Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление и развитие банковской системы Казахстана

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Становление и развитие банковской системы Казахстана. 

ВВЕДЕНИЕ 
1 Теоретические аспекты функционирования банковской системы
1.1 Характеристика элементов и признаков банковской системы
1.2 Основные этапы становления банковской системы Республики Казахстан
2 Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан и основные проблемы её функционирования
2.1 Национальный банк Республики Казахстан как основное звено банковской системы
2.2 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан
3 Современные тенденции в развитии банковской системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
      Банковская  система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
     Современная банковская система – это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы – это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
     Современная банковская система – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).
     В механизме функционирования банковской системы государства большая  роль принадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки – это старейшая  и наиболее массовая группа кредитных  учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике.
     Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и  предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчет на обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и другие.
     Сегодня коммерческий банк способен предложить своим клиентам до 200 разнообразных  продуктов и услуг. Такая широкая диверсификация операций позволяет коммерческим банкам сохранять своих клиентов и оставаться прибыльными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре.
     Убытки  одних операций перекрываются прибылями  других, которые в данной ситуации имеют для выполнения их благоприятные условия, не случайно во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки остаются главным операционным звеном кредитной системы. Они показывают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитно-денежного рынка.
     В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления.
     Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют  важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты функционирования банковской системы

1.1 Характеристика элементов  и признаков банковской  системы

 
     Банковская  система – это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Как совокупность элементов ее можно представить в виде следующих блоков и их элементов (рисунок 1). Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств.
       
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Структура банковской системы [2, с. 194] 

     Рассмотрим  данную структуру более подробно.
     В состав фундаментального блока банковской системы входит как сам банк, так  и правила его деятельности. Вопрос о том, что такое банк, как работает этот блок банковской системы, не такой простой, как это кажется на первый взгляд. Неспециалистам трудно разобраться в особенностях деятельности банков, ведь в современном обществе они выполняют самые разнообразные операции. Банки не только организуют денежное обращение и кредитные отношения: через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях – посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, создают свои подсобные предприятия [2, с. 205].
     Чаще  всего банк определяют как учреждение, как организацию. «Банковские учреждения и организации» – широко распространенное словосочетание, его можно встретить как в научной, так и в учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и в периодической печати.
     Банк, выступая как кредитор, заемщик, посредник  между ними, тем не менее с точки зрения его сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Банк – это особое явление в хозяйственной жизни [3, с. 141].
     На  практике существует многообразие банков. В зависимости от того или иного  критерия их можно классифицировать следующим образом.
     По  форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные  и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам.
     Коммерческие  банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, государственные.
     По  законодательству большинства стран  на национальных банковских рынках допускается  функционирование иностранных банков.
     По  правовой форме организации банки  можно разделить на общества открытого  и закрытого типов с ограниченной ответственностью.
     По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.
     Эмиссионными  являются все центральные банки, их классической операцией выступает  выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки совершают все операции, дозволенные банковским законодательством. Коммерческие банки составляют ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.
     По  характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные  и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать, независимо от направленности своей деятельности, как физических, так и юридических лиц. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.
     Возможна  классификация и по обслуживаемым  банками отраслям. Банки могут  быть многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство).
     По  числу филиалов банки можно разделить  на безфилиальные и многофилиальные.
     По  сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.
     По  масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
     В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся  ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.
     Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, увеличением объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые «в складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса [7, с. 204].
     В банковской системе действуют также  банки специального назначения и  кредитные организации (не банки).
     Банки специального назначения выполняют  основные операции по указанию органов  исполнительной власти, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, определяемые их статусом как банка.
     Некоторые кредитные организации не имеют  статуса банка, они совершают  лишь отдельные операции, в связи  с чем не получают от центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности.
     К элементам организационного блока  банковской системы относят и  банковскую инфраструктуру. В нее  входят различного рода предприятия, агентства  и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. [8, с. 198].
     Третьим блоком банковской системы является регулирующий блок. В него, как это было представлено на рисунке 1, входит прежде всего государственное регулирование банковской деятельности. К нему принято относить акты общегосударственного значения: конституцию страны, законодательство, регулирующее деятельность параллельно функционирующих финансовых и нефинансовых институтов. К данной группе законов, касающихся банковской деятельности, в ряде стран относятся законы о бирже, акциях и ценных бумагах, об ипотеке, трасте и трастовых операциях, о финансово-промышленных комплексах, инвестиционных займах и др. К категории государственного регулирования банковской сферы относятся также стратегические документы, определяющие перспективу развития банковской системы страны.
     Особым  элементом этого блока банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. Это законы, прямо относящиеся к работе банков, а также нормативные акты, устанавливающие требования к капиталу банков, управлению рисками, организации внутрибанковского контроля и др. В состав элементов этого блока также входят инструкции самих кредитных учреждений, определяющие правила ведения банковского дела, включая осуществления кредитных, расчетных и других операций.
     Банковская  система обладает рядом признаков.
     Банковская  система прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, имеющие другой род деятельности.
     Банковская  система специфична, она выражает свойства, характерные для нее  самой в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними.
     Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего имеется в виду, что она в качестве элемента включает банки, которые как денежно-кредитные  институты дают «окраску» банковской системе [9, с. 168].
     Сущность  банковской системы влияет на состав и сущность ее элементов.
     Практика  знает несколько типов банковской системы:
    распределительная централизованная банковская система;
    рыночная банковская система;
    система переходного периода.
     В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве существует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему совету, решению акционеров, а не административному органу государства.
     Современная банковская система Казахстана выступает  как рыночная модель и разделена  на два яруса.
     Первый  ярус охватывает учреждения Центрального банка Республики Казахстан, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности тенге, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из коммерческих банков, задача которых – обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит от предшествующей, поэтому имеет «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в Казахстане еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.
     Банковскую  систему можно представить как  целое, как многообразие частей, подчиненных  единому целому. Это означает, что  отдельные части банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной – появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и оказывать банковские услуги.
     Теоретически  можно предположить, что даже в  том случае, если из банковской системы  исчезает первый ярус – центральный банк, то вся система не разрушится, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.
     Банковская  система не находится в статичном  состоянии, напротив, она пребывает  в динамике. Важны два момента.
     Во-первых, банковская система как целое  все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.
     Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между последними.
     Банковская  система является системой «закрытого»  типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении [10, с. 115].
     Банковская система – самоорганизующаяся, т.е. саморегулируемая, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.
     Банковская  система выступает как управляемая  система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо органу исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, работают в соответствии с общим и специальным банковским законодательством, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который контролирует деятельность кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы) [11, с. 198].
     Все эти признаки свойственны казахстанской  банковской системе, которая, находясь в переходном периоде, тем не менее является развивающейся системой. Взаимодействие между звеньями банковской системы приобретает более разносторонний характер, улучшается нормативная база ее деятельности. Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему экономической системы.

