На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет продаж в оптовой и рознечной торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Торговля  представляет собой вид предпринимательской  деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг  покупателям. Эта отрасль экономики  обеспечивает обращение, обмен и  куплю-продажу товаров, а также  обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставку, хранение и подготовку товаров к  продаже. Различают два основных вида торговли: оптовую - крупными партиями товаров для их производственного  потребления или перепродажи; розничную - единичными предметами или их небольшими количествами, обслуживающую конечного  потребителя.
     Торговля - это своего рода экономическое  посредничество между производителями  и потребителями, осуществляемое путем  покупки товаров у производителей с целью перепродажи потребителям либо путем реализации товаров потребителям с последующей оплатой их стоимости  производителю.
     В деятельности торговой организации  ежедневно происходит множество  хозяйственных процессов, связанных  с оборотом товаров, таких как  приобретение, транспортировка до места  продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и другие.
     Задачами  бухгалтерского учета в торговой организации являются:
- учет всего имущества организации  в количественно-суммовом выражении  (по количеству в натуральных  единицах и стоимости в денежных  единицах), который обеспечивает  его сохранность и рациональное  использование;
- учет источников формирования  имущества организации (обязательств  организации);
- описание всех хозяйственных  процессов, происходящих в торговой  организации, которое производится  с помощью бухгалтерских проводок;
- учет количества и качества  затраченного в торговой и  управленческой деятельности труда;
- формирование полной и достоверной  информации о результатах деятельности  торговой организации, которая  необходима для оперативного  руководства и управления организацией.
    Пользователями  информации о результатах деятельности торговой организации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, и иные заинтересованные лица.
     Предметом бухгалтерского учета в торговле является хозяйственная деятельность торговой организации, составными частями  которого являются следующие объекты  бухгалтерского учета:
- имущество (активы организации);
- обязательства организации (источники  формирования имущества);
- хозяйственные операции, вызывающие  изменение имущества и источников  их формирования.
     Поэтому, на основании выше изложенного тема «Учет продаж в торговых организациях»  является актуальной темой на сегодняшний  день.
Практическое  значение, а также цель данной курсовой - это поближе познакомиться с  тем, как отражаются в учете приобретение товаров, их реализация и хранение, инвентаризация и прочими операциями.
     Цели  выбранной темы совпадают с задачами, а именно поближе рассмотреть : Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности, формы торговой деятельности и их влияние на организацию учета, задачи и информационное обеспечение учета продаж в торговых организациях, учет продаж в торговых организациях, документальное оформление и учет продаж в розничной торговле, документальное оформление и учет продаж в оптовой торговле, налоговый учет продаж в торговых организациях, выявление направлений совершенствования учета рассмотренных операций и разработка рекомендаций.
     Для  того, чтобы ответить выше указанным  задачам опиться будем на таких  авторов как : Крылов Э.И., Романова Е.В., Вислова А.В., Е. Холоденко, А. Ростовцев  и многих других авторов рассматривающих  данную тему.
     Глава 1 Нормативно- правовое регулирование  торговой деятельности:
     1.1формы  торговой деятельности и их  влияние на организацию учета:
     В торговых организациях производственный процесс, как правило, отсутствует, их деятельность связана с перепродажей ранее приобретенных или полученных товаров. Коммерческая деятельность торговых организаций складывается из отдельных этапов, среди которых можно выделить следующие: определение потребности в товарах, выбор поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей, заключение договоров на поставку (куплю-продажу) товаров, организация комплекса технологических операций (разгрузка товаров, приемка товаров по количеству и качеству, их хранение и перемещение); продажа товаров и оказание разнообразных услуг покупателям, рекламно-информационная работа и т.д.
    Деятельность  торговых организаций подразделяется по видам : оптовая и  розничная. Для  целей настоящего Федерального закона под оптовой торговлей понимается деятельность, связанная с продажей товаров, предназначенных для их последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Под розничной торговлей понимается деятельность, связанная с продажей товаров для их последующего использования  в личных, семейных, домашних или  иных подобных целях1.
    Бухгалтерский учет продажи товаров предприятия  оптовой торговли осуществляют на счете 90 «Продажи».
    По  кредиту счета 90 «Продажи» отражается общая стоимость реализованных  товаров по продажным ценам (товарооборот), по дебету – стоимость реализованных  товаров, расходы на продажу и  налоги (НДС, акцизы и др.).
