На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционный проект: содержание, классификация, фазы развития и виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российский Государственный Социальный Университет
Институт  Социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове 
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Инвестиции»
на тему:
«Инвестиционный проект: содержание, классификация, фазы развития и виды» 
 

                    Выполнила: студентка
                    4 курса специальности 
                    «Финансы  и кредит»
                    Очной формы обучения
                    Проверил:  
                     
                     
                     

Саратов 2011
 

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
    Основные положения инвестиционного проектирования……………….…5
      Понятие проекта и проектного цикла……………………………….….5
      Виды инвестиционных проектов…………………………………….….8
    Предварительная стадия разработки и анализа проекта…………….….10
      Общая последовательность разработки и анализа проекта…………13
    Анализ коммерческой выполняемости проекта……………………….….15
      Технический анализ………………………………………………….….18
      Финансовый анализ……………………………………………………...21
      Экономический анализ…………………………………………….….23
      Институциональный анализ…………………………………………..26
    Анализ риска………………………………………………………………....29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список  литературы………………………………………………………………32
 


Введение
Понятие и экономический смысл инвестиций
    В современном мире многообразных  и сложных экономических процессов  и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем  рынках острой проблемой является эффективное  вложение капитала с целью его  приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют таким образом структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства.
    Инвестиционная  деятельность имеет исключительно  важное значение, поскольку создает основы для стабильного развития экономики в целом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов.
    Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Любая фирма в  результате своего функционирования сталкивается с необходимостью вложения средств в свое развитие. Иначе говоря, чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из самых главных мест.
    В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие  имеет, как правило, ограниченные свободные  финансовые ресурсы, доступные для  инвестирования. Поэтому, необходимо выбирать оптимальный инвестиционный проект.
    Реализация  целей инвестирования предполагает формирование инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и  других участников проектов необходимой информацией для принятия решения об инвестировании.
    Понятие инвестиционного проекта трактуется двояко:
      Как деятельность (мероприятие), предполагающая осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
      Как система, включающая набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти действия.
    В данной работе говориться об оценке капитальных  вложений в реальные инвестиционные проекты, поэтому понятие «инвестиционный  проект» используется во втором значении.
 


    Основные  положения инвестиционного проектирования
1. 1. Понятие  проекта и проектного цикла 
    В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название “инвестиционного проекта”. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых  инвестиций. В наиболее общем понимании  проект - это специальным образом  оформленное предложение об изменении  деятельности предприятия, преследующее определенную цель.
    Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.
    Для отечественной практики понятие  проекта не является новым. Его отличительное  качество прежних времен заключалось  в том, что основные направления  развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению  к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических  условиях предприятие в лице его  собственников и высшего состава  управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая  самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая  деятельность в области инвестиционного  проектирования должна быть специальным  образом организована.
    Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению  к конкретному проекту формализуется  в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие  этапы.
    Формулировка проекта (иногда используется термин “идентификация”). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадии разработки.
    Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес идея проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.
    Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.
    Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.
    Оценка результатов. Оценка результатов производится как по завершению проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов.
    В дальнейшем курсовая работа, в основном посвящена изложению этапа разработки проекта, когда бизнес идея проекта уже сформулирована. При проведении экспертизы проекта также будет полезно использовать публикуемый материал, так как в конечном итоге суть экспертизы заключается в проверке правильности того, что составляет содержание разработанного инвестиционного проекта.
    В настоящее время способом привлечения  инвестора является вариант создания совместного предприятия в виде акционерного общества с участием стороны (реципиента) и зарубежного партнера (инвестора). В этом случае инициатива, как правило, исходит от реципиента, который пытается заинтересовать потенциального инвестора. Успех принятия инвестиционного проекта существенным образом будет зависеть от степени удовлетворения требований зарубежного инвестора, которые могут отличаться от общепринятых. В данном случае этапу разработки инвестиционного проекта может предшествовать стадия подготовки инвестиционных предложений (или инвестиционного меморандума). В этот документ включаются подробные сведения о реципиенте, результатах его деятельности в прошлом, составе выпускаемой продукции, стратегии и тактике поведения на рынке и ряд данных. Кроме того, необходимо привести результаты инвестиционного анализа, который следует излагаемой ниже схеме, но выполняется без излишней детализации и с возможным освещением нескольких инвестиционных сценариев. После одобрения потенциальным инвестором этого меморандума, происходит детальная разработка инвестиционного проекта с учетом замечаний и пожеланий инвестора. Такая схема организации работ позволяет экономить усилия реципиента.  
 

