На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок: Функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     ЦЕНТРСОЮЗА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» 

     СМОЛЕНСКИЙ  ФИЛИАЛ  

кафедра  
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине 

«Экономическая теория» 

на  тему: «Рынок: Функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики» 
 
 
 
 

                  Выполнил:
                  студент 1 курса группы ЗЭТс-309
                  Аверина О.Л. 
                  Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смоленск, 2009 год 
 
 
 
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. 
 В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства.  
 Актуальность выбранной темы «Рынок: функции, структура; достоинства и недостатки рыночной экономики» обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка.  
 Разрушилось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служило своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночный механизм и сам рынок. 
 В свете мирового кризиса рыночной экономики тема становится все более актуальной. 
 Целью данной курсовой работы является анализ функций, структуры; достоинств и недостатков рыночной экономики. 
В соответствии с целью определяем следующие задачи курсовой работы: 
- рассмотреть рынок и рыночную экономику, а также субъекты рыночных отношений; 
- проанализировать структуру и инфраструктура рыночной экономики; 
-  охарактеризовать функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка; 
- проанализировать особенности формирования рыночных отношений в России. 
 Объект исследования: рыночная экономика. 
Предметом исследования являются функции, структура; достоинства и недостатки рыночной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рынок и рыночная экономика. Субъекты рыночных отношений
    1.1. Рынок и рыночная экономика. 

