На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление занятостью населения в регионе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Министерство общего и профессионального Образования Свердловской области

                   Управление образования Администрации города Екатеринбург
                         Отдел образования Администрации Кировского района
                                    Средняя общеобразовательная школа № 36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Управление занятостью населения  в регионе на "примере  Свердловской области»  
 
 
 
 

                                             
               

                                                    
               
               
               
               

                                              
               
               
               
               

                                           
 
 
 

                                        Екатеринбург 2009 

                                                                         ОГЛАВЛЕНИЕ
      В ВЕДЕНИЕ  
1. ЗАНЯТОСТЬ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  НА
      РЕГИОНАЛЬНОМ  УРОВНЕ  
      1.1. Современное понимание занятости  населения  
       1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости
      в России  
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТ А
      ГСЗН  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  
2.1. Организация деятельности и функции Департамента ГСЗН Свердловской области в сфере управления занятостью населения в
      регионе  
    2.2. Мониторинг  рынка труда и оценка социальной  эффективности 
      деятельности  Департамента ГСЗН Свердловской области   
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 


                                                    ВВЕДЕНИЕ
 
 
     Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической  системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и  т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих  в рыночной экономике, прямо или  косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке  труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда  играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается  ее полезность и общественная значимость.                                           Основными понятиями рынка труда является понятие «занятость» и «безработица». Важнейшим показателем развития рынка труда является уровень занятости населения. Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности1.
  Проблема  занятости населения является сегодня  одной из важнейших как на федеральном, так и на региональном и муниципальном  уровне. Это связано с тем, что  занятость населения характеризует  то, насколько эффективно граждане страны вовлечены в трудовую деятельность, насколько рационально и полно  используется имеющийся у них  трудовой потенциал. Без эффективной  занятости невозможно продвижение  России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны является высококвалифицированная мобильная сила, заинтересованная в результатах производства и обеспечённая устойчивой занятостью.
    Таким образом, занятость населения занимает особое место в системе
рыночных  
 

отношений.  
 

Большинство  
 

экономических,  
 

социальных,
демографических явлений, протекающих в рыночной  
 
 

 
1 Основы муниципального управления/ под ред. Б.В.Зотова. М., 2007.
 


экономике, прямо  или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке  труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, занятость  играет важную роль в системе воспроизводства. Именно в сфере занятости населения  происходит купля-продажа рабочей  силы, оценивается ее полезность и  общественная значимость.
    Актуальность работы. Сегодня потребность в изучении и совершенствовании политики занятости, процессов государственного регулировании рынка труда в России и ее регионах значительно возрастает в связи с экономическим кризисом и обозначившимися негативными тенденциями в трудовой сфере. Это справедливо и для Свердловской области, в которой состояние рынка труда и занятости населения в связи с экономическими проблемами по сравнению с 2007 годом заметно ухудшилось. В этой связи повышается актуальность совершенствования механизмов управления занятостью населения в регионе.
      Цель  работы - исследовать систему организации управления занятостью населения в Российской Федерации и опыт управления рынком труда на уровне Свердловской области.
    Задачи  работы:
      1) исследовать научную литературу, материалы периодики по теме  работы и данные официальной  статистики рынка труда в России  и Свердловской области; 
      2)  охарактеризовать  нормативно-правовые  и  организационно-
институциональные основы управления сферой занятости  населения в России;
          3) провести анализ управления рынком труда и регулирования сферы занятости в Свердловской области на примере работы Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области;
     Объект  исследования - рынок труда и занятости населения в России и Свердловской области в условиях кризиса.
     Предмет исследования - деятельность Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области в сфере регулирования рынка труда и занятости населения в условиях кризиса.
 
     Основные  методы исследования, использованные в работе: описательный, нормативно-правовой, статистический, институциональный.
     Структура работы включает в себя введение, три главы основной части, заключение, список использованной литературы и четыре приложения.
 


