На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые основы финансового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Правовые основы  финансового контроля.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию  денежных фондов государства и субъектов  местного самоуправления имеет конституционную  основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  Российской федерации и законы (п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и  порядок проведения финансового  контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансово-правовых институтах
Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается  в:
а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
б) проверке правильности использования государственными и  муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в  их хозяйственном ведении или  оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
г) выявлении внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.1
На современном  этапе произошли изменения в  организации финансового контроля, в его содержании. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной  самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного  внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются  специальные контрольные органы.
Изменилась система  контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с  изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации. :
Сформированы и  действуют новые органы финансового  контроля: Министерство по налогам  и сборам; функции финансового  контроля осуществляют органы Федерального казначейства. Широкое развитие получил  контроль в новой форме аудиторской  деятельности.
Принцип разделения властей придает финансовому  контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе; Федерации, а также в уставах (основных законах) краев, областей, других субъектов Федерации, финансовый контроль в них выделен, особо. Так, согласно п. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Состав и порядок деятельности. Счетной палаты определяются федеральным законом.2 К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.
Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет  об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством Российской Федерации (ст. 114 Конституции), а также отчеты о внебюджетных государственных (федеральных) фондах.
Контрольные функции  в области финансов выполняют  также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной  Думой в рамках своих предметов  ведения. Особая роль среди них принадлежит  Комитету по бюджету, налогам, банкам я  финансам, осуществляющему контроль в этой области в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной  Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях.
Глава 26 Бюджетного кодекса РФ3 (не вступившего в  действие) устанавливает основы государственного и муниципального финансового контроля.
Согласно ч. 2 статьи 265 БК РФ предусматривает право соответствующих  законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
получение от органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной  информации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
создание собственных  контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные  палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления) для финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, главные  распорядители, распорядители бюджетных  средств.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и  текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.4
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.
В установленных  случаях Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических  лиц - получателей гарантий Правительства  Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения  Министерства финансов РФ соответственно их компетенции.5 Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля: это Контрольно-ревизионное управление (КРУ) с его органами на местах.6
Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне контрольные  полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные  внебюджетные фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда  проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности  бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации  и органов местного самоуправления в установленных законодательством  пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.
При самостоятельном  исполнении бюджетов финансовые органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.
В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В целях эффективности  президентского контроля в ведении  Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное  из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации).
Контрольное управление имеет территориальные подразделения (окружные инспекции). Все эти органы действуют как система обеспечения  конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они  осуществляют от имени и по поручению  Президента РФ президентский контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту РФ в качестве структурного подразделения его Администрации. -
Контрольное управление Президента - орган широкой сферы  контрольной деятельности, составной  частью которого является финансовый контроль. Среди его функций-анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также учреждений и организаций; .рассмотрение жалоб и обращений , граждан, предприятий, учреждений и организаций. Все- они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.
Органы исполнительной государственной власти общей компетенции - Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе  Федерации, администрации других субъектов  Федерации направляют контрольную  деятельность подведомственных им органов  государственного управления, в том  числе финансовых, а также непосредственно  сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих; полномочий Правительство Российской Федерации  на основании Конституции России (ст. 114) и Закона "О Совете Министров--Правительстве  Российской Федерации" контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением  законов Российской Федерации и  иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает  меры по устранению их нарушения.
Одновременно в  полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включай органы федеральной службы финансовой сферы.
Министерство по налогам и сборам7 и Федеральная служба налоговой полиции8 действуют как система специализированных органов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях-во внебюджетные фонды. Они наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.
Функции органов  страхового надзора Министерства финансов также ограничены особой сферой - страховой  деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.9
Функции банков в  области финансового контроля в  современный период существенно  изменились. Это обусловлено изменением принципов регулирования экономики  и связанной с ним перестройкой банковской системы, образованием коммерческих банков. В результате функции банков по контролю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки были органами государственного управления с властными полномочиями. Однако на основе нормативных актов банкам поручено контролировать соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями соблюдение порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства. В остальном банки осуществляют контроль на гражданско-правовой основе как сторона в договоре.
Отличается особенностями  контроль, осуществляемый Центральным  банком России в силу специфики своего правового положения, соединяющего его статус органа государственного управления и юридического лица, осуществляющего  хозяйственную деятельность. На Центральный  банк как орган государственного управления возложен надзор за деятельностью  коммерческих банков и других кредитных  учреждений. При этом он вправе применить  к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в  административном порядке.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении.10
Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные  структурные контрольно-ревизионные  подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные  непосредственно руководителям  этих органов. Работа контрольно-ревизионных  подразделений находится под  контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный  финансовый контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях  их руководителями и функциональными  структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы  и др.). Контрольные функции в  данном случае - необходимое условие  процесса повседневной финансово-хозяйственной  деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет  главный бухгалтер предприятия, объединения, организации, учреждения.
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положениях Конституции  Российской Федерации, устанавливающих  права граждан, в том числе - право  на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной  власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций.
В становлении и  развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.
Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. и утвержденными  этим Указом "Временными правилами  аудиторской деятельности в Российской Федерации". Согласно этим актам  аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль.11
Сметно-бюджетное  финансирование.