    К счету 90 «Продажи» могут быть открыты  следующие субсчета:
    – 90/1 «Выручка» – учитывается стоимость  реализованных товаров по продажным  ценам (включая НДС, акцизы и др. налоги);
    – 90/2 «Себестоимость продаж» – учитывается  себестоимость продаж, по которым  на субсчете 90/1 «Продажи» признана выручка, т. е. стоимость товаров  по покупным ценам; расходы на продажу;
    – 90/3 «Налог на добавленную стоимость» – учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся  к получению от покупателей;
    – 90/4 «Акцизы» – учитываются суммы  акцизов, включенных в цену проданных  товаров;
    – 90/5 «Экспортные пошлины» – применяют организации-плательщики экспортных пошлин для учета сумм экспортных пошлин;
    – 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
    Записи  по всем субсчетам, кроме 90/9 «Прибыль/убыток от продаж», производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно путем сопоставления совокупного  дебетового и кредитового оборотов определяется финансовый результат (прибыль  или убыток) от продаж за отчетный месяц, который относится на субсчет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными  оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи»  сальдо на отчетную дату не имеет.
    По  окончании отчетного года все  субсчета, открытые к счету      90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж») закрываются внутренними  записями на субсчет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
    Для правильного исчисления объема оборота  в торговле за отчетный период большое  значение имеет факт признания выручки  в бухгалтерском учете.
    В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) выручка признается в бухгалтерском  учете при наличии следующих  условий:
    право на получение выручки должно быть обусловлено конкретным договором или подтверждено иным образом;
    сумма выручки может быть определена;
    имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность существует в случае, если организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в его получении;
    право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю. Если организация выполняет работы или оказывает услуги, то работа должна быть принята, а услуга оказана;
    расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
    Для признания в бухгалтерском учете  выручки от продажи продукции  и товаров, выполнения работ, оказания услуг необходимым является исполнение всех пяти условий. Если в отношении  денежных средств или иных активов, полученных организацией в качестве оплаты, неисполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском  учете организации признается кредиторская задолженность2.
    Предприятия оптовой торговли при отгрузке товаров  и для предъявления расчетных  документов на продажную стоимость  товаров (включая НДС, и др. налоги), отгруженных покупателю, составляют бухгалтерские записи: 
    Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
    К-т 90 «Продажи», субсчет  «Выручка».
    Начисление  в бюджет НДС, акцизов по подакцизным  товарам:
    Д-т 90 «Продажи», субсчета: «НДС», «Акцизы»,
    К-т 68 «Расчеты по налогам  и сборам», субсчета: «НДС», «Акцизы».
    Списание  покупательной стоимости проданных  товаров:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «Себестоимость продаж»,
    К-т 41 «Товары», субсчет  «Товары на складе».
    Поступление денежных средств от покупателя за проданные товары:
    Д-т 51 «Расчетные счета»,
    К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
    Результат от продажи товаров за отчетный месяц  формируется сопоставлением совокупного  дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС» и  др. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка». Этот результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается  с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»  на счет 99 «Прибыли и убытки».
    На  сумму полученной прибыли:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «Прибыль/убыток от продаж»,
    К-т 99 «Прибыли и убытки».
    На  сумму полученного убытка:
    Д-т 99 «Прибыли и убытки»,
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «Прибыль/убыток от продаж».
    Продажа товаров может быть осуществлена на основе товарообменного договора. По договору мены каждая из сторон обязуется  передать в собственность другой стороны один товар в обмен  на другой. В этом случае составляют следующие бухгалтерские записи:
    При получении товара:
    Д-т 41 «Товары», субсчет  «Товары на складе»,
    Д-т 19 «НДС по приобретенным  ценностям»,
    К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
    При передаче товара на обмен:
    Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
    К-т 90 «Продажи», субсчет  «Выручка».
    Начислен  НДС:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «НДС»,
    К-т 68 «Расчеты по налогам  и сборам», субсчет  «НДС».
    Списание  себестоимости переданных на обмен  товаров:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «Себестоимость продаж»,
    К-т 41 «Товары», субсчет  «Товары на складе».
    Погашение взаимной задолженности:
    Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
    К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
    Зачтен  НДС:
    Д-т  «Расчеты по налогам  и сборам», субсчет  «НДС»,
    К-т 19 «НДС по приобретенным  ценностям».
