На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Малый бизнес в экономике Казахстана

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:                                                                                                     стр
ВВЕДЕНИЕ                                                                                         3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ                            
 предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства,  становление и развитие       5-7
1.2 Основные элементы  системы государственной                        8-12
 поддержки  и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
 И РАЗВИТИЯ  предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ
И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного  состояния малого и среднего               13-15
бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов  и уровня развития малого бизнеса           16-21
в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы  развития и пути регулирования         
малого бизнеса  в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие  развитие малого бизнеса в             22
Казахстане
3.2 Государственная  политика в области поддержки                   23-24
предпринимательства
3.3 Совершенствование  организационно-экономического            25-26
механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                  27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                            29
 

ВВЕДЕНИЕ
В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым  в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический  рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции  с высоким уровнем иностранных  инвестиций и внутренних сбережений.
На новом  этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с  повышением конкурентоспособности  национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической  структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.
Зарубежный  опыт экономического и социального  развития подтверждает, что малый  бизнес может стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста  экономики Казахстана. Малое предпринимательство  содействует поддержанию на должном  уровне конкуренции, гибкой перестройке  производства, ускорению инновационных  процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса  в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов  и обеспечения в перспективе  устойчивого экономического развития.
На сегодняшний  день особую актуальность приобретают  проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия  на сектор малого бизнеса, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия. Государство  нуждается в ряде исследований, посвященных  как теоретическим аспектам бизнеса, определению малого и среднего бизнеса, так и изучению практических вопросов создания и эффективного функционирования малых фирм.
Роль  малого и среднего бизнеса в современной  экономике трудно переоценить. В  развитых странах в сфере малого и среднего бизнеса действует  около 55-60% предприятий и производится около половины валового внутреннего  продукта. Малый и средний бизнес является сегодня ядром устойчивого  экономического и политического  развития.
Развитие  малого бизнеса имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, которые выражаются в активизации структурной перестройки экономики, предоставлении широкой свободы рыночного выбора и дополнительных рабочих мест, обеспечении быстрой окупаемости затрат, оперативной реакции на изменения потребительского спроса. Малый бизнес способствует насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, увеличению уровня конкуренции.
В целом  можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия  в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности  и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным  ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе.
В настоящее  время со стороны государства  находят активную поддержку конструктивные инициативы общественных организаций  предпринимателей, в обществе пропагандируется активная жизненная позиция каждого предпринимателя в создании экономически развитого государства и повышении благосостояния граждан республики.
Тем не менее, малое предпринимательство  в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления  которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему  совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по устранению административных барьеров и преодолению коррупции.
Предметом исследования являются отношения, возникающие  между государством и малым предпринимательством.
Объектом  исследования являются предприятия  малого бизнеса, деятельность государства  по Республике Казахстан.
Теоретической основой работы являются научные  исследования представителей зарубежной и отечественной экономической  мысли, законодательные и нормативные  акты Республики Казахстан. В работе также использовались монографические  исследования, статьи, опубликованные в периодической печати, данные Агентства  Республики Казахстан по статистике, статистические материалы стран  СНГ, зарубежные источники, материалы  отдельных казахстанских предприятий  малого и среднего бизнеса.
В процессе исследования использованы метод системного анализа, логический и экономико-статистический методы, методы сравнительного анализа, рейтинговой оценки.
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства в РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства,  становление и  развитие
В современной  литературе предпринимательство рассматривается  как процесс создания нового бизнеса, удовлетворяющий определенные потребности  в продуктах или услугах на базе использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Термин  «предпринимательство» является синонимом  широко распространенного в современной  практике понятия «бизнес». Так, А. Хоскинг утверждает, что: «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству, приобретению или продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организацию. Таким образом, можно сказать, что бизнес - это предпринимательская деятельность в системе рыночных отношений, приносящая прибыль или дающая возможность для получения иных выгод.
Феномен бизнеса заключается в том, что  оно является той движущей силой, которая заставляет функционировать  другие факторы производства, такие  как земля, труд, капитал. В первую очередь, речь идет о колоссальной работе, которую осуществляет предприниматель  по созданию нового предприятия или  развитию существующего путем активизации  всех факторов производства. Поэтому  в последнее время предпринимательство  ставится в один ряд с основными  факторами производства.
Существуют  три основных фактора развития бизнеса:
- предприниматель;
- благоприятные  возможности для реализации бизнеса;
- наличие  необходимых ресурсов.