           1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ НА
          РЕГИОНАЛЬНОМ  УРОВНЕ
                           1.1. Современное понимание занятости населения
 
     Одним из важнейших показателей рынка  труда является занятость. К настоящему времени и в литературе пока не выработано единое определение занятости.
     Наиболее  взвешенным является понимание трудовой занятости как занятости граждан  в сфере общественного и личного  труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение  заработка (трудового дохода) или  иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели2.
     Согласно  СТ.1 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации», понятие занятости толкуется применительно к каждому отдельному гражданину. Занятость - это деятельность гражданина:
    - связанная с удовлетворением его личных, а также общественных
потребностей;
    - не противоречащая законодательству Российской Федерации;
    - приносящая ему, как общее правило, заработок, трудовой доход3.
     Законодательство  России декларирует право граждан  самостоятельно распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, т.е. обеспечивать себе занятость. Еще шире это право изложено в статье 37 Конституции РФ, в которой говорится, что труд свободен. И каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
 
 
2 Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России / под общ. ред. О.М. Медведева: Учебник. М.: МГИУ, 1999. С.24.
3 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». М.: Гарант, 2006.
 


     Важно отметить, что в настоящее время (в отличие от советского периода) никто не обязан быть занятым, т.е. человек волен сам выбирать работать ему или не работать. В России отменены санкции за тунеядство. В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закреплено очень важное для многих граждан положение о том, что незанятость не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
      В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются граждане:
      1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на  условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных  работ (кроме граждан, для которых  общественные работы являются  подходящей работой);
    2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
      3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
      4) выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  предметами которых являются  выполнение работ и оказание  услуг, в том числе по договорам,  заключенным с индивидуальными  предпринимателями, авторским договорам,  а также являющиеся членами  производственных кооперативов (артелей);
      5) избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность; 
      6) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних
дел Государственной  противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
 
7) проходящие  очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
      8) временно отсутствующие на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью,  отпуском, переподготовкой, повышением  квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом  на военные сборы, привлечением  к мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе, исполнением  других государственных обязанностей  или иными уважительными причинами; 
      9) являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением учредителей  (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав  в отношении этих организаций. 
Наряду с занятыми в экономике всегда присутствуют безработные. Безработным считается человек, не имеющий работы, но желающий и способный работать. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые:
      Не имеют работы и заработка;
      Зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
    3. Готовы приступить к ней4.
     Решение о признании гражданина безработным  принимается службой занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.
 
4 Закон рф от 19 апреля 1991 г. N21 032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. N2199-ФЗ от 31.12.2005 г.). М.: Юрист, 2006. СА.
 


Таким образом, в соответствии с российским законодательством безработным  считается человек, признанный в  качестве такового государством на основании  перечисленных в законе признаков.
     Порядок регистрации безработных граждан  утвержден Постановлением Правительства  РФ от 22 апреля 1997 г . .N2458 (с изм. и доп.).
     Зарегистрированные  в государственных службах занятости  граждане формируют статистику так  называемой официальной, открытой безработицы. Однако в стране может существовать и безработица скрытая: она значительно  больше официальной безработицы, и  ее формируют лица, de facto не имеющие работы, но de jure не обладающие статусом безработного. Такими лицами могут быть домохозяйки, лица без определенного места жительства, бродяги, не учащаяся и не работающая молодежь и т.д.
 
      1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости в России
     в Российской Федерации правовой основой управления сферой занятости и трудоустройства населения является целостная система нормативных правовых актов, в которую входят:
      1) нормативные правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости и трудоустройства;
             2) акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости5.
Все существующие нормативные правовые акты в сфере занятости населения соотнесены между собой по юридической силе действия.
 
 
5 Рыженков АЯ., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. М., Новая правовая культура, 2007.
 
