На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие о сознании. Состояния сознания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Содержание 

        1. Понятие о сознании. Функции и структура сознания..............................2
        2. Формы сознания...........................................................................................7
        3. Измененные состояния сознания..............................................................10
        Список использованных источников...........................................................16
        Приложение 1.................................................................................................17
 

        
        1. Понятие о сознании. Функции и структура сознания. 

        Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание.
        Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира./1/
        Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.
        В сознании индивида знание не представлено обычно в «чистом», т. е. абстрактном, виде, а лишь как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихся в переживании.
        Сознание  конкретной живой  личности — сознание в психологическом, а не в идеологическом смысле слова — всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое образует более или менее смутно освещённый, изменчивый, неопределённый в своих контурах фон, из которого сознание выступает, никогда, однако, не отрываясь от него. Каждый акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных переживаниях, — так же как часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резонирует в сознании./2/
        Осознание переживания — это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано.
        Собственное переживание  познаётся и осознаётся человеком  лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту. Сознание субъекта несводимо к голой субъективности, извне противостоящей всему объективному.
        Сознание  — единство субъективного  и объективного. Отсюда понятным становится истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного.
        Однако возможно не осознанное, «бессознательное» переживание. Не осознанным является собственно не само переживание, а его связь с тем, к чему оно относится, или, точнее, переживание является неосознанным, поскольку не осознано, к чему оно относится; пока не осознано, переживанием чего является то, что я переживаю, я не знаю, что я переживаю.
        Неосознанность чувства объясняется тем, что осознать своё чувство значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое оно направляется.
        Бессознательное или неосознанное чувство — это не чувство, не испытанное или не пережитое, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично настроение часто создаётся вне контроля сознания — бессознательно; но это не означает, конечно, что человек не осознаёт того, в каком он настроении, и что настроение человека не зависит от того, что и как он осознаёт; это означает лишь, что человек часто не осознаёт именно этой зависимости, и неосознанность его переживания заключается именно в том, что она как раз не попадает в поле его сознания. /2/
        Поэтому сознание, реальное сознание конкретного индивида никогда  не является «чистой», т. е. абстрактной, сознательностью; оно всегда — единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного, взаимопереплетённых и взаимосвязанных множеством взаимопереходов.
        Сознание конкретного  реального индивида — это единство переживания и знания. Сознание выражает бытие индивида. Каждый человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и каждого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, оно включает и общественно-значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно-значимым, не перестаёт от этого оставаться общественно-значимым.
        Практическое сознание человека как общественного существа — это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно-значимое, переходя в личностно-значимое для человека, порождает в нём динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.
        Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и её результат. Сознание и деятельность человека образуют единство.
        Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится социальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом. Сознание рассматривается как свойство высокоразвитого, сложно организованного мозга.
        К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
        В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых  отвечает за определенную функцию сознания:
        1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
        2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
        3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
        4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
        5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
        6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
        Эти функции сознания можно схематично показать на схеме  в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков рисунок 1.
        
        Рисунок 1. Структура  сознания.
        1 – блок познавательных  процессов; 2 – блок различения  субъекта и объекта; 3 – блок  эмоций и чувств; 4 – креативный  блок; 5 – блок формирования временной  картины мира; 6 – блок целепологания.
        Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:
    Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
    Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
    Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
    Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
    Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
    Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных./3/
     Особая  форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое Я из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием./4/
        Таким образом под сознанием понимают высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
 

        
     2. Формы сознания.
     Выделяют  две основные формы сознания –  индивидуальное сознание и общественное. Схематическое описания данных форм приведены в приложении 1. /5/
     Индивидуальное  сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида.
     Каждое  индивидуальное сознание формируется  под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного  сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни  человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального  сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.. В механизме формирования индивидуального  сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не усвоение взглядов общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание основных механизмов формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению определения внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этим определением, к игнорированию способности индивида творить самого себя.
        Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию.
        Общественное  сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.
        Структура общественного  сознания сложна и многопланова, и  находится в взаимодействии с  сознанием индивидуума. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.
        Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой  суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам  индивидуального сознания рисунке 2.
     
     Рисунок 2. Уровни общественного сознания. 

        Субъектом общественного  сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию  или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет  массами». Механизм сохранения и передачи социальной психологии / ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений - младшим. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода «матрицу», в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в общественном сознании»./6/
        Рассмотрим отдельные  формы общественного сознания:
    политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;
    правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;
    мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
    искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;
    религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах
 


