На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Формы конкурентного поведения современной фирмы

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АКАДЕМИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА ГОРОДА АЛМАТЫ МАГИСТРАТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Микроэкономика 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ 

На  тему:
«Формы  конкурентного поведения  современной фирмы» 
 
 
 

Проверила: Урясова И.И.
Выполнила: Мусапирова А., гр.-2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы, 2011г
    Содержание: 

    Введение. 

    Конкуренция и типы структуры рыночной экономики.
 
    Конкурентное  поведение современной фирмы  в различных типах рыночной экономики.
      Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
      Конкурентное поведение современной фирмы в условиях абсолютной монополии.
      Конкурентное поведение современной фирмы в условиях монополистической конкуренции.
      Конкурентное поведение современной фирмы в условиях олигополии.
 
    Практика  в Казахстане.
 
    Заключение.   

    Список источников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

    Каждая современная фирма в определенных условиях рынка имеет свою линию поведения. В данном случае важно отметить, что поведение является конкурентным. Конкурентное поведение современной фирмы - позиция, которую в процессе принятия решения занимает фирма по отношению к своим конкурентам. Тот или иной тип конкурентного поведения применяется предпринимателем в зависимости от методов конкурентного соперничества. Форма конкурентного поведения современной фирмы определяет специфическое состояние, в котором конкурентные действия компаний выступают на поверхности деловой жизни.
    Избранная стратегия, тип конкурентного поведения, формы и методы их реализации находят отражение в маркетинговой программе, которая содержит перечень мероприятий по стабилизации положения предприятия на рынке и может быть частично включена в бизнес-план по финансовому оздоровлению должника. Маркетинговые рекомендации являются базовой информацией для антикризисного прогнозирования состояния деятельности предприятия.
    На сегодняшний день особенностью существования современной фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это отражается, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой современной фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае. В экономической теории по степени развития конкуренции выделяют следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции, а именно монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Конкурентное поведение современной фирмы, выбор ею объемов производства зависят от типа рынка, на котором она действует.
    Таким образом, в данном эссе будут рассмотрены основные формы конкурентного поведения фирмы современной фирмы в условиях различных типов рыночных структур.
    Объектами исследования являются формы конкурентного поведения современной фирмы.
    Предметом исследования является совокупность форм конкурентного поведения современной фирмы в условиях основных типов рынка.
    Цель исследования – выявить особенности конкурентного поведения современной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 
 

    Конкуренция и типы структуры  рыночной экономики.
 
    Конкуренция представляет собой механизм, с помощью  которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить? В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса индивидуализму субъектов рынка и одновременно его дополнения. Особенно важно, что конкуренция сдерживает эгоизм производителей. Она принуждает их учитывать интересы потребителей, а значит, и интересы общества в целом.
    Другими словами, в условиях конкуренции  единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов  других лиц. По существу, соревнование конкурирующих фирм и ведется  за наилучшее удовлетворение чужих  потребностей.
    Структура рыночной экономики - понятие, имеющее  множество аспектов. В частности, структура рыночной экономики может  быть охарактеризована с точки зрения конкурентных отношений, степени их развитости. Существует ряд подходов к исследованию структуры.
    В марксистской политической экономии акцент делается на исследование структуры  производства, концентрации производства и капитала, которые и определяют структуру рынка. В этом направлении  различаются понятия - "свободная  капиталистическая конкуренция" и "монополистический капитализм". Критерием разграничения структур рынка, согласно данному подходу, является принадлежность регулирующей роли в  экономике - либо крупному бизнесу, либо государству. Причем основной тенденцией развития является вытеснение рыночных отношений планомерными.
    Для "экономикс" характерен более дифференцированный подход к проблеме структуры рыночной экономики. Так, комбинируя между собой субъектов рынка (продавцов и покупателей) и их численность (один, несколько, много), можно получить наиболее общую классификацию типов строения рынка, предложенную Г. фон Штакельбергом в 1934 г. 

