На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
  Введение…………………………………………………………………………3
    Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5
2. Организационно-правовые  формы малых предприятий……………….......11
3. Проблемы развития  малого бизнеса в Республике  Беларусь………………18
  Заключение…………………………………………………………………..….26
  Приложение…………..…………………………………………………………28
  Список  использованной литературы…………………………………..……….29
 

  
      Введение
  Малые предприятия, благодаря своей приспособленности  и высокой деловой активности,  создают условия для  благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в последние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют  все более заметную роль  в  решении  проблем научно-технического  развития,  совершенствовании  структуры  и  повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров,  услуг и капитала,  оказывая влияние на расширение международных экономических связей.
  За  последнее время значительно возрос интерес к проблемам малых предприятий развитых  стран.  Этот  интерес  объясняется  многосторонними обстоятельствами.  С одной стороны,  изучение современного мелкого бизнеса раскрывает новые важные тенденции в мировой экономике. С другой стороны,  потребности изучения зарубежного опыта необходимы в связи с развитием мелкого предпринимательства,  созданием сети мелких предприятий в нашей стране.
  Малый бизнес в рыночной экономике развитых стран –  важный сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество ВНП (во всех развитых странах на долю мелкого бизнеса приходится более  половины  ВНП).   Но  дело  не  только  в  количественных показателях,  меняется и качественная роль небольших компаний.  В настоящее время этот сектор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, превращается  в  важный  сектор  обеспечения  эффективности  всей экономики в целом.
  Комплексное исследование опыта мелких зарубежных компаний, механизмов государственного регулирования и стимулирования их деятельности имеет особую важность для нашей страны в период перехода к рыночным отношениям, когда создаются организационные структуры, призванные содействовать развитию сектора малого бизнеса в нашей экономике, т.е. развитию малых предприятий.[4 С.55]
  Несколько последних лет белорусская экономика  характеризуется небывалым падением темпов роста ВНП,  товарно-денежной несбалансированностью,  растущей инфляцией и безработицей,  дефицитом госбюджета,  подрывающим  стабильность  денежно-финансовой  системы,  а вместе с ней и всей экономики, снижением уровня жизни населения.
  Возникла  острая необходимость проведения коренной экономической реформы с признанием и реализацией всех форм собственности, глубокой перестройкой народного хозяйства и демонополизацией производства,  развитием негосударственного сектора  (т.е.  малых предприятий) и с сохранением в оптимальных критериях государственного сектора промышленности. Однако, осознав значение малых предприятий и расширив сферу их развития, государство не обеспечивает в полной мере создания предпринимательской среды для нормальной их работы, не  говоря  уже  о  создании  мер  поддержки  для  их  развития. Предприниматель  по-прежнему бесправен в получении ресурсов,  как материальных, так и финансовых, имеет многочисленные ограничения в выборе   сфер   деятельности,   в   реальном   обеспечении   прав собственности.   Не  осуществляется  дифференцированная  налоговая политика, льготное кредитование.
  Масштабы  негосударственного сектора расширяются  медленно,  ряд условий  его  развития  не  выполняется,  хозяйствующие  субъекты и государственного,  и  негосударственного  секторов  встречаются  со множеством препятствий в процессе производственной деятельности, не стимулируется отраслевое развитие малых предприятий.
  При написании работы мне  помогли  книги  таких  авторов,  как  Л.Ф.Догиль  и  Б.Д.Семенов  «Предпринимательство  и  малый  бизнес», С.Н.Виноградова  «Коммерческая  деятельность»,  Б.Н.Науменко  «Малый бизнес:  теория  и  практика  развития»  и  другие.  Все  они написаны простым и доступным языком. В этих книгах  рассказывается о предпринимательстве и малом бизнесе, а также описывают проблемы их развития на современном этапе.
  Так как переход к рыночным отношениям обусловил необходимость коренного   преобразования   производства,    производственной   и социальной   инфраструктур,    сферы   торговли,    финансовой   и инновационной деятельности, а также всей системы подготовки кадров. В новых условиях возросла потребность в специалистах,  способных осуществлять индивидуальную и коллективную деятельность, работать по контракту в предпринимательских структурах и в сферах, связанных с бизнесом и особенно с самым распространенным в рыночной экономике малым бизнесом. На мой взгляд, именно поэтому большое значение имеет изучение выбранной мной темы.
 

  
  1. Малый бизнес в  современной рыночной  экономике.
  Современная экономика развитых стран в подавляющем  большинстве представлена малыми и средними частными предприятиями. Они создают рабочие места, по доступным ценам и качественно одевают, кормят, обслуживают население.
