На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ И ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

     ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий

     Курсовая работа

     студентки дневного отделения 1 курса 511 группы

     Щукиной Ирины Петровны

     Санкт-Петербург

     2010

                                                            План 

     Введение 

          Глава 1. Формы и оценка последствий  государственного регулирования  рынка 

          Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка в России 

         Заключение 

         Список использованной литературы 

                                                        Введение. 

           Есть различные точки зрения о роли государства  в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своего неизбежного бюрократизма не способно  решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует  свести к минимуму. Другие утверждают, что современная  экономика  стала настолько сложной, что без вмешательства государства просто не обойтись. В итоге стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества вообще.
           При рассмотрении проблем соотношения  государства,  права  и  экономики важное место занимает проблема механизма  государственного  воздействия  или государственного регулирования экономики. Данная проблема  имеет  не  только теоретическое, но и практическое значение.
           Таким образом, можно с полным  правом говорить о том, что  вопросы государственного урегулирования  имеют сегодня большую актуальность, в особенности на микроэкономическом уровне.
           Основная цель курсовой работы  состоит в том, чтобы определить  и проанализировать роль государства  и степень его вмешательства  в рыночную экономику, а так  же механизмы, помогающие справляться задачами перераспределения доходов граждан, хозяйственных организаций, ресурсов страны в интересах общества в целом, а также организации производства общественных товаров и услуг.
            Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
      Определить методы, пути  и формы  государственного регулирования экономики с точки зрения теории.
      Описать роль государства в современной экономике.
      Рассмотреть причины вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.
      Анализировать некоторые последствия такого вмешательства.
     Предметом данного исследования является государственное  регулирование рынка, его виды и  роль в современном экономическом  механизме. Объектом исследования является государство и рынок.
     Государство при этом выступает  не только  в роли регулятора, но  и в качестве  непосредственного субъекта, участника экономических отношений.  Оно не  только  устанавливает,   но   и   своими непосредственными действиями  осуществляет  содержащиеся  в издаваемых  им актах установки. Государство выступает, таким образом,  одновременно  и как исполнитель и как регулятор разнообразных отношений,  возникающих в сфере экономики.
                     Глава 1. Формы и оценка последствий государственного  регулирования рынка 

     1.1 Налоги и дотации. Фиксированные цены
     Роль  государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать.
     Прежде  всего государство устанавливает  правила экономического поведения  и обеспечивает их соблюдение всеми  экономическими субъектами.
     Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д. Или, допустим, некое предприятие сорвало договорные поставки своей продукции потребителям и тем самым нанесло им экономический ущерб. Законодательство устанавливает общий порядок определения и возмещения этого ущерба.
     Другая  очень важная функция государства - управление денежной системой.
     Важное  значение имеет разработка и применение антимонопольного законодательства. Стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке. Но государственную политику по отношению к монополиям нельзя сводить только к борьбе с ними. В некоторых сферах экономической деятельности разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий или организация параллельных фирм, выпускающих такую же продукцию, экономически нецелесообразно, поскольку это может привести к росту затрат на единицу производимой продукции или оказываемых услуг. Например, имеет ли смысл создавать два конкурирующих между собой метрополитена с параллельными линиями? В таких случаях имеет место естественная монополия. С естественными монополиями государство обычно не борется, оно их регулирует, в том числе и путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги.
     В некоторых случаях экономически оправдано предоставление государством монопольных прав отдельным экономическим субъектам. Например, государство юридически оформляет, а затем и защищает право собственности изобретателя на его изобретение. Никто без разрешения изобретателя и без устанавливаемого им вознаграждения не имеет права воспользоваться его изобретением. Конечно, монополия изобретателя сдерживает широкое использование данного изобретения на практике. Но, с другой стороны, такой порядок создает мощные материальные стимулы к новым и все более эффективным изобретениям.
                 
