На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка " по истории психологии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История психологии

1. Философы Милетской школы

 
Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.
Фалес (624–547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы указывал воду. Доказывая что она есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде и сама происходит из неё. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Душа, по его мнению, также являлась особым состоянием воды.
Фалес первым выразил  точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утверждая непреложный и для  современной науки постулат об изначальной  вовлеченности психических явлений  в круговорот природы.
Также философ  ставил психические состояния в  зависимость от физического здоровья тела. Проводил он исследования и в  области нравственного поведения. Человек, считал он, должен жить по закону справедливости, а она состоит  в том, чтобы не совершать самому того, в чем порицаешь других людей.
Анаксимандр (610–547 гг. до н. э.) принимает за источник всех вещей «апейрон» – такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию порождает многообразие мира. Анакси-мандр полагал, что первооснова никаким образом не может совпадать со своими проявлениями. Душа трактовалась Анаксимандром как одно из состояний апей-рона.
Также он был  первым, кто осуществил попытку объяснить  происхождение человека и других существ. Возникновение органического  мира представлялось Анакси-мандру следующим  образом: под действием солнечных  лучей из земли испаряется влага, из её сгустка возникли растения, из растений – животные, из животных –  человек. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается  в более длительном сроке кормления  ребенка грудью и в более продолжительном  постороннем уходе за ним.
Анаксимен (588–522 гг. до н. э.) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.

2. Гераклит. Логос. Душа как особое состояние огненного начала

 
Гераклит (530–470 гг. до н. э.). С представителями милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за первооснову он принимал огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой противоположностей.
Развитие огня происходит по необходимости, или по Логосу, создающему все сущее из противоположного движения. Термин «логос»  для Гераклита означал закон, по которому «все течет» и явления  переходят друг в друга. Малый  мир (микрокосм) отдельной души идентичен  макрокосму всего миропорядка. Поэтому  постигать себя – значит углубляться  в закон (Логос), который придает  вселенскому ходу вещей динамическую гармонию.
Душа («психея»)  – это особое переходное состояние огненного начала в организме. Введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым психологическим термином. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Деятельность души философ ставил в зависимость как от внешнего мира, так и от тела. Он полагал, что огненная стихия проникает в организм из внешней среды и всякое нарушение связи души с внешним миром может привести к огрублению «психеи». Полный же разрыв с внешней средой ведет к смерти. В вопросе о внешней телесной детерминации психики, Гераклит выступил как последовательный материалист.
Большое внимание философ отводил познавательным актам. Важное значение он придавал чувствам, и особенно зрению и слуху.
«Психеям» и  мыслям присущ самовозрастающий Логос. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы и поступать  сообразно ее законам.
Довольно подробно рассматриваются Гераклитом потребности. Философ высказывает ряд важных положений, раскрывающих соотношение  побудительных сил и разума, влияние  предшествующих состояний на последующие, относительный характер побуждений и потребностей у живых существ. Философ также подчеркивает, что  связанные с потребностями чувства  удовольствия и неудовольствия узнаются через свою противоположность.
Счастье человека состоит не в погоне за удовольствиями, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять  природосообразное поведение, связанное  с пониманием законов необходимости (Логоса). Главным в человеке является характер, понимаемый Гераклитом как  главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение  всей его жизни.

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия

 
Алкмеон(VI–V вв. до н. э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.
Ученый впервые  дал систематическое описание общего строения тела и характеристику предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том  числе мозга и нервной системы, Алк-меон обнаружил проводники, идущие к органам чувств. Как оказалось, они присутствуют также и у  животных, а значит, и им должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Новаторские взгляды  Алкмео-на на границы психического принято называть сейчас нейропсихизмом.
Алкмеон не был  склонен к отождествлению психики  животных и человека. От животных человек  отличается разумом, а анатомической  основой различия между ними являются общий объем и строение мозга, а также органов чувств. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы  познавательной деятельности, Алк-меон впервые пытается описать условия  возникновения ощущений и формулирует  в этой связи правило подобия  в качестве объяснительного принципа чувствительности. Для возникновения  какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств.
Принцип подобия  распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Уровни жизнедеятельности связывались  Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови ведет ко сну, а  полный отток крови приводит к  смерти организма. Общее же состояние  организма определяется соотношением четырех стихий – воды, земли, воздуха  и огня. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырех элементов  обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека, нарушение  – приводит к болезням. Равновесие и гармония стихий в теле и здоровье человека зависят от пищи, которую  он потребляет, от климатических и  географических условий, наконец, от особенностей самого организма.
Выдвинутые Алкмеоном  положения оставили заметный след в  дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. На идеи Алкмеона будет опираться вся  медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах  темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозгоцентриче-ской точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма  ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.