2.1. Понятие сметно-бюджетного  финансирования.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что  государственные и муниципальные  учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все  свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают  за счет бюджета на основе финансовых планов- смет расходов. Объем необходимых  затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные  сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами  суммы денежных средств носят  название бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетное  финансирование - это безвозвратный  и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов  финансирования. Однако ему свойственны  и специальные принципы, такие  как .отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организации из бюджета, соответствующего их подчинённости; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.
На сметно-бюджетном  финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные  учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.
Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых  из бюджетов разных уровней, ведущее  место занимают народное образование  и подготовка кадров (высшие учебные  заведения, профессионально-технические  училища, средние специальные учебные  заведения, институты повышения  квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. государство должно гарантировать  ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования  в размере не менее 10% национального  дохода, а также защищенность соответствующих  расходных статей бюджетов всех уровней.
Из федерального бюджета покрываются затраты  на фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому прогрессу.
В сметно-бюджетном  порядке из федерального бюджета  отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной  энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных  обязательств.
Важным направлением использования государственных  средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются  расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства  Российской Федерации, территориальные  органы государственного управления.
Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и  на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и  органы прокуратуры Российской Федерации.
2. Порядок сметно-бюджетного  финансирования.
Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление  и поквартальное распределение  ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и  расходования бюджетных смет.
Правовое значение сметы состоит в том, что она  определяет права и обязанности  руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых  из соответствующего бюджета, а также  обязанности финансовых органов  по отпуску этих средств и их права  на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета - руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности.
По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы  делятся на индивидуальные, сметы  централизованных мероприятий и  сводные.
Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением  централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.
Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету  расходов на централизованные мероприятия.
Формы сводных и  индивидуальных смет устанавливаются  в централизованном порядке Министерством  финансов РФ.
Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности  отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются  типовые формы смет расходов. Они  включают три основных раздела:
1) общие сведения  об учреждении, общую сумму расходов  с распределением по кварталам  и направлениям расходов;
2) оперативно-производственные  показатели, необходимые для определения  расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число  классов, коек в больнице и  т. д.);
3) расчеты по отдельным  статьям сметы.
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих  строго обязательный характер.
Все средства, полученные учреждениями из бюджета и различных  источников, образуют Единый фонд финансовых средств. Из Единого фонда финансовых средств в плановом размере формируются источники для возмещения материальных и приравненных к ним затрат.
В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты  могут изменяться, поэтому при  планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.
Одним из важнейших  положений планирования расходов является соблюдение пропорций в распределении  денежных средств в Российской Федерации в соответствии с задачами комплексно-целевого финансирования и эффективности использования средств бюджетов всех уровней. Для этого применяется нормирование расходов. Нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов Федерации принципа распределения бюджетных средств, который обеспечивает равные условия удовлетворения социально-культурных и бытовых нужд населения. Разный уровень экономического развития субъектов Федерации требует дифференциации норм с учетом экономических особенностей и потребностей регионов, .
Нормы расходов - это  установленный компетентным органом  размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в  университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы являются стоимостным выражением натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).
По юридическим  свойствам нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы расходов на питание  и тд.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу). :
Расчетные нормы  определяются самим учреждением  по согласованию с финансовыми нормами. При их установлении учитываются  конкретные условия (например, определение  объема затрат на отопление в школах или больницах в Мурманской области  или Ставропольском крае), в которых  находится данное учреждение.
При бюджетном нормировании расходов Правительство устанавливает  нормативы - размеры расходов, которые  не связаны с единицей нормирования (например, проценты начисления на заработную плату).
По степени охвата затрат на основную единицу финансирования нормы расходов подразделяются на индивидуальные и укрупненные. Индивидуальные нормы, как обязательные, так и расчетные, применяются при составлении индивидуальных смет; укрупненные -- при составлении бюджетов разных уровней ;и представляют собой общий объем затрат на плановый показатель.;
Большую часть ассигнований на содержание бюджетных учреждений составляют затраты по статьей ометы. Поэтому при составлении сметы особое место занимает нормирование заработной платы
Фонд заработной платы для бюджетного учреждения исчисляется исходя из штата сотрудников (количество должностей по установленному для учреждения перечню) и ставок заработной платы по установленному нормативу в зависимости от стажа, образования и т.д
При планировании ассигнований на содержание бюджетных учреждений критерий определяется так, чтобы он максимально отражал целевую  направленность (школа, детский сад) и виды затрат (зарплата, питание  больных, капитальный ремонт и т.д.).
Формирование и  исполнение сметы расходов бюджетных  учреждений осуществляется на основании  нормативных актов. Деятельность государственных  организаций и учреждений по формированию . и исполнению смет, расходов неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Составление смет - это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретает юридическую силу.
Проект сметы составляется во время .разработки проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. При определении расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями правительства, решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и тд. Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и. отделами местных органов самоуправления, с тем чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.
В двухнедельный  срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных  образований вышестоящие распорядители  бюджетных кредитов: утверждают сметы  расходов учреждений и сметы на; централизованные мероприятия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.