На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дебиторская задолженность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
                                                       стр
Введение………………………………………………………………………..        2
1 Теоретические  аспекты учёта дебиторской и  кредиторской задолженности 
1.1 Понятие, классификация и задачи учёта дебиторской и кредиторской                 задолженности…………………………………………………………………         3
1.2 Нормативно-правовое  регулирование учёта дебиторской  и кредиторской задолженности…………………………………………………………………         9
1.3 Формы расчётов и документальное оформление операций по списанию и зачислению на счёт организации денежных средств……………………….        11
1.4  Учёт дебиторской и кредиторской  задолженности……………………        17
1.5 Порядок создания  резервов и списание задолженности  по срокам исковой давности  ……………………………………………………………………….        22
1.6 Инвентаризация  расчётов с дебиторами и кредиторами  ……………….       27
2. Варианты отражения  в учёте  дебиторской и кредиторской  задолженности
2.1  Отражение  дебиторской и кредиторской  задолженности в бухгалтерском и налоговом учёте………………………………………………………………..       30
2.2 Отражение  дебиторской и кредиторской задолженности  в учётной политике организации…………………………………………………………………….       34
2.3 Отражение дебиторской и кредиторской  задолженности в соответствии с международной системой финансовой отчётности………………………….      40
3 . Совершенствование  учёта дебиторской и кредиторской  задолженности
3.1 Оформление  дебиторской задолженности простым и
переводным векселем…………………………………………………………       46
3.2 Взыскание задолженности через суд и отражение в учёте…………….        49
3.3 Отказ от  взыскания и порядок её отражения  в учёте…………………..         50
Заключение……………………………………………………………………         54
Список литературы……………………………………………………………        56
Приложения

Введение

Выбранная тема на сегодняшний день очень актуальна. Контроль и учет дебиторской и кредиторской задолженности является одной из главных задач на предприятии. Дебиторская и кредиторская задолженность весьма существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и внереализационные доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности. В то же время нужно проявлять крайнюю щепетильность в расчетах с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие рискует потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами. Отсюда очевидно значение правильных и своевременных расчетов с дебиторами и кредиторами.  Целью курсовой работы является определение сущности расчетов с разными дебиторами и кредиторами и порядок их учета. Задачи курсовой работы: рассмотрение теоретических аспектов, определение основных проблем, рассмотрение путей улучшения состояния расчётов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты учёта дебиторской и кредиторской задолженности
     1.1 Понятие и классификация  дебиторской и  кредиторской                 задолженности

Термин "обязательства" в первоначальном значении - это  отношения, в силу которых одна сторона  обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В  бухгалтерском учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала организации (предприятия). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности к ним относятся экономические обязательства хозяйствующего субъекта, которые признаны и оценены в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. К основным видам долговых обязательств относится дебиторская и кредиторская задолженность.

Дебиторская задолженность  представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических  или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.

Кредиторская  задолженность - это сумма долгов одного предприятия другим юридическим  или физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар или услуги с моментом перехода права собственности на них либо незаконченных расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, предварительной оплате и т.п.  В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества.

Между обоими видами задолженности есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как  кредиторская, так и дебиторская  задолженность основаны на разрыве  во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности долговых обязательств.

В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий-поставщиков с предприятиями-покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она не является таковой. Дебиторская задолженность - относительно самостоятельная категория. Даже если она резервирована, нельзя быть уверенным в получении долга вовремя и в полном размере. Кроме того, денежное требование по взысканию дебиторской задолженности может быть уступлено третьему лицу посредством факторинговой операции.