  Малые предприятия в западных странах  оказало в последнее десятилетие настоящим экономическим феноменом.  Масштабы и темпы его развития,  роль в обществе оказались настолько впечатляющими,  что представляется важным выявить причины этого явления. Особенно важно сделать это в настоящее время, так как в нашей республике,  где экономика  представляет  собой  монополистическое  крупномасштабное производство,  явно недооценивается малый бизнес  как эффективное средство выхода из кризиса.
  Для начала рассмотрим, что же такое  малое предприятие, что оно собой  представляет. Итак, малое предприятие - это важнейший элемент рыночной структуры,  наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности.  Они могут создаваться  во  всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности и осуществлять  все  виды деятельности,  за  исключением  запрещенных законом  (например, изготовление ядов,  наркотических веществ). Как вновь создаваемые, так и действующие предприятия относятся к малым при соблюдении двух основных количественных критериев: численности работающих и объема хозяйственного оборота  (в промышленности – объем продукции, в торговле –  товарооборот).
  К малым предприятиям относятся вновь  создаваемые и действующие предприятия:
  -     В  промышленности  и  строительстве  -  с  численностью работающих  до 200 человек;
  В  науке  и  научном  обслуживании  -  с  численностью работающих до 100 человек;
  В других отраслях производственной сферы - с  численностью работающих до 50 человек;
  -     В отраслях не производственной  сферы - с численностью работающих  до 20 человек;
  -     В розничной торговле - с численностью  работающих до 15 человек.[5 с.5]
  Малое предприятие может быть создано  заново и в результате выделения из состава действующего предприятия одной или нескольких структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения  и  с  согласия  собственника  имущества.   Порядок создания,  деятельности,  реорганизации  и  ликвидации  малых  предприятий регулируется действующим законодательством с учетом особенностей,   предусмотренных   постановлением   Совета   Министров Республики Беларусь о малых предприятиях, законом о предприятиях и другими законодательными актами.[5 с.5-6].
  Еще семь лет назад многие экономисты и руководители народного хозяйства  придерживались мнения о малых предприятиях как технически отсталых и мешающих развития экономики. Часть из них рассматривали малые   предприятия   как   один   из   компонентов   существовавших производственных  структур,  выполнявших  вспомогательные  функции. Другие  считали,  что  их  создание  является  вынужденной  мерой избавления от  убыточности.  Да и сейчас  приходится преодолевать сформировавшийся  стереотип,  согласно  которому  малые  и  средние предприятия есть нечто вторичное в хозяйственной системе,  ее обременительный придаток.
  Мировой же опыт показывает, что сектор "малой  экономики" является одним из ключевых факторов экономического роста,  ускорения НТП,  социальной  переориентации  производства.  Для них характерны небольшая   капиталоемкость,   высокая   производительность   труда, быстрая окупаемость вложенных средств. Например, в США доля малых форм в ВНП достигла 38%, а финансовый оборот составил 42% общего объема продаж в стране, в малых фирмах к 1990г. было занято 20% рабочей силы. В бывшем СССР по данным 1990г., в промышленности из 43тыс.   самостоятельных   предприятий   на   долю   небольших   (с. численностью занятых до  500 человек)  приходилось  2/3 общего их количества,  а  удельный  вес  их  в  общем  объеме  производства  не превышал  10%.  В  промышленности,  торговле,   строительстве,   на транспорте  и  в  отраслях  связи  насчитывалось  не  более 800тыс. самостоятельных предприятий.  Если же  учесть,  что  большая часть малых предприятий включалась в состав различных объединений или других крупных структур, то количество самостоятельно действовавших субъектов  производства  в  3-4 раза меньше  названной цифры.
  Достоинствами малых предприятий являются: оперативное  реагирование на рыночный спрос,  динамичность организационных форм,  способность в зависимости от изменения потребительского спроса перестраивать производство на изготовление новой продукции, товаров и услуг,  высокая степень готовности к коммерческому риску с целью завоевания рынка  в  условиях  конкуренции,  более  высокая  степень зависимости  оплаты  труда  работников  от  конечного  результата деятельности   малого   предприятия,    возможность   эффективного оперативного руководства,  участие практически всех работников  в управлении производством.
