На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бизнес-планирование в туризме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  
 

 

        Введение

 
 
       В условиях экономических изменений  современная туристская фирма, как  и любое предприятие, производящее товары или услуги, сталкивается с множеством проблем. Источниками повышенной сложности управления являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристские услуги, ужесточение конкуренции в туристском бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и т.д. Туристское предприятие вынуждено искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом такого планирования  является бизнес-план.
       Актуальность темы обусловлена тем, что бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время, как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В бизнес-плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
       Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие со стороны. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения достижение необходимых результатов по объемам сбыта продукции и др.
       В бизнес-плане обосновываются общие  и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
       Бизнес-план обеспечивает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
       Основная  цель работы – раскрыть сущность и  возможности бизнес-планирования для  российских турфирм.
       Для этого необходимо решить следующие  задачи:
      определить роль бизнес-плана в системе планирования на туристском предприятии;
      оценить существующие методики по разработке бизнес-плана;
      изучить структуру бизнес-плана;

       В заключении курсовой работе приведены основные выводы, сделанные на основании изученного материала.

 

        1. Значение бизнес-плана в системе планирования на туристском предприятии

 
       В обществе  с высоким уровнем  технического, культурного и экономического развития особенно необходимы такие проекты и концепции, при помощи которых можно было бы своевременно осознавать  желаемые цели  и принимать меры для их достижения. Чем меньше средств для удовлетворения потребностей, тем действеннее должны быть инструменты, с помощью которых реализуется рациональное управление соответствующими экономическими процессами. Такая необходимость отчетливо проявляется как на общегосударственном уровне, так и при управлении на предприятиях. Одним из инструментов такого управления является планирование.
       Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижений, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу (4)
       Для практической реализации планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
    гибкости, предусматривающую постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
    непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования;
    коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
    интерактивности, предусматривающий творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
    многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
    участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
    адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования(9).
       Если  рассмотреть процесс планирования в полном объеме, то в нем можно  выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и обменом информацией. Процессы планирования охватывают следующие фазы:
    формулирование проблемы;
    решение проблемы;
    исполнение;
    контроль и обеспечение исполнения решения.
       В зависимости от периода времени, на который составляются планы фирмы, планирование делится на долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (более 2 лет) и краткосрочное (до 2 лет).
       С точки зрения целевой направленности  и значимости в управлении бизнесом планирование классифицируется как  стратегическое, тактическое (текущее) и оперативное.
       Стратегическое  планирование осуществляется на базе принятой фирмой стратегии и установленных  соответствующих  стратегических целей. Как правило, стратегическое планирование нацелено на перспективу и охватывает долгосрочный или среднесрочный период. Достижение стратегических целей осуществляется через систему тактического, или текущего, планирования. В процессе тактического планирования  конкретизируются промежуточные цели на очередной плановый период с учетом уже действующих факторов внешней  и внутренней среды фирмы, что снижает степень неопределенности  по сравнению со стратегическим планированием. Оперативное планирование направлено на достижение промежуточных целевых установок тактических планов, составленных на короткий период. Система планов современной туристской фирмы представлена на рисунке 1. 

Генеральный план туристского предприятия
                   
Общий стратегический план  
Тактические планы
   
Стратегический  план обслуживания туристов            План по маркетингу
 
   
План  диверсификации            Финансовый план
 
   
План  развития агентской сети            План производства
 
   
Ликвидационный  план            План договоров  с поставщиками услуг
 
   
           План работы с  сетью продаж
 
   
           Бизнес-план
 
   
Конкретные  программы и проекты: Чартерная программа;
Вступление  в международные и национальные туристские организации и т.д.
Участие в выставках;
Новые туристские программы;
Программы PR.
Рис. 1.  Система планов современного туристского предприятия (5)
 
