На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности девиантного поведения в подростковой среде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

     Современными  психологами подмечено, что проблема девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого  явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями и  воспитания.
     Актуальность. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних, противоречиями по воспитанию несовершеннолетних, противоречиями между духовными  и материальными потребностями  подростков, их родителей – все  процессы и явления создают негативные условия для их жизни и воспитания и могут способствовать поведенческим  девиациям, что сегодня случается  нередко.
     Цель  работы: изучить девиантное поведение  в подростковой среде.
     Объект  исследования – девиантное поведение подростков.
     Предмет исследования – социально - психологическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
     Задачи  работы:
     - изучить литературу по проблеме: «Девиантное поведение личности в обществе»,
     - определить понятие девиантное  поведение,
     - проанализировать систему социально - психологической профилактики девиантного поведения,
     Гипотеза: если в профилактике девиантного  поведения использовать методы диагностики  раннего и точного выявления  отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному  поведению, то это способствует совершенствованию  профилактической работы.
     Министерство  образования РФ профилактика девиантного  поведения включена в задачи психолого-педагогического  сопровождения обучающихся на уровнях средней и старшей школы.
     Оценка  любого поведения всегда подразумевает  его сравнение с какой-то нормой.
       Существуют различные подходы  к оценке поведенческой нормы  и девиации: нормоцентрической, предполагающей  оценку деятельности человека  с позиции ее соответствия  норме – социальной, психологической,  этнокультурной, возрастной, гендерной,  профессиональной, феноменологической  и нозоцентрической (психиатрической), рассматривающей поведение с  позиции поиска и обнаружения  симптомов болезни, психопатологии.
     Статистически норма психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических  тестов, несколько иные, чем для взрослых.
       С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванного признания, испытанию границ дозволенного.
     На  основании ключевых положений работ  отечественных и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки и др.) следует признать целесообразность деления девиантного поведения  на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой  уголовной ответственности).
 


    1.Различные подходы к проблеме управления поведением

     Поведение – реакции и действия человека и животных, выражающие их отношения  с внешней средой. Первые значительные работы по обусловленному поведению  принадлежат И.П. Павлову (1927 г.). В  результате ряда исследований он пришел к выводу, автономные функции животных, например, слюноотделение, могут быть обусловлены не пищей, а другими  раздражителями (светом).
     Исследования  Павлова натолкнули психолога Скиннера Б.Ф.  на лабораторные эксперименты с животными, среда обитания которых  ограничена определенными условиями, что дает возможность получать хорошо воспроизводимые результаты. Скиннер  пришел к заключению, что законы поведения, значимые для всех представителей вида, могут быть обнаруживаемыми, а  индивидуальные различия – контролируемыми. По мнению Скиннера, поведение при  всей его сложности и изменчивости – это именно то, что наблюдаемо и исследуемо. Именно поведение является той частью функционирования организма, которая взаимодействует с внешним  миром и воздействует на него.
     Поведение человека составляет одну из важных областей психологических и социологических  исследований.
     Скиннер различает следующие типы поведения: реактивное – рефлекторное поведение, оно легко прививается и легко  исключается, оно управляется тем, что ему предшествует. И оперативное  поведение – управляется теми событиями, которые следуют за поведением, т.е. последствиями. Такие последствия  Скиннер называет подкреплениями.
     В психологии понятие "поведение", чаще всего, определяется как внешне наблюдаемая система действий, поступков людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.
     Различают вербальное поведение – система  суждений, высказываний и доказательств, и невербальное поведение, т.е. систему  практических действий.
     С.Л. Рубинштейн различал инстинктивное, разумное поведение и навыки. А. Адлер считал, что поведение человека определяют представления о мире, поскольку  чувства человека не воспринимают реальные факты, а получают их субъективные образы. К примеру, если человек испытывает чувство страха, он видит опасность там, где ее может не быть. Адлер подчеркивал, что человеческое поведение социально, поскольку личность развивается и формируется в социальном окружении. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности. Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства. А. Адлер выделяет три основные задачи: работа, дружба, любовь.
     Таким образом, поведение человека направлено на осуществление жизненной цели. Однако цель не всегда бывает осознаваемой индивидуумом. Бессознательность жизненной  цели можно раскрыть методом ее анализа.
     Э.Ш. Натанзон, предлагая различные направления  психологического анализа поступков  учащихся, обращает внимание на взаимосвязь  мотива, цели и поступка. Он выделяет при этом различные действия: сознательные, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, непроизвольные, внушаемые, нечаянные, бесполезные.

