На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Основные тенденции развития культуры России в новое время

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                          Введение   
    Новую русскую историю обыкновенно начинают с эпохи  преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр I. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России.
    Необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и  военное отставание России от европейских  стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.   
    Духовный  кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
    Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.  
    Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.   
    Петр  не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.    
    В истории России вряд ли сыщется время, равное по своему значению петровой четверти XVIII века. За многовековую историю существования  Российского государства было проведено немало реформ.  том, что дали России петровские преобразования, со всей определённостью сказало время.    
    Известный историк и публицист М.М.Щербатов считал, что путь  пройденный страной  при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.
       XVIII век был знаменателен для  России значительными переменами  и достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пусти развития.
      XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Художественная культура Петровской эпохи:
                                утверждение светских начал
      В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации. [1] 
    Следует отметить, что на протяжении всего XVIII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.[7]  
    Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта и культуры.  
    Сближение с западом проявлялось в заботах  правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 года) Петр выступил в роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезав бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр проделывал несколько раз. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление. Указ 1705 года обязывал все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.[1]  
     В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.[7]  
    Европеизация  воспринималась русскими дворянами  субъективно, поскольку главным критерием европеизированного быта у них считалось отличие от крестьянской жизни. Для русского дворянина быть европейцем означало изменить одежду, прическу, манеры, т.е. отгородиться от крестьянской жизни. И это можно было сделать путем обучения европейской культуре.  
    Русским дворянам нелегко давалось такое  обучение, так как они родились и выросли еще в допетровской Руси и воспитывались в соответствии с традиционными ценностями. Поэтому русский дворянин в петровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца, которому во взрослом состоянии искусственными методами следует обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве непосредственным опытом. Петр понимал, что обучить своих подданных новому “языку” с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению “правильному” поведению.[2]   
    Перемены  в быте и нравах высших кругов проявлялись  в возникновении новых форм развлечений. В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели – приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.[7] 
    Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое  летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие  началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.  
    Динамика  стилевого развития русской архитектуры  XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.[1]
      Особое  значение имело строительство новой  российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы.  Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
     Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов - многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и, прежде всего, самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения.[1]  
    Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.  
    Петровская  реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.[2]  
    Петровские  преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.  
    Преобразования  Петра I обеспечили нашей стране новое  качественное состояние: во-первых, значительно  сократилось отставание экономической и культурной жизни России от экономической и культурной жизни передовых стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не решался без её участия.[7]  
    Изменения в быту и культуре, которые произошли  в первой четверти XVIII в. имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё  более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.  
    Можно сказать, что европеизация в петровскую эпоху носила не только внешний характер, но, как это не парадоксально, она усилила проявление негативных черт культуры допетровской Руси. “Новая наука” была для русских дворян тяжела и непривычна и очень часто вызывала инстинкты противоположного направления. Обходительность и вежливость по приказу и принуждению, не ставшие внутренней потребностью, порождали непристойность и грубость.[1]  
    Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков.
          В результате петровских реформ "социальное положение "благородного" сословия изменялось в одну сторону, - в сторону Запада, - в то самое время, когда социальное положение "подлых людей" т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону прямо противоположную, - в сторону Востока.[2]   
    Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.[7]  
    Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской  культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.[7]  
    Петровские  преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.[1]
       Несмотря  на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Особенности  культуры Просвещения  в России.
          Художественная культура  второй половины XVIII века 
    Успешное развитие экономики после отмены крепостного права непосредственным образом сказались на развитии культуры России второй половины XIX в. Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Ведущей областью духовной жизни оставалась литература. В художественной жизни России этого периода появляются два центра - Товарищество художников-передвижников и "Могучая кучка" композиторов. Ведущим направлением в живописи становится критический реализм.[3] 
      Просвещение. В пореформенный период в России увеличивается сеть начальных школ, которые подразделялось на церковно-приходские школы, народные училища и земские школы. Основными типами средних школ были гимназии (мужские и женские) и реальные училища, в которых больше преподавались естественные дисциплины. 
