На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория потребительского поведения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
По  дисциплине «   Экономическая теория ».
  На тему « Теория потребительского поведения ». 
 
 
 
 

                                                            Выполнила
                                                                Студентка1 курса
                                                                                    специальности  080109 с.ф.о.      
                                                         группа Э-1С
                                                              шифр 206-Э-10
                                                                         Ф.И.О. Зеленская Е.А.
                                                                               Адрес:  М.О. Шаховская
                                                                            Телефон: 89096987174
                                                      
                                      
                                                                   Проверил:____________
                                                                  Оценка_______________ 
 
 
 

Москва 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Теория предельной полезности.
§1.1  Понятие полезности и предельной полезности.
§ 1.2 Закон убывающей  предельной полезности.
§ 1.3 Правило  максимизации полезности, или равновесное  положение потребителя.
§ 1.4 Дополнительная выгода для потребителя, или потребительский  излишек.
§ 1.5 Временной  аспект в теории потребительского поведения.
Глава 2. Теория потребительского выбора.
§ 2.1Сущность экономической  модели потребительского выбора и основные предпосылки анализа.
§ 2.2  Бюджетное ограничение потребителя.
§ 2.3  Карта кривых безразличия и предельная норма замены.
§ 2.4 Равновесное  положение потребителя, или максимизация полезности.
Заключение
Список использованной литературы 
 

Введение.
Теория потребительского поведения помогает лучше объяснить  и обосновать нисходящий характер кривой спроса. Поведение потребителя —  это деятельность, направленная непосредственно  на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Потребитель желает так истратить  свой денежный доход, чтобы извлечь  из него максимум совокупной полезности. Потребитель ведет себя рационально  и хотя бы примерно представляет себе, что именно он получает от каждой последующей  единицы потребляемого товара. Кроме  того, типичный потребитель испытывает бюджетные ограничения, поэтому  ему приходится формировать для  себя такую потребительскую корзину, которая бы соответствовала его  бюджету и в то же время приносила  максимум совокупной полезности.
Поведение потребителя  на рынке объясняется как с  помощью теории предельной полезности, так и с помощью теории  потребительского выбора. Однако же, несмотря на два разных подхода, результат оказывается  одинаковым: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести  правило максимизации полезности другой. 
 
 
 