    1. 2. Виды инвестиционных проектов 
    Практика  проектного анализа позволяет обобщить опыт разработки проектов и перечислить  типовые проекты. Основные типы инвестиционных проектов, которые встречаются в  зарубежной практике, сводятся к следующим.
    Замена  устаревшего оборудования, как естественный процесс продолжения существующего  бизнеса в неизменных масштабах. Обычно подобного рода проекты не требуют очень длительных и многосложных процедур обоснования и принятия решений. Многоальтернативность может  появляться в случае, когда существует несколько типов подобного оборудования, и необходимо обосновать преимущества одного из них.
    Замена  оборудования с целью снижения текущих  производственных затрат. Целью подобных проектов является использование более  совершенного оборудования взамен работающего, но сравнительно менее эффективного оборудования, которое в последнее  время подверглось моральному старению. Этот тип проектов предполагает очень  детальный анализ выгодности каждого  отдельного проекта, т.к. более совершенное  в техническом смысле оборудование еще не однозначно более выгодно  с финансовой точки зрения.
    Увеличение  выпуска продукции и/или расширение рынка услуг. Данный тип проектов требует очень ответственного решения, которое обычно принимается верхним  уровнем управления предприятия. Наиболее детально необходимо анализировать  коммерческую выполнимость проекта  с аккуратным обоснованием расширения рыночной ниши, а также финансовую эффективность проекта, выясняя, приведет ли увеличение объема реализации к  соответствующему росту прибыли.
    Расширение  предприятия с целью выпуска  новых продуктов. Этот тип проектов является результатом новых стратегических решений и может затрагивать  изменение сущности бизнеса. Все  стадии анализа в одинаковой степени  важны для проектов данного типа. Особенно следует подчеркнуть, что  ошибка, сделанная в ходе проектов данного типа, приводит к наиболее драматическим последствиям для  предприятия.
    Проекты, имеющие экологическую нагрузку. В ходе инвестиционного проектирования экологический анализ является необходимым  элементом. Проекты, имеющие экологическую нагрузку, по своей природе всегда связаны с загрязнением окружающей среды, и потому эта часть анализа является критичной. Основная дилемма, которую необходимо решить и обосновать с помощью финансовых критериев - какому из вариантов проекта следовать: (1) использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование, увеличивая капитальные издержки, или (2) приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки.
    Другие  типы проектов, значимость которых  в смысле ответственности за принятие решений менее важна. Проекты  подобного типа касаются строительства  нового офиса, покупки нового автомобиля и т. д.
 


    Предварительная стадия разработки и анализа проекта 
 
    После формулировки бизнес идеи будущего инвестиционного  проекта естественным образом возникает  вопрос, способно ли предприятие реализовать  эту идею в принципе. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать состояние отрасли экономики, к  которой принадлежит предприятие, и сравнительное положение предприятия  в рамках отрасли. Данный анализ и  составляет содержание предварительной  стадии разработки и анализа инвестиционного  проекта. В практике западного проектного анализа принято использовать следующие  два критерия:
    зрелость отрасли,
    конкурентоспособность предприятия (его положения на рынке).
    Анализ  зрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состояний  развития: эмбриональному, растущему, зрелому и стареющему.
    Ниже  приводятся примеры идентификации  отраслей по степени зрелости.
Таблица 1.
Примеры зрелости отраслей экономики
Эмбриональная Растущая Зрелая Стареющая
Солнечная энергетика Производство  видеокассет   Кораблестроение (Европа)
  Добыча угля (США)    
Домашние  компьютеры   Производство  часов  
    Производство  велосипедов  
 
