Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Социальные общности

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Причины формирования и многообразие социальных общностей.
     Общество - чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно  различных социальных подсистем  со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными  свойствами. Основными из них являются а) социальные группы и общности, в  основе которых социальные отношения; б) социальные институты и организации, в основе которых институциональные  и организационные связи; в) социальные нормы и ценности, в основе которых  связи социального контроля.
     Важнейшими  элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они  представляют собой такие объединения  людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении  совместных, солидарных, скоординированных  действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются  в группы и общности, достигая обычно, существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы, функции или цели, общее  социальное положение и т.д. В  каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.
     Социальная  общность - это основная категория  социологии. Социальная общность - это  не простая сумма индивидов и  не любая группа людей, а более  или менее устойчивое и целостное  социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и  находятся во взаимодействии друг с  другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в  обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает  своё социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы  социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них  разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории "социальная общность" адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе  явлений и процессов, что чрезвычайно  важно для понимания сущности и специфики социологии. По своему типу социальные общности различаются  пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей  и их государственные общности; разномасштабные  поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности).
     Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком  смысле оно охватывает общество в  целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие  используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов  и целей. В этом плане под понятие "социальная группа" подпадает  и социальная общность, как весьма многочисленное объединением людей, и  собственно социальная группа, как  сравнительно меньшая по численности  совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания  социальной группы в третьем, еще  более узком смысле, что чаще всего  и делается. Но разграничивая понятия "социальная группа" и "социальная общность", социологи обычно не сводят всё лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются также  большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальные объединения  в качестве структурных единиц. Что  же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность  выступать в качестве структурных  элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения  и т.д.
     Социальные  группы подразделяются также на первичные  и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые  вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью  межличностных взаимодействий. Ярким  примером первичной малой группы может служить семья. К их числу  относятся также группа друзей, спортивная команда и другие. Они являются первичным связующим звеном между  личностью и обществом. Вторичная  социальная группа - это обычно большая  социальная группа, в основе которой  лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для  достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и других). Ясно, что в таких  группах индивидуальность каждого  из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план.
     Каждый  по собственному опыту знает, что  в любом трудовом коллективе, в  любой студенческой группе, не говоря уже о коллективах студентов  курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных  интересов, занятий тем или иным видом спорта и т.д. Эти последние  выступают как первичные группы, для которых главное - это сам  характер взаимосвязи и взаимодействия между членами группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное -в  совместном выполнении специфических  функций (например, участие в производственном процессе, учеба и др.) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования и др.). Несмотря на неуклонное возрастание места  и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные  группы и здесь продолжают играть важную роль.
     С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой  отражается различие общественных групп  по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп как социально-классовые  общности (классы, социальные слои); социально-демографические  общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные  общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые  и другие группы. Из сказанного следует, что не всякое объединение людей  в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто  сталкиваемся с такими объединениями  людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых  характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными  группами и поэтому нередко именуются  квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и  даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в  вузе - социальная группа.
     Социологи по-разному определяют понятие "социальная группа". Так, наш социолог Г.С. Антипина рассматривает социальную группу как  совокупность людей, имеющих общий  социальный признак и выполняющих  общественно необходимую функцию  в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы - взаимодействие, членство и  идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом  взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки  зрения других людей. Давая аналогичное  определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение  человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение. Как и социальные взаимодействия, социальные группы (общности) могут  классифицироваться по различным основаниям. По своей величине, численности они  подразделяются на малые (примерно от двух до пятнадцати - двадцати человек) и большие. Отличительными чертами  малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и  близость, прочность и интенсивность  взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения  и др. Видный социолог и социальный психолог нашей страны Г.М. Андреева следующим образом определяет малую  социальную группу: "Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме  непосредственных личных контактов".
     В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных  и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социологи  пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие. В малой группе общественные отношения выступают в форме  непосредственных личных контактов.
     Разновидностью  малых групп являются "первичные  группы" (термин Ч. Кули). Через первичные  группы (семья, школьный класс, студенческие группы) осуществляется социализация индивидов (освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей, идеалов). Первичные группы играют роль связующего звена между обществом и личностью.
     Вторичная группа - образуется из многих людей, в  основе союза которых лежит безличностное  взаимодействие для достижения политических, экономических, социальных целей (партии, профсоюзы, секты).Объединяет вторичные  группы совместное выполнение специфических  функций (участие в производстве, учёбе, воинской службе). Этнические общности занимают видное место в социальной жизни.
     Этнос- это исторически сложившаяся  устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним, т.е. самоназвание (русские, немцы).Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
     Клан - группа кровных родственников, носящих  имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени  они остались в некоторых районах  Шотландии, у индейцев Америки, в  Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов  и кланов. Племена обладают собственным  языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной  совет), общими церемониями. Их численность  доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного  и экономического развития племена  преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации.
     Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между  племенами и нацией. Народности возникают  в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую  и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так  велико.
     Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим  ценностям и институтам. Представители  одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У  них не обязательно должен быть общий  язык, религия.
     Нация возникает в период преодоления  феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный  уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем  народность, и насчитывают десятки  и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и  экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает  очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и  конфликты возникают как признак  того, что нация сформировалась и  борется за свой суверенитет.
     Итак, в истории сложились следующие  этнические общности: племя, народность и нация.
     Предпосылкой  формирования этноса является общность территории, что создаёт условия  для тесного общения и объединения  людей. Однако, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют  свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет  единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и  связанных с ними социально-психологических  особенностей сознания.
     Интегральным  показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание- чувство принадлежности к определённому  народу.
     Этносы  самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и  создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных и институциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов  людей.
     Социальная  организация в современном обществе - это наиболее распространённый и  важный тип социальных общностей  и групп, составляющих базис структуры  современного общества. 