     Налоги
     В современной рыночной экономике  применяется довольно сложная и  разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в  государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.
     Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых нетоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог на налог продажи, а также так называемый акциз.
     Непосредственными плательщиками в государственный  бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.
     Рассмотрим  рис. 1. Вначале, до введения налога, линия  спроса занимала положение D1, а линия предложения - S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж - Q1.
     Допустим  теперь, что правительство ввело  налог на данный товар в сумме  Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.
     Это вызовет параллельный сдвиг линии  предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2. 

        
     Рис. 1. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами. 

        Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P+, P-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, P+, окажется выше первоначальной P1. Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P-, окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P+АВР-. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.
     Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно  вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 2). 

      Рис. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного  налога, если он уплачивается покупателями. 

     Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.
     Нетрудно  убедиться, что новый объем продаж О , цены P+ и P- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.
     Сила  воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 3,а изображена ситуация, когда и  линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на автомобили красного цвета имеет довольно пологий характер.
     Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.
     На  рис. 3,б изображена ситуация, когда  линии спроса и предложения имеют  крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах  независимо от их цвета. Введение потоварного  налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж. 

       
     Рис. 3. Воздействие потоварного  налога на равновесный   
объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса  
и предложения.
 

     Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения. Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 4,а. На рисунке видно, что большая часть налогового бремени (PT - PT) возлагается на покупателей и меньшая часть налогового бремени (P+ - P-) возлагается на производителей. Для сравнения на рис. 4,б изображена противоположная ситуация. Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей. 

     
     Рис. 4. Распределение  налогового бремени  между покупателями  
и продавцами в зависимости от соотношения наклонов линий  
спроса и предложения.
 
 
 
 
 

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Дотации.
     Дотация - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
     Потоварная  дотация устанавливается либо в  определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме  в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.
     Рассмотрим  рис. 6. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена - P1. 

     
     Рис.6.Воздействие на рыночное  
равновесие нетоварной дотации.
 

     Предположим, правительство ввело дотации  из госбюджета производителям данного  товара размером V руб. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до P-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   
       Фиксированные цены
     Помимо  использования налогов и дотаций  государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.
     Рассмотрим  рис. 7. Государство может установить фиксированную цену на уровне как  превышающем цену равновесия (Р' > PE), так и ниже ее (Р"< PE). В первом случае это приведет к избытку продукции (Q'S-Q'D), во втором случае - к дефициту (Q''D - Q''S). В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет реализовано Q'D единиц продукции, во втором - Q''S. 

     
     Рис. 7. Фиксированные  цены. 

     Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых  странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q'DABQ'S
     Правительство не может "выбросить" закупленную  продукцию на внутренний рынок, так  как это неизбежно приведет к понижению цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.
     Пытаясь сократить избыток продукции, правительство  может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии S на рис. 7 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д.
     Рассмотрим  теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р", т. е. ниже цены равновесия -PE (рис. 7). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р"), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P1), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой - появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями.
     Рассмотрим  еще два сюжета, связанных с  товарным дефицитом.
     Допустим (рис. 8), правительство установило предельную цену некоторого товара на уровне Рmax. Это значит, что производители могут назначать цену на свой товар ниже Рmax, но не имеют права устанавливать ее выше, чем PE. Предельная цена Pmax ниже равновесной цены PE. Объем продаж при цене Pmax равен Q. 

     
     Рис. 8. Дефицит и черный рынок. 