    В соответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособность  предприятия в рамках отрасли, к  которой оно принадлежит. Другими  словами, необходимо выяснить сравнительное  с другими предприятиями положение  данного предприятия на целевом  рынке товаров или услуг. Принято  использовать шесть основных состояний  предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.
    Сопоставляя критерии зрелости отрасли и конкурентной способности предприятия, мы можем  представить матрицу жизненных  циклов предприятия.
    Представленная  на рис. 1 матрица носит конструктивный характер, устанавливая не только положение предприятия, но и давая принципиальные рекомендации по дальнейшему развитию.
Рис. 1. Матрица наборов жизненных циклов

    Конечным  результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия  по указанным критериям, т.е. буквально, какой конкретной “клетке” в матрице рис. 1 принадлежит данное предприятие.
    Исходя  из приведенной формализации, может  быть рассмотрена одна из возможных  стратегий развития предприятия, представленных в таблице 2.
Таблица 2.
Стратегии развития предприятия
Положение  на рынке
Стадии  зрелости
Эмбриональная Растущая Зрелая Стареющая
Доминирующее Инвестируйте  быстрей требований рынка Удерживайте позиции. Удерживайте долю Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью Удерживайте позиции
Сильное Инвестируйте  со скоростью, диктуемой рынком Попытайтесь улучшить положение. Увеличивайте долю Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с  отраслью
Удерживайте позиции  или подводите итоги
Благоприятное Избирательно  или целиком увеличивайте долю. Все  силы на увеличение рыночной доли Попытайтесь улучшить положение. Избирательное увеличение доли Выжидание или  стабилизация. Найдите нишу и пытайтесь  защищаться
Подводите итоги  или постепенно уходите
Неустойчивое Избирательно  подходите к завоеванию позиций Найдите свою нишу и обороняйтесь Найдите нишу и  удерживайте ее или постепенно уходите Уходите постепенно или сразу
Слабое Вверх или вон Перестраивайтесь  или уходите совсем Перестраивайтесь  или постепенно уходите Уходите сразу
 
    Новый проект почти наверное обречен на неудачу, если положение предприятия соответствует нижней правой части матрицы.
    Стадия  предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и  выводы, которые делаются на предварительном  этапе преимущественно, базируются на качественных оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней  мере, по следующим двум причинам:
      при дальнейшем общении со стратегическим инвестором вопросы зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут подниматься и к этому необходимо быть готовым заранее,
      если менеджеры предприятия не позаботятся об этом анализе, то стратегический инвестор сделает это сам и его выводы могут быть не столь благоприятными.
 
 
    2.1.Общая  последовательность разработки и анализа проекта
    Несмотря  на разнообразие проектов их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис. 2 представлена общая последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
 

    
Рис. 2. Общая последовательность анализа проекта

 