      Дальнейшее развитие получило и высшее образование. Увеличилось число университетов.[2] 
      Важную роль в распространении образования играли общественные организации, публичные библиотеки, читальни, музеи. Большую культурно-просветительную работу проводили музеи, различные научные общества, комитеты грамотности.[4] 
      Развитию образования способствовали и периодические издания: книги, журналы, газеты. Появились новые типографии. Крупнейшими издателями были И.Д. Сытин, А.С. Суворин и др. Издавались книги для народа по более дешевым ценам. Ф.Ф. Павленков начал издавать серию "Жизнь замечательных людей". Большой популярностью пользовались журналы "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово" и др.[4] 
      Русские ученые добились крупнейших успехов во всех областях научных знаний и внесли свой вклад в сокровищницу мировой науки. В 60-х гг. началась эпоха развития естествознания. Всемирное значение имели открытия И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева. И.М. Сеченов был автором обобщающих трудов "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" и др., стал основоположником физиологический школы. И.И. Мечников - создатель российской школы микробиологии, иммунологии и сравнительной патологии, лауреат Нобелевской премии. К.А. Тимирязев - основоположник русской школы физиологии растений, его книга "Жизнь растений" издана на многих языках народов мира.[2] 
      Вкладом в мировую науку явились труды российских ученых-химиков - Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина и др. Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. А.М. Бутлеров создал теорию химического строения, которая стала фундаментом современной ограниченной химии. 
      Крупнейший математик второй половине ХIХ в. П.Л. Чебышев работал в различных областях научных знаний, им был доказан закон больших чисел.        Первой женщиной математиком стала С.В. Ковалевская, которая была избрана членом-корресподентом Академии наук, ей были присуждены премии Парижской и Шведской академии наук.[6] 
      Мировое признание получили труды ученого-физика А.Г. Столетова. Он первый открыл закон фотоэффекта, внес вклад в исследование теории газового разряда, был организатором Физического института при Московском университете.[6] 
      Впечатляющи были достижения русских исследователей в области техники. Талантливый инженер П.Н. Яблочков изобрел электрическую свечу (дуговую лампу), которая имела огромный успех на всемирной выставке 1878 г. и была внедрена в ряде стран. Электротехник А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания с угольным стержнем, а затем с металлическими нитями. 
      Основоположник радиосвязи А.С. Попов, профессор Петербургского электротехнического института создал радиостанцию и радиоприемник и продемонстрировал их 7 мая 1895 г. В 1881 г. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет. Отцом освоения космоса по праву считается К.Э. Циолковский, который занимался теорией движения реактивных аппаратов.[6] 
      Русская географическая наука сделала значительные успехи, благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Руководитель Географического Общества академик П.П. Семенов-Тян-Шанский организовал несколько крупных экспедиций по изучению Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею - Н.Н. Миклухо-Маклая. 
      Русский ученый В.В. Докучаев явился создателем новой науки - почвоведения. Его труд "Русский чернозем" стал классическим в мировой науке почв. 
      Глубокий след в развитии философии оставили труды русских мыслителей В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева и др.[2] 
      В области гуманитарных наук следует назвать крупнейшего русского историка С.М.Соловьева, создавшего 29-томную "Историю России с древнейших времен", являвшегося сторонником сравнительно-исторического метода исследования. Он отмечал общие черты развития России и стран Европы. Его ученик В.О.Ключевский был автором многих исторических исследований, а также "Курса русской истории", вызывавший большой интерес у студентов различных факультетов.[4] 
      Основным направлением в русской литературе был критический реализм, который отличался обличением крепостнических порядков, его пережитков, отображением реальной жизни людей. Крупные писатели этой эпохи (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов) в своих произведениях изображали жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами, но каждый через собственное восприятие. По тематике художественная литература была многообразной.[3] 
      Представителем обличительной литературы был М.Е.Салтыков-Щедрин. Он раскрыл все пороки и слабости человеческой натуры. Его художественным приемом является гротеск. Ф.М.Достоевский затронул самые глубинные темы - мир человеческих страданий и унижений, которые обрекали людей на одичание, нищету и даже на преступления. Его произведения заставляли лучших представителей интеллигенции задумываться над выходом из тяжелого положения. Эти искания он передал в своих бессмертных романах "Бедные люди", "Братья Карамазовы", "Идиот" и др. В Божественной Идее Ф.М. Достоевский видел главную опору.[6] 
      Показателен для второй половине ХIХ в. роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором он вывел образ нового героя-нигилиста, человека действия, не желавшего мириться с окружающей его действительностью. 
      Для последовательного сторонника критического реализма Н.А. Некрасова главной темой его произведений была народная жизнь, вера в силы народа ("Кому на Руси жить хорошо" и др.)[3] 
      Перелом в русской живописи наступил в начале 60-х гг. Лучшие выпускники Академии Художеств создали свою художественную артель, идейным руководителем которой был И.Н. Крамской. По их мнению, он и П.М. Третьяков были самыми компетентными судьями в оценках произведений живописи. 