1.2 Основные этапы  становления банковской  системы

Во  времена  советской  власти  Казахстан  не  имел  своей  банковской
системы,  так  как  на  территории  республики  функционировали  филиалы   и
отделения центральной  кредитной  системы  СССР.  В  связи  с  этим  история
банковской системы  неразрывно связана  с  историей  СССР  и  дореволюционной
России. В банковскую систему царской России входили:  Государственный  банк,
акционерные  банки,  общества  взаимного  кредита,  городские  банки,  банки
ипотечного кредита  и другие кредитные учреждения.
      Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860г.) являлся
Центральным банком всей  кредитной  системы.  Ему  принадлежало  монопольное
право на выпуск бумажных денег  в  обращение.  Государственный  банк  России
привлекал в 1914г. больше половины  вкладов  и  текущих  счетов,  около  1/3
учетно-ссудных  операций всех акционерных коммерческих банков. В  отличие  от
центральных эмиссионных  банков  других  стран  Государственный  банк  России
кредитовал не только банки, но  и  промышленность, торговлю,  заготовки.  К
1914г.  он  имел  10  контор,  124   отделения   и   791   приписную   кассу
государственного  казначейства.
      Акционерные коммерческие банки  (47 банков с  743  филиалами)  занимали
доминирующие  положение на  рынке  ссудных  капиталов  и  к  1914г.  достигли
высокой степени  концентрации.
Для  обслуживания  средней  и  мелкой  буржуазии    функционировали   мелкие
кредитные  учреждения:  общества  взаимного   кредита   (11081),   городские
общественные  банки (343).
      Система ипотечного кредита состояла  из  государственного  дворянского
земельного  банка,  государственного  поземельного  банка,  10   акционерных
земельных банков, 36 городских кредитных банков и  прочих  банков  ипотечного
кредита.
      Среди прочих кредитных учреждений  наиболее  распространение  получила
кредитная кооперация, обслуживающая зажиточные слои  деревню.  Она  состояла
из ссудосберегательных  касс и кредитных товариществ.
      После   Октябрьской   революции   1917г.   был   осуществлен   принцип
государственной монополии организации банковского дела. В стране был  создан
Государственный  банк,  а  затем,  в   результате   национализации   частных
коммерческих  и  других  банков,  -  отраслевые  и  территориальные   банки,
принадлежащие  также  государству.  Одним  из  звеньев  банковской   системы
становятся государственные  трудовые  сберегательные  кассы.  Одновременно  с
государственными  банками  в  первые   годы   советской   власти   создаются
негосударственные   кредитные    учреждения:   кооперативные    и    частные
государственно-капиталистические, в т.ч. с участием  иностранного  капитала.
В  1922г.   стали   организовываться   кредитные   и   ссудно-сберегательные
товарищества  и их союзы,  в  задачу  которых  входило  оживление  деревни  и
кустарной промышленности.  В  1924г.  сельскохозяйственной  кооперации  было
разрешено проводить  кредитные операции в форме приема вкладов,  выдачи  ссуд
и посредничества в расчетах. На 1 апреля 1926г. в СССР  насчитывалось  16185
товариществ, из них 2426 -  кредитных и ссудно-сберегательных  и 12424  -
сельскохозяйственных  с кредитными функциями.
      С 1922г. создаются общества взаимного  кредита для кредитования частной
торговли,   промышленности,   а    также    государственно-капиталистический
акционерный юго-восточный банк и Российский  коммерческий  банк  с  участием
иностранного  капитала.
      Коллективизация  сельского   хозяйства   сделала   ненужной   кредитную
кооперацию, которая  ликвидируется в 1931г. Вытеснение  частного  сектора  из
сферы торговли и промышленности привело к свертыванию деятельности  общества
взаимного  кредита.   Функции   других   кредитных   органов   переходит   к
государственным   отраслевым   банкам:   Промбанк,   Цекомбанк,   Всекобанк,
Центральный сельхозбанк  и другие, которые были образованы в 1922—1925 гг.
      В результате проведения кредитной   реформы  в  СССР  в  1930-1932  гг.
организованы  отраслевые банки на  новых  принципах.  Созданы  4  специальных
банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений:
      Банк  финансирования  капитального  строительства   промышленности   и
электрохозяйства  (Промбанк),   преобразованный   из   банка   долгосрочного
кредитования  промышленности  и  электрохозяйства.  Он   был   в   1959   г.
реорганизован в Стройбанк СССР;
      Банк финансирования социалистического  земледелия  (Сельхозбанк  СССР),
организованный    вместо    многочисленных    кредитных    товариществ     и
республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г,  был  упразднен,  его
функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);
      Банк финансирования капитального  строительства кооперация (Всекобанк),
созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936  г.  Всекобанк
был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному  Торгбанку
СССР, упразднен  ному в 1959г.);
      Банк   финансирования   коммунального   и   жилищного    строительства
(Цекомбанк); был  упразднен в  1959  г.,  а   его  функции  распределены  м еду
Стройбанком и  Госбанком СССР.
      Все эти отраслевые банки  занимались  финансированием  и  долгосрочным
кредитованием   отрасли.   А   в   Госбанке   СССР   было   сконцентрировано
краткосрочное кредитование всех отраслей народного  хозяйства. Роль  Госбанка
СССР как центрального и ведущего звена всей  кредитной  системы  еще  больше
возросла.  Расчетные  и  текущие  счета  всех  предприятий   и   организаций
сосредоточились в Госбанке СССР.
      Был осуществлен на практике  принцип концентрации денежного   оборота  в
одном банке, т.е.  каждое  предприятие, организация или учреждение  могло