4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений

 
Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) продолжал развивать материалистическую линию в философии и психологии. Первоэлементами мироздания, по его мнению, являются земля, вода, воздух, огонь.
Организм растений и животных состоит из четырех  стихий, причем различие между растениями и животными заключается в  неодинаковом соотношении и степени  выраженности у тех и других первоначальных элементов. Сок растений и кровь  у животных и человека есть ведущая  структура организма, и именно кровь  и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались  Эмпедоклом в качестве носителей  душевных, психических функций. Поскольку  «психическое» приписывалось философом  не только животным и человеку, но и  растениям, Эмпедокл выразил точку  зрения на границы психического, называемую биопсихизмом.
У человека центром  движения крови является сердце, поэтому  оно является органом души. Кровь  определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также  особенности общей активности и  подвижности человека.
Для Эмпедокла  принцип подобия приобретает  универсальное значение. Он распространяется и на ощущения, и на побудительные  силы, и даже на мирообразую-щие силы – Любовь и Вражду. Природа побудительных  состояний такова, что все живое  стремится к недостающему подобному. Эмпедокл вносит новое положение  в учение о механизмах восприятия, выдвигая теорию истечений, в которой  процесс восприятия Эмпедокл представил как механизм истечений. Наиболее полно  он описал его в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения  мелких частиц, которые, проникая в  поры органов чувств, вызывают образ  внешнего предмета.
Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Эмпедоклу  первому принадлежит заслуга  в построении теории цветового зрения. Восприятие цветов, по мнению философа, определяется как свойствами воздействующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего органа. Эмпедоклом также впервые высказывается  предположение о возможности  сведения всей цветовой гаммы к четырем  основным цветам. В ощущениях и  восприятиях философ видел начальную  форму познания, из которого вырастает  разум. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адекватности их восприятия органами чувств. Однако чувственное познание, по мнению ученого, должно контролироваться разумом, позволяющим  лучше пользоваться нашими чувствами.

5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита

 
Демокрита (460–370 гг. до н. э.) принято считать подлинным основателем атомистического направления, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в его философской системе является то, что за первооснову мира им принимаются атомы.
Демокрит полагал, что существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные  тела и вещи. Главным и необходимым  условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без  нее мир принял бы статически мертвый  характер.
В результате механических процессов их соединения возникает  все, что окружает человека, включая  и его самого. Животные возникли из воды и ила. От них произошел  человек. Все живые существа непрерывно изменялись.
Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она состоит из атомов особого рода, отличающихся своей  формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души – круглые, гладкие  и родственны атомам огня. В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. Рассматривая их как начальное звено познавательного  процесса, он ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Только мышление позволяет  видеть что-то за пределами органов  чувств.
Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. им самим не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения этих самых параметров. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения представляют собой сочетание тонких атомов, отражающее форму воспринимаемого предмета.
Эмоции и аффекты  определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния  зависят от потребностей. Положительные  эмоции вызываются ровным течением шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся крючковатых  атомов в случае нереализованных  потребностей.
Единым и для  души, и для космоса Демокрит признавал  закон, по которому нет беспричинных явлений, но все они – неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых  мы не знаем.

6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы

 
Вся этическая  концепция Сократа построена  на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья  и богатства. Подлинный смысл  человеческой жизни состоит в  том, как человек все это понимает, ценит и употребляет. Главный  принцип Сократа – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, главное усилие воли и разума направлял бы на поиск истины и смысла жизни.
Психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический  характер. Человек и его душа даны от Бога. В сравнении с животными  Бог дал человеку более совершенное  строение и душевные способности. От Бога человеку даны прямохождение, освободившее ему руки и расширившее горизонт видения, язык с его способностью произносить членораздельные звуки, органы чувств с их стремлением видеть, слышать, осязать и т. д. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, навязываемые человеку извне, а понимание, представляющее чисто душевный акт, выражающийся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или метода сократической беседы Сократ видел интеллектуальное развитие человека. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными способностями, к числу которых он относил быстроту схватывания, прочность запоминания и интерес или отношение к усваиваемому знанию. В истории философии и психологии Сократ выступил как зачинатель идеалистического направления. Его идеи стали исходными в последующих системах идеалистической психологии.
В идеалистической  системе Сократа содержались  и важные, с точки зрения психологии, положения. Одно из них состоит в  переводе научного интереса с вопроса  о природе в целом и первоосновах мироздания на проблему самого человека. Обращаясь к человеку, его внутреннему, духовному миру, Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять  собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами, выступающими в качестве регуляторов поступков  и поведения человека.

7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла

 
Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита  о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона  о строении души, делении ее на части.
Основное положение  Платона заключается в признании  в качестве истинного бытия мира идей. Согласно Платону, нас окружает множество единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени  теряет свою красоту и на смену  им приходят другие прекрасные вещи и  явления. Общим для всего видимого, являющееся источником красоты и  образцом для всех проявлений материального  мира, названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму.
Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие – это материальный мир, созданный Богом из четырех  стихий – воды, земли, воздуха и  огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения  бытия в небытие.
Идея прекрасного  представляет лишь одну из высших идей. Самой наивысшей идеей является идея Блага. Высшая идея Блага составляет мировую душу. Поскольку же все  в мире противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа Зла. Эти  две верховные души и дают начало всему. Кроме них существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и  т. д. Мировая душа придает движение и активность Космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Платон приписывал душам активную функцию. Чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи.
У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен  разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна и несет управляющую  функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным  пристанищем разумной души является головной мозг.
Низшая душа представлена двумя частями: низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа.
Люди различались  Платоном по признаку преобладания у  них той или другой части души. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование  благородной души – народам севера, а вожделеющей души – египтянам  и другим народам Востока.