Среди национального  законодательства России главенствующую, основополагающую роль в обеспечении  правовых основ решения проблемы занятости населения играет Конституция РФ. Особо следует отметить СТ. 37, закрепившую свободу труда, что в свою очередь предусматривает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция РФ устанавливает также права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы.
     В развитие положений Конституции  РФ приняты кодифицированные нормативные  акты, в частности, Трудовой кодекс РФ, в котором нашли отражение  многие нормы о защите граждан  от безработицы. В частности, Трудовой кодекс РФ содержит нормы о повышенной защите на рынке труда
лиц в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин, лиц с семейными обязанностями  и т.д.
      Основной  массив норм о занятости населения  закреплен на уровне федеральных  законов и законов РФ. Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Этот закон закрепляет:
    - понятие занятости  и категории занятого населения, 
    - права граждан  и гарантии государства в области  занятости, 
    - основы организации  и регулирования занятости, 
    - участие в  этом процессе работодателей  и иных субъектов, 
    - ряд иных  положений в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране.
      Помимо  этого в федеральных законах  закреплены нормы по обеспечению  занятости инвалидов; льготы по трудоустройству, обучению, переподготовке и предоставлению отпусков для героев; нормы о защите прав и законных интересов детей  в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости  и другие.
      В сфере занятости активно применяются  подзаконные акты. В частности, важную роль играют Указы Президента РФ. Они  позволяют регулировать отношения, которые не урегулированы законами либо, либо способствуют реализации норм, закрепленных в законах. Среди указов Президента РФ можно выделить указ от 5 июня1992 г. N2554 «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации», указ от 2 июля 1992 г. N2723 «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными», указ от 25 марта 1993 г. N2394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» и ряд других.
     Кроме того, множество вопросов в сфере  занятости населения регулируется на уровне ведомственных и министерских нормативных актов, которые издаются Минздравсоцразвития РФ, Федеральной государственной службой занятости населения РФ, иными министерствам и ведомствами.
 
    На региональном уровне вопросы занятости населения  регулируются
нормативными  правовыми актами субъектов РФ. Субъекты РФ решают вопросы занятости и  трудоустройства на своей территории и могут издавать законы, постановления  и др.
     Наконец, завершает перечень нормативных  актов, регулирующих сферу занятости  населения, нормативные акты органов  местного самоуправления (муниципальные  правовые акты). В них могут регулироваться отдельные вопросы занятости  населения на территории конкретного  муниципального образования.
     Как показывает таблица 1, на сегодняшний  день достаточно четко разграничена компетенция и функции федеральных  и региональных органов государственной  власти в сфере занятости населения.
 
 
 
                                                                                                                  Таблица 1
      Функции федеральных и региональных органов государственной власти
                                      в сфере занятости населения
 
      Федеральный уровень 
Региональный  уровень 
  (уровень субъектов  РФ)
1. Разработка и реализация государственной 1. Разработка  региональной политики в
политики  в сфере занятости, ее нормативно- сфере занятости  на основе государственной 
правовое  обеспечение  политики и  с учетом местных условий, ее
  нормативно-правовое обеспечение 
2. Разработка и финансирование  2. Разработка  и финансирование 
федеральных программ содействия региональных  целевых программ занятости 
занятости. Разработка и обеспечение  населения, в  том числе программ
действия  экономических механизмов поддержки малого бизнеса
регулирования рынка труда   
3. Формирование и обеспечение  3. Организация  взаимодействия с
функционирования  Федеральной службы по территориальными  и местными органами
труду и занятости с региональными и Федеральной службы по труду и занятости 
местными  органами  
4. Координация и контроль деятельности  4. Координация  и контроль деятельности 
федеральных министерств и ведомств и  управляющих структур региона,
органов государственной власти субъектов  муниципальных образований,
РФ  в сфере занятости  общественных  и других организаций в
  сфере занятости 
5. Организация подготовки и  5. Организация  подготовки и 
переподготовки  кадров органов занятости  переподготовки  кадров для органов 
  занятости региона 
6. Научно-информационное и методическое  6. Информационное  обеспечение 
обеспечение деятельности органов  деятельности  органов занятости региона 
занятости  
7. Организация обмена опытом работы  в 7. Обмен опытом  работы в сфере занятости 
сфере занятости, в Т.ч. с зарубежными между муниципальными образованиями 
странами  региона, с другими  регионами и 
  зарубежными странами
 