Предприниматель должен иметь хорошо мотивированную команду единомышленников, которые  не только осознали возможность нового бизнеса, но и знают, как реализовать  эту возможность практически. Как  правило, вначале предприниматель  работает один, а когда предприятие  достигает определенных размеров прибыли, появляется возможность расширения предприятия и привлечения высококвалифицированных  специалистов.
Центральное место в понятии бизнеса Мак  Интайр Г., Хойер В. ставят такие категории, как идеи и возможности их реализации. Возможностью реализации идеи можно назвать также степень осуществимости идеи, наличие доступного сегмента рынка для ее реализации. При чем идей гораздо больше, чем возможностей их реализовать. Благоприятная возможность для осуществления бизнеса возникает тогда, когда появляется потребность в новых продуктах с дополнительными свойствами, возникает дефицит в удовлетворении существующих потребностей покупателей. Самое главное для предпринимателя своевременно увидеть эту возможность и суметь правильно ею воспользоваться.
До появления  крупного бизнеса проблем, связанных  с малым предпринимательством не существовало. Классическая политическая экономия - А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - исследовали капитализм свободной конкуренции [4, с.43-45]. Неоклассики, особенно А. Маршал, также внесли свой вклад в данную проблему. В целом вопрос о существовании малых предприятий по настоящему возник в начале XX века, с появлением крупных предприятий, их объединением в картели, а потом в тресты. Ведь этот процесс сопровождался вытеснением мелких промышленных и торговых предприятий.
Практический  интерес к малому и среднему бизнесу  появился после создания в 1953 г. в  США Администрации по делам малого бизнеса -самостоятельного ведомства, подчиняющегося непосредственно президенту. После этого появился целый ряд работ американских экономистов и социологов, освещающих эту проблему: Д.Филлипс «Малый бизнес в американской экономике», Е.Стейли «Развитие малой промышленности» и др.
В современных  исследованиях предлагаются и другие характеристики малого бизнеса. Так, А. Чепуренко предлагает следующие характеристики:
- отсутствие  открытой продажи ценных бумаг  предприятия;
- ограниченная  ответственность отсутствует;
- основатели - предприниматели в первом поколении,  имеющие склонность к риску;
- высокие  затраты на маркетинговые исследования;
- отсутствуют  четкие технологии менеджмента;
- взаимоотношения  с акционерами носят менее  формальный характер;
- бизнес  имеет высокую степень гибкости  при выборе различных видов  компенсации.
В исследованиях  Д. Лонгенеке, К. Моора, У. Петти подход с позиций отдельных показателей совмещается с поиском более принципиальных различий и предлагаются следующие критерии для определения малого и среднего бизнеса:
- финансирование  бизнеса одним или небольшой  группой инвесторов (в исключительных  случаях предприятие может иметь  более 15-20 инвесторов);
- реализуя  свою маркетинговую программу,  предприятия функционируют в  географически ограниченных зонах;
- количество  работников на предприятиях не  превышает 100 человек. Малые и  крупные предприятия имеют также  и разную сферу деятельности.
Если  крупные успешно функционируют  в условиях массового производства и стабильной номенклатуры изделий, работают с оптовыми покупателями, малые же предприятия ориентируются  на изготовление продукции мелкими  партиями, удовлетворение потребностей потребителей на определенном сегменте рынка, переработку отходов производства, работу с индивидуальными клиентами. Выполняя специфические функции, крупные  и малые предприятия как бы дополняют друг друга. Поэтому неправомерно говорить о прямой конкуренции между ними.
Так, малое  предпринимательство с точки  зрения социальной значимости характеризуют  по следующим критериям:
1. Социальные  функции
2. Отношение  социума к предпринимателям.
3. Социальное  положение работников малых предприятий.
4. Социальное  партнерство в сфере малого  бизнеса. Социальные функции -роль малого бизнеса в современном обществе.
Отношение социума к предпринимателям. Отношение  населения к малому предпринимательству  на протяжении многих лет его существования  постоянно меняется к лучшему.