8. Платоновские доказательства бессмертия души

 
Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти она  может переселиться в другое тело. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства.
Первое из них  основано на том, что для осуществления  смены смерти на оживление, которое  происходит с помощью души, нужно  чтобы эти самые души существовали. В таком случае душа должна существовать, и после смерти, и до рождения тела, т. е. быть вечной и бессмертной.
Второе доказательство строится на основе теории воспоминания. Человек устанавливает сходство и различие в вещах без всякого  обучения. Знания человек приобретает  благодаря врожденной способности  души к припоминанию. Вспомнить можно  только то, что знал раньше. Для этого  душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Однако это было бы возможно, только если бы душа существовала до рождения. А раз  душа существует до рождения, то она  может и должна существовать и  после смерти, а стало быть, она  бессмертна.
Третье доказательство. Все составное распадается и  погибает; разрушению не подлежит только простое. С этой точки зрения, тело человека всегда есть нечто зримое, составное и потому ему свойственно  разрушаться и погибать. В противоположность  телу душа человека и идеи незримы, не составимы и не разложимы, а  поэтому они вечны. Если душа при  познании пользуется телесными органами, она сбивается с истинного  пути. Когда же она познает самостоятельно, то она ведет в божественный мир  идей. Стало быть, душа родственна божественному  и подобна ему, а значит она  вечна и бессмертна.
Четвертое доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа является источником жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь, но то, что привносит  жизнь, само не приемлет смерти, т. е. оно не может быть смертным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бессмертной.
Из приведенных  аргументов видно, что все они  направлены на обосновании независимости  души от тела. Тело человека является для  души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания – в божественных высотах, где она обретает покой  и отдых от телесных страстей и  приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать  божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений  вырождаются в души животных.

9. Учение Аристотеля о душе

 
Аристотель (384–324 гг. до н. э.)  – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе».
Мир и его  развитие понимались Аристотелем как  результат постоянного взаимопроникновения  двух начал – пассивного (материи) и активного начала (формы). Материя  – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря  форме, придающей им вследствие своей  организующей функции качественную определенность.
Душа, по мнению Аристотеля, есть активное, деятельное начало в материальном теле, его  форме, но не само вещество или тело. Она выполняет организующую деятельную функцию и не может существовать без тела, равно как и организм не может существовать без души.
Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает  на его основе. В то же самое время  мышление проникает в недоступную  органам чувств сущность вещей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой  исчезает все чувственное и наглядное  и остается обобщенное и общезначимое.
Нераздельными с познавательными способностями  души являются другие ее специфические  свойства – стремления и аффективные  переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается потребностями  организма и необходимостью их удовлетворения.
Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью. Кровь рассматривалась  Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций. Сердце выступало  в качестве центрального органа души, головной мозг – как резервуар  для охлаждения крови.
Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается, во-первых, в том, что в них нашел  выражение целостный подход, при  котором душа мыслилась как нечто  единое и неделимое. Во-вторых, аристотелевская  схема строения души проникнута идеей  развития. С одной стороны, отдельные  способности души выступают как  последовательные этапы ее эволюции, а с другой – идет развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Из учения о трех основных способностях души вытекали задачи, которые  сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость, силу и здоровье; чувствующих  способностей – мужество, волю, эмоциональность; развитие разумных – ведет к формированию интеллекта.

10. Психологические взгляды стоиков

 
Школа стоиков  возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Оенека и Эпиктет.
Между древней  и поздней стоей имеются существенные различия. Объединяют же всех представителей этой школы идеи всеобщей неотвратимости событий, предопределенности.
Согласно этому  учению мировая пневма идентична  мировой душе, божественному огню, который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось  в том, чтобы жить согласно Логосу.
Все явления  Космоса связаны единством своего происхождения. Стоики полагали, что  возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал – пассивного и активного. Активной мирообразующей силой является воздухо-огненная стихия, названная  стоиками пневмой. Пассивным началом  выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую  из воды и земли. Разнообразие материального  мира есть результат многообразных  сцеплений и расщеплений пассивных  элементов под влиянием деятельности пневмы.
Весь Космос представлялся стоикам состоящим  из четырех уровней. Первым уровень  неживой природы, при котором  имеет место слабое проявление пнев-мы. На втором уровне – уровне растений – пневма достигает известного развития, она более подвижна и активна, в результате чего она оказывается  способной обеспечить функции роста, питания и размножения у растительных организмов. На третьем уровне –  уровне животных, пневма также проявляет  себя в чувственности, побуждениях  и инстинктах. Высшее свое выражение  пневма получает на уровне человека. Пневма в ее наиболее совершенных проявлениях  и есть то, что составляет человеческую душу.
Из вышеизложенного  видно, что душа человека по своей  природе материальна. В основе своей  душа едина, на части нечленима, но может  проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности  пневмы.
Всего стоиками выделялось восемь способностей души: свойственная человеку, как и всему  живому, способность к размножению  и росту, речь, пять видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в  качестве носителя высшей и ведущей  способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в  общие представления, волевые и  побудительные акты.