  В чем же  главное  преимущество малого  предпринимательства и  почему оно получило такое широкое  развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:
  1. мелкосерийное производство  может быстро  реагировать на изменение рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями  в  объемах производства  и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стало резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого  качества.  Не  большие  же  предприятия  без  особых осложнений могут  переналадить  свое  производство  на  новую продукцию.  Они,  собственно,  этим и  занимаются.  В  этом и заключается  их  путь.  Иначе  они  обанкротятся.   (Шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);
  2. малое     предпринимательство     способствует     развитию предприимчивости,   практически   дает   возможность   каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов,  и дало  возможность  быстрого развития  экономики  страны.  В  нашей  стране  ориентация  на крупные  предприятия  с  замкнутой  системой  производства, сосредоточившие в себе все от проектирования до изготовления, не способствовало развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди  с интересными идеями,  попадая  на  такие предприятия,  постепенно мирятся с тем,  что они всего лишь "винтики" в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;
  3. развитие   сети   малых   предприятий   позволяет   широко использовать мастные сырьевые ресурсы,  во многих случаях и отходы производства.  Крупному предприятию заниматься такими мелочами не времени.  Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;
  4. на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на  крупных,  минимален аппарат управления.  У нас же руководители  даже  не  больших государственных  предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда,  но  и  психологии,  как  руководителей,  так  и  членов коллектива;
  5. малые предприятия имеют малую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств   нет   никакой   отдачи.   Строительство   же   малых предприятий,  особенно с использованием стандартных блочных конструкций,  может  составлять  всего  несколько  месяцев.  И максимум  через  год  они  могут  начать  выпуск  продукции. Окупаемость  таких предприятий  вполне может  укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;
  6. развитие  малого  предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто,  работая  в  полсилы,  получать  заработную  плату  на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате  труда,  которая  приводит  к  тому,  что  их  хорошие работники начинают снижать  интенсивность  своего труда.  На малом предприятии все на виду. Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата  труда.  Это  становится  одним  из  главных  рычагов интенсификации труда;
  7. развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места.  Переход к рынку в  нашей  стране неизбежно приведет  к  свертыванию  ряда  производств,  в  ряде  случаев банкротство предприятий. Возрастет безработица.
  Таким образом, малые предприятие,  с  одной стороны, формирует рыночную среду,  а с другой –  открывает  широкие возможности для всех  кто  склонен  к  предпринимательской  деятельности.  В  США, например,  из  19 млн.  разных  самостоятельных фирм свыше  94% составляют  мелкие.  В  Японии  11  млн.  самостоятельных  компаний относится к средним и мелким предприятиям. 99% из них принадлежат сектору мелкого бизнеса. На долю этого сектора в США приходится около 50% ВНП, а в Японии –  свыше 50%. В США мелкие фирмы дают 2/3 вновь создаваемых рабочих мест.
  В бывшем СССР на каждое предприятие  приходилось продукции в 4 раза больше, чем в США. Среднее число занятых  на одном предприятии в стране в 1988 году составляло 873 человека, в  то время как в развитых капиталистических странах не превышало 86. Ни одна страна в мире не имела такой степени концентрации производства,  хотя в отдельных случаях  присутствие на рынке  продукции индустриальных гигантов диктуется экономической целесообразностью. Это необходимо рассматривать как исключение из правил.  В то же время создать развитый  рынок  товаров  невозможно" при  отсутствии  конкуренции производителей.
  Монопольные производители при социализме возникли не вследствие рыночного  и  технологического  соревнования  в  борьбе  за  полное удовлетворение  потребителей,  а  как  результат  государственного вмешательства на всех уровнях многообразные экономические процессы. Для нашей экономики характерны монопольные структуры, базирующиеся в   основном   на   сверх   централизации   управления   на   основе иерархического  подчинения.   Монополия  на  управление  породила производственную монополию,  характеризующуюся  концентрацией  производства определенного  продукта  на  одном или  нескольких предприятиях  как  следствие,  возникла монополия в  сфере распределительных отношений  –  монополия реализация товара.  В результате сформировался монополизм иного порядка,  чем в условиях рыночных отношений.
  Гегемония хозяйствующих субъектов основана на изоляции их от рынка,  на внешнеэкономических методах принуждения отдельных субъектов экономических отношений следовать воле и требованиям монополистических структур. Очевидны последствия такого положения дел в экономике:  подавление инновационной активности;  у предприятий пропадают  стимулы  к  внедрению  прогрессивных  технологических процессов и оборудования;  падают темпы роста производительности труда;   появляется   безразличие      интереса   потребителей   и бесхозяйственность;  производство существенно отстает  от мирового уровня.