    Таблица 1. Типы рынков по Штакельбергу
      ПОКУПАТЕЛИ
Много Несколько Один
ПРОДАВЦЫ Много Сов. конк. Монополистическая  
конкуренция

Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия Двухсторонняя олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Один Монополия Монополия, ограниченная олигопсонией Двухсторонняя монополия
    В соответствии с этой классификацией выделяются следующие типы рыночной структуры микроэкономики: совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, однородная олигополия, неоднородная олигополия, монополия.
    Однако  все многообразие рыночных форм не исчерпывается названными. В данном случае представлены не реально функционирующие рынки, а их "чистые формы", идеальные модели, совокупность которых представляет теоретический инструментарий для анализа конкретных реальных рынков, для разработки мер по их регулированию в случае необходимости.
    Одним из первых, кто исследовал, в частности, процессы, протекающие в условиях совершенной конкуренции, был Альфред  Маршалл, проанализировавший взаимодействие спроса и предложения, как сил, определяющих протекающие на рынке процессы, раскрыл  недостатки рынка.
    Определенное  воздействие на взгляды А. Маршалла оказали идеи  
А. Курно (1810-1877 г.), который впервые в работе "Исследование математических принципов теории богатства" (1838 г.) определил и изобразил графически функцию спроса, проанализировал процесс максимизации прибыли. А. Курно не только рассматривал проблему ценообразования на рынке совершенной конкуренции, но и заложил основы теории чистой монополии и теории дуополии. Согласно теории дуополии конкуренция основана на том, что покупатели назначают цены, а продавцы приспосабливают объем выпускаемой ими продукции к назначенным ценам. При этом один из дуополистов самостоятельно оценивает функцию спроса на продукцию и устанавливает ее объем, предназначенный к продаже, при допущении, что объем продукции, выпускаемый его конкурентом, остается неизменным.

    Модель  Курно была подвергнута критике в работах Ж. Бертрана и Ф. Эджуорта, которые показали, что предположение Курно о постоянном отсутствии реакций дуополистов на поведение друг друга неверно. Эджуорт выдвинул идею о неопределенности взаимной реакции фирм, а впоследствии детерминистская симметрия Курно была разрушена с введением в модели реакции фирм: продажи, издержки, количества товара, сервисное обслуживание.
    Изменение экономических условий, структуры  рынка потребовали дальнейшей теоретической  разработки данной проблемы.
    Практически одновременно появились работы с  критикой неоклассической рыночной концепции - Эд. Чемберлин "Монополистическая конкуренция" и Дж. Робинсон "Несовершенная конкуренция".
    В отличие от Маршалла и Чемберлин, и Робинсон в своих теоретических разработках постарались теснее связать анализ цен конкуренции с реалиями экономической действительности. Чемберлин и Робинсон выступают против положения, согласно которому производитель не имеет возможности влиять на цену. Он получает эту возможность, занимая исключительное положение на рынке либо в силу небольшого числа поставщиков, либо в силу ограниченного количества товаров определенного качества.
    Следующим шагом в разработке теории олигополистического  ценообразования была теория ломаной  кривой спроса, предложенная в 1939 г. П.Суизи, Хэллом и Хитчем. Она, в частности, объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке при изменении затрат или спроса на продукцию, пределы изменения цен.
    Положительные и отрицательные последствия  олигополии исследовались и другими  экономистами. Некоторые из них, например, Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, считали, что олигополия способствует техническому прогрессу. Она позволяет финансировать НИОКР, обеспечивает выпуск новых товаров, поскольку повышает уверенность инвесторов в получении высоких прибылей при расширении ассортимента создаваемых товаров.
    Заслуживает внимания концепция М.Е. Портера, определяющая состояние конкуренции на конкурентном рынке через воздействие существующих конкурентных сил:
    конкурентные силы, вызванные экономическими действиями существующих конкурентных систем (фирм-производителей);
    конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов;
    конкурентные силы, возникающие со стороны товаров заменителей, конкурентоспособных с точки зрения цены;
    конкурентные силы, определяемые экономическими возможностями поставщиков;
    конкурентные силы, возникающие в зависимости от экономических и торговых способностей покупателей.
    Состояние каждой группы факторов (конкурентных сил) и их взаимодействие и определяют возможности конкретной производственной системы (хозяйствующего субъекта) в  конкурентной среде и ее потенциал.
    Несмотря  на то, что каждый рынок имеет  свою специфику, сущность конкуренции  может быть выражена данной концепцией, которая определяя конкурентные силы позволит определить в конечном счете условия, в которых функционирует каждый рынок и хозяйствующие субъекты.
    В целом теории монополистической  и несовершенной конкуренции  представляют дальнейшее развитие и  конкретизацию неоклассических  теорий цен и ценообразования, форм и структуры рынка, инструментов и средств конкурентной борьбы. 
 
