На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа как направление социального менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ  АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) 
 
 

      Кафедра социологии, психологии и социального  менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по
социальному менеджменту
на тему «Социальная работа как направление социального менеджмента» 
 
 
 

Работа  выполнена
студентом группы
Научный руководитель

Москва  – 2010

 
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.   
      Сущность социальной работы.
      Методы социальной работы.
      Функции социальной работы.
    ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ.
    2.1 Молодежь как особая группа.
    2.2 Принципы  государственной молодежной политики.
    2.3 Социальные службы в решении молодежных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Непростые перемены в экономической и социальной сферах, потрясшие Россию в последнее  десятилетие, наряду с переходом  к рыночной экономике, привели к  резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества. Эти перемены, с одной стороны, создали условия для роста экономической активности населения и, с другой стороны, вызвали падение уровня производства в ряде отраслей, существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы, рост безработицы, снижение качества социального обслуживания нетрудоспособных и появление массовой бедности.  
          Как это ни парадоксально, когда распалось государство, рухнула экономика и уровень жизни и социальная работа – как часть социальной экономики, как профессия, как наука – достигла небывалого расцвета. Сформировались новые подходы, появилось новое законодательство, накоплен большой опыт. Осуществлявшиеся в последние годы исследования привели к более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных», они также привлекли внимание общественности к необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. В частности широкая дискуссия развернулась по вопросам реформы социальной поддержки. Многие предложения по проведению реформ основывалась на необходимости перехода к адресной социальной поддержки и повышения качества социальных услуг при большом разнообразии конкретных предложений.  
Одной из программ Правительства Российской Федерации стала Программа «Конвертация льгот», то есть Правительство поставило перед собой масштабную задачу - в течение ближайших лет поднять реальные доходы (без учета роста цен) на 40 процентов. По мнению разработчиков данной программы, решение этой задачи позволит сократить число граждан, живущих за чертой бедности, более чем в два раза.
1
     Актуальность данной работы заключается в необходимости обращать внимание на состояние социальной работы в современной России, так как в стране не самая благополучная социально-демографическая ситуация. Проблема социальной помощи в нашей стране на современном этапе распадается на несколько видов. Происходит старение нации на фоне падения рождаемости, количество лиц пенсионного возраста увеличивается, не все они могут самостоятельно себя обслуживать, поэтому проблема социальной помощи для них актуальна. В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.
     Объектом курсовой работы является – политика социальной работы с населением, а предметом – сама социальная работа.
     Целью работы является изучение актуальности проблемы социальной работы на современном этапе развития российского общества.
     Задачи  курсовой работы:
    1. Изучить механизмы социальной защиты населения;  
    2. Изучить и обобщить виды деятельности по проведению социальной работы.