    Анализ  коммерческой выполнимости проекта 
 
    Принципиально суть маркетингового анализа заключается  в ответе на два простых вопроса:
    Сможем  ли мы продать продукт, являющийся результатом  реализации проекта?
    Сможем  ли мы получить от этого достаточный  объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
    По  статистике последних лет степень  разорения фирм в странах третьего мира около 80%. Основная причина банкротств - недостаточный маркетинг.
    Базовые вопросы маркетингового анализа  состоят в следующем.
    На  какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?
    Предполагает  ли проект баланс между международным  и внутренним рынком?
    Если  проект нацелен на международный  рынок, совпадает ли его цель с  принципиальными политическими  решениями государства?
    Если  проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной  политике?
    Если  проект несовместим с политикой  государства, стоит ли его рассматривать  дальше?
    Так как проекты осуществляются при  уже существующих рынках, в проекте  должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также  включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные  сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик  проекта должен провести детальное  исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов  в рамках рыночной структуры и  институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов  маркетингового анализа разрабатывается  маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения  товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке. Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.
    Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование  спроса. При разработке инвестиционного  проекта необходимо определиться с  точностью прогноза, сопоставив ее с издержками достижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень  этой неопределенности.
    Сознавая  невозможность исчерпать все  маркетинговые аспекты инвестиционного  проектирования, попытаемся выделить ключевые смысловые разделы маркетинга и дать им краткую характеристику. Полное замыкание всех вопросов маркетинга позволяют сделать четыре следующих  блока: анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработка маркетингового плана  продукта, обеспечение достоверности  информации, используемой для предыдущих разделов.
    Ниже  приведена краткая характеристика указанных блоков.
    Цель  исследования рынка - выявление потребительских  запросов, определение сегментов  рынка и процесса покупки для  улучшения качества и ускорения  процесса принятия решений по маркетингу. При анализе спроса и сбыта  должны быть рассмотрены следующие  ключевые вопросы:
    Кто является потенциальным покупателем?
    Причины покупки продукта?
    Как будет производиться покупка?
    Какая информация нужна и как ее можно  собрать?
    Структурное исследование рынка следует начать с выявления конкурентов, государственных  или частных предприятий, местных, национальных или международных  компаний, традиционных или новых, маркированных  или немаркированных продуктов. Следует также оценить возможность  и значение вхождения на рынок  новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей (например, синтетики для хлопка, безалкогольных напитков для фруктовых соков). Ключевые вопросы, требующие обязательного ответа сводятся к следующему:
    Какова  существующая структура рынка данного  продукта?
    Основа  конкуренции в данной отрасли?
    Как на конкурентную среду влияют институциональные  ограничения?
    Очень важно в процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, как правило, более убедительны  как для самого предприятия, так  и для стратегического инвестора. Ниже приводится пример анализа конкурентного  положения предприятия на основе количественных критериев.
Таблица 3.
Определение конкурентной способности на основе КФУ
Ключевые  факторы успеха Веса Конкуренты
А В С D
Качество 5 + 0 - 0
Эффективность средств продажи 3 + - - 0
Разработка  новых продуктов 2 + + + -
Техническое обслуживание 5 + + + +
Своевременная доставка 4 0 - + -
Репутация 1 0 0 0 +
Реклама 1 - - + 0
Стоимость 5 + + - 0
Цена 5 + + + -
Место положения 2 + + - +
Финансовая  стабильность 2 + + - -
Всего 35 28 13 2 -5
 
    Выделяя так называемые ключевые факторы  успеха (КФУ), предприятие сравнивает свое положение со всеми конкурентами (см. пример в табл.3.), давая ответ в одном из трех видов “лучше” (знак + в табл.3.), “хуже” (знак-) или одинаково (знак 0) по отношению к каждому конкуренту. Назначая весовой коэффициент для каждого ключевого фактора, маркетинговый аналитик определяет обобщенный показатель сравнительной конкурентной способности предприятия. В частности, для рассматриваемого примера агрегированное значение комплексного критерия анализируемого предприятия существенно лучше по сравнению с компаниями А и В, почти такое же, как у компании С и немного хуже, чем у компании D. В целом же конкурентное положение предприятия весьма удовлетворительное.
    Маркетинговый план должен быть составной частью проекта. При его разработке маркетолог должен ответить на следующие вопросы:
    Насколько хорошо разработан продукт?
    Была  ли определена правильная стратегия  ценообразования?
    Была  ли определена правильная стратегия  продвижения товара на рынок?
    Обеспечивает  ли сбытовая система эффективную  связь продавца и покупателя?
    Объединены  ли элементы маркетинговой смеси  в единый работающий маркетинговый  план?
    Отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.