 
 
 
 

    Конкурентное  поведение современной  фирмы в различных типах рыночной экономики.
      Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
 
    Совершенная конкуренция - такая организация  рынка, при которой каждое предприятие  может продавать по данной рыночной цене столько продукции, сколько  оно пожелает. А на уровень цен  не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной  конкуренции - это рынок, где удовлетворяются  условия совершенной конкуренции.
    Модель  совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации  рынка.
    1. Рынок состоит из многих конкурирующих  продавцов, каждый из которых  продает стандартизированную продукцию  многим покупателям. 
    2. Малость и множественность.
    3. Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового  производителя и возможности  свободного выхода из отрасли. 
    4. Полная информированность всех  участников рынка
    5. Субъекты рынка действуют независимо  друг от друга, преследуя собственные  интересы.
    Итак, совершенная конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов  хозяйствования из отрасли ничем  не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах  продаваемых товаров.
    В условиях совершенной конкуренции  современная компания является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.
    В краткосрочном периоде постоянные издержки не оказывают влияния на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует  прибыль только в том случае, если цена, по крайней мере, не ниже средних  переменных издержек. В противном  случае фирма может уменьшить  свои потери за счет временного прекращения  производства. В краткосрочный период времени кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей  выше точки минимума средних переменных издержек.
    Объем предложенной рынку продукции по каждой цене представляет собой сумму  объемов продукции всех фирм на рынке. В краткосрочном периоде число  фирм и их постоянные факторы представляют собой постоянные величины, вся продукция  производится уже существующими  фирмами. Число фирм, имеющихся на рынке в краткосрочном периоде фиксировано, но число функционирующих фирм возрастает, как правило, по мере роста цен на продукцию, так как в этом случае фирмы, ранее закрытые в силу убыточности или получения лишь нормальной экономической прибыли, открывают и начинают наращивать свое производство. Новые фирмы в краткосрочном периоде не имеют времени на строительство фабрик и организацию производства, так что вся продукция производится уже действующими фирмами.
    Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения  всех фирм при каждой возможной цене, т.е. представляет сумму по горизонтали  индивидуальных кривых предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. При  этом для каждой фирмы сохраняется  условие P = MC. Индивидуальная фирма  может получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. На цену в этом случае оказывают влияние ни один отдельно взятый продавец, а все  продавцы вместе взятые.
    При совершенной конкуренции фирмы  не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако, в долгосрочном периоде они имеют большую гибкость в расширении своих операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.
    В длительном периоде всякая современная  компания имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем в коротком периоде возможность изменить объем выпуска. Благодаря свободе входа в отрасль и выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.
    В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство: MR = MC = AC = P
    MR - предельный доход
    MC - предельные издержки
    AC - средние издержки
    График 1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
    
    В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль  только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.
    В экономике совершенной конкуренции  достигается эффективность распределения  ограниченных ресурсов между фирмами  и отраслями в целях максимального  удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность  распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а  предельные общественные затраты равны  предельным общественным выгодам. 

