На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рыночная экономика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ 

“РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА“ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:Брюзгин П.С 

Дата:05.12.2011 
 
 

Вступление 
 

Рыночная  экономика – это 

    Экономика, в которой значительная часть  экономических решений принимается  исходя из информации, предоставляемой  рынками. Рыночную экономику следует  отличать от плановой экономики, в которой  большинство важных решений принимается  в результате централизованного  установления агрегатных количественных показателей. Преимущество рыночной экономики  состоит в том, что формирующиеся  на рынках цены передают информацию об спросе на различные товары и услуги и издержках их производства и поставки. Цены также создают стимулы к расширению прибыльных и сокращению неприбыльных видов деятельности. Недостатки чисто рыночной экономики состоят в том, что не учитываются внешние факторы (externalities), в том, что рынок может быть деформирован существованием монополий (monopolies), и в том, что итоговое распределение доходов может быть неприемлемым по социальным причинам. На практике в экономике большинства стран различным образом сочетаются элементы рыночного саморегулирования и государственного планирования. 

    Так же
экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства  государства в хозяйственную  деятельность. 

     Стратегическая  цель переходного периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:
     а) преобладание частной собственности;
     б) создание конкурентной среды;
     в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического 
роста;

     г) эффективная система социальной защиты;
     д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.
     Рыночная  экономика в России 

     В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.
     Значительное  влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.
     Наряду  с неблагоприятным в целом  инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.
     Переход к рыночным отношениям в различных  отраслях и сферах российской экономики  осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
     Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
     Присущие  российской модели рыночной экономики  высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.
     Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.
     Из  сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.
     Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.
     Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.
     Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму. 
 
 
 

    Различные экономические системы
 
 
На картинке видно,что такое экономическая система, мы выдим четыре сферы человеческой деятельности в экономической системе: производство, обмен, распределение и потребление благ (см.рис.1.1.). На данном этапе нашего знакомства с экономическими системами необходимо более подробно рассмотреть экономику с других позиций, выделить другие части (структуры) любой экономики (см.рис.1.). К этим структурам, существующим в любой экономической системе, относятся материально-техническая структура экономики, социально-экономическая структура, организационно-хозяйственная структура (хозяйственный механизм).

 

Материально-техническая  структура экономики включает в  себя, прежде всего, материальные ресурсы  общества, его природные ресурсы, предметы труда, средства труда, имеющиеся  предприятия, производственную инфраструктуру. Последняя включает в себя общие  условия функционирования производства, например, дороги, аэропорты, линии  электропередач, трубопроводы (См.рис. ). Материально-техническая структура экономики характеризуется определённым уровнем развития техники и технологии. От уровня развития материально-технической структуры экономики во многом зависит общественная производительность труда, объём производимых в обществе благ, степень развитости общественных отношений, развитие культуры, образования, науки, общественная мораль.

Социально-экономическая  структура - это, прежде всего, совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем образования и квалификации, их жизненным и производственным опытом. Важнейшей частью социально-экономической  структуры являются отношения собственности  на средства производства. Господствующий тип собственности определяет специфику  экономической системы. Например, если в обществе господствует частная собственность на средства производства, то такая система будет называться капитализмом. При социализме господствующей формой собственности является государственная собственность на средства производства. Кроме господствующей формы собственности, в экономической системе могут сосуществовать и другие формы собственности, в частности, в условиях капитализма существуют и государственная собственность, и коллективная собственность на средства производства. К социально-экономической структуре относятся также институты права, различное законодательство, определяющее правила экономической деятельности. Например, законы о собственности, о труде, банковское законодательство, законы о защите прав потребителей и т.д.. Наконец, сюда же относится и так называемая социальная инфраструктура, то есть система образования, общественного здравоохранения, социального страхования (См.рис. 3.).

Организационно-хозяйственная  структура (хозяйственный механизм) - это совокупность способов, инструментов, форм организации связей между производителями  и потребителями, между различными субъектами экономической системы, это механизм распределения ограниченных ресурсов общества. (См.рис. 4.) Другими словами, это механизм координации экономической деятельности. Эти взаимосвязи между субъектами экономики могут осуществляться, например, через рынок, где цены указывают, что производить и в каких объёмах, или через систему централизованного планирования экономики, когда производители получают задание произвести определённый объём продукции и необходимые для этого ресурсы. В современных экономических системах организационно-хозяйственная структура - это сочетание рыночного механизма и механизма государственного регулирования экономики.

