажений существенной. При положительном ответе он пересматривает вопрос снижения аудиторского риска и понижает его посредством расширения аудиторских процедур или внесения экономическим субъектом поправок в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
    При приближении вышеуказанной совокупности искажений к установленному аудитором уровню существенности требуется определить возможность превышения уровня существенности из-за необнаруженных искажений. При этом необходимо расширить аудиторские процедуры, чтобы понизить уровень аудиторского риска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Оценка  рисков и система  внутреннего контроля
    Аудиторская деятельность, как правило, сопряжена  с целым рядом неопределенностей, которые часто оказывают влияние  на достижение ее целевых установок. В аудиторской практике эти неопределенности обычно называют рисками.
    Согласно  сложившейся аудиторской практике аудиторский риск состоит из трех основных компонентов:
    неотъемлемый риск;
    риск системы контроля;
    риск необнаружения.
    Каждый  из перечисленных рисков обусловлен совокупным влиянием целого ряда факторов, которые несут в себе различную степень неопределенности, что не дает возможности в каждом конкретном случае дать однозначные ответы по поводу степени их влияния как на перечисленные выше частные риски, так и на аудиторский риск в целом.
    В этой связи аудитор начиная с этапа планирования, а также на всем протяжении своей деятельности должен осуществлять сбор и анализ информации о возможных факторах, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на общий аудиторский риск.
    Первоначальное, полученное на этапе планирования суждение о частных рисках, составляющих совокупный аудиторский риск, в большей степени подвержено профессиональному субъективизму, нежели уточненные данные, получаемые в ходе выполнения аудиторских заданий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.