На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Целевые программы развития Брянской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     В данной курсовой работе рассматриваются  целевые программы и их роль в  социально-экономическом развитии регионов. Данная тема актуальна так как программно целевой метод наиболее эффективен в управлении регионом и страной вцелом.
     Целью курсовой работы является изучение целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Изучить влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Брянской области.
       Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     1) Раскрыть понятие целевых программ  их структуру, источники финансирования, порядок формирования и утверждения;
      2) Провести анализ целевых программ  развития Брянской области и раскрыть их влияние на социально экономическое развитие региона.
          Объектом исследования в данной работе является целевые программы развития. Предметом исследования является применение и эффективность целевых программ в управлении регионом.
     Данная курсовая работа выполнена на 48 листах и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Так же в курсовой работе присутствует 4 диаграммы и 1 рисунок для более наглядного предоставления информации.  
 

  
 
 
 

1 Теоретические  аспекты программно-целевого планирования 

  1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования. 
 

   В государственном регулировании  развития рыночной экономики взаимосвязаны и играют  ключевую роль прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование.
   Программирование  – это метод активного вмешательства  государства в процессы социально-экономического развития, для чего используются различного рода целевые программы. Целевые программы и национальные проекты – сердцевина стратегического управления в рыночной экономике. 
   Целевая программа - это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и максимальным эффектом. Как было уже упомянуто выше, целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет  в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющие решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и остальной экономической. Новым инструментом государственного регулирования социально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие на решение приоритетных социальных проблем.
      Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям  и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.[19]
      Программа должна иметь чётко выраженный целевой  характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными  конечными результатами.
      Следовательно, в любой целевой программе  должны предусматриваться:
    Конечная цель.
    Комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели.
    Этапы и сроки реализации программы.
    Головная организация-исполнитель и состав исполнителей.
    Механизм производственно-хозяйственных связей.
    Система ответственности и экономического стимулирования.
   Отбор проблем для программной разработки и решения определяется следующими факторами:
— значимость проблемы;
— невозможность  комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;
— принципиальная новизна технических, организационных  и иных мероприятий, крайне нужных для  широкомасштабного распространения  прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
— необходимость  координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения  данной проблемы.[2]
     В качестве основных особенностей программного подхода к решению задач социально-экономического развития отметим следующее:
     1. Государственные целевые программы  направлены на решение как  общегосударственных, так и локальных  проблем субъектов Федерации  и отдельных городов и ориентированы на конечный результат;
     2. Государственные целевые программы  представляют собой целостный  объект управления независимо  от ведомственной принадлежности  их составных элементов;
     3. Государственная целевая программа  предполагает разработку соответствующего ресурсного обеспечения (финансового, материального и т.п.)
     4. Все государственные программы  взаимосвязаны между собой и  являются важным инструментом  в системе государственного регулирования  экономики.[4]
     Программно-целевой  метод планирования выглядит довольно привлекательным, так как позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков, которые рассмотрены ниже.
1. Методическая незавершенность.
     К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно - целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме
"цель - система мероприятий – система  управления".
2. Программно-целевое  планирование используется, в основном, для совершенствования действующих  систем управления, а не для решения новых проблем.
     Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.
3. «Забывчивость»  систем управления.
     Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.
4. Отсутствие  адекватных методик расчёта экономической  эффективности программ.
     В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы  и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.
5. Недостаточная  оперативность.
     Иногда  с момента появления проблемы до момента реализации программы  по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится  невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока, наконец, не были созданы специальные программы.[7]  
 

    2 Формирование и порядок утверждения целевой программы.
 