     Дебиторская задолженность подразделяется на различные виды в зависимости от экономического содержания обязательств, от продолжительности (срока предоставления), по своевременности оплаты.
     Виды  дебиторской задолженности в  соответствии с ее классификационными признаками представлены на рисунке  1.1
     

                       Рис.1.1 - Классификация дебиторской задолженности
     По  содержанию обязательств дебиторская  задолженность может быть связана  с реализацией продукции, товаров, работ, услуг (задолженность за продукцию, товары, работы и услуги, в том числе обеспеченная векселями) и не связана с ней (задолженность по расчетам с бюджетом, по аренде, по авансам выданным, по начисленным доходам, по внутренним расчетам, прочая задолженность).
     По  продолжительности задолженность подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Дебиторская задолженность представляется как краткосрочная если срок ее погашения не более 12 месяцев после отчетной даты.  Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная. 
     По  своевременности оплаты дебиторскую задолженность можно подразделить на: нормальную и просроченную.  Нормальной считается задолженность, срок оплаты по которой не наступил. А просроченной считается задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок.
     Просроченная  дебиторская задолженность может  быть сомнительной и безнадежной.
     Налоговым законодательством дано определение  сомнительной задолженности: «Сомнительным  долгом признается любая задолженность  перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».
     Безнадежными  долгами признаются те долги перед организацией, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, либо на основании акта государственного органа  или ликвидации.
     Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению).
     Кредиторская  задолженность- это задолженность  данной организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшуюся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, при расчетах по оплате труда и т.д.
     Можно сказать, что кредиторская задолженность  – один из заёмных источников покрытия оборотных активов. Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила.
     Для признания кредиторской задолженности  в  учете необходимо выполнение условий:  должна присутствовать высокая вероятность экономических выгод (получения или оттока), связанных с данным обязательством, и  стоимость обязательства может быть надежно оценена.
     Кредиторская  задолженность классифицируется в  зависимости от содержания обязательств, от продолжительности и возможности исполнения обязательств. Виды кредиторской задолженности представлены на рисунке 1.2
     По  содержанию обязательств кредиторская задолженность может быть связана  с приобретением материально-производственных запасов, работ, услуг (задолженность за приобретенную продукцию, товары, работы и услуги, включая суммы по предъявленным к уплате векселям) и не связана с ней (задолженность по расчетам с бюджетом, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации, перед участниками (учредителями) по выплате доходов, прочая задолженность).

                     

Рис. 1.2 - Классификация кредиторской задолженности 

       В составе долгосрочной задолженности   на рис. 1.2. подразумевается задолженность по долгосрочным кредитам и займам. Но известно, что займы и кредиты в российском бухгалтерском учете и отчетности обособлены от кредиторской задолженности и классифицируются как долгосрочные и краткосрочные обязательства. Тем не менее, во многих литературных источниках с экономической и юридической точки зрения, все виды заемных и кредитных обязательств, включаются в  состав кредиторской задолженности.
     По  возможности исполнения обязательств перед кредиторами задолженность  можно подразделить на: нормальную и просроченную.
     При этом в составе просроченной кредиторской задолженности можно выделить два  вида задолженности: задолженность, срок исковой давности по которой не истек, и невостребованную задолженность (с истекшим сроком исковой давности).
     К данной классификации можно добавить, что в составе обязательств любой  организации условно можно выделить также задолженность срочную (задолженность  перед бюджетом по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению) и обычную (обязательства перед дочерними и зависимыми обществами, авансы полученные, векселя к уплате, прочим кредиторам; задолженность поставщикам). Данная классификация часто используется при экономическом анализе.
К непосредственным задачам учета дебиторской и  кредиторской задолженности относятся следующие:
    точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
    контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
    определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
    определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
    выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;
    выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. Определение причин их возникновения и возможных путей устранения;
    определение правильности использования банковских ссуд;
    выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;
    определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.
1.2 Нормативно-правовое  регулирование учёта  дебиторской и  кредиторской задолженности 