Таким образом, коллективы малых предприятий, не имеющие в своем распоряжении никакой социальной инфраструктуры, могущей способствовать укреплению здоровья работников и членов их семей, что характерно для крупных предприятий, но имеющие более низкие показатели по уровню заболеваемости и травматизма  по сравнению с крупными предприятиями  в силу самой природы частного малого бизнеса, являются, по сути донорами коллективов крупных предприятий. Нередки случаи, когда в силу малочисленности коллектива малого предприятия и связанной с этим величины фонда оплаты труда, от чего зависит сумма страховых взносов, администрация малого предприятия не в состоянии выплатить уходящей в «декретный отпуск» женщине причитающееся ей пособие. По той же причине невозможно оплатить стоимость санаторно-курортной путевки, нуждающемуся в ней работнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Основные элементы  системы государственной  поддержки и развития  предпринимательства
Сегодня, одной из важнейших задач является консолидация усилий всех ветвей власти по реализации конституционных прав и свобод предпринимателей. Независимые  предприниматели представляют собой  наиболее многочисленный слой частных  собственников и в силу своей  массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни. Малый  и средний бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели малого и  среднего бизнеса близки к большей  части населения и составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности.
Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя:
- предоставление  дополнительных возможностей для  сектора малого бизнеса, способствующих  преодолению специфических трудностей  и проблем, объективно присущих  данному сектору экономики (особая  чувствительность к конъюнктуре,  менее благоприятные условия  доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала  и т.д.);
- организацию  системы мер, направленных на  стимулирование деятельности сектора  малого бизнеса;
- подготовку  и переподготовку людей к занятию  собственным бизнесом;
- формирование  соответствующего общественного  мнения и содействие устранению  разобщенности предпринимателей, осознанию  ими общих корпоративных интересов,  объединению по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам;
- радикальное  упрощение государственных регулирующих  процедур в отношении малого  и среднего бизнеса (упрощение  порядка регистрации, сокращение  перечня лицензируемых видов  деятельности, унификация административных  процедур, минимизация числа согласующих  и контролирующих инстанций, упрощение  порядка и форм отчетности  и др.);
- наличие  полной и гласной информации  о содержании конкретных мер  государственной поддержки, установление  открытых процедур распределения  средств при участии представителей деловых кругов, введение практики публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку малого бизнеса средств и деятельности соответствующих государственных институтов;
- гибкость  системы государственной поддержки,  предусматривающую специфические  меры применительно к различным  этапам деятельности малого и  среднего бизнеса, особенностям  каждой отрасли и отдельных  групп предпринимателей;
- внедрение  действенных механизмов взаимодействия  крупных предприятий с малыми  и средними, способными встраиваться  в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги;
- стимулирование  опережающих темпов роста малого  бизнеса в инновационной сфере  и производстве наукоемкой продукции  с использованием научного потенциала  страны;
- учет  национальных, региональных и исторических  особенностей; поощрение ремесел,  народных промыслов, кооперативных,  артельных и семейных форм  организации предпринимательской  деятельности; сезонных работ, самозанятости;
- постепенный  переход от государственного  регулирования отдельных аспектов  деятельности малого бизнеса  к саморегулированию через предпринимательские  союзы и объединения;
- значительное  расширение прав и возможностей  региональных властей и местного  самоуправления в сфере регулирования  деятельности малого бизнеса  и его государственной поддержки  при сохранении единства стратегических  целей и информационного пространства;
- разработку  и применение рациональных механизмов  использования бюджетных средств,  выделенных для поддержки малого  и среднего бизнеса;
- координацию  деятельности и четкое разграничение  полномочий и ответственности  органов исполнительной власти, решающих в той или иной  степени вопросы государственной  поддержки малого бизнеса на  региональном уровне;
- использование  имущества неэффективных и неплатежеспособных  предприятий в качестве мощного  источника ресурсного обеспечения  малого бизнеса и создания  объектов его инфраструктуры;
- формирование  инфраструктуры, обеспечивающей создание  благоприятных условий для его  развития путем оказания комплексной  адресной поддержки малых и  средних предприятий в различных  направлениях: информационном, консультационном, обучающем и т.д.;
- создание  условий для эффективного развития  межрегиональных связей и деловой  кооперации субъектов малого  бизнеса.
Таким образом, рассмотренная структура  системы государственной поддержки  малого и среднего бизнеса позволяет  обозначить следующие основные элементы:
1. Разработка  программ поддержки малого и  среднего бизнеса.
2. Развитие  инфраструктуры поддержки малого  бизнеса.
3. Оказание  комплексной (интегральной) поддержки.
4. Создание  благоприятных условий внешней  среды для предприятий малого  и среднего бизнеса.
5. Оказание  финансовой и имущественной поддержки  субъектам малого бизнеса.
6. Государственные  гарантии.