      В 1870 г. в столице было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах, членами - учредителями, которых были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге. Товарищество организовывало выставки в крупных городах страны. В Товарищество входили в разное время И.Е. Репин, В.Н. Суриков, К.Е. Маковский, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, И.И Левитан, А.И. Куинджи и др. П.М.Третьяков создал великолепную национальную картинную галерею.[2] 
      Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту".[4] 
      С большой симпатией и теплотой к "кучкистам" относился П.И. Чайковский. Он создал ряд опер по произведениям А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Н.В. Гоголя ("Черевички"). Его прекрасные балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и др. до сих пор являются шедеврами балетного искусства. В 1866 г. Г.Н. Рубинштейн основал Московскую консерваторию. 
      В русском театре второй половине ХIХ в. большое место заняли пьесы А.Н. Островского, которые ставились на сценах театров в течение трех десятилетий. В цикле сатирических комедий ("Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Волки и овцы") показаны типы купцов-толстосумов и новых дельцов-хапуг. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных и чистых людей ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники").[3] 
      Известным драматургом был А.В.Сухово-Кобылин. В его трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" обличается бюрократическая система. 
      Главными драматическими театрами были Малый в Москве и Александринский в Петербурге. Широко распространялось театральное искусство и на провинциальной сцене.[2] 
      Значительные изменения происходят в архитектуре. Строятся дома различного типа: здания крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, доходных жилых домов, фабрик и заводов. Новые заказчики требовали украшательства зданий. Преобладающим стилем в архитектуре стала эклектика (смешение разных стилей). Использование разных стилей характерно для А.И.Резанова и В.А. Шретера. По проекту А.И. Резанова был построен дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге (ныне Дом ученых). В.А. Шретер перестроил здание Мариинского театра (фойе), был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тифлисе, Нижнем Новгороде, Иркутске. 
      В церковном строительстве возник эклектический русско-византийский стиль, основателем которого был К.А.Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя (строился с 1837 по 1883 гг.)[6] 
    Достижения скульптуры были связаны с творчеством М.М. Антокольского и А.М. Опекушина. М.М. Антокольский сыграл важную роль в развитии русской реалистической скульптуры. Для его творчества характерен интерес к историческим сюжетам ("Иван Грозный", "Нестор-летописец"). 
     Творчество А.М. Опекушина связано с развитием монументальной скульптуры. Он является создателем памятника А.С.Пушкину, открытого в Москве в 1880 г. и созданного на добровольные пожертвования. 
    Развитие культуры второй половине ХIХ в. было временем подъема науки, просвещения, печати, расцвета русского национального искусства.[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.«Золотой» и «серебряный» века русской культуры
      «Золотой» век русской культуры ( ХIХ век). 
     ХIХ век стал для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. На культуру начала ХIХ века огромное воздействие оказали три события. Это Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права.  
      Просвещение и печать. Александр I проводит реформу народного просвещения, было создано Министерство народного просвещения. Центральное место в системе образования занимали университеты, созданные в каждом округе. В Российской империи развивалась система сословных дворянских учебных заведений. К гражданской службе молодых аристократов готовили лицеи, будущих офицеров обучали в кадетских корпусах. После реформы 1861 года развитие системы образования ускорилось, были созданы земские школы, народные училища. Среднее образование давали семиклассные гимназии. Было положено начало высшему женскому образованию. Успехи просвещения в России ХIХ века были всеохватывающими. Уровень грамотности вырос за вторую половину века более чем в 3 раза и составил к 1897 году 21,1%. Большой популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело», «Русская старина» и др. В 1814 году состоялось открытие в Петербурге императорской Публичной библиотеки.

      Наука. Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий, была открыта Антарктида. В 1845 году в России появилось первое научное общество – Русское географическое. Выдающихся успехов достигла историческая наука. В 1816-1829 гг. Н.М. Карамзин написал 12-томную «Историю государства Российского». В.О. Ключевский создал многотомный труд «Курс русской истории». [2] 
     Литература. В первом десятилетии ХIХ века в литературе господствовал сентиментализм, основоположником которого был Н.М. Карамзин. Он отстаивал принцип использования в литературе живых традиций русского разговорного языка, отказа от устаревших литературных канонов классицизма. Война 1812 года, общественный подъем и героика тех лет выхвали к жизни новое литературное течение – романтизм. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Лидером романтизма был В.А. Жуковский. Его созерцательному романтизму противостоял гражданский романтизм писателей и поэтом декабристов. В 30-40-е гг. ХIХ века господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм – правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм. Подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.В. Лермонтова. В творчестве русских писателей первостепенным стал крестьянский вопрос (И.С.Тургенев – «Записки охотника», А.Н. Некрасов – «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо»). Творчество Достоевского стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы. Л.Н. Толстой соединил в себе писателя, ученого, философа, религиозного деятели, что уникально не только для России, но и для мировой культуры. Вместе с Достоевским Толстой как бы замыкает «золотой век» русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин. Традиции романтизма в русской литературе ХIХ века продолжили замечательные поэты-лирики Е.А. Боратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, поэт и драматург А.К. Толстой.  
