На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы бухгалтерского учета: классификация и сравнительная характеристика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального образования
«Астраханский государственный технический университет»
Институт  экономики 
 

                Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит» 
                 

Курсовая  работа
по дисциплине «Теория бухгалтерского учета»
на тему: Формы бухгалтерского учета: классификация и сравнительная характеристика 
 
 

                  Выполнил:
                  студентка группы ЗФБ-3
                  Пестрякова  А.В. 

                  Учебный шифр:
                  061022ФБ 

                  Научный руководитель:
                  доцент  Каширская Л.В. 
                   

Астрахань – 2009
     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
     1. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых организаций . .7
     2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского  учета . . . . . . . . . . . . 13
     3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского  учета . . . . . . . . . . . . . . 17
     Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
     Список  используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его ведения, т.е. способ регистрации  учетной информации, осуществляемый вручную или с использованием средств автоматизации с применением учетных регистров. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
     Итак, все хозяйственные операции отражаются в учетных регистрах.
     Учетные регистры – это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций.
     Бухгалтерский учет ведется в многочисленных регистрах. Для учетной регистрации используются в разных сочетаниях книги, карточки, журналы-ордера, ведомости и отдельные листы, записи в которых могут производиться в различной последовательности. Все это приводит к образованию разнородных форм бухгалтерского учета.
     Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хозяйственных операций, технологию и организацию учетного процесса.
     В настоящее время применяется  несколько форм бухгалтерского учета: Журнал-Главная, упрощенная форма для малых предприятий, мемориально-ордерная, журнально-ордерная и формы учета в условиях компьютерной обработки данных.
     Форма бухгалтерского учета Журнал-Главная – одна из книжно-карточных форм учета; она ведется в организациях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и некоторых финансовых органах. Характерная особенность этой формы – регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтетического учета объединены в одной комбинированной книге – Журнал-Главная. Остальной учетный процесс почти не отличается от порядка учетной регистрации, применяемой при мемориально-ордерной форме учета.
     В первых трех графах книги записываются дата, номер статьи и суммы оборота. Эта часть называется журналом хронологической записи документов. Вторая часть, т.е. последующие графы, в которых расположены все счета синтетического учета и где систематически записываются хозяйственные операции, называется Главной книгой. Такое построение регистров делает учет наглядным и легкообозримым.
     Операции  в Журнал-Главную записываются непосредственно  с первичных или сводных документов либо на основании составленных мемориальных ордеров. При каждой бухгалтерской  проводке при регистрации присваивается  порядковый номер и отводится одна строчка для записи. В начале месяца в Журнал-Главную переносят сальдо по синтетическим счетам; затем записываются операции, подсчитываются обороты по дебету и кредиту счетов и выводят сальдо на конец месяца. Таким образом, счета закрываются после записи сальдо на 1-е число последующего месяца. Аналитический учет при этом ведется в книгах или карточках. По аналитическим счетам составляются оборотные ведомости, которые сверяются с данными синтетического учета (табл. 1). 
 

     Таблица 1
     Журнал-Главная
№ п/п Дата Сумма оборотов по статьям Номера  и наименования счетов
      10 «Материалы» 50 «Касса» 51 «Расчетные счета» И т.д.
      дебет кредит дебет кредит дебет кредит  
                   
     К достоинствам формы бухгалтерского учета Журнал-Главная можно отнести  следующее:
    наглядность записи в синтетическом учете обеспечивает удобство их обозрения и проверки;
    вместо двух синтетических регистров – Регистрационного журнала и Главной книги, которые заполняются при мемориально-ордерной форме учета, ведется один комбинированный регистр-книга «Журнал-Главная»;
    баланс составляется непосредственно на основании записей в книге «Журнал-Главная», так что отпадает необходимость составления оборотной ведомости по синтетическим счетам.
      Простота  учетной работы позволяет использовать счетных работников с менее высокой квалификацией, чем при других формах учета.
      Однако  эта форма имеет некоторые  недостатки: она применима только в организациях с небольшим количеством  синтетических счетов, где большой  объем учетной работы (подсчет  итогов, сверки показателей и др.) проводится по окончании месяца; операции в ней отражаются только на синтетических счетах, необходимых для составления баланса, что затрудняет контроль за правильностью записей в аналитическом учете. 
 