  Актуальным  является принятие антимонопольного законодательства, в  котором  важное место  должно  быть  отведено  развитию  "малого бизнеса".  Мировая практика показывает,  что сектор мелкого предпринимательства выполняет важные функции в экономике,  именно он создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, мгновенной реакции на любые изменения рыночной конъюнктуры,  ту среду и дух предпринимательства,  без которых ни одна рыночная экономика невозможна. В США малые фирмы внедряют в 17 раз больше нововведений, чем крупные компании с численностью занятых более 10 тысяч человек. Исследования показали, что после поглощения малой фирмы значительно более крупной производительность труда падает на 20-30%,  а общая экономическая эффективность снижается в среднем в 1,5 раза.  [9 с.30].
  Проблема  развития и поддержки малого бизнеса  в странах с развитой рыночной экономикой и у нас,  где только создается механизм рыночных  отношений,   во  многом  различна.   За  рубежом  малые предприятия существуют  в рыночной  экономике как неотделимая ее часть, поддерживаются и поощряются. Так, созданная в начале 50-х годов Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в настоящее время насчитывает  4,5  тыс.   служащих.  АМБ  оказывает  помощь  малым предприятиям,  особенно  в начальный период  их  становления,  в частности путем гарантирования кредитов,  содействия  в  повышении квалификации  предпринимателей.  Государство,  являясь  регулятором экономики,  устанавливает  налоги  в  зависимости от прибыли предприятия.  Поощряя развитие  и  действие малых  предприятий,  правительство  США  устанавливает  для  них  ставку  налога  25-30%,  что значительно меньше, чем для крупных предприятий.  Оно же снижает налоги, если область применения капитала постоянная в течение 5-7 лет.  Причем применяется прогрессивная ставка налога:  малая,  где степень  его  приложения  капитала  незначительна,  и  необходимо привлечь капитал, и высокая, где степень его приложения велика. Для того, чтобы малые предприятия в нашей республике развивались быстро и эффективно,  смогли в ближайшие 1,5-2  года создать устойчивый сектор рыночной экономики, они должны быть поставлены в одинаковые условия   независимо   от   формы   собственности.   Поощрение   их деятельности  в  первую  очередь  должно  осуществляться  за  счет снижения  налоговых  ставок  на  прибыль,  предоставления  льготных кредитов и субсидий из финансовых источников,  сформированных на региональном  уровне.  Необходимо  отработать  систему  страхования малого бизнеса.  Все это создает необходимую стабильность и уверенность  у  предпринимателей,  рискующих  собственным  или  заемным капиталом.  При  этом важнейшее условие функционирования рынка - самостоятельность предприятий,  их материальная ответственность за свою  деятельность.  Они  должны иметь  свободу для  использования принадлежащего  им,  арендуемого  или  переданного  в  пользование имущества,  самостоятельно  определять  производственную  программу, сами принимать и размещать заказы, распределять доходы,  в полной мере осознавать, что их возможности ограничены заработанными ими самими средствами.
  Экономическая  свобода  субъектов  рыночных  отношений  -  это возможность  свободного  выбора  партнеров,   состязательность  и конкурентная борьба. Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа, достижение иной цели или выгоды.  В условиях рыночной   экономики   конкуренция   является   важным   механизмом экономических связей между производителями и потребителями.  Она обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение НТП. Сейчас у нас существует конкуренция, но, в основном, только  среди  потребителей,  за  товар.  Такого  рода  конкуренция является    оборотной    стороной    ведомственного    монополизма, материальная  основа  которого  –   высокая  степень  концентрации производства  и  слабость  "второго  этапа"  экономики  –   мелкого бизнеса
  Главной целью создания малых предприятий  является увеличение массы  производителей  как  основного  компонента  рынка,  которые предназначены для  ликвидации  монополии,  развития  конкуренции  и максимального  удовлетворения  потребительского  спроса  населения. Динамичность мелких производств, их способность в короткие сроки изменить номенклатуру изготовляемых изделий,  низкая удельная капиталоемкость делают малую экономику основой структурной гибкости хозяйства республики. В условиях перехода к рыночной экономике это свойство малых предприятий приобретает особенное значение.
  Таким образом, подводя итог, можно сделать  вывод, что костяком экономики являются крупные корпорации,  а ее мускулами - мелкие компании, приводящие большой бизнес в движение. В последнее время стали считать,  что многие  мелкие  фирмы  -  не  только  мускулы экономики, но и часть ее мозгов. Во многих наукоемких отраслях тон задают именно гибкие, оперативные фирмы (венчуры), которые вносят ощутимый вклад в инновационные процессы.
