На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Структура философского знания

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Структура философского  знания
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У  стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант, В одном из итоговых своих сочинений - в «Критике способности суждения - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:
- логику (которая  совпадала у него с диалектикой  и теорией познания);
- философию природы;
- философию духа (к последней относится комплекс  философских наук о государстве  и праве, о всемирной истории,  об искусстве, религии и самой  философии).
Как видим, логика, диалектика, методология познания давно  составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии  не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские  вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. - круг философских дисциплин может  быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная  структура философского знания его  целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого, которые  можно отделить от него и рассматривать  вне связи с другими его  частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его  грани. С поворотом кристалла  высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем  же.Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко и полно эстетическая природа философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным исследованием, как «История античной эстетики» А.Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.Об истории философии речь пойдет далее. Но уже сейчас, в контексте вопроса о структуре философского знания, следует указать на то, что в философии ее история занимает более важное место, чем в любой другой области человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать об истории их профессиональной деятельности, которая и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.
В этом отношении  философия являет собой полную противоположность  всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в  постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.
Философия как мировоззрение 
1. Понятие мировоззрения 
На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая  мировоззренческие вопросы..
Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение”  шире понятия “философия”. Философия- это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой  даже не умеющего ни писать ни читать.
В мировоззрении  находит свое завершение целостность  духовности человека. Философия как  едино цельное мировоззрение  есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества.
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать  целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в  первую очередь, глубокое и правильное понимание мира- мировоззрение.
Мировоззрение- это система взглядов на объективный  мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек  не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении  природе, к миру вообще. Это отношение  упирается в самый существенный вопрос: “Что такое мир?”. Философское  знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир во- первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.
Философия является одной из основных форм общественного  сознания, системой наиболее общих  понятий о мире и о месте  человека в нем.
Возникновение философии как мировоззрения  относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней  Греции. Первоначально возник материализм  как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция  на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального  единства мира и высказал прогрессивную  мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего  сущего- воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь.
Разрабатывая  основы научного мировоззрения, Фалес  внес существенный вклад в основание  математики, физики, астрономии. Главное  же в учении Фалеса как ученого, утверждающего  новую, именно философскую эпоху  в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте  любой науки.
У истоков формирования научного мировоззрения в философии  древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как “вода” Фалеса и “число” Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся “атомы” как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои “атомы”, только не материальные, а духовные, именно “идеи”. Они тоже принципиально неделимы.
Таким образом, мир “атомов” Демокрита и мир “идей” Платона- это уже не “вода” Фалеса и не “число” Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий “апейрон”, неопределенное по отношению к любым из возможных своих состоянией и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная “заявка” на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой “видимости” некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся за действительное.
Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую “теорию истечений”, своего рода “зародышевого” прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два вида объективной реальности- атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как “воспоминания” бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения.
Великий греческий  философ Аристотель понимал, что  противопоставление мировоззрений  определяется противопоставлением  политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как  ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.
Возрождение античной культуры в Италии обязано главным  образом интенсивному развитию городской  жизни. Социальная активность итальянского города стала резко контрастировать  с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства стран  Европы. Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения стала  Флоренция, что означает “цветущая”, которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился  и провел многие годы провозвестник  Возрождения великий поэт и мыслитель  Данте Алигьери (1265-1321)
В своей “Божественной  комедии” Данте, с одной стороны  как бы представляет энциклопедию христианского  мировоззрения средневековья, а, с  другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной  социальной жизнью и собственной  психологией, ибо, по Данте, “из всех проявлений божественной мудрости человек- величайшее чудо”.
Подлинным родоначальником  гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.
Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.
Центральную роль в этом новом мировоззрении стало  играть прежде всего понятие человеческой деятельности.
Мировоззрение эпохи просвещения отражает политическую идеологию, философию и культуру капиталистического общества.
Возникнув в 17 веке в Англии, просветительская идеология  в лице Д. Локка получает затем  распространение во Франции 18 веке (Ш. Монтескье, К. Гельвеций, Т. Пейн); в Германии (И. Кант); в России (А.Н. Радищев, П.С. Новиков); в странах Восточной и Юго- Восточной Европы и ряде стран Востока.
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в  целом и о месте в нем  человека. Такое представление принято  называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или  менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система  этих решений и ответов формирует  мировоззрение эпохи в целом  и отдельной личности. Отвечая  на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину  мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях  возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как правило, выражение  тех или иных интересов целых  групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может  обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками  человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может  быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, о его  способности понять этот мир и  целесообразно действовать в  нем.
Мировоззрение- это фундамент человеческого  сознания. Полученные знания, сложившиеся  убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания  человеком мира и самого себя. В  реальной жизни мировоззрение в  сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.