       Порядок записей в бухгалтерском учете представлен на рис. 1. 
 
 
 
 
 

                       - запись операций                            - сверка записей
     Рассмотрим  более подробно каждую из существующих форм бухгалтерского учета и используемые учетные регистры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. УПРОЩЕННАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

     Форма Журнал-Главная в последнее десятилетие потеряла свое значение и практически не применялась. Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию организаций с различными нормами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые организации с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые организации непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности. В этих условиях форма Журнал-Главная получила дальнейшее развитие под названием упрощенной формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (в дальнейшем – малые организации).
     Согласно  Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся организации, в которых средняя численность работающих не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30; в оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Кроме того, Закон предусматривает, что доля участия других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25 %.
     Во  исполнении этого Закона Министерство финансов РФ приказом «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21 декабря 1998 г. № 64н утвердило порядок и применение регистров бухгалтерского учета. Малая организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (1998 г.); положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и другими документами.
     Ответственность за организацию бухгалтерского учета  в малой организации несет  руководитель организации. Бухгалтерский  учет осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером. В малой организации, не имеющий бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность могут вестись специализированной организацией (централизованной бухгалтерией), соответствующим специалистом на договорных началах или работником, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя. Малая организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом она может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
    единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
    взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
    сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
    накопления и систематизации данных первичных документов разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малой организации, а также для составления бухгалтерской отчетности.
      Малой организации с простым технологическим  процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющий незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета. Для организации учета по этой форме здесь используется рабочий план счетов бухгалтерского учета, составленный на основе нового типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (табл. 2).
      Упрощенная  форма бухгалтерского учета малой  организацией может вестись двумя  способами.
      Таблица 2
      Рабочий план счетов бухгалтерского учета малой организации
Раздел Наименование  счета Номер счета Счета активные (А), пассивные (П), активно-пассивные (А-П)
1 2 3 4
Раздел  I. Основные средства 01 А
Внеоборотные  активы Амортизация основных средств 02 П
  Вложения во внеоборотные активы 08 А
Раздел  II. Материалы 10 А
Производственные  запасы Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям 19 А
Раздел  III. Основное производство 20 А
Затраты на производство      
Раздел  IV. Товары 41 А
Готовая продукция и товары Готовая продукция 43 А
Раздел  V Касса 50 А
Денежные  средства Расчетные счета 51 А
  Валютные счета 52 А
  Специальные счета  в банках 55 А
  Финансовые  вложения 58 А
Раздел  VI. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60 П
Расчеты Расчеты с покупателями и заказчиками 62 А
  Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам 66 П
      Продолжение табл. 2
1 2 3 4
  Расчеты по налогам  и сборам 68 А
  Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению 69 П
  Расчеты с персоналом по оплате труда 70 П
  Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 А-П
Раздел  VII. Уставный капитал 80 П
Капитал Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 84 А
Раздел  VIII. Продажи 90 П
Финансовые  результаты Прочие доходы и расходы 91 П
  Прибыль и убыток 99 П
      1. Простая форма бухгалтерского учета. Сущность ее состоит в том, что регистрация первичной документации, распределение сумм совершенных операций по счетам, которые являются регистром аналитического и синтетического учета, а также определение себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата производятся в одном бухгалтерском регистре – книге учета хозяйственный операций ф. № К-1. Форма книги по объему применяемых счетов не фиксирована, каждая малая организация самостоятельно определяет необходимое количество счетов, которые используются в учете и отражаются в этой книге. Кроме того, для учета расчетов по оплате труда, по подоходному налогу, с бюджетом ведется ведомость учета заработной платы (ф. В-8).
      Малая организация может вести книгу  учета хозяйственных операций в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги (журнала), в которой учет операций совершается в течение всего отчетного года. В этом случае она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати малого предприятия. Ведение книги не исключает использования в установленном порядке и других форм учета: кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов; лицевых счетов по заработной плате и др.
       Порядок заполнения регистров по простой  форме бухгалтерского учета представлен  на рис. 2. 
 