 
Формирование  целевой программы. 
     Государственный заказчик - координатор целевой программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников.
     Государственный заказчик - координатор несет ответственность  за подготовку и реализацию целевой  программы в целом.
     Формирование  целевой программы, в осуществлении  которой участвует Российская Федерация, производится с российской стороны государственным заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства Российской Федерации.
     Целевая программа состоит из следующих  разделов:
     характеристика  проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
     основные  цели и задачи целевой программы  с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов  и показателей;
     перечень  программных мероприятий;
     обоснование ресурсного обеспечения целевой  программы;
     механизм  реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных  заказчиков;
     оценка  социально-экономической и экологической  эффективности целевой программы.
     К содержанию разделов целевой программы развития регеонов предъявляются следующие требования.
     Первый  раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи  с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
     Второй  раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с  указанием целевых индикаторов  и показателей.
     Требования, предъявляемые к целям программы:
     -специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
     -достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
     -измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
     -привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
     Раздел  должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей  программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
     Третий раздел целевой программы развития регионов должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, и обеспечивать решение задач целевой программы.
     Программные мероприятия должны предусматривать  комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
     В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений  в нормативные правовые акты целевая  программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
     В четвертом разделе целевой программы  должно содержаться обоснование  ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также  сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
     Пятый раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
     Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
     В случае если целевой программой предусматривается  предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в этой программе должны быть установлены правила предоставления и распределения указанных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
     Согласованный проект целевой программы с пояснительной  запиской, социально-экономическими и  технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной  экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.
     Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации.
   Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
   В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.
   При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность.
   Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных  средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.
Порядок утверждения целевой программы.
     Целевые программы развития регионов, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.
     После утверждения целевой программы (подпрограммы) государственный заказчик (государственный  заказчик-координатор) в установленном  порядке заключает с исполнителями  программы (подпрограммы) государственные контракты на финансирование мероприятий целевой программы (подпрограммы) на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.
     Подготовка  проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению администрации субъекта РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы").
     Утвержденные  целевые программы реализуются  за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
     К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.
     Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.
     Иностранные инвесторы могут финансировать  целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных  мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных  инвестициях.
     Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты.
     Государственные заказчики (государственные заказчики -координаторы) целевых программ с  учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителями предварительной проработки вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке.[14]
     Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации совместно  с государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) целевых  программ подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.
     Министерство  финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм).
     При подготовке перечня  целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в  очередном финансовом году, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
     Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
     Перечень  целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.[8]
       Рассмотрев  теоретические аспекты программно-целевого планирования, перейдем к практической части курсовой работы, в которой рассмотрим применение программно-целевого метода управления на примере Брянской области. 

       2 Брянская область  – объект программно-целевого  планирования.  

    1 Анализ социально-экономического развития Брянской области
 
 
       Социально-экономическое  развитие Брянской области в 2009 году происходило под влиянием финансово-экономического кризиса и соответствовало общеэкономической  ситуации, сложившейся в стране.
       Экономическое  развитие
       Валовой региональный продукт. Объем валового регионального продукта в 2009 году оценивается в объеме 136,2 млрд. рублей или 95 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (диаграмма 1).
     Ведущими  видами экономической деятельности являются: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного ВРП (диаграмма 1). 

     
Диаграмма 1- Динамика объема ВРП в 2006 – 2009 годах.
     По  данным диаграммы 1 видно, что объем валового регионального продукта в 2009 году вырос на 32,4% по сравнению с 2003 годом.
       В результате реализации антикризисных  мер, направленных на поддержку реального  сектора экономики, в 2010 году прирост валового регионального продукта составил 2,5-4,5 %.
       Промышленное  производство. Производственный сектор экономики области представлен предприятиями, относящимися к видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
       В течение последних лет наблюдалась устойчивая тенденция к росту основных экономических показателей в материальном секторе  экономики области. Кризис, начавшийся  во второй половине 2008 года, оказал негативное влияние на развитие ситуации в промышленном секторе. Промышленность области столкнулась с серьезными экономическими проблемами. И хотя основные показатели работы производственного сектора области по итогам 2008 года были достаточно высоки, прослеживается отчетливая тенденция сокращения объемов производства и отгрузки продукции в 2009 году.
       По  уточненным итогам 2009 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности  составил 82112,6 млн. 
       В 2009 году индекс объема промышленного  производства оценивается в 85 процентов к уровню 2008 года (рисунок 1 ).
       
 

     Рисунок 1- Динамика индексов объемов промышленного производства, в % к 2004 году.
     Предприятия по виду деятельности  "Добыча полезных ископаемых" занимают незначительное место, их доля менее 0,5 процента общего объема отгруженной продукции. На территории области  ведется  добыча песка строительного и кварцевого, глины, мела, торфа, мергеля. В 2009 году объем отгруженной продукции по данному виду деятельности составил 120 млн. рублей, что на 2, 3% больше чем в 2008 году..
       Основными проблемами промышленных предприятий  Брянской области  остаются проблемы со сбытом готовой продукции в связи с падением платежеспособности потребителей продукции, несвоевременной оплатой за уже отгруженную продукцию, снижением  числа  контрактов и государственных заказов.
       Транспорт и связь. Транспортный комплекс области является одним из важнейших звеньев в обеспечении устойчивого экономического и социального развития региона. Ведущая роль в транспортной системе принадлежит железнодорожному транспорту. На его долю приходится 66,8 процента общих перевозок грузов и 81,5 процента выполненного грузооборота всеми видами транспорта (диаграмма 2).