       Одним из ключевых элементов системы планирования на туристском предприятии является бизнес-план. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
       - рабочий инструмент предпринимателя  для организации своей работы;
       - развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
       - документ, характеризующий основные  стороны деятельности и развития предприятия;
       - результат исследования и обоснования  конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
       Говоря  о роли и месте бизнес-плана  в системе планирования на туристском предприятии, необходимо подчеркнуть, что бизнес-план – это, документ, наделенный специфичными, только ему присущими чертами, но не строго регламентированный.
         Во-первых, бизнес-план не может  включать весь комплекс общих  целей предприятия, а лишь одну  из них, ту, которая связана  с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Если нет инвестиций – не может быть и бизнес-плана (в отличие от других видов планирования, например стратегического). Во-вторых, в отличие от стратегического и тактического плана, бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели  и задачи  должны быть выполнены. И, наконец, в бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т.п.) в отличие от всех других видов планов, являются полноправными, равновесными частями структуры.
       К основным целям бизнес-плана обычно относят:
    определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости туристского предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;
    конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
    обеспечение внешних инвестиций.
       Последнее утверждение подчеркивает, что бизнес-план, в отличие от ранее описанных планов туристского предприятия, учитывает не только внутренние цели фирмы, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Помимо инвесторов заинтересованными лицами могут являться потенциальные туристы и поставщики услуг фирмы. Примеры различных задач, которые призван решать бизнес-план, в зависимости от участников процесса бизнес-планирования.
       Если  рассматривать основные цели бизнес-планирования на туристских предприятиях, то необходимо отметить, что материальная база объектов, осуществляющих турагентскую и туроператорскую деятельность, как правило, сравнительно невелика. В составе их активов значительная доля может приходиться на нематериальные активы. В силу специфики материально-вещественной базы рассматриваемых организаций их залоговый потенциал относительно невысок и поэтому возможности получения кредитных ресурсов ограничены.
       В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций  бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям; по предприятию в целом (новому или действующему). Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 2.
       В современной практике туристских компаний бизнес-план выполняет пять функций.
       Первая  функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно - необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
       Вторая  функция – планирование. Она позволяет  оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
       Третья  функция позволяет привлекать извне  денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект.
       Четвертая функция позволяет привлечь к  реализации планов компании потенциальных  партнеров, которые пожелают вложить  в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
       Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления  бизнес-плана улучшить информированность  персонала о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.  
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис. 2. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса (5) 

       Таким образом, бизнес-план есть не что иное, как план развития с присущими  только ему целями. А потому ни один из видов планов в системе планирования на  туристском предприятии не заменяет бизнес - планирования. В то же время бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия и соответствует общим принципам планирования. 

 

        2. Оценка существующих методик разработки бизнес-плана

 
 
       Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании принимают активное участие финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса (14).
       При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.
       Разработчиками  бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные  авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
       Необходимо  отметить, что под методикой бизнес-планирования следует понимать не только и не столько требования по содержанию бизнес-плана, сколько совокупность приемов и  их последовательность, применяемых  при разработке бизнес-плана (4).
         В настоящее время на рынке  России из западных методик  наиболее известна разработка UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и её электронная версия СОМFАR.
       Кроме того, популярностью пользуются разработки Tacis – программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ (плюс Монголия) по субсидированию приобретений современных технологий; а также некоторые другие.
       Определенную  лепту внесло и Правительство Российской Федерации, утвердив своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки.
       Можно выделить основу (ядро) всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов и провести детальный анализ, какие из предложенных методов уже актуальны, а какие еще не работают в условиях становления рынка России.  Такой основой всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов являются следующие разделы:
    финансовый план;
    маркетинг-план;
    система производства.
       Они связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно эти основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент российских методик.
       В подавляющем большинстве случаев авторы изданий и статей, посвященных именно методике бизнес-планирования, сводят данную категорию до уровня количества разделов в бизнес-плане и их примерного содержания (4).
         Многие из них объединяет следующее:
    в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);
    в общих чертах говорится о том , как и что нужно написать в каждом разделе;
    приводятся примеры написания бизнес-плана;
    в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;
    рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и исходя из общих рекомендаций, а затем разработать бизнес-план.
       Российские  коммерческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования. Некоторые банки считают необходимым вести расчеты финансового плана в двух денежных единицах: российской и иностранной, другие в одной (большее предпочтение иностранной), нет единого подхода к расчетам рисков и т.д. И если учесть, что эти методики, в основном, разработаны для служебного пользования, то можно представить сложности, с которыми сталкивается руководитель сам разработавший бизнес-план. В большинстве случаев самостоятельное  использование предпринимателем указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов заемщика (14).
       В связи с этим представляется небезынтересным  метод составления бизнес-плана, получивший название «метод тестовых таблиц».
       Новым в данной методике является осмысление концепции бизнес-планирования, как  процесса, направленного на реализацию целей и задач развития организации оптимальным путем с учетом неопределенностей,  а также создание инструмента в виде тестовых таблиц, представляющих собой объективно сравниваемые альтернативные решения проблемы или альтернативные средства достижения цели, с помощью которых выбирается оптимальный вариант, а также использование технологии текста-шаблона и ответов-вставок при разработке бизнес-планов.
       Использование вопросов в форме тестовых таблиц для сбора информации помогает решить проблему сбора исходных данных с учетом предлагаемых альтернативных вариантов.
       Использование текста-шаблона и ответов-вставок  помогает максимально упростить  процесс написания текстовой  части бизнес-плана.
       Тестовые  таблицы для разработки бизнес-плана  представляют собой набор вопросов, сгруппированных по разделам бизнес-плана. В каждом разделе вопросы группируются исходя из порядка изложения раздела. Объем вопросов определяется указанными выше нормами и рекомендациями, а также необходимостью полного отражения экономической деятельности предприятия. 
       Приводимые  в методике формы входной информации соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании  любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.
       Анализ  инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц предусматривает также определение источников неопределенности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе - о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
       В представленной методике можно выделить некоторые преимущества по сравнению  с общепринятым подходом: ввиду отсутствия четкой структуризации по разделам (план-маркетинг, план производства, финансовый план) благодаря применению системы взаимосвязанных тестов практически полностью исключается вероятность завышения показателей и данных предпринимателем. Кроме того, в тесты внесены вопросы так называемой «шкалы лжи», набранные баллы по которой, указывают, насколько заказчик был честен перед консультантом и перед самим собой. Данная методика также не лишена и недостатков. В частности, процесс подготовки тестовых таблиц безусловно трудоемок, а от поставленных вопросов зависит качество и полнота охвата бизнес-планирования. В связи с этим необходимо отметить, что воспользоваться данной методикой смогут, пожалуй, только консультационные фирмы, либо предприятия, постоянно сталкивающиеся с необходимостью бизнес-планирования.