      В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. 
В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Домашнее хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли). 
 Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве. 
 Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика — это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.          Категории товарное производство и рыночное хозяйство относятся к характеристике типов организации производства и общественного хозяйства, которые определяют экономические формы богатства общества. Эволюция типов общественного хозяйства подчинена определенным объективным закономерностям, они уже давно выявлены классической экономической наукой. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) раскрыл причины возникновения товарных отношений и товарного производства. Сто лет спустя эти причины были систематизированы Л.Вальрасом в «Элементах чистой политической экономии», в частности, в его теории обмена и теории производства. 
Тип общественного хозяйства, в первую очередь, зависит от формы связи производства и потребления как способа разрешения исходного противоречия общественного труда. Принято различать натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и сознательно регулируемое хозяйство.           Натуральное хозяйство явилось самой элементарной формой организации экономики. Для него характерно производство продуктов лишь для удовлетворения собственных потребностей людей. В натуральном хозяйстве главные проблемы организации экономики, касающиеся вещественной стороны дела. решаются наиболее просто: что и как производить, для кого делать — это определяют собственники, работники хозяйства, ориентируясь на внутрихозяйственное потребление. Чертами натурального хозяйства выступают замкнутость, универсальный труд, прямые экономические связи. Общество состоит из массы разрозненных хозяйств (семей, общин, поместий, хозяйственных регионов), каждое из которых опирается на собственные ресурсы производства и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Натуральное хозяйство было свойственно прошлым, доиндустриальным этапам истории человечества. Но оно не исчезло окончательно и все еще распространено в развивающихся странах: тенденция к натурализации производства может проявляться и у современных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объединений, регионов, в результате чего сворачиваются экономические связи с другими звеньями экономики. Отдельные государства могут проводить хозяйственную политику под названием автаркия, когда тенденция к натурализации распространяется на все общество.   Смена натурального хозяйства товарным производством, в котором доминирует специализация производителей на производстве какого-либо одного товара, происходит в результате развития производительных сил и общественного разделения труда. 
 Принципиальной особенностью общественного труда (научной абстракции выражающей подход к труду как к процессу, осуществляемому в масштабе общества) является его осуществление в системе общественного разделения труда. которое предполагает специализацию производителей на производстве какого-либо продукта или услуги.     По своему историческому развитию различают: разделение труда по полу и возрасту — это естественное общественное разделение труда; выделение скотоводческих племен — это первое в истории крупное общественное разделение труда: второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства и третье крупное общественное разделение труда - выделение купечества. Любое углубление разделения труда приводит, с одной стороны. к появлению новых отраслей и тем самым к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения, а с другой стороны — ведет к усилению взаимосвязей производителей. Таким образом, с развитием разделения труда развивается и сам общественный труд. разнообразятся его формы, разрешаются противоречия общества в необходимости удовлетворения возрастающих потребностей при наличном объеме общественного труда. 
По мере развития производительных сил общественное разделение труда углубляется. Расширяется и база товарных отношений. Однако на начальных этапах становления общества общественное разделение труда было развито слабо, технический уровень производства находился на крайне низкой технической ступени. В связи с этим товарные отношения развивались медленно и хозяйство оставалось преимущественно натуральным. Хотя товарное производство возникло в период разложения первобытнообщинного строя и получило значительное распространение в «азиатском», античном и феодальном обществах, в каждом из них оно существовало в виде своего экономического уклада, роль и значение которого возрастали по мере развития товарных отношений, подрывая условия существования патриархального хозяйства. После промышленной революции конца XVIII — середины XIX вв. большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Резко увеличилось количество товаров. реализуемых на рынках. Купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше в основном передавались только по наследству. Объектом купли-продажи стала и рабочая сила. Работники могли ею свободно распоряжаться в отличие от крепостных и цеховых ремесленников и подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и труда. Экономика, в которой все главные отношения построены на рыночных основах, получила название рыночной. Здесь товарное производство приобретает развернутый характер и начинает играть определяющую роль в системе общественного хозяйства, при этом все или почти все продукты труда производятся для обмена.    Итак, как уже отмечалось, общей предпосылкой или необходимым условием существования товарного производства служит общественное разделение труда между производителями, каждый из которых специализируется на изготовлении определенных продуктов. 
По мере углубления специализации и разделения труда различия внутрипроизводственного и общественного разделения труда не исчезают, а получают новые формы своего выражения. Это отражается в углублении общественного разделения труда, многообразии предприятий, появлении все новых форм включения труда отдельных звеньев в общественный труд, поиске способов регулирования поведения производителей в общественном хозяйстве.            В эпоху капитализма общественное разделение труда стремительно прогрессирует: промышленность отделяется от сельского хозяйства, внутри самого промышленного производства происходит отделение обрабатывающей промышленности от добывающей. Последняя подразделяется на горнорудную. угольную, нефтедобывающую. Еще более интенсивное разделение труда наблюдается в обрабатывающей промышленности — проявляется тенденция к специализации на производстве отдельных частей продуктов и технологических операций по их изготовлению. Этот высокий уровень и зрелые формы общественного разделения труда достигаются на поздних стадиях капитализма. 
 Однако товарное производство не порождается только лишь общественным разделением труда. Истории известны славянские общины и другие сообщества, где имелось развитое общественное разделение труда, но не было товарного рыночного производства. Продукты труда становятся товарами при условии, что они производятся для обмена самостоятельными, независимыми, экономически обособленными производителями. Такая экономическая обособленность производителей порождает необходимость обмена товарами в качестве единственно возможной формы экономических связей между ними.         Экономическая обособленность производителей есть такое состояние, которое вытекает из их относительно свободного владения, пользования и распоряжения производимой продукцией по своему усмотрению. Производители являются собственникам и продукции и средств производства, с помощью которых она произведена.Исторический процесс развития экономической обособленности базируется на историческом процессе развития форм собственности и степени зрелости товарного производства. Частная собственность обеспечивает наиболее возможную и полную экономическую обособленность производителей: они сами решают, что, как для кого производить. 
 Товарное производство имеет характерные особенности: во-первых, оно всегда обусловлено разделением труда, которое является следствием технического прогресса. Промышленная революция началась с изобретения рабочей машины, которой была передана от человека исполнительная функция: затем машинам была передана двигательная функция. В настоящее время созданы автоматизированные системы, которым человек передает управленческую, контролирующую функции. Следовательно, одно из бесспорных преимуществ товарного производства по сравнению с натуральным - его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и других элементов производительных сил. Во-вторых, товарное производство является открытой системой экономических отношений, так как продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, они выходят за пределы хозяйственной единицы. В-третьих, товарному производству свойственны косвенные (опосредованные) экономические связи между производством и потреблением. Они складываются по схеме: «производство — распределение — обмен — потребление». Изготовленная продукция поступает сначала на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в производительное или личное потребление. Рыночный обмен подтверждает (или не подтверждает) необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. При этом потребитель обладает свободой выбора полезных вещей. Это одна из форм экономической свободы. Отсюда видно, что товарному хозяйству, в отличие от натурального, свойственна такая структура общественного труда, при которой сложилась система специализации производителей благ и услуг. Происходит завершение формирования общественного труда как целостной системы, связь в которой осуществляется через опосредованную рынком товарную форму, через куплю-продажу и через потребление. При этом хозяйству свойственна специфическая система противоречий общественного труда — труд в рамках отдельной единицы выступает как частный, независимый, самостоятельный вид деятельности, но в то же время он скрытообщественный, т. е. является трудом для других. Для этого типа хозяйства характерен и особый порядок выявления общественной необходимости частного труда, который после окончания процесса производства на рынке через куплю-продажу принимает общественную форму.
 