  Вместе  с тем, развивая малые предприятия, не следует воспринимать их как антипод крупным. Формирование сети малых предприятий должно стать процессом заполнения имеющихся пустот в хозяйстве, которые лишали экономику структурной гибкости,  восприимчивости к новинкам науки и техники,  инициативного поиска,  отзывчивости на запросы потребителей.                    
 

  
  2. Организационно-правовые  формы малых предприятий.
  Вопрос  о том, какие организационно-правовые формы могут принимать  малые  предприятия,  имеет  большое  социально-экономическое значение.   Речь  идет  о  возможности  населения  включаться  в предпринимательскую деятельность,  а потому и о масштабах малого бизнеса. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь  в  предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.
  Выбор организационно-правовой формы предприятия  зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:
  - задачи, которые ставятся перед  предприятием при его создании;
  - размер капитала, которым располагают основатели;
  - ответственность, которую хотели  бы взять на себя вкладчики  капитала: ограниченную или неограниченную;
  - степень участия вкладчика капитала  в управлении предприятием;
  - наличие или отсутствие у основателя  предприятия профессиональных знаний;
  - налоговое законодательство.
  Наиболее  распространенной формой предпринимательства  является индивидуальная трудовая деятельность (ИТД). На Западе к этой форме относится единоличное владение собственностью.  Владельцем такого предприятия может быть как одно лицо, так и семья, но в последнем случае надо иметь в виду,  что "империя" Форда - тоже семейное предприятие.    Индивидуальная   трудовая   деятельность   активно используется и в хозяйственной жизни нашей республики.
  Единоличные  предприятия  имеют незначительные  масштабы  деятельности, не являются, как правило, юридическими лицами, и поэтому их  создание  не  обременено  сложной  процедурой.  Им  достаточно периодически  получать  патент  иди  регистрационное  удостоверение. Государство  обеспечивает  поступление  налогов  в  казну от  таких бизнесменов с помощью их регистрации и налоговых деклараций.
  Единоличный предприниматель создает свое предприятие  на свои деньги, отвечает всем своим  имуществом, единолично управляет и  распоряжается прибылью.[8 С.16-17].
  Со  временем, по мере расширения бизнеса, начинают сказываться недостатки такого предпринимательства:  высокий риск,  слабый финансовый базис.  С  целью их  преодоления  бизнесмены объединяются персонально, профессионально или объединяют капиталы.
  Непродолжительное  сотрудничество  проще  всего  осуществлять  в форме товарищества. Под ним понимается договорное соглашение лиц об объединении имущества и усилий для достижения определенной цели в бизнесе.
  Создание  такого предприятия оформляется  устным или письменным договором. Оно не имеет права юридического лица, не регистрируется и  ликвидируется  участниками  по  достижении  цели.  Члены  такого предприятия обязаны внести оговоренный вклад, равно участвовать в погашении убытков и долгов. Они имеют право совместно вести дела и представлять предприятие, равно, независимо от вклада участвовать в распределении  прибыли,  в  любое  время  выйти  из  предприятия  и получить часть имущества.
  Привлекательность  такой  формы предпринимательства  -  быстрое создание без бюрократических препон и с наименьшими затратами.
  К этой же группе относится и анонимное товарищество - договорное соглашение между предпринимателем и собственником капитала, по которому последний передает в распоряжение первого свое имущество под определенный процент прибыли на вложенный капитал.
  Деньги  анонимного вкладчика зачисляются  на особый счет и не становятся  собственностью  предпринимателя.  Вкладчик  участвует  в погашении убытков до размера  вклада и получает право на оговоренную  долю прибыли, получение информации в виде годового отчета и может выбыть в оговоренном порядке. Его имя не указывается в названии фирмы, и отношения с владельцем предприятия внешне невидимы.
  Приведенные формы бизнеса относятся к  неполным, так как они не ведут  к формальному образованию фирмы и не вносятся в реестр. Они занимают малый удельный вес в общем числе предприятий.
  Следующую группу коллективных предпринимательских  структур составляют так называемые персональные товарищества: открытое торговое и смешанное.  Они  имеют  более  высокий  статус,  так  как  могут заниматься бизнесом в больших масштабах, и потому подлежат государственной регистрации.
  Довольно  широкое распространение получили открытые торговые товарищества. Сферой их деятельности, как правило, являются торговля, брокерские, финансовые и другие услуги, медицина. Такое предприятие представляет  собой  объединение  двух  или  более  физических  и юридических лиц, которые договариваются между собой о совместном ведении какой-либо хозяйственной деятельности.