Глава 1. Теория предельной полезности
      Понятие полезности и предельной полезности.
Концепция предельной полезности возникла в 40-50-х годах XIX в., однако широкое распространение  получила лишь в 70-х годах после  трудов У.Джевонса, К.Менгера, Л.Вальраса и ряда других экономистов. В 1854 г. в Германии появилась книга Германа Генриха Госсена с длинным названием ?Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности?, где автор описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности. Теория Г.Госсена не получила признания у современников, и в 1858 г. он изъял книгу из продажи и почти полностью уничтожил тираж. Лишь в 1878 г., уже после того, как увидели свет  работы У.Джевонса, К.Менгера и Л.Вальраса, экземпляр книги Г.Госсена был найден, а сама книга вновь переиздана. С тех пор она получила широкую известность. Л .Вальрас, У. Джевонс и др. экономисты широко пропагандировали идеи Г.Госсена — идеи теории предельной полезности.
Используя концепции  полезности и предельной полезности, можно описать потребительские  предпочтения. Полезность — это  степень удовлетворения, полученного  человеком от потребления какого-то блага. Оценка потребителем
степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар У) называется потребительским предпочтением.
В конце XIX в. экономисты, представители австрийской школы  маржинализма (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк), полагали, что для каждого человека существует определенный количественный измеритель полезности, или измеритель счастья. Австрийцы с самого начала ввели в свой анализ слово marginal- маржинализм — использование предельных величин. В данном случае речь идет о предельной полезности. Предельная полезность (MU — marginal utility) — это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей. Так как предельная полезность — это приращение общей полезности, то она (предельная полезность) является производной от функции полезности. Австрийцы говорили, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, имеет меньшую полезность, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага всегда имеется предельный экземпляр (т. е. конечный), который меньше всего удовлетворяет конкретную потребность. Е.Бем-Баверк иллюстрировал это на примере поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу. Он предполагал, что у поселенца есть 5 мешков зерна, из которых:
первый —  для того, чтобы не умереть от голода;
второй —  для улучшения питания;
третий —  для откорма домашней птицы;
четвертый —  для приготовления спиртных напитков;
пятый — для  кормления попугая, болтовню которого приятно слушать.
По этой теории второй мешок зерна имеет меньшую  полезность, чем первый, третий —  меньшую, чем второй и т. д. Полезность пятого мешка — это предельная полезность. Отсюда австрийцы делали вывод, что стоимость данного  блага определяется полезностью предельного экземпляра. В данном случае теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась трудовой теории стоимости. В экономической литературе и сейчас имеются сторонники и противники теории предельной полезности. К недостаткам относят то, что австрийцы при решении вопроса о влиянии спроса на цены товаров игнорировали производство и применяли субъективно-психологический подход к исследованию; они опирались на метод робинзонады, при этом предложение товаров на рынке объявлялось неизменным; не учитывался тот факт, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна: субъективная оценка хлеба у богатого и бедного человека различается, однако они платят одинаковую цену за равное количество хлеба и т. д. В то же время многие экономисты отмечают, что
проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимосвязи полезности и стоимости, соотношения платежеспособного  спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными для понимания  функционирования товарного производства. На основе понятия предельной полезности экономисты впервые смогли построить  кривую спроса и
объяснить ее свойства. А такие положения и выводы маржиналистов, как функция полезности, закон убывающей предельной полезности, максимизация благ для потребителя, кривые безразличия, бюджетное органичение и др. используются сегодня во многих экономических теориях. Со временем теория предельной полезности претерпела эволюцию: в ней выделяются кардиналисты (Дж.Нейман) и ординалисты (Парето, Хикс, П.Саммльсон). Кардиналисты предполагают, что полезность количественно измерима, т. е. говорят, что потребитель способен сказать, сколько именно добавочной полезности он получает при потреблении дополнительной единицы товара X или Y. При этом экономисты используют вымышленную единицу измерения полезности — ютиль,что позволяет перевести рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость. Ординалисты же отрицают возможность количественного измерения абсолютных величин
предельной полезности. Так, П.Самуэльсон говорит, что полезность — это абстракция, означающая субъективное удовольствие, польза от потребления продукта, что ее невозможно измерить. Мы будем использовать теорию предельной полезности в микроэкономическом анализе, заранее определив ее границы:
Никогда нельзя вычислить  эмпирически функцию  полезности f(u). Она носит индексный характер (1,2,3,4...). Важно лишь то, что большая полезность имеет большую величину, чем меньшая. Но насколько большую, этого никто не может сказать. 

1.2. Закон убывающей предельной полезности.
На примере  поселенца, избушка которого одиноко  стоит в первобытном лесу  мы видим, что австрийцы, говоря о снижении предельной полезности, по существу говорили о насыщении. Ф.Визер подчеркивал, что убывание полезности распространяется на все жизненные процессы: от голода до любви. Экономисты XIX в. исследовали собственную психологическую реакцию на потребление дополнительных порций товара  и делали выводы о действии закона убывающей предельной полезности. Эти выводы были подкреплены результатами психологических лабораторных экспериментов: завязывали человеку глаза и просили его протянуть руку ладонью вверх. Затем клали ему на ладонь какой-либо груз — человек, естественно, замечал это. Прибавляли новые порции груза — человек замечал и это увеличение. Но когда на ладони лежал уже достаточно большой груз, человек не замечал добавления веса, равного первоначальному. Таким образом, чем больше совокупный вес, удерживаемый человеком, тем меньше эффект дополнительной, или предельной, порции веса. Сущность закона убывающей предельной полезности состоит в том, что, начиная с определенного момента дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей (предельная полезность), снижается по мере увеличения массы потребляемого товара. Каков же механизм действия этого закона? Если хотя бы один из товаров по сравнению с другими имеет более высокую предельную полезность, то его потребление, спрос увеличиваются и цены растут. В результате происходит отвлечение ресурсов к данному товару от производства других товаров, предельная полезность которых ниже. Данного товара становится много, его предельная полезность снижается, т. е. спрос сокращается, цены снижаются и происходит отлив ресурсов на производство других товаров, предельная полезность которых выше. В конечном итоге данного товара становится мало и опять повышается его предельная полезность и т. д.
Чем больше товара потребляет человек, тем большую  совокупную полезность он получает. Совокупная (общая) полезность определяется путем  суммирования показателей предельной полезности. Если потребитель получит  отрицательную предельную полезность, то совокупная полезность будет уменьшаться.
Закон убывающей  предельной полезности можно проиллюстрировать  с помощью графика: по оси абсцисс  откладываем количество потребляемого  блага, а по оси ординат — полезность единицы этого блага. Тогда график зависимости полезности каждой порции мороженого от его количества будет  иметь следующий вид:

Предельная полезность от потребления 

Совокупная полезность от потребления
Иногда кривая предельной полезности (MU) может сначала идти вверх
а затем идет вниз. Если кривая предельной полезности опустится ниже оси абсцисс, то это  означает, что очередная порция мороженого принесла потребителю отрицательную  полезность. Здесь необходимо обратить внимание на взаимосвязь графиков предельной и совокупной полезности: когда объем потребляемого мороженого равен 0, совокупная и предельная полезность также равны 0. Совокупная полезность возрастает при таком потреблении мороженого, когда предельная полезность положительна (функция возрастает на том участке, где ее производная больше 0, т. е. MU > 0). Общая полезность достигает
максимума в  точке А, где предельная полезность равна 0 (функция максимальна в той точке, где ее производная равна 0, т. е. MU = 0). Совокупная полезность начинает убывать при таком потреблении, когда предельная полезность отрицательна (функция убывает на том участке, где ее производная меньше 0, т. е.
MU < 0). Кривая предельной полезности идет вниз, а кривая совокупной полезности является выпуклой вверх, поскольку согласно закону убывающей предельной полезности общая полезность увеличивается все более медленными темпами.
Теперь, зная закон  убывающей предельной полезности, мы можем объяснить нисходящий характер кривой спроса: так как каждая последующая  единица блага обладает все меньшей  и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии, что цена падает. С другой стороны, убывающая предельная полезность заставляет производителя снижать цену в  целях стимулирования спроса на свою продукцию. 
 

1.3. Правило максимизации полезности, или равновесное положение потребителя.
Допустим, потребитель  определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и У. Вопрос состоит в следующем: на какое количество товаров X и У должен  предъявить спрос покупатель, чтобы максимизировать для себя полезность
этих товаров? Допустим, что вначале потребитель  оценивает предельную
полезность товара X больше, чем товара У. Тогда он начнет увеличивать потребление товара X и сокращать потребление товара У. Но, согласно закону убывающей предельной полезности, при увеличении потребляемого количества товара X его предельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара У — увеличиваться. В конце концов должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров X и У. В такой ситуации потребитель не будет тратить ни на рубль больше, чтобы приобрести дополнительное количество товара
X, и ни на  рубль меньше, чтобы сократить  количество потребляемого товара  У.
Это будет идеальное  положение, когда человеку невыгодно  потреблять одно благо вместо другого  и вообще как-то менять структуру  потребления, так как любое изменение  приведет только к ухудшению его  благосостояния. То есть покупатель
склонен всегда менять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно  продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В этом заключается смысл второго закона Госсена. В таком состоянии
достигается равенство  оценок предельной полезности товаров  ХиУ.
Таким образом, правило максимизации полезности с  точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что: Потребитель так должен израсходовать свой доход, что- бы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом доход должен быть истрачен полностью:

где MU — предельная полезность товаров X и У, а Р — их цена. Отношение MU/P показывает величину предельной полезности в расчете на 1 затраченный рубль.
При рассмотрении максимизации благ для потребителя  мы не можем сравнивать абсолютные величины предельных полезностей различных  товаров, так как цена у них  разная. Например, нельзя сравнить предельную полезность первого холодильника и  первой кофеварки. Однако же предельные полезности на 1 рубль мы сравнить можем. 