     Структура курсовой работы: Во введении проанализирована актуальность данной темы, поставлены проблема, задачи и цели. В первой главе рассмотрено понятие социальной работы и её функции. Во второй главе проанализирована ситуация на конкретном примере в сфере социальной работы. В заключении подведены итоги и даны выводы по всей курсовой работе. В курсовой работе использовано 18 источников.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
    1.1 Сущность социальной  работы.
      В последнее время в Российской Федерации динамично развивается   новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования - социальная работа.
      Социальная  работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
   Авторы  «Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе», определяют социальную работу как «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности»2.
      Н.С.Данакин  определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем»
     Более конкретное определение социальной работы дано в американском словаре: «Социальная работа – это профессиональный вид деятельности, направленный на оказание помощи отдельному человеку, группе или общности в решении их социальных проблем, в усилении или восстановлении способности социального функционирования и создание общественных условий, способствующих достижению этих целей».
     Интегрируя  подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного  содержания социальной работы, можно  предположить,  что  оно  включает  в  себя  три аспекта:
     1. Оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;
     2. Актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
     3. Целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально - экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей3.
     Становление   социальной   работы  как специального института и особой профессии  вызвано не только возросшими запросами  населения на социальную поддержку, но и  изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией,   обусловленностью  более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения.
     Степень социальной защиты населения и его  отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа.
     Вот почему социальная работа сегодня –  это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.
      Менеджмент  в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает человек. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления4.
      Первое  значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». При этом управление социальной работой организуется на различных уровнях — федеральном, региональном (территориальном), локальном и имеет соответствующие организационные структуры управления — министерство, комитеты (управления) социальной защиты, территориальные службы, центры и т.д.
      Второе  значение — функциональное, так  как различные структуры в  системе социальной защиты (помощи) выполняют определенные функции — общие и конкретные. Общими, т. е. независимо от уровня, субъекта, его компетенции и т. д., считаются такие функции, как социальное прогнозирование, планирование, маркетинг, связи с общественностью и вопросы имиджа организации, инновации, оказание услуг, учет и контроль. На конкретном уровне управления, в конкретной должности складывается и имеется определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции — это виды работ применительно к конкретной должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).
      Третье  значение — профессионально - деятельностное (трудовое). Менеджмент в социальной работе — это особый вид профессиональной деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей, именуемых кадрами, или персоналом, управления.
      Четвертое значение — процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности, направленная на их достижение, выполнение с помощью различных средств, форм и методов. В процессе управления социальной работой важно увязывать цели и задачи, а также принимаемые управленческие решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Ресурсное обеспечение — важное условие выполнения намеченных целей, задач, решений.
      Пятое значение — гносеологическое, т. е. менеджмент социальной работы представляет собой науку, которая изучает структуру функции, профессиональную деятельность и процесс управления. Составными частями этой науки являются методологии (системы методов познания, исследования), теории (структур, функций, управленческих решений, информации, методики, исследовательские, диагностические, деловые и искусство практической деятельности.
      Шестое  значение — учебно-образовательное, т. е. менеджмент социальной работы рассматривается  в качестве учебной дисциплины, которая является составной частью учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации кадров системы социальной защиты, помощи.
      Таким образом, все эти значения «высвечивают»  определенную грань, сторону такого многозначного понятия как «менеджмент в социальной работе»5.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      . Методы социальной работы.
      Социальная  работа как наука представляет собой  сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе.
      Анализ  существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов  и технологии разрешения социальных проблем указанных объектов – одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
      Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
      Многие  методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
      Методы  социальной работы во многом обусловливаются  спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб. Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем6.
      Методы  принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».
     Многие  методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, универсальным характером социальной работы как вида деятельности7.
     Также под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
     Все методы социальной работы можно разделить  на две группы:
     1) Методы решения задач;
     2) Методы получения знания.
     К методам решения задач относятся следующие типы социологических исследований: сплошное, исследование основного массива, многографическое исследование, а также выборное исследование. Для проведения подобных исследований могут применяться различные методы и приемы. Среди них особую роль играют следующие: анализ документов, выявление слабых сторон, проблемы, наблюдение, опросы, контент - анализы. Тем самым, формируется некоторая картина, характеризующая текущее состояние проблемной области. На данном этапе можно выделить основные проблемы, на решение которых будут направлены усилия социального работника. Также необходимо произвести другие виды исследований для того, чтобы сформировать полную картину ситуации. Можно использовать следующие виды исследований: психологические. К ним относятся экспериментальные и неэкспериментальные методы, лабораторные и клинические, прямые и косвенные. Использование тех или иных методов позволяет отразить отдельные области проблем. Необходимо использовать лишь те, которые необходимы для сбора необходимых данных. Использование всех методов сразу может привести к увеличению времени исследования и завести социальную работу в тупик.
     Социологические
     В своей деятельности социальные работники  обращаются, прежде всего, к таким  социологическим методам, как анализ документов (письменные, печатные, личные, безличные официальные, неофициальные), наблюдение, опросы и контент-анализ (содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений).
     Психологические
     Специфика психологических методов заключается  в том, что они направлены на изучение человеческой психики.
     Другие  методы
     Роль  социологических и психологических  методов в социальной работе огромна, но не исключительна. Используя их, социальные работники получают информацию об условиях жизни людей, а также их личностных особенностях. Важную роль в их деятельности играют, однако, и другие методы, требующие от них определенных теоретических знаний и практических навыков, основными из которых являются социально-психологические, педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические и медико-социальные.
     Социально-психологические позволяют изучать закономерности поведения людей, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам.
     Значение  педагогических методов обусловлено тем, что в своей деятельности социальные работники часто сталкиваются с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний из области педагогики. Организационные методы связаны с организацией трудовой и общественной деятельности социально незащищенных групп. Обращение социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь нуждающимся основывается на определенном законодательстве, без которого она была бы невозможна. Они должны владеть финансово-экономическими методами, направленными не решение проблем материальной поддержки, а также экономических льгот и санкций.
     Медико-социальные методы применяются теми, кто занимается санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.
     Многообразие  методов социальной работы не означает, что все они используются при  решении каждой из ее задач. Выбирая  определенные методы, социальный работник руководствуется задачами, стоящими перед ним8.
     Для создания наиболее полной и правдивой  картины может возникнуть необходимость  использования методов получения знаний. Среди данных методов можно выделить следующие: коммуникативные, философские, логические. Каждый из методов может дать различную информацию о субъекте исследования. К примеру, использование коммуникативного метода позволяет выявить те проблемы, которые человек знает сам, понимает их влияние на ситуацию, а значит, способен решать.
           Особым уровнем социологического знания выступают эмпирические исследования, где важную роль играют разработка программы социологического исследования, его организация, методы и техника сбора и обработки полученного информационного материала. При этом эмпирический уровень социологического знания выступает как бы связующим звеном между теоретической социологией (с учетом всех указанных выше ее уровней), с одной стороны, и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности, с другой. Важно также подчеркнуть, что социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение ее эффективности. 
     Коммуникативные
     Социальная  работа является частным случаем  коммуникации. В процессе коммуникации знание выступает как информация. Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, т. е. приемами, направленными на поддержание нормального хода общения между людьми, которые обмениваются информацией.
     Философские
     Поскольку знание получается в результате познания человеком окружающего мира, оно является предметом специального исследования гносеологии (или теории познания).
     Логические
     Познание  включает в себя не только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания.
     Процесс становления социальной работы далек от завершения и осмысления ее принципов и методов и носит плюралистический характер.
      Данные  методы социальной работы направлены на составление единой картины проблемы, которую необходимо решить. Многообразие видов методов позволяет построить  картину проблемы в различных ракурсах, тем самым появляется возможность сформировать список задач, решенною которых будет посвящена дальнейшая деятельность социального работника9.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Функции социальной работы.
      Главной функцией социальной работы выступает принятие целесообразных решений проблем человека на основе единства внешних и внутренних факторов его жизнедеятельности.
      Основными функциями социальной работы являются:  
  1. Социальная помощь;  
  2. Социальная коррекция;  
  3. Социальная реабилитация;  
  4. Социальная терапия.