11. Эпикур и Лукреций Кар о душе

 
Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте  атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса.
Представленная  в учении Эпикура картина природы  и места человека в ней служила  тому, чтобы достичь безмятежности  духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами.
Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они  усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое  поведение позволит избежать огорчений, тревог, отрицательных эмоций и тем  самым испытать наслаждение, ибо  оно не что иное, как отсутствие страдания.
Материальный  мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до него, существует при нем, будет существовать после  него.
Единой субстанцией  всех вещей являются атомы. Они находятся  в постоянном движении, они вечны  и неделимы. Вещи возникают путем  столкновения атомов, движущихся в  пустоте. Развитие мира происходит по законам, присущим самой природе, по законам необходимости и причины.
Все живое возникает  из неживой материи. Сложные организмы  происходят из простейших.
С материалистических позиций подходил философ и к  области психических явлений. Одушевленность присуща только высокоорганизованной материи. Душа возникает вместе с  рождением организма, развивается  и усложняется вместе с его  ростом и погибает вместе с его  смертью. Душа имеет телесную природу. Ее материальным носителем являются воздухо-огненные атомы. Сами по себе атомы  не образуют души, если они не связаны  с телом. Лишь соединяясь между собой  и сцепляясь с телом, эти атомы  образуют чувствительность, или душу. Соотношение в душе огненных и  воздушных атомов определяет общую  ее активность.
Душа человека в своем основании неоднородна. Одну из ее сторон образует anima, т. е. такая ее часть, которая рассеяна по всему телу, отвечает за растительные функции организма и управляется более совершенной частью души, названной Лукрецием animus – «духом». Дух представляет собой самые тонкие атомы, сосредо – точенные в области груди и выступающие материальной основой психических функций – чувствительности и разума.
Сфера побуждения чувств и аффектов рассматривалась  им в качестве ведущих движущих сил  души. Идеал счастливой жизни он видел в устранении причин, вызывающих страдания, тревоги и страхи. Только через преодоление страхов и  суеверия человек может обеспечить себе покой и душевный комфорт.

12. Александрийская школа врачей

 
Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и  функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрат. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не было запрета на анатомирование трупов умерших людей. Свободное вскрытие человеческих тел открывало возможность более тщательно исследовать строение различных частей организма. Врачей больше всего интересовали нервная система и головной мозг.
Все перечисленные  исследования привели александрийских  врачей к твердому убеждению, что  действительным органом души является головной мозг. Более того, ими была установлена некоторая специализация  в локализации психических функций. Герофил функции животной или  чувствующей души, т. е. ощущения и восприятия, связывал с мозговыми желудочками. Эразистрат соотносил ощущения и восприятия с мембранами и извилинами головного мозга, а самому мозговому веществу приписывал двигательные функции. Кроме того, им было обнаружено, что от этих двух названных структур мозга отходят разные нервные волокна. Установленная связь каждого из нервных путей с различными участками мозга, несущими разные функции, позволила сделать предположение о том, что и эти два рода нервов должны выполнять различные функции.
Установив анатомическую  основу психики и связав душевные явления с мозгом, александрийские  врачи попытались выявить механизмы  тех изменений в нервной системе  и мозге, которые стоят за многочисленными  функциями души. Здесь они были вынуждены обратиться к понятию  пневмы, введенному стоиками.
Пневма рассматривалась  в качестве материального носителя жизни и психики. При вдыхании воздух из легких проникает в сердце. Смешиваясь в нем с кровью, воздух образует жизненную пневму, которая  растекается по всему телу, наполняя все его части, включая и головной мозг. В мозге растительная пнев-ма преобразуется в животную (психическую) пневму, которая направляется в нервы, а через них – к органам  чувств и мышцам, приводя и те и другие в действие.
Представители Александрийской школы врачей сделали  множество открытий в анатомии и  физиологии, пользовались большим авторитетом  и оказали существенное влияние  на развитие медицины в Древнем Риме. Также их труды оказали серьезнейшее влияние на выделение анатомии в  самостоятельную науку, которая  пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями.

13. Психофизиология Клавдия Галена

 
Гален (130–200 гг. до н. э.)  – известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Он часто занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем.
По Галену жизнь  возникла в результате постепенного развития природы, а психическое  есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь.
Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему  телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь  и очищаясь, превращается в психическую  пневму. Гален выделял два вида пневмы: жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной  пневмы путем очищения. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень являлась носителем низших проявлений души –  побуждений, влечений, потребностей. В  сердце локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг выступает носителем  разума.
С учением о  движениях связаны представления  Га-лена об эмоциях и аффектах. Аффекты  понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями  крови. Гнев, например, возникает в  результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных  природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные  эмоции должны умеряться и сниматься  разумом, возвращающим душе состояние  равновесия.
Состояние и  динамика крови обусловливают не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции  или преобладания артериальной или  венозной крови. В первом случае, люди более подвижны, энергичны, мужественны, во втором – медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная  от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы.
Поскольку все  названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще  и божественный разум, делая уступку  идеализму.