     Серебряный век русской культуры. (Конец ХIХ- начало XX века). Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим. Его придумали сами представители серебряного века. У А.Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». [2] 
     Просвещение. Культурный ренессанс не коснулся подавляющей части населения страны. Значительная часть крестьянства и рабочего класса была неграмотной. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Госдума приняла несколько решений об улучшении образования. На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность. Периодика приобретает многонациональный характер – газеты издавались на 24 языках. 
    Наука. В это время работали многие ученый, такие как К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин. Огромное значение имели труды Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. В начале XX века И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову, основоположнику сравнительной патологии и микробиологии – были присуждены Нобелевские премии. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.Н. Геккеля и И.И. Сикорского. Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

           Литература. В литературе продолжает развиваться критический реализм, представленный писателями: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.М. Горький. Накануне Первой мировой войны в русской поэзии зарождается футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам), новокрестьянская поэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский.
      Живопись. Крупнейшим русским художником стал В.А. Серов, его портреты – вершина этого жанра в искусстве. Многие мастера обращаются к символизму, отсюда интерес к прошлому, сказочному, легендарному. Это можно наблюдать на примере творчества М.А. Врубеля. Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания. Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В.М. Васнецова, М.К. Рериха. Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В. Кандинского и К.С. Малевича.
            Театр, кинематограф. Важнейшим событием стало открытие в 1898 году Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л.Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, И.М. Леонидов. В 1904 году в Петербурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской. Главным режиссером
ее театра был В.З. Мейерхольд. В музыкальном  театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве. Имелись и частные оперные труппы, например московская Частная опера, основанная известным меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь пел Ф.И. Шаляпин.
      Всемирно известным становится  русский балет (А.П. Павлова,  В.В. Нижинский). Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» - выступления балетных и оперных звезд стали  поистине триумфом искусства России.
      В те же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 году вышел первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин», а всего до 1917 года их было выпущено около двух тысяч.
       Движение разночинцев. После отмены крепостного права в русскую культуру пришли разночинцы. Сыновья разорившихся дворян, священников, чиновников низших рангов, купцов и крестьян заполнили университеты, различные профессиональные и технические училища, редакции журналов. Мир дворянской культуры большинству разночинцев был  чужд. Даже у молодых дворян отмена крепостного права вызвала желание порвать все связи  вплоть до семейных со «старым режимом». Что же не удовлетворяло молодежь 60-х годов XIX века в культуре, взрастившей Пушкина, Чаадаева, Лермонтова и Тургенева? П.А. Кропоткин, один из основателей русского анархизма, так отвечал на этот вопрос: «Крепостное право было отменено. Но за два с половиной века существования оно породило целый мир привычек и обычаев, созданных рабством. Тут было и презрение к человеческой личности, и деспотизм отцов, и лицемерное подчинение со стороны жен, дочерей и сыновей. Создался целый мир привычек, обычаев, способов мышления, предрассудков и нравственной трусости, выросшей на почве бесправия. Даже лучшие люди того времени платили широкую дань этим нравам крепостного права. Против них закон был бессилен. Лишь сильное общественное движение, которое нанесло бы удар самому корню зла, могло преобразовать привычки и обычаи повседневной жизни».[3]
      Это сильное общественное движение, начавшее борьбу с пережитками крепостничества во всех сферах жизни, как его противники, так и сторонники часто именовали нигилизмом. Обычно под нигилизмом подразумевается отрицание устоявшихся норм поведения, исторических традиций и господствующего мировоззрения.
Славянофильство и западничество
      В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы.
     Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права.
      Славянофилы заняли противоположную позицию. У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней, прежде всего, сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.
     Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию.
    Первое пробуждение самостоятельной мысли и самосознания XIX века произошло в Чаадаеве, человеке исключительно одарённом, но почти ничего не написавшем. Он был ленив, как и все русские баре. Его необычайно острые и сильные мысли выразились в одном «философическом письме». Это целая философия истории. Иcтopиocoфичecкaя тема - основная в русской мысли XIX века. Самостоятельная русская мысль прежде всего задумалась над тем, в чем задача России и особенность ее пути, Восток ли она или Запад. Философия истории Чаадаева была восстанием против русской истории, против русского прошлого и русского настоящего. Дело Петра пробудило русскую мысль и русское творчество. Герцен сказал, что на реформу Петра русский народ ответил явлением Пушкина.
