На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
      МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
      РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: МИКРОЭКОНОМИКА
      НА  ТЕМУ: «ПРОБЛЕМА ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ
      ТОВАРОВ И БОРЬБЫ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ВНЕШНИМИ
      ЭФФЕКТАМИ (ЭКСТЕРНАЛИЯМИ) В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ  И В РОССИИ» 
 

                         Выполнила:
      
      Проверил:  

      Дата  сдачи курсовой работы: «___» __________________200__года
      Дата  защиты курсовой работы «___»__________________200__года 
 
 
 

      Рязань 2009

      План.

Введение..……………………………………………………………………….3
    Общественные блага………………………………………………........3

      1.1. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос……………………………………………………………………………...4

              1.2. Внешние эффекты, или экстерналии……………………….7

2. Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей……………………………………………………….8

      2.1. Провалы рынка природопользования. Внешнии эффекты…14
         2.2. Интернационализация  внешних эффектов……….………17 

3. Механизм экологического регулирования……………………………22
    3.1. Экологическое законодательство  как метод регулирования  рынка природопользования…………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………...34
Список  используемой литературы………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Каждый  день мы слышим слово "экономика". Экономика - это часть жизни общества, которая связана с производством и потреблением (использованием) различных товаров и услуг, а также распределением этих товаров и услуг между отдельными членами общества. Каждый человек не только испытывает на себе влияние экономики, но и сам воздействует на неё.
   Экономика - сложная, многоугольная система. Очевидно, все её уровни взаимосвязаны и  взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне. Два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.
   Микроэкономика  исследует поведение отдельных  элементов и структур, таких, как  отрасли производства и предприятия, товарные и финансовые рынки, банки, различные фирмы, домашние хозяйства  и др. Она изучает, как устанавливаются  объёмы производства отдельных товаров и цены на них, как влияют налоги на сбережения населения и т.п. 

   1. Общественные блага.
   Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и  потребляются обществом. Однако имеются  и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:
   – неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;
   – неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага; 

   – неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.
   Если  какой-то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника: условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.
   Общественные  блага отличаются от частных, благ следующими двумя характеристиками.
   Прежде  всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. Потребление  такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и не снижает его качества. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями.
   Вторая  особенность общественных благ, получившая название неисключаемости, состоит  в невозможности воспрепятствовать  их потреблению. Например, не существует технических средств, которые могли  бы не допустить использование света  маяка в качестве ориентира одними судами в то время, как его могут использовать в этом качестве другие. Невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередач одним слушателем тогда, когда их может принимать его сосед.
   Заметим, однако, что возможность приема радиопередач обусловлена наличием радиоприемного аппарата, а в случае проводной радиосети еще и наличием кабеля. Поэтому радиосигналы в общем не являются чистым общественным благом. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, правосудие.
   Вопросы организации производства и финансирования общественных благ изучаются в курсах общественных финансов и экономики  общественного сектора.1 В этом разделе мы лишь представим проблему определения оптимального объема производства чистого общественного блага.  
 
 
 

