На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и сущность государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Московский  государственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ) 
 

РЕФЕРАТ
«Понятие  и сущность государства» 
 
 
 

Группа 06ю21
Студентка   Е.Е. Морозова
Преподаватель   к.ю.н., доцент А.Л. Питерская 
 
 
 

МОСКВА 2011 
 
 

1. Понятие и признаки  государства

     Многогранность  такого феномена, как государство, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности. Государство  может рассматриваться с точки зрения социологии, политологии, этнологии и т. д. В юридической науке феномен государства также не имеет однозначной интерпретации.
     В российской литературе различных периодов также можно найти немало определений  государства. Например, государство "как объективный факт нашей планеты" представлялось в виде "социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни". Государство определялось и как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и не только признающих эту солидарность, но и поддерживающих ее силой патриотической любви, достойными и мужественными поступками. Оно рассматривалось и в качестве союза свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.
     В специальной литературе разрабатывается множество определений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:
     —  государство как организация политической власти;
     — государство как аппарат власти;
     — государство как политическая организация  всего общества.
     Каждый  из указанных аспектов заслуживает  внимания. Действительно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, представляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом. Вместе с тем политическая власть — один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к нему понятие государства.
     С внешней стороны государство  выступает как механизм осуществления  власти и управления обществом, как  аппарат власти. Рассмотрение государства  через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе органов — также не раскрывает полностью его понятия. При таком рассмотрении не учитывается деятельность системы органов местного самоуправления и других.
     Государство есть особая политическая реальность. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно определять как политическую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство — это политическая организация всего общества. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт всех и для всех. В данном случае государство рассматривается как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
       Государство сегодня - социальный  организм, политический способ существования гражданского общества. Это, в свою очередь, означает, что государство призвано существовать не для подавления и угнетения. Назначение государства заключается в осуществлении солидарных интересов людей.
     Таким образом, неоднозначность восприятия государства - его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления.
     Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, — народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.
     Определить  общее понятие государства, которое  бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. К таким признакам относятся: государственная территория, институт гражданства, публичная политическая власть и государственный суверенитет.
     Рассмотрим  перечисленные признаки более подробно:
     1. Наличие государственной территории
     Понятие государственной территории сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества».
     В современной юридической науке  под государственной территорией  принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.
     Территория  государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в теоретическом государствоведении существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.
     Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.
     Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами.
     «Составными элементами фактической территории являются:
     1. Сухопутная территория, т. е. вся суша в пределах государственных границ.
     2. Водная территория, охватывающая:
     – внутренние воды, т. е. собственные воды государства (национальные реки, озера, каналы, внутренние моря);
     – пограничные воды, т. е. воды рек, озер и каналов, по которым проходит государственная граница;
     – территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., не должна превышать 12 морских миль.
     3. Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем».
     Юрисдикционная  территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» – участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международно-правовых актах.
     2. Институт гражданства (подданства)
     Сущность  данного признака заключается в  возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод, как в самом государстве, так и за его пределами.
     Взаимодействие  государства и личности в сфере  приобретения и осуществления гражданства (подданства) регулируются действующим законодательством. Так, например, в Российской Федерации действуют такие основополагающие начала (принципы) гражданства, как: 1) единство и равенство гражданства; 2) открытый и свободный характер гражданства; 3) запрет на лишение гражданства; 4) сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; 5) недопустимость автоматического изменения гражданства без должного волеизъявления лица (при заключении или расторжении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации; при изменении гражданства другим супругом); 6) защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации и др.
     3. Аппарат публичной политической  власти
     Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».
     Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером – властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.
     4. Государственный суверенитет
     Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).
     Как важнейшая конституционно-правовая и международно-правовая категория  принцип государственного суверенитета закрепляется в основах конституционного строя различных государств и  в международных правовых актах. Данный принцип закреплен и в ст. 4. Конституции Российской Федерации 1993 г., где говорится:
     «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
     2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
     3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
     Таким образом, конституционно закреплены внутренняя и внешняя формы государственного суверенитета – юридическое верховенство государственной власти внутри государства  (ч. 2) и ее внешнеполитическая независимость (ч. 3).
     Можно выделить ряд признаков характеризующих  государственный суверенитет как  самостоятельный политико-правовой феномен.
     Во-первых, суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т. е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.
     Во-вторых, суверенитет характеризует верховенство власти. Собственно, термин «суверенитет»  происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т. е. верховный. Автор данного понятия французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596) утверждал, что  «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть». 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.