 
      Специальными  органами, занимающимися вопросами  трудоустройства и занятости  населения являются:
    Федеральная государственная служба занятости,
    координационные комитеты содействия занятости населения,
    районные, городские центры занятости населения,
    негосударственные организации, оказывающие услуги  по трудоустройству.
      Правовой  статус органов, ответственных за реализацию государственной политики в сфере  занятости населения, закреплен  в ст. 15 Закона РФ «О занятости населения  в РФ» и в Постановлении  Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N~324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». Что касается городских и районных центров занятости населения, то они имеют статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ.
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ  ЗАНЯТОСТИ             НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТА ГСЗН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
2.1. Организация деятельности и функции Департамента ГСЗН Свердловской области в сфере управления занятостью населения в регионе
     в Свердловской области функции по регулированию рынка труда и занятости населения отнесены к компетенции Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области (далее - Департамент ГСЗН Свердловской области).
     В его современном статусе Департамент  начал функционировать с 1 января 2007 г. Он был создан на базе Управления ФГСЗН по Свердловской области в  ходе проводившихся в 2006-2007 гг. структурных  преобразований в региональных органах  занятости населения.
     Правовой  основой работы Департамента ГСЗН Свердловской области являются:
     1. Приказ Федеральной службы по  труду и занятости от 27 октября 2006 года № 274 «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости»;
     2. Указ Губернатора Свердловской  области от 20 октября 2006 года № 929-УГ;
     3. Постановление Правительства Свердловской  области от 29 декабря 2006 года №ll12-ПП «О Департаменте государственной службы занятости населения Свердловской области»Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области;
     4. Постановление Правительства Свердловской  области от 29 декабря 2006 года №1134-ПП «О приеме в государственную собственность Свердловской области федеральных государственных учреждений службы занятости».
 
 
     Основными направлениями работы Департамента государственной 
службы занятости  населения Свердловской области  являются:
      1.  Анализ положения на территориальном рынке труда и разработка
мероприятий по предупреждению и сокращению последствий  массового высвобождения работников;
      2.  Расширение  информированности  населения  региона  о возможностях трудоустройства, о наличии свободных вакантных мест;
      3.  Содействие увеличению количества и повышению качества
предоставляемых работодателями вакансий;
      Развитие трудовых ресурсов в регионе;
      Содействие мобильности рабочей силы;
      6.  Обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости
граждан, содействие усилению их социальной защищенности посредством повышения профессионального  мастерства, профессиональной мобильности  и конкурентоспособности на рынке  труда;
      7.  Ориентация на социальную интеграцию и поддержку граждан с
особыми потребностями;
      8.  Разработка территориальных комплексных программ содействия
занятости;
      9.  Распределение и контроль за использованием финансовых средств,
расходуемых на реализацию основных задач и направлений  деятельности центров занятости  населения.
    Основные задачи Департамента государственной службы занятости 
населения Свердловской области на текущий момент:
    - совершенствование  работы по профилактике безработицы  в регионе; 
    - сокращение  длительной безработицы; 
    - улучшение  информационного обеспечения политики  занятости; 
    - развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы
профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения 
вквалификации незанятого и работающего населения с учетом потребностей
рынка;
           - повышение эффективности активных мер на рынке труда; организация работы по обеспечению государственных гарантий безработным гражданам.
     Основная  цель функционирования Департамента государственной  службы занятости населения Свердловской области - развитие на территории региона  эффективного и цивилизованного  рынка труда, гармонично сочетающего  интересы работодателей и граждан, ищущих работу, и обеспечивающего  наиболее полную и продуктивную занятость  и поддержание высокого уровня доходов  населения; снижение уровня молодежной безработицы; адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой деятельности.
      Департамент  государственной  службы  занятости  населения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.