    1.2. Субъекты рыночных отношений 

     Субъекты  рыночных экономических отношений – те, кто есть их носителями, то есть, кто продаёт и покупает: практически каждое физическое лицо, которое не ограничено законом в правоспособности и дееспособности, группы граждан, трудовые коллективы, юридические лица всех форм собственности, государство.
     Носители  рыночных отношений – это те, кто занимается индивидуально-трудовой деятельностью, государственные предприятия, кооперативы, арендные предприятия, фермерские хозяйства, коллективные хозяйства  и т. д.
     В то же время субъектов рыночных отношений разделяют на производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Кроме того, выделяют посредников, которые «сводят» продавцов и покупателей. Такими посредниками являются коммерсанты, банки, биржи, торговые филии, торгово-промышленные палаты, страховые компании. Самый крупный посредник – государство. Принято выделять четыре крупные субъекты рыночного хозяйствования: домашние хозяйства, фирмы, банки и государство.
     Если  рассматривать эволюцию рынка с  точки зрения субъектов рыночных отношений, то мы увидим, что сначала это были непосредственно производители потребители товарной продукции. Потом по мере его развития и разделения в самостоятельные отрасли торговли и денежного обращения, активными участниками рыночных отношений становятся торговые и финансовые посредники: коммерческие агенты, консигнаторы, брокеры, дилеры, коммивояжеры и др.
     Названные субъекты, действуя на правах физических либо юридических лиц, играют всё  большую роль в рыночной экономике, и не случайно. Рынок представляет собой сложный механизм выявления и согласования экономических интересов. Именно этим и занимаются торговые и финансовые посредники. Они изучают состояние спроса и предложения тех или иных товаров, динамику цен, устанавливают деловые контакты, прогнозируют рыночную ситуацию и т. д.
     Их  деятельность считается крайне необходимой  и высоко оценивается общественностью. Бытует даже мнение, что посреднические звенья в рыночном механизме играют роль управляющей системы.
     В условиях командной экономики, наоборот, посредническая деятельность рассматривается как второстепенная, а то и вовсе нежелательная. Это обусловлено тем, что здесь всеохватывающим регулятором общественной жизни выступает государственный аппарат. Посредник же, который обеспечивает независимое функционирование хозяйств, своей деятельностью объективно противостоит госаппарату, угрожая самому его существованию.
     Объектами рыночных отношений является то, для  чего они существуют: в первую очередь  это товары и услуги (предметы потребления  и средства производства), капитал, труд, земля и другая недвижимость, ценные бумаги, интеллектуальные достижения (идеи, открытия и т. д.), информация (в том числе реклама). То есть объектами рыночных отношений является всё то, что продаётся и покупается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура и инфраструктура рыночной экономики 