Таким образом, любая экономическая система - это  совокупность сложных взаимодействующих  между собой структур. Экономическую  систему можно рассматривать, с  одной стороны, как национальное хозяйство с его отраслями  промышленности и сельского хозяйства, торговлей, сферой услуг и соответствующим  хозяйственным механизмом, и, с другой стороны, как совокупность социально-экономических  отношений между людьми, зависящих  от отношений собственности на факторы  производства.
Любая экономическая  система решает по крайней мере три фундаментальные проблемы общества: что производить, как производить, для кого производить. Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Это извечная дилемма хлеба и зрелищ, пушек и масла. Предположим, общество решило произвести дома. Сколько их нужно построить? Сколько должно быть комнат в доме? Рассчитывать эти дома на людей с низкими доходами или с высокими? И десятки, и сотни аналогичных вопросов возникают перед обществом. Невозможно иметь всё, что мы хотим при имеющихся ограниченных ресурсах, поэтому необходимо решать, что производить и в каких пропорциях.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? Многие виды продукции можно производить и с помощью простой технологии, требующей больших затрат ручного труда, и с помощью передовой современной технологии, не требующей больших затрат труда. (В первом случае речь идёт о трудоёмкой технологии, а во втором случае - о капиталоёмкой технологии.) Вероятно, что в развитых странах, например, в США и в Западной Европе, где имеется избыток капитала и рабочая сила является дорогой, в большей степени используется капиталоёмкая технология. В странах же менее развитых, например, в Китае и в Индии, в большей степени используется трудоёмкая технология. В производстве определённого продукта также может использоваться разное сырьё в разных пропорциях, разные типы и количества оборудования. Проблема, как производить, является сложной, но каждое общество стремиться найти разумное и эффективное решение, исходя из имеющихся возможностей и сложившихся приоритетов.
Для кого производить? То есть, как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? Если общество построило дома, то кто их должен получить? Рабочие, которые их строили, или учителя, которые учат детей этих рабочих, или военнослужащие, отдавшие всю свою жизнь защите Отечества? Кому и по какому принципу распределять ограниченное количество благ при неограниченных потребностях? Из всех проблем, решаемых экономической системой, эта проблема является наиболее острой и часто обсуждаемой в обществе. Одни предпочитают уравнительное распределение, при котором все получают пусть мало, но одинаково, независимо от трудового вклада. Другие считают, что вознаграждение должно соответствовать вкладу в производство, зависеть от опыта и квалификации члена общества, от того, как много работает человек. Третьи доказывают, что если человек отдаёт обществу для использования свой капитал, то этот человек должен также получить вознаграждение. При всех различиях во взглядах на принципы распределения большинство людей склоняются к тому, что должны быть стимулы для экономической деятельности, которые делают экономическую систему динамичной и эффективной.
История знает  множество экономических систем, по-разному решавших фундаментальные  проблемы общества. Эти системы существенно  различались по своему устройству, и по уровню материально-технической  базы, и по формам собственности  на средства производства и предметы потребления, и по способу координации  связей между производителями и  потребителями, то есть по своему хозяйственному механизму.
По-разному можно  классифицировать экономические системы. Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего  критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той  или иной структуре, характеризующей  экономическую систему. Это могут  быть различия в материально-технической  структуре, в социально-экономической  или в организационно-хозяйственной  структуре. В частности, если в качестве критерия классификации экономических  систем взять уровень развития материально-технической  базы, то исторически можно выделить доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную (См.рис. 5.). Современную постиндустриальную экономику развитых стран характеризуют как информационную экономику.

Экономические системы различаются также в  зависимости от типа социально-экономической  структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической  системе - это господствующая форма  собственности на средства производства. В зависимости от этого в истории  выделяются такие экономические  системы, как первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм (См.рис. 6.). В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.