                 Рассмотрим  в качестве примера уличное освещение. Оно является общественным благом, если улица освещена, использование  ее освещенности одним пешеходом не лишает этой возможности других. Нельзя устроить освещение и так, чтобы для одних пешеходов свет горел, а для других ? нет.
                 Допустим  для простоты, что на данной улице  проживают лишь два человека, А  и В. Они же являются и единственными  потребителями уличного освещения. На рис. 17.5, а представлена кривая индивидуального спроса А на уличное освещение, dA. На горизонтальной оси показано число уличных фонарей, на вертикальной ? возможные расходы на оплату содержания одного фонаря. Например, если содержание одного фонаря обошлось бы А в 6000руб., А готов был бы финансировать содержание двух фонарей. Линию индивидуального спроса субъекта А удобно интерпретировать как линию его предельной выгоды (MB; marginal benefit ? англ.) от уличного освещения, МВA. На рис. 17.5, б показана аналогичная кривая спроса, или предельной выгоды от уличного освещения, субъекта В ? dB = МВB. Наконец, на рис. 17.5, в представлена кривая совокупного спроса двух субъектов на уличное освещение, или предельной общественной выгоды от его наличия, ? dS = МВS.
                 Обратим внимание на различие в определении  совокупного спроса на частные и  общественные блага. Вспомним, что величину рыночного спроса на какой-либо частный  товар при определенной его цене можно представить как сумму  соответствующих значений индивидуальных функций спроса, т. е. как
                 QS (P) = q1(P) + q2(P) + - + qn(P)
                 где n ? общее число потребителей данного товара.
   Для общественного  же блага, скажем для национальной обороны, величина совокупного спроса со стороны  п граждан есть в то же время и величина индивидуального спроса: ведь каждый гражданин потребляет или пользуется ею в одной и той же степени. Поэтому величина совокупного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него, т. е.
   QS(P) = q1 = q2 = - = qn
   Поэтому при графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага  объемы индивидуального спроса при  каждом возможном уровне цены суммируются  по горизонтали. Напротив, в ситуации с общественными благами, когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая совокупного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса (или предельной выгоды) по вертикали. Так, на рис. 17.5, в линия dS представляет вертикальную сумму индивидуальных кривых dA и dB (рис. 17.5, а, б). Ее пересечение с кривой предельных затрат на уличное освещение, МС, указывает, что обитатели нашей улицы готовы совместно оплачивать содержание двух фонарей, это обойдется им в сумму PAX2 + PBX2. Мы можем интерпретировать каждое из слагаемых этой суммы как индивидуальные предельные нормы замещения общественным благом, X, частного, Y, т. е. положить PAX = MRSAXY и PBX = MRSBXY. Тогда PAX2 + PBX2 можно представить как сумму MRSAXY + MRSBXY. В таком случае условием равновесия, представленного на рис. 17.5, будет
   MRSAXY + MRSBXY = MRPTXY.        (17.12)
   Это значит, что количество частного блага, Y, которым  необходимо пожертвовать ради производства дополнительной единицы общественного  блага, X, должно быть равно суммарному количеству блага Y, от которого готовы отказаться потребители (без изменения их благосостояния или полезности) ради потребления одной дополнительной единицы общественного блага, X. Иначе говоря, производство общественных благ является Парето-эффективным, если сумма индивидуальных предельных норм замещения частного блага общественным равна предельной норме их продуктовой трансформации. Для большего, чем два, числа потребителей (17.12) обобщается как
   MRSAXY + MRSBXY + - + MRSZXY = MRPTXY.        (17.12*)
   Графически  эффективная аллокация в производстве общественного, X, и частного, Y, благ представлена на рис. 17.6. На рис. 17.6,а  кривая ТТ представляет кривую продуктовой  трансформации, или кривую возможностей производства частного и общественного блага, а кривая UA ? одну из кривых безразличия субъекта А. Если он выберет на этой кривой некоторую точку с, ее координаты будут соответствовать определенной комбинации обоих благ. Оставшееся количество частного блага be достанется субъекту В. Это его количество отображено на рис. 17.6, б сегментом b'с'. Выполнив подобную процедуру для всех точек кривой безразличия UA, лежащих между a и d, мы сможем построить кривую a'c'd', которую можно рассматривать как кривую потребительских возможностей субъекта В. Максимизируя свою функцию полезности, последний выберет на этой кривой такую комбинацию частного и общественного блага, которая соответствует точке касания кривой его потребительских возможностей с наиболее высокой кривой безразличия, т. е. точку с'.
   Наклон  кривой потребительских возможностей a'c'd' должен быть равен разности наклонов двух кривых, из которой он выведен, т. е. кривых ТТ и UA. Поскольку наклоны  кривых безразличия характеризуются  значениями предельных норм замены, MRS, а наклон кривой продуктовой трансформации ? ее предельной нормой, имеем
   MRSAXY + MRSBXY = MRPTXY,        (17.13)
   что аналогично (17.12). Равенство (17.13) существенно отличается от условия Парето-эффективности  структуры выпуска благ, ни одно из которых не является общественным (16.3).
   Основная  трудность определения оптимального объема производства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке  никак не проявляются. В отличие  от спроса на частные товары спрос  на общественное благо непосредственно выявить невозможно.
   Более того, у потребителей общественных благ ? а ими являемся все мы ? возникают серьезные стимулы  к искажению информации о своих  действительных предпочтениях. Особенно это характерно в тех случаях, когда потребителей общественного блага очень много. Предположим, что в нашем примере с уличным освещением им пользуются не двое, а сотни и тысячи людей. Предположим далее, что городские власти или местное самоуправление проводят опрос с целью определения индивидуальных кривых предельной выгоды. Каждый опрашиваемый может рассуждать таким образом. Если я сообщу достоверную информацию, то затем меня обяжут платить высокий налог на финансирование уличного освещения. Поскольку пользуется этим освещением очень много людей, то моя информация практически не повлияет на решение вопроса о его организации. Пользоваться же освещением я буду наравне со всеми. Не лучше ли поэтому заявить, что уличное освещение мне вообще не нужно, и таким образом избежать участия в его финансировании? Или даже сказать, что это освещение мешает мне спать, и потребовать в случае его организации денежной компенсации? Если так будут рассуждать многие, наши улицы останутся в темноте, дворы захламленными, подъезды жилых домов грязными.
   Стратегия, заключающаяся в сокрытии или занижении своих истинных предпочтений в отношении общественных благ с целью переложить бремя их финансирования и производства на других, породила в микроэкономике проблему неплательщика (англ, free rider's problem). Придерживающийся ее знает из своего опыта, что чистые общественные блага обладают свойством неисключаемости, и потому убежден в возможности пользования ими без участия в совместных действиях по их созданию. Поэтому такие блага обычно производятся при участии правительства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