     Допустим  далее, что производители имеют  нелегальную возможность продавать свой товар по повышенной цене на черном рынке. Предположим, что в случае разоблачения санкции несут только продавцы. Кривая предложения товара на черном рынке принимает положение S1. Эта линия расположена выше линии S, т. е. линии предложения при отсутствии государственного вмешательства. Почему? Например, объем продукции Q' прозводители согласны поставить на легальный рынок по цене Р', тот же объем они согласны поставить на черный рынок по более высокой цене Р". Разница Р" - Р' представляет собой компенсацию за риск разоблачения. Вертикальная разность между линиями S1 и S определяется строгостью санкций за нарушения дисциплины цен.
     На  черном рынке установится цена P1, превышающая как предельную цену Рmax, так и равновесную цену PE. Объем продаж Q1 больше того объема Q, который был бы реализован на легальном рынке по предельной цене Pmax, но меньше равновесного объема QE.
     В рассмотренном примере правительство  поставило перед собой вроде  бы благую цель: ограничить рост цены товара. Но результат оказался противоположным. Весь товар ушел на черный рынок. Причем цена черного рынка оказалась даже выше той, которая сложилась бы на рынке, если бы государственного вмешательства не было.
     Функции спроса и предложения обычно формулируются  применительно к товару вполне определенного качества. Сейчас мы сделаем исключение и предположим, что качество товара не фиксировано, а может изменяться. Возьмем, например, такой товар, как сосиски. В принципе в этот товар можно включить различное количество (больше или меньше) влаги, жиров, крахмала и других компонентов.
     Рассмотрим  рис. 9. Предположим, первоначально линия  спроса на сосиски занимала положение  D, линия предложения - положение S. Пусть цена сосисок зафиксирована государством на уровне Р, что ниже равновесной цены PE. Объем продаж при этом равен Q1, дефицит - Q2-Q1. 

     
     Рис. 9. Дефицит и качество. 