       3. Содержание бизнес-плана

 
 
       Как было уже отмечено, наибольшую популярность в России приобрела методика, которая  была разработана под эгидой UNIDO, а также Tacis. Требованиям этих организаций были также подчинены популярные в России пакеты разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis). В связи с этим обстоятельством, давая характеристику содержания бизнес-плана, было бы рационально придерживаться рекомендаций указанных организаций.
       С этих позиций основными разделами  бизнес-плана являются следующие:
    резюме;
    бизнес и его стратегия;
    маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия (план-маркетинг);
    производство и эксплуатация;
    управление и процесс принятия решений;
    финансы (финансовый план);
    факторы риска.
       1. Резюме является одним из самых  важных разделов плана, так  как может вызвать (или нет)  интерес читателя (который мог  бы стать потенциальным инвестором). В нем кратко описывается назначение бизнес-плана и цели работы предприятия. Также указывается размер требуемого кредита и цель его использования, размер предполагаемой прибыли, сроки и способы погашения кредита, наличие собственных средств, целесообразность данных капиталовложений для инвесторов, уже существующих партнеров или кредиторов. Особое значение уделяется  краткому описанию истории  создания, развития бизнеса и существующей стадии его развития.
       2. Бизнес и его стратегия. Этот  раздел представляет собой тщательное  описание компании и максимально подробное изложение идеи бизнес-плана и причин, которые способствовали возникновению данной идеи.
       В данном блоке необходима развернутая  характеристика предполагаемого вида деятельности:
    описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала;
    описание целей бизнеса;
    описание стратегии бизнеса:
    описание основных характеристик продукции и услуг;
    общее описание рынка.
       В бизнес-плане желательно сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, сотрудников, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса,  а также возможности его успешного развития.
       Миссия  – это руководящая философия  бизнеса, придающая фирме смысл  ее существования, т.е. это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
       Цели  – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность.
       Формулирование  цели туристской фирмы – одно из условий успешного предпринимательства. Первоначально должна быть определена и документально зафиксирована генеральная цель предприятия. Это может быть: увеличение объемов продаж, выход на международный рынок, создание крупной туроператорской компании, обладающей обширной агентской сетью и занимающее лидирующее положение на рынке, и т.д.
       Достижение  генеральной цели подкрепляется  определением нескольких целей предприятия, достижение которых способно поддержать ее достижение. К примеру, развитие и увеличение агентской сети, реформирование структуры менеджмента персонала, разработка разнообразного и дифференцированного предложения туристских продуктов в комплексе дают достижение генеральной цели туристского предприятия, т.е. занятие лидирующего положения на туристском рынке в области туроперейтинга.
       В формировании целей необходимо выделить приоритетные направления и обозначить наиболее важные  подразделения туристской фирмы. Причем цели во времени могут менять свою значимость, так как, достигая определенного рубежа, фирма начинает ориентироваться на следующие цели. Для этого строится дерево целей, которое целесообразно представить в приложении к бизнес-плану.
       Цели  предприятия на конкретные достижения, к которым оно стремится, могут  быть составлены либо в определенной последовательности, либо с представлением схемы по каждому направлению деятельности.
       Процесс формирования стратегии включает три  этапа: формирование общей стратегии  предприятия, формирование корпоративной  стратегии  и определение функциональных стратегий. На рисунке 3 показан алгоритм формирования стратегий фирмы.
       К общим стратегиям фирмы относятся:
    стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержки;
    стратегия роста – увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков;
    стратегия сокращения – применяется в тех случаях, когда выживание предприятия находится под угрозой. Проявляется в «сборе урожая», то есть в получении краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах за счет сокращения доли рынка, в случае достижения критической точки – ликвидации бизнеса.
 
Оценка  текущей стратегии
   
Стратегический  анализ (анализ портфеля продукции)
   
Формирование  общей стратегии развития фирмы
   
Формирование  деловой (конкурентной) стратегии для  каждой стратегической единицы бизнеса
   
Формирование  функциональных стратегий
   
           
Маркетинговая стратегия Стратегия НИОКР Производствен-ная  стратегия
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.