14. Плотин: Психология как наука о сознании

 
Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин (III в. н. э.) – древнегреческий философ, основатель в Риме школы неоплатонизма. Во всем телесном усматривалась эманация (истечение) божественного, духовного первоначала.
Превыше всего  как первоначало – Единое, которое  находится «по ту сторону сущности». Оппозицией Единому выступает темная (а единое – это свет и «солнце») и лишенная вида материя, небытие, начало зла. Материя провоцирует высшее к переходу в низшее, являясь для  высшего как бы зеркалом, в котором  каждая ипостась порождает свое подобие: Ум отпадает от Единого и подобием его оказывается Душа, Душа отпадает от Ума, а от Души как ипостаси отпадают частичные души, ниспадающие в  людей, животных и растения.
У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понятом как  «самосознание».
Плотин учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она  и устремлена. Другой вектор активности индивидуальной души направлен к  чувственному миру.
У индивидуальной души Плотин выделил еще одно направление  – обращенность на себя, на собственные, незримые действия и содержание. Она  как бы следит за своей работой, является ее «зеркалом».
Через много  столетий, эта способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить  или мыслить, но и обладать также  внутренним представлением об этих функциях получила название рефлексии.
Эта способность  не является фикцией. Она служит неотъемлемым «механизмом» деятельности сознания человека, соединяющим его ориентацию во внешнем  мире с ориентацией в мире внутреннем, в «самом себе».
Плотин отграничил этот «механизм» от других психических  процессов.
Сколь бы ни был  широк спектр этих объяснений, он в  конечном счете сводился к поискам  зависимости душевных явлений от физических причин, процессов в организме, общения с другими людьми.
Рефлексия, открытая Плотином, не могла быть объяснена  ни одним из этих факторов. Она выглядела  самодостаточной, невыводимой сущностью.
Таковой она  и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной  психологии сознания.
Выделяя рефлексию  как одно из направлений деятельности души, Плотин в ту отдаленную эпоху  не мог, конечно, и представить индивидуальную душу самодостаточным источником своих  внутренних образов и действий. Она  для него – эманация сверхпрекрасной  сферы высшего первоначала всего  сущего.

15. Августин: христианское ранне-средневековое мировоззрение

 
Учение Плотина  оказало влияние на Аврелия Августина(IV–V вв. н. э.), творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Интересным является учение Августина о соотношении  свободы воли человека, божественной благодати и предопределения. Воля, по мнению философа, есть одна из основополагающих способностей человека. Также она  является направляющей интеллектуального  познания. Способность «свободного  решения» воли предусматривает свободу  человеческого действия, его автономность, возможность выбора альтернатив. В  идеале воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Такая свобода  была утеряна при грехопадении человека. Теолог делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует  человека на добро, а злая – на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление  к Богу, является божественная благодать. Благодать – особая божественная энергия, которая действует по отношению  к человеку и производит изменения  в его природе.
Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум). Тем самым он стал инициатором  учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида зависит от божественной и  действует в двух направлениях: управляет  действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря  волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все  знание заложено в душе, которая  живет и движется в Боге. Оно  не приобретается, а извлекается  из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический  смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом.
В дальнейшем трактовка  внутреннего опыта, будучи освобождена  от религиозной окраски, слилась  с представлением об интроспекции как  особом методе исследования сознания, которым владеет психология в  отличие от других наук.

16. Расцвет естествознания на Арабском востоке. Авиценна

 
В VIII–XII вв. на Востоке происходил серьёзный расцвет культуры, в том числе и философского мышления. Именно там зародились многие крупнейшие умы, среди которых особенно следует выделить среднеазиатского ученого XI в. Абу Али ибн Сину, создавшего «Канон медицинской науки».
Авиценна был  одним из первых исследователей в  области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием  организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось  воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его  натуру.
Авиценна пришел к идеалистической трактовке  понятийного мышления.
Чистый, или родовой, разум имеет дело с универсалиями, т. е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализован и существует до человека в Боге.
Универсалии –  это не только разум Бога, но они  есть подлинная глубокая первооснова  и сущность всех видимых вещей  и явлений природы. Универсалии  могут стать идеями индивидуального  разума. Они же позволяют человеку видеть мир в целом, понять его  первооснову.
Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. Она имеет две особенности.
Первая состоит  в том, что почти все жизненные  акты, от растительных до образного  мышления, ставятся в зависимость  от телесных изменений, происходящих в  различных системах организма.
Своеобразие второй особенности заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать  в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления  организма, но и животнообразные, к  которым относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения.
В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология  чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Все  ощущения характеризуются тремя  основными признаками: чувственным  тоном, интенсивностью и длительностью.
Длительность  психических актов впервые была определена экспериментально.
От ощущений как «сил, постигающих вовне», Авиценна переходит к анализу сил, «постигающих внутри», названных им внутренним чувством. К ним относились обобщенные чувства, или представления, и воображение, память как сохраняющая и воспроизводящая  сила и образное мышление.