Диаграмма 2 - Грузооборот транспорта общего пользования, млн.тонно-км. 

     По  данным диаграммы 2 видно, что грузооборот  в 2009 году значительно снизился по сравнению  с 2008, что связано с усугублением экономической ситуации в Брянской области.
     Протяженность автомобильных дорог общего пользования  в 2009 году составила 6595 км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2009 году составила 189,1 км на 1000 квадратных километров территории.
       Объем услуг связи в области  по оценке в 2009 году увеличился к уровню 2008 года в сопоставимых ценах на 6,4 процента и составил 6250 млн.рублей. Среди других видов связи в области наибольшее распространение получила телефонная связь, на нее приходится более 70 процентов полученных доходов.
       Наибольший  удельный вес в объеме услуг связи  сохраняют услуги мобильной связи, их доля составляет более 45 процентов. Услуги сотовой связи в Брянской области предоставляют компании МТС (Брянский филиал ОАО "МТС"), БиЛайн (Брянский филиал ОАО "Вымпелком"), Мегафон (ЗАО "Мобиком-Центр"), TELE 2.
       Объем услуг подвижной связи в 2009 году составил 2820 млн. рублей (в сопоставимых ценах к уровню 2008 года – 114,2 процента). Количество абонентов, подключенных к сетям подвижной связи, в 2009 году составило 1,5 млн. абонентов, по сравнению с 2008 годом наблюдается рост на 1,4 процента.
       Отмечается положительная динамика развития услуг почтовой связи. Объем оказанных услуг почтовой связи в 2008 году составил 640,3 млн. рублей, в 2009 году увеличился на 6,4 процента в сопоставимых ценах к уровню 2008 года.
       Количество  компьютеров на 100 работников в 20010 году составило 36 единиц против 23 единиц в 2009 году. Количество пользователей услугами Интернет на 100 работников в 2009 году составило 8 единиц, в 2009 году 12 единиц.

       Сельское  хозяйство. В сельском хозяйстве Брянской области сохранена положительная динамика. За 2009 год объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 22,6 млрд. рублей (диаграмма 3), индекс физического объема к уровню 2008 года — 104%, в том числе продукции растениеводства — 10 млрд. рублей или 109,8 процента, продукции животноводства — 12,6 млрд. рублей или 99,4 процента.

 
 

Диаграмма 3- Производство продукции сельского хозяйства, млрд. рублей. 