    Предприятия розничной торговли продают товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит, с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
    Бухгалтерский учет продажи товаров предприятия  розничной торговли также (как и  оптовые) осуществляют на счете 90 «Продажи».
    Объем продажи за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Выручка от покупателей  поступает в кассу торговой организации, ее размер определяют по показаниям счетчиков  ККМ, зарегистрированных в книге  кассира-операциониста (как разница  между показаниями счетчиков на начало дня и показаниями счетчиков на конец дня). При этом выручка уменьшается на сумму денежных средств, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка сдается кассиром-операционистом старшему кассиру по приходному кассовому ордеру. При розничной торговле на рынках, ярмарках, мелкорозничной торговле с ручных тележек и т. п. денежные расчеты могут производиться без применения ККМ. В этом случае объем товарооборота измеряют суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, на почту или инкассатору.
    Одной из форм продажи товаров за наличный расчет является оплата покупателями расчетными чеками банков. Полученные чеки магазины сдают в банк, который  и зачисляет соответствующую  сумму на счет торговой организации.
    Во  всех случаях продажи товаров  за наличный расчет составляется бухгалтерская  запись:
    Д-т 50 «Касса»,
    К-т 90 «Продажи», субсчет  «Выручка».
    При учете товаров по покупным ценам  после отражения выручки списывается  стоимость товаров:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «Себестоимость продажи»,
    К-т 41 «Товары», субсчет  «Товары в розничной  торговле».
    На  сумму начисленного НДС:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «НДС»,
    К-т 68 «Расчеты по налогам  и сборам».
    Организации розничной торговли могут учитывать  товары по продажной стоимости. В  этом случае проданные товары списывают  в дебет счета 90 «Продажи» на основании  товарных отчетов, в которых указывается  общая сумма проданных товаров  по розничным ценам. Таким образом  по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» отражается стоимость проданных товаров в одинаковой оценке – по розничным (продажным) ценам. Суммы по кредиту (на основании счетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 «Продажи» должны быть одинаковыми.
    Когда в организации используется натурально-стоимостный  метод учета товаров, имеется  возможность списывать конкретные проданные товары по конкретным учетным  ценам. При учете по продажным  ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с  указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, что позволит списывать сумму  торговой наценки по каждому наименованию проданного товара.
    Если  в организациях розничной торговли не ведется натурально-стоимостный  учет продажи или невозможно определить точный ассортимент проданных товаров, то возникает необходимость списания торговой наценки расчетным путем.
    При учете товаров по продажным ценам  торговая наценка является валовым  доходом по проданным товарам. А  валовым доходом является разница  между розничной ценой и ценой  приобретения товара. Наиболее распространенными  способами расчета валового дохода являются:
    по общему товарообороту;
    ассортименту товарооборота;
    ассортименту остатка товаров;
    среднему проценту.
    Определение валового дохода по общему товарообороту. При этом способе валовой доход от продажи товаров рассчитывается по формуле:
    ВД=Т*РН/100%
где Т – общий товарооборот; РН – расчетная торговая наценка.
    В свою очередь, расчетная торговая наценка  определяется: 

РН=         ТН 100%
    100%+ТН
где ТН – торговая наценка, %.
    Пример. Торговая наценка – 22%, общий товарооборот – 6 540 000 руб.
Расчетная торговая наценка (РН) = 22%/(100%+22%)*100%=18,032%.
Валовой доход (ВД) = 6540000*18,032/100%=1179293 руб  
   Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый размер торговой наценки. Если ее размер в течение отчетного периода изменился, то объем товарооборота определяют отдельно по периодам применения разных размеров торговой наценки.
    Определение валового дохода по ассортименту товарооборота.
    Валовой доход в этом случае определяется:
ВД= Тi*РН1+Т2*РН2+…+Тn*РНn
                     100%
где Тi – товарооборот по группам товаров; РН – расчетная торговая наценка по группам товаров.
    Пример. Товарооборот: по обуви – 483 000 руб.; по белью – 378 000 руб.; по пальто – 595 800 руб. Торговая наценка: на обувь – 23%; по белью – 21%; по пальто – 24%.
    Определение валового дохода:
Расчетная торговая наценка по обуви (РН1) = 
      23%           *100% =18,699%
100%+23%  
    
Расчетная торговая наценка по белью (РН2) =
      21%           *100% =17,355%
100%+21%  
 
 
 
 
Расчетная торговая наценка по пальто (РН3) =
      24%           *100% =19,355%
100%+24%  
 
 
 
ВД= 483000*18,699%+387000*17,355%+595800*19,355% =271235 руб
  100%  
      
    Определение валового дохода по ассортименту товарооборота  используется, если на разные группы товаров  применяются разные размеры торговой наценки. При этом способе на торговом предприятии должен быть организован  учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров  с одинаковой наценкой.
