На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Введение.
  Тема законность и правопорядок в настоящее время актуальна, так как в современном мире очень часто нарушаются законы. Люди первым делом после выхода в свет закона или подзаконноного акта думают, как бы его обойти и не попасться. Одно из самых распространенных явлений – это укрывательство от налогов, хотя государство пытается решить эту проблему.
  Проблемы  законности и правопорядка всегда привлекали к себе повышенное внимание со стороны  ученых-юристов и практических работников, так как от их решения во многом зависит правовое положение личности, ее права и свободы, состояние политического режима в обществе. В период создания предпосылок для становления правового государства данная тема приобретает еще большее значение и актуальность. Законность обеспечивает истинную свободу личности, реальность ее прав и свобод, содействует осуществлению принципа разделения властей, деятельности государственных органов и общественных организаций в рамках их компетенции и полномочий.
    Проводимая  в стране экономическая реформа, переход к рыночным отношениям потребовали не только обновления действующего законодательства, но и коренного пересмотра отдельных его положений. В частности, форм собственности, правового положения предприятий и организаций, развития хозяйственной самостоятельности, арендных отношений, юридической ответственности за правонарушения в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности и т. п. Совершенствование законодательства - процесс непрерывный, так как право не должно отставать от изменяющихся и возрастающих требований жизни.
    Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
    Задачи курсовой работы:
- дать  понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать  проблему единства законности;
- дать  понятие правопорядка и определить  его структуру;
- определить  уровни упорядоченности и функции  правопорядка.
  Курсовая  работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена законности, в ней раскрыты такие понятия как требования и гарантии законности. Примеры нарушения законности, и что не является нарушением законности. Вторая глава посвящена правопорядку, его понятию, структуре и функциям.
  Так как тема довольно интересна, её изучением занималось и занимается множество юристов. В учебной и монографической литературе нет единства мнений в трактовке этой правовой категории. Так, например, Валентин Николаевич Хропанюк определяет законность как «строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права»1.
    В других источниках интерпретировано схожее по сути определение законности как принципа. На взгляд, А.Б. Лисюткина «законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков»2.
    В характеристиках законности как  метода государственного руководства обществом фактически речь идет о строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем в отечественной теории государства и права предпринимаются попытки по-новому сформулировать определение законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве»3, В.Н. Кудрявцев говорит о том, что «Законность — определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Законность: понятие, гарантии. Единство законности 

      Понятие законности.
    Законность  — явление многоплановое, емкое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот, или  иной аспект законности, ту или другую ее связь с социальными процессами. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и строгое требование соблюдения законов.
    Законность  — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных  с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).
   Требованиями  законности являются:
    Верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов.
    Издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции.
    Своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества.
    Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.
    Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами.
    Контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов.
    Пресечение всех и всяких проявлений беззакония и произвола.
    Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.
   Это главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, законность будет формальная. Если названные требования проводятся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят), законность — реальная.
    Законность  означает совокупность требований, за отступление от которых наступает  юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.
    В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, имеют равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.
    Законность  как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой  образ взаимоотношений органов  государства (представительных органов, управления, суда, прокуратуры, МВД) с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.
    Приведем пример из практики общения данных субъектов:
    Когда гражданин Н. сидел в тюрьме, им была подана жалоба в Госдуму РФ и  Совет Федерации РФ, однако его жалобу сотрудники тюрьмы не отправили. Правильно ли они  поступили?
    В соответствии со ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.
    Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в  дисциплинарной воинской части, лишению  свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
    В случае нарушения вышеприведенных  положений со стороны администрации  учреждения, исполняющего наказания, ее действия могут быть обжалованы в суде, как самим осужденным, так и его представителем (адвокатом). Также возможно обращение за содействием в защите нарушенных прав в органы прокуратуры или органы Министерства юстиции.
    При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только законов или также и других нормативных актов? Имеется в виду включение в термин «законодательство» постановлений правительства. Для каких-то целей допустимо широкое понимание законодательства, когда в него включаются все нормативные акты. Но если речь идет о соотношении актов, об их юридической силе, об их иерархии и требованиях первоочередного исполнения и соблюдения, то о законах надо вести речь только как о парламентских актах. Их совокупность образует законодательство в строгом смысле этого слова. Законность требует исполнения законов. Если какой-либо орган принимает подзаконный акт в соответствии с законом, на его основе и не выходя за рамки своих законных полномочий, то это — одно из требований законности, и при таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения, в том числе и подзаконного акта.
    При  рассмотрении режима законности важную роль играют понятия «субъект» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные формирования. Иными словами, это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются, таким образом, все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит эта специальная обязанность.
    Существует  и иное мнение, согласно которому субъектами законности являются только государственные органы, общественные организации, должностные лица. То есть, согласно этому мнению, законность полностью зависит от правомерной  деятельности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам же отводится другая роль: они могут участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению.
    Такое ограничение субъектов неоправданно. Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.
    Объектом  законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц. 
 