     Принципы  учета дебиторской задолженности  и кредиторской задолженности регулируются такими нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, как Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34 н,  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, Положения по бухгалтерскому учету - ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Доходы организации» и другие документы.
     К основным правилам бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности относится: своевременное и полное выявление должников организации, достоверное и обоснованное отражение дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и отчетности,  учет погашения задолженности  и соблюдение правил списания безнадежной задолженности обоих видов.
     В соответствии с Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (далее ПБУ 4/99) в бухгалтерской  отчетности  активы и обязательства  должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
     Состав показателей, в котором должна быть представлена дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерской  отчетности, представлен в таблице 1.1.
    Таблица 1.1- Состав видов дебиторской и  кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности в соответствии с ПБУ 4/99
 Дебиторская  задолженность        Кредиторская задолженность
Покупатели  и заказчики       Поставщики  и подрядчики     
Векселя к получению          Векселя к уплате            
Задолженность   дочерних    и 
зависимых обществ           
Задолженность перед дочерними 
и зависимыми обществами     
Задолженность      участников 
(учредителей) по   вкладам в 
уставный капитал            
Задолженность           перед 
персоналом организации      
Авансы  выданные              Задолженность перед  бюджетом 
и            государственными 
внебюджетными фондами       
  Задолженность      участникам 
(учредителями) по     выплате 
доходов                     
  Авансы полученные           
  Прочие кредиторы            
 
     В существующих формах отчетности организаций  отражаются:
     - информация о дебиторской и  кредиторской задолженности - в  Бухгалтерском балансе (форма  №1);
     - сальдо дебиторской и кредиторской  задолженности с расшифровкой  по видам и сроку обращения и  данные по движению видов задолженности  (то есть остаток на начало и конец года) - в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).
     Выявленное  по каждому контрагенту дебетовое  и кредитовое сальдо составляет соответственно дебиторскую и кредиторскую задолженность предприятия. При составлении отчетности важно помнить, что в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов.
     Оценка  имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.  
     Величина  дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором  между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации, с учетом скидок и накидок.
     Величина  кредиторской задолженности определяется из цены и условий, установленных  договором между организацией и  поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом, с учетом скидок и  накидок.  

1.3 Формы расчётов и документальное оформление операций по списанию и зачислению на счёт организации денежных средств. 

Поступление и  списание денежных средств с расчетных счетов могут производиться двумя способами:
- наличным;
- безналичным.
Одним из видов  наличных расчетов является объявление на взнос наличными.
Прием и выдача денег с расчетного счета производятся банком на основании документов, утвержденных им же.
Организация имеет право реализовывать свою продукцию, работы, услуги, ненужные основные средства и другие ценности за наличный расчет, а также выполнять другие хозяйственные операции. В банке организации заполняет специальный бланк «Объявление на взнос наличными» в одном экземпляре, состоящем из трех частей, и представляет в банк. Этот документ состоит из трех частей:
- объявления  на взнос наличными, составляемого  клиентом и остающегося в банке  для бухгалтерского оформления  поступивших денежных средств; 

- квитанции,  выписываемой банком для выдачи  клиенту; 

- ордера, прилагаемого  к выписке банка, выдаваемой клиенту.

Образец объявления на взнос наличными можно увидеть  в приложении А.

При этом бухгалтерией предприятия осуществляется проводка: 
Д   51 «Расчетные счета» К 50 «Касса».