        3. Измененные состояния  сознания
        В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупности поведенческих и психофизиологических показателей:
    Бессознательное состояние - экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют.
    Сон - состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;
    Бодрствование - состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.
        К особой группе относятся  так называемые измененные состояния  сознания - гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.).
        Измененные  состояния сознания (ИСС) - это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека.  На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий
        ИСС подразделяются: на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.
        Спонтанно возникающие  ИСС появляются при обычных для  данного человека условиях (например, при засыпании, либо при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые ИСС возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка). Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культа и субкультурах. /7/
        Представляется, что  сон и бодрствование являются противоположными состояниями сознания человека. Во сне сознание молчит, а при бодрствовании оно активно. Однако оба эти состояния имеют много общего:
        1. Мы думаем, когда  спим, так как видим сновидения, хотя тип мышления во сне  отличен от типа мышления при  бодрствовании.
        2. Мы запоминаем  события во сне и можем пересказать их во время бодрствования. Это мы знаем из опыта запоминания снов; некоторые сны помнятся всю жизнь.
        3. Сон не является  абсолютным покоем. Мы двигаемся  во сне, а некоторые люди  даже ходят.
        4. Во сне мы  не отключаемся от внешней  информации полностью и готовы к преиму определенных сигналов, например, родители слышат плач маленького ребенка.
        5. Сон не уничтожает  наших планов. Так, некоторые люди планируют время пробуждения и встают в строго намеченное время.
        Данное сравнение  показывает, что нет строгой границы между сном и бодрствованием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях. Основные данные, полученные за годы многочисленных и разнообразных исследований сна, сводятся к представлению, что сон — это не пассивность и бездеятельность, а иное состояние. Мозг продолжает активно функционировать. Изучение процессов, происходящих в мозге при бодрствовании и сне, показывает, что эти состояния различаются по типу мозговой активности.
        Вещества, которые  воздействуют на поведение, сознание и  настроение, называются психоактивными, или психотропными. Они включают не только вещества, которые мы называем наркотиками, транквилизаторами, стимуляторами, но и такие знакомые средства как  кофе, табак и алкоголь.
        О каком бы веществе ни шла речь, все они воздействуют на головной мозг человека. Они либо ускоряют передачу сенсорных сигналов, блокируя или видоизменяя их, либо мешают нервным центрам выполнять свои функции. В настоящее время понятно, что в основе эффектов, обусловленных действием психотропных средств, лежит их влияние на нейромедиаторы. Пример влияния кокаина на механизм передачи сигнала нейромедиаторами представлен на рисунке 3. 

        

        Рисунок 3. Нейромолекулярный  эффект действия кокаина.
        а) – до действия; б) – при действии. 

         Действие кокаина  блокирует процесс торможения  выделения нейромедиаторов, тем самым увеличивая объем нейромедиаторов. Это приводит к ощущению эйфории, чувству необыкновенной энергии, острым сенсорным впечатлениям. Однако при продолжении использования кокаина возникает истощение этих нейромедиаторов. Эйфория замещается тревогой и депрессией.
        Многократное употребление психоактивных веществ чаще всего приводит к привыканию. В этом процессе выделяют физическую зависимость и психологическую. При физической зависимости функционирование нейромедиаторов изменяется и организм переходит на внешнее их замещение, принимая наркотики. Организм, таким образом, перестраивается на поступающие извне вещества, которые необходимы для регуляции его активности на биохимическом уровне, что может привести к возникновению синдрома абстиненции: при прекращении приема человек испытывает целый комплекс неприятных, а иногда и мучительных ощущений. Формирование физической зависимости приводит также к развитию толерантности: требуется все больше и больше вещества, чтобы вызвать тот же эффект. Психологическая зависимость может возникать и в отсутствии физической зависимости. Так, получив эффект облегчения в стрессовой ситуации, например при курении марихуаны, употребление которой не приводит к развитию физической зависимости, человек при повторном стрессе упорно будет использовать это средство.
        Некоторые ученые относят  к измененным состояниям сознания так  называемые Х-способности и феномены психики, такие, например, как предвидение, ясновидение, яснослышание, «путешествие во времени», телепатия, внетелесные  переживания, духовный и медиуматический  опыт, сознание Универсального Ума  и т.п. Как правило, такими способностями  обладает небольшое число людей, и способности эти являются врожденными. Однако, Х-способности и феномены сознания могут возникать у человека и в обычной жизни. Они могут  неожиданно проявляться в творческом озарении, интуиции, предвидении, прозорливости, сверхчувствительном восприятии. Значит, существует некая нестандартная  возможность аналитического ума  проникать через закрытый шлюз-«блокиратор» к заветной подсознательной информации. Такое происходит в исключительных случаях и обычно у неординарных людей, занимающихся творческой работой: художников, поэтов, ученых, у тех  людей, которые могут сосредотачиваться  на какой-либо цели, концентрировать  мысль, используют образное мышление и  воображение.
        ИСС характеризуются  рядом проявляющихся признаков:
        Изменение в мышлении. Общие находки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждения;
        Нарушение чувства времени. Чувство времени восприятие хронологии событий сильно меняются. И это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувства безвременья, остановки, ускорении или замедления времени и т.д.
        Потеря  контроля. Человек, входя или прибывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтролем.
        Изменение в эмоциональном  выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния – от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубоко страха и депрессии.
        Искажение восприятия. Общим для большинства ИСС является наличие перцептивных аберраций, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность, гиперобостренность восприятия и самые многообразные иллюзии.
        Изменение смысла или значения. Склонность людей в таких состояниях вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления или восприятие. Часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайда.
        Гипервнушаемость. Возрастающую впечатляемость и предрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагировать на конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана, вождя или гипнотизера) или неконкретные сигналы (например, культурные или групповые ожидания в отношении некоторых типов поведения или субъективных переживаний).
        К ИСС относят  гипноз, медитацию, левитацию, холотропку, ребефинг.
        Наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем завершить наш жизненный  путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый  для их пробуждения стимул, они  сразу оживает для нас, представляя  готовые определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы, и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что должны помешать слишком поспешным заключения о пределах реального.
 


Список  использованных источников 

1. «Психология. Учебник для гуманитарных вузов». Под редакцией А. Г. Малакова, СПб.: Питер, 2003 год.
2. «Основы общей психологии». Сергей Леонидович Рубинштейн, Серия: Мастера психологии., Издательство: Питер, 2002 год.
3. «Общая психология». Щербатых Ю. В — СПб: Питер, 2008 год.
4. «Психология»  Под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, 2003 год.
5. «Общая психология: Схемы» Айсмонтас Б. Б. М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 год.
6. journalistic.narod.ru/
7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:Питер, 2001 год
8. «Измененные состояния сознания» Тарт Ч. / Пер. с англ. Е.Филиной, Г.Закарян. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003 год
 


Приложение 1
Формы сознания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.