       Во  всех категориях хозяйств произведено 552 тыс. тонн зерна, что на 32 процента выше уровня 2008 года. Сельскохозяйственные товаропроизводители и фермеры увеличили валовой сбор зерна на 28 и 60 процентов, что составило соответственно 449 и 91,2 тыс. тонн. Население увеличило производство зерна на 8 процентов (11,8 тыс. тонн). Удельный вес в общем объеме производства зерна сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 81 процент, населения – 2 процента и крестьянских (фермерских) хозяйств – 17 процентов.
       Производство  картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах выросло на 42,6 и 47,6 процентов и составило 133,2 и 104,4 тыс. тонн соответственно. Производство картофеля в хозяйствах населения снизилось на 1,8 процента и составило 464,7 тыс. тонн. Удельный вес в общем объеме производства картофеля сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 19 процентов, населения – 66 процентов и крестьянских (фермерских) хозяйств – 15 процентов.
       Сельскохозяйственные  предприятия повысили производство всех овощей на 28 процентов, валовой  сбор составил 19,2 тыс. тонн. Хозяйства  населения и крестьянские (фермерские) хозяйства произвели овощей 97,6 и 5,9 тыс. тонн соответственно, что на 11 и 51 процент выше уровня 2008 года. Удельный вес в общем объеме производства овощей сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 16 процентов, населения – 79 процентов и крестьянских (фермерских) хозяйств – 5 процентов.
       В 2009 году во всех категориях хозяйств произведено мяса (в живой массе) 123,6 тыс. тонн, что больше уровня 2008 года на 11 процентов, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 73,5 тыс. тонн (на 26 процентов больше), в хозяйствах населения – 48,4 тыс. тонн (на 7 процентов меньше), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 1,7 тыс. тонн (на 31 процент больше). Удельный вес в общем объеме производства мяса сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 59 процентов, населения – 39 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств – 2 процента.
       Произведено молока 358,2 тыс. тонн, что ниже уровня 2008 года на 6 процентов, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 160,1 тыс. тонн (на 0,2 процента меньше), в хозяйствах населения – 182 тыс. тонн (на 12 процентов меньше), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 16,1 тыс. тонн (на 25 процентов больше). Удельный вес в общем объеме производства молока сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 45 процентов, населения – 51 процент и крестьянских (фермерских) хозяйств – 4 процента.[25]
Социальное  развитие
     Финансово-экономический  кризис оказал существенное влияние  на динамику ключевых показателей, характеризующих  ситуацию в социальной сфере.
       Демографическая ситуация. В 2008–2009 годах в области отмечена позитивная динамика демографических процессов.
       По итогам 2009 года уровень рождаемости возрос до 10,9 человек на 1000 населения (2007 год – 10,2), по оценке в 2009 году данный показатель составит 11,2 человек на 1000 населения. Уровень смертности снизился до 17,7 человек на 1000 населения (17,8), в 2009 году он составил 17,6 человек на 1000 населения.
       Численность  постоянного населения области  продолжает снижаться, но с определенным замедлением процесса: за 2007 год - 0,9 процента; за 2008 год – 0,7 процента, за 2009 год – 0,6 процента ( диаграмма 4).
     На 1 января 2009 года численность постоянного  населения составила 1292,1 тыс. человек, в среднегодовом исчислении за 2008 год – 1304,1 тыс. человек (диаграмма 4). Удельный вес городского населения -  68,5 процента, сельского.         . Диаграмма 4 - Численность постоянного населения, тыс. человек
     Целью демографического развития области  является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
       Администрацией  области приняты Концепция управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 года, областная целевая программа "Демографическое развитие Брянской области на 2008-2010 годы".  Определенный вклад в стабилизацию демографической ситуации вносит реализация национальных проектов.
       Численность населения области на 1 января 2010 года составила 1292,1 тыс. человек и сократилась за 2009 год на 7,5 тыс. человек.
       Занятость населения. Ситуации на рынке труда области в  2009 году оставалась стабильной.
       По  данным статистического обследования по итогам 2009 года численность экономически активного населения сложилась в размере 655 тыс. человек, или 83,3 процента к трудовым ресурсам, при этом общая численность безработных составила 42,4 тыс. человек или 6,5 процента к численности экономически активного населения.
       Уровень официально регистрируемой безработицы  с небольшими сезонными колебаниями в 2009 году сохранялся на уровне 1,3  процента к численности экономически активного населения.
       Численность трудовых ресурсов в 2009 году снизилась относительно 2008 года на 5,5 тыс. человек и составила 786,6 тыс. человек.
       По  итогам 2009 года номинальная заработная плата выросла на 24,8 процента и сложилась в размере 10221 рубль, рост реальной заработной платы к 2007 году составил 6,8 процента.
       Финансово-экономический  кризис негативно отразился на ситуации на рынке труда области.
       Число безработных, зарегистрированных в  службе занятости, за январь-июнь 2009 года выросло в 2 раза и составило 18 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,8  процента к численности экономически активного населения. Общая численность безработных в 2009 году составила 61,8 тыс. человек. В целом численность лиц, занятых в экономике области, в 2010 году сократилась на 5 процентов и составила 578 тыс. человек. Численность работающих на предприятиях и в организациях сократилась на 6,2 процента и составила 365 тыс. человек.
       Жилищное  строительство. Одной из социальных проблем в Брянской области является жилищная проблема. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в 2009 году составил 321,7 тыс. кв. метров общей площади, в том числе индивидуальные жилые дома, построенные населением за свой счет и с помощью кредитов – 115,3 тыс. кв. метров общей площади. Доля индивидуального жилищного строительства в 2009 году составила 47 процентов, от общего объема введенного жилья, в 2008 году –  35,8 процента.
       Нестабильность  финансового рынка отрицательно сказывается на темпах строительства жилья. С начала 2010 года на территории области приостановлено строительство более 208 тыс.кв. метров жилья. Строительство жилья на новых стройплощадках отсутствует. Осуществляется завершение строительства объектов с высокой степенью готовности.
       До  конца 2010 года предполагается ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 279,8 тыс. кв. метров жилой площади (86,9 процента к уровню 2009 года), в том числе индивидуальных жилых домов - 137 тыс. кв. метров.         
       Реализация  приоритетного национального проекта "Комфортное и доступное жилье – гражданам России", принимаемые меры по стабилизации ситуации в строительном комплексе позволяют прогнозировать в 2011-2012 годах рост инвестиций в строительство жилья. С этой целью будет продолжена работа по следующим направлениям:
       - развитие системы предоставления  жилья на условиях социального  найма с расширением мер по  целевой поддержке отдельных  категорий граждан и, прежде  всего, молодых семей;
       - подготовка на территориях муниципальных  образований области земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных коммунальной инфраструктурой;
       - развитие механизмов привлечения  частных инвестиционных и кредитных  ресурсов в жилищное строительство  и коммунальную инфраструктуру.
       В 2011-2012 годах продолжится застройка жилого массива площадью 95  га в п. Мичуринский Брянского района  и территории старого аэропорта площадью 300 га (северо-западная часть Советского района). 
       Прогнозируется  ввод в эксплуатацию жилых домов  за счет всех источников финансирования в 2011 году в объеме 236,26 тыс. кв. метров общей площади, в 2012 году - 281,9 тыс. кв. метров,  в 2013 году - 310 тыс. кв. метров, что позволит улучшить жилищное положение в области.
         Социально-экономическое развитие  Брянской области в 2009 году  проходило под влиянием мирового финансового кризиса, от него пострадали все сферы общественной жизни области. Единственным эффективным методом улучшения социально-экономического положения Брянской области является метод программно-целевого планирования.[21] 
 