Программы поддержки малого бизнеса являются одной из основных составляющих системы  государственной поддержки малого и среднего бизнеса, направленные на увеличение численности субъектов малого бизнеса, а также на создание наиболее благоприятных условий для их формирования и дальнейшего развития.
Основными принципами реализации программ поддержки  малого бизнеса являются:
а) комплексность - обеспечение минимально необходимого спектра услуг для малых предприятий;
б) системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности  всех элементов инфраструктуры поддержка  малого бизнеса;
в) конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов;
г) распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке малого бизнеса с государственного на региональный уровень;
д) гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;
е) интерактивность - рассмотрение процессов развития малого бизнеса как комплексной  системы «сигналов рынка» и адекватной реакции государственной системы  поддержки бизнеса;
ж) делегирование  функций - обеспечение участия предпринимательских  кругов, объединений и союзов предпринимателей в реализации программ поддержки  бизнеса.
Программы по государственной поддержке малого и среднего бизнеса должны быть главным  образом направлены на поддержку:
- начинающих  предпринимателей, в особенности  молодежи и социально незащищенных  групп населения;
- всех  видов инновационного бизнеса,  главным образом, в высокотехнологичных  и интеллектуальных отраслях;
- проектов, имеющих высокий мультипликативный  эффект и бюджетную отдачу;
- проектов, направленных на выпуск продукции  массового спроса и создающих  конкурентную среду на потребительском  рынке и проектов, имеющих долевое  внебюджетное финансирование;
- проектов  международных и донорских организаций,  направленных на развитие малого  бизнеса в Казахстане;
- проектов, направленных на активизацию  межрегиональных деловых связей  и экспорт продукции, а также  проектов направленных на импортозамещение.
У субъектов  малого бизнеса есть потребности  в поддержке, которые лучше всего  решать путем консалтинга, но они  также нуждаются в обучении и  повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых  предприятий требует тесной координации  между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном  и региональном уровнях. Оно также  требует консультантов и преподавателей, которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с  которыми сталкиваются владельцы малых и средних предприятий по сравнению с владельцами крупных предприятий. Таким образом, предоставление консалтинговых услуг более мелким предприятиям представляет собой определенные трудности, особенно если получатель помощи обладает небольшим (или вовсе не обладает) профессиональным образованием и опытом управления. В этом контексте наиболее эффективным оказывается консультирование, основанное на опыте клиента.
Создание  благоприятных условий внешней  среды для предприятий малого и среднего бизнеса (усовершенствование законодательно-нормативной базы, налоговой, административной системы). На малое  предпринимательство в определенной степени оказывают влияние факторы  внешней среды, поэтому существует объективная необходимость в  создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает:
- формирование  самостоятельной законодательной  и нормативной базы, основанной  на учете специфических условий  деятельности субъектов малого  бизнеса и их отношений с  органами власти и другими  хозяйствующими субъектами;
- изменение  налоговой системы в отношении  субъектов малого бизнеса;
- минимизацию  административно-разрешительной и  контролирующей практики, устранение  бюрократических барьеров, препятствующих  развитию действующих и выходу  на рынок новых малых предприятий;
- обеспечение  безопасности и защиты личности  и собственности;
- повышение  роли объединений предпринимателей  в процессе регулирования предпринимательской  деятельности и принятии решений  на всех уровнях власти по  всем вопросам, затрагивающим интересы  малого бизнеса;
- формирование  благоприятного общественного мнения  и популяризация идей бизнеса;
- обеспечение  научного подхода к решению  проблем малого бизнеса на  основе достоверных сведения  о его состоянии и тенденциях  развития;
- распространение  отечественного и зарубежного  опыта поддержки малого бизнеса.
Финансовая  поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение  эффективности деятельности малых  предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов:
- льготные  кредиты (займы) субъектам малого  бизнеса (в т.ч. через фонды  поддержки малого бизнеса);
- лизинг  и аренда оборудования;
- венчурное  финансирование инновационных проектов  малого бизнеса;
гарантии  по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями;
- компенсации  снижения процентной ставки по  банковским кредитам;
- развитие  и поддержка механизмов самофинансирования;
- привлечение  зарубежных инвестиций.