   1.1. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос

   Термин  "спрос" выражает желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар. Поэтому под спросом всегда понимается платежеспособная потребность.
   Различают индивидуальный и рыночный спрос:
   - индивидуальный спрос – это  потребности конкретного, отдельного  покупателя, выраженные в денежной  форме. 
   - рыночный спрос – это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.
   Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с  количественной стороны – это  количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны  – это платежеспособность, то есть сумма денег, уплаченных за приобретенный товар.
   Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать таким образом: при высоких ценах спрос на данный товар будет сокращаться по сравнению с низкими ценами, но при "прочих равных условиях". Или при низких ценах спрос будет расти по сравнению с высокими ценами на тот же товар, но опять же при "прочих равных условиях". Таким образом, закон спроса говорит о том, что объем спроса на любой товар обратно пропорционален цене на данный товар при "прочих равных условиях".
   Цена  на данный товар не представляет собой  единственного фактора, который  определяет, как много этого товара желает приобрести покупатель. Имеются  и другие факторы, влияющие на количество приобретаемого товара: доходы потребителей, цены других товаров и услуг, ожидаемые цены товаров в будущих периодах, вкусы потребителей и т.д.
   Изменение переменных может воздействовать на объем спроса, как в сторону  увеличения, так и уменьшения, в  зависимости от специфики переменной величины. Увеличение цены на товар приведет к сокращению его покупок при условии что, все другие переменные – доход, цены других товаров и услуг, ценовые ожидания и прочие остаются постоянными.  

   Факторы, влияющие на спрос1.
   Уменьшение  спроса    Увеличение  спроса
   Рост  цен на товары-комплименты;    Рост  дохода потребителя (некачественные товары);
   Падение дохода потребителя (нормальные товары);
   Утрата (ослабление) вкуса;
   Ожидание  падения будущих цен;
   Ожидание  падения будущих доходов (нормальные товары);
   Сокращение  числа потребителей.
   Падение цен на товары-комплименты;    Рост  дохода потребителя (нормальные товары);
   Рост  дохода потребителя (товары низкого  качества);
   Усиление  вкуса;
   Ожидаемый рост будущих цен;
   Ожидаемый рост будущих доходов (нормальные товары);
   Рост  числа потребителей.
 