      Конкурентное  поведение современной  фирмы в условиях абсолютной монополии.
    Хотя  теоретическая концепция совершенной  конкуренции способствует наиболее выгодному для общества распределению  его ограниченных ресурсов, практически  деловая жизнь общества в подавляющем  большинстве случаев соответствует  условиям несовершенной конкуренции.
    Один  из видов несовершенной конкуренции - монополия. Монополия - это рыночная структура. В которой, одна-единственная фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Т.е. имеется производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и определяет уровень цен. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара.
    Монополия спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.
    Рыночная  структура, в которой единственному  продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
    Монополия в чистом виде явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Фирмы могут  влиять на цены и получать прибыль  за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная  власть.
    Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его  количество, предлагаемое на продажу. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную  власть, зависит от наличия близких  заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.
    Сосредоточение  в руках монополии экономической  власти позволяет им ограничить внутриотраслевую конкуренцию и, до известного предела, диктовать рынку цену на свою продукцию. Цена, устанавливаемая монополией на рынке, называется монопольной ценой. Условием ее возникновения служит господствующее положение монополии на рынке, вне  зависимости - выступает она в  качестве продавца или покупателя.
    Выступая  в качестве единственного производителя  товара, монополист находится в уникальном положении. Если он решает повысить цену продукта, ему приходится бояться  конкурентов, которые, назначая более  низкую цену, захватят большую часть  рынка. Монополист удерживает рынок  в своей власти и полностью  контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Это  не означает, что монополист может  назначать любую, сколько угодно высокую цену, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
    Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить характеристики рыночного спроса и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение  об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в  зависимости от кривой рыночного  спроса.
    Пределом  монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия  установит цену на слишком высоком  уровне, то объем продажи может  значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.
    Цены, по которым покупается сырье у  немонополизированных производителей, не могут долгое время находиться на монопольно низком уровне, так как  не смогут обеспечить воспроизводство  этой группы производителей.
    В условиях монополии становится другим и характер зависимости между  уровнем цен и величиной издержек производства. Уменьшение издержек не ведет, как правило, к автоматическому  снижению цен на монополизированном рынке. И в то же время рост издержек зачастую используется монополией для установления более высоких цен.
    График 2. Равновесие конкурентной фирмы в  условиях монополии
    
    Цель  монополиста: производить такое  количество продукции, чтобы MC = MR, и прекращать производство, когда средние издержки (АС) выше средней выручки (AR) при любом объеме производства. Монополист имеет меньший объем производства при более высокой цене производства (при аналогичной отрасли с совершенной конкуренцией и аналогичной функции издержек).
    Несмотря  на достаточную монопольную власть, дающую фирме-монополисту возможность  извлекать монопольную прибыль, она в полной мере не свободна от конкуренции и вынуждена считаться  с некоторыми ее формами, оказывающими влияние на поведение монополиста.
    Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Всегда существуют условия для проникновения в отрасль новых фирм, если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера). При этом, чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем более возможна потенциальная конкуренция.
    Конкуренция нововведений (новые технологические процессы производства товаров, совершенствование потребительских свойств товара, появление товаров-субститутов). Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. Угроза конкуренции может возникнуть со стороны небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара и т.п. А потому монополист вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цен.
    Конкуренция со стороны товаров-заменителей (субститутов). Отношения взаимозаменяемости товаров могут быть сложными и весьма нетривиальными, так что монополизировать производство всех товаров-субститутов часто оказывается невозможным.
    Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. В условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.
    Итак, монополия, возникшая из концентрации производства и незащищенная государственной  властью, сталкивается в условиях рыночной экономики со всеми перечисленными формами конкуренции, что весьма ограничивает силу этой монополии. 

      Конкурентное  поведение современной  фирмы в условиях монополистической конкуренции.
    Своеобразным  промежуточным типом несовершенной  конкуренции, наблюдающимся практически  во всех развитых странах, является монополистическая  конкуренция.
    Монополистическая конкуренция предполагает наличие  множества фирм, производящих дифференцированную продукцию, возможность появления  новых продавцов по причине относительно свободного входа на рынок.
    Для монополистической конкуренции  характерно следующее:
    Товар каждой фирмы, продающей его на рынке, не является совершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, т.е. продукт каждого продавца уникален, что дает каждому продавцу меру монопольной власти.
    Каждый из существующих на рынке относительно большого числа продавцов удовлетворяет небольшую, но и не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.