17. Альгазена и Аверроэса

 
Характеристика  арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без  упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль-Хайсама, или Альгазена (965-1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126–1198). Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, механизм построения зрительного образа. Альга-зен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света. Альгазеном были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.
Схема Альгазена  разрушала прежние несовершенные  теории зрения и вводила новое  объяснительное начало. Исходная сенсорная  структура зрительного восприятия рассматривалась как производное  от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.
Изучением функций  глаза занимался и другой ученый той эпохи – Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
За работой  по изучению оптических функций глаза  стояли решающие сдвиги теоретико-методологического  характера. Рассмотрение глаза как  оптического прибора несло с  собой новое понимание природы  психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения  в терминах оптики означало распространение  физических законов на психические  явления, что способствовало преодолению  телеологической интерпретации  психики.
Опыты, проведенные  арабскими учеными, показали, что  нет необходимости объяснять  работу глаза участием души как управляющей  по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления  света в физической среде. Это  был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам  природы и другие психические  явления.
Аверроэс также  известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля с превосходным знанием предмета. Но нельзя не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских  взглядов, положенных в основание  комментариев Аммония, Фемистия и др.

18. Период господства схоластики в философии. Фома Аквинский

 
В период Средневековья  в умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись вербальными ухищрениями.
Одним из виднейших  теоретиков этого времени был  Фома Аквинский (1225–1274), учение которого канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма. Для того, чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением, Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории заключается в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. Аквинский отстаивая одну истину – религиозную, «нисходящую свыше», считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.
Иерархический шаблон Аквинский распространил  и на описание душевной жизни, различные  формы которой размещались в  виде своеобразной лестницы в ступенчатом  ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Между  всем существующим положены грани и  однозначно определено, чему где быть.
В ступенчатом  ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой  души иерархически располагаются способности  и их продукты (ощущение, представление, понятие).
Понятие об интроспекции выступило как опора модернизированной  и теологической психологий.
Работа души рисуется Аквинским в виде следующей  последовательности схемы: сперва она  совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе  операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.
Перед нами –  замкнутое сознание, из которого нет  выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
Нетрудно заметить, насколько исходные позиции Ак-винского мало совпадали с основополагающими  принципами учения Аристотеля о душе.
Томизм превратил  великого древнегреческого философа в  столп богословия, в «Аристотеля  с тонзурой».

Первая  критика схоластики. Д. Скотт, Р. Бэкон  и В. Оккам

 
Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля, был английский схоласт Д. Скотт (1270–1308).
Скотт указывал, что нет основания для приведения в гармонию истин разума и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку  истины веры связаны с поиском  рая и аскетизмом, тогда как  истины разума обращены к реальному  миру и действительности. Материя  – это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения, как физического мира, так и психического. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она  дает материи действительность, но это не значит, что материя не может существовать независимо от формы. Не исключена возможность, предполагал  Скотт, что в фундаменте самой  материи заложена способность мыслить.
Это значит, что  психическое заложено в самой  материи и нет необходимости  прибегать к идее о существовании  особой духовной субстанции, которую  насаждали теологи и столпы церкви.
Другим борцом за освобождение идей Аристотеля от теологии стал англичанин Р. Бэкон (1214–1292).
Р. Бэкон призывал освободить науку от религиозных  предрассудков и перейти от умозрительных  построений к правдивому и опытному изучению природы и человека.
В «Opus mayus» он писал, что выше всех умозрительных  знаний и искусств стоит умение производить  опыты и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее  место отводилось физике, а точнее физической оптике.
Строение и  работа глаза явились для Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восприятия –  это не продукты ин-тенциональных  актов духовной субстанции, они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.
В Англии против томистской концепции души выступил номинализм. Он возник в связи со спором о природе общих понятий (универсалий). Сторонники первого течения, называемого реализмом, считали, что  понятия есть единственные реальности бытия. Они имеют самобытную природу  и существуют независимо от конкретных вещей и явлений. Номиналисты  же утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия  по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор  Оксфордского университета В. Ок-кам (1300–1350 гг.). Отвергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине», он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

20. Развитие психологии в эпоху Возрождения

 
Среди первых крупных  мыслителей, попытавшихся выступить  против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407–1457). Основные свои взгляды Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Он утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Валла считал потребности и стремления.
Другой крупный  представитель итальянской мысли XV в. – П. Помпонацци (1462–1524). В книге «О бессмертии души» Помпонацци указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа – это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма.
Б. Телезио (1508–1588). По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе она пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное термином «дух».
Представители Возрожденческой философии существовали и в Испании. Так Л. Вивес (1492–1540) в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем самонаблюдения и внутреннего опыта.
Другой врач, Х. Уарте (XVI в.) требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.
Много сделали  для развития философии в эпоху  Возрождения и немецкие мыслители. Например, неосхоласт Меланхтон известен своей книгой «Комментарии о душе», в которой он пытался раскрыть три вида способностей души:
1) растительные;
2) животные;
3) разумные.
Деятельности  души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий относились Меланх-тоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с животными  способностями. Разумная душа вечна  и бессмертна.
Интересны труды  и другого немецкого ученого  – Гоклениуса. С его именем связывают  появление термина «психология», которым и была названа его  основная работа, вышедшая в 1590 г.