  По  договору товарищества создают общее  имущество,  внося свои доли в  любой форме. Это могут быть как  материальные, так и интеллектуальные ценности.
  Открытое  торговое товарищество регистрируется органом власти в установленном порядке.  При этом процедура регистрации предусматривает  лишь  предоставление  учредительного  договора,  в  котором оговариваются условия вступления в предприятие (доля в имуществе), направления  хозяйственной  деятельности,   порядок  распределения доходов и другие условия взаимодействия по усмотрению участников. Обязательным требованием при регистрации является указание фамилии хотя бы одного участника в названии товарищества, например полное товарищество "Доронин и компания".
  Такое предприятие не является юридическим  лицом, поэтому налоги со своей общей прибыли. Каждый участник получает свою долю и платит лично согласно налоговой декларации. Ответственность по долгам в таком товариществе солидарная,  т.е.  кредитор вправе обратить во взыскание все имущество товарищества или любого из его членов. Особенность товарищества –  равные права участников по управлению деятельностью и участию в доходах, регламентируемые договором.
  Более сложным по условиям создания является смешанное товарищество.   В   западных   странах   такое   предприятие   называется комманлитым. Наименование смешанного оно получило потому, что здесь различны участие членов в управлении, ответственность за результаты деятельности, их права. Руководить таким обществом имеют право лишь действительные  члены,  или  комплементарии.  Они несут,  как и в открытом товариществе,  неограниченную ответственность  по долгам, т.е. всем своим имуществом. Для расширений бизнеса действительные члены  привлекают  владельцев  денег,   пассивных  вкладчиков  или коммандитистов. Последние отвечают по долгам в пределах вложенного имущества и потому лишены права голоса при принятии управленческих решений. Они могут рассчитывать на определенный процент от прибыли на вложенный капитал.
  Учредителями  коммандитного товарищества могут быть как физические, так и юридические лица. Само же товарищество в одних странах имеет право юридического лица, а в других таковым не обладает. При его регистрации достаточно представить учредительный договор.
  Следующую группу предприятий составляют так называемые капитальные общества,  которые создаются на основе объединения капиталов. Из включенных в нее акционерного общества и общества ограниченной ответственностью рассмотрим второе, относящееся к формам малых предприятий.[1 с.46-49].
  Общества  с ограниченной ответственностью являются наиболее распространенной  формой  предпринимательства.  Привлекательными  сторонами общества являются ограниченная совместным имуществом ответственность  по  долгам,  а  также  предоставляемые  государством налоговые льготы.
  Фирмы и корпорации. Фирма - организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги.
  В    зависимости    от    характера    собственника    различают государственные.  Частные  предпринимательские  и  капиталистические фирмы.  Цель хозяйственной  деятельности  их  в  каждом  конкретном случае  является  максимизация  остаточного  дохода   -   прибыль собственника после осуществления всех платежей, максимизация отдачи на вложенный капитал и максимизация трудового дохода.
  Корпорация - общество, союз, группа лиц, объединяемых общностью профессиональных  или  сословных  интересов.  Корпорации  занимают главенствующее положение во всех сферах производства в странах с развитой рыночной экономикой.  Как правило,  корпорации связаны с больше бизнесом, хотя могут и быть небольшие их формы.
  Основными функциями корпораций являются:
  • изучение конъюнктуры рынка и  определение стратегии действий;
  • внедрение  достижений  научно-технического  прогресса  путем реализации научно-технических  программ;
  • распределение  централизованно  выделяемых  и  изготовляемых  межхозяйственными  предприятиями  корпорации  ресурсов  через сеть собственных коммерческих структур;
  • совершенствование хозяйственного механизма и др. Первой корпорацией  в Республике Беларусь явилась строительная корпорация "Белбуд",  в которую вошли на добровольных началах строительные  организации,  ранее находившиеся  в  подчинении Министерства строительства республики.[8 с.25-26]. Еще  одной  организационно-правовой  формой  предпринимательской деятельности  является  холдинговая компания.  Холдинг  -  Это общество,  создаваемое собственниками для управления дочерними предприятиями (объединениями)  через систему участия.  Холдинг, или головная  холдинговая компания,   концентрируя  у  себя контрольные пакеты акции дочерних предприятий, аккумулирует тем самым финансовый капитал. В свою очередь холдинговая компания выступает в форме акционерного общества, выпуская свои акции. В   соответствии   с   законодательством   Республики   Беларусь холдинговые компании могут быть созданы:
  • при преобразовании крупных предприятий  с выделением из их состава     подразделений     в     качестве     юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
  • при  объединении  пакетов  акции  юридически  самостоятельных предприятий;
  • при учреждении новых акционерных  обществ.[8 с.26-27].