    Определение валового дохода по ассортименту остатка  товаров. Валовой доход (ВД) определяется:
    ТНн+ТНп-ТНв-ТНк,
где ТНн – торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало отчетного периода); ТНп – торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ТНв – торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период). Под выбытием понимается документированный расход: возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т. п.; ТНк – торговая наценка на остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на конец отчетного периода).
    В свою очередь:
ТНк= ОК1*РН1+ОК2*РН2+…+ОКn*РНn
  100%
 
,где ОК – остаток товаров на конец отчетного периода по группам товаров (сальдо по счету 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле» на конец отчетного периода).
    Остатки товаров по наименованиям следует  определять на основании инвентаризации товаров на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
    Пример: Остаток на конец отчетного периода: обуви – 132 000 руб.; белья – 95 000 руб.; пальто – 168 000 руб. Расчетные торговые наценки см. из предыдущего примера. Торговая наценка: по всем товаром на начало отчетного периода – 95 654 руб.; на поступившие товары – 138 070 руб. Торговая наценка на возврат товаров, потери товара и пр. отсутствует.
ТНк= 132000*18,699%+95000*17,355%+168000*19,355% = 73686 руб
  100%  
 
Валовой доход = (95654+138070-73686)=160038 руб                 
    Способ  расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров достаточно точен. Однако его недостатком является необходимость проведения инвентаризации товаров на конец отчетного периода, что не всегда возможно.
    Определение валового дохода по среднему проценту. Наибольшее распространение на практике получил способ расчета валового дохода по среднему проценту.
    Валовой доход рассчитывается по формуле:
    ВД=Т*Пср/100%,
где Пср  – средний процент валового дохода.
В свою очередь:
Пср= ТНн+ТНп-ТНв *100%
  Т+ОК  
    Пример. Товарооборот – 4 640 000 руб. Остаток товаров на конец отчетного периода – 2 940 000 руб. Торговая наценка: по всем товарам на начало отчетного периода – 720 500 руб.; на поступившие товары – 924 000 руб.; на возврат товаров, потери товара и пр. – 86 000 руб.   
    Пср=(720500+924000-86000/4640000+2940000)*100%=20,56,
    ВД= 4640000*20,56%/100%=953984 руб
    Способ  расчета валового дохода по среднему проценту является простым и может  применяться в любой организации.
    Как отмечалось выше при учете товаров  по продажным ценам и по дебету (списание товаров), и по кредиту (выручка  от продажи) счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость товаров. Поэтому  в конце отчетного периода  производится корректировка дебетового оборота по доведению его до покупной стоимости проданных товаров  путем уменьшения первоначального  дебетового оборота на сумму торговой наценки, относящейся к проданным  товарам. После составления расчета  торговых наценок (одним из вышеназванных  способов) корректировка дебетового оборота счета 90 «Продажи» производится сторнировочной записью:
    Д-т  счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»,
    К-т  счета 42 «Торговая  наценка» – на сумму торговой наценки по расчету.
    Организации розничной торговли могут продавать  товары населению в кредит. В кредит продают товары гражданам, постоянно  работающим в населенном пункте, где  находится торговая организация.
    Оформление  продажи товаров в кредит производится по унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 [13]. Продажа товаров  в кредит производится на основании  справки для покупки товаров  в кредит унифицированной формы  № КР-1.
    Справка составляется в одном экземпляре администрацией организации по месту  работы граждан, желающих оформить покупку  товаров в кредит. Справка представляется покупателем в организацию торговли, предоставляющей кредит на покупку  товаров длительного пользования.
    Бланки  справок должны иметь типографскую нумерацию и подлежат хранению и  учету как бланки строгой отчетности.
    Руководители  и главные бухгалтеры несут персональную ответственность за нарушение порядка  хранения, выдачи и учета справок  для покупки товаров в кредит.