Современные экономические  системы рассматриваются главным  образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры  экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения можно  выделить традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и  переходную экономику (См.рис. 7.).
Традиционная  экономика - это экономическая система, в которой основные экономические  проблемы общества - что, как и для  кого производить - решаются, главным  образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических  связей между людьми. В основе своей  традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных  хозяйств, в которых основная масса  продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В  качестве важнейших хозяйственных  единиц традиционной экономики выступают  мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные  хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существует естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремёсел.
Объёмы и структура  потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными  отношениями, и иерархическими отношениями  внутри рода и общины, и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда  производителей, и механизм распределения  продуктов труда. Наряду с уравнительным  распределением с учётом пола и возраста, действуют и элементы неравного  распределения в зависимости  от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов  труда.
В социально-экономической  структуре традиционной экономики  можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности как правило относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки,, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведёт к её перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические  проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен. (Более подробно общая характеристика рыночной экономики будет рассмотрена  в следующем разделе данной темы.)
Смешанная экономика  рассматривается как разновидность  рыночной экономики, как такая экономическая  система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и  государственный сектор экономики. В большинстве развитых стран  Запада действуют государственные  предприятия и развит механизм государственного регулирования экономики. Поэтому  экономическую систему этих стран  называют смешанной экономикой.
Фундаментальные проблемы общества - что, как и для  кого производить - решаются в смешанной  экономике во взаимодействии рыночного  механизма и государственного регулирования  экономики. Степень развития государственного предпринимательства и государственного регулирования экономики значительно  различается в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, если для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики  с элементами директивности в  планах социально-экономического развития страны, то в США такое планирование отсутствует, но эффективно действует  механизм макроэкономического регулирования, т.е. механизм бюджетно-финансовой и  денежно-кредитной политики. На рубеже ХХ и ХХ1 веков наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике.
Централизованно планируемая экономика, её другое название административно-командная экономика, - такая экономическая система, в  которой основные экономические  проблемы общества решаются, главным  образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика  длительное время существовала в  бывших социалистических странах Восточной  Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее  время эта система сохраняется  на Кубе, в Корейской народно-демократической  республике (КНДР). В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве  из этих стран начались радикальные  экономические реформы, направленные на преобразование централизованно  планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике  некоторых из этих стран административно-командный  хозяйственный механизм занимает значительное место.
Особенностью  социально-экономической структуры  централизованно планируемых экономик является господство государственной  собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная  собственность по существу была разновидностью государственной собственности. Частная  собственность и частные предприятия  существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.
Монополизм государства  определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов  и доходов с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с  другой стороны. Государственные органы через систему обязательных плановых заданий предприятиям определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались  государством, что вело к произволу  в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость  продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.
Централизованно планируемая экономика представляет собой преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда  экономический рост достигается, главным  образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования  имеющихся ресурсов (в последнем  случае имеет место интенсивный  тип экономического развития). Это  связано не только с жёстким затратным  механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает  тенденция к уравнительному распределению  доходов, которое не стимулирует  рост производительности труда работников.
Господство государственной  собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной  экономике действовали и неэкономические  методы принуждения к труду. Использование  этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайным поэтому для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой характерна однопартийная система.
Исторически административно-командная  экономика сформировалась в странах, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической  сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в странах с централизованно планируемой экономикой положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в них существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.
Переходная экономика - это современная экономическая  система, существующая в странах, где  идёт преобразование централизованно  планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран  входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее  входившие в состав СССР, а также  Китай, Монголия, Вьетнам. С точки  зрения хозяйственного механизма в  переходной экономике ещё существуют элементы централизованного управления экономикой, особенно в отношения  предприятий государственного сектора. Вместе с тем этот механизм был  в основном разрушен в 90-е годы ХХ века.