   Различают ценовые и неценовые факторы (детерминанты), влияющие на спрос2. К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.
   Эффект  дохода – это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег увеличивается.
   Эффект  замещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее покупателя приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. Покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевыми – альтернативными товарами.
   Закон убывающей полезности – это процесс уменьшения полезности или удовлетворения покупателя с приобретением каждой последующей единицы продукта.
   К неценовым факторам относятся: изменение  вкусов потребителей, изменение количества покупателей, изменение дохода цен на альтернативные товары, изменение в ожиданиях потребителя.
   Изменение вкусов потребителей происходит под  воздействием рекламы, моды, возраста, климата и т.д.
   Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос и наоборот.
   Изменение дохода покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары.
   Изменение цен на альтернативные товары. Снижение цен на взаимозаменяемые товары ведет  к повышению спроса на них.
   Изменение в ожиданиях потребителей. Неблагоприятные  факторы порождают ожидание более высоких цен, и тем самым растет текущий спрос.  
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. Внешние эффекты, или экстерналии 
   Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.
   Внешние эффекты могут производиться  как при производстве, так и  при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как  отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.
   Основные  способы регулирования отрицательных  внешних эффектов следующие: – административно - законодательный контроль;  – создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог  

   полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне. – косвенное вмешательство государства;  – интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.

   2. Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей

   Нужды человека разнообразны, но фундаментом  человеческих потребностей являются основные материальные потребности, удовлетворять которые призвана и способна экономика. Люди организуют производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Но экономические блага отличаются ресурсоемкостью, то есть на их производство затрачиваются определенные ресурсы. Они делятся на несколько видов3:
   Природные ресурсы – земля, леса, водные, климатические  факторы и др. данный вид ресурса  часто называют просто "земля", подразумевая при этом предоставленные природой блага. Например в нашей стране имеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственный оборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее место по производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
   Трудовые  ресурсы – это количество трудоспособного  населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Еще Аристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторов производства.
   Производственные  ресурсы (капитал) существуют в форме  денег и средств производства.
   Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей.
   Информация  – это процесс сбора, обработки  и распространения знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса. Сейчас ни одна из сторон человеческой жизни не может обойтись без этого знания.
   Если  рассматривать собственно производство, то в условиях ограниченных ресурсов возникает проблема выбора рационального соединения труда со средствами производства. Общество всегда располагает определенным ограниченным количеством труда, сырья, материалов, машин и оборудования, а также финансовых средств (денег). Это вынуждает делать выбор между различными вариантами их использования с целью производства тех или иных товаров.
   Решение задач рационального использования  имеющихся в распоряжении общества ресурсов с целью получения максимального количества необходимых благ, в конечном счете, связано с экономическими потребностями каждого индивида, коллектива, социальных групп и общества в целом.
   Под потребностью следует понимать желание  человека потреблять различные блага. Но поскольку количество благ, которые  он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости. Так, насущные нужды человека, такие как еда, одежда, относят к потребностям первого порядка, организацию досуга – к потребностям второго порядка и т.д. Иначе говоря, человеку свойственно
   расставлять свои потребности в определенном порядке. Такая расстановка объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. При этом немаловажным критерием оценки блага является его качество.
   Экономические ресурсы, которые может использовать человечество в целом, отдельные  страны, предприятия, домашние хозяйства  и отдельные предприниматели для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Но экономическая теория различает понятия абсолютная и относительная ограниченность.
   Абсолютная  ограниченность ресурсов связана с  недостаточностью ресурсов для удовлетворения всех потребностей членов общества одновременно.
   Относительная ограниченность ресурсов характеризуется  тем, что для удовлетворения определенных, ограниченных потребностей ресурсов достаточно. Ограниченность ресурсов может быть различной. Прежде всего, это естественная ограниченность ресурсов, имеющихся в природе, неодинаковое соотношение количества этих ресурсов. Ограниченность охватывает и ресурсы, созданные человеком. Это касается не только запасов ресурсов, имеющихся в данный момент, но и возможностей, имеющихся для их восполнения в данных условиях.
   В зависимости от возможности пополнить  их запасы, ресурсы подразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Объемы и степень восполняемости запасов различных ресурсов характеризуются ограниченностью их относительно друг друга и потребностей в этих ресурсах. Ограниченность ресурсов относительно друг друга характеризуется категорией редкости, а ограниченность относительно потребностей в них – категорией недостаточности4.  
 