 
 
 
 
 

                 запись хозяйственных операций;                       сверка
      Рис. 2 Схема бухгалтерского учета по простой  форме
      Малая организация может применять простую форму бухгалтерского учета:
      если отсутствуют собственные основные средства;
      поступления материалов незначительны и полностью используются на производство продукции (работ, услуг) в отчетном месяце;
      расчеты с покупателями за проданную продукцию, а также с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, выполненные работы и услуги ведутся сразу по факту совершения операции, т.е. отсутствуют соответствующие задолженности на конец месяца;
      имеет место простое производство с ежемесячной продажей продукции без наличия незавершенного производства, работа по заказам;
      не осуществляется авансирование поставщиков по их затратам;
      возможен учет доходов и расходов на основе полученных и уплаченных наличных денежных средств.
       2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малой организации рекомендуется малым организациям, имеющим на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущим расчет с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов. В качестве учетных регистров применяются восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета имущества организации и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей по счетам бухгалтерского учета. Второй способ ведения бухгалтерского учета предусматривает следующий порядок записей (см. рис. 3). 
 
 
 
 
 

     Рис. 3. Порядок заполнения форм бухгалтерского учета с использованием ведомостей 

     2. МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ  ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА 

     Мемориально-ордерная форма счетоводства получила свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных документов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Характерная особенность этой формы учета – поступающие в бухгалтерию документы на протяжении определенного периода накапливаются и регистрируются в группировочных и накопительных ведомостях по группам однородных хозяйственных операций. На основании сгруппированных документов каждая бухгалтерская проводка оформляется отдельным мемориальным ордером, к которому прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В мемориальном ордере указываются его номер, краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма операций (табл. 3).
     Таблица 3
     Мемориальный  ордер за май 200_ г.
Основание (ссылка на документы  или содержание) По  дебету счета (номер) По  кредиту счета (номер) Сумма
      частная общая
1 2 3 4 5
         
     Синтетический учет при мемориально-ордерной форме  ведут в двух регистрах – в  Регистрационном журнале и Главной  книге.
     Регистрационный журнал применяется для регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров), которые записываются в хронологическом порядке с указанием номера, даты и суммы. В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный порядковый номер. Нумерация производится отдельно за каждый месяц (табл. 4).
     Таблица 4
     Регистрационный журнал за сентябрь 200_ г.
Порядковые  номера мемориальных ордеров Дата  ордера Сумма
1 2 3
     
     Затем мемориальные ордера записываются в  Главную книгу, которая имеет  развернутую двухстороннюю форму. Для каждого синтетического счета  отводится отдельный разворот двух страниц (табл. 5). В этой книге записи мемориальных ордеров производят по каждому счету с указанием корреспондирующих счетов, что позволяет обобщать показатели за тот или иной период времени. По окончании каждого месяца в Главной книге подсчитывают итоги оборотов по дебету и кредиту, выводят сальдо по каждому счету и составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам.
     Таблица 5
Главная книга
Счет 51 «Расчетные счета»
Дата Номер мемо-риаль-ных орде-ров Кредит  счетов Итого по де-бету Дата Номер мемо-риаль-ных орде-ров Дебет счетов Итого по креди-ту
    Сч. 75 «Рас-четы с учре-дите-лями» Сч. 76 «Рас-четы с раз-ными деби-тора-ми» Сч. 66 «Рас-четы по кратко-сроч-ным кре-дитам и  зай-мам» И т.д.       Сч. 50 «Кас-са» Сч. 58 «Фи-нансо-вые  вложе-ния» Сч. 60 «Рас-четы с пос-тав-щика-ми и под-ряд-чика-ми» И т.д.  
                           