1.4 Дополнительная выгода для потребителя, или потребительский излишек.
Теория предельной полезности позволяет понять, как  возникает дополнительная выгода, получаемая потребителем при покупке товаров, или потребительский излишек. Потребительский  излишек представляет собой разницу
между максимальной ценой, которую потребитель готов  заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке. Каждая единица товара, покупаемая потребителем, стоит ему  столько же, сколько и последняя  единица. Но, согласно закону убывающей  предельной полезности, первые единицы  товара потребитель ценит больше, чем последние. Поэтому на первых количествах он получает дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной нулю, потребитель перестает покупать товар. Например, человек готов заплатить 140 рублей за 1 кг говядины, а платит 100 руб. Сэкономленные 40 руб. представляют его потребительский излишек. Если сложить потребительские излишки всех покупателей, то получим совокупный потребительский излишек. Потребительский излишек может быть подсчитан с помощью кривой спроса, например, кривой спроса на продовольствие. Кривая спроса помогает определить максимальную цену, которую потребитель готов заплатить, чтобы приобрести дополнительную единицу продовольствия. Эту кривую мы представим не в виде гладкой линии, а в виде лесенки
  

Дополнительная  выгода потребителя.
Концепция потребительского излишка применяется для определения  выгоды, получаемой людьми при покупке  товаров, выраженной в денежных единицах. Несмотря на то, что изменение потребительского излишка является приближенным показателем, он оказывается очень полезным для  практических целей. 

1.5 Временной аспект в теории потребительского поведения
В теории поведения  потребителей принимается во внимание и экономическая ценность времени, которая представляет собой важный экономический ресурс. За час работы (т. е. затратив 1 час на производственную деятельность) человек в со-
стоянии заработать 200, 300, 500 и т. д. рублей в зависимости от своего образования, квалификации, умения и пр. Но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует 200, 300, 500 и т. д.
рублями, которые  мог бы заработать за это время. Поэтому  человек, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать  и ценность времени, необходимого для  потребления этих товаров: знаменатели  в правиле максимизации полезности должны включать в себя не просто рыночную цену,
а рыночную цену плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление. Например, потребитель  выбирает между покупкой билета на игру в футбол и покупкой билета в театр. Рыночная цена билета на футбол равна 300 рублей, а билета в театр — 500 рублей. То есть если для простоты предположить, что предельные полезности последующих посещений футбола и театра одинаковые, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в театр. Предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 часа, а в театр — 2. Тогда, при ценности времени
для потребителя 200 рублей в час,  полная цена  посещения  футбола составит 300+200x4=1100 руб., а  посещения театра — 500+200x2=900 рублей. То есть в действительности  полная цена театра ниже  полной цены  игры в футбол. И с учетом фактора  времени потребителю разумнее ходить в театр, чем на
футбол. Учет ценности времени позволяет понять наблюдаемые  нами конкретные явления в реальной жизни: почему, например, неработающий пенсионер, время которого имеет  низкую для него ценность, может  тратить по несколько часов в  день
в поисках более  дешевых товаров, при этом ездить с одного конца города в другой, а управляющий банком, который  ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супермаркет  и купит нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу  в получаемом ими доходе. Время  на рынке труда ценится тем  выше, чем выше уровень заработка  человека. 
 
 
 

Глава 2. Теория потребительского выбора. 

