Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Детско-юношеский туризм в республике Марий Эл.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание 

Введение.................................................................................................................3
1 Современный  детский туризм в России...........................................................7
1.1 Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся.......................................................................................................7
2 Детские оздоровительные лагеря в России.....................................................12
2.1 Классификация оздоровительных учреждений...........................................13
2.2 Проблемы и перспективы развития детского туризма...............................14
3 Детско-юношеский туризм в республике Марий Эл.....................................17
3.1 Конный туризм...............................................................................................18
3.2 Байдарочный спорт и экскурсии...................................................................18
3.3 Этнография......................................................................................................19
3.4 Оздоровительные лагеря в республике Марий Эл.......................................20
Заключение ...........................................................................................................22

Список  используемой литературы......................................................................24

 

    Введение

   В современном мире туризм считается  одной из высокодоходных отраслей мировой  экономики. По статистическим данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) мировой экспорт туристских услуг только за 1998 г. составил 532 млрд. долларов США. Россия занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится всего лишь около 1 процента мирового туристического потока (данные из «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.», одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р).
       Такое положение нашей страны на мировом  рынке туристских услуг сложилось  уже достаточно давно. Длительное время туризм в России представляли только крупные государственные монополии, такие как «Интурист», «Спутник» и Центральная система туристских профсоюзных организаций. Внутренний туризм развивался, но международный (как въездной, так и выездной) был очень ограничен.
       Период  перестройки и экономические  реформы внесли существенные изменения  в туристскую отрасль. Переход к  рыночной экономике дал развитию туризма бесспорное преимущество. Туризм стал уникальным плацдармом развития малого и среднего предпринимательства.  Сейчас в России действуют от 15 до 20 тыс. самостоятельных туристских фирм с численностью работников от 3-х до 10-ти человек. Российский туризм получил признание как важная отрасль  современной экономики страны и уверенно вошел в мировой туристский рынок.
       В то же время, отсутствие развитой государственной  инфраструктуры и недостаточное  правовое обеспечение определило становление  туристского рынка 80-х и 90-х годов  прошлого века, с одной стороны, как  развивающегося бурными темпами, реально создающего новые рабочие места, оперативно реагирующего на спрос населения в туристских услугах; с другой стороны, туризм захлестнуло стихийное и полукриминальное, «теневое» предпринимательство.
       К сожалению, за годы экономических реформ разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детско-юношеского.
       На  государственном уровне резко сократилось  финансирование детских путешествий  всех видов – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д.  Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования – Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д.
       Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.
       Один  из самых массовых видов туризма -  это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
       Проблема  развития детского туризма очень  актуальна на сегодняшний день. Специалисты  считают, что в перспективе детско-юношеский  туризм может и должен стать одним  из приоритетных направлений развития туризма в России.
       Цель  данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма в республике Марий Эл, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
    проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
    рассмотреть детско-юношеский туризм в республике Марий Эл и виды детского туризма.
     Объектом  исследования является индустрия туризма, предметом исследования – детский  туризм, как одна из ее составляющих.
     Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.
       Экономические преимущества этого вида туризма  очевидны: путешествуют школьники и  студенты, как правило, организованными  группами, поездки ритмично повторяются  из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
       Еще более важен детский туризм с  точки зрения социальной. Туризм предоставляет  уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей  страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
       Велика  роль путешествий и в обеспечении  многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.
       Кроме того, детский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
       Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
       Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в  криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
       Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского  бизнеса носят не одномоментный  характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.
     В первой главе приведена классификация видов детского туризма и организации занимающихся проведением этих мероприятий.
     Во  второй главе показано развитие детского туризма в республике Марий Эл. 

 

   1 Современный детский туризм

   1.1 Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся

   В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
       Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
      По  тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
      По  способу организации туристские путешествия подразделяются на:
    плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
    самодеятельные.
      По  продолжительности походов и  путешествий различают:
    - одно-двухдневные
    - многодневные.
       По  степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
    - некатегорийные
    - категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
      При организации самодеятельных походов  со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
      Например, к тренировочным выездам допускаются  дети от 7 лет с предоставлением  одного руководителя на 6 школьников, в  походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
      В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
    - сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
    - межсезонный.
      Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
       Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
       1. Внутренний туризм:
    экскурсии для школьников
    спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
    самодеятельные школьные обмены
    познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
    оздоровление и отдых в детских лагерях
    2. Выездной  туризм:
    организация международных безвалютных обменов
    образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
    познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
    выезды в международные детские центры (лагеря)
       Сегодня в России в области детского туризма  одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
       Коммерческая  сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.
       Некоммерческая  сфера представлена:
    государственными   и муниципальными органами   управления,
    государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования
    общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).
       Работа  структур некоммерческой сферы не связана  с получением финансовой прибыли  и осуществляется за счет бюджетных  ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.
       В настоящее время встречается  и смешанный тип организации  детского туризма, который объединяет государственные дотации  с финансовыми  вложениями российских и международных  коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
       Органы  управления образованием и (в меньшей  степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.
       Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.
       Учреждения  дополнительного образования можно  подразделить на разнопрофильные и  специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.
       К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые  приписаны к разнопрофильным  учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).
       К специализированным учреждениям можно  отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в  настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.
       Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские  туристские базы. Часть баз сохранила  свой государственный или муниципальный  статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.
       Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях  проходит, как правило, путем продажи  путевок, причем в качестве покупателей  выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.
       Среди общественных организаций, развивающих  детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.
       На  практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных  учреждений образования, в том числе  на базе высших учебных заведений.
       От  кружков или секций, работающих в  учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения  отличаются наличием собственных нормативных  документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
       В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты  и продающие туристские путевки.
       От  коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
       Эти общественные объединения наряду с  туристскими фирмами лицензируются  как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.