Оплата за реализацию продукции, услуг, работ осуществляется также и безналичным путем. Безналичные расчеты являются формой денежного обращения, в которой движение наличных денег заменено банковскими операциями путем отнесения сумм со счета покупателя и зачисления их на счет поставщика. Однако  безналичные расчеты увязаны не  только с банковскими операциями. В денежном обороте могут иметь место взаимные расчеты (по сальдо встречных требований между предприятиями или вексельный оборот). Такие расчеты обычно осуществляются вне банков.
В учете  зачет оформляется следующим  образом:
Отражено  погашение взаимных задолженностей      Д60(76) К62(76)
    Прекращение задолженности может быть осуществлено также путем взаиморасчетов, когда  задолженность оплачивается третьим  лицом по поручению должника, а  затем составляется акт о погашении  долга за счет средств, полученных в счет взаиморасчетов.
    Одним из самых распространенных способов прекращения дебиторской задолженности  является договор уступки права  требования (договор цессии).
     Договор уступки права требования – соглашение о замене прежнего кредитора (цедента), который выбывает из обязательства, другим субъектом (цессионарием), к которому переходят права прежнего кредитора.
     При продаже дебиторской задолженности  по договору цессии у цедента производятся в учете следующие записи (цифры  условные):
Заключен  договор об уступке права требования    Д 76 К91-1 - 10000 руб.
Списана с баланса дебиторская задолженность       Д91-2 К62 -  10500 руб.
Определен убыток от продажи задолженности       Д 99 К 91-9 – 500 руб.
Получены  денежные средства по договору цессии     Д51 К76 – 10000 руб.
     При этом стороны договора цессии обязаны  уведомить должника о состоявшейся уступке. Предприятие-должник делает следующую проводку:
Отражена  замена кредитора после получения  уведомления   Д 60 К 60.
     У организации-правоприобретателя приобретенная дебиторская задолженность будет отражаться на счете 58, так как, согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: «3. К финансовым вложениям организации относятся:…дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования…».
    В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при  которых применяются различные банковские расчетные документы
- платежные поручения;
- платежные требования;
- платежные требования - поручения;
- аккредитивы;
- расчетные чеки  и др.
Расчеты с помощью  платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
 а) авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;
б) после отгрузки товара или оказания услуг, т. е. путем  прямого акцепта товара или выполненных  услуг (работ);
в) частичные  платежи при крупных сделках.
Досрочный и  отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
При расчетах платежными поручениями расчеты у поставщиков  отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары  отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.
Платежное поручение  принимается банком от плательщика  к исполнению только при наличии  средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. При расчетах платежными поручениями документооборот существенно сокращается. В то же время эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.
Образец платежного поручения предоставлен в приложении Б.
    При равномерных и постоянных поставках  расчеты между поставщиками и  покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании  договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также  других расчетных банковских документов.
    Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так  и плательщиком (поручения, чеки). Стороны  периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.
    Расчеты в порядке плановых платежей позволяют  значительно уменьшить объем  учетной и финансовой работы, поскольку  отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.
    Расчеты в порядке плановых платежей покупатели отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», поставщики - на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На стоимость отпущенной продукции по оптовым ценам поставщик делает следующую бухгалтерскую запись:
    Д  62   К  90 субсчет 1 «Выручка».
    Фактическую себестоимость реализованной продукции  списывают следующей проводкой:
    Д   90 субсчет 2 «Себестоимость продаж» К 43
    Выручку, поступившую в порядке плановых платежей, оформляют следующей записью:
    Д   51 или других счетов К  62.

Платежные требования используются организациями для  расчетов за продукцию и услуги.                                                                                                    Платежное требование представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков. Платежные требования оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету. Платежи менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. При расчетах платежными требованиями операции по расчету у поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким же образом, как и при расчетах, платежными поручениями.                                                                                                        Поставщик, выписав платежное требование-поручение вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке № 1 плательщика. Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер организации-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.                                                                                   Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю выдается ссуда. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, так как, он лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком.  
Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок 15 дней, в отдельных случаях банк может установить иной срок. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов:                                 - покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);                          - отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).                          Аккредитив учитывают на счете 55 - «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».                                                                                              Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:                                                                          Д 55 субсчет 1 «Аккредитивы»  К 51 .                                                                       Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:                                                                                                     Д 55 субсчет 1 «Аккредитивы»  К 66.                                                                  Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:                                                                                                                        Д  60 К 55 субсчет 1 «Аккредитивы».                                                                           К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

Расчетный чек  содержит письменное поручение владельца  счета (чекодателя) обслуживающему его  банку на перечисление указанной  в чеке суммы денег с его  счета на счет получателя средств (чекодержателя).   Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены. При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.                        Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов.