     В условиях дефицита производители могут  несколько ухудшить качество сосисок (например, включив в них больше влаги и крахмала), не опасаясь трудностей с реализацией. В результате ухудшения качества сосисок спрос на них уменьшается, кривая спроса сдвигается влево, последовательно принимая положения D1 и D2. Наоборот, предложение сосисок увеличивается, поскольку менее качественный товар требует, как правило, меньших затрат на производство (вода и крахмал дешевле мяса) и производители согласны поставить на рынок по той же цене большее количество менее качественного товара. Линия предложения сдвигается вправо, последовательно принимая положения S1 и S2. Движение линий спроса и предложения в противоположных направлениях происходит до тех пор, пока точка их пересечения не опустится до уровня фиксированной цены Р.
     С целью предотвращения снижения качества товаров государство может ввести контроль не только за ценами, но и за качеством продукции. Но в условиях товарного дефицита возможности этого контроля весьма ограничены.
     1.2 Внешние эффекты и затраты. Общественные блага. Дифференциация доходов населения.
     В рыночной экономике возникают ситуации, когда чисто рыночные механизмы  оказываются несостоятельными. В этих случаях государственное вмешательство в экономические процессы может быть вполне оправданным.
     Внешние эффекты и затраты
     Процессы  производства и потребления некоторых  видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии.
     Приведем  примеры внешних затрат. Химическое предприятие загрязняет окружающую среду. Потребитель алкогольных напитков подрывает свое здоровье, а лечится в нашей стране за общественный счет. Владелец автомобиля пользуется дорогами, которые содержатся за счет государственного бюджета, загрязняет окружающую среду, создает опасность для пешеходов.
     Приведем  примеры внешних эффектов. Тот, кто  занимается туризмом, укрепляет свое здоровье, тем самым экономит общественные средства на здравоохранение. Человек, прошедший вакцинацию против инфекционной болезни, уменьшает опасность ее распространения.
     Участники рыночных сделок при определении  объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают  во внимание внешние эффекты и  затраты. В результате этого (при  отсутствии государственного вмешательства в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускается слишком много. Наоборот, товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается слишком мало.
     Меры воздействия на рыночное равновесие со стороны государства могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если внешние затраты слишком высоки (например, установить запрет на промышленное производство в курортной местности, на производство и потребление наркотиков и т. д.). Государство может установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными веществами. Могут использоваться и налоги.
     Предположим, что производство некоторого химического  продукта сопровождается загрязнением воздуха. Удалось подсчитать денежную оценку этого ущерба. Допустим, производство одной тонны продукта наносит ущерб окружающей среде в 40 р. Эта сумма представляет собой оценку внешних затрат. Она не входит в частные затраты собственников химического предприятия и поэтому не учитывается ими при принятии решений об объемах производства, о новых инвестициях и т. д. Производство продукта представляется собственникам предприятия слишком дешевым, что может привести к избыточному с общественной точки зрения объему выпуска этой продукции.
     Правительство может ввести потоварный налог размером 40 р. на тонну данного химического  продукта. В результате внешние затраты  превращаются в частные затраты.Налоговое бремя частично ляжет на собственников данного завода, частично - на потребителей данного химического продукта, а возможно, и на потребителей той продукции, в производстве которой используется данный химический продукт.
     Если  производство продукта наносит ущерб  окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, т. е. ввести в бюджет платежи, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению экологически чистых технологий.
     Если  производство или потребление некоторого товара сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или  потребителям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Общественные блага
     Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается несостоятельным, связана с так называемыми общественными благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое другое.
     Общественные  блага отличаются от обычных "необщественных" благ следующими двумя характеристиками.
     Первая. Отсутствие соперничества в потреблении  общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и ничуть не ухудшает качества передачи. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним морским судном не ограничивает одновременного использования этого маяка другими кораблями.
     Вторая. Невозможность воспрепятствовать  потреблению общественных благ. Например, не существует технических средств, которые могли бы не допустить  использование света маяка одними кораблями в то время, как его могут использовать другие. Опять же технически невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередачи одним радиослушателем тогда, когда ее может принимать его сосед.
     Определим оптимальный объем производства общественного блага. Для примера рассмотрим уличное освещение. Оно является общественным благом. Действительно, если данная улица освещена, то использование ее освещенности одним пешеходом не лишает такой же возможности других. Кроме того, невозможно устроить так, чтобы для одних пешеходов свет горел, а для других - нет. Допустим, что на данной улице проживают только два жителя: Трифон и Федор. Они же являются единственными пользователями уличного освещения. На рис. 10,а изображена кривая индивидуального спроса Федора на уличное освещение. По оси абсцисс откладывается число уличных фонарей (Q). По оси ординат откладывается оплата Федором содержания одного уличного фонаря (PФ). Например, если бы содержание одного фонаря обходилось Федору в 20 р. в год, то он был бы готов финансировать два уличных фонаря. В данном случае линию индивидуального спроса Федора на освещение удобно интерпретировать как линию его предельной выгоды (MBФ). Скажем, выгода, приносимая Федору вторым фонарем, равна 20 р. в год. Именно поэтому при числе фонарей, равном двум, он готов платить по 20 р. на содержание каждого. На рис. 10,б изображена линия индивидуального спроса, она же линия предельной выгоды Трифона. На рис. 10,б представлена линия суммарной предельной выгоды (MB). Ее же можно назвать линией совокупного спроса на уличное освещение. Напомним, что для обычных товаров и услуг кривую рыночного спроса можно получить как горизонтальную сумму кривых индивидуального спроса. Линию же совокупного спроса на общественное благо можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. На рис. 10,е наклонные прерывистые линии представляют собой линии индивидуального спроса Федора и Трифона. Наклонная сплошная линия MB есть их вертикальная сумма. Действительно, при числе фонарей, скажем, равном двум, предельная выгода Федора MBT = 20 р., предельная выгода Трифона MBФ = 40 р., суммарная предельная выгода MB = 60 р. Именно такую сумму они вместе готовы заплатить на содержание каждого фонаря. 

     
     Рис. 10. Определение оптимального объема производства общественного блага. 