     2.Понятие психологии девиантного поведения

     Оценка  любого поведения всегда подразумевает  его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к  оценке поведенческой нормы и  девиации: нормоцентрический, пред­полагающий  оценку деятельности человека с позиции  ее соот­ветствия норме - социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической - и нозоцентрический(психиатрический), рассматривающий поведение с познай поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии.
     Традиционно рассматривается статистически-адаптационный  подход к понятию «норма», которая представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева). Вместе с тем статистические нормы психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических тестов, несколько иные, чем для взрослых. Как сказывается это на их поведении, что в нем считать нормальным, а в каких слу­чаях следует обращаться к психиатру? Во-первых, вслед за К. Леонгардом и А.Е. Личко, целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т.е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. 1
     Во-вторых, следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и наделе не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью, ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о не­нормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на: I) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение); 2) длительные и стойкие со­стояния (неврозы, психозы, душевные заболевания); 3) посто­янные дефекты поведения.
     В социальных науках «норма» - это интервал, «оптималь­ная зона, в пределах которой система не переходит на патоло­гический уровень». С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма - это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.
     Проблемное  поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценка­ми учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что, ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной года­ми опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Родители тоже в запале не очень-то заботятся об истинности своих высказываний. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с подростком.
     С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключение, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
     Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, полагаем, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.
     Девиантное  поведение подразделяется на две  большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатоло­гии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
     На  основании ключевых положений работ  отечественных и зарубежных ученых следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными, и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона, бесспорно, являются локус контроля и уровень самоуважения.

3.Основные психологические, биологические и социологические подходы к исследованию девиантного поведения