 
1.4 Учёт дебиторской и кредиторской  задолженности 

     Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженностей должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать прозрачность и простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление этими активами и обязательствами. Степень детализации аналитического учета должна позволять анализировать оборачиваемость данного актива и погашение данного обязательства в разрезе каждого контрагента и однородных хозяйственных операций в разрезе каждого договора.
В бухгалтерском  учете дебиторская задолженность отражается по дебету счетов:
1) 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" (организацией выдан аванс в  счет поставки товара);
2) 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками" (поставка товаров, работ, услуг  в счет последующей оплаты);
3) 68 "Расчеты по налогам и сборам" (переплата в бюджет налогов, сборов);
4) 69 "Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению" (переплата при расчетах  по социальному страхованию, пенсионному  обеспечению, обязательному медицинскому  страхованию работников организации);
5) 70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда" (при удержании с работника  в пользу организации определенных  сумм);
6) 71 "Расчеты  с подотчетными лицами" (подотчетное  лицо не возвратило выданные  ему денежные средства);
7) 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям" (возникновение задолженности работников по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и тому подобное);
8) 75 "Расчеты  с учредителями" (возникновение  задолженности учредителей по  вкладам в уставный, складочный  капитал);
9) 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в случае наличия задолженностей по возмещению ущерба по страховому случаю; расчетов по претензиям в пользу организации; расчетов по причитающимся дивидендам).
     Кредиторская задолженность отражается в по кредиту счетов:
1) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (приобретение товаров, работ, услуг);
2) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (организацией получен аванс в счет поставки товара);
3) 68 «Расчеты по налогам и сборам» (задолженность в бюджет налогов, сборов);
4) 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (задолженность перед государственными внебюджетными фондами);
5) 70 «Учет расчетов с персоналом по оплате труда» и другие.
    Счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками заполученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги и т.д.
 По кредиту  счета 60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками" отражается стоимость  принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Например, возможна ситуация, когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против от фактурированного количества. Или при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки. Тогда счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
 По дебету  счета 60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками" отражаются суммы  исполнения обязательств (оплату  счетов), включая авансы и предварительную  оплату, в корреспонденции со  счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете.
 Аналитический  учет по счету 60 ведется по  каждому предъявленному счету,  а расчетов в порядке плановых  платежей - по каждому поставщику  и подрядчику.
  Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
 Счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие  доходы и расходы" на суммы  в соответствии с расчетными  документами.
 Счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
 Если покупатель  за отгруженную продукцию передал собственный вексель, то в учете продавца счет 62 не кредитуется, а осуществляется перенос задолженности покупателя с субсчета "Расчеты с покупателями" счета 62 на субсчет "Задолженность покупателей, обеспеченная векселями" счета 62.
 Аналитический  учет по счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  ведется по каждому предъявленному  покупателям (заказчикам) счету,  а при расчетах плановыми платежами  - по каждому покупателю и заказчику.  При этом построение аналитического  учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
 - покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;
 авансам полученным;
 - векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
 - векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
 - векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
 На счете  62 задолженность покупателей числится  до момента ее погашения (либо  иного способа прекращения обязательства).  