     Допустим  теперь, что предельные затраты МС на содержание одного фонаря равны 40 р. и не зависят от числа фонарей. Тогда, как это видно из рис. 10,в, оптимальное число фонарей равно трем, при котором МС = MB.
     Если  их число меньше трех, то МС < MB и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно повысить, увеличивая число фонарей. Если их число больше трех, то МС > MB и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно увеличить, сокращая число фонарей. При числе фонарей, равном трем, естественным образом складывается участие потребителей в финансировании уличного освещения. Каждый платит в соответствии со своей предельной выгодой: Трифон - 30 р., Федор - 10 р. на содержание каждого фонаря. При отсутствии постоянных затрат этих средств как раз достаточно, чтобы финансировать освещение.
     Основная  трудность с определением оптимального объема производства общественного  блага заключается в том, что  предельные выгоды от его использования  MBФ, MBT и MB на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на обычный товар спрос на общественное благо непосредственно измерить невозможно.
     Таким образом, в ситуациях с общественными  благами чисто рыночные механизмы  оказываются неэффективными. Общественные блага либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном количестве. Поэтому общественные блага обычно производятся при участии государства за счет принудительного обложения налогами их потребителей.
     Общественные  блага отличаются по своим географическим рамкам. Например, результаты фундаментальных научных исследований можно отнести к мировым общественным благам. Национальная оборона - это, естественно, национальное общественное благо. Очень многие общественные блага имеют локальный характер: уличное освещение, охрана общественного порядка, пожарная охрана, уборка мусора, охрана окружающей среды, строительство и содержание местных дорог и т. д. Организацию их производства и финансирование принимают на себя местные органы государственной власти.
     Конкуренция между регионами за налогоплательщиков способствует оптимизации "ассортимента" и объемов предоставляемых местными правительствами общественных благ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 
     Дифференциация  доходов населения
     С целью предотвращения социально неприемлемой дифференциации доходов государство может использовать различные финансовые и ценовые инструменты. Прежде всего к их числу следует отнести прогрессивный подоходный налог, при котором с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме налога, увеличивается. Прогрессия налогообложения задается так называемыми предельными ставками. Каждая предельная ставка применяется к вполне определенной части дохода.
     Приведем  условный пример. Сравним пропорциональный налог, ставка которого не зависит от размера дохода и равна, предположим, 20 %, и прогрессивный налог с предельными ставками:
     0 % с части дохода от 0 до 1000 р.  в месяц,
     20 % с части дохода от 1000 до 2000 р.  в месяц,
     40 % с части дохода от 2000 до 3000 р.  в месяц,
     60 % с части дохода свыше 3000 р. в месяц.
     Если, например, общий доход равен 3500 р. в месяц, то при пропорциональном налогообложении сумма налога составляет 

                                                            

     При прогрессивном налогообложении  сумма дохода 3500 р. разбивается на несколько частей, к каждой части применяется своя предельная ставка налога. В нашем примере сумма прогрессивного налога составляет 

                           
      
          В таблице приведены результаты  расчета сумм налога для некоторых  величин общего дохода. Приведены также суммы располагаемого дохода, т. е. общего дохода за вычетом налога. 

     На  рис. 11 изображена зависимость располагаемого дохода от общего дохода при различных  предположениях о подоходном налогообложении.
     Прямая  А характеризует зависимость располагаемого дохода от общего дохода при отсутствии налогообложения. Прямая В характеризует эту зависимость при пропорциональном налоге со ставкой 20 %. Ломаная линия С показывает .эту зависимость при прогрессивном налоге с приведенными выше предельными ставками. 

     
     Рис. 11. Зависимость располагаемого дохода от общего дохода. 

     Прогрессивный налог - мощное средство перераспределения  доходов населения. Но он не лишен  и недостатков. Наиболее существенным недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает сильное дестимулирующее воздействие на экономическую (прежде всего трудовую) деятельность. В нашем примере каждый рубль, заработанный сверх суммы 3000 р., облагается налогом в 60 %, в то время как при пропорциональном налогообложении ставка налога постоянная - 20 %. Много зарабатывать становится невыгодным. В результате многие люди могут сократить масштабы своей экономической деятельности.
     Обычно  наблюдается следующая закономерность: чем сильнее прогрессия налогообложения, тем слабее дифференциация в располагаемых доходах населения, но тем ниже эффективность экономики.
     Другой  недостаток прогрессивного налогообложения  заключается в том, что оно, заметно  сокращая доходы (и стимулы) у высокодоходных групп населения, оказывает незначительное воздействие на материальное положение малообеспеченных. Поэтому прогрессивное налогообложение должно сочетаться с государственными программами помощи малоимущим в форме различного рода пособий, дотаций и т. д.
     С целью предотвращения социально  неприемлемой дифференциации реальных доходов государство может использовать и другие средства. Например, на товары, приобретаемые в основном состоятельными людьми (скажем, виллы), государство может установить повышенные ставки потоварного налога. На товары, потребляемые в основном малоимущими людьми (например, детские товары), могут быть установлены потоварные дотации.
     Правда, в нашей стране, где существуют огромные межрегиональные различия в среднедушевых доходах, возложение функции перераспределения доходов  только на центральные органы власти может привести к усилению сепаратистских тенденций в развитых регионах. 
 