      Приоритетной  составляющей из всех функции является социальная помощь. Вместе с тем, она  включает и самопомощь объекта социальной работы, формирование у него навыков  и умений решать свои проблемы по мере увеличения степени личностной самостоятельности.
      Социальная  помощь - это поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая  с учетом законодательно установленных  гарантий по социальному обеспечению.  
 Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми.

      Социально-коррекционная  работа направлена на поправку, частичное  изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
      Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального  объекта, которые преобладали до появления отклонения.
      Социальная  терапия занимает важное место в структуре социальной работы как вида деятельности. Можно утверждать, что организация и осуществление эффективного социально-терапевтического воздействия является его основным содержанием. При этом процесс социальной терапии направлен на выполнение ряда важных и значимых функций10
 К функциям социальной терапии можно отнести: 
 1.Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.; 
 2. Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие; 
 3. Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности
11.
      Многообразие  методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности различных социальных служб. 
 Социальная реабилитация — программа преодоления чувства неполноценности, возникшего в связи с возрастом, потерей трудоспособности и другими обстоятельствами. Осуществляется посредством вовлечения человека в коллективный труд и отдых, привлечения к информационно-культурным источникам — библиотекам, музеям, театрам и т. д. Имеет несколько аспектов — медицинский, профессиональный, бытовой и др.

      Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.
      Одновременно  с основными функциями в социальной работе присутствует функция социального контроля, которая реализуется путем регуляции социальных взаимодействий при разрешении конкретных проблем, связанных с дезорганизацией деятельности и отклонения от социальных норм.
       Система контроля осуществляется, прежде всего, в интересах общества  и
государства и включает различные способы  – от принудительного воздействия (например, на лиц, пренебрегающих родительскими обязанностями) до психологического влияния. В результате возникает противоречие между функцией оказания помощи и функцией контроля, которое может отражать противоречие между интересами человека и государства, общества, организации, малой группы. Это противоречие присутствует в любом виде социальной помощи и должно разрешаться в интересах людей в процессе высокопрофессиональной деятельности ее субъектов.
       Необходимость достижения оптимальной  взаимосвязи между функциями
социальной помощи и социального контроля проявляется в социальной работе
в осуществлении  целого ряда ее более конкретных, специфических  функций.
      Эти функции выполняют отдельные  субъекты социальной работы – специалисты и организации. К ним относятся диагностическая, прогностическая, профилактическая, информационная, правозащитная, рекламная, коммуникативная, организационная и другие функции.
     В заключение данной главы можно сделать следующие выводы: выбор того или иного метода педагогического воздействия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.
     Для того, чтобы грамотно осуществлять свою работу, социальный работник должен обладать определенным набором знаний и умений, иметь в своем арсенале большой набор методов, применение которых поможет в решении проблемы. Методы социальной работы очень разнообразны. Очень важно использовать методы социальной работы при выявлении проблемы, т.е. на стадии сбора информации. После того, как будет построена ясная картина, отражающая сущность проблемы, можно будет приступать к ее решению. Для решения определенного круга проблем очень часто используются психолого-педагогические методы социальной работы.
     При этом стоит обратить внимание на то, что социальный работник должен обладать большим набором методов и  умений, т.к. лишь, используя множество  методов, можно выйти из тупиковой  ситуации. При этом, не стоит использовать абсолютно все методы. Такой подход может привести к тому, что проблема не будет решена. К каждому человеку необходимо искать свой подход, использовать те методы, которые позволят решить проблему. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ.
    2.1 Молодежь как особая  группа.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.