 Счет 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами"  предназначен для обобщения информации  о расчетах по операциям с  дебиторами и кредиторами: по  имущественному и личному страхованию;  по претензиям; по суммам, удержанным  из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.
 На счете  76 могут отражаться расчеты по  страхованию имущества и персонала  (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.
 Исчисленные  суммы страховых платежей отражаются  по кредиту счета 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами"  в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей.
 Перечисление  сумм страховых платежей страховым  организациям отражается по дебету  счета 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами"  в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
 На указанном  счете также отражаются расчеты  по претензиям, предъявленным поставщикам,  подрядчикам, транспортным и другим  организациям, а также по предъявленным  и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам, расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества и т.д.
    Налоговый учет - это особый порядок учета  доходов (расходов) и момента их признания  для  исчисления облагаемой прибыли (ст. ст. 313 - 333 НК РФ).
Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно и отражают в учетной  политике организаций для целей налогообложения.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ для целей налогообложения  убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае создания налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам - суммы безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам.
Такие расходы, согласно п. 1 ст. 274 НК РФ и ст. 247 НК РФ, уменьшают налоговую базу при  расчете налога на прибыль. То есть в целях налогового учета суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок
исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта  государственного органа или ликвидации организации признаются внереализационными расходами.
Как изложено в  Письме МНС России от 15 сентября 2004 г. N 02-5-10/53 "О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения  прибыли", не взысканная в связи с пропуском срока обращения к судебному приставу за исполнением судебного решения дебиторская задолженность не может в целях налогообложения
быть учтена в уменьшение налоговой базы, поскольку  данное основание не содержится в  перечне условий признания задолженности безнадежной, установленном п. 2 ст. 266 НК РФ. 

 1.5 Порядок создания резервов и списание задолженности по срокам исковой давности  

     Суммы безнадежной дебиторской задолженности  и невостребованной кредиторской задолженности  подлежат списанию. Дебиторская задолженность списывается на уменьшение прибыли (как прочие расходы) или резерва сомнительных долгов. Кредиторская задолженность по истечение срока исковой давности также списывается на финансовые результаты. Основанием для списания задолженностей обеих видов после истечения срока исковой давности служат письменные обоснования, акт инвентаризации и приказ руководителя организации  о списании задолженности.
    В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик имеет право создать резерв по сомнительным долгам по любой задолженности.
    Исходя  из положений ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (как и в бухгалтерском) определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода. При этом НК РФ определяет зависимость создания резерва от срока возникновения обязательства по уплате должником причитающихся по договору сумм.
    Инвентаризация  дебиторской задолженности в  данном случае проводится с целью  определения на основании договоров  сроков возникновения задолженности  по каждому дебитору, а также просрочки исполнения обязательств (в днях) на конец отчетного периода на основании первичных документов и актов сверки взаиморасчетов.
    На  основании инвентаризационных данных налогоплательщик определяет просроченную задолженность, затем классифицирует ее как безнадежную или как сомнительную. Если просроченная задолженность признается безнадежной, то она покрывается за счет созданного резерва, если сомнительной — то подлежит включению в состав резерва по сомнительным долгам.
    Сумма создаваемого резерва исчисляется следующим образом:
·         по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
·         по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
·         по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
    Причем  суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам относятся в  состав внереализационных расходов в последний день отчетного (налогового) периода.
Рассмотрим на конкретном примере, каким образом  организация определяет сумму расходов, подлежащую включению в состав резервов по сомнительным долгам.  