   Чаадаев выступил решительным западником, и западничество его было криком патриотической боли. Он был типичным русским человеком XIX века верхнего культурно слоя. Его отрицание России, русской истории - типическое русское отрицание. Его западничество было религиозным, в отличие от последующих форм западничества, он очень сочувствовал католичеству, видел в нем активную, организующую и объединяющую силу всемирной истории и в нем видел спасение и для России. Русская история представлялась ему лишённой смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу - отражение той потери культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской эпохи. Россию Чаадаев считает уроком и предостережением для других народов. Власть увидела в Чаадаеве революционера. Но в действительности он был близок по своим идеям к дe-Mecтpy, Бoнaльдy и Шeллингy, c которым он переписывался и который был o нем высокого мнения. Культурно рафинированный Чаадаев не мог примириться c тем, что он обречена жить в некультурном обществе, в деспотическом государстве, которое держит в тисках темный народ, не просвещая его. Чаадаев высказал мысль, которую нужно считать основной для русского самосознания, он говорит o потенциальности, непроявленной русского народа. Эта мысль могла казаться осуждением русского народа, поскольку она обращена к прошлому, - pyccкий нapoд ничeгo вeликoгo в иcтopии нe coтвopил, нe выпoлнил никaкoй выcoкoй миccии. Ho oнa жe может превратиться в великую надежду, в вepy в будущее русского нapoдa, кoгдa oнa oбpaщeнa к бyдyщeмy, — pyccкий нapoд пpизвaн ocyщecтвить вeликyю миccию.
     Имeннoнa этoй пoтeнциaльнocти и oтcтaлocти pyccкoгo нapoдa вecь XIX вeк бyдeт ocнoвывaть нaдeждy нa тo, чтo pyccкий нapoд пpизвaн paзpeшить вoпpocы, котоpыe тpyднo paзpeшить Зaпaдy, вcлeдcтвиe eгo oтягчeннocти пpoшлым, -напpимep, вoпpoc социальный. Taк былo и y Чaaдaeвa.[4]
     Творческая оригинальность религиозной и философской мысли обнаружилась у славянофилов. Они обосновывали миссию России, отличную от миссии народов Запада. Оригинальность славянофилов связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного,  православного типа христианства, легшего в основу русской истории. Xoтя cлaвянoфилы иcкaли opгaничecкие ocнoвы и пyти, нo oни были тaк жe pacкoльникaми, жили в paзpывe c oкpyжaющeй дeйcтвитeльнocтью, Oни oтpицaли импepaтopcкyю, пeтpoвcкyю Poccию. Cиcтeмa oфициaльной нapoднocти былa ocнoвaнa нa тpex пpинципax — пpaвocлaвиe, caмoдepжaвиe и нapoднocть, и cиcтeмa cлaвянoфильcкaя пpизнaвaлa эти жe тpи пpинципa.  Oни видeли o6paз pyccкoгo нapoдa ocвoбoждeнным oт иcкaжeний, кoтopыe oни пpипиcывaли западному рационализму и государственному абсолютизму. K государству y них было совсем иное отношение, чем к системе официальной народности. Славянофилы - aнтигocyдapcтвeнники, y ниx ecть дaжe cильный aнapxичecкий элeмeнт, oни cчитaли гocyдapcтвo злoм и влacть cчитaли грехом. Oни зaщищaли мoнapxию нa тoм ocнoвaнии, чтo лyчшe, чтoбы oдин чeлoвeк был зaмapaн влacтью, вceгдa гpexoвнoй и гpязнoй, чeм вecь нapод. Цapь нe имeeт пpaвa нa влacть, кaк никтo нe имeeт. Ho oн oбязaн нecти тягoтy влacти, кoтopyю вoзлoжил нa нeгo нapoд. Pyccкий нapoд cлaвянoфилы cчитaли нeгocyдapcтвeнным, рyccкий нapoд имeeт пpизвaниe peлигиoзнoe, дyxoвнoe и xoчeт быть cвoбoдeн oт гocyдapcтвoвaния для ocyщecтвлeния этoгo пpизвaния.
   Славянофилы и западники были враги-друзья. Герцен сказал: «мы подобны двуликому  Янусу, y нac oднa любoвь к Poccии, нo не одинаковая». Для oдниxPoccиябылa, пpeждe вceгo, мaть, для дpyгиx — дитя. Cлaвянoфилы и зaпaдиики 30-x и 40-x гoдoв пpинaдлeжaли к oднoмy кpyгy, cпopили в oдниx и тex жe caлoнax, кoтоpыe видeли битвы Гepцeнa и Xoмякoвa. Лишь пoзжe oни oкoнчaтeльнo paзoшлиcь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.