Имущественная поддержка. Должна быть направлена на решение острой проблемы производственных помещений для малых предприятий, должна предполагать принятие следующего комплекса мер:
- законодательная  установка порядка и условий  проведения специализированных  конкурсов на приобретение и  аренду объектов недвижимости, участниками  которых могут быть только  малые предприниматели;
- создание  специализированных фондов нежилых  помещений для размещения малых  предприятий и организаций его  инфраструктуры;
- развитие  практики создания с государственным  финансовым и имущественным участием  объектов интегральной поддержки  малого бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон и т.д.).
- передачу  нежилых помещений в собственность  малых предприятий в рассрочку.
Таким образом, можно сделать вывод, что  государственная поддержка малого бизнеса должна реализовываться  посредством создания системы государственной  поддержки малого и среднего бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного  состояния малого  и среднего бизнеса  в Республике Казахстан
В казахстанском  малом бизнесе традиционно наибольшее число действующих предприятий  приходится на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования, значительное количество -на вид деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям». Это связано с относительно низкими стартовыми затратами и быстрой оборачиваемостью капитала в этих видах деятельности. Структура предприятий малого бизнеса - юридических лиц видам экономической деятельности приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Структура предприятий малого бизнеса - юридических лиц по видам  экономической деятельности на 2005 год
 
Виды  деятельности Всего в том числе  
  единиц в %% к итогу новые активные Во временном  простое  
1 2 3 4 5 6  
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 7873 7,1 1346 3634 2893  
Рыболовство, рыбоводство 253 0,2 37 108 108  
Промышленность 12298 11,0 2054 6572 3672 j  
горнодобывающая 809 0,7 22'5 347 237  
обрабатывающая 10753 9,6 1733 5855 3165  
производство  и распределение электроэнергии, газа, воды 736 0,7 96 370 270  
Строительство 16912 15,2 4962 7597 4353  
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования 47445 42,5 11213 21028 15204  
Гостиницы и рестораны 1593 1,4 256 808 529  
Транспорт и связь 5867 5,3 1258 3142 1467  
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг потребителям 14493 13,0 3064 6972 4457  
Образование 955 0,9 169 519 267  
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1729 1,5 297 1057 375  
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 2192 2,0 347 1076 769  
Всего 111610 100,0 25003 52513 34094  
             
 
Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий  за 2002-2005 годы по видам экономической  деятельности представлена в нижеследующей  таблице 3.
Сравнение структуры сектора малых предприятий  по видам деятельности по количеству действующих предприятий и доходам  от реализации товаров (продукции, работ  и услуг) говорит существенных различиях - на виды деятельности «Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и  предметов личного пользования» и «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», при меньшем удельном весе по количеству действующих предприятий, приходится больший удельный вес по доходам, то есть они обладают большей доходностью одного предприятия.
На указанные  два вида деятельности, а также  на «Строительство» и «Промышленность» приходится почти девять десятых  всех доходов субъектов малого бизнеса  юридических лиц. Второе место занимает строительство, что определено повышенным спросом на продукцию отрасли  в последние годы в связи быстрым  развитием в стране ипотечного кредитования и «строительным бумом».
Таблица 3 - Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий - юридических  лиц за 2002-2005 гг. по видам экономической  деятельности (в %% от общей суммы доходов малых предприятий) 
 
 

 
Виды  деятельности 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год  
1 2 3 4 5  
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,0 2,1 1,8 0,8  
Рыболовство, рыбоводство 0,0 0,0 0,0 0,0  
Промышленность 8,9 8,1 7,7 7,9  
горнодобывающая 0,9 1,1 1,2 0,8  
обрабатывающая 6,9 6,1 5,7 5,7  
Производство  и распределение электроэнергии, газа, воды 1,1 0,8 0,8 1,4  
Строительство 10,8 13,8 13,6 11,9  
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования 59,5 59,0 60,5 61,4  
Гостиницы и рестораны 0,6 0,6 0,4 0,3  
Транспорт и связь 4,1 3,5 3,2 3,0  
Финансовая  деятельность 5,8 4,9 4,9 6,3  
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг потребителям 7,4 7,3 7,2 7,6  
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 0,9 0,8 0,7 0,7  
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0  
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Оценка масштабов  и уровня развития  малого бизнеса  в регионах Республики  Казахстан
Развитие  малого бизнеса в республике на нынешнем этапе формирования новой постсоветской  казахстанской экономики носит  преимущественно региональный и  местный характер. В этой связи  общие для всего сектора малого бизнеса проблемы весьма по разному проявляются в регионах, в зависимости от сложившихся в них неодинаковых экономических и организационных условий функционирования субъектов сектора, что очень важно учитывать при организации государственного регулирования экономикой в форме «поддержки малого бизнеса».