    При покупке товаров в кредит покупатель заполняет в двух экземплярах  поручение-обязательство по форме  КР-2. Первый экземпляр пересылается организации, где работает покупатель, второй, остается в торговой организации. Когда работник, имеющий задолженность по поручению-обязательству, увольняется, организация должна удержать из суммы окончательного расчета непогашенную задолженность в полном размере. Если заработка не хватает, то организация возвращает не полностью исполненное поручение-обязательство торговой организации вместе со справкой об увольнении.
    Расчеты с покупателями за товары, проданные  в кредит, можно учитывать на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на субсчете 4 «Расчеты за товары, проданные  за кредит».
    Бухгалтерский учет операций и расчетов по продаже  товаров в кредит ведется по моменту  отпуска товаров, при этом в товарооборот включается вся стоимость списанных  товаров.
    На  стоимость выручки по отпущенным товарам составляются бухгалтерские  записи:
    Д-т 50 «Касса»,
    Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет  «Расчеты за товары, проданные в кредит»,
    К-т 90 «Продажи».
    На  сумму полученных процентов от покупателя:
    Д-т 50 «Касса»,
    К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
    На  стоимость проданных товаров:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «Себестоимость продаж»,
    К-т 41 «Товары», субсчет  «Товары в розничной  торговле».
    При использовании в учете продажных  цен на сумму торговой наценки  сторнировочная запись следующая:
    Д-т 90 «Продажи», субсчет  «Выручка»,
    К-т 42 «Торговая наценка».
    Вывод: при организации учета продажи товаров бухгалтеру необходимо:
    – руководствоваться договорами, заключаемыми с покупателями (поставки, купли-продажи, комиссии и т. д.);
    – учитывать способ оценки продаваемых  товаров (по себестоимости единицы  запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени  закупок – ФИФО);
    – документировать соответствующими документами товар проданный, переданный в переработку;
    – учитывать особенности учета  продажи товаров в оптовой  и розничной торговле (оптовая  торговля реализует товар по счетам-фактурам с оплатой их через расчетные  и др. счета; розничная торговля в  основном продает товар за наличный расчет и в кредит, по расчетным  чекам и др.)
    Кроме того розничная торговля может вести  учет товаров по продажным ценам, в этом случае она должна определять валовой доход по одному из вариантов, предусмотренных учетной политикой  организации. Наиболее распространенными  способами расчета валового дохода являются:
    – по общему товарообороту;
    – по ассортименту товарооборота;
    – по ассортименту остатка товаров;
    – по среднему проценту.
    Следует также иметь в виду, что при  возврате товаров покупателями в  розничную торговлю бухгалтерские  записи составляются с учетом  того, как ведется учет товаров: по покупным или продажным ценам.  
    1.2 задачи и информационное обеспечение  учета продаж в торговых организациях:
     Нормативной базой для организации и ведения  бухгалтерского учета в торговых организациях являются: Федеральный  Закон «О бухучете» от 21.11.96 № 129 –  ФЗ; План счетов бухучета финансово-хозяйственной  деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 944; Положение  по ведению бухучета и бухгалтерской  отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34-Н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 № 31-Н) с последующими изменениями  и дополнениями; Положение по бухучету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32Н; Положение  по бухучету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина  РФ от 06.05.99 н. № 33Н; Положение по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1000 г. №107Н); Положение по бухучету «Учет  материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина  РФ от 09.06.2001 г. №44Н, и др. Положения; Гражданский кодекс РФ; Налоговый  кодекс РФ.
     В Федеральном Законе «О бухучете от 21.11.96 №129-ФЗ в статье 1 п. 2 говориться, что объектами бухучета являются имущество организации, её обязательства  и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности. В торговле основную часть информационного  потока составляют сведения о наличии  и движении товаров.
     Согласно  ст. 8 п. 3 ФЗ - №129 бухгалтерский учет торговых организаций ведется непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
     Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы в  торговых организациях служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет (ст. 9 п. 1 ФЗ-№129).
     Документирование  хозяйственных операций — это первичная регистрация каждой хозяйственной операции правильно оформленным первичным документом, имеющим юридическую силу, в местах и в момент ее совершения, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания3.
     Юридическая сила документа зависит от того, насколько соблюдены требования как в целом к форме данного  документа, так и к отдельным  элементам (реквизитам) этого документа. Такие требования определены в Государственном  стандарте Российской Федерации  «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (ГОСТ 6.30-2003)». ГОСТ введен в  действие с 1 июля 2003 года и распространяется на организационно-распорядительные документы  как государственных, так и негосударственных  организаций. Документы, оформленные  с отступлением от требований данного  государственного стандарта, теряют юридическую  значимость.
     Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». Госкомстат России предоставил право организациям вносить при необходимости дополнительные реквизиты в первичные документы. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
     Документы, форма которых не содержится в  Альбомах унифицированных форм, должны содержать для придания им юридической  силы следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.
     Записи  в первичных документах должны производиться  чернилами, пастой шариковых ручек, с помощью компьютера, пишущих  машинок и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается  использовать для записей простой  карандаш. Не принято заполнять документы  чернилами или пастой красного или  зеленого цвета. Свободные строки в  первичных документах подлежат обязательному  прочерку.
     Все первичные документы, поступающие  в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка первичных документов осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), арифметически и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
     Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность  их повторного использования, например специальный штамп или надпись, сделанную бухгалтером от руки, дату записи в учетный регистр. В банковских и кассовых документах не допускается внесение исправлений, подчисток, помарок.
     Кроме того, для систематизации однородных хозяйственных операций также используются сводные документы, в которые заносятся показатели сгруппированных хозяйственных операций.
     Первичные и сводные учетные документы  могут составляться как на бумажных, так и на магнитных носителях  информации.
     По  своему назначению документы классифицируются как:
     — распорядительные документы, предписывающие совершить какое-либо действие или ряд действий, содержащих разрешение на совершение определенной хозяйственной операции. Содержащаяся в них информация не отражается в учетных регистрах;
     — оправдательные документы, подтверждающие факт совершения определенных хозяйственных операций и обоснованность их совершения, содержащие информацию об исполнении распоряжения. Информация, содержащаяся в этих документах, заносится в учетные регистры;
     — комбинированные документы, заключающие в себе функции распорядительных (разрешительных), оправдательных документов и документов бухгалтерского оформления;
     — документы бухгалтерского оформления, предназначенные исключительно для целей бухгалтерского учета, конкретизирующие или поясняющие отражение в бухгалтерском учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности либо их последствий. Эти документы нужны для оформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учетном процессе.
     Кроме того, по объему отраженных операций документы подразделяются на: первичные документы, содержащие информацию об одной хозяйственной операции; сводные документы, предназначенные для обобщения информации обо всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определенный промежуток времени.
     По  количеству отраженных в них операций документы подразделяются на: разовые документы, составляющиеся отдельно по каждой операции (например, накладная на отпуск материалов); накопительные документы, отражающие несколько операций за определенный период (например, лимитно-заборная карта).
     По  числу учитываемых позиций документы бывают: однострочными, содержащими одну учетную позицию; многострочными, содержащими две и более учетные позиции.
     По  месту составления документы классифицируются на: внутренние документы, составленные в самой организации ее сотрудниками для оформления внутренних хозяйственных операций; внешние документы, составленные контрагентами организации, поступающие от сторонних организаций и отражающие взаимоотношения организации со своими партнерами по бизнесу.
     По  содержанию хозяйственных операций документы подразделяются на: материальные документы, служащие для оформления операций по движению товарно-материальных ценностей; денежные документы, предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами организации; расчетные документы, используемые для оформления расчетных взаимоотношений организации со своими партнерами по внешним обязательствам.
     По  способу заполнения документы могут быть заполненными вручную или с помощью компьютера.
     В отдельную группу документов следует  выделить учетные регистры, то есть документы аналитического и синтетического учета (ведомости, журналы-ордера, бухгалтерские книги и т. д.).
     Правила документооборота и технология обработки  учетной информации утверждаются в  составе принятой организацией Учетной  политики.
     Документооборот4 на предприятии регламентируется графиком документооборота организации, который по каждому документу должен содержать следующие разделы: наименование документа; порядок создания документа, включающий количество экземпляров, ответственных за выписку, оформление и исполнение документа, и срок исполнения документа; порядок проверки документа с указанием ответственных за проверку, тех, кто представляет, порядок представления и срок представления; порядок обработки документа с указанием исполнителей и срока исполнения; порядок передачи документа в архив с указанием исполнителей и срока передачи.
     По  истечении установленных действующим  законодательством сроков хранения документов в организации они  подлежат передаче на хранение в Архивный фонд Российской Федерации либо уничтожению.