 
 

      Гарантии  законности
    Под гарантиями законности понимаются такие  условия общественной жизни и  специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим  законности.
    Приведенная схема (Приложение №1) дает наглядное представление о гарантиях законности.
    Гарантии  законности классифицируются по следующим основаниям:
    общие условия;
    специальные средства обеспечения законности (организационные и юридические).
    К общим условиям законности относятся:
    Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития.
    Примерами экономических условий являются: отношения собственности; стабильная денежная система; развитая и стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства; справедливая система распределения.
    Отсутствие  хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) приведенных экономических  условий способствует снижению уровня законности в обществе.
    Политические  условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности.
    К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим; иные политические условия.
    Подлинная законность не может быть обеспечена в условиях антидемократического политического  режима, не легитимной власти, отсутствия ее разделения и т. д.
    К важнейшим идеологическим условиям законности относятся: свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.
    Социальные  условия - это материальная защищенность личности со стороны государства: достойный уровень жизни; обеспечение максимальной занятости, защита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан - студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.
    Особая  роль социальных условий в снижении уровня преступности среди граждан  и ее перерастании из нарушения законности в нарушение правового порядка.
    Общие правовые условия  законности включают в себя: высокий уровень правосознания, как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.
    Специальные организационные  средства обеспечения  законности – это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы.
    Специальные юридические гарантии законности - это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность. К ним относятся:
    Предупреждение  правонарушений - представляет собой их профилактику (распространение юридических знаний, пропаганда законопослушного поведения, всестороннее правовое воспитание) и конкретные меры предупреждения правонарушений. Например: досмотр багажа, проверка документов, законные оперативные действия (аудиовизуальное наблюдение за предполагаемым преступником, прослушивание телефонных переговоров и т. д.).
    Выявление правонарушений - это деятельность правоохранительных органов, направленная на обнаружение правонарушений, предварительное установление их субъектов (участников), объективной стороны (деяний), решение вопроса о привлечении к юридической ответственности.
    С помощью мер пресечения прерывается совершение преступления. К ним относятся: подписка о невыезде, задержание, арест и иные меры.
    Правовосстановительные меры служат для ликвидации последствий правонарушения, восстановления ущерба.
    Важно подчеркнуть, что действенность  соответствующих гарантий достигается  только в их взаимосвязи, в их единстве, системе. В начальный период перестройки нашего общества полагали, будто главное состоит в изменении мышления. Затем было отмечено отсутствие экономических гарантий. Впоследствии возникли проблемы преобразования политической системы. С созданием новых органов государственной власти стали уделять внимание законодательству. Тогда же в выступлениях отдельных депутатов прозвучала тревога по поводу низкого уровня культуры. И, наконец, встал вопрос о необходимости организационных мер проведения законов в жизнь. 