21. Основные тенденции развития философии и психологии в XVII в. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта

 
Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI–XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона нанесли первые неотразимые удары по религиозным мифам Средневековья. Одним из крупнейших достижений следует признать открытие клеточного строения живых организмов и половой дифференциации у растений, обнаружение Гарвеем новой схемы кровообращения, описание Декартом рефлекторного механизма поведения животных, связанное с находками Галилея и Ньютона, торжество механики.
Первый набросок психологической теории, ориентированной  на геометрию и новую механику, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596–1650). Он избрал теоретическую модель организма как системы, которая работает механически. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства утверждались в общественном производстве, принцип их действия запечатлевала и далекая от этого производства научная мысль, объясняя по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом плане стало открытие Гарвеем кругов кровообращения. Сердце представляли как своего рода помпу, перекачивающую жидкость.
Открытие рефлекса – второе достижение Декарта. Он ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным  для физиологии и психологии. Если Гар-вей устранил душу из разряда  регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с  ней на уровне внешней, обращенной к  окружающей среде работы целостного организма. Декарту нервная система  виделась в форме «трубок», по которым  проносятся легкие воздухообразные  частицы. Он полагал, что внешний  импульс приводит эти частицы  в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к  мышцам. Появившийся после Декарта  термин «рефлекс» и означал «отражение». Реакция мышц – неотъемлемый компонент  поведения. Поэтому декартова схема  относится к разряду великих  открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной  природой подобно тому, как эти  законы могут сделать его властелином  внешней природы.

22. Материализм и идеализм

 
Глашатаем эмпиризма  выступил Френсис Бэкон (XVI в.) , сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первенства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпирических данных, которое позволяет их обобщать с тем, чтобы предсказывать грядущие события и тем самым овладевать их ходом.
При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания ученые разделились  на два течения – эмпирическое и рационалистическое. Разногласия  между ними возникали по трем кардинальным вопросам: об источниках и происхождении  знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека. Основатели эмпирического  направления Бэкон, Гоббс, Локк и  их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт.
Представители рационалистического течения, пионерами  которого выступили Декарт и Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия  происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители  эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных  фактов, устанавливаемых в чувственном  опыте, к общим принципам и  законам, тогда как представители  рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как  способе выведения искомых истин  из принципов либо ранее установленных, либо врожденных.
Достаточно остро  стоял также вопрос о природе  самих познавательных способностей человека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны, к телесному организму – с  другой.
Эти споры породили психофизическую проблему, различные  способы решения которой разделили  мыслителей на два других непримиримых лагеря – материализма и идеализма.
Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и  дифференциации идейных позиций  не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, Декарт, Лейбниц и Спиноза, будучи родоначальниками рационализма, в решении психофизической проблемы были противниками и выступали с  разных позиций: Декарт – с позиций  дуализма; Лейбниц – идеализма; Спиноза  – материализма. Подобным образом  и эмпиризм развивался как представителями  материалистического направления (Бэкон, Гоббс, французские и русские  материалисты XVIII в.), так и сторонниками идеалистических течений (Беркли, Юм и др.).

23. Философско-психологическая система Р. Декарта

 
Для Декарта  опыт не является источником достоверного знания, таковым является сила разума. Методологические принципы познания, изложенные Декартом первоначально  в «Правилах для руководства  ума», затем в метафизических «Рассуждениях  о методе», «Началах философии», «Размышлениях  о первой философии», выступили в  качестве введения ко всей системе  философско-психологических взглядов, представленных в систематическом  и завершенном виде в трактате «Страсти души».
Декарт попытался  рассмотреть работу нервной системы  животных и человека. Это позволило  ему заложить идею, дать первое описание схемы безусловного рефлекса и сформулировать принцип детерминизма, который был  распространен не только на область  органических процессов, но и на широкий  круг психических явлений. Ведущим  и исходным тезисом в объяснении жизнедеятельности животных явилось  положение о ма-шинообразном характере  их поведения. Это послужило основанием для переноса физико-механических принципов  на все жизненные функции животного  организма.
Такие психические  акты, как ощущения, восприятие, память, представления, воображение, аффекты, относились Декартом к чисто телесным проявлениям и из сферы психического исключались. Психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом  или осознается мыслящей субстанцией. Начиная с Декарта, пси-хология  перестала существовать как наука  о душе, а стала выступать как  наука о сознании. С точки зрения метода познания, определение психического как непосредственно переживаемого  и осознаваемого означало то, что  явления сознания доступны только самому субъекту и способ их обнаружения  может быть только один – самонаблюдение, интроспекция.
Признав, что  машина тела и сознание – это  две независимые друг от друга  сущности, Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое  он предложил, было названо психофизическим  взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в  виде эмоций. Душа, обладая мышлением  и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход.
Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки. Во втором – сознание отражает собственные  мысли, идеи, ощущения. Декартом была создана  новая форма дуализма. Оба члена  отношения – и тело, и душа – приобрели содержание, неведомое  прежним эпохам.