Одновременно  в переходной экономике возникли и развиваются рыночные экономические  структуры, развивается механизм распределения  ресурсов общества посредством рынка, где соотношение спроса и предложения, рыночные цены указывают, как лучше  использовать ресурсы. Центральное  место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. Таким образом, главные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - в переходной экономике решаются в результате сложного взаимодействия отживающих директивных методов централизованного управления народным хозяйством и развивающегося рыночного механизма распределения и использования ресурсов.
По своей социально-экономической  структуре переходная экономика  представляет собой совокупность частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности. В большинстве  стран с переходной экономикой государственный  сектор уже не занимает господствующее положение. Например, если в начале 90-х годов ХХ в. в России предприятия  государственного сектора производили  более 90 % всей продукции, то в начале первого десятилетия ХХ1 в. на государственный сектор в России приходится менее 40 % произведённой продукции. Большая часть товаров и услуг производится частным сектором экономики. В результате реформ меняется правовое и экономическое положение государственных предприятий. Это происходит в процессе коммерциализации их деятельности, расширения степени участия работников в капитале предприятия. Большинство государственных предприятий были приватизированы. На основе приватизации быстрыми темпами развивался частный сектор экономики. В этот сектор входят как мелкие частные предприятия, так и крупные финансово-промышленные группы.
По своей материально-технической  структуре страны с переходной экономикой являются индустриальными странами. Но сформировавшаяся ранее индустриальная структура экономики была преимущественно  экстенсивной, воспроизводящей старую индустриальную технологию, мало восприимчивой  к нововведениям. Поэтому одной  из важнейших задач переходной экономики  является формирование новой структуры  народного хозяйства, позволяющей  перейти от старой индустриальной технологии к новой информационной технологии, перейти к воспроизводству преимущественно  интенсивного типа. Другими словами, переходная экономика - это также  и переход от индустриальной экономики  к постиндустриальной информационной экономике.
Переходное состояние  экономической системы характерно не только для стран, где ранее  существовала централизованно планируемая  экономика. В современном мире переходные процессы имеют место и во многих развивающихся странах. Но специфика  последних состоит главным образом в переходе от традиционной к рыночной экономике. Такого рода эволюция известна в мире уже несколько столетий. Переход же от административно-командной экономики к рыночной - новый исторический феномен конца ХХ столетия. Поэтому экономические системы бывших социалистических стран - это переходные экономики нового типа, а экономические системы развивающихся стран - это переходные экономики традиционного типа.
Переход от административно-командной  экономики к рыночной исторически начался сравнительно недавно, его конкретные формы и направления ещё во многом неясны и неопределённы. Ясно, однако, что этот исторический переход займёт длительное время, что он отличается глубиной экономических преобразований, их интенсивностью и противоречивостью. Всё это связано также с тем, что переходная экономика развивается в условиях крупных цивилизационных сдвигов. В странах с переходной экономикой идёт трансформация тоталитарного общества в гражданское общество, тоталитарного государства в демократическое государство, унитарного государства в федеративное государство, трансформация общественной нравственности и социальной психологии, мировоззрения и образа жизни. Изменения такого типа и такого масштаба могут произойти лишь через несколько десятилетий, потребуют жизни нескольких поколений россиян.
Общая характеристика рыночной экономики
Рыночная экономика  является самой распространённой экономической  системой в мире на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и самой эффективной с точки  зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.
Чтобы разобраться  в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную  особенность этой системы. Рыночная экономика - это такая экономическая  система, в которой фундаментальные  экономические проблемы - что, как  и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются  в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что  производить и какие ресурсы  использовать.
Понятие рынка  является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между  продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт  по поводу купли-продажи товаров  или ресурсов. Эти контакты между  продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в  соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене. При  обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть происходит взаимная передача прав собственности.
На рынке в  ходе обмена происходит общественная оценка произведённых благ. Если производитель  продал свой товар, то его труд и  другие затраты признаются обществом  как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок  их объединяет, устанавливает связи  между ними. В широком смысле слова  рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между  производителями и потребителями  благ и ресурсов.
В качестве производителей и потребителей на рынке могут  выступать различные экономические  агенты, или субъекты рынка. Экономические  агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические  решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение  каждого экономического агента зависит  от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент  обладает лишь собственной рабочей  силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.
Домашние хозяйства, как экономические агенты принимают  решения, главным образом, о потреблении  благ, необходимых для поддержания  жизнедеятельности членов семьи. В  качестве домашнего хозяйства могут  выступать как семья, так и  индивид, если он живёт отдельно и  ведёт собственное хозяйство. В  конечном итоге все экономические  ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство  домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.
Предприятие, или  фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага  и услуги, поэтому когда речь идёт о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объёме и структуре производства формируют предложение на рынке.
Государство как  экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении  благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например, почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и её конкурентоспособности на мировом рынке.
Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту  их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как  там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен - это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации - это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта. (См. Рисунок 8.)