     Налоговым кодексом установлен минимальный срок хранения документов для целей проверки правильности исчисления налогов. Этот срок составляет четыре года (статья 23 НК РФ). Поэтому сроки хранения основных бухгалтерских документов регламентируются: в течение четырех календарных  лет деятельности налогоплательщика  по налоговому законодательству и не менее пяти лет по требованиям  бухгалтерского учета.
     Ответственным за сохранность документов в течение  установленных сроков является руководитель организации.
     В соответствии с распоряжением Правительства  РФ «Об обеспечении сохранности  документов по личному составу», учредителям  вновь образующихся юридических  лиц рекомендовано включать в  свои учредительные документы положения  об обеспечении учета и сохранности  документов по личному составу и  своевременной передаче их на государственное  хранение при реорганизации или  ликвидации юридического лица, а органам  исполнительной власти осуществлять государственную  регистрацию учредительных документов при наличии в них указанных положений.
     Уничтожение документов оформляется актами (на управленческую документацию составляется один экземпляр, на научно-техническую — два), утверждаемыми руководителем организации.
     Уничтожить  документы по истечении установленных  сроков можно только при условии, что за указанный период проведена  инвентаризация. Если период, который охватывают документы, не обревизован, то уничтожить их нельзя.
     Перечень  лиц, которые могут подписывать  первичные документы, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером. Лица, составившие и  подписавшие первичные документы, несут ответственность за своевременное  и качественное оформление этих документов, а также за достоверность содержащихся в них данных. Если документ подписывает  лицо, у которого нет полномочий на это, то такой документ считается  составленным от имени этого лица, а не от имени организации. Такое  лицо будет полностью нести ответственность  за последствия по совершенной операции, оформленной этим документом. Однако руководитель организации может  одобрить совершенную сделку.
     Внесение  исправлений в банковские и кассовые документы не допускается. В остальные  первичные документы исправления  могут вноситься только по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы. При этом не допускаются  подчистки и неоговоренные исправления. Неправильный текст или цифру  надо аккуратно зачеркнуть и над  зачеркнутым текстом или цифрой сделать правильную запись. Зачеркивание производится одной чертой, чтобы  можно было прочитать исправленное. Рядом надо написать «Исправлено». Лица, подписавшие документ, должны снова поставить свои подписи.
     Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность  их повторного использования. Это может  быть, например, дата записи в учетный регистр и подпись бухгалтера, оттиск штампа «Погашено» и т. п.
     На  всех документах, приложенных к приходным  и расходным кассовым ордерам, на самих ордерах и на документах, послуживших основанием для начисления заработной платы, делают надпись от руки или проставляют штамп «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).
     Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, денежных расчетов с населением при осуществлении  торговых операций с применением  контрольно-кассовых машин, по учету  торговых операций при продаже товаров  в кредит, по учету торговых операций в комиссионной торговле утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Во всех этих формах требуется наличие кода предприятия  по ОКПО5 и кода вида деятельности по ОКДП6. Эти коды указаны в информационном письме органа статистики, в котором зарегистрирована организация. Показатель «Код операции» заполняется организациями, у которых имеется справочник таких кодов. Этот справочник организация разрабатывает самостоятельно. Он используется, как правило, при автоматизированной системе обработки бухгалтерских документов. В графах «Код товара» организации проставляют код, присвоенный товару в складском учете. Эти коды организация также разрабатывает самостоятельно.
     Для учета торговых операций утверждены следующие общие унифицированные  формы (табл. 1). 