иметь расчетный  или текущий счет только в одном  банке.  В  этом  банке  они
хранили свои средства,  получали  кредиты  и  наличные  деньги,  через  него
проводили все  безналичные расчеты.
      Банковская реформа в СССР била проведана в 1987 - 1988гг. В результате
на  основе  учреждений  Госбанка  СССР  и  Стройбанка  СССР  были   созданы:
Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк.  На  базе  системы  сберегательных
касс, входивших  в состав Госбанка СССР, образован  Сберегательный банк, а  на
основе  Внешторгбанка   создан   Внешэкономбанк.   Госбанк   СССР   перестал
осуществлять  кассовое  и  кредитно-расчетное  обслуживание  предприятий   и
организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
      На Промстройбанк СССР было возложено  проведение  кредитной  политики,
повышение  эффективности   системы   кредитования   основной   деятельности,
финансирование  и  кредитование  капитальных  вложений,  а  также  расчеты  в
промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в  системе  Госснаба
СССР. Банк ввел расчетные, ссудные и другие счета  предприятий и  объединений
этих   отраслей   хозяйства.   Такое   же   комплексное   кредитно-расчетное
обслуживание   предприятий    агропромышленного    комплекса    осуществляет
Агропромбанк  СССР; предприятий и организаций  социальной сферы и  торговли  -
Жилсоцбанк СССР; обслуживания  населения  -  Сбербанк  СССР.  Внешэкономбанк
СССР обеспечивал  организацию и проведение  расчетов  по  экспортно-импортным
операциям.
      Структура специализированных банков была построена по административно-
территориальному  принципу.  Организованы  республиканские  банки  в  союзных
республиках и  управления банков в краях и областях.  На  уровне  района  или
города банки  имели  свои  учреждения.  Они  создавались  первоначально,  по
принципу:   в   районе,   как   правило,   одно   учреждение    одного    из
специализированных  банков, клиентура которого преобладает  в  данном  районе.
Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были  представлены
в каждом районе,  колхозе  и  совхозе.  Низовое  звено  спец  банков  (кроме
Сбербанка), несмотря на специализацию,  обслуживало  всю  клиентуру  данного
района.  По  существу  специализация  банков  выражалась  только  на  уровне
управления, а низовые  учреждения  превратились  в  универсальные  кредитные
учреждения. Они  обслуживали клиентуру всего  района, т.е.  предприятия,  всех
отраслей.
      Коммерческие банки, отделенные  от Госбанка, обычно функционировали  как
специализированные, каждый  банк  имел  монополию в определенной  отрасли
(промышленность, строительство, сельское хозяйство,  внешняя  торговля).  Они
финансировали  и  кредитовали  свои  предприятия,  как  им   предписывалось,
зачастую под  крайне низкие проценты, не принимая  в  расчет  обоснованность,
жизнеспособность  и прибыльность этих  предприятий.  В  активах  этих  банков
преобладали  некачественные  просроченные  ссуды  убыточных  государственных
предприятий.
      В целом идея специализации  банков внесла путаницу в работу  банковской
системы,  она  не  освободилась  от  монополизации,  не   внесла   коренного
изменения в  кредитный механизм, а стала, пожалуй,  еще  более  громоздкой  и
характеризовалась многозвенностью, носила явно  затратный  характер,  возрос
бюрократический аппарат верхнего уровня при  ослаблении  первичных  звеньев.
Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР  —  он  не  оказывал
действительного влияния на работу специализированных банков.
      В этих условиях единственно  целесообразным  было  провести  банковскую
реформу,  осуществить  переход  банковской  системы   к   ее   двухуровневой
организации, аналогичной  западным образцам.
      Перестройка банковской структуры  должна была  ликвидировать   монополию
Госбанка на банковское  дело.  До  1988  г.  Госбанк  СССР  был  практически
универсальным  кредитным  учреждением,  выполнявшим  функции   Центрального,
коммерческого и инвестиционного банков.  Казахская  республиканская  контора
Стройбанка  СССР  осуществляла  обслуживание  инвестиций  в   городе   -   в
промышленности, на транспорте и в других  отраслях  хозяйства.  Внешторгбанк
СССР,  функционировавший  на  акционерных  началах,  обслуживал  операции  в
валюте и с  валютой.
      После получения суверенитета, в  декабре 1990 г.,  Казахстан  сразу  же
приступил к  созданию собственной банковской системы, отвечающей  требованиям
рыночной экономики. Уже в январе 1991г.  был  принят  Закон  "  О  банках  и
банковской деятельности в Казахской СССР", что было,  по  существу,  началом
банковской  реформы  в  стране.  Республиканский  Государственный  банк  был
преобразован  в  Национальный  банк,  Республики  Казахстан   с   областными
управлениями  и отделениями. Республиканский  Промстройбанк. —  в  акционерно-
коммерческий  банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий  банк  -
Агропромбанк  Республики Казахстан, Внешторгбанк —  в  акционерно-коммерческий
банк  Алембанк,  Республиканский  Сбербанк  —  в  акционерно-коммерческий  —
Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г.  эти  банки  были  преобразованы  в
акционерные банки,  а  Сбербанк  переименован  в  Народный  банк  Республики
Казахстан.
Процесс становления банковской системы  республики состоит из трех этапов:
     На  первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;
     Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (таблицы 1, 2).
     Данные  таблицы 1 показывают динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993 году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 году их количество сократилось до 38 единиц, а в 2008 году уменьшилось до 35. 