 

Как уже отмечалось, информацию о том, что производить  и каким способом, в рыночной экономике  предоставляют цены. С их помощью  выявляются общественные потребности, и с их помощью ограниченные ресурсы  общества направляются туда, где эти  ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать  в самом общем виде представить  себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом.
Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны объём произведённых товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещают им затраты на производство и приносят прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить. Потребители "голосуют рублём". Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться.
Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешёвая рабочая сила, то выбирается трудоёмкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.
Для кого производить? То есть, как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? В принципе продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за неё рыночную цену. Эти возможности в свою очередь определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведённого общественного продукта. Что купит потребитель зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель.
Таким образом, роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены (1) выявляют общественные потребности, (2) сигнализируют о том, что производить и в каких количествах, (3) передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной, (4) определяют механизм распределения общественного продукта, (5) влияют на масштабы и структуру потребления людей.
Чтобы лучше  понять как действует рыночная экономика, представим её в виде простой модели, модели экономического кругооборота (См.рис. 9.). Главное упрощение будет состоять в том, что мы рассмотрим взаимодействие только двух основных экономических агентов рыночной экономики, - домашних хозяйств и предприятий (фирм), - временно исключим государство в качестве экономического агента (исключим государственные расходы и доходы). Предположим также, что экономика является закрытой, то есть в ней отсутствует внешняя торговля. Все рынки сгруппируем в два блока: рынок товаров и услуг и рынок факторов производства. Выделим в кругообороте два главных экономических потока: поток факторов производства и произведённых благ в материальной, физической форме или в форме услуг (внешний кругооборот), поток доходов и расходов в денежной форме, то есть финансовый поток (внутренний кругооборот).