2.1.Структура рыночной экономики 

      Важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики, главной движущей силой ее является конкуренция. Конкуренция  – это экономическое соперничество  хозяйствующих субъектов (участников экономики) за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция позволяет обеспечить наиболее эффективное распределение экономических ресурсов, количество которых в любом обществе ограничено. Конкуренция стимулирует деятельность участников экономики, побуждая их к уменьшению издержек производства, улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ее ассортимента, снижению цен. Другими словами, конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихийный метод выбора оптимального хозяйственного решения. Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция включает ценовую и неценовую рыночную конкуренцию.
      Ценовая конкуренция – это конкуренция  в ценах на продукцию. Это может  быть понижение продажной цены товара (для предприятий с низкими затратами), стремление крупных предприятий получить скидки при закупке сырья и материалов большими партиями, применение различных условий оплаты.
      Неценовая рыночная конкуренция выражена в  достижении преимуществ с применением маркетинговых методов (реклама, торговые марки, товарные знаки, дополнительные услуги покупателям, гарантии качества), в захвате исключительных прав на рынке (создание трудностей для вхождения в рынок
потенциальных конкурентов, выпуск товаров с исключительными свойствами).
      Рыночная  конкуренция может быть совершенной  и несовершенной. Совершенной или  свободной конкуренция является тогда, когда ни один из продавцов  или покупателей на рынке не может  существенно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренции практически не существует. Несовершенной называется конкуренция, при которой отдельные продавцы или покупатели способны существенно влиять на цену товара.
      Исходя  из степени «совершенности» выделяют типы рынков, образующихся в результате взаимодействия конкуренции и монополии (фирмы, захватившей значительную часть производства и сбыта продукции и господствующей на рынке).
     Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой.
     Обычно  выделяют четыре вида рыночных структур – свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.
  Свободная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия Чистая монополия
Число и размеры фирм Очень большое  число мелких фирм
Много мелких фирм Несколько фирм, есть крупные  фирмы
Одна фирма
Характер  продукции Однородная продукция
Разнородная продукция
Однородная  или разнородная продукция
Уникальная  продукция
Условия входа в отрасль  и выхода из нее
Никаких затруднений Сравнительно свободно
Возможны отдельные препятствия при  входе
Практически непреодолимые
барьеры на
входе
Контроль  над ценой Отсутствует Очень ограниченный Значительный  (особенно при  сговоре)
Очень значительный
Конкуренция Ценовая В основном, ценовая В основном, неценовая
Неценовая
Концентрация  на рынках Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Доступ  информации Равный доступ ко всем видам  информации
Некоторые затруднения
Некоторые ограничения
Некоторые ограничения
Примеры Сельское хозяйство, услуги по обмену валюты Производство  одежды, обуви, книг, розничная торговля Производство  стали, автомобилей, сельхозмашин, оптовая  торговля Электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь
 
           Первый тип рынка  – свободная конкуренция- имеет  место там, где действует множество  независимых производителей однородных товаров и услуг (молока, стандартизированной пшеницы) и доля каждого производителя мала настолько, что он не может ощутимо менять предложение продукции, а значит, и сложившуюся цену. Из-за одинаковости товара ценовая конкуренция здесь отсутствует. Однако на таком рынке сотни и тысячи предприятий не выживают, при этом свободный доступ привлекает туда новых предпринимателей. Свободная конкуренция на практике встречается не часто.
           Второй тип рынка  – монополистическая конкуренция  – предполагает сочетание монополии и конкуренции и складывается там, где много сравнительно небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (разные виды одежды, обуви, мебели). Многочисленность таких фирм не позволяет каждой из них в отдельности влиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Монополия на таком рынке может возникнуть, если какая-нибудь фирма будет производить дифференцированный товар (купальную одежду из рыбьей чешуи), однако монополия в подобных отраслях не преобладает над конкуренцией. Конкуренция стимулируют относительная легкость вхождения в отрасль и большое число фирм. Для рынка монополистической конкуренции не свойственна высокая концентрация. Обычно показатель концентрации и используют для отнесения какого-либо рынка к одному из типов. По западным меркам число производителей-конкурентов должно быть не менее 10-15, причем доля крупнейшего из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции, двух – более 44%, трех – 54% и четырех – 64%. Монополистическая конкуренция на практике встречается очень часто (рестораны, станции технического обслуживания, банки), так же, как и олигополия.
           Олигополия –  наличие на рынке нескольких крупных фирм, занимающих господствующее положение в производстве и сбыте какого-либо товара. Олигополия характерна для российских отраслей таких, как производство стали и алюминия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. В судостроительной отрасли занято около 1 млн.работников на 40 предприятиях, из них 17 – крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма «Алмаз», «Балтийский завод» (все три – в Санкт-Петербурге), машиностроительный завод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае. Немногочисленность фирм означает, что каждая из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В таких условиях фирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата серьезными неприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение товаров на рынке, то цена соответственно уменьшится, что отразится на доходах других фирм - олигополистов. Сбивая цены на рынке, фирмы могут вести настоящие ценовые войны, но чаще конкуренция регулируют взаимными соглашениями. Вхождение новых фирм в отрасль с олигополией очень затруднено. Количество субъектов олигополии зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы и может быть разным. К олигополистическим структурам рынка можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идет отсчет структур монополистической конкуренции. Олигополия может быть жесткой (на рынке господствуют 2-3 фирмы)  и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80% рынка). По концентрации продавцов предлагаемой продукции олигополии делятся на плотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих субъектов). При плотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополии это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где есть возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
     Причинами становления олигополии являются:
    возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;
    владение патентами и контроль над сырьем;
    поглощение слабых фирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
    эффект слияния, имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам;
    научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.
         Чистая  монополия – четвертый тип  рынка – существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям и свою цену. Экономическая мощь и эффективность малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.
         Монополии появляются по разным причинам. Это  и поражение конкурентов в  рыночной борьбе, и объединение нескольких предприятий в одно, и просто низкая рентабельность данного вида деятельности, которая не стимулирует появление конкуренции.
         Особенность российских монополий заключается  в их истории. В СССР в каждой отрасли  строились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узко специализированы, и у них  не было конкурентов. Тогда конкуренция была выражена слабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством. С переходом к рыночным отношениям многие предприятия стали монополистами, какие-то локальными, а некоторые и общегосударственными, такие как РАО «Газпром».
         В Российской Федерации, как и во всём мире, отношение к монополиям двоякое. С одной стороны они, доминируя  на рынке, диктуют свои цены и тарифы на продукцию, управляют спросом  с помощью предложения. С другой стороны при крупном производстве издержки на единицу продукции уменьшаются при увеличении объёма производства.
         На  территории нашей страны действуют  два закона:
      О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Правительство составило реестр (список) предприятий-монополистов. В него вошли предприятия, которые захватывают более 30% рынка. По отношению к таким предприятиям государство применяет прежде всего  контроль над ценами, требуя их обоснования (должны быть равны затратам плюс нормальной прибыли).
      О естественных монополиях.
Естественная  монополия – состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на рынке эффективнее при  отсутствии конкуренции в силу технологических  особенностей производства. Товары, производимые естественными монополиями, не могут  быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном рынке товаров в меньшей степени зависит от цены, чем на другие виды товаров.
      В Российской Федерации сложилась  уникальная ситуация, когда в стране сложилось несколько «естественных» монополий. Т.е. компании юридически не являются естественными монополиями, т.к. РАО «Газпром» занимаются не только разрешенной законом «О естественных монополиях» транспортировкой, но и соответственно добычей газа и производством тепло- и электроэнергии, что подпадает под закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом транспортировка является заключительной стадией производственного цикла.
В такой ситуации перед государством стоит сложная  задача – провести реструктуризацию естественных монополий. А именно, отделить компанию, по транспортировке от фирм-производителей. 