     Прежде  всего, необходимо отметить существующее разнообразие в подходах к изучению девиантного поведения. Определений этого явления существует множество, как в зарубежных, так и отечественных научных работах. Кроме того, во всех этих науках часто девиантное поведение приравнивается по смыслу к деликвентному, отклоняющемуся от норм, саморазрушающему поведению, агрессивности, трудновоспитуемости и т.п.
     Анализ  существующих психологических исследований позволяет условно выделить следующие  подходы к изучению этого явления.
       Представление, сформировавшееся  в гуманистической психологии, связано  с "Я-концепцией". По Роджерсу, неадаптивные формы поведения  возникают в результате несоответствия  между "реальным Я", страдающим  под бременем жизненных обстоятельств,  и глубинными чувствами человека, составляющими его "идеальное Я". Особое значение придается способности к независимому, самостоятельному поведению, уверенности в себе, положительной самооценке. Неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.
       Согласно психоанализу, существует  три структуры личности, связанные  с разными уровнями сознания - "Я", "Сверх-Я" и "Оно". Между структурами личности существуют  зоны конфликтов, которые могут  привести к отклонениям, если "Я" не обладает достаточной  силой, чтобы восстановить между  структурами равновесие. Очень часто  фрустрации, которые под давлением  "Сверх-Я" (образующегося под  влиянием социальной среды и  ее запретов) испытывает "Оно" (совокупность биологических влечений  и потребностей), побуждают "Я" (руководствующегося принципом реальности) снимать напряжение с помощью различных форм отклоняющегося поведения. По мнению представителей этого направления, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают повышенная тревожность, агрессивность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, служащей, по их мнению, первопричиной насильственных преступлений. В основе агрессии лежат не реализованные врожденные неосознаваемые влечения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений 3. Фрейд рассматривает либидо, А. Адлер - стремление к власти, Э. Фромм - мазохистские влечения к страданию, к смерти, К. Хорнн - стремление к безопасности, комфорту, удовольствию, В. Шутц - потребность включения, поддержки и одобрения со стороны ближайшего окружения.
       Бихевиористы видят в отклоняющемся  поведении, как и во всяком  другом, результат научения. Внешняя  среда - это источник подкрепления, ее воздействие ведет к ослабеванию одних форм поведения и появлению других. Социальное научение происходит путем наблюдения за "моделью". Причины отклонений могут быть только внешними. Отклоняющееся поведение будет возрастать в том случае, если результаты вознаграждений за подобное поведение превышают наказание. Большое значение в появлении отклоняющегося поведения имеет научение моделям, когда личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений. В связи с этим остро встает проблема показа сцен насилия по телевидению [44].
       Экологический подход близок  к бихевиористскому. Отклонения  в поведении связаны с тем,  что человек оказался объектом  нарушающих воздействий со стороны  микросреды, т.е. это результат  взаимодействия человека с социальной средой.
       Согласно теории ABC Эллиса, которая  относится к когнитивному подходу,  причиной стресса (С) и вызываемых  им фрустрации или неадаптивного  поведения бывает не столько  сама ситуация (А), сколько связанные с нею убеждения (В). В целом когнитивный подход основан на утверждении о том, что человек плохо адаптируется к ситуации тогда, когда начинает расшифровывать ситуацию, пользуясь иррациональными, неадекватными соображениями.
       Согласно "индивидуальной психологии" А. Адлера, ребенок появляется  на свет с двумя основными  чувствами и стремлениями - чувством  неполноценности и стремлением  к совершенству и социальным  чувством общности и стремлением  к установлению значимых социальных  отношений. "Компенсация на полезной  стороне жизни" ведет к формированию  чувства собственной ценности, что  предполагает доминирование чувства  общности над индивидуалистическим  стремлением к превосходству.  В случае "компенсации на бесполезной  стороне жизни" чувство неполноценности  трансформируется в комплекс  неполноценности, либо в комплекс  превосходства. А. Адлер считает,  что главная причина отклонений - неспособность индивида установить  адекватный контакт с окружающей  средой. Кроме того, он считает, что положение ребенка в структуре семьи и тип воспитания оказывают влияние на развитие девиантности.
     Практически во всех перечисленных выше подходах просматривается социально-психологический  аспект, связанный с объяснением  поведения людей включенностью  их в социальные общности и взаимодействием с социальной средой.
     Ю.А. Клейберг, помимо психологического, выделяет также биологический и социологический  подходы к обсуждаемой проблеме. Первый объясняет происхождение отклоняющегося поведения наличием генетических отклонений, которые создают предрасположенность к девиациям. Большую роль в развитии этого направления сыграла антропологическая школа уголовного права, которую основал Чезаре Ломброзо. Ч. Ломброзо считал, что "врожденные" преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа, благодаря которым их можно своевременно распознать и пожизненно изолировать от общества, либо уничтожить). Сторонниками этой теории в США были К. Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, в России - А. Дриль.
     Что касается социологического подхода, то в нем прослеживается связь между  отклонениями от нормы и социальными  условиями жизни людей. Очень  подробный анализ социологических  теорий девиаций изложен Ю.А. Клейбергом. Ниже кратко изложены основные этапы развития социологических исследований отклонений от нормы.
     У истоков социологических исследований девиантного поведения находился  Эмиль Дюркгейм, который ввел понятие  аномии в своей работе "О разделении -общественного труда" (1900 г.). Под  аномией он понимал состояние  разрушенности или ослабленности  нормативной системы общества, которое  вызывается периодами упадка и расцвета. Роберт Мертон развил это понятие  и предложил собственное понимание  аномии: причиной девиаций является разрыв между целями общества и социально-одобряемыми  способами осуществления этих целей.
       Мертон выделил 5 способов "аномического приспособления":
- конформизм - принятие целей сообщества и  законных средств их достижения;
- нововведение  - принятие ценностей, но непринятие законных путей их достижения;
- ритуализм  - отрицание ценностей, но внешнее  соблюдение норм общества (внешний конформизм);
- ретритизм  - отвержение культурных целей и средств;
- мятеж  - неприятие и замена ценностей  и законных средств их достижения; возникает, когда существующая  система является препятствием  на пути достижения целей, признанных законными.