В экономике  происходит обмен между домашними  хозяйствами и предприятиями (фирмами). Домашние хозяйства владеют ресурсами  и предоставляют их фирмам посредством  рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынки товаров и услуг. В  результате взаимодействия между домашними  хозяйствами и предприятиями  формируется общий объём производства в экономике. Домашних хозяйств и  фирм в экономике великое множество. Например, в США число домашних хозяйств примерно 96 млн., количество фирм составляет более 20 млн. В российской экономике в 2000 г. действовало около 40 млн. домашних хозяйств и около 3 млн. предприятий.
Домашние хозяйства (левый блок на схеме) получают доход, поставляя рабочую силу на рынок  труда, капитал на рынок капитала, землю и сырье на рынки земли  и сырья. Они продают фирмам услуги факторов производства, получают доходы (зарплату, процент, прибыль, ренту) и  покупают производимые фирмами товары и услуги. Доходы домашних хозяйств превращаются в их расходы, когда они покупают потребительские товары и услуги на рынках товаров.
Фирмы (правый блок) покупают ресурсы на рынках факторов производства, используют их для производства продукции, и затем поставляют эту  продукцию на рынки товаров и  услуг. Расходы фирм на покупку факторов производства превращаются в доходы домашних хозяйств. Продавая свою готовую  продукцию на рынках товаров и  услуг, фирмы получают доходы и тем  самым возмещают свои расходы  на покупку ресурсов.
Управление потоками факторов производства и товаров  осуществляется посредством рынков факторов производства (нижний блок) и  рынков товаров и услуг (верхний  блок). Внешний кругооборот на схеме  показывает физическое движение товаров  и факторов производства между домашними  хозяйствами и фирмами. Внутренний финансовый кругооборот на схеме  показывает потоки платежей, потоки расходов и доходов. Потоки доходов домашних хозяйств движутся в направлении от фирм к домашним хозяйствам в нижней части внутреннего кругооборота. Выходящий из сектора домашних хозяйств поток представляет собой сумму платежей за приобретаемые товары.
Из модели экономического кругооборота следует, что в экономике  в целом:
сумма продаж фирм равна сумме доходов домашних хозяйств;
величина общего объёма производства равна общей  величине доходов домашних хозяйств;
доходы равны  расходам на приобретение товаров и  услуг.
Эти выводы будут  иметь важное значение для макроэкономического анализа, при построении макроэкономических моделей.
Мы в самом  общем виде выяснили, как действует  сформировавшаяся рыночная экономика. Вместе с тем, надо иметь в виду, что процесс возникновения и  развития рыночной экономической системы  это процесс длительный. В истории  экономически развитых стран он занял  не одно столетие. В этом историческом процессе развиваются условия, или  предпосылки для возникновения  и развития рыночной экономики. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственность, нормы которой выработаны человечеством.
1. Фундаментальным  условием возникновения и развития  рыночной экономики является  общественное разделение труда  и специализация. Общественное  разделение труда и специализация  повышают производительность труда,  ведут к появлению излишков  продукции, и тем самым ведут  к развитию товарного хозяйства  и рыночного обмена. 
Для нормального  функционирования рыночной экономики  необходимо развитие частной собственности  на средства производства. Общественное разделение труда и специализация, вызывая обособление производителей, также стимулируют процесс развития частной собственности. Частная  собственность является господствующей формой собственности в рыночной экономике. Она выступает в форме  индивидуальной частной собственности  и корпоративной (акционерной) частной  собственности. Вместе с тем, в странах  с развитой рыночной экономикой большую  роль играют государственная, смешанная  и кооперативная собственность, а также собственность общественных организаций.
3. Частная собственность  формирует новые стимулы к  повышению производительности труда,  к совершенствованию технологии  и организации производства. Появляется  личная заинтересованность производителей  и собственников в более эффективном  размещении и использовании принадлежащих  им ресурсов. Она проявляется  различными способами, в частности,  собственники рабочей силы стремятся  заработать большую зарплату, собственники  денежного капитала - получить больший  процент, предприниматели - большую  прибыль, потребители - приобрести  больше за меньшую цену.
4. Для того, чтобы рыночная экономика функционировала эффективно, чтобы ресурсы использовались с наибольшей пользой, необходима свобода выбора и свобода передвижения факторов производства. Эти свободы тесно связаны с частной собственностью. Свобода выбора означает что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает. Исторически именно поэтому распространение рыночной экономики стало возможным лишь при отмене феодальных ограничений, развитии политической демократии и личной свободы.
5. Условием эффективного  функционирования рыночной экономики  является также государственное  вмешательство в экономику, её  государственное регулирование.  Об этом мы будем говорить  подробно в последующих разделах  учебника. Сейчас же необходимо  иметь в виду, что рыночная  экономика имеет свои недостатки, и эти недостатки может нейтрализовать, каким-то образом скорректировать,  государственное регулирование  рыночной экономики.
6. Для эффективного  функционирования рыночной экономики  необходима нравственность, нормы  которой выработаны человечеством.  Это такие общечеловеческие ценности, как уважение к человеческой  жизни, справедливость, честность,  неприятие эксплуатации, деспотизма  и авторитарности, свобода нравственного  выбора, стремление не причинить  вреда любым формам жизни. История  показывает, что рыночная экономика,  ориентируясь на цены и прибыль,  апеллирует к наиболее эгоистичным  инстинктам человека, порождает  излишнее стремление к расточительному  потреблению материальных благ, создаёт условия для развития  эгоизма, эксплуатации и несправедливости  в ущерб справедливости и человечности. Особенно это характерно для сиюминутных задач бизнеса. В долгосрочной же перспективе оказывается, что честное и справедливое поведение бизнеса является более эффективным. Многие экономисты, философы, социологи считают, что нравственное поведение и социальная ответственность бизнеса в долгосрочной перспективе совместимы с эффективностью бизнеса. Не случайно то, что в эпоху развития рыночной экономики в странах, достигших высокого уровня жизни, распространилась протестантская этика, которая в значительной степени отвечала задачам эффективного использования ограниченных ресурсов общества.
В данном разделе  был рассмотрен общий механизм функционирования рыночной экономики на примере модели общего экономического кругооборота. Также была выявлена роль цен и  рынков в решении фундаментальных  экономических проблем общества. Выявлены условия возникновения  и развития рыночной экономики. Дальнейшее рассмотрение особенностей функционирования рыночной экономики предполагает введение дополнительных важных элементов системы. Речь идёт о том, что для нормального  функционирования рынков товаров и  факторов производства необходима рыночная инфраструктура.
Инфраструктура  экономики вообще, в самом широком  смысле этого слова, - это какие-то институты, организации, отрасли и  части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики  или её отдельных частей и отраслей. Например, транспортная сеть - это инфраструктура, которая обеспечивает технологическое  единство всех отраслей экономики, непрерывность  и взаимодополняемость всех производственных систем. Условно в экономике можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуры. Все они тесно связаны между собой.
Производственная  инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия  для развития производства. Она включает в себя грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание. Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы. В этот комплекс входит здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, сфера организации досуга, общественное питание, услуги по домашнему хозяйству.
Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки  и рыночную экономику в целом  и обеспечивающих их функционирование. Во всём сложном и взаимосвязанном  комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка  труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также  макроэкономическую инфраструктуру (См. Рис. 10.). Важнейшие элементы каждой инфраструктуры на данном этапе знакомства с рыночной экономикой можно лишь перечислить. В дальнейшем мы познакомимся с некоторыми из них, например, с деятельностью центрального банка, министерства финансов. Охватить всё разнообразие рыночной инфраструктуры можно лишь при изучении конкретных экономических дисциплин, таких как финансы, денежное обращение и кредит, статистика, бухгалтерский учёт и аудит, маркетинг, экономика предприятия, экономика торговли и др.