     Таблица 2 – Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций
  1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Кол-во организаций, осуществл-х отдельные виды банковских операции, в т.ч: 5 6 27 36 51 78 97 109 97 117 166 204 272
Кол-во кредитных товариществ
- - - - 2 - 7 8 19 29 52 83 136
Кол-во ломбардов 5 6 27 36 35 40 42 46 45 52 66 75 84
Кол-во других организаций - - - - 14 15 48 55 33 36 48 46 52
Примечание  – Источник статистические данные по банкам за 1993–2005 гг. С 2006 г. деятельность не лицензируется
 
Наблюдаемая тенденция напрямую связана с  проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. Одновременно с уменьшением общего количества банков второго уровня отмечается увеличение числа организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, так если в 1993 году их количество составляло всего 5 единиц, то 2002 году их общее число выросло до 117 единиц, а в 2005 году увеличилось до 272 единиц. К моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а центральный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном собственной денежно-кредитной политики [12, с. 89]. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.
     Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.
     Количество  банков за годы реализации Программы (1996–2001 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (таблица 3). 

     Таблица 3 – Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году
 
 
на01.01.01 г. Ha01.01.02 г.
Количество  банков (БВУ), в т.ч.: 48 44
Банки, выполнившие требования уровня к  международным стандартам 1 12
Банки, отнесенные к I группе 11 4
Банки, отнесенные к II группе 24 17
Банки, не выполнявшие требования Программы 7 4
Банки, не включенные в Программу 1 2
Дочерние  банки, чьи родительские байки-нерезиденты  имеют рейтинг категории «А» 3 3
Банки, на которых требования Программы  не  распространяются
1 21
Примечание  – Источник финансовая отчетность банков за 2001–2002 гг.
 