     Толкотт Парсонс, продолжая работу над понятием аномии, сформулировал восемь типов  девиантного поведения. Противоречие между целями и средствами для  него являются лишь одним из конкретных случаев социального напряжения. Он объясняет возникновение девиаций невыполнением ожиданий.
     Американский  социолог Роберт Дубин также пытался  видоизменить модель Мертона. Он разбил на подгруппы типологию "аномического приспособления" в типах "нововведение" и "ритуализм".
     Т. Селлин считал, что девиация возникает  в результате конфликтов между культурными  нормами, которые возникают потому, что интересы группы не соответствуют  нормам большинства. Э. Лемерт вслед  за Т. Се-линым утверждает, что концепция  аномии не объясняет уголовную девиацию в этнических меньшинствах по отношению  к нормам господствующих этносоциальных общностей.
     Кристиан  Бэй считает, что определенная степень  аномии необходима для максимальной свободы в обществе и полагает, что необходимо развивать психологическую  свободу, которая дает возможность  быть более терпимыми к аномии. Отсутствие единой нормативной системы  необходимо для развития способности  индивидов к самостоятельному суждению.
     Анализируя  теоретические подходы девиации, Чарльз Фрейзер выделяет три основных, отдавая предпочтение третьей:
- с точки  зрения социализации;
- с позиций  социальной реакции;
- с позиций социального контроля.
     У Нейла Дж. Смелзера девиантность определяется соответствием социальным ожиданиям (нормам). Девиация влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание.
     Социо - культурный подход (интеракционистское направление) появился в 60-е годы. Согласно этому подходу, наше восприятие поведения других людей значит для нас гораздо больше, чем само по себе это поведение. Ярлык, наклеенный на человека, поведение которого выходит за рамки принятых норм, способен лишь подкрепить ту интерпретацию его поведения, которую мы собираемся сделать, и изменить наше собственное поведение по отношению к нему. Иными словами, общество само порождает отклонения от нормы своим отношением к ним и их истолкованием.
     В марксистских теориях поведения  отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий жизни в капиталистическом  обществе. Наличие преступлений в  социалистическом обществе объясняется  наличием остаточных явлений буржуазного  общества и существующим влиянием капиталистической  идеологии и образа жизни. Кроме  того, в последнее время в качестве причин отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы, несовершенство распределения, недостатки воспитательной работы и др.
     В России различные аспекты девиантного  поведения изучались и изучаются  рядом ученых - Я.И. Гилинским, СИ. Голод, А.А. Габиани, В.М. Бехтеревым, А.Е. Личко, В.Н. Кудрявцевым, В.М. Коган, A.M. Яковлевым, И.С. Кон, Л.И. Божович, А.А. Александровым, Ю.А. Клейбергом, А.А. Реаном, А.Д. Глоточкиным  и др. В отечественной научной  литературе проблемы, посвященные девиантному  поведению, очень часто связаны  с "трудными" детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска  из-за внутренних трудностей переходного  возраста, неопределенности социального  положения в обществе, нестабильности общественного развития, противоречий, обусловленных изменением механизмов социального контроля - самоконтроль поведения, характерный для взрослых, еще не сложился, "детские" формы контроля уже не действуют. В начале 20 столетия проблема "трудных" детей была поставлена П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.А. Сикорским и др. Они признавали наличие индивидуальных, изначальных и приобретенных различий между детьми одного возраста.
     Сам термин "отклоняющееся поведение" появился первый раз в Кратком  психологическом словаре под. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского  в 1985 году, а затем в 1990 году: "отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам".
     Для преодоления путаницы в терминах И.В. Дубровина предлагает все социальное поведение делить на нормальное и девиантное. Отклонение от нормы может иметь негативный и позитивный характер - с этим соглашаются и многие другие исследователи (к позитивным отклонениям можно отнести, например, некоторые виды творчества). Отрицательное девиантное поведение в свою очередь разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), деликвентное, или противоправное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (человек преступает нормы уголовного законодательства). Истоки девиантного поведения, по мнению И.В. Дубровиной - трудновоспитуемость и педагогическая или социально-культурная запущенность. Трудновоспитуемость -невосприимчивость к положительному социальному опыту, это следствие педагогической запущенности, которую определяют как длительное неблагоприятное для развития состояние личности ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием микросреды, преломленным через внешние условия.
     И.А. Невский выделил следующие стадии развития асоциального поведения [79]:
- неодобряемое  поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицаемое  поведение (связанное с более  систематическим осуждением со стороны воспитателей);
- девиантное  поведение (нравственно отрицательные  проявления и проступки);
- деликвентное (предпреступное ) поведение;
- преступное  поведение;
- деструктивное  поведение.
Я.И. Гилинский под девиацией понимает:
- поступки, действия человека, не соответствующие  официально установленным или  фактически сложившимся в данном обществе нормам;
- социальное  явление, выражающееся в относительно  распространенных, массовых формах  человеческой деятельности, не соответствующих  официально установленным или  же фактически сложившимся в данном обществе нормам.
     А.Е. Личко под деликвентным поведением понимает цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно уголовному кодексу серьезных правонарушений. Первые проявления деликвентности - прогулы, уклонение от учебы и работы, нарушение  общественных правил, мелкое хулиганство, мелкое воровство.
     А.И. Долгова считает, что в большинстве  случаев преступлению несовершеннолетних предшествуют различные сочетания  нарушений требований возрастных социальных ролей, общих моральных норм и  правовых предписаний. Она выделяет следующие типы поведения, предшествующие преступлению:
- Социально-деформированное  поведение - нарушаются требования  возрастных социальных ролей  (плохо учатся, поздно возвращаются домой и т.п.).
- Социально-нравственная  деформация - к первому типу поведения  добавляется аморальное поведение  (употребление спиртных напитков, азартные игры и т.п.).
- Социально-нравственно-правовая  деформация - ко второму типу поведения  добавляется нарушение норм права.

4.Личность подростка и девиантное поведение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.