24. Материалистическая теория Т. Гоббса

 
В мире нет ничего, считал Гоббс (1588–1679), кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Соответственно, и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Для Гоббса в  устройстве человека действует только один закон – механического сцепления  психических элементов по смежности. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, где  подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность – это иллюзия, которая  порождена незнанием причин поступка. Во всем царит строжайшая причинность. У Гобб-са механодетерминизм получил  применительно к объяснению психики  предельно завершенное выражение.
Свои взгляды  в области философии и психологии Гоббс изложил в ряде произведений, наиболее значительными из которых  являются «О гражданине», «Левиафан», «О теле» и «О человеке».
Психическое, по Гоббсу, – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодви-жения. Чувственные эффекты внутренних противодвижений Гоббс называл «призраками», или «образами». Призраки бывают двух видов. К первому относятся те, которые происходят в мозге и с которыми связано возникновение образов вещей и представлений. Второй род призраков составляют те внутренние движения, которые, передаваясь на сердечную деятельность, усиливают ее или тормозят, вызывая тем самым состояния удовольствия или неудовольствия.
После прямого  воздействия внешних предметов  в мозге остаются следы, ослабленные  внутренние движения. Эти остаточные движения, по Гоббсу, есть представления. Они подразделяются на два больших  класса: простые и сложные. Простыми являются те, в которых сохраняются  образы одного какого-либо предмета. Сложные  включают в себя либо собирательные  образы, либо обобщенные представления.
Раскрывая природу  представлений, Гоббс выдвигает  догадку об ассоциативном механизме, хотя самого термина «ассоциация» Гоббсом  еще не вводится.

25. Учение Б. Спинозы о психике

 
Критику декартовского  дуализма Гоббса поддержал великий  голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в отличие от Гоббса, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации рационализма. В качестве идеала и образца для построения и изложения своего учения Спинозой была взята дедуктивно-геометрическая схема Эвклида. Спиноза имел представление  о материи как о субстанции, не сводимой к своим конкретным состояниям и свойствам.
Новая точка  зрения Спинозы была инспирирована  учением о двух субстанциях. Спиноза  выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах, которое  является стержнем всей его философско-психо-логической системы. В основе ее лежит стремление объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной  всего существующего и самой  себя является субстанция, которая  существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и  творца. Двух субстанций одной и  той же природы быть не может.
Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в своих коренных и фундаментальных  свойствах, которые были названы  Спинозой атрибутами. Атрибуты  – это такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они являются производными и вторичными. Человеку доступны только два вида атрибутов – мышления и протяжения.
Все окружающее многообразие мира, различные явления  и события представляют собой  частные состояния и видоизменения  субстанции или ее атрибутов. По отношению  к атрибуту протяжения каждый отдельный  модус выражает определенные конкретные протяжения, длительности существования  и движения тел.
Особо сложной  модификацией единства атрибутов мышления и протяжения, модусов души и тела является человек. Сущность человека может  быть раскрыта в двух измерениях, модусах. В одном случае человек выступает  как модус тела, в другом –  как модус мышления.
Каждый из атрибутов  не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной  природы, а потому, что оба они  имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и  причины.
Путь преобразования внешней необходимости во внутреннюю необходимость или свободу представлен  у Спинозы в учении о страстях и аффектах, анализ которых занимает почти 2/3 его основного произведения «Этика». Исходным в теории аффектов является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа стремятся сохранить и утвердить  свое существование.

26. Сенсуализм Д. Локка

 
Д. Локк (1632–1704)  – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, добре, зле и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны.
Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется  душа человека в течение всей его  индивидуальной жизни. Содержание опыта  и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие  понятия и аффективно-волевые  состояния. Человек появляется на свет с душой, подобной чистому листу  на котором только при жизни внешний  мир наносит свои узоры. Приобретенные  во внешнем опыте чувственные  идеи выступают в качестве материала  для внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются  другой тип идеи. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность  души обращать свой взор на собственные  состояния, порождая при этом новые  психические продукты в виде идей об идеях.
Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных  идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания. Как только душа приобрела простые идеи, она переходит  от пассивного созерцания к активному  преобразованию и переработке простых  идей в сложные. Образование сложных  идей Локк представлял как простое  комбинирование исходных элементов  опыта посредством ассоциаций, соединения, отношения и обособления.
В отличие от ассоциаций, более надежными способами  образования сложных идей являются суммирование или соединение; сопоставление  или сравнение и обобщение  или обособление. Сложение, или суммирование, основано на непосредственном соединении идей по признакам сходства или смежности. Второй путь образования сложных  идей связан с установлением сходств  и различий через сопоставление  и сравнение идей, в результате которого возникают идеи отношений. Последним и высшим способом образования  сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством  которого образуются самые общие  понятия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.