     Аналитический учет при мемориально-ордерной форме  ведется преимущественно на карточках  или одновременно на карточках и  в книгах. Записи в регистры аналитического учета производят непосредственно  с первичных или сводных документов, прилагаемых к мемориальным ордерам. По истечении месяца на счетах аналитического учета подсчитывают итоги сумм оборотов и составляют оборотные ведомости.
     Оборотные ведомости по синтетическим и  аналитическим счетам взаимно сверяются. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сопоставляют с суммой оборота в журнале регистрации мемориальных ордеров. После сверки и контроля составляют бухгалтерский баланс и другие отчетные таблицы.
     В этой форме удачно сочетается использование  книг и карточек, возможны ежемесячная проверка правильности записей в учетных регистрах и обнаружение допущенной ошибки, широкое применение разделения труда счетных работников. Недостатки мемориально-ордерной формы учета – большой объем учетной работы приходится на конец отчетного периода. По окончании месяца, перед тем как сделать отчет, необходимо составить оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам, проверить правильность записей во всех регистрах и исправить выявленные ошибки. Это обстоятельство приводит не только к неравномерной нагрузке счетного персонала в течение месяца, но и к задержке представления бухгалтерской отчетности. Кроме того, данная форма учета рассчитана в основном на использование ручного труда и почти не приспособлена к автоматизации. Порядок записей при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета представлен на рис. 4. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4. Порядок заполнения форм бухгалтерского учета при мемориально-ордерной форме 
 
 
 
 
 
 

     3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета 

     Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме счетоводства, – журналу-ордеру. Она широко применяется в организациях различных форм собственности. В основе ее использования лежит принцип накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, что позволяет отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, а оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Журнал хронологической регистрации не ведется.
     Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.
     В журнально-ордерной форме счетоводства применяются в основном два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме того, в целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных могут применяться и специальные разработочные таблицы.
     Журналы-ордера – это бухгалтерские  регистры, построение по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в них производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц и зависимости от характера и содержания операции (табл. 6).
     Таблица 6
     Журнал-ордер  № 1 по кредиту счета 50 «Касса» в дебет  счетов
Строка  № Дата (или  за какие числа) Номер и наименование счетов Итого по кредиту
    51 «Расчетные  счета» 52 «Валютные  счета» 57 «Переводы  в пути» 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда» И т.д.  
     По  строению различают два вида журналов-ордеров. Журналы-ордера первого вида служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счету; они являются накопительными ведомостями, где отражаются кредитовые обороты данного счета или по каждому первичному документу, или по итогам за день, или по итогам за более длительный период. Записи в журнале-ордере № 1 производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами (приходными и расходными ордерами или заменяющими их документами). При незначительном количестве кассовых документов допускаются записи операций в регистры (производить не ежедневно, а за 3-5 дней или реже) в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются начальные и конечные числа, за которые производят записи, например: 1-3, 15-17 и т.д. Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах. На протяжении месяца данные для контроля и оперативных целей берутся из остатков средств, показанных в отчетах кассира.
     Второй вид журналов-ордеров предназначен для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В этом случае для каждого из них в регистре отведен раздел или графа.
     В промышленных организациях для учета  затрат на производство наряду с журналом применяются ведомости. Они используются, когда требующиеся аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах; в таких случаях группировка данных первичных документов предварительно осуществляется в ведомостях, итоги которых переносятся в журналы-ордера.
     В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций: данные первичных документов регистрируются только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения кассовые операции, операции по расчетному и валютному счетам в банке регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо, чтобы контролировать и не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.
     Итоговые  данные журналов-ордеров в конце  месяца переносятся в Главную  книг
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.