    2 Долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие Брянской области» (2011 – 2015 годы)
 
 
     На  территории Брянской области действуют  федеральные, областные и ведомственные  целевые программы, направленные на улучшение социально-экономического положения региона. Особое значение имеют областные целевые программы, которые охватывают все проблемные сферы области.
     Долгосрочная  целевая программа «Демографическое развитие Брянской области» (2011 – 2015 годы) 

     I. Характеристика проблемы, анализ причин  возникновения и необходимость ее решения на региональном уровне проблемно-целевым методом. 

     1. Улучшение состояния здоровья  женщин и детей.
     С целью охраны здоровья детей и  молодежи программой предусматриваются  меры по внедрению современных технологий сохранения репродуктивного здоровья, совершенствованию медико-генетической службы, снижению перинатальной и младенческой смертности, совершенствованию педиатрической службы, улучшению питания школьников.
     Здоровье  будущих матерей остается актуальной проблемой. Каждая беременная женщина имеет одно или более заболеваний,  растет показатель женского бесплодия. 
     Осложненное течение беременности и родов  оказывает значительное влияние  на рост младенческой  (перинатальной) смертности, врожденных аномалий у  детей.
     Сохраняющийся высокий уровень врожденных пороков развития, а также наследственность заболеваний плодов, новорожденных, обуслав-ливающие рост детской инвалидности и смертности, значительно повышающие затраты на оказание дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, требуют совершенствования медико-генетической помощи населению области.
     Показателем ухудшения  репродуктивного здоровья является число совершаемых ежегодно абортов, что является одной из причин материнской смертности и  роста  бесплодия.
     В улучшении демографической ситуации важным фактором является оказание необходимой помощи бесплодным парам.      
     Сдерживающим  фактором в решении данной проблемы является недостаток  эндохирургического оборудования в лечебно-профилактических учреждениях области, высокая стоимость услуг за современные репродуктивные технологии в федеральных клиниках и недостаточное число квот, выделяемых регионам на данный вид лечения.
     Изменить  ситуацию можно путем внедрения эффективных перина-тальных диагностических технологий, создания дорогостоящей службы реанимации и интенсивной терапии, обеспечения высокотехнологичных методик лечения беременных, новорожденных и детей раннего возраста в Брянской области и увеличения доступности современных репродуктивных технологий в федеральных клиниках.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.