     По данным таблицы 3 в 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике.
     В начале 2000 года 16 банков стали и участниками  системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело  в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг и в конечном итоге доступности их для широких слоев населения республики. В течение 2000 года число банков-участников данной системы увеличилось до 18, а к настоящему времени – более 20.
     Также совершенствовалась система зашиты вкладов населения – в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство, по банковской тайне применительно к депозитным счетам физических лиц [19, 208].
     Комплекс  мер по защите вкладов граждан  в банках привел к повышению доверия  населения к банковской системе, а в сознании людей произошел  своего рода «перелом», когда они  перестали хранить деньги в «чулках» и предпочитают для своих сбережений отечественные банки.
     Самым серьезным изъяном в философии  создания современной банковской системы  на этапе перехода от командной экономики  к рынку была однозначная наполненность  основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макро содержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.
     Третий  этап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой и принятием Концепции развития финансового сектора на 2003–2006 годы.
     Главная цель Концепции – определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности на перспективу.
     В настоящее время финансовый сектор находится на таком уровне, когда  основные реформы уже проведены  законодательно, нормативная база в  целом построена. Задачи, которые ставились в начале процесса реформирования, уже выполнены. В связи с полной передачей Национальному банку Казахстана функций по регулированию всего финансового рынка встала задача комплексного определения путей развития финансового сектора.
     В этом контексте переход финансового  сектора Казахстана на стандарты  Европейского союза позволит создать рынок, где будут существовать «правила игры», понятные любому инвестору или участнику. Национальный Банк Казахстана использует такой же механизм регулирования денежного рынка, как и Европейский центральный банк [13, с. 132].
     Выбор стандартов Евросоюза предопределен и тем, что до 80% товарооборота Казахстана осуществляется либо со странами, входящими в ЕС, либо со странами, которые в будущем могут в него вступить (Россия, Турция, Украина). В дальнейшем влияние Еврозоны на экономику страны будет постепенно превалировать. В этих условиях, несомненно, углубление взаимоотношений финансовых систем Казахстана и Европейского союза.
     Указом  Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
     В целях обеспечения покрытия возможных  потерь от банковской деятельности и  повышения финансовой устойчивости отечественных банков второго уровня 30 ноября 2007 года Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняты постановления:
     1. №256 «О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 февраля 2000 года №70 «О минимальном размере резервного капитала банков второго уровня» В целях покрытия убытков, связанных с осуществлением банковской деятельности, банки обязаны за счет чистого дохода до выплаты дивидендов по простым акциям формировать резервный капитал. Данным постановлением с 1 мая 2008 года изменяется требование по размеру резервного капитала банков, который должен составить величину, равную не менее 2 процентов от ссудного портфеля банков, подлежащего классификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. По предварительным оценкам совокупный размер резервного капитала после введения в действие постановления увеличится в 3 раза и окажет положительное воздействие на капитал первого уровня.
     2. №257 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня, а также о внесении изменения в постановление Правления Агентства от 25 октября 2004 года №304 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций» (в новой редакции) в соответствии с которым утрачивает силу предыдущее постановление Правления Агентства от 2 июня 2001 года №190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня».
     Данным  постановлением предусматривается:
     – увеличение минимального размера собственного капитала (действующий минимальный размер – 1 млрд. тенге):
     с 1 января 2009 года – до 1,5 млрд. тенге;
     с 1 января 2010 года – до 2 млрд. тенге;
     – увеличение минимального размера уставного капитала (действующий минимальный размер – 1,5 млрд. тенге):
     с 1 января 2010 года – до 2 млрд. тенге [18].
     Таким образом, нестабильное финансовое состояние  банков Казахстана в настоящее время  вынуждает Национальный банк, АФН  и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей недопущения кризисных ситуаций в банковской сфере. Центральными органами власти Республики Казахстан было произведены ликвидация и объединение неплатежеспособных и находящихся в кризисном положении крупных банков республики, имеющих широкую сеть филиалов – это, в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой – внушает надежду на то, что финансовый и банковский кризис банковской системе Казахстана не грозит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ современного  состояния банковской  системы Республики Казахстан и основные проблемы её функционирования

2.1 Национальный банк  Республики Казахстан  как основное звено  банковской системы

     Республика  Казахстан имеет двухуровневую  банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.
     После объявления суверенитета республики в  декабре 1990 года Казахстан приступил  к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Закон Республики Казахстан  «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.
     Однако, отсутствие собственной валюты делало невозможным проведение самостоятельной  независимой денежно-кредитной политики. Поэтому реально самостоятельную  денежно-кредитную политику Национальный Банк начал проводить с момента ввода в обращение национальной валюты Республики Казахстан – тенге – с 15 ноября 1993 года. С момента введения национальной валюты Национальный Банк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, платежной системы, внедрение системы регулирования деятельности банков.
     Национальный  Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк Казахстана при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли. Виды, правовой статус, порядок создания, функционирования и ликвидации банков второго уровня определяются банковским и иным законодательством Республики Казахстан.
     Национальный  Банк Казахстана в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом  Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном банке Республики Казахстан» №2155, а также Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» законодательными актами Президента Республики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан.
     Национальный  Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан. Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает: назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты – казахстанского тенге; представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.
     Национальный  Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные правовые акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях – «Казакстан Yлттык Банкi нiн Хабаршысында», «Вестнике Национального Банка Республики Казахстан» на казахском и русском языках.
     Национальный  банк Казахстана является юридическим  лицом в организационно – правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.
     Национальный  Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства  и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его  основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.
     Национальный  Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального  Банка является Правление, а органом  оперативного управления – Совет  директоров.
     Организационно  Национальный Банк включает центральный  аппарат, 16 территориальных филиалов, 2 филиала в городе Алма-Аты (Банкнотная фабрика и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство Национального Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные организации (Республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.
     Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Национального банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.
     Национальный  банк Республики Казахстан, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
     Одна  из ключевых задач Национального  банка Республики Казахстан по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Это во многом определяется макроэкономической средой и коммерческими банками, потому что без них вообще невозможно выполнение Национальным банком своих задач:
    коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;
    деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
     Рассматриваемая задача Национального Банка Республики Казахстан достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
     Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.