     2.2. Инфраструктура рыночной экономики
     Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
     Все институты рыночной экономики можно условно разделить на две группы:
    институты общего назначения;
    специальные институты.
     Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.
     Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство.
     С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.
     Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.
     Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.
     Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.
     Пригодность или непригодность института  инфраструктуры, равно как и степень  его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости образуется элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.
     Правовое  обеспечение инфраструктуры включает в себя систему законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные суды разрешают имущественные споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы.
     Основные  части рыночной структуры можно  также представить в виде схемы 

     
     Инфраструктура  рынка капитала – это, прежде всего:
    банковское законодательство;
    валютное законодательство;
    законодательство об иностранных инвестициях;
    биржевое законодательство;
    Центральный банк;
    государственные займы и государственный долг;
    коммерческие банки;
    фондовые биржи;
    страховые компании;
    сберегательные банки;
    пенсионные фонды;
    инвестиционные банки;
    ипотечные и земельные банки;
    строительные общества;
    финансовые компании;
    венчурные компании;
    консалтинговые и аудиторские фирмы;
    предпринимательские союзы и профессиональные ассоциации;
    специальные информационные и профессиональные периодические издания.
     Инфраструктура  рынка товаров и услуг включает следующие элементы:
    торговое законодательство;
    законы о рекламе;
    законодательство о защите прав потребителя;
    санитарно-гигиенические нормы;
    предприятия оптовой торговли;
    предприятия розничной торговли;
    товарные биржи;
    транспортные предприятия;
    складское хозяйство;
    консалтинговые фирмы;
    рекламные агентства;
    информационные периодические издания.
     Инфраструктура  рынка труда включает:
    законодательство о труде;
    законодательство о занятости;
    законодательство о социальной защите;
    законодательство об охране труда;
    Министерство труда и занятости;
    местные органы регулирования занятости и социальной защиты;
    государственные и частные биржи и центры по трудоустройству;
    агентства по найму (рекрутинговые агентства);
    государственные и частные центры и системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
    профессиональные союзы;
    коллективные и индивидуальные трудовые соглашения;
    специальные информационные и профессиональные периодические издания.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.