   2 Детские оздоровительные лагеря

 
   Главная задача оздоровительного лагеря - это  прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей.   
      Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.

     Каковы  положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.
     Примеры детских оздоровительных учреждений на территории России:
     * Подмосковье. Детские оздоровительные лагеря Подмосковья принимают на отдых детей в возрасте 7-14 лет. Они имеют все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы, спортивные олимпиады, фестивальные программы. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Вымпел», «Орленок», «Ласточка», «Метеор», санаторный лагерь «Заря» и др.
    * Черноморское побережье. Анапа – крупнейший детский и семейный курорт России федерального значения. Теплое неглубокое море, песчаные пляжи, сочетание лечебных факторов – традиционно создали курорту славу детской здравницы. В Анапе работают 178 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, общая вместимость которых в летние месяцы достигает 45 тыс. мест. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Лазурный берег», «Прибой», детские санатории «Вита», «Анапа», «Золотой берег», «Анапа-Нептун» и др.  В последнее время большое значение в качестве детского курорта приобретает Геленджик. Здесь построены 2 аквапарка, парк развлечений «Адмирал Врунгель» с самыми современными аттракционами для детей и взрослых. В Геленджике постоянно работает дельфинарий. В городе и его окрестностях расположены такие детские оздоровительные лагеря, как «Сигнал», «Смена» и др. Прекрасные условия для отдыха детей созданы в здравницах Туапсе и Сочи. Детский оздоровительный комплекс «Дон» одновременно может принять 550 человек. Также известны ДОЛ «Орбита», ДОЛ-санаторий «Кавказ». 

     2.1 Классификация оздоровительных учреждений 

Типы  детских лагерей:
     * Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.
     * Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.
     * Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.
     * Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства. 

   2.2 Проблемы и перспективы развития детского туризма 

   Остановимся на некоторых проблемах, которые  препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты на транспортные услуги. Цены на билеты порой составляют значительную часть стоимости отдыха. В вопросе снижения их стоимости государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.
     Важная  проблема - отсутствие законодательной базы. В 1998 г. был принят закон "О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка". Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.
     С повышением налогов стали расти  цены на путевки. Еще одна проблема - налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, можно потерять наши детские здравницы - они станут не по карману большинству родителей.
     Одна  из существенных проблем — детский травматизм. Несмотря на ошеломляющую статистику, в России нет ни одной государственной программы по его снижению.
     Существенным  фактором, способным оказать большое  влияние на развитие детского туризма, является демография, причем основной интерес для данного исследования вызывает анализ населения России по возрастному признаку от 7 до 15 лет, представляющий основной сегмент детского туристского рынка. По данным демографических исследований численность детей в возрасте до 15 лет будет уменьшаться вплоть до 2009г., а начиная с 2010г., она вновь начнет расти. Существующий прогноз демографической обстановки в России кардинально не изменит рынок потребителей детского туризма, однако сможет оказать существенное влияние на рыночную конкуренцию, а точнее, усилит конкурентную борьбу.
     На  современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.
     Одна  из проблем - отсутствие необходимых  экономических знаний у администрации детских оздоровительных лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и, в конечном счете, на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженные связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются. Что приводит к перепродажам, в результате конечная цена может вырасти весьма значительно.
     Неотработанность  механизма ценообразования и  отсутствие продуманной системы  реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы России.
     В заключение можно отметить, что у  российского внутреннего рынка  детского туризма есть хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития.
 

    3 Детско-юношеский туризм в республике Марий Эл 

   Марий Эл - республика с богатейшей историей и самобытной культурой. Последнее время активно развивается туризм в Марий Эл. Предлагаем вам совершить путешествие по нашей небольшой, но такой богатой своим прошлым и настоящим республике. Республика Марий Эл удивительно красивая, богатая озерами и лесами территория. Озера неизменно влекут к себе летней прохладой и чистейшей освежающей водой, поэтому водный туризм в Марий Эл привлекает не только жителей республики, но и гостей из других регионов России. Провальные озера расположены в основном на южных, юго-западных склонах Марийско-Вятского увала. Большинство из них находится в нижнем течении реки Илеть - оз. Яльчик, Глухое, Бездонное, Кичиер. Самая большая группа таких озер находится на краю северного уступа Сотнурской возвышенности, где цепочкой расположены 11 озер, среди них Морской Глаз. Самое глубокое карстовое озеро в Республике Марий Эл - Зрыв. Глубина его достигает 56 метров. Большинство провальных озер, находящихся в лесных массивах, очень живописно. На их берегах расположены туристские стоянки, спортивно-оздоровительные лагеря, дома отдыха и санатории. Лесные озера представляют собой прекрасное место для отдыха, рыбной ловли, охоты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.