   Поэтому, если мы будем пытаться одновременно удовлетворить все потребности людей, столкнемся с абсолютной непреодолимой ограниченностью ресурсов. Если же мы ограничим круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной. Любое экономическое действие, направленное на удовлетворение потребностей, означает выбор этих потребностей, одной или нескольких из всех возможных и подлежащих удовлетворению в данный момент. Следовательно, это превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство в экономику.
   Выбор идет между экономическими вариантами использования ресурсов, которые проявляются в наилучшем соотношении затрат и результатов. Известно, что каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей, а также различной может быть и технология его использования. Исходя из этого, смыслом или содержанием выбора как экономической категории выступает поиск наилучшего варианта применения ресурсов из всех возможных.
   К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюджетным ограничением. Следовательно, рациональный потребитель должен так распределить свои доходы, чтобы максимально удовлетворить свои потребности при условии ограниченного дохода. Учитывая тот факт, что потребителю необходимы многие блага, возникает задача оптимизации потребительского выбора. При недостаточности запаса благ для полного насыщения необходимо приостановить потребление всех благ на уровнях, где интенсивность удовлетворения от их потребления становится одинаковой5.  

   Экология  сегодня придаёт дополнительную потребительскую стоимость. покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень  чувствительны к любой информации об их экологичности. Стандарты чистоты  и качества товара наиболее высоки в Германии и Нидерландах. Соответственно экологии изменяется атрибутика товара. В Канаде – это три голубя как продолжение трёх кленовых листьев. В Японии – руки, обнимающие зелёный шар в виде буквы “e”. В США – крест на фоне земного шара. В Германии с 1977 года – “Голубой Ангел Экологии”. В Скандинавии – стилизованное изображение птицы в заштрихованном круге. В рамках Европейского Союза – марка евростандарта “ЕС”. В России экологичность продукции имеет гриф “Экологически чистый продукт”. 6Кроме того, можно встретить на товарах знак зеленой оборотной стрелки. Он не означает экологическую чистоту продукта, а указывает о возможности его повторного использования.
   В экологической сфере можно выделить следующие рынки: 1) отдельных видов  природных ресурсов; 2) экотехники; 3) экологически чистой продукции; 4) отходов; 5) экологических услуг, рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику, каждый из перечисленных видов рынка имеет свою структуру.
   Наибольший  интерес среди них вызывает рынок экологических услуг, таких услуг можно насчитать более 20. Наиболее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; “ноу-хау”; инжиринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырьё имеет тенденцию к росту. к тому же использование отходов производства и потребления как вторичное сырьё даёт не только экономический выигрыш, но и экологический.
   Рынок в экологической сфере имеет  свои особенности из-за специфичности  товара и отношений к их собственности  на ресурсы природы. Мероприятия  по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт. Результатом  такой деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращённого ущерба) экосистемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвоздмезно другие предприятия и население. Например, возобновление леса оказывает благотворное влияние на окружающую среду, речной сток, предотвращает эрозию почв и т.д. На рынке предприятия не могут противопоставлять покупателям (потребителям) осязаемый товар. Иначе говоря “экологические товары” – это типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю.7
   Представление о месте экологии в рыночной экономике можно иметь, опираясь на пирамиду Р.Нуссбаума. Он считает, что в основании такой пирамиды лежит окружающая среда и её природные ресурсы. Выше расположены капитал и рабочая сила. Вершина пирамиды представлена непосредственно рынками продукции и услуг. Традиционный рынок работает по малому контуру и экологическую сферу затрагивает только частично при вовлечении в производство природных ресурсов.
   Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающего среды) относятся к  

   группе  первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления  и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Но не всё выше отмеченное не означает, что рыночные отношения в экологической среде не могут существовать. Следует искать методы, пути вовлечения природных объектов на основе многосубъектности собственности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процессе купли-продажи, то есть необходимо чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру. 