      Единство  законности
    Проблема  единства законности приобретает большую  политическую остроту в связи  с растущим движением во многих регионах Российской Федерации за утверждение  их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным в республиках), а видеть в нем особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей федерации в целом и в каждой республике в отдельности.
    Единство  законности следует связывать с  компетенцией центра в лице, его законодательных и исполнительных органов и компетенцией республик и регионов в лице своих соответствующих органов. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам федерации.
    Закон теряет юридическую силу, если он издан  в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных, республиканских  и центральных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут законы республики, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключительному ведению республик, нет акта более высокой юридической силы, чем закон республики. Общее правило таково, что акты органов управления — правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти — являются подзаконными и уступают парламентским актам.
    Должна  быть разработана система мер  и государственно-правовых механизмов для защиты прав республик и для  предотвращения случаев злоупотребления  данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты конституционных прав и законных интересов граждан.
    На  уровне федеральных отношений может  стать актуальным и единство самих  законов, единство правового регулирования. Допустим, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан, в тупик. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, другие — детей, чьи родители являются гражданами республик, независимо от места их проживания, третьи — будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то — ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством, лица без гражданства данной республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.
    Также, в качестве примеров нарушения единства (режима) законности можно привести:
    прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;
    несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органами и должностными лицами;
    несоблюдение прав и свобод человека;
    неправильное применение права;
    совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей;
    принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них.
Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании дело по заявлениям О. и ООО "Пилигрим" о признании недействующим Закона Ивановской области от 2 мая 2006 г. N 39-ОЗ "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области" и признала Ст.2 данного закона противоречащей Федеральному закону.
    Не  являются нарушением законности:
    уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);
    мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.
    Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.
    Единство  законности в сфере реализации права  призваны обеспечивать суды и те органы, которые имеют право на официальное  толкование правовых норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 

    2.1. Понятие правопорядка.
    Правовой  порядок – сложная социально-правовая категория, в которой тесно переплетаются  мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.
    Существует  утверждение, что правопорядок —  это государственный, конституционный  порядок. Но нельзя не учитывать того, что не всегда государственные вопросы получают правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражены в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной, но не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому нельзя ставить знака равенства между этими категориями.
    В любом государстве есть право, законы, их реализация, отношения. Но в одних  государствах существует правовой порядок, а в других — лишь правовая оболочка произвола и беззакония (как это  имеет место при фашистских режимах). Только в демократических государствах, где право проявляет себя как искусство добра и справедливости, утверждаются правовые начала. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующую Конституцию.
    Таким образом, правовой порядокэто объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
    Взгляды людей на правопорядок и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое — их воплощение в жизнь. Не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Далеко не единичны случаи, когда правопорядок перерастает в свою противоположность — узаконенный произвол. Пограничные зоны перерастания представляют весьма тонкую и незаметную грань.
    Анализ  правового бытия позволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования  и развития правового порядка. В  нем сочетаются два исходных начала. С одной стороны, как обязательное условие функционирования общества — это объективные законы и тенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность в упорядоченности и стабильности. С другой — функционирование государства, деятельность людей по правовому оформлению этой потребности, правовая нормативность в урегулировании отношений.
    Правопорядок  — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там  и тогда, где и когда государственная  власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.
    Свои  юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах, институтах, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и правоприменением, правосудием и законностью. Правопорядок сам выступает одним из их свойств, ибо эти правовые категории  и правовые принципы имеют одну общую доминирующую черту — упорядоченность.
    Правопорядок  есть тот юридический итог, к которому стремится и государственная  власть, и все субъекты права, используя  лишь различные направления пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков. В законах закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Законодательная база определяет отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые связи, методы и процедуры регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.
    Правопорядок  есть область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это отношения в экономике — по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ. В политической жизни — это взаимоотношения государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права. В социальной жизни такие отношения, как имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т. п.
Совокупность  этих отношений может быть различной  по характеристике: системной и упорядоченной  или механической и  неупорядоченной; демократической и недемократической; справедливой и несправедливой; гуманной и негуманной; обеспечивающей права, свободы человека и попирающей их; защищающей порядок или оправдывающей произвол.
    Чрезвычайно важно выделить социальные качества правовых отношений, которые они  получают от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от основ права и законности. На этом фундаменте достигается стабильность, уравновешенность и гармония, реализация прав и свобод, исполнение обязанностей и ответственность, гарантированность правовых провозглашений, последовательность и очередность действий, поступков и поведения.
    Правопорядок  реализуется в системе правовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. В нем можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание.
    Материальное  содержание — это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, отношения и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией.
    Государственно-волевое содержание
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.