  Также одной из организационно-правовых форм является оффшорная компания  -  предприятие,  созданное в зоне льготного (вплоть  до нулевого)   налогообложения,   принадлежащие   лицам   не   имеющим постоянного место пребывания в стране регистрации.  Как правило, оффшорные предприятия создаются в форме обществ или компаний с ограниченной  ответственностью.  Не  исключена  возможность  выбора других  организационно  правовых  форм  оффшорной  деятельности, например,   товарищества  или  филиалы  иностранной  компании.   В некоторых  странах  возможна  срочная  покупка  готовой  компании. Минимальный размер уставного капитала может быть прямо или косвенно установлен  в  законодательстве  или  вообще  не  регламентирован. Большинство   оффшорных   компаний   используются   для   реальной хозяйственной  деятельности  -  финансирование  торговых  операций, оказание услуг, управление инвестициями. Многие их них способствуют привлечению капитала  в  нашу  республику  в  качестве  товаров, технологий и вкладов в уставные капиталы предприятий. [8 с.27-28].
  Следующая форма - консалтинговые объединения. Консалтинг - это консультационные  услуги  и  экспертизы  по  техническим  проектам, которые предлагают своим клиентам специализированные фирмы в сфере деловых услуг производству. Консалтинговые объединения - в малом бизнесе     организуется     с     целью     содействия     развитию предпринимательской  деятельности  путем  создания  цивилизованного рынка  консультационных  услуг,  которые  отдельная  фирма  не  в состоянии обеспечить на должном уровне.
  Основными задачами данных объединений являются:
  • обеспечение  корпорации  деятельности  их  членов  путем  создания единого  информационно-справочного  фонда,  осуществление  единой рекламной стратегии;
  • содействие   развитию   сети   консультационных   организаций   и привлечению иностранных инвестиций;
  • подбор партнеров для реализации предпринимательских  инициатив.
  Консалтинговые  объединения  в  большинстве  случаев  налаживают тесное   взаимодействие   в   торгово-промышленной   палатой,    с национальным или коммерческими банками республики,  что повышает уровень,  проводимой ими работы по формированию рынка услуг.  Тем самым они вносят реальный вклад в развитие малого бизнеса.
  При    необходимости    консалтинговые    объединения    могут организовывать    обучение    или    стажировку   предпринимателей, руководителей  и  специалистов  предприятий  малого  бизнеса  за рубежом.[8 с.31].
  Значительные  масштабы хозяйствования определяют более высокие требования  к  его  основателям  со  стороны  государства.  Общество должно  получить  право  юридического  лица,  зарегистрироваться  в установленном порядке, для чего его члены должны заключить учредительный договор и разработать устав. Регламентируется также сумма уставного  фонда.  Учредительный  договор  определяет  обязательства учредителей  в  отношениях между собой,  а  также  по  отношению к обществу.   Так,   в  этом  документе  регламентируются  права  и обязанности членов, порядок образования имущества и распределения доходов, система управления, порядок рассмотрения споров, внесения изменений  и  дополнений  в  договор,  прекращения  его  действия, указываются юридические права сторон.
  В  уставе  общества  перечисляются  цели  и  виды деятельности, участники,  указывается  размер  уставного  фонда,  регламентируются производственно-хозяйственная  деятельность,   порядок  образования  имущества и распределения прибыли, предусматриваются организация и оплата труда, социальное обеспечение участников, функции управления и прекращения деятельности.  Так,  единоличный владелец  может получить  для своего  предприятия права общества  с ограниченной ответственностью, со  всеми вытекающими  из  такой  трансформации последствиями.    Преимуществами   такого   предприятия   являются возможность   единолично   принимать   решения   и   ограниченная ответственность по долгам; недостатками –  необходимость создания уставного фонда в установленном законом размере, меньшие шансы получить кредиты, двойное налогообложение.
  Наконец, можно создать предприятие, в  котором участниками могут быть общество с ограниченной ответственностью и коммандитное общество. В такой организационно-правовой форме коммандитное общество имеет собственное имущество и хозяйствует автономно.  Общество с ограниченной  ответственностью  выступает  гарантом  стабильности коммандитного и  выполняет  в  отношении его чисто управленческие функции.
