На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка конкурентоспособности подукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
    Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции.
      Основные понятия и сущность конкурентоспособности.
      Факторы определяющие конкурентоспособность продукции.
    Изучение конкурентоспособности продукции марки «СладКо» на рынке плиточного шоколада.
      Методологические аспекты исследования.
      Исследования конкурентоспособности марки «Сладко»  на рынке плиточного шоколада.
      Рекомендации по улучшению конкурентоспособности.
Выводы и предложения
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Изучение  конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных  частей рыночных исследований, создающих  основу для выработки стратегии  и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения  технического уровня и качеств. В современном лексиконе российских промышленников и бизнесменов термин конкурентоспособность, к сожалению, используется достаточно редко. Это свидетельствует о слабой пока вовлеченности нашей промышленности в международное разделение труда и в целом низкой степени конкуренции на внутреннем рынке. Между тем постепенная интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции весьма актуальной.
     Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень  удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот  товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности, а вся  совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
     Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) товара можно  определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.
     Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
     Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.
     Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.
     В итоге можно вовремя принять  то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести  на другой рынок и т.д.
     Всё вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
     Цель  работы - дать оценку конкурентоспособности  товара и разработать ряд мероприятий  по повышению конкурентоспособности.
     Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
    Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
    Изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
    Исследовать конкурентоспособность продукции «СладКо» с использованием предложенных методов;
    Предложить пути повышения конкурентоспособности продукции «СладКо»
 
 
1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции
      Основные понятия и сущность конкурентоспособности
 
     Прежде  чем изучать конкурентоспособность  продукции в целом следует  рассмотреть его понятие.
     Авторы  рассматривают определение конкурентоспособности  по разному. Рассмотрим некоторые из них. Например авторы книги «Основы  маркетинга» Цахаев Р.К., Муртузалиев  Т.В. и Алиев С.А. пишут, что под  конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках.[14, c.144]
     Н.Д. Эриашвили пишет, что конкурентоспособность  – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с  присутствующими там аналогичными товарами. [15, c.122]
     Р.А. Фатхутдинов: «конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке». [12, c.23]
     Романов А.Н. считает что под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. [10, c.167]
     Все определения разные, но из них понятно  одно и можно вывести своё определение конкурентоспособности.
     Конкурентоспособность – это комплекс потребительских  и ценовых характеристик товара, которые определяют преимущество этого  товара над другими товарами-аналогами. Т.е. способность выдержать конкуренцию  среди аналогичных товаров.
     Рыночная  деятельность фирмы немыслима без  участия в конкурентной борьбе. Конкуренция  является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность  продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получение соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать её качество, т.е. делать ее конкурентоспособной.
     Для конкурентоспособности потребительских  товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени.
     Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов: функциональную (наиболее приемлемым  способом удовлетворять потребности пользователей и формировать у них новые потребности), предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских свойств) и видовую (иметь лучший дизайн).
     Главными  составляющими конкурентоспособности продукции (товара) служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантии, уровень сервиса). [15, c.123]
     В самом общем виде конкурентоспособность  товара может быть представлена в  следующем виде:
    Технический уровень товара
    Уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения
    Соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам
    Организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны
    Срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантии
    Цена, условия платежей
    Актуальность (современность) появление данного товара на конкретном рынке.
     Конкурентоспособность продукции (товара) может проявляться  лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые  фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю. По характеру ценообразования выделяются три сектора конкурентной среды.
    контролируемый государством – монопольный рынок, на котором господствует естественные монополии, от лица государства осуществляющие некоторые регулирующие меры на конкурентном рынке.
    контролируемый рынком с высоким уровнем конкуренции, разновидностью этого вида конкуренции являются ценовая война
    контролируемый фирмами, занимающими рыночный сегмент с ограниченной конкуренцией и товаром, которые характеризуются уникальностью, неповторимостью и т.п. [15, c.123]
     В маркетинге конкуренция проявляется  в двух формах:
     1. При совершенной конкуренции  на рынке присутствует большое  количество фирм, предлагающих однородную  продукцию (товары). Такая конкуренция характеризуется легкостью вхождения фирм в отрасль, равноправность покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка (конъюнктура, рекламное обеспечение), в выборе поставщиков и клиентов.
     2. При монополистической конкуренции рынок относительно свободен, на нем представлен широкий диапазон цен и многие фирмы продают дифференцированный продукт. Вследствие  относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной  конкуренцией фирмы здесь не могут получить монопольную прибыль длительное время. При этом фирма обладает контролем над продажей производимого товара; на данном рынке действует значительная неценовая конкуренция.
     Конкуренция в маркетинге проявляется также:
    Как ценовая, когда продавцы товаров и услуг влияют на спрос, главным образом посредством изменения в цене; это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно изменять, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции.
    Как неценовая, т.е. путем минимизации цены как фактора потребительского спроса, когда товары или услуги выделяются посредством продвижения, упаковки, доставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов (чем уникальнее товар или услуга с точки зрения потребителей, тем у производителя больше возможности установления более высоких цен по сравнению с конкурирующими товарами). [15, c.124]
     Основой конкурентной борьбы служит стремление реализовать на рынке продукции (товара) больше, чем соперник, отобрать у него потенциальных покупателей. Итогом деятельности на рынке должна быть определенная доля прибыли, которую прогнозировал конкурент. Другая задача – освоить значительный сегмент рынка, вытеснив соперника.
     В процессе борьбы ставиться цель по достижению конкурентных преимуществ  на рынке. Прочная конкурентная позиция  характеризуется захватом (освоением) значительной доли рынка благодаря предложению товаров более высокого качества или более низкого уровня цен. Возможно и влияние другого фактора – высокого уровня предпродажного и послепродажного обслуживания.
     В конкурентной борьбе в качестве инструментов используются: маркетинговые исследования, сегментирование рынка, методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое регулирование цен, сервис, технологическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара.
     Конкурентоспособность товара рассматривается как важнейший элемент конкурентной борьбы. Определяется конкурентоспособность товара как способность его быть проданным при наличии в продаже товаров-аналогов, производимых фирмами-конкурентами.
     Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкурентной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом.  