Инфраструктура  рынка труда включает в себя:
законодательство  о труде;
законодательство  о занятости;
законодательство  о социальной защите;
законодательство  об охране труда;
министерство  труда и занятости;
местные органы регулирования занятости и социальной защиты;
государственные и частные биржи и центры по трудоустройству;
агентства по найму (рекрутинговые агентства);
государственные и частные центры и системы  повышения квалификации и переподготовки кадров;
профессиональные  союзы;
коллективные  и индивидуальные трудовые соглашения;
специальные информационные и профессиональные периодические  издания.
Инфраструктура  рынка капитала - это прежде всего:
банковское законодательство;
валютное законодательство;
законодательство  об иностранных инвестициях;
биржевое законодательство;
центральный банк;
государственные займы и государственный долг;
коммерческие  банки;
фондовые биржи;
страховые компании;
сберегательные  банки;
пенсионные фонды;
инвестиционные  банки;
ипотечные и  земельные банки;
строительные  общества;
финансовые компании;
венчурные компании;
консалтинговые  и аудиторские фирмы;
предпринимательские союзы и профессиональные ассоциации;
специальные информационные и профессиональные периодические  издания.
Инфраструктура  рынка земли предполагает следующие  элементы:
земельное законодательство (земельный кодекс);
законодательство  о защите окружающей среды;
земельный кадастр;
министерство  землепользования;
министерство  экологии;
государственные региональные земельные комитеты;
агентства по торговле недвижимостью;
консалтинговые  и информационные агентства на рынке  недвижимости;
ипотечные и  земельные банки;
профессиональные  ассоциации фирм по торговле недвижимостью;
специальные информационные и профессиональные периодические  издания.
Инфраструктура  рынка товаров и услуг включает в себя следующие элементы:
торговое законодательство;
законы о рекламе;
законодательство  о защите прав потребителя;
санитарно-гигиенические  нормы;
предприятия оптовой  торговли;
предприятия розничной  торговли;
товарные биржи;
транспортные  предприятия;
складское хозяйство;
консалтинговые  фирмы;
рекламные агентства;
информационные  периодические издания.
Макроэкономическая  инфраструктура в рыночной экономике  состоит из следующих важнейших  институтов:
бюджетное устройство и бюджетный процесс (бюджетный  кодекс);
налоговое законодательство (налоговый кодекс);
федеральный бюджет;
министерство  финансов;
бюджетно-финансовая политика;
центральный банк;
денежно-кредитная  политика;
государственный арбитраж;
министерство  экономики;
структурная политика;
министерство  внешней торговли;
внешнеэкономическая политика;
государственные и частные институты экономического анализа и прогнозирования;
институт экономических  советников президента.
Таким образом, рыночная экономическая система - это  такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом  с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага. Рыночный экономический механизм дополняется государственным регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая эту систему по уровню материально-технического развития, можно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику. Большинство стран с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей, где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В наиболее развитых странах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.
3. Предприятия в  рыночной экономической  системе
Основными экономическими агентами, принимающими решения в  рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и  частных фирм принято называть частным  сектором экономики, а сферу действия государства и государственных  предприятий называют государственным  сектором. В частном секторе соответственно выделяется сектор домохозяйств и предпринимательский  сектор. В настоящем разделе темы 2 основное внимание уделяется предпринимательскому сектору и действующим в нём  предприятиям.
Для простоты изложения  экономической теории в рамках начального курса экономики мы используем понятие  предприятие и фирма как синонимы. Напомним, что предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий  решения о производстве благ на продажу  с использованием ресурсов, приобретаемых  на рынке. Фирма выступает как  определённая совокупность материальных и нематериальных ресурсов, - например, завод, шахта, магазин, парикмахерская, банк, - которая выполняет функции  по производству товаров и услуг. С другой стороны, фирма - это организационно-правовая структура, которая владеет этими производственными ресурсами и управляет ими.
В рыночной экономике  действует великое множество  разнообразных предприятий, в частности, в американской экономике насчитывается  около 20 млн. фирм., а в российской - около 3 млн.. Всё это многообразие предприятий можно объединить в несколько групп. Группировка производится по различным признакам, в том числе по формам собственности, по размерам фирмы, по отраслевой принадлежности, по организационно-правовой форме, то есть по правовому статусу.
По формам собственности  предприятия подразделяются следующим  образом:
смешанные,
совместные,
общественные организации, 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.