  Распределение имущества и численность работников в обоих обществах жестко не регламентируются.  Вместе с тем вклад каждого члена в любой форме учитывается на счетах предприятия. На таком предприятии члены коммандитного общества одновременно могут быть и членами общества с ограниченной ответственностью. Благодаря тому, что общество с ограниченной ответственностью несет ответственность за  своих  участников,  в  рамках  своего  предприятия  они  могут создавать и такую комбинированную форму бизнеса,  как единоличное предприятие  с  правами  общества  с  ограниченной  ответственностью вместе с коммандитным.
  В странах с развитой экономикой законодательные  органы направляют свои усилия на то, чтобы предоставить как можно более широкие возможности  гражданам  заниматься  бизнесом,  а  с  помощью  комбинирования различных форм повысить жизнеспособность их предприятий.
  В нашей стране многолетние запреты  на предпринимательство привели к тому, что отечественный опыт был забыт, а иностранный неизменно игнорировался. В результате, когда в конце 80-х – начале 90-х гг. были приняты меры по возрождению малого бизнеса, сказалось отсутствие  компетенции,  и принятые  нормативные акты  страдали существенными недостатками.   В частности,   они предусматривали регистрацию малых предприятий как организационно правовой формы. Наряду с этим малые предприятия можно было зарегистрировать в форме общества с ограниченной ответственностью.  Такое смешение понятий внесло  путаницу  в  практику развития  негосударственного  сектора экономики,  создало трудности бюрократического характера. Подобное непонимание сути явлений имеет место и в случае с возникновением совместных с зарубежным капиталом предприятий.
  В январе 1993г. Верховный Совет Республики Беларусь принял закон "Об акционерных обществах,  обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью". По этому закону с 1 января 1993г. получили "права гражданства" в республике негосударственные формы хозяйствования,  существовавшие по законам бывшего СССР,  а также было добавлено общество с дополнительной ответственностью.   Отличие   его   от   общества   с   ограниченной ответственностью состоит лишь в том, что при недостатке уставного имущества  для  несения  ответственности  по  обязательствам  может наступить  личная  ответственность  участников  пропорционально  их долям в совместном имуществе. [1 с.50]
  По  моему, было ошибкой то, что законодатели нашей республики начали  создавать  правовую  базу  для  развития  негосударственной экономики с  форм предприятий, предполагающих объединение капиталов, а не работников, что противоречит здравому смыслу. Основная масса населения не располагает достаточными средствами, чтобы создавать уставный фонд при регистрации предприятия. Логичнее было бы начать с товариществ, создание которых не требует значительных средств.
  Что же касается налогообложения, то следует  сказать, что в налоговом законодательстве на 1993-1995гг. малые предприятия получили некоторые льготы по налогу на прибыль. Но общая сумма налоговых платежей продолжает оставаться большой,  и в условиях нарастающей инфляции  заниматься  производственной  деятельностью  невыгодно.  В результате   государственная   экономика   все   глубже   и   глубже погружается в  болото кризиса и  коррупции,  расхищается народное достояние,  а  частное предпринимательство приобретает  теневой, спекулятивный,   а  поэтому  криминогенный  характер.  Потребуются немалые   усилия,   чтобы   изменить   государственную   политику, общественное мнение в отношении предпринимательства, прежде чем оно займет в экономике подобающее ему место.
 

  
  3. Проблемы развития  малого бизнеса  в Республике Беларусь.
  Развитие  малых предприятий - одно из решающих условий становления рыночной экономики в Республике Беларусь. Малые предприятия способствуют  процессам  демонополизации,  структурной  перестройки экономики,  ускоренному  внедрению  достижений  научно-технического прогресса,    социальной   переориентации   производства.    Однако сложившаяся система  хозяйствования в республике практически не дает возможности малым предприятиям проявить свои преимущества.
  По  оценкам специалистов, на долю негосударственного бизнеса в республике   приходится   около   32%   общего   объема   продукции. Предпринимательскими структурами малого бизнеса производится около 10% всех товаров народного потребления, а в сфере торговли их доля составляет больше 30%. [8 с.47].
  Современное состояние предпринимательства  в республике никак нельзя   признать   удовлетворительным.   В   расчете   на   одного хозяйствующего  субъекта  предпринимательского  типа   (включая  и предпринимателей без образования юридического лица)  приходится 50 жителей (для сравнения: в Польше - 27, в США - 14).[8 с.74]
  Судя  по официальным данным,  базирующимся  преимущественно на уставных документах и на подаваемых в налоговую инспекцию сведения, около половины всех предпринимательских структур осуществляют свою деятельность в промышленности или торговле.  Более 20% общего
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.