   2.1. Провалы рынка природопользования. Внешнии эффекты.
   Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без основания вызывает тревогу, потому что рыночные отношения не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет так называемое “фиаско”, “провалы”, “недостаточность” рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.
   Источниками провалов рынков являются:8
      внешние эффекты;
      общественные блага;
      отсутствие цен на блага;
      трансакционные издержки;
      права собственности;
      отсутствие знаний и неопределённость информации;
      недальновидность.
 
   Большинство из выше перечисленных источников относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект провалов рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с виновника компенсации за нанесённый ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах на товар, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.
   В целом, следует отметить, что категория “внешние эффекты” чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование “внешних эффектов” или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А.Маршал ввёл понятие внешней экономии, а А.Пигу привёл пример негативных внешних эффектов. Экстерналии – это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные. Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях: 1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а её потеря никем не компенсируется; 2) издержки несут индивид или группа (третьи лица – реципиенты), которые не являются участниками сделок. Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ресурса. В экологической сфере они  
 

   проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать  загрязнения больше предельного  объёма (V ), чем может нейтрализовать окружающая
   природная среда. Экстерналии по-другому – это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат.
   Выделяют  следующие типы внешних эффектов:9
      временные (между поколениями);
      глобальные (между странами);
      межсекториальные;
      локальные.
   Наиболее  хорошо изучены локальные эстерналии.
   На  провалы рынка огромное влияние  оказывают общественные блага –  чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира. Свойства общественных благ следующие: 1) неделимость; 2) невозможность кого-либо от пользования ; 3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.
   По  теории Коуза, в условиях чёткого  определения прав с незначительными  трансакционными издержками, рынок  автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости  в государственном регулировании  экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблем не решает.
   Таким образом, фиаско рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные  с возникновением экстерналий, наличием общественным благ, высоких трансакциональных издержек по  

   установлению  прав собственности возможно с помощью  государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полагаться на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет также место так называемая “осечка государства”, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск политической ренты и т.п.
   В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет им главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится национальный набор товаров. Невидимая рука здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В “Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” также подчёркивается повышении роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформулировать экономические стимулы. 

   2.2. Интернационализация внешних эффектов.
   В условиях, когда внешние эффекты  достаются третьим лицам, фирмы  производят товар больше оптимальной  величины, и цена товара загрязнителя занижена. В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необходимо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внутренние издержки, то есть принцип  

   “платить  жертва” превратить “платит загрязнитель”. Впервые, как инструмент интернализации внешних эффектов, А.Пигу (1932г.) предложил  ввести корректирующие налоги (пигулианский налог).
   Методами  интернационализации внешних эффектов могут быть всевозможные платежи, налоги и д.р. рычаги как административного, так и экономического характера.10 В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба (MC) в общественные предельные издержки (то во что обходится производство товара обществу) (MC ).
   Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения (S) с целью оптимизации цены на товар, производство которого загрязняет окружающую среду.
   Из  рисунка видно, что фирма, стремясь максимизировать свои излишки производителя (прибыль), производит большой объём  продукции и тем самым необоснованно  увеличивает объём загрязнения. Учёт социальных издержек сдвигает кривую предложения влево и тем самым отражает интересы общества. В теории учёт внешних эффектов в ценообразовании прост, но на практике его осуществить труднее. Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от загрязнения окружающей среды и т.д.
   Функционирование  регулируемого рынка возможно, если внеэкономические и экономические  стимулы увязаны воедино на основе отношений социальных и хозяйствующих  субъектов собственности на ресурсы природы. Основное внимание в экологическом регулировании должно быть направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением “экологического товара”. 

   рис.1 
 

     
 
 
 
 
 
 
 

   Модель  регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб. Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растёт в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.
   Если  загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно  производить внешние издержки. Кривая предельных выгод совпадает для него с кривой ущерба. При регулировании же природоохранной деятельности предприятий им выгодно сокращать загрязнения до точки A
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.