2.1 Сущность экономической  модели потребительского выбора  и основные предпосылки анализа.
Итак, задается функция полезности U=f(Qx, Qy, Qz...), где Q — количество товаров X, Y, Z ..., потребляемое потребителем. Мы (как и ординалисты) будем рассматривать функцию полезности для двух товаров: U=f(Qx, Qy), полагая, что то, что верно для двух товаров, то верно и для любого количества (если на одной оси координат откладывать одно благо, а на другой — все остальные). Потребитель стремится максимизировать функцию полезности U=f(Qx,Qy)— max, то есть найти оптимальную комбинацию двух товаров {X и Y), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом состоит задача анализа. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Экономический смысл теории потребительского выбора состоит в том, чтобы совместить желания потребителя с его возможностями. В начале главы мы делали некоторые предпосылки, необходимые для анализа теории потребительского поведения в целом. При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается также, что:
1. Предпочтения  потребителя уже сформировались, т. е. он способен ранжировать  (расставлять по порядку) альтернативные  наборы товаров, либо он не  делает различия между ними, т.  е. безразличен к ним. Например, из двух наборов А и В, со-
стоящих из разного  количества товаров X и Y, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно предпочитать набор А, а купить Б, т.к. его цена ниже.
2. Транзитивность  предпочтений: если потребитель  набор А, составленный из двух товаров X и У, предпочитает набору Б, составленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочитаться набору С. Эта предпосылка, на первый взгляд кажущаяся несерьезной, очень важна, т.к. существуют случаи при принятии решений о производстве общественных товаров большинством голосов (теория общественного выбора), когда наблюдается парадокс голосования. Например, национальная оборона предпочтительнее плотины, плотина предпочтительнее туннеля, а в результате, когда сравнивается национальная оборона с туннелем, последний оказывается предпочтительнее первой.
3. Так как  наш потребитель — рациональный  человек, то большее количество  товара он предпочитает меньшему (при этом предполагается, что  это не антиблага, то есть они не вредят здоровью потребителя). Все эти предпосылки образуют основу нашей модели потребительского выбора. 

2.2  Бюджетное  ограничение потребителя.
Линия бюджетного ограничения показывает различные  комбинации двух товаров, которые могут  быть приобретены при фиксированной  величине денежного дохода и при  данном уровне цен на эти товары. С ее помощью проводится анализ возможностей потребителя. Например, товар X покупается по цене PXt а товар Y — по цене Ру. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход I. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

Перепишем это  уравнение относительно Qy:
Qy= I/Py-Px*Qx/Py
Мы видим, что  зависимость линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и  ее можно построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/Ру, а угловой коэффициент — Рх/Ру> он отрицательный, т.е. наклон линии бюджетного ограничения зависит от отношения цены товара X к цене товара Y.

Линия бюджетного ограничения.
Расположение  линии бюджетного ограничения  зависит  от величины дохода потребителя и  от изменения цен: — если доход  потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов, доступных  покупателю, и линия бюджетного ограничения  сдвинется вправо. И наоборот: — при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево; — снижение цен товаров X и Y сместит линию бюджетного ограничения вправо (т.к. это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево; — снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) приведет к тому, что на тот же доход можно купить больше товара X: нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо;
— снижение цены товара Y (при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, т.к. на тот же доход можно будет купить больше товара Y. Итак, мы видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (дохода и цен). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия. 

2.3  Карта кривых безразличия и предельная норма замены.
Потребительские предпочтения мы можем представить  графически, используя кривые безразличия.
Кривая безразличия  — это линия, соединяющая все  точки наборов двух благ, имеющих  для потребителя одинаковую общую  полезность. То есть потребителю безразлично, какой набор товаров X и Y он выберет. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам А, В, С, D, составленным из определенного количества персиков и киви (т.к. общая полезность этих наборов одинакова для потребителя, табл. 1):
Таблица 1
Таблица безразличия
Наборы          Количество персиков             Количество киви
А                     12                                                 2
В                    6                                                    4
С                   4                                                    6
D                  3                                                     8
По данным таблицы  безразличия построим кривую безразличи
Каждая точка  на этой кривой (ах) представляет такой  набор фруктов, что их общая полезность одинакова для потребителя.
Но если мы увеличим количество персиков и киви (а наш  потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на другую кривую безразличия, которая  будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой набор персиков и киви, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.