     Границы государственного вмешательства  в рыночный механизм
     Не  следует думать, что всякий раз, когда  чисто рыночные механизмы оказываются  неэффективными, государство должно вмешиваться в экономические процессы. В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к понижению экономической эффективности.
     Например, борьба с монополизмом в экономике  может превратиться в борьбу с  крупным производством.
     Большие информационные трудности возникают  в ситуациях с внешними эффектами  и затратами. Оценить их количественно  в большинстве случаев очень  сложно. Вследствие неизбежных ошибок при таком оценивании государственное  вмешательство в рыночный механизм может оказаться чрезмерным: размеры штрафов, налоговых ставок и ставок нетоварных дотаций могут быть сильно завышены. И в этом случае государственное вмешательство может привести к снижению экономической эффективности.
     Но  самая важная причина возможной неэффективности государственного вмешательства в экономические процессы заключается в следующем. Лица, осуществляющие государственное регулирование экономики (как избранные, так и назначенные на свои должности), в своих действиях могут руководствоваться личными интересами, которые нередко отличаются от общественных. Например, руководители государственного ведомства, отвечающего за предоставление определенного общественного блага (скажем, строительство водохозяйственных сооружений, фундаментальные научные исследования, национальная оборона), могут быть лично заинтересованы в расширении масштабов деятельности своего ведомства, в увеличении его финансирования из государственного бюджета. Действительно, рост финансирования, как правило, вызывает увеличение числа подчиненных, повышение окладов, расширение возможностей продвижения по службе, повышение престижа и т. д. По этим причинам руководители ведомства могут прибегнуть к искажению информации об эффективности его деятельности. При отсутствии действенного общественного контроля за деятельностью ведомств объемы их финансирования могут оказаться чрезмерными с общественной точки зрения.
     Следует признать, что рынок и государственное  управление экономикой - два несовершенных  механизма организации хозяйственной  жизни. Найти их оптимальное сочетание - очень непростая задача. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка  в  России. 

           Говоря о механизме государственного  регулирования экономики, нельзя  не обратить внимания на  различные  уровни  государственного  регулирования.  В условиях федеративного государства,  каковым  является  Россия, это  прежде всего регулирование на уровне федерации и отдельных субъектов федерации.
     В этой главе рассматриваются основные недостатки, или «провалы» российского рынка.
     Провал  рынка - это неспособность рынка  обеспечить эффективное распределение  ограниченных ресурсов.
     Из  многих возможных причин провала  рынка три заслуживают особого  внимания: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция.
     В случаях, когда рынки неспособны обеспечить предложение общественных благ, правительство просто становится производителем общественного блага, как это имеет место в ситуации с национальной обороной. В других случаях, таких, например, как образование, правительству нет необходимости выступать в качестве единственного производителя. Здесь увеличение объемов предложения образовательных услуг решается за счет предоставления учебным заведениям субсидий и налоговых льгот.
     Для предупреждения провалов рынка, происходящих вследствие недостаточности конкуренции, используются самые разнообразные виды целенаправленных правительственных мероприятий: 

         * принятие антимонопольного законодательства
         * требование опубликования цен
         * отмена дискриминационных цен для предпочтительных групп клиентов
         * обеспечение отдельных публикуемых  счетов в отношении:
         * сетей (телефонных линий, электрических  кабелей, газопроводов)
         * добавленной стоимости (прибыли,  извлеченные из телефонных разговоров, электричества, газа)
         * поставка аппаратуры (телефонные  аппараты, телевизоры, духовки)
         * регулирование ценообразования  (см. выше)
         * разделение процесса продажи  продукции и ее доставки и  их регулирование по отдельности  (проблема взаимодействия)
     Возвращаясь к современной России, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.