     
    Толпа как  социальный феномен. Поведение личности в толпе.
     Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав
     Социальная  жизнь людей отливается в великое  множество самых разнообразных  форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения  сугубо индивидуализированные, целиком  или в значительной степени зависящие  от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными  прямым или опосредованным влиянием других людей.  
Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.  
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.  
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.  
Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.  
Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».  
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.  
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

     - публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
     - контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
     - совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.  
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.  
Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.  
Определены даже основные этапы формирования толпы.  
Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики. 
Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале — любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.  
Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы.  
Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.  
Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.  
Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.  
Ядро толпы, или зачинщики, — субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях.  
Участники толпы — субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.  
В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.  
К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.  
В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.  
Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

     2. Классификация толпы
     Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.  
Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.  
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.  
Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.  
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.  
Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).  
Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.  
Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)  
Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).  
Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.  
1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.  
2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.  
3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).  
4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. 
Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности: 
- разнородная; 
- анонимная (уличная, например); 
- персонифицированная (парламентское собрание); 
- однородная: 
- секты; 
- касты; 
- классы.  
Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Лебона. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа») , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность.

    Социальная группа, ее основные признаки и значение.
     СОЦИАЛЬНАЯ  ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические  взаимосвязи индивидов между  собой и обществом в целом  в рамках определенного исторического  контекста. Внешние отличительные  признаки С.Г.: 1) статика существования  С.Г. проявляется в непрерывной  динамизации групповых процессов  в латентной или явной форме; 2) С.Г. характеризуется определенным набором социальных норм, институционали-зацией ценностей, репродуцируемых групповым  контекстом; 3) С.Г. имеет свою ролевую  структуру с достаточно выраженными  функциональными нагрузками. Существует значительное число критериев, характеризующих  специфический способ действия каждой С.Г.: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам  входящих в них индивидов, по характеру  внутренней структуры, по статусу в  обществе, по уровню сплоченности, по степени  взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения С.Г. имеет  давнюю традицию. Еще Гоббс попытался  дать определение С.Г. как «...известного числа людей, объединенных общими интересом  и делом», и выделил группы упорядоченные  и неупорядоченные, политические, частные  и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории С.Г. является Зиммель, рассмотревший  целый спектр закономерностей и  аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение С.Г. внес Куля, рассмотревший влияние  на социализацию индивида первичных  групп. Дальнейшее развитие теория С.Г. получила в работах Э. Мэйо, акцентировавшем  свое внимание на изучении оптимальных  условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено, который ввел в оборот методику измерения  характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия. Общие проблемы взаимодействия С.Г. с обществом  в рамках функционального анализа  изучались Парсонсом. Наибольшее развитие теория С.Г. получила в рамках психологии, где акцентировались именно интрогрупповые характеристики, через призму которых далее проецировался внешний мир. Именно в таком контексте получили жизнь три общепсихологических подхода к изучению группы в целом и межгруппового взаимодействия: 1) мотивационный (Фрейд, Берковитц, Адор-но), где постулатом являлся момент образования группы на основе общей выгоды и целей с позиций аутгрупповой враждебности и внутригрупповой сплоченности; 2) ситуационный (А. Тэджфел, М. Шириф), где единственным основанием для образования группы являются цели: «...индивиды, стремящиеся к цели посредством взаимозависимых действий, становятся группой, они развивают социальную иерархию и специфические нормы; 3) когнитивный (Фергюссон, Келли, Горовитц и др.), когда формирование группы имеет место там, где два или более человека начинают воспринимать себя с позиции ингрупповой-аутгрупповой категоризации. Любая совокупность людей с большей вероятностью будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях. В социологических теориях вопрос изучения С.Г. имел некоторый функциональный оттенок в контексте выхода не на атмосферу существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие С.Г. имеет свою специфику в интерпретации.
     По  размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая  группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми  членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает  опосредованное взаимодействие, поэтому  в большой группе обязательно  возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.
     Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно  взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает  элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда  не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших  группах, где воздействия людей  друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся  особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие  непосредственных взаимодействий формирует  развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.
     Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение).
     В зависимости от характера отношений  и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность  малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект  рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек  наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в  ней может происходить первичная  социализация личности.
     Вторичная группа - это целевая группа, в  которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную  и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как  правило, большая группа, но малая  группа тоже может быть вторичной. Отношения  в группе отличаются характером безличных  функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает  вторичная социализация личности.
     В зависимости от структуры и внутре
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.