      Факторы определяющие конкурентоспособность продукции
     Прежде  всего, необходимо определиться с понятием «фактор».
     Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий [13, с.474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
     В настоящее время существует большое  количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
     1. Классификация Гарбацевича [2].
    внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
    внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.
     2.Классификация Трубилина [11].
    факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
    показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
    экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.
     3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности  товара представлены у  Р. Фатхутдинова [12]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
     Внешние факторы:
    Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
    Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
    Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).
     Внутренние  факторы:
    Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
    Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
    Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
    Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
    Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
     Необходимо  отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
     Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых  факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства,  производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий   [1, с.66].
     Издержки  производства – это выраженные в  денежной форме затраты фирмы, связанные  с приобретением факторов производства и их использованием.
     Производительность  труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность  на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются  материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
     Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности  производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.
     В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. [14, c.146]
     В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности  товаров приобретает экологический  фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции. [14, c.147]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Изучение конкурентоспособности продукции марки «СладКо» на рынке плиточного шоколада
2.1. Методологические аспекты исследования
Существуют несколько  методов сбора данных при проведении маркетинговых исследований. Их можно классифицировать на 2 группы.
    Количественные
    Качественные
Качественные  исследования являются неструктурированным  поисковым исследованием на малых  выборках и предназначены для  более глубокого понимания проблемы. В качественных исследованиях для  интерпретации полученных данных используются не цифры, а слова. Проводятся такие исследования как: фокус-группа, мозговой штурм.
Мы более подробно остановимся на количественных методах.
 Количественные  методы сбора данных основаны  на сборе информации и предоставлении её в количественной форме, с использованием процедур статистического анализа. Как правило количественные исследования охватывают большое число респондентов, позволяют собирать самые разные данные (опрос, наблюдение, эксперимент). Количественные исследования используются для следующих целей:
    Изучение возможностей выхода на рынок
    Определение целевых групп потребителей
    Позиционирование продукта
    Определение цены
    Исследования эффективности рекламы
Наблюдение –  это метод сбора первичной  информации путём пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, которые могут быть выявлены органами чувств.
Наблюдения же бывают Стандартизированные и нестандартизированные.
Стандартизированное наблюдение – проблема четко определена, поэтому виды поведения, подлежащие наблюдению, обговорены предварительно, так же как и категории, которые будут использованы для записи и анализа ситуации.
Нестандартизированное наблюдение – проблема не определенна  в конкретной обстановке, поэтому  позволяется большая гибкость в использовании наблюдателями терминов, в которых они будут отражать сведения и результаты.
Разделяют скрытое  и открытое наблюдение. В случае открытого наблюдения участники  процесса предупреждаются об этом; при скрытом наблюдении этого не происходит.
Наблюдения часто  более полезны, чем опросы, в отделении  фактов от вымысла при выявлении  интересующих аспектов поведения потребителя.
Опрос это метод  сбора информации путем выявления  субъективных мнений предпочтений людей  в отношении какого-либо объекта.
Опрос – самый  распространенный метод исследования потребителей в ходе которого происходит сбор информации по средствам прямого  задавания вопросов относительно уровня их знаний, отношений, предпочтений и  изучение покупательского поведения.
Опросы также могут классифицированы по методам их проведения. Основными из них являются личная беседа, телефонный опрос, опрос по почте.
Личная беседа – непосредственная беседа между  представителем исследовательской  компании, или интервьюером, и респондентом, или опрашиваемым.
Телефонный опрос  – телефонный разговор между представителем исследовательской компании, или  интервьюером, и респондентом, или  опрашиваемым.
Почтовый опрос  – Вопросники рассылаются по почте  выбранным респондентом, вместе с  оплаченным почтовым конвертом. Респонденты возвращают анкеты со своими ответами по почте обратно в исследовательскую компанию.
Личная беседа представляет собой прямой диалог между  интервьюером и респондентом. Беседа может происходить дома, в офисе  или в каком-то общественном месте, наподобие торгового центра, где останавливают покупателей и просят ответить на ряд вопросов. В случае личной беседы анкеты могут заполняться самим респондентом. В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью, С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса. Так же бывают свободные опросы.
Преимущества  свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):
    возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
    возможно получение добавочной информации.
Недостатки подобных опросов:
    трудно протоколировать ответы;
    плохая сравнимость результатов;
трудность в обработке данных; высокие затраты
Опросы разделяются:
    по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
    по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
    по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);
    по уровню стандартизации (свободная схема или струкктукрированная, полностью стандартизированная);
    по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
В данной работе буде поводится писменный опрос  с помощью анкеты. Поэтому следует  рассмотреть правила создания анкеты и вопросы используемые в анкете. 
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить  и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно  закрытые вопросы, ответ на которые  заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:
    да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
    альтернативные вопросы - вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
    ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
    шкалирующие вопросы - вопросы, дающие дифференцеированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.
При разработке вопросов нужно исходить из потребности  в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя  интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.