Анализ  приводит к выводу, что во всех регионах РК малый бизнес преимущественно  использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и  работает на потребности местного рынка  в пределах нескольких административных районов одного региона. Это объясняется  тем, что малый бизнес создавался в свободных нишах, которые открылись  с ликвидацией государственной  монополии на экономическую деятельность и не были сразу же захвачены крупным  и средним капиталом, дополняя «большую»  экономику и способствуя формированию целостной структуры хозяйства  регионов, городов и сельских районов.
Можно сделать выводы, что малый бизнес некапиталоемкая форма рыночной деятельности, которая осуществляется в основном на собственные средства предпринимателя и в редких случаях с привлечением средств партнеров.
Социологические исследования, проведенные в прошедшем  и текущем годах по заказу МИиТРК товариществом с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма «Sertum International Sistem» свидетельствует о значительных изменениях в системе предпочтений этого бизнеса. По мнению руководителей малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских хозяйств, выраженному при опросе, главным являются простые и стабильные отношения с местными властями, при этом решение своих финансовых проблем малый бизнес связывает исключительно с возвратными v платными кредитами и микрокредитами, а не безвозмездными вливаниями ее стороны.
Из вышесказанного не следует, что малое предпринимательство  не должна в дальнейшем быть предметом государственной поддержки. Напротив, оно как никогда нуждается в максимально разнообразной, ситуативной и выборочно правовой и имущественной поддержке. Центральная власть может осуществит ее в сегодняшних условиях, только передав необходимые полномочия w региональный и местный уровни, разрешив соответствующим органам власти использовать для поддержки сектора МСП весь набор правовых экономических механизмов. Новые возможности открываются для поддержки малого и среднего бизнеса, формирования и развития кластеров. Ожидания самих предпринимателей связаны, прежде всего, с решением четырех проблем - снижением налоговой нагрузки, предоставлением доступа на разумных условиях к кредитам, получением права аренды помещений и земельных участков, особенно в крупных и средних городах, а также дебюрократизацией экономики и устранением всевозможных административных барьеров.
По мнению ученых, вышеперечисленные особенности  и проблемы казахстанского малого бизнеса  требуют по-новому оценить роль этого  сектора в региональной экономике.
Таблица 1 - Итоговый (интегральный) рейтинг  регионов РК по уровню развития малого бизнеса по методике О. Сабдена [79]
 
Регионы-лидеры Регионы-лидеры Регионы-аутсайдеры  
1 место  - г. Алматы 7 место - Актюбинская 11 место - ВКО  
2 место  - г. Астана 8 - место - Атырауская 12 место - Жамбылская  
3 место  - Акмолинская 9 - место - Костанайская 13 место - Павлодарская  
4 место  - ЗКО 10 место Мангистауская 14 место - Кызылординская  
5 - место  - Алматинская   15 место-ЮКО  
6 место  - СКО   16 место - Карагандинская  
       
Одинаковая  структура малых предприятий  по видам деятельности в 5 областях Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской. Те же четыре вида деятельности, но поменялись местами «Строительство» и «Промышленность» - в Западно-Казахстанской области, в г. Алматы - «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» - второй по доходам вид деятельности и только затем следуют «Строительство» и «Промышленность».
«Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» второй по объемам доходов вид  деятельности в Северо-Казахстанской и третий - в Костанайской области.
В 4 наиболее доходных вида деятельности малых предприятий  так же входят:
- «Транспорт  и связь» - в Актюбинской , Кызылординской и Мангистауской (во всех случаях - 4 место);
- «Производство  и распределение электроэнергии, газа, воды» - в Акмолинской области (4 место).
В отношении  региональной дифференциации малого бизнеса  по численности занятых. Занятость на малых предприятиях также растет, на 1 июля 2006 года по сравнению с 2002 годом она возросла как по республике в целом, так и по регионам (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Численность занятых на малых  предприятиях - юридических лицах  за 2002-2005 гг. (на начало периода)
 
Регион 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Июль 2006 года  
  тыс. чел. тыс. чел. в % к предыдущему году
тыс. чел. в % к предыдущему году тыс. чел. в % к предыдущему
году
Числ-ть занятых,
тыс. чел.
в % к предыдущему году в % к иТО гу
 
РК 428, 8 467, 4 109,0 482, 5 103,2 538,2 111,5 624, 1 116,0 100,0  
Акмолинская
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.