     Таблица 1
     Унифицированные формы для учета торговых операций
Наименование
ТОРГ-1 Акт о  приемке товаров
ТОРГ-2 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей 
ТОРГ-3 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных  товаров 
ТОРГ-4 Акт о  приемке товара, поступившего без  счета поставщика
ТОРГ-5 Акт об оприходовании тары, не указанной  в счете поставщика
ТОРГ-6 Акт о  завесе тары
ТОРГ-11 Товарный  ярлык 
ТОРГ-7 Журнал  регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары
ТОРГ-8 Заказ-отборочный лист
ТОРГ-9 Упаковочный ярлык 
ТОРГ-10 Спецификация
ТОРГ-12 Товарная  накладная 
ТОРГ-13 Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары
ТОРГ-14 Расходно-приходная  накладная для мелкорозничной торговли
ТОРГ-15 Акт о  порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей 
ТОРГ-16 Акт о  списании товаров 
ТОРГ-17 Приходный групповой отвес 
ТОРГ-18 Журнал  учета товаров на складе
ТОРГ-19 Расходный отвес (спецификация)
ТОРГ-20 Акт о  подработке, подсортировке, перетаривании  товаров 
ТОРГ-21 Акт о  переработке (сортировке) плодоовощной продукции 
ТОРГ-22 Акт о  контрольной (выборочной) проверке яиц 
ТОРГ-23 Товарный  журнал работника мелкорозничной торговли
ТОРГ-24 Акт о  перемеривании тканей
ТОРГ-25 Акт об уценке лоскута 
ТОРГ-26 Заказ
ТОРГ-27 Журнал  учета выполнения заказов покупателей 
ТОРГ-28 Карточка  количественно-стоимостного учета 
ТОРГ-29 Товарный  отчет 
ТОРГ-30 Отчет по таре
ТОРГ-31 Сопроводительный  реестр сдачи документов
 
     На  основании первичных документов поставщиков производится оприходование  товаров и, следовательно, возмещение НДС. Возмещение из бюджета НДС производится по фактически оплаченным поставщикам  за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные  услуги), стоимость которых относится  на издержки производства и обращения. Поэтому при поступлении документа, не соответствующего унифицированной  форме, или с не полностью заполненными показателями, или с отсутствующими обязательными реквизитами, во-первых, следует попытаться получить у партнера первичный документ типовой формы, заполненный в установленном  порядке. Если попытка окажется неудачной, торговой организации рекомендуется  создать собственный документ унифицированной  формы на основе документа, полученного  от контрагента. Например, при поступлении  товара накладная поставщика не соответствует  форме № ТОРГ-12. Предприятие торговли может оприходовать товар на основе данной накладной и документа, составленного  внутри предприятия и соответствующего требованиям законодательства, например формы № ТОРГ-1«Акт о приемке  товаров».
     Предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты с помощью  контрольно-кассовых аппаратов, обязаны  выдавать покупателям (заказчикам) чек, подтверждающий прием от него наличных средств. Следует помнить, что выдаваемые предприятиям счета, квитанции и  другие документы не являются заменителями чека.
     Журнал  кассира-операциониста (форма № КМ-4) применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно — кассовой машине организации, а также является контрольно — регистрационным документом показаний счетчиков.
     Журнал  должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации  и печатью.
     Все записи в журнале ведутся кассиром — операционистом ежедневно в  хронологическом порядке чернилами  или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и  заверяться подписями кассира —  операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.
     При совпадении показаний их заносят  в журнал за текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписями кассира и дежурного  администратора (графы 7, 8).
     В графу 4 журнала записываются суммы, выписанные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, на основании данных «Акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам» (форма № КМ-3), а также количество напечатанных за рабочий день (смену) нулевых чеков. В конце рабочего дня (смены) кассир составляет кассовый отчет и вместе с ним сдает выручку по приходному кассовому ордеру старшему кассиру.
     После снятия показаний счетчиков, проверки фактической суммы выручки делается запись в Журнале кассира —  операциониста и подтверждается подписями кассира, старшего кассира  и администратора организации.
     При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с выручкой выясняется причина расхождения, а  выявленные недостачи или излишки  заносятся в соответствующие  графы Журнала кассира — операциониста.
     Фактическая сумма выручки определяется путем  сложения сумм, напечатанных на контрольной  ленте. При расхождении результатов  сложения сумм на контрольной ленте  с выручкой, определенной по счетчикам, представитель администрации с кассиром должны выяснить причину расхождений.
     Возможно  уменьшение выручки операционной кассы  на возвращенные суммы по неиспользованным покупателями чекам. На суммы соответствующих  чеков кассиром совместно с администрацией предприятия составляется акт по форме КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям по возвращенным ими  кассовым чекам.
     Для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам в одном  экземпляре составляется акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в  том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) — форма № КМ-3.
     В акте должны быть указаны номер и  сумма каждого такого чека.
     Акт составляется членами комиссии и  вместе с погашенными чеками, наклеенными  на лист бумаги, сдается в бухгалтерию  организации и хранится с приложенными документами в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается  выручка кассы и заносится  в Журнал кассира — операциониста (графа 15 формы № КМ-4). Подписывается акт ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира—операциониста организации.
    Вывод: ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т. п. Поэтому бухгалтеру при разработке учетной политики торговой организации необходимо учитывать правила ведения бухгалтерского учета с учетом особенностей этой отрасли.  

   2.Учет  продаж в торговых организациях
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.