    Пример 1
    В организации ООО «Мадлена» по состоянию на 31 марта 2009 г. по итогам инвентаризации числится просроченная дебиторская задолженность:
    с 15 июля 2008 г. — в размере 36 000 руб.;
    с 10 августа 2008 г. — в размере 15 000 руб.;
    с 17 октября 2008 г. — в размере 20 000 руб.;
    с 10 февраля 2009 г. — в размере 24 000 руб.;
    с 3 марта 2009 г. — в размере 10 000 руб.
    На  основании инвентаризационных данных бухгалтер предприятия должен рассчитать сумму расходов, подлежащих включению в состав резервов по сомнительным долгам.
    В соответствии с требованиями ст. 266 НК РФ бухгалтер должен определить три составляющие резерва:
·         резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней;
·         резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней;
·         резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения менее 45 дней.
    Затем необходимо сложить данные суммы  и сравнить их с десятью процентами от выручки отчетного (налогового) периода.
    При создании резерва по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней к данному виду будет отнесена любая задолженность, возникшая до 1 января 2009 г.
    Следовательно, исходя из условий примера, резерв по задолженности со сроком свыше 90 дней составит: 36 000 руб. + 15 000 руб. + 20 000 = 71 000 руб.
    При создании резерва по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней к данному виду будет отнесена любая дебиторская задолженность, возникшая в период с 1 января 2009 г. до 15 февраля 2009 г.
    Следовательно, в нашем примере резерв составит 24 000 руб. ? 50% = 12 000 руб.
    Поскольку сомнительная задолженность со сроком возникновения менее 45 дней не увеличивает сумму сомнительного резерва, резерв по дебиторской задолженности, возникшей с 3 марта 2009 г., не создается.
    Таким образом, общая сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная исходя из срока возникновения задолженности: 71 000 руб. + 12 000 руб. = 83 000 руб.
    Налоговое законодательство (п. 4 ст. 266 НК РФ) ограничивает сумму создаваемого резерва по сомнительным долгам: сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Следовательно, исчисленную сумму резерва по сомнительным долгам на основании данных инвентаризации по срокам следует сравнить с максимальной суммой создаваемого резерва, исчисленного исходя из выручки отчетного (налогового) периода. Для включения в состав внереализационных расходов принимается меньшее значение.
Предположим, что  выручка за I кв. 2009 г. у ООО «Мадлена» составила 584 000 руб.
    Максимальная  сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная исходя из выручки отчетного периода (I кв. 2009 г.): 584 000 руб. ? 10% = 58 400 руб.
    Поскольку сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная исходя из срока возникновения  задолженности (83 000 руб.), больше его  максимальной суммы, исчисленной исходя из выручки отчетного периода, сумма создаваемого резерва принимается равной 58 400 руб. и включается в состав внереализационных расходов 31 марта 2009 г. 
    Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что «резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей».
Иначе говоря, если налогоплательщик создает резерв по сомнительным долгам, то расходы по списанию безнадежных долгов осуществляются только за счет суммы созданного резерва. 

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек  срок исковой давности, являются внереализационными доходами организации согласно п. 18 ст. 250 НК РФ и подлежат отнесению на финансовые результаты.
Списание кредиторской задолженности должно производиться своевременно, поскольку несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как сокрытие или не учет внереализационных доходов организации.).
Списание сумм невостребованной кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, производится в соответствии с п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета:
 «Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у
некоммерческой  организации». Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.  При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности, включая суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
Списанные суммы  кредиторской задолженности (с учетом НДС), согласно п. 8 ПБУ 9/99, включаются в состав прочих доходов. Такой прочий доход признается в том отчетном (налоговом) периоде, в котором истек срок исковой давности. При этом в бухгалтерском учете составляется проводка:
Д       60 (76)    К    91   Включены в состав прочих доходов суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком давности 

1.6 Инвентаризация расчётов с дебиторами и кредиторами 

Одним из необходимых  средств для учета дебиторской  и кредиторской задолженности является инвентаризация. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности и позволяет выявить остатки дебиторской и кредиторской задолженности.
Инвентаризация  расчетов проводится с целью документального  подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки. При инвентаризации проверяется правильность осуществления расчетов с другими хозяйствующими субъектами, кредитными организациями, органами государственной и
законодательной власти, с физическими лицами, а  также обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
"а) правильность  расчетов с банками, финансовыми,  налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском  учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности".
Итак, при инвентаризации проверяются расчеты:
- с кредиторами  по кредитам;
- с бюджетом  по налогам и сборам и с  внебюджетными фондами по взносам;
- с покупателями  и поставщиками;
- с работниками,  в том числе с подотчетными  лицами;
- с другими  дебиторами и кредиторами.
Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.
     Порядок и сроки проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
     Инвентаризация  производится в соответствии с Методическими указаниями  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Основанием для ее проведения  служит приказ руководителя по унифицированной форме № ИНВ-22 .
       Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации  расